Контракт включает в себя. Обязательные условия и процесс заключения контракта

Все государственные и муниципальные учреждения обязаны проводить закупки необходимых товаров и услуг в соответствии с положениями 44-ФЗ. При этом между сторонами заключается договор. Чтобы исключить вероятность ограничения конкуренции законодатель предъявляет жесткие требования к содержанию контракта.

Юридическая сторона вопроса

При оформлении контракта заказчики обязаны ориентироваться на нормы статьи 34 44-ФЗ. Одновременно с этим должны соблюдаться положения Гражданского Кодекса РФ. При закупке отдельных видов товаров или услуг также могут применяться и некоторые специализированные законодательные акты.

Согласно статье 432 Гражданского Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение обо всех существенных условия контракта. При этом все они должны быть включены в текст визируемого документа.

Исходя из части 2 статьи 34 44-ФЗ, при составлении контракта должен быть соблюден принцип неизменности условий и цены контракта. Для этого в документе прописывается, что цена договора является твердой до момента истечения срока действия обязательств.

Правила статей 4, 5, 6 и 7 предусматривают включение в документ порядка начисления штрафов и пени за неисполнение сторонами взятых на себя обязательств. Размеры штрафов регламентированы Постановлением Правительства за номером 1063 от 25.11.2013 года.

Какие условия считаются существенными

В контракте непременно прописываются все существенные условия. К ним относят:

  1. Описание предмета договора, наименование товаров или услуг, а также их подробные характеристики.
  2. Количество товаров подлежащих к поставке или объем услуг, которые обязуется выполнить поставщик.
  3. Сроки исполнения поставщиков взятых на себя обязательств.
  4. Цена контракта.
  5. Порядок и сроки перечисления заказчиком платы за поставленные товары или оказанные услуги. Если контракт заключается с субъектом малого предпринимательства, то срок оплаты не может превышать 15 дней.
  6. Ответственность сторон за недобросовестное исполнение взятых на себя обязательств.
  7. Порядок и место фактического исполнения поставщиком своих обязательств.
  8. Правила возврата обеспечения контракта.
  9. Условия о сокращении налоговых платежей.

Помимо этого в контракте обязательно должны быть прописаны полные реквизиты обеих сторон. Визируется документ подписями и печатями организаций. Если договор заключается в электронной форме, то договор подписывается при помощи ЭЦП.

Если сроки исполнения контракта превышают 3 года или его стоимость выше 100 миллионов рублей, то в контракте прописывается подробный график исполнения сторонами своих обязательств. Он оформляется отдельным приложением, которое становится неотъемлемой частью договора.

Сторонами может быт достигнуто соглашение о внесении корректировок даже в существенные условия контракта. Такое возможно только, если это было заранее прописано в закупочной документации. При этом все правки фиксируются путем оформления дополнительного соглашения. Изменения можно вносить только в уже заключенный контракт. Визируемый документ должен быть идентичен тому, что отражен в закупочной документации.

Применение типовых условий контракта

Для того чтобы заказчик не задумывался о том, какие именно пункты должны быть прописаны в контракте, были разработаны типовые условия . Они призваны снизить риск возникновения ошибок, а также злоупотреблений полномочиями со стороны заказчика. На сегодняшний день разработаны типовые условия для следующих видов деятельности:

  1. Услуги по профессиональной переподготовке служащих государственных учреждений.
  2. Поставка медицинского оборудование и подготовка его к полноценной эксплуатации.
  3. Поставка товаров радиотехники, авиации и судостроения.
  4. Услуги по техническому обслуживанию, диагностике и ремонта автотранспортных средств.
  5. Услуги по организации выставок, ярмарок и прочих массовых мероприятий.
  6. Реализация научно-технических и исследовательских работ.
  7. Работы по переработке и хранению радиоактивных отходов.

База типовых контрактов постепенно будет дополняться. Ее в любой момент можно изучить в соответствующем разделе ЕИС. Заказчик обязан перейти на типовые условия в течение 30 суток с момента их опубликования. Это правила введено постановлением Правительства за номером 606.

Не переходить на типовые условия контрактов разрешено только при закупках менее 100 000 рублей. В такой ситуации разрешено использовать шаблон, разработанный на конкретном предприятии. Свой контракт можно использовать и при закупке за наличный расчет, оказании услуг по скорой медицинской помощи, приобретении спортивного инвентаря для реализации Олимпиады и некоторых других ситуациях.

Контракт – это основной документ, который подтверждает договорные отношения между сторонами. Все условия оговариваются заранее и прописываются в закупочной документации. Если по мнению поставщика какие-либо пункты не соответствуют действующему законодательству, он имеет право обратиться с жалобой в ФАС.

4.75 Рейтинг 4.75 (4 Голосов)

Чем отличается договор от контракта с точки зрения 44-ФЗ? Какую форму выбрать для бюджетных, казенных, муниципальных учреждений и предприятий? Если тендер проводился в форме закупки у единственного поставщика? Если исполнитель ИП? Если сумма соглашения меньше 100 тысяч рублей? Ответы в этой статье.


Тем, кто участвует в госзакупках в качестве поставщика, не приходится выбирать форму заключения договоренности с заказчиком – в проекте документа, который присылают победителю на подпись, уже указано, договор это или контракт. Однако знать разницу необходимо, чтобы учитывать последствия.


С юридической точки зрения оба понятия синонимы. Закон о контрактной системе использует их как равнозначные и дает определение термину “контракт” через термин “договор”. 44-ФЗ не регламентирует ситуации, в которых следует использовать тот или иной вид заключения сделки, из чего можно сделать вывод, что разницы между ними нет. Оба документа должны содержать одинаковую информацию:

  • Ответственность победителя закупки по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Ответственность заказчика по оплате.
  • Порядок действий при возникновении конфликтов, форс-можоров.
  • Условия расторжения сделки.
  • Реквизиты сторон.

Однако в государственной контрактной системе все должно быть однозначно, а вопросы о применении закона оставались. Поэтому в 2014 Минэкономразвития все-таки разграничило спорные понятия применительно к 44-ФЗ в разъяснении №Д28и-1889, подтвердив тем не менее, что юридически они взаимозаменяемы.

  • Бюджетные учреждения по результатам оформляют гражданско-правовые договоры.
  • Муниципальные органы и казенные учреждения, организующие закупки от лица муниципального образования, подписывают муниципальные контракты.
  • Государственные органы и казенные учреждения, внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, заключают госконтракты.

В 223-ФЗ термин “контракт” не встречается вообще, поэтому особые госзаказчики подписывают только договоры.

Выводы:

  • С точки зрения 44-ФЗ разницы между договором и контрактом нет, требование изменить форму с одной на другую – незаконно.
  • Если углубляться, контрактом можно считать особую, более жесткую форму договора, которую используют казенные учреждения и органы власти, организующие закупки для государственных и муниципальных нужд. В тендерной практике сложилось, что к этому документу предъявляется больше требований. Внимание проверяющих органов к контрактам традиционно выше, чем к договорам.
  • Выбор типа оформления сделки зависит только от статуса госзаказчика, а не от типа тендера, правовой формы победителя или суммы соглашения. Так, для закупки на 90 тысяч рублей у единственного поставщика-ИП, будет подписан муниципальный контракт, если заказчик – городская администрация. И в той же ситуации будет подписан гражданско-правовой договор, если заказчик – средняя школа.
  • On 29.03.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, Условия госконтрактов, Электронный аукцион, ЭТП

Заключение государственного контракта регулируется законом о госзакупках и гражданским законодательством. Эти нормы требуют, чтобы определенные условия включались в госконтракт в обязательном порядке. Другие же условия заказчик может добавлять на свое усмотрение.

Обязательные условия контракта

К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:

  1. Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  2. Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
  3. Условия, которые касаются оплаты предмета закупки - порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
  4. Условия о приемке результатов исполнения контракта - порядок и срок ее проведения.
  5. Условия об обеспечении исполнения контракта - его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени. Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Условия об оплате

Каждый контракт обязан включать информацию о том, каким образом будет осуществляться его оплата. В контракте должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчетов. Гражданский кодекс предусматривает четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Что касается срока оплаты, то он должен быть четко прописан и не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг. При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания. Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Прочие обязательные условия

Также в контракт должны быть включены условия о сроках исполнения, о предоставлении обеспечения и его возврате. Последнее условие формируется на основании положений части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. Что касается сроков, то в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса, это может быть фиксированная дата, период (например, 1 год), интервал (например, 1–15 число каждого месяца) либо срок действия (например, в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Условие на усмотрение: односторонний отказ

Если заказчик желает включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, то его условия необходимо включить в документацию и проект контракта. В противном случае сделать это будет невозможно. Более подробно об условиях одностороннего расторжения .

Прочие необязательные условия

Контракт содержит и иные условия, как существенные, так и нет. К существенным относится описание предмета контракта - его характеристики, параметры, свойства. Кроме того, в контракт могут быть включены:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Неотъемлемые части контракта

Зачастую возможность исполнить обязательство зависит от информации, которая содержится в иных документах: спецификациях, актах, инструкциях, технических заданиях, лицензиях, специальных перечнях, документах, подтверждающих характеристики объектов и так далее. В таком случае эти документы становятся неотъемлемой частью контракта, и в его тексте необходимо сделать на них соответствующее указание.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия. Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями - наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта. Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Электронный аукцион

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника - электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Запрос котировок

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус - цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей. Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал. В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС. Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта. В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

В соответствии с частью 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Возможно ли изменение условий договора путем составления протокола разногласий в случае заключения прямого договора до 100 тыс. руб. (п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) и несогласия с типовым договором, выставленным исполнителем, или при заключении это не допускается и протокол разногласий будет нарушением ст. 34 Закона N 44-ФЗ? Есть ли судебная практика или ответы пользователей по данному вопросу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае составление протокола разногласий к проекту договора закону не противоречит.

Обоснование вывода:
Действительно, как указано в Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ. Закона N 44-ФЗ допускает единственный случай, когда условия контракта могут быть изменены при его заключении (ч. 18 этой статьи). Закона N 44-ФЗ установлена возможность в определенных случаях изменять существенные условия контракта при его исполнении.
Исходя из этого любые условия контракта (как те, которые могут быть отнесены к существенным, так и те, которые существенными не являются) могут быть изменены только в случаях, предусмотренных N 44-ФЗ (смотрите также Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 N 17АП-13706/14). При этом положений, допускающих или запрещающих возможность оформления протокола разногласий к проекту контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент), N 44-ФЗ не содержит.
Следует отметить, что в силу Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с этим федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В связи с этим мы полагаем, что по смыслу ч. и Закона N 44-ФЗ при заключении контракта не могут быть изменены те положения, которые определены в качестве условий контракта в соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, приглашением принять участие в закрытых способах определения контрагента ( Закона N 44-ФЗ), заявками участников конкурса, аукциона, запроса котировок, окончательными предложениями участников запроса предложений, признанных победителями определения контрагента. При заключении договора с единственным контрагентом подготовка и размещение заказчиком извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, приглашения принять участие в определении контрагента, направление участником закупки заявок и окончательных предложений законом не предусмотрены.
Процедуру заключения договора (контракта) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) N 44-ФЗ не регулирует. Поскольку отношения сторон по контракту являются гражданско-правовыми ( ГК РФ, Закона N 44-ФЗ), в части, не урегулированной N 44-ФЗ, при заключении контракта необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ, разумеется, с учетом требований N 44-ФЗ к содержанию контракта (ч. 2 ст. 34 этого Закона). В частности, сторона, получившая оферту (предложение заключить договор), вправе дать ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, то есть направить со своей стороны новую оферту ( , ГК РФ). Акцепт оферты на иных условиях (новая оферта) может быть направлен в том числе в виде протокола разногласий к проекту договора ( ГК РФ).
Отметим также, что в случае, если для стороны, направившей проект договора, заключение такого договора является обязательным, закон прямо предусматривает возможность составления протокола разногласий к проекту договора. В этом случае неурегулированные разногласия могут быть переданы на рассмотрение суда ( ГК РФ). Составление протокола разногласий предусмотрено законом и при заключении государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд ( ГК РФ).
Возможность урегулирования разногласий при заключении контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд с единственным контрагентом путем составления заказчиком протокола разногласий к проекту контракта, предложенному таким контрагентом, подтверждает и судебная практика (смотрите, например, АС Дальневосточного округа от 30.05.2016 N Ф03-2069/16, АС Северо-Кавказского округа от 28.12.2015 N , Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 N 13АП-18465/15, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 N 14АП-8275/14, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 08АП-7141/14).
Поэтому, с нашей точки зрения, в рассматриваемом случае при несогласии с условиями типового договора заказчик не лишен возможности направить своему контрагенту протокол разногласий к проекту договора. Урегулирование разногласий по поводу проекта договора, предложенного единственным исполнителем, не нарушает требование N 44-ФЗ о недопустимости изменения условий контракта при его заключении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случаях , установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.