Особенности государственной гражданской службы: плюсы, минусы, предельный возраст пребывания на гражданской службе.

Возраст для госслужащих был увеличен. Пенсия госслужащего - это пособие, которое он будет получать за долгие труды на одной из государственных федеральных должностей.

Федеральный служащий - это человек, который работает на посту федеральной службы и который получает за это денежное пособие из государственного бюджета.

Назначение пособий

Возможность получать пенсию появляется у каждого госслужащего, выполнившего все условия. По закону при наличии следующих условий гражданин может рассчитывать на получение пенсии:

При увольнении также можно обратиться за назначением пособий, если:

  • Произошло сокращение штата или государственное учреждением ликвидировано.
  • При увольнении с должности.
  • Если достигнут пенсионный возраст для госслужащих.
  • Из-за плохого здоровья, которое мешает дальше вести нормальную трудовую деятельность.

Исходя из функциональных и должностных особенностей трудовой деятельности, выделяют три типа госслужащих.

Первый тип - сотрудники, чьи полномочия распространяются на территорию всей страны.

Второй тип - сотрудники, чья трудовая деятельность ограничена только одним регионом.

Третий тип - военнослужащие и лица, которые к ним приравниваются.

Для каждого типа существует определенный возраст, достигнув который, можно смело отправляться на заслуженный отдых. В среднем он определен 60 годами. По ходатайству учреждения сотрудник может работать более длительное время, вплоть до 70 лет.

Право на пенсию

Законопроект о повышении пенсионного возраста для госслужащих имеет ряд изменений, которые вступили в силу с 1 января 2017 года. По новому проекту пенсионный возраст граждан должен быть увеличен до 65 лет для мужчин и до 63 для женщин. При этом стаж работы также будет увеличиваться с пятнадцати до двадцати лет .

Изначально предполагалось отправлять и мужчин, и женщин на пенсию в 65, но после пересмотра законопроекта возраст женщин был изменен. Теперь все дамы, работающие на госслужбе, могут отправляться на пенсию в 63 года. Также в законопроект внесены все изменения, которые позволяют точно проследить пенсионный возраст для госслужащих и стаж работы:

  • при отправлении на пенсию в 2017 году необходимо иметь стаж не менее 16 лет;
  • 2018 - 16.5 лет стажа;
  • 2019 г. - 17 лет;
  • 2023 г. - 19 лет;
  • при назначении пенсии после 2025 года, необходимо иметь минимум двадцать лет стажа работы.

Предложенное повышение пенсионного возраста для госслужащих и изменение стажа предполагает постепенный переход. В 2017 женщины могут отправляться на пенсию при достижении возраста 55.5 лет, а мужчины - 60.5. В следующем году повышение пенсионного возраста для госслужащих произойдет еще на 0,5 года, он составит 56 и 61 год для женщин и мужчин. Постепенно возраст должен достигнуть отметок в 63 и 65 лет.

Размер пенсии

Проект повышения пенсионного возраста для госслужащих также затронул размер выплат. С этого года пособия рассчитываются, исходя из стажа службы, и составляют от 45% и почти до 80% от суммы зарплаты.

Теперь за каждый год работы к страховой пенсии прибавляется 3% заработка. То есть, если изначально при достижении пенсионного возраста пенсия составляла 45%, то через год она будет 48% от зарплаты. Ежегодно размер выплаты будет увеличиваться.

Стаж и пенсия

Чтобы уйти на пенсию, недостаточно соответствовать возрасту, указанному в законопроекте. Также необходимо иметь установленный стаж. В 2017 году он составляет 16 лет. При этом стаже пенсионер может рассчитывать на 45% от своей зарплаты. Если в этом году стаж у будущего пенсионера будет больше двадцати лет, то ему назначат больше пятидесяти процентов от зарплаты.

В 2020 году минимальный стаж должен быть 17.5 лет, при которых будет назначено 45 процентов пенсионных выплат, рассчитанных от зарплаты. А в 2025 тот же процент назначается при двадцатилетней выслуге .

Что входит в стаж

Повышение пенсионного возраста для госслужащих рассчитывается параллельно увеличению стажа. Это суммарный показатель продолжительности госслужбы, учитывающий иной вид деятельности при определении права на пособия федеральных работников.

Увеличение пенсионного возраста

С 2017 года увеличен пенсионный возраст для госслужащих. Законопроект был принят весной 2016 года. Теперь пенсионный возраст граждан, работающих в государственных и федеральных учреждениях, наступает по достижении 63 и 65 лет у женщин и мужчин соответственно.

Однако к таким показателям решено идти постепенно, ежегодно увеличивая возраст выхода на пенсию на полгода. В 2017 году возраст должен составлять 55.5 и 60.5 лет. К 2026 году возраст выхода на пенсию госслужащих мужчин будет достигнут. Женщины придут к новым данным только к 2032 г. Помимо возраста, чтобы была назначена пенсия, необходимо иметь стаж двадцать лет, раньше этот период был 15 лет. Стаж, так же как и возраст, будет увеличиваться постепенно, по полгода.

Год выхода на пенсию, возраст и стаж

В заключение стоит подметить, что для года выхода на пенсию необходимо иметь нужный стаж, соответствовать установленному законом возрасту:

  • 2017 - женщины 55.5, мужчины 60.5 лет, стаж 16 лет.
  • 2018 - женщины 56, мужчины 61, 16.5 лет.
  • 2019 - женщины 56.5, мужчины 61.5, стаж 17.
  • 2020 - женщины 57, мужчины 62, стаж 17.5.
  • 2021 - женщины 57.5, мужчины 62.5, стаж 18.
  • 2022 - женщины 58, мужчины 63, 18.5.
  • 2023 - женщины 58.5, мужчины 63.5, 19 лет.
  • 2024 - женщины 59, мужчины 64, 19.5.
  • 2025 - 59.5 и 64.5 соответственно, двадцать лет стажа.

С 2026 года стаж должен составлять не менее двадцати лет, а возраст мужчин достигнет отметки 65. При этом пенсионный возраст женщин будет продолжать увеличиваться каждый год на полгода до 63.

Государственная гражданская служба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в органах власти ( , законодательной и служебной). Именно этот род занятий требует максимальной ответственности и исполнительности, поэтому к работникам предъявляются высокие требования.

Госслужбу можно разделить на две ветви:

  1. Федеральная гражданская служба. Из названия становится понятно, что граждане, которые являются федеральными госслужащими, несут службу в федеральных органах власти. Соответственно зарплату они получают из федерального бюджета.
  2. Региональная гражданская служба. К этой группе относятся госслужащие, которые выполняют свою профессиональную деятельность в органах власти субъектов Российской Федерации. Зарплата идет из бюджета конкретного региона, в некоторых случаях из федерального бюджета.

На государственной гражданской службе огромное множество должностей. Как и на любой работе, здесь есть руководители (отделов, департаментов и т.д.), их советники и помощники, а также специалисты, выполняющие вполне конкретные специфичные задачи, и обеспечивающие специалисты для информационного, хозяйственного и другого обеспечения государственной деятельности.

Стать госслужащим может любой гражданин России, достигший совершеннолетия, владеющий русским языком. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Однако не так давно президент издал указ, согласно которому срок выхода на пенсию для госслужащих может быть продлен при необходимости до 65 лет, а для госслужащих высших должностей – до 70 лет. Основные достоинства, из-за которых госслужба является такой желанной:

  1. , обеспечивающая достойную пенсию. А у высших должностей и сама зарплата весьма достойная.
  2. Стабильность. Какой бы кризис ни грянул, госслужба будет всегда, и это дает уверенность в завтрашнем дне.
  3. и соцпакет. Госслужащие пользуются скидкой на проезд, коммунальные услуги. Молодые мамы могут уйти в декрет или на больничный без всяких проблем.

Запреты и правила, касающиеся госслужбы

Государственная гражданская служба – это большая ответственность. Она накладывает на работников этой сферы определенные ограничения:

  • Госслужащим нельзя заниматься прочей деятельностью помимо педагогической, научной или творческой.
  • Граждане, находящиеся на государственной гражданской службе, не должны участвовать в забастовках и прочих мероприятиях, нарушающих функционирование государственных органов.
  • Госслужащий не должен заниматься предпринимательством и использовать свое служебное положение, чтобы каким-то образом содействовать другим предпринимателям и организациям.
  • Конечно, госслужащему запрещено брать взятки. Это касается не только материального вознаграждения, но и различных подарков, услуг «в благодарность за оказанную помощь».
  • Человек, находящийся на государственной гражданской службе, не должен разглашать информацию, связанную с его работой, тем более информацию конфиденциального характера.
  • Нельзя никаким образом использовать свое служебное положение в личных целях.
  • Запрещено находиться на государственной службе в должности, которая находится в подчинении или же, наоборот, в начальственном положении по отношению к какому-либо госслужащего (брат, сестра, муж, жена, сын, отец и т.д.).
  • Вступать в политические партии и религиозные организации также запрещено.
  • Нельзя выступать в СМИ с различными обращениями, давать суждения и оценки деятельности государственных органов и их руководителей. Не допускается также давать неполномочные обещания.
  • Госслужащий не может использовать техническое оборудование и другое имущество, принадлежащее госорганам в личных целях и передавать его третьим лицам.
  • Нельзя приобретать ценные бумаги с целью получения дохода.

Как поступить на государственную гражданскую службу?

К кандидату на пост госслужащего также предъявляются свои требования:

  1. Человек должен быть совершеннолетним и дееспособным.
  2. Он должен быть гражданином России и хорошо владеть языком. Второго гражданства быть не должно.
  3. Гражданин, претендующий на пост госслужащего, не должен иметь судимостей.
  4. Ряд заболеваний не позволяет устроиться на государственную службу: психические расстройства, заболевания, отражающиеся на умственных способностях.
  5. Человек не должен иметь тесных родственных связей с потенциальным руководителем.

Если гражданин соответствует перечисленным стандартам и к тому же имеет специальное высшее образование, он может претендовать на должность госслужащего. Для этого нужно пройти конкурс, состоящий из двух этапов. Лишь по результатам конкурса проводится прием на эту работу.

  1. Первый этап – предоставление своих документов. Конечно, это нужно делать не в любое желаемое время, а лишь после того, как на сайте или в печатном издании был объявлен конкурс. Госслужащие не любят разглашать информацию о вакансиях, поэтому узнать что-то заранее будет крайне трудно.
  2. Второй этап – оценка и отбор кандидатов. Этим занимается специальная комиссия, выбранная соответствующим государственным органом. Первым делом рассматриваются все документы, предоставленные кандидатами, а затем уже проводят другие отборочные мероприятия: собеседование, анкетирование, реферат и прочее. После рассмотрения и тестирования всех кандидатов комиссия голосует.

Кандидат может быть или же не принят, но занесен в кадровый резерв. Во втором случае участвовать в конкурсе больше не придется. Кандидата пригласят на определенную должность, если такая необходимость появится.

Особенности альтернативной гражданской службы — тема видеоматериала:

Фе­деральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 2 ст. 21) закрепляет предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе - 65 лет .

В соответствии с частями 5, 6, 7 ст. 25 названного закона достижение предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе является основанием для прекращения служебного контракта с гражданским служащим по обстоятель­ствам, не зависящим от воли сторон. Вместе с тем, по решению представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего при достижении им предельного возраста с ним может быть заключен срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы. Следует также отметить, что служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, с граж­данским служащим, достигшим возраста 60 лет, перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

Проблема обновления и сменяемости управленческого персонала на государственной гражданской службе

Необходимость изменения возрастной структуры, сложившейся на государственной службе отмечалась и в федеральной програм­ме «Реформирование государственной службы Российской Фе­дерации (2003-2005 годы)», утвержденной указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336. В частности, согласно приведенным данным на 2002 г., средний возраст государственных служащих составлял 40 лет.

Лица пенсионного возраста среди государствен­ных служащих составляли 3,5 %. Более 30 % го­сударственных служащих имели возраст 50 лет и старше.

Основ­ная часть государственных служащих в возрасте до 30 лет заме­щали государственные должности, отнесенные к старшим и млад­шим группам должностей (соответственно 49,6 % и 38,7 %). Высшие и главные государственные должности категории «В» замещали только 0,6 % государственных служащих в возрастедо 30 лет.

Такое положение приведет к тому, что в тече­ние 10 лет произойдет массовое высвобождение государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию. Таким образом, существует объективная необходимость создания правовой основы обновления и сменяемости управленческого персонала на государственной гражданской службе, в том числе путем закрепления нормы о предельном возрасте нахождения на гражданской службе.

Конкурс на замещение должности государственной службы

Как правило, назначению на должность государственной службы предшествует процедура конкурсного отбора. Конкурс может проводиться как при поступлении гражданина на государственную службу впервые, так и при переводе государственного служащего с одной государственной должности на другую вакантную государственную должность (на включение в кадровый резерв).

Подходы к проведению конкурсного отбора и связанных с ним процедур оценки профессиональ­ной служебной деятельности государственных гражданских служащих, проведения аттестации и квалификационных экзаменов закреплены в таких федеральных нормативных правовых актах, как:

· Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

Закрепленные в этих нормативных правовых актах новые нормы, регулирующие порядок проведения конкурса, аттестации, квалификационного экзамена, отчасти воспроизво­дят, но вместе с тем существенно корректируют и дополняют ана­логичные нормы ранее действовавшего законодательства о государственной службе.

Основные преимущества нового законодательства в области регулированияпроцедур оценки профессиональ­ной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Во-первых , установленные новым законодательством нормы регулируют порядок проведения конкурсного отбора, аттестации и квалификационного экзамена как в феде­ральных государственных органах, так и в государственных орга­нах субъектов Российской Федерации.

Во-вторых , нормы, регулирующие порядок проведения кон­курсов, аттестации, квалификационных экзаменов, отнесены только к одному виду государственной службы (к гражданской службе) и уточнены, исходя из установленного статуса гражданской службы в системе видов государственной службы, с уче­том изменения классификации должностей гражданской служ­бы, замены квалификационных разрядов государственных служа­щих на классные чины государственных гражданских служащих.

В-третьих , несмотря на открытый список исключений, новое законодательство прямо устанавливает, что поступление на граж­данскую службу, замещение вакантной должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Предусматри­вается также конкурсный порядок формирования кадрового резерва на гражданской службе.

В-четвертых , уточнена роль квалификационного экзамена (ра­нее – государственного квалификационного экзамена) в карьере гражданского служащего, в системе оценки его профессиональ­ного уровня.

В-пятых , предусмотрены текущая оценка деятельности граж­данского служащего (годовые отчеты о профессиональной слу­жебной деятельности) и учет результатов текущей оценки при проведении аттестации.

В-шестых , существенно расширены и конкретизированы ос­нования (критерии) оценки деятельности гражданского служащего при проведении аттестации, конкурса и квалификационного эк­замена.

В-седьмых , существенно уточнено и дополнено описание условий и процедур организации и проведения конкурсов, аттестации, квалификационных экзаменов.

В-восьмых , прямо установлено, что квалификационные тре­бования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской служ­бе Российской Федерации» и принятых в его исполнение указах Президента РФ предусмотрена возможность и в ряде случаев дальнейшего развития правового регулирования про­цедур организации и проведения конкурсов, аттестаций и ква­лификационных экзаменов, в том числе самими государствен­ными органами, проводящими конкурсы, аттестации, квалифи­кационные экзамены. В частности:

1. Нормативными правовыми актами федеральных и региональных государственных органов должны будут устанавливаться:

· квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданского служащего, необходимым для исполнения им должностных обязанностей (в составе должностного регламента гражданского служащего);

· состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы;

· методика проведения конкурса.

2. Правовым актом государственного органа целесообразно ут­верждать:

· выбор приемлемых для государственного орга­на, для различных групп и категорий должностей гражданской службы этапов деятельности конкурсных и аттестационных ко­миссий;

· методы, методики и процедуры проведения конкурсов;

· способы решения (процедуры и документы) других вопросов, возникающих в связи с организацией и проведением конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, а также текущей оценкой профессиональной служебной деятельности.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 22) устанавливает, что замещение должно­сти государственной гражданской службы осуществляется на конкурсной основе .

Законом также установлен исчерпывающий пере­ чень исключений из этого правила. При этом законодатель вы­деляет два случая:

· в первом случае конкурс на замещение долж­ности гражданской службы не может проводиться;

· во втором случае конкурс на замещение долж­ности гражданской службы может не проводиться.

Процедура конкурсного отбора на замещение должности государственной гражданской службы в настоящее время регламентируется Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Согласно Положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденному этим указом, конкурс проводится в два этапа.

Первый этап

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган необходимые документы, перечень которых установлен ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кроме того, вышеупомянутым Положением в число документов, которые необходимо представить для участия в конкурсе, включается документ об отсутствии у гражданина заболевания , препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению

При участии в конкурсе гражданского служащего необходи­мые документы предоставляются кадровой службой государственного органа. При этом документы, представленные гражданином (т.е. впервые поступающим на государственную службу), подлежат проверке. Проверка же достоверности сведений, представленных гражданским служащим (т.е. уже занимающим должность государственной службы, но претендующим на другую вакантную должность государственной службы), осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Документы для участия в конкурсе представляются в государственный орган в течение одного месяца со дня объявления об их приеме.

Второй этап

Решение о дате, времени и месте проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после провер­ки достоверности сведений, представленных гражданами, изъявившими желание участвовать в конкурсе. Представитель на­нимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса сообщает о дате, времени и месте его проведения государственным служащим и гражданам, допущенным к участию в конкурсе.

Для проведения конкурса актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на ос­нове конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Рос­сийской Федерации методов оценки профессиональных и личнос­тных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание рефе­рата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата . Решение комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При этом, заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава .

В связи с применением процедуры конкурсного отбора при замещении должности государственной гражданской службы возникает ряд проблем. В частности, для того чтобы на основе конкурса действительно подбирались наиболее квалифицированные кадры и конкурс не сводился к формальной процедуре, нужна эффективная технология кадрового конкурса.

В России уже имеется некоторый опыт применения эффективных технологий кадрового конкурса.

Эффективные технологии проведения кадрового конкурса для поступления на государственную службу существуют в западно-европейских странах.

В субъектах Российской Федерации формируется собственная нормативная правовая база, регламентирующая процедуры кон­курсного обора на государственную гражданскую службу, так, например: постановление правительства Нижегородской облас­ти от 16.09.2005 № 203 «О формировании конкурсных комиссий»; Постановление губернатора Ставропольского края от 01.07.2005 № 357 «О Комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате правительства Ставропольского края»; постановление губернатора Челябинской области от 30.05.2005 № 260 «О конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение отдельных вакантных должностей государственной гражданской службы в правительстве Челябинской области, в органах исполнительной власти Челябинской области и для включения в кадровый резерв государственной гражданской службы Челябинской области»; постановление правительства Саратовской области от 12.05.2005 146-П «Вопросы конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области».

Власти несколько лет говорили о необходимости повысить предельный возраст работающих граждан. Реформу начали с госсектора. В частности, с 1 января 2019 года изменился . В новой редакции в числе прочего уточняется, каков предельный возраст пребывания на гражданской службе.

Для рядовых чиновников он увеличился с 60 до 65 лет. Если лицо занимает должность советника или помощника, можно трудиться дольше - до конца срока возложенных на него полномочий. Для этого понадобится письменно оформленное решение представителя нанимателя, а также письменное согласие самого работника.

Особые условия предусмотрены и для руководителей. При наличии согласия сотрудника и по решению госоргана (соответствующего должностного лица), контракт с таким госслужащим может быть продлен до тех пор, пока ему не исполнится 70 лет.

Важно понимать, что предельный возраст пребывания на госслужбе увеличивается не сразу: ценз будет повышаться ежегодно на 6 месяцев. Согласно поправкам в , мужчины-чиновники должны будут отработать полные 65 лет к 2026 году. Для женщин предусмотрена льгота - уход с работы в 63 года. До такого возраста придется работать тем, кто уйдет с должности в 2032-ом.

Отметим, что 65 и 70 лет - это, в принципе, не предел. По желанию работника и при согласии работодателя, сотрудничество можно продолжить на основании . Единственное - сотрудник больше не сможет занимать должность, относящуюся к гражданской службе.

Новые правила ухода на пенсию за выслугу лет

Помимо прекращения работы по старости, чиновники могут уволиться по выслуге лет. С 2019 года необходимый для этого стаж будет также ежегодно меняться на полгода. Согласно таблице-приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», для ухода в 2019-ом понадобится выслуга в 16 лет, а в 2019 - уже 16,6 лет. Те, кто рассчитывает уйти в 2026 году, должны отработать не менее 20 лет. Правила распространяются и на женщин, и на мужчин.

Отметим, что согласно действующей редакции закона № 166-ФЗ, помимо необходимого стажа, федеральных государственных гражданских служащих также обязали отработать не менее 12 полных месяцев на последней занимаемой должности. Эта норма не применяется к продолжающим работать пенсионерам. Кроме того, ею нельзя воспользоваться, если на 1 января 2019 года федеральный государственный гражданский служащий:

  • уже приобрел право на пенсию за выслугу лет;
  • отработал в госсекторе не менее 20 лет;
  • имеет более 15 лет стажа и ранее получил право на пенсию в связи с инвалидностью.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВ

по порядку продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных

Настоящие Методические рекомендации по порядку продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях упорядочения служебных отношений с муниципальными служащими органов местного самоуправления в Пензенской области, достигшими предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы на муниципальной службе в органах местного самоуправления (далее – муниципальные служащие).
Правовые основания для продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ).
Порядок продления срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы
Частью 2 статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ для муниципальных служащих установлен предельный возраст нахождения на муниципальной службе – 65 лет.

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено уведомление муниципального служащего о предстоящем расторжении трудового договора в связи с достижением предельного возраста нахождения на муниципальной службе, рекомендуется все же предварительно направить муниципальному служащему уведомление о том, что в связи с наступлением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, трудовой договор с ним расторгается, после чего муниципальный служащий увольняется (образец уведомления в приложении № 1 к Методическим рекомендациям). Уведомление муниципального служащего о предстоящем расторжении трудового договора осуществляется в письменной форме под расписку.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих. Продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего рекомендуется осуществлять на основании личного заявления муниципального служащего (образец заявления в приложении № 2 к Методическим рекомендациям). Заявление должно быть подано предварительно до достижения муниципальным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего не является обязательным для представителя нанимателя (работодателя).

Продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего производится с учетом его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его профессиональных и деловых качеств, результатов профессиональной служебной деятельности.

В случае если такое продление будет признано нецелесообразным, муниципальный служащий увольняется на основании пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ (образец правового акта в приложении № 3 к Методическим рекомендациям).

В этом случае в трудовую книжку и в форму Т-2 ГС (МС) вносится следующая запись: «Уволен с муниципальной службы по достижению предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (образец записи в приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

Часто возникает вопрос: в какой день следует оформлять увольнение, ведь муниципальный служащий после наступления предельного возраста уже не может замещать должность муниципальной службы: в день достижения 65 - летнего возраста или на следующий день после достижения 65- летнего возраста.

Частью второй статьи 13 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Как следует из приведенных норм, гражданин, которому исполнилось 65 лет, считается достигшим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Соответственно, именно с достижением муниципальным служащим возраста 65 лет связано расторжение трудового договора по инициативе представителя нанимателя (работодателя).

Федеральный закон № 25-ФЗ не содержит норм, устанавливающих порядок расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ. Следовательно, в соответствии со статьей 11 Трудового Кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 3 Федерального закона № 25-ФЗ подлежат применению общие правила, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный период исчисления срока - день. Соответственно, только на следующий день после достижения муниципальным служащим возраста 65 лет можно определенно утверждать, что он достиг предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Ведь часть дня рождения еще подпадает под определение «до 65 лет».

Аналогичного подхода придерживается и Верховный Суд РФ в отношении возраста, с которого наступает уголовная ответственность: в соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. Подобные разъяснения можно распространить на случаи достижения лицом любого возраста (не только возраста, с которого наступает уголовная ответственность) и сделать вывод о том, что лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток.

Таким образом, день, когда муниципальному служащему исполняется 65 лет, является последним днем, в течение которого он еще считается не достигшим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Следовательно, расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим в связи с достижением им предельного возраста необходимо в день исполнения 65 лет.

В случае если продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих признано целесообразным подготавливается проект правового акта о продлении срока нахождения на муниципальной службе (образец правового акта в приложении № 5 к Методическим рекомендациям).

Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год. Возможно продление срока нахождения на муниципальной службе и на меньший срок.

В соответствии с разъяснениями Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/053050056124056057054.html) понятие «однократность» введено исключительно для обозначения, что за 1 раз служебные отношения могут быть продлены на срок не более одного года, однако количество таких продлений не ограничено.

Поскольку Федеральным законом №25-ФЗ не установлено количество продлений срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, а также не установлен возраст, до наступления которого может быть продлен срок нахождения на муниципальной службе, можно предположить, что представитель нанимателя (работодателя) не ограничен в количестве раз принятия соответствующего решения.

Федеральным законом №25-ФЗ не предусмотрена процедура перезаключения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, на срочный договор, но частью второй статьи 3 указанного федерального закона определено, что действие трудового законодательства распространяется на муниципальных служащих с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Поскольку в отношении оформления продления служебных отношений в связи с принятием представителем нанимателя (работодателя) решения о продлении срока нахождения на муниципальной службе Федеральным законом №25-ФЗ особенности не предусмотрены, необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Это означает, что говорить о заключении срочного трудового договора с муниципальным служащим можно только при условии, что ранее заключенный с ним трудовой договор был прекращен по соответствующим основаниям. При этом, с достигшим 65-летного возраста муниципальным служащим новый трудовой договор не может быть заключен в силу запрета, установленного частью второй статьи 13 Федерального закона №25-ФЗ: гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

На основании изложенного, в случае принятия представителем нанимателя (работодателя) решения о продлении срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, при условии согласия муниципального служащего или обращенной к представителю нанимателя (работодателю) просьбы единственно юридически правильной формой выражения договоренности сторон о продолжении служебных отношений является заключение дополнительного соглашения к трудовому договору (образец дополнительного соглашения в приложении № 6 к настоящим Методическим рекомендациям).

Действие дополнительного соглашения к трудовому договору начинается на следующий день после даты исполнения муниципальному служащему 65 лет, а в случае последующих продлений трудового договора – на следующий день после даты окончания срока трудового договора, продленного в соответствии с частью второй статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ.

Запись о продлении срока нахождения на муниципальной службе в трудовую книжку не вносится.

По истечении срока, на который продлено нахождение муниципального служащего на муниципальной службе, соответствующий срок может быть продлен вновь, но не более чем на один год. При этом, муниципальный служащий должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия (статья 79 Трудового кодекса Российской Федерации). Ответственность за своевременное уведомление муниципальных служащих, подготовку необходимых документов несет кадровая служба органа местного самоуправления или специалист, ответственный за ведение кадрового делопроизводства (далее – кадровая служба). На муниципального служащего, которому продлен срок нахождения на муниципальной службе, распространяются положения Федерального закона № 25-ФЗ, других законов, нормативных и иных правовых актов, регламентирующих муниципальную службу.


Алгоритм продления срока нахождения на муниципальной службе


Уведомление муниципального служащего о достижении им предельного возраста и предстоящем расторжении трудового договора


Подача муниципальным служащим заявления


Отказ от продления срока нахождения на муниципальной службе

Продление срока нахождения на муниципальной службе


Увольнение муниципального служащего в связи с достижением предельного возраста

Издание правового акта о продлении срока и заключение дополнительного соглашения к трудовому договору


Повторное продление нахождения на муниципальной службе


Достижение срока, на который продлено нахождение на муниципальной службе


Увольнение муниципального служащего по истечении срока трудового договора

Образец

Уведомление о расторжении трудового договора в связи с достижением предельного возраста нахождения на муниципальной службе
Уважаемый __________________!
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон) уведомляю Вас о прекращении заключенного с Вами трудового договора от «___» _______________ 20_____ № ____ в связи с достижением Вами предельного возраста нахождения на муниципальной службе. Вы будете освобождены от замещаемой должности и уволены с муниципальной службы __________ 20__ года.
Должность представителя

нанимателя (работодателя) подпись ФИО
С настоящим уведомлением ознакомлен: подпись ФИО
«__» _____________ 20__ г.

ЗАЯВЛЕНИЕ
В связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы частью 2 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», прошу рассмотреть вопрос о продлении срока нахождения на муниципальной службе на должности ________________________ до «___» _____ 20___ г.

(наименование должности и подразделения)
____________________________________

(подпись, дата)

(вид правового акта )

___________ № _____

(дата)
О расторжении трудового договора с … … (ФИО муниципального служащего )
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», руководствуясь Уставом … … …(), … … …():
1. Уволить «___» ________ 20___ с муниципальной службы Иванова Ивана Ивановича, консультанта отдела правового обеспечения администрации … … (наименование муниципального образования ) по достижению предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

2. Выплатить Иванову И.И. денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в количестве _____ календарных дня за период работы с «____» _________ 20__ по «___» _________________ 20__.*

3. Контроль за исполнением настоящего … … (вид правового акта наименование муниципального образования ).

Основание: личное заявление Иванова И.И. от 20.09.2014 .
Должность представителя

нанимателя (работодателя) подпись ФИО

* - отмечается, если таковое имеется

Примечание: если в Положении об оплате труда муниципальных служащих указано, что при увольнении выплачивается единовременная денежная выплата при предоставлении ежегодного отпуска за фактические отработанное время, это обязательно указывается в правовом акте.

Образец
Внесение записи в трудовую книжку о расторжении трудового договора в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы


записи


Дата

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную

работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)


Наименование,

дата и номер

документа, на

основании которого

внесена запись


число

месяц

год

1

2

3

4

15

21

09

2014

Уволен с муниципальной службы по достижению предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Приказ от 21.09.2014 № 25-п

Ведущий специалист ФИО и подпись специалиста, ответственного за ведение трудовых книжек, дата внесения записи в трудовую книжку, печать

С записями в трудовой книжке ознакомлен (а) ФИО и подпись работника, дата ознакомления

(вид правового акта )

___________ № _____

(дата)
О продлении срока нахождения на муниципальной службе
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», руководствуясь Уставом … … …(наименование муниципального образования ), … … …(примеры: приказываю либо, если распоряжение не пишется ничего ):
1. Продлить срок нахождения на муниципальной службе … … (наименование должности, структурного подразделения, ФИО муниципального служащего ), достигшему предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы на один год с 01.06.2016 по 31.05.2017.

2. Контроль за исполнением настоящего … … (вид правового акта ) возложить на руководителя аппарата администрации … … (наименование муниципального образования ).

Основание: личное заявление … … (ФИО муниципального служащего). от «___» _________ 20__.
Должность представителя

нанимателя (работодателя) подпись ФИО
С распоряжением ознакомлен____________________ «____»______20___ г. (подпись муниципального служащего)

«___» ___________ 20___

ОБРАЗЕЦ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № ___

к трудовому договору от «__» __________ 20___ № ___
«___» __________ 20___ _________________
Администрация … … (наименование муниципального образования ), именуемая в дальнейшем «Работодатель», в лице Главы администрации … … (наименование муниципального образования ) ___________________ (Ф.И.О.), действующего на основании Устава … … (наименование муниципального образования ), с одной стороны, и … … (ФИО работника ), именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, совместно именуемые Стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Пункт 7.1 раздела 7 «Срок действия трудового договора» трудового договора от «___» __________ 20___ № __ изложить в следующей редакции:

«7.1. В связи с достижением … … (дата дня рождения) предельного возраста нахождения на муниципальной службе срок нахождения на муниципальной службе продлен на один год с … … (следующий день после дня рождения) по … … ».

2. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

3. Настоящее дополнительное соглашение вступает в юридическую силу с момента его подписания сторонами.

4. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью контракта.

Адреса сторон и подписи.