МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об организации деятельности дневных стационаров
Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 (Собрание законодательства Российской Федерации 1997 года, N 46, ст.53/12), одним из основных направлений совершенствования определено внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению.
Несмотря на проводимую в здравоохранении Российской Федерации реформу, ликвидация имеющихся диспропорций, перераспределение объемов оказания медицинской помощи с дорогостоящей и ресурсоемкой стационарной на стационарозамещающие и иные догоспитальные формы осуществляется крайне медленными темпами.
За последние 5 лет число больничных коек в лечебно-профилактических учреждениях сократилось на 132 тысячи, уровень обеспеченности койками составил 110,9 на 10 тыс. населения, уровень госпитализации - 20,7 на 100 жителей. Таким образом, каждый пятый житель страны проводит ежегодно в стационаре более 16 дней, на что расходуется около 80% финансовых средств, выделяемых на здравоохранение. В то же время, результаты специальных исследований свидетельствуют, что от 20 до 50% лиц, получающих лечение в стационарах, особенно терапевтического, неврологического и гинекологического профилей, направлены на госпитализацию необоснованно и могли бы получать более эффективную и значительно менее дорогостоящую медицинскую помощь в условиях дневных стационаров поликлиник, больничных учреждений и стационаров на дому.
Это подтверждает опыт медицинских учреждений городов Москвы и Санкт-Петербурга, Архангельской, Тверской, Ростовской областей, Ставропольского края, республик Татарстан, Башкортостан и других субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в лечебно-профилактических учреждениях страны организовано и функционирует 3168 дневных стационаров на 48 тысяч коек. Ежегодно в них получают медицинскую помощь около 1,5 млн.человек.
Вместе с тем, не во всех субъектах Российской Федерации органами и учреждениями здравоохранения принимаются действенные меры по внедрению и совершенствованию стационарозамещающих и ресурсосберегающих технологий организации медицинской помощи, ликвидации имеющихся диспропорций, повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов (Тамбовская, Курганская, Читинская, Рязанская области, Республики Саха (Якутия), Мордовия и др.).
В ряде лечебно-профилактических учреждений обычное посещение пациентом поликлиники с лечебной целью оформляется как пребывание в дневном стационаре, а посещение врачом на дому - как стационар на дому.
В работу дневных стационаров крайне медленно внедряются современные комплексные методики лечения и диагностики наиболее распространенных заболеваний, не в полной мере используются имеющиеся возможности для подбора адекватной терапии с применением лабораторного и инструментального контроля больным с впервые выявленными или хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем, не проводится комплексное курсовое лечение и реабилитация больных и инвалидов, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
Вопреки концепции перехода к системе единого лечащего врача, отмечаются многочисленные случаи введения в штатные расписания лечебно-профилактических учреждений дополнительных врачебных должностей для обеспечения работы дневных стационаров.
В большинстве административных территорий Российской Федерации не решены вопросы финансирования медицинской помощи и лекарственного обеспечения в дневных стационарах и стационарах на дому, отсутствует комплексность в работе со службами социальной защиты, не обеспечивается проведение действенного контроля качества лечебно-диагностического процесса при внедрении стационарозамещающих технологий, не упорядочено ведение учетной и отчетной медицинской документации указанных подразделений.
При разработке территориальных программ государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью во многих субъектах Российской Федерации не планируется проведение эффективных мер по установлению оптимальных пропорций между объемами оказываемой медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, установлению баланса между уровнями потребления населением ресурсов здравоохранения и имеющимися ограниченными экономическими возможностями.
Система обязательного медицинского страхования также пока не способствует созданию экономических мотиваций по увеличению объема и перечня медицинских услуг, оказываемых в дневных стационарах и стационарах на дому.
С целью улучшения доступности и качества медицинской помощи населению, оказываемой на догоспитальном этапе, повышения эффективности использования материальных, кадровых и финансовых ресурсов здравоохранения
приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Провести до 1 марта 2000 года углубленный анализ объемов и качества оказания медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, организации и эффективности деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях и стационаров на дому, использования в них современных технологий диагностики, лечения и реабилитации больных и инвалидов и по результатам разработать и реализовать необходимые меры по реструктуризации стационарной помощи и развитию стационарозамещающих технологий.
1.2. Включить в территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью объемы оказания медицинской помощи в условиях дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях и стационаров на дому.
1.3. Организовать работу дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с Положением об организации деятельности дневного стационара в лечебно-профилактических учреждениях (приложение); работу стационаров на дому с учетом Положения об организации деятельности отделений медико-социальной помощи, утвержденного приказом Минздрава России от 28.07.99 N 297 "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации" (признан не нуждающимся в регистрации; письмо Минюста России от 06.08.99 N 6304-ПК).
1.4. Совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями разработать меры по формированию экономической мотивации ускорения развития стационарозамещающих технологий в лечебно-профилактических учреждениях и совершенствованию системы контроля качества ее оказания.
2. Центральному НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (Стародубов В.И.) до 1 июля 2000 года изучить эффективность функционирования дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях и стационаров на дому, в т.ч. в лечебно-профилактических учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих реализацию международных проектов по данному направлению деятельности.
По результатам провести республиканский семинар, подготовить методические рекомендации и представить их в Минздрав России для утверждения в установленном порядке.
3. Департаменту организации медицинской помощи населению (Карпеев А.А.), Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.):
3.1. Разработать до 1 января 2001 года с привлечением ведущих научно-исследовательских медицинских учреждений и главных специалистов Минздрава России протоколы ведения больных, в т.ч. с применением стационарозамещающих технологий в соответствии с Отраслевым стандартом "Протоколы ведения больных. Общие требования" и представить их в установленном порядке в Экспертный совет по рассмотрению проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении Минздрава России.
3.2. Совместно с Отделом медицинской статистики и информатики (Тишук Е.А.) до 1 января 2000 года разработать предложения по совершенствованию системы статистического учета и отчетности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях и стационаров на дому.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.
Министр
Ю.Л.Шевченко
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Минздрава России
от 09.12.99 N 438
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации деятельности дневного стационара
в лечебно-профилактических учреждениях
1. Общие положения
1.1. Дневной стационар является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, в том числе амбулаторно-поликлинических, больничных учреждений, клиник медицинских научно-исследовательских и образовательных учреждений и предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.
1.2. В своей деятельности дневной стационар лечебно-профилактического учреждения руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и настоящим Положением.
1.3. Коечная мощность и профиль дневного стационара определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого он создан, по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением, с учетом имеющейся инфраструктуры здравоохранения, а также заболеваемости населения.
В соответствии с профилем, койки дневного пребывания являются структурной частью коечного фонда отделения (палаты).
Мощность стационара определяется числом коек круглосуточного и дневного пребывания.
Учет коек дневного пребывания в больничных учреждениях и движение больных осуществляется в установленном порядке.
1.4. Дневной стационар может являться клинической базой медицинских образовательных и научно-исследовательских учреждений.
1.5. Порядок направления и госпитализации в дневной стационар, условия выписки или перевода в лечебно-профилактическое учреждение утверждаются руководителем лечебно-профилактического учреждения.
1.6. Режим работы дневного стационара определяется руководителем лечебно-профилактического учреждения с учетом объемов проводимых медицинских мероприятий, как правило, в 2 смены.
1.7. Медицинская и лекарственная помощь населению в условиях дневного стационара оказывается в рамках территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также на условиях добровольного медицинского страхования или платных медицинских услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.8. Вопрос по обеспечению питанием больных в дневном стационаре решается органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации самостоятельно.
1.9. В дневном стационаре ведется установленная учетно-отчетная медицинская документация.
1.10. Контроль за деятельностью дневного стационара осуществляет руководитель лечебно-профилактического учреждения и (или) заместитель по медицинской части и клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения.
1.11. Организация и ликвидация дневного стационара осуществляется по решению руководителя лечебно-профилактического учреждения по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением.
2. Цель и функции
2.1. Целью работы дневного стационара является совершенствование организации и повышение качества оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также повышение экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений на основе внедрения и широкого использования современных ресурсосберегающих медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
2.2. В соответствии с этой целью дневной стационар осуществляет следующие функции:
2.2.3. Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий лицам из групп риска повышенной заболеваемости, в т.ч. профессиональной, а также длительно и часто болеющим.
2.2.4. Проведение сложных и комплексных диагностических исследований и лечебных процедур, связанных с необходимостью специальной подготовки больных и краткосрочного медицинского наблюдения после проведения указанных лечебных и диагностических мероприятий.
2.2.5. Подбор адекватной терапии больным с впервые установленным диагнозом заболевания или хроническим больным при изменении степени тяжести заболевания.
2.2.6. Проведение комплексного курсового лечения с применением современных медицинских технологий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.
2.2.7. Осуществление реабилитационного и оздоровительного комплексного курсового лечения больных и инвалидов, беременных женщин.
2.2.8. Проведение экспертизы состояния здоровья, степени утраты трудоспособности граждан и решение вопроса о направлении на медикосоциальную экспертизу.
3. Структура и штаты
3.1. В структуру дневного стационара могут включаться:
Палаты, оснащенные необходимым оборудованием и инвентарем;
Процедурный кабинет;
Хирургический кабинет с малой операционной;
Комната для пребывания медицинского персонала;
Комната для приема пищи больными;
Иные кабинеты по решению руководства лечебно-профилактического учреждения.
Для осуществления функций дневного стационара могут быть использованы диагностические, лечебные, реабилитационные и другие подразделения лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого он создан.
3.2. В дневных стационарах ведение больных осуществляется лечащим врачом (участковым терапевтом, педиатром, акушером-гинекологом, врачом общей практики и другими врачами-специалистами). При необходимости привлекаются соответствующие врачи-консультанты. Штатная численность и нормы нагрузки медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений устанавливаются с учетом наличия в данном учреждении дневного стационара.
3.3. В дневных стационарах вводится должность старшей медицинской сестры, должности медицинских сестер палатных из расчета 1 должность на 15 мест.
Должности санитарок палатных или младших медицинских сестер по уходу за больными устанавливаются соответственно должностям медицинских сестер.
3.4. В штаты лечебно-профилактического учреждения, имеющего в своем составе дневной стационар, в связи с увеличением объема работы диагностических, лечебных, реабилитационных и других подразделений, могут быть дополнительно введены должности врачей и среднего медицинского персонала.
4. Финансирование
Финансирование дневного стационара осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня, выделяемых лечебно-профилактическому учреждению, а также из средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка
С целью совершенствования нормативно - методической базы ценообразования в жилищно - коммунальном хозяйстве и в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. N 425, приказываю:
1. Утвердить разработанные Государственным научно - техническим центром нормирования и информационных систем в жилищно - коммунальном хозяйстве (ЦНИС) и одобренные секцией "Содержание и эксплуатация жилищного фонда" Научно - технического совета Госстроя России "Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда".
3. Признать утратившими силу Приказы Минжилкомхоза РСФСР:
от 11.06.79 N 309 "Об утверждении Типовых штатов руководящих, инженерно - технических работников и служащих комбинатов коммунальных предприятий, комбинатов благоустройства, комбинатов коммунальных предприятий и благоустройства исполкомов местных Советов народных депутатов, производственных управлений жилищно - коммунального хозяйства райисполкомов (сельских районов) Советов народных депутатов, находящихся на самостоятельном балансе";
от 22.05.86 N 242 "Об утверждении Типовых штатов руководящих инженерно - технических работников и служащих жилищно - эксплуатационных организаций местных Советов народных депутатов";
от 21.09.90 N 12 "Об утверждении Укрупненных нормативов трудоемкости, заработной платы и нормативов численности рабочих, занятых эксплуатацией, техническим обслуживанием и текущим ремонтом жилищного фонда".
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Управления жилищно - коммунальным комплексом.
Председатель
А. Ш.ШАМУЗАФАРОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Госстроя России
от 9 декабря 1999 г. N 139
ЧАСТЬ 1 НОРМЫ ВРЕМЕНИ И НОРМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА РАБОТЫ ПО САНИТАРНОМУ СОДЕРЖАНИЮ ДОМОВЛАДЕНИЙ
1. Общая часть
1.1. В сборник включены нормы времени и нормы обслуживания (далее - "нормы труда") на работы по санитарному содержанию домовладений (уборку территорий домовладений, обслуживание мусоропроводов, уборку лестничных клеток), которые являются составной частью единого комплекса работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.
1.2. Сборник предназначен для определения трудоемкости работ и численности работников, на основании которых в свою очередь рассчитываются нормативные затраты по оплате труда в нормативной себестоимости и, соответственно, в экономически обоснованном тарифе. Такой подход устанавливает цельную методику формирования себестоимости работ по содержанию и ремонту жилищного фонда в разрезе основных статей затрат.
1.4. В основу разработки норм труда положены: действующие нормативно - правовые акты , включая Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Приказом Госстроя России N 17-139 от 26.12.97, Методику планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства, утвержденную Постановлением Госстроя России N 9 от 23.02.99; фотохронометражные наблюдения; результаты анализа организационно - технических условий выполнения работ ; технические характеристики применяемых машин и оборудования.
Закон прост: В связи с утратой силы Приказа Госстроя РФ от 26.12.97 N 17-139, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Госстроя РФ от 01.01.2001 N 170
1.5. Понятие "норма времени" означает величину затрат рабочего времени , устанавливаемую для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно - технических условиях, понятие "норма обслуживания" - количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т. д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно - технических условиях.
1.6. Нормы обслуживания установлены на работы, выполняемые одним исполнителем в течение рабочей смены, при продолжительности рабочей недели 40 часов и с соблюдением других законодательных норм охраны труда , при наиболее полном и рациональном использовании рабочего времени и обеспечении необходимыми приспособлениями и средствами уборки.
1.7. В составах работ перечислены основные элементы работ. Второстепенные элементы, вытекающие из характера и содержания самой работы - доставка средств уборки и приспособлений к месту работы и в конце смены - в установленное место, дежурство (наблюдение за санитарным состоянием территории и за сохранностью всего наружного домового оборудования и т. п.), не упоминаются, но их выполнение нормами учтено.
1.8. Нормы труда установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно - заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслуживания.
1.9. Нормами сборника предусмотрено выполнение работ в соответствии с правилами техники безопасности .
1.10. Наименования профессий рабочих указаны в сборнике в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР). Содержание выполняемых работ приведено в соответствии с выпусками тарифно - квалификационных характеристик. При внесении изменений в ОКПДТР наименования профессий, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.
1.11. Применение укрупненных норм труда возможно в том случае, когда состав и периодичность выполняемых работ совпадает с установленными в сборнике. Если установлена другая периодичность, то укрупненные нормы обслуживания необходимо корректировать с учетом местных особенностей.
1.12. На работы, не предусмотренные сборником, а также при внедрении и применении на местах иной организации труда, машин и приспособлений рекомендуется разрабатывать местные нормы труда.
1.13. При выполнении работ повышенной сложности, улучшенного качества могут применяться повышающие коэффициенты.
1.14. Пример расчета численности рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, приведен в Приложениях 4, 5 и 6.
2. Уборка территорий домовладений
2.1.1. Уборка тротуаров и дворовых территорий производится вручную или тротуароуборочными, подметально - уборочными и поливо - моечными машинами. Места, недоступные для машин, убираются вручную до начала работы этих машин.
2.1.2. Уборка тротуаров и дворовых территорий подразделяется на летнюю и зимнюю. Летняя уборка включает в себя: подметание, мойку или поливку придомовых территорий вручную или с помощью спецмашин, уход за газонами.
2.1.3. Уборка производится, в основном, в поздние вечерние или ранние утренние часы, когда количество пешеходов незначительно. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части улицы до выполнения этой операции на проезжей части, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы поливо - моечных машин.
2.1.4. Зимняя уборка включает: подметание и сдвигание снега, посыпка наледи песком или смесью песка с хлоридами, удаление снега и снежно - ледяных образований.
Неуплотненный, свежевыпавший снег толщиной слоя до 2 см подметается метлой, а свыше 2 см сдвигается с помощью движка.
2.1.5. При ручной уборке снег с усовершенствованных покрытий убирается полностью - "под скребок", с неусовершенствованных покрытий и с территорий без покрытий снег убирается не полностью - "под движок", при этом оставляется слой снега для его последующего уплотнения.
2.1.6. При механизированной уборке машинами снег высотой до 2 см убирается щеткой, при большей высоте снега - плугом и щеткой. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей, или вывозить автотранспортом. Погрузка снега на автотранспорт производится с помощью снегопогрузчиков или вручную. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег в валы на середину тротуара для последующего удаления. Для обеспечения нормального движения троллейбусов и эффективной работы снегоуборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5 м.
2.1.7. Участки территории, покрытые уплотненным снегом или льдом, убираются при помощи машин со скалывающим устройством или вручную. Удаление скола производится одновременно со скалыванием или немедленно после него с помощью спецмашин или вручную.
2.1.8. Для удаления отдельных образований льда толщиной до 2 см производится предварительная обработка этих образований хлоридами.
2.1.9. При гололеде производится посыпка территорий песком с помощью машин (с пескоразбрасывающим устройством) или вручную. Для посыпки применяется крупнозернистый и среднезернистый речной песок, не содержащий камней и глинистых включений. Песок предварительно просеивается через сито с отверстиями диаметром 5 мм.
2.1.10. Нормативы численности и нормы обслуживания на ручную уборку территории, приведенные в данном разделе, установлены дифференцированно , в зависимости от класса территории и типа покрытий.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, в зависимости от интенсивности пешеходного движения территории разбиваются на 3 класса :
I класс - до 50 чел./ч;
II класс - от 50 до 100 чел./ч;
III класс - свыше 100 чел./ч.
Интенсивность пешеходного движения определяется на полосе тротуара шириной 0,75 м по пиковой нагрузке утром и вечером (суммарно с учетом движения пешеходов в обе стороны).
Территории дворов относятся к I классу.
Типы покрытий приняты следующие: усовершенствованные (асфальтобетонные, брусчатые), неусовершенствованные (щебеночные, булыжные) и территории без покрытий. Отдельно выделяются территории газонов.
2.1.11. Механизированная уборка территории производится по маршрутным картам, содержащим план тротуаров и дворов с находящимися на них зелеными насаждениями, столбами и мачтами электроосвещения и различного рода препятствиями.
На маршрутных картах устанавливается наиболее рациональное направление движения машин, количество и очередность проходов, места и характер маневрирования машин, схема перемещения снега и смета, сочетание участков механизированной и ручной уборки, расстояние нулевых (от места стоянки до места работы) и холостых пробегов (переезды на другие места работы).
2.1.12. Перед началом работы водитель осматривает и смазывает машину, заправляет горючим и водой, устанавливает необходимое навесное оборудование и т. д.
2.1.13. Уборочные машины с комплектом навесного оборудования хранятся в специальных помещениях или гаражах.
2.1.14. Периодичность выполняемых работ приведена в Приложении 1.
3. Обслуживание мусоропроводов
3.1.1. Работы по обслуживанию мусоропроводов включают: профилактический осмотр, удаление мусора из мусороприемных камер, уборку загрузочных клапанов и бункеров , устранение засоров, мойку мусоросборочных емкостей и дезинфекцию мусоропроводов и мусоросборочных емкостей.
3.1.2. Профилактические осмотры мусоропроводов производятся периодически, обнаруженные во время осмотров повреждения и неисправности устраняются немедленно. Удаление мусора из мусороприемных камер производится в сроки, установленные санитарными требованиями.
3.1.3. Мусоросборники транспортируются из камер во двор и устанавливаются до их вывоза на свободные места в стороне от движения людей, вдали от детских площадок и окон. После каждого удаления мусора полы камер подметаются. Стены и полы камер, загрузочные клапаны мусоропроводов, а также мусоросборники периодически очищаются от грязи и моются. Засоры стволов мусоропроводов устраняются немедленно. При появлении насекомых и грызунов в мусоропроводе производятся дезинфекционные работы специализированными организациями с участием рабочих по обслуживанию мусоропроводов.
3.1.4. Вывоз мусора осуществляется по системе "опорожнения" (когда мусор из переносных мусоросборников перегружают в кузов мусоровозов) или "сменной" системе (когда контейнеры с мусором вывозятся контейнерными мусоровозами к месту их выгрузки, где их моют, дезинфицируют и в чистом виде возвращают в домовладение). При системе "опорожнения" переносные мусоросборники ежедневно моет уборщик мусоропровода струей воды из шланга. Эта работа должна проводиться в специальных помещениях или мусороприемных камерах.
3.1.5. Нормы времени на работы по обслуживанию мусоропроводов установлены дифференцировано в зависимости от расположения и типов мусороприемных камер, типов мусоросборочных емкостей и способов их уборки.
Нормы установлены на работы по обслуживанию наиболее распространенных типов мусоропроводов (холодные, изолированные и обслуживающие одну вертикальную группу квартир, имеющие загрузочные клапаны с отверстиями размером от 150 x 200 мм до 200 x 200 мм).
Нормы установлены на следующие мусороприемники: переносные металлические емкостьюл; контейнеры емкостью л; бункеры емкостью л.
3.1.6. Нормы установлены с учетом затрат на доставку средств уборки и приспособлений в начале смены к месту работы и в конце смены в установленные для их хранения места, уборку рабочего места, устранение аварий и их последствий, выполнение непредвиденных работ и устранение мелких повреждений мусоропровода по заявкам жильцов.
3.1.7. Периодичность выполняемых работ приведена в Приложении 2.
3.1.8. Работы выполняются вручную или с помощью приспособлений, указанных конкретно в параграфах.
3.1.9. Перемещение мусоросборников производится с помощью ручных лебедок или ручных тележек.
4. Уборка лестничных клеток
4.1.1. Работы по уборке лестничных клеток включают: влажное подметание и мытье лестничных площадок и маршей, обметание пыли с потолков, влажную протирку (стен, дверей, подоконников, перил, оконных и лифтовых ограждений, шкафов для электрощитков и слаботочных устройств, почтовых ящиков), мытье окон, подметание и мытье кабин и лифтов.
4.1.2. Нормы времени на работы по уборке лестничных клеток разработаны в зависимости от видов уборочных работ различных элементов и оборудования лестничных клеток.
4.1.3. В начале смены рабочий доставляет к месту работы необходимые средства уборки и приспособления (веник , щетку, тряпку, ведро, совок, моющие средства), по окончании уборки относит их к месту хранения. Все средства уборки хранятся в специально отведенном для этой цели месте.
4.1.4. Уборка лестничных клеток, начиная с верхнего этажа, должна производиться после окончания работ по уборке кабин лифтов, клапанов мусоропроводов. При подметании лестничных маршей и площадок мусор собирают в специальную тару и транспортируют в установленное место на расстояние до 100 м. Лестницы перед мытьем нужно тщательно подмести, так как на площадках и ступеньках могут быть мелкие стекла, гвозди, иголки и т. д., которыми можно нанести травму рукам. Ведро с водой при мытье ставят на верхнюю ступеньку.
4.1.5. Очистку потолков и стен (окрашенных масляной или синтетической краской) производят шваброй с надетой на нее влажной тряпкой. Выполняя эту работу, рабочий должен стоять несколько в стороне от стен, применяя при этом защитные очки.
4.1.6. Перед мытьем окон лестничных клеток рабочий должен убедиться в исправности переплетов и надежном креплении стекол. При влажной уборке тряпку периодически смачивают в воде и отжимают. Рабочий приготавливает из моющих средств раствор и периодически меняет его.
4.1.7. Периодичность работ по уборке лестничных клеток приведена в Приложении 3.
Приложение 1. ПЕРИОДИЧНОСТЬ РАБОТ ПО УБОРКЕ ТЕРРИТОРИЙ ДОМОВЛАДЕНИЙ
Вид уборочных работ | Классы территории |
||
Холодный период |
|||
Подметание свежевыпавшего снега толщиной до 2 см | 1 раз в сутки в дни снегопада | 1 раз в сутки в дни снегопада | 2 раза в сутки в дни снегопада |
Сдвигание свежевыпавшего снега толщиной слоя свыше 2 см | Через 3 часа во время снегопада | Через 2 часа во время снегопада | Через 1 час во время снегопада |
Посыпка территории песком или смесью песка с хлоридами | 2 раза в сутки во время гололеда |
||
Очистка территорий от наледи и льда | 1 раз в трое суток во время гололеда | 1 раз в двое суток во время гололеда | 1 раз в сутки во время гололеда |
Подметание территории в дни без снегопада | 1 раз в двое суток в дни без снегопада | 1 раз в сутки в дни без снегопада |
|
Очистка урн от мусора | 1 раз в сутки | 1 раз в сутки | 1 раз в сутки |
Промывка урн | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц |
2 раза в холодный период | 2 раза в холодный период | 2 раза в холодный период |
|
Уборка контейнерных площадок | 1 раз в сутки | 1 раз в сутки | 1 раз в сутки |
Сдвигание свежевыпавшего снега в дни сильных снегопадов | 3 раза в сутки | 3 раза в сутки | 3 раза в сутки |
Теплый период |
|||
Подметание территории в дни без осадков и в дни с осадками до 2 см | 1 раз в двое суток | 1 раз в сутки | 2 раза в сутки |
Частичная уборка территорий в дни с осадками более 2 см | 1 раз в двое суток (50% территории) | 1 раз в сутки (50% территории) |
|
Очистка урн от мусора | 1 раз в сутки | 1 раз в сутки | 1 раз в сутки |
Промывка урн | 2 раза в месяц | 2 раза в месяц | 2 раза в месяц |
Протирка указателей улиц и промывка номерных фонарей | 5 раз в теплый период | 5 раз в теплый период | 5 раз в теплый период |
Уборка газонов | 1 раз в двое суток | 1 раз в двое суток | 1 раз в двое суток |
Поливка газонов, зеленых насаждений | 1 раз в двое суток | 1 раз в двое суток | 1 раз в двое суток |
Уборка контейнерных площадок | 1 раз в сутки | 1 раз в сутки | 1 раз в сутки |
Подметание территории в дни с сильными осадками | 1 раз в двое суток | 1 раз в двое суток | 1 раз в двое суток |
Мойка территории | 3 раза в теплый период | 3 раза в теплый период | 3 раза в теплый период |
Приложение 2
Приложение 2. ПЕРИОДИЧНОСТЬ РАБОТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ МУСОРОПРОВОДОВ
Вид работ | Периодичность |
Профилактический осмотр мусоропроводов | 2 раза в месяц |
Удаление мусора из мусороприемных камер | Ежедневно |
Уборка мусороприемных камер | Ежедневно |
Уборка загрузочных клапанов мусоропроводов | 1 раз в неделю |
Мойка сменных мусоросборников | Ежедневно |
Мойка нижней части ствола и шибера мусоропровода | 1 раз в месяц |
Уборка бункеров | 1 раз в месяц |
Очистка и дезинфекция всех элементов ствола мусоропровода | 1 раз в месяц |
Дезинфекция мусоросборников | 1 раз в месяц |
Устранение засора | По мере необходимости |
Приложение 3
Приложение 3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ РАБОТ ПО УБОРКЕ ЛЕСТНИЧНЫХ КЛЕТОК
Вид работы | Вид оборудования на лестничных клетках |
|||
оборудование отсутствует | мусоропровод | лифт и мусоропровод |
||
Влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних трех этажей | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно |
Влажное подметание лестничных площадок и маршей выше третьего этажа | 3 раза в неделю | 3 раза в неделю | 1 раз в неделю | 2 раза в неделю |
Влажное подметание мест перед загрузочными камерами мусоропроводов | Ежедневно | Ежедневно |
||
Мытье пола кабины лифта | Ежедневно | Ежедневно |
||
Влажная протирка стен, дверей, плафонов и потолков кабины лифта | 2 раза в месяц | 2 раза в месяц |
||
Мытье лестничных площадок и маршей нижних трех этажей | 2 раза в месяц | 2 раза в месяц | 2 раза в месяц | 2 раза в месяц |
Мытье лестничных площадок и маршей выше третьего этажа | 2 раза в месяц | 2 раза в месяц | 1 раз в месяц | 2 раза в месяц |
Обметание пыли с потолков | 1 раз в год | 1 раз в год | 1 раз в год | 1 раз в год |
Влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков и слаботочных устройств, почтовых ящиков | 1 раз в год | 1 раз в год | 1 раз в год | 1 раз в год |
Влажная протирка подоконников, отопительных приборов | 2 раза в год | 2 раза в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
Мытье окон | 2 раза в год | 2 раза в год | 2 раза в год | 2 раза в год |
Очистка металлической решетки и приямка. Уборка площадки перед входом в подъезд | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Приложение 4
Приложение 4. ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ УБОРКОЙ ТЕРРИТОРИЙ ДОМОВЛАДЕНИЙ ПРИ РУЧНОЙ УБОРКЕ
Перечень работ | Исходные данные | Норма времени обслуживания на единицу измерения , мин. | Затраты времени на весь объем работ, мин. (гр. 2 x гр. 5 x гр. 6) |
|||
объем выполняемых работ | количество дней данной работы в году | периодичность выполнения работ | повторяемость работ в течение года (раз) |
|||
Подметание свежевыпавшего снега толщиной слоя до 2 см с территорий: | Через 3 часа во время | |||||
снегопада | ||||||
Через 2 часа | ||||||
III класса | Через 1 час | |||||
Посыпка песком территорий: | ||||||
1 раз в сутки | ||||||
2 раза в сутки | ||||||
III класса | 2 раза в сутки | |||||
Очистка от уплотненного снега территорий с усовершенствованными покрытиями | ||||||
Приказ Госстроя РФ от 9 декабря 1999 г. N 139
|