Постатейный комментарий к жилищному кодексу. Постатейный комментарий к жилищному кодексу российской федерации

www. ***** – сравнение сайтов конкурентов и другие виды анализа

Предисловие

Жилищный кодекс Российской Федерации является особо важным документом, который затрагивает интересы всех граждан нашей страны. И это естественно. Каждый человек сталкивается с жилищными проблемами. Жилищный кодекс определяет пути и способы их разрешения на основе сложившейся в постсоветский период рыночной экономики. Он состоит из 165 статей, которые сгруппированы в 14 глав. Главы в свою очередь объединены в 8 разделов. Все его положения направлены на обеспечение конституционного права граждан РФ на жилище, создание условий доступности жилья для всех слоев населения страны, а также на недопущение произвольного лишения собственников или нанимателей жилых домов и квартир.

В Жилищном кодексе РФ определена компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в жилищной сфере, установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, порядок очередности предоставления квартир по договорам социального найма и служебных жилых помещений. Он регулирует правоотношения, возникающие при переводе жилого помещения в нежилое, переустройстве и перепланировке жилого помещения, устанавливает порядок обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В нем содержатся нормы, регулирующие организацию управления многоквартирными домами , порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги , иные положения, имеющие важное значение для российских граждан.

Следует иметь в виду, что Жилищный кодекс РФ не является законом, который исчерпывающим образом регулирует жилищные правоотношения. В развитие содержащихся в Кодексе положений Правительством России принят ряд подзаконных актов в форме постановлений. Они используются на практике и учтены авторами при подготовке настоящего Комментария.

Особенностью предлагаемого читателю постатейного Комментария Жилищного кодекса РФ является то, что в нем подробно разъясняются положения московского законодательства, регулирующего порядок решения жилищных вопросов в городе Москве. Эта работа выполнена специалистами, которые непосредственно занимаются его применением на практике.

Настоящая статья определяет соотношение жилищного законодательства и норм международного права. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем это предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. В комментируемой статье на основе Конституции Российской Федерации решается вопрос о соотношении жилищного законодательства и норм международного права. Жилищный кодекс РФ следует основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств и устанавливает порядок применения норм международного права, соответствующий этим принципам. Порядок ратификации международных договоров определен в Федеральном законе от 01.01.01 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"*(12). Этой проблеме посвящено Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.01.01 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров". Кроме того, следует иметь в виду, что Российская Федерация в своей деятельности учитывает положения многочисленных международных документов, касающихся в том числе жилищных прав.

К числу таковых относятся Всеобщая декларация прав человека от 01.01.01 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 01.01.01 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, т. е. ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Кроме того, права и обязанности порождают действия участников жилищных отношений в процессе применения норм жилищного законодательства.

Данная статья корреспондируется со ст. 8 ГК РФ, определяющей основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Этим объясняется особая значимость договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему, как основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Помимо предусмотренных ЖК РФ договоров и иных сделок в области регулирования жилищных отношений, понятие договоров и иных сделок и их виды установлены также в ГК РФ, в соответствии с которым сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Основанием возникновения жилищных прав и обязанностей является, например, решение соответствующего органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ.

В Москве в соответствии со ст. 10 Закона города Москвы от 01.01.01 г. N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы" (с изменениями на 8 декабря 2004 г.)*(13) решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов"*(14) (с изменениями на 29 ноября 2005 г.) префектура административного округа - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы, принимает решение о предоставлении гражданам жилой площади. На основании такого решения, оформленного в виде распоряжения префекта административного округа (выписки из распоряжения), отраслевой орган исполнительной власти - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы заключает с гражданином соответствующий договор.

Судебные решения в жилищной сфере, в отличие от других судебных актов, устанавливают юридически значимые факты или обязывают совершить действия в отношении конкретных субъектов правоотношений.

Согласно ст. 72 ЖК РФ проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям (ч. 2), а в случае отсутствия согласия между нанимателем и членами его семьи любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. Следовательно, судебное решение об удовлетворении требований стороны о принудительном обмене установит для всех участников новые жилищные права и обязанности.

Статья 1. Основные начала жилищного законодательства

1. Законодательство нашей страны основывается на конституционных положениях и поэтому должно соответствовать им. Это в полной мере относится и к Жилищному кодексу РФ. Иными словами, если какая-либо статья ЖК РФ принята с нарушением конституционных положений, ее нельзя применять, суд не может ею руководствоваться, а Государственная Дума должна внести в нее соответствующие коррективы. На страже этих положений стоит и Конституционный Суд РФ.

2. Жилищный кодекс, развивая и конкретизируя положения Конституции РФ, провозглашает следующие принципы (основные начала):

1) обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для реализации гражданами права на жилище;

2) безопасность жилища;

3) неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения;

4) беспрепятственное и свободное осуществление жилищных прав;

5) равенство участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жильем (если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений);

6) судебная защита жилищных прав;

7) восстановление нарушенных жилищных прав;

8) обеспечение сохранности жилищного фонда;

9) использование жилых помещений по назначению.

3. Обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для реализации гражданами права на жилище. Этот принцип основан на ст. 7 и 40 Конституции РФ. Согласно ст. 7 Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека во всех сферах его жизнедеятельности. В соответствии со ст. 40 органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Право на жилище многогранно, это: возможность улучшить жилищные условия путем получения жилья по договору жилищного найма (бесплатно или за доступную плату); возможность стабильного пользования жилым помещением и проч. С этим правом непосредственно связано конституционное право на неприкосновенность жилища.

4. Недопустимость произвольного лишения жилища и неприкосновенность жилища. Согласно ст. 25 Конституции РФ "никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ). Это значит, что лишить жилища можно только на основании закона и в порядке, предусмотренном законом (т.е. только по суду).

Так, выселить гражданина из жилого помещения можно в связи с признанием жилья непригодным, со сносом дома (по основаниям, предусмотренным законом - см. комментарий к ст. 85). В этих случаях выселяемые обеспечиваются другим благоустроенным жильем в порядке, установленном ст. 89 ЖК РФ. Предусматривается выселение лиц, которые нарушили жилищное законодательство: с предоставлением другого жилья (п. 1 ч. 4 ст. 83, ст. 90 ЖК РФ); без предоставления другого жилья (п. 2-4 ч. 4 ст. 83 и ст. 91 ЖК РФ).

В любом случае выселить (лишить жилища) человека, который пользуется жильем, вопреки желанию пользователя можно только в судебном порядке.

За нарушение неприкосновенности жилища предусматривается уголовная ответственность (ст. 139 УК РФ).

О неприкосновенности жилища см. комментарий к ст. 3 ЖК РФ.

5. Безопасность жилища. Согласно ст. 15 ЖК РФ жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В случае признания его непригодным для проживания граждане могут быть выселены с предоставлением другого благоустроенного жилья (ст. 85, 87 ЖК РФ).

Размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается (ст. 17 ЖК РФ, ст. 288 ГК РФ). Органы государственной власти и органы местного самоуправления контролируют, чтобы жилые помещения соответствовали установленным санитарным и техническим требованиям (п. 6 ст. 2 ЖК РФ).

6. Беспрепятственное осуществление жилищных прав и равенство участников жилищных отношений. Согласно ч. 2 комментируемой статьи граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Данный принцип соответствует ст. 8, 19, 35 и 40 Конституции РФ.

Принцип равенства заимствован из гражданского законодательства, он ставит участников имущественных отношений в юридически равное положение перед законом и судом.

Равенство участников жилищных отношений по владению, пользованию и распоряжению жильем означает, что они поставлены в юридически равное положение, т.е. равны в правах и (или) обязанностях. Так, в качестве пользователей жилым помещением по договору социального найма члены семьи нанимателя имеют равные с ним права и обязанности (ст. 69 ЖК РФ), тогда как иные пользователи - например, поднаниматели, временные жильцы - значительно ограничены в правах по пользованию жильем (они не обладают самостоятельным правом пользования, срок их проживания ограничен - ст. 76, 77, 80 ЖК РФ).

7. Судебная защита и восстановление нарушенных жилищных прав. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием.

Статьей 35 Конституции РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 45 и 46 Конституции РФ).

Право на судебную защиту не ограничивается даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ). Возможность неограниченной судебной защиты подтверждена в Декларации ООН "О праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы" от 09.12.98.

В судебной практике наиболее распространены дела, касающиеся права пользования жилым помещением (признания права пользования, утраты права на жилище и проч.).

Жилищный кодекс РФ содержит ряд положений, предусматривающих судебную защиту жилищных прав. Так, пользователь жильем по договору социального найма вправе требовать принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке (ст. 72); отказ наймодателя в даче согласия на обмен жилого помещения может быть обжалован в суд (ст. 74); в случае систематического нарушения прав и законных интересов соседей возможно расторжение договора социального найма (ст. 83) и выселение виновных без предоставления другого жилья (ст. 91).

О восстановлении нарушенных прав говорится, в частности, в ст. 75 ЖК РФ, согласно которой обмен жилыми помещениями может быть признан недействительным по основаниям, установленным ГК РФ для признания сделки недействительной, а также если при обмене нарушены требования ЖК РФ. В этом случае стороны договора об обмене переселяются в те жилые помещения, которые они занимали до обмена.

В плане восстановления нарушенных прав представляют интерес также ст. 56 ЖК РФ, предусматривающая возможность обжаловать в судебном порядке решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, ст. 66, 79 ЖК РФ и проч.

8. Обеспечение сохранности жилищного фонда. Статьи 65-68 ЖК РФ обязывают наймодателя и нанимателя жилого помещения обеспечивать сохранность жилищного фонда.

Обязанность собственника поддерживать свое жилье в надлежащем состоянии определена ст. 30 ЖК РФ (ч. 4). Гражданский кодекс РФ (гл. 18) не содержит прямого указания на обязанность собственника жилого помещения по надлежащему содержанию этого помещения, однако предусмотренная ст. 293 ГК РФ ответственность за бесхозяйственное обращение с жильем подтверждает наличие такой обязанности.

Обязанности нанимателя и наймодателя жилья по содержанию и сохранности жилищного фонда определены Правилами пользования жилыми помещениями. Права и обязанности сторон по договору социального найма определены также Типовым договором социального найма.

9. Использование жилых помещений по назначению. Статьей 67 ЖК РФ предусмотрена обязанность нанимателя использовать жилое помещение по назначению, в пределах, установленных Кодексом. Нарушение этой обязанности, а также разрушение или повреждение жилья влекут расторжение договора социального найма жилого помещения, что предусматривается ст. 83 ЖК РФ (аналогичные нарушения влекут расторжение договора "коммерческого" найма - ст. 687 ГК РФ).

Следует отметить, что требование использовать жилье по назначению законодатель адресует также собственнику жилого помещения (ст. 288 ГК РФ). В случае невыполнения этой обязанности оно может быть даже продано с торгов (ст. 293 ГК РФ).

10. Частью 2 комментируемой статьи закреплена возможность граждан по своему усмотрению и в своих интересах осуществлять свои жилищные права. Жилищные права охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище.

Круг жилищных прав, установленных Кодексом, значителен. Так, право на жилище означает (в числе прочих) возможность улучшения жилищных условий по предусмотренным законом основаниям. Вопросам предоставления жилья по договору социального найма посвящена гл. 7 ЖК РФ. Граждане имеют значительное число прав, вытекающих из договора жилищного найма, в частности вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц (ст. 70 ЖК РФ, ст. 679 ГК РФ); сдавать жилье в поднаем (ст. 76 ЖК РФ, ст. 685 ГК РФ); разрешать проживание в нем временных жильцов (ст. 80 ЖК РФ, ст. 680 ГК РФ).

Наниматели жилых помещений по договору социального найма имеют также право на обмен (ст. 72 ЖК РФ), приватизацию жилья (Закон о приватизации жилых помещений) и проч.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе избрать "по своему усмотрению" один из способов управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 161).

11. Осуществляя свои жилищные права и исполняя обязанности, граждане не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц. Данная норма содержится в ст. 17 Конституции РФ.

Статья 17 ЖК РФ устанавливает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан или соседей.

Обычно нарушение прав и интересов других граждан связано с нарушением обязанностей по пользованию жилым помещением, т.е. исполнение гражданами таких обязанностей есть гарантия соблюдения прав и интересов других граждан.

Статья 83 ЖК РФ предусматривает, что договор социального найма расторгается, а наниматели выселяются без предоставления другого жилья, если они систематически нарушают права и законные интересы соседей.

Такое нарушение обычно выражается в антиобщественных (аморальных) действиях в квартире или доме. Нарушение прав и интересов других граждан может иметь место также в случаях: использования жилого помещения не по назначению (например, переоборудование жилого помещения под офисное); переустройства и реконструкции жилого помещения; вселения поднанимателей и временных жильцов и проч. В целях защиты прав и законных интересов членов семьи и соседей в указанных случаях ЖК РФ предусматривает основания и порядок: производства переустройства и реконструкции жилых помещений (ст. 26), сдачи в поднаем (ст. 76), вселения временных жильцов (ст. 80).

Статья 293 ГК РФ устанавливает определенные последствия для собственника жилья в случае систематического нарушения прав и интересов соседей. Причем помимо антиобщественных действий нарушение прав и законных интересов соседей может выразиться в несвоевременной оплате жилья (расходов по содержанию многоквартирного дома).

В многоквартирном доме собственнику жилого помещения принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома: общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, и т.д. (ст. 289 и 290 ГК РФ).

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник "несет бремя содержания" принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, невнесение собственником платы на содержание общего имущества дома является нарушением данной нормы ГК РФ и, следовательно, нарушает права и законные интересы соседей, добросовестно участвующих в расходах по содержанию этого имущества.

12. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Только по этим основаниям ЖК РФ допускает ограничение жилищных прав граждан.

Так, существуют особенности пользования жилыми помещениями, которые расположены в закрытых военных городках, являются помещениями специализированного жилищного фонда (разд. IV ЖК РФ).

13. Частями 4 и 5 комментируемой статьи предусмотрено, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании ЖК РФ, другого федерального закона.

Формулировку "право свободного выбора жилых помещений" в данном случае следует понимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье.

Что касается положений законодательства о выборе места пребывания и жительства, то эти вопросы регламентируются Законом РФ от 25.06.93 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(1) .
Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

1. Комментируемая статья раскрывает содержание одного из основополагающих принципов жилищного законодательства - обеспечение условий для реализации гражданами своего права на жилище.

Потребности граждан в жилье удовлетворяются путем заключения договоров социального найма или договоров найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также путем приобретения квартир и домов на рынке жилья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать необходимые условия для удовлетворения этих потребностей граждан. Для этого они в первую очередь содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, предоставляют субсидии, выделяют жилье (по договорам социального найма и др.), стимулируют жилищное строительство.

2. Для создания и развития рынка жилья был принят ряд законодательных актов (об ипотеке, приватизации и проч.), сняты ограничения и запреты на приобретение жилья в собственность, на распоряжение таким жильем. Кроме того, государство и муниципальные образования участвуют на рынке жилья своей собственностью, используют жилые помещения в коммерческих целях, разрабатывают и реализуют другие меры, содействующие свободному обороту жилья.

3. Обязанность государственных и муниципальных органов использовать бюджетные средства (иные не запрещенные законом источники), в том числе для предоставления субсидий, закреплена в п. 2 ст. 2, а обязанность стимулировать жилищное строительство - в п. 4. Однако именно субсидии (например, по программам улучшения жилищных условий молодым семьям) стимулируют жилищное строительство. Сюда же следует отнести предоставляемую гражданам возможность получить земельный участок под строительство жилья.

Кроме того, Указом Президента РФ от 10.06.94 N 1180 было утверждено Положение о жилищных кредитах*(2) . Способом обеспечения такого кредита является залог недвижимого имущества (ипотечное кредитование).

Контроль за соблюдением установленных законодательством требований жилищного строительства предусматривается, в частности, нормами Градостроительного кодекса РФ.

4. Обеспечение граждан жильем по договору социального найма регулируют нормы разд. III, а по договору найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - нормы разд. IV ЖК РФ.

По договору социального найма жильем обеспечиваются малоимущие граждане и иные категории граждан, определяемые федеральным законом или законом субъекта РФ (ст. 49 ЖК РФ).

Г.В. Бойцов, м.Н. Долгова

Принятые сокращения

Нормативные правовые акты

Конституция - Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Вводный закон - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г.; часть вторая от 26 января 1996 г.; часть третья от 26 ноября 2001 г.

Градостроительные правила г. Москвы - Закон г. Москвы от 3 октября 2001 года N 64 "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы" (с изменениями и дополнениями от 12 февраля 2003 года).

Распоряжение о перепланировке мэра г. Москвы - распоряжение мэра г. Москвы от 11 ноября 1994 года N 560-РМ "Об упорядочении перевода жилых помещений в нежилой фонд и оформления документов о разрешении перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах" (с изменениями от 31 июля 1995 года).

Закон "О банкротстве" - Федеральный закон от 26 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)".

Закон г. Москвы "О перепланировке помещений" - Закон г. Москвы от 29 сентября 1999 года N 37 "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы".

Закон о страховании - Закон РФ от 27 ноября 1992 года "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997 года).

Закон о приватизации - Закон РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2004 года).

Закон о государственной регистрации прав - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 30 декабря 2004 года).

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года.

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 года; часть вторая от 5 августа 2000 года.

Положение о порядке признания жилых домов непригодными для проживания - Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 года N 552 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания".

Правила пожарной безопасности - Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", принятый в соответствии с ФЗ РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Правила пользования помещениями - Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 года N 415 (в ред. от 23 июля 1993 года).

Постановление Правительства г. Москвы от 8 февраля 2005 года N 73-ПП "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы".

Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 года N 439 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 года N 110).

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах".

Учет жилищного фонда - Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".

Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Официальные издания

БНА (СССР, РСФСР, РФ) - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, РСФСР, РФ;

БВС (СССР, РСФСР, РФ) - Бюллетень Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ;

Ведомости (СССР, РСФСР, РФ) - Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР); Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (РСФСР, РФ);

Вестник ВАС РФ - Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Вестник мэрии Москвы;

ВКС - Вестник Конституционного Суда Российской Федерации;

РГ - "Российская газета";

САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации;

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации;

СП (СССР, РСФСР, РФ) - Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) (СССР, РСФСР, РФ).

Прочие сокращения

гл. - глава;

др. - другие;

п. - пункт;

см. - смотри;

ст. - статья;

стр. - страница, страницы;

т.е. - то есть;

т.п. - тому подобное;

утв. - утверждено, утвержденное;

ФЗ - федеральный закон;

от 31/01/2019

В основе всего жилищного законодательства лежит Жилищный кодекс РФ. Это главный документ по жилищным вопросам. Именно к нему нужно обращаться в первую очередь, что не нуждается в комментариях. Другие законы и нормативные акты в сфере жилищных отношений принимаются на основании Кодекса и не могут ему противоречить.

Жилищный кодекс РФ – предмет регулирования

Жилищный кодекс РФ – это свод норм и правил, которые регулируют отношения в ходе использования, распоряжения и владения жилыми объектами. Жилищное законодательство гарантирует неприкосновенность и безопасность жилья любому человеку, равенство и свободу прав всем участникам этих отношений. Кодекс устанавливает права и обязанности граждан, соблюдение правил пользования жильем, порядок уплаты за содержание жилья и коммунальных платежей. Жилищным кодексом РФ определяется порядок предоставления жилья и утрата прав на него.

Комментарии Жилищного кодекса РФ

В повседневной жизни при решении бытовых вопросов каждый из нас, зачастую не осознавая этого, сталкивается с жилищными правоотношениями. В качестве примера можно привести аренду жилья по договору, переоборудование или перепланировку недвижимости, решение споров между родственниками о проживании в квартире. Предлагаемые комментарии жилищного законодательства позволят каждому разобраться в возникших вопросах и решить свои жилищные проблемы.