Центральная заповедь закона моисея. Частное право по законам Моисея

Право и суд по законам Моисея.

Моисеевы законы: общая характеристика.

Законы Моисея - один из наиболее древних памятников права. Под «Моисеевым законодательством» в строгом смысле понимают 10 заповедей (Декалог) , которые Моисей получил от Господа на Синайской горе и позже начертаны на Скрижалях Завета. Но работа над ним продолжалась до IV в. до РХ . Поэтому в него включают также новеллы и кодификации декалога Моисея эпохи Саула, Давида, вплоть до Ездры, а под именем Моисей в науке принято понимать всех законодателей, чья правотворческая деятельность отразилась на содержании этого свода законов.

Законы Моисея - второй по величине памятник права после Кодекса Хаммураби и первый - по влиянию на другие системы права (из дошедших до нас), в значительной степени благодаря христианству.

Моисеевы Законы составлены в стихотворной форме, по структуре - нормы древнего права. В законах Моисея содержатся не только нормы религиозного характера (ius sacrum), но и много норм частного, публичного, уголовного права.

Источники :

Откровения, полученные Моисеем (обычное право еврейских племен),

Кодекс Хаммураби – самая древняя часть «Книга Завета» (35 статей) повторяет его слово в слово, а еще ½ статей – аналогичны или похожи;

Последующие акты законодательствования иудейских (израильских) царей и пророков.

Структура :

1) Книга (Кодекс) Завета – Исход 21-22. Особняком стоит гл. 34 книги Исход – так называемый старый Декалог . Впервые его реконструкция была осуществлена в конце 18 века. Эта часть МЗ датируется 16-9 вв до н.э.

2) Второзаконие или законодательство царя Иосии (621 год до Р.Х.) – нормы, зафиксированные в гл.12-26 кн. Второзаконие и гл.22-23 2-й книги Царств,

3) Кодекс Святости – книга Левит, гл.17-26, Чисел, гл.10, 15-41 – связан с реформами пророка Иезекииля, когда евреев ждала участь вавилонского плена. Выделен из состава Ветхого Завета в 1877.

! Реформа Ездры (5 век до Р.Х.) – после возвращения из вавилонского пленения для возрождения культа монотеистического почитания – в основном содержала нормы религиозного права (кн. Пророка Иезекииля, гл.40-48). После возвращения из плена составился канонический текст первой половины Ветхого Завета, а вместе с ни и текст законов.

Еврейская нация, а впоследствии - еврейское государство появились в результате выхода из Египта. Еврейское государство было монархическим (царство Саула).

Особенности Моисеева законодательства :

Монотеизм,

Меньшая разработанность норм, решающих бытовые споры (по сравнению с законами Хаммурапи).

Не отличается казуистичностью.

Законы Моисея знают такое явление, как вечное закабаление. Обычно (например, право др. Вавилона) практиковалось т.н. “срочное” закабаление. Процедура вечного закабаления очень сложна и отличается в древнеиудейском праве формализмом.

Еще одной характерной особенностью Моисеевых законов является прямой, формальный запрет на договор дарения. Но это не означает, что подобные сделки вообще не совершались.

Суд первоначально делился на

- религиозный – священный суд. Судьи - жрецы храма Соломона в Иерусалиме (левиты);

- судебный - суд царя и общины. В уголовном праве древнееврейского государства господствовал принцип талиона (размер наказания или штрафа равнялся размеру причиненного вреда).

Частное право по законам Моисея.

Общество древних иудеев не было изначально искушено в торговых делах , ремеслах, развивающих частное право, наоборот, судя по некоторым местам Ветхого Завета и положениям ранней талмудистики, евреи презирали вавилонян и ассирийцев за насильственное исторжение от земли плодов земледелия.

Вещное право неразвито, представлено группой норм, регулировавших поземельные отношения внутри общины. Эти нормы следует признать ханаанеянскими , так как евреи научились от них земледелию.

1. Разрешено по Библии продавать землю, но через каждые 7 лет промежуточный земельный передел (принудительный выкуп). Окончательный передел внутри колен-племен – на 50-й год – юбилейный год . Т.е. это не перераспределение земельных наделов между семьями-родами, членами общины, а промежуточное и общее прощение долгов, за невыплату которых земля переходила во владение кредиторов. Приобретается не сама земля, а объектом сделки является доход с поля, т.е. ценна не сама земля, а то, что она может производить. «Землю не должно продавать навсегда». Передел (выкуп) городской недвижимости возможен в течение 1 года. Право выкупа – у родственников продавца. НО! Собственность сословия левитов нельзя продавать и покупать: «Это вечное владение их».

2. Библия упоминает поселенцев и наемников на земле иудейской общины, храма, царской земли. Видимо, это арендаторы , взявшие землю для обработки. Юридический статус их в целом совпадает со статусом иностранцев.

Основание вещного права евреев на землю:

- право владения , для которого основание - служба Богу – они получили Ханаан только под условием службы Ему,

- военная служба с земли всему государству (особенно четко выражено в книге Чисел). Каждый совершеннолетний еврей обязан с 20 лет нести военную службу с земли. Распределение наделов между коленами – по жребию . Племенной характер феодальных отношений у евреев.

Позже вещное право было доработано. Появился термин š allit , обозначающий общее правомочие собственника.

Выражения, которыми сопровождается сделка с землей :

Yehav – продавец уступил

Yehaveth – покупатель уплатил

Bidemoki – за полную цену

Стороны говорят: «и так удовлетворилось мое сердце», что говорит о развитости договора купли-продажи земли. Освобождение собственности от посторонних претензий подтверждается клятвой продавца , фиксируемой в договоре, об очистке собственности.

Сама недвижимость, находясь в чьей-либо собственности, очень четко отграничивается от владения других лиц. К купчим на землю прилагается подробный план местности.

3. Становятся известны сервитуты: право застройки, прохода, известны узуфрукт и аренда земли. Таким образом, патриархальный характер собственности на землю у евреев продолжался недолго.

Обязательственное право тоже мало разработано. Но известны основные виды договоров.

1. Договор купли-продажи – проникнут началами справедливости (aequitas ), но только в отношении соплеменников, про иностранцев – не совсем ясно. Практически нет постановлений, охраняющих интересы покупателей: о добром качестве товара, что продавцом должен быть собственник. Следовательно – слабые товарные отношения.

2. Договор займа урегулирован больше всего. Он не знал процентов , но процент и рост допускались в отношении иноверцев и иностранцев. Изначально Моисей установил правило о прощении всех долгов в седьмой год для всех, кроме иностранцев. Запрет роста для договора займа, но разрешено обеспечивать залогом . Но в залог запрещалось брать ручную мельницу, одежду и некоторые другие вещи, отсутствие которых свидетельствует о наступившей сакральной зависимости данного обездоленного лица. Моисей предлагал не брать залога с бедных . Но залоговое право распространялось на любое не запрещенное имущество должника и на саму его личность, личность его близких. Залог берут только после исполнения главного обязательства . Т.е. фактически это не залог, а правомочие кредитора обращать свою претензию к взысканию на имущество должника, но имущество, на которое обращено взыскание, может быть выкуплено должником. Аналог долговому рабству.

В дальнейшем с помощью каузального толкования – обошли запрет на % . Долги, обеспеченные залогом, формально «прощали» на 7-й год, но взимали их в качестве «подарка ». Гигель (1 век до Р.Х.) установил специальную формулу - «prosbole » - специальное соглашение, право кредитора взыскивать свои деньги в любое время, подписывалось перед судьей.

Позднейшая талмудистика выработала общее учение об обязательствах. Их классифицировали на 2 вида по способу их совершения :

- штар - обязательства, совершенные в устной форме при обязательном участии 2-3+ свидетелей, залог и постановление суда.

Обязательства, заключенные в письменной форме – залогом не обеспечивались, опротестовывались только в суде.

Главное условие действенности обязательства считали формальное соответствие его постановлениям закона. Сами договоры подлежали неукоснительному соблюдению.

  • Предмет и научные задачи истории государства и права
    • Предмет истории государства и права
    • Историческое в праве
    • Методология истории права
    • Системы права
    • Периодизация истории государства и права
  • Развитие историографии всеобщей истории государства и права
    • Зарождение историко-юридических знаний
    • Начало научной истории права и государства
    • Историческая школа права
    • Развитие научной истории государства и права в XIX в.
    • Социологическое направление историографии
    • Сравнительно-историческая школа
    • Изучение истории государства и права в России
    • Современное состояние историографии
  • Становление государственной организации и права
    • Проблема возникновения государства и права
    • Формирование политико-правового сообщества
    • Протогосударство – чифдом
    • Раннее государство
  • Образование древнейших государств на Ближнем Востоке
  • Общие сведения о государстве и праве Древнего Востока
  • Государственность в древней Месопотамии
  • Государство Древнего Египта
    • Основные этапы государственной истории
    • Система государственной администрации
    • Военная организация
    • Суд и законы
  • Ассирийская держава
    • Становление и эволюция Ассирийского государства
    • Организация власти
  • Образование древнейших государств в Восточной Азии
  • Государственность в Древней Индии
    • Древнейшие государственно-политические объединения
    • Государственная организация державы Маурьев
    • Социально-правовой строй
    • Принципы государственного правления
  • Государства Древнего Китая
    • Формирование китайской государственности
    • Власть и управление в империи Цинь
    • Доктрина легизма
  • Древневосточная монархия
    • Монархия и деспотизм
    • Особенности исторического происхождения
    • Религиозное содержание власти
    • Полномочия монарха
    • Образ идеального правителя
  • Право древнего Вавилона (законы царя Хаммурапи)
    • Древнейшее законодательство Месопотамии
    • Законы Хаммурапи: система и принципы
    • Социально-правовой строй
    • Брачно-семейное право
    • Торговое и обязательственное право
    • Преступления и наказания
  • Древнееврейское право
    • Древнееврейская государственность
    • Источники права
    • Законодательство Моисея
    • Семейно-брачное право
    • Имущество и обязательства в праве
    • Уголовное право и суд
  • Государство и право античного мира
  • Общие сведения о государстве и праве античного мира
  • Становление политического общества в Древней Греции
    • Протогосударства Крито-Микенского мира
    • Дорийское завоевание: начало нового строя
    • Становление полисной организации
  • Спартанское государство
    • Становление Спартанского государства
    • Реформы Ликурга
    • Организация власти и управления
  • Образование Афинского государства
    • Становление Афинского полиса
    • Реформы Солона
  • Демократическое государство Древних Афин
    • Становление демократической системы
    • Органы прямого народовластия
    • Должностные лица
    • Финансовая система
    • Суды в системе народовластия
    • Деформация Афинской демократии
    • Полис и демократия
  • Правовая политика и законодательство Афинской демократии
    • Социально-правовой строй
    • Семейный уклад
    • Регулирование имущественных и торговых отношений
    • Развитие законодательства
    • Закон и право
  • Государство и право эллинистического мира
    • Образование Македонской державы
    • Государственный строй империи
    • Государства эллинистического мира. Распад империи
    • Греко-египетское право
  • Формирование государственности Древнего Рима
    • Становление римского полиса
    • Военно-родовой строй
    • Переход к военно-республиканскому строю
    • Борьба патрициев и плебеев
  • Государственный строй Римской республики
    • От полиса к империи
    • Народные собрания
    • Сенат
    • Система магистратур
    • Римская армия
    • Идеал смешанного правления
  • Государственный строй Римской Империи
    • Кризис республики и становление монархии
    • Государственная организация принципата
    • Переход к новым формам монархии
    • Система управления при доминате
    • Провинциальная организация империи
    • Военная организация империи
  • Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
    • Римское гражданство
    • Гражданство и сословия
    • Неполноправные категории жителей
    • Несвободное население
  • Древнейшее римское право
    • Священное право и царские законы
    • Законы XII Таблиц: создание и общие начала
    • Основы общественно-юридического быта
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
    • Ранние институты. Легисакционное судопроизводство
    • Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство
    • Римская юриспруденция
    • Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство
  • Развитие частного права в Древнем Риме
    • Система римского права
    • Брачно-семейное право
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
    • Становление уголовного права
    • Формирование специальных уголовных судов
    • Процесс в суде присяжных
    • Уголовная юстиция в империи
  • Кодификация римского права
    • Начало систематизации права
    • Разработка Свода Юстиниана
    • Corpus juris civilis
    • Право и Закон в римской юриспруденции
  • Государство и право средних веков
  • Государство и право средних веков
    • Общие характеристики государства и права средних веков
    • Предгосударственный строй германских племен
  • Варварские королевства
    • Вестготское королевство
    • Остготское королевство
    • Франкское государство Меровингов
  • Франкская империя Каролингов
    • Формирование нового государства
    • Государственная организация империи
    • Законодательство империи
    • Распад Франкской империи
    • Раннефеодальная государственность
  • Варварские правды
    • Оформление писаного права германских народов
    • Общественно-юридический быт
    • Судебное право
    • Преступления и наказания
  • Формирование правовых институтов феодального строя
    • Социальная сущность феодализма
    • Вотчинный уклад и новые виды зависимости
    • Коммендация. Ранние формы пожалований
    • Феодальный иммунитет
    • Вассалитет
  • Раннефеодальная государственность в Британии
    • Образование варварских королевств
    • Начало феодализации общества
    • Ранняя государственная организация
    • Англосаксонские законы
    • Датское завоевание

Законодательство Моисея

Древние правила, приписанные в Библии пророку Моисею, устанавливали организацию древнееврейского общества на строго и узконациональном начале. Еврейская община формировалась как замкнутый социальный организм, связанный общими традициями, религиозными правилами и, главное, особыми отношениями с Богом, недоступными другим народам. Согласно завету, еврейский народ заключил своего рода политический договор с Богом, по которому народ обязывался хранить переданные через Моисея правила и законы, но и Господь должен был соблюдать свое особое благоволение к народу: «Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их – и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить».

Такой условный договор внес в политическую организацию и основы правовой жизни древних иудеев весомый теократический элемент: правящий слой составляли так называемые левиты, исполнявшие одновременно священные и судебно-административные обязанности. Религиозный характер сохранял и высший орган народа – собрание 70 старейшин (по 6 от каждого племени – клана).

Основой – и исторической, и принципиальной – всего древнееврейского права стали так называемые Десять заповедей, согласно Библии, переданные через Моисея еврейскому народу откровением. Заповеди стали принципиально новым словом в истории права: впервые оформились не казусные, но общие правила правового поведения, хотя и в значительной степени религиозные по содержанию. Заповеди содержали три, условно, группы предписаний. Первая – главные требования древнееврейской религии: единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идолопоклонство.

Вторая – постановления религиозно-житейского характера, требования к образу жизни: соблюдение субботнего, выходного от всех дел дня, почитание родителей. Третья непосредственно касалась общих правовых отношений и запретов такого поведения, которое, завету, теперь преступно не только в человеческом, но и в религиозном смысле: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй на ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни рабы его, ни вола его, ни всего, что есть у него.

Курсовая работа по истории государства и права зарубежных стран

Студента 2-го курса Группа № 251 Гадыльшина Ратмира

Государственный университет – Высшая школа экономики

Москва – 2008

С распадом Советского Союза в содержание вузовских программ по ряду дисциплин вернулась тема, долгое время обойденная вниманием – «Моисеево законодательство». До революции изучению данного памятника права на юридических факультетах университетов Российской Империи придавалось огромное значение. Причиной тому явилась уникальность законов Моисея: они оказали более чем существенное влияние на развитие не только иудейского права и общества, но также всей христианской и отчасти мусульманской цивилизации. Это второй по величине (после знаменитого кодекса Хаммурапи) памятник права в семито-хамитском мире, содержащий в себе не только нормы религиозного права, но также частного, публичного и уголовного. По данной теме проводились исследования, писались монографии, читались курсы, причем как в духовных, так и в светских учебных заведениях. Но после Октябрьской революции большевистское правительство пошло в наступление против религии, одной из его жертв, помимо разрушенных храмов и репрессированных священнослужителей, оказался совершенно незаслуженно забытый правовой памятник. В наши дни на Моисеево законодательство, наконец, обратили внимание. Как уже упоминалось выше, его вернули в вузовские программы, посвящены ему и главы в некоторых учебниках и монографиях. Но процесс «вспоминания» - дело не одного десятка лет, информации по Моисеевым законам как памятнику права, а не богословия пока что не слишком много.

Теперь следует определиться с тем, что понимать под «Моисеевым законодательством». В узком смысле – это десять заповедей (Декалог), полученные, согласно Библии, Моисеем от Господа на Синайской горе. Однако они составляют лишь основу огромного правового памятника, развитие которого продолжалось до IV века до н.э. Поэтому под Моисеевым законодательством следует понимать все последующие новеллы вплоть до Ездры.

Источниками Моисеева законодательства являются: обычное право еврейских племен (оформленное, в том числе, как откровения Моисея), акты законодательствования иудейских пророков и царей и вавилонский кодекс Хаммурапи. Исследователи говорят о 35 текстуальных совпадениях между этими двумя памятниками.

Рассматривая законы Моисея, следует иметь в виду, что они не образовались сразу в том виде, в котором их можно сегодня найти в Библии. Нормы формировались постепенно, по мере возникновения необходимости в урегулировании постоянно развивающихся общественных отношений. Один из дореволюционных исследователей Моисеева законодательства, профессор А.П. Лопухин писал по этому поводу: «…порядок изложения законов у Моисея не систематический, а исторический: законы не связаны между собою в строгий порядок по внутреннему их содержанию, а, за исключением немногих глав, разбросаны по всему Пятикнижию, обыкновенно привязываясь к частным случаям, вызвавшим потребность в том или ином законе. Нечто похожее на систему впервые встречается в книге Второзакония. Эта книга по самому назначению должна была служить полным, систематическим воспроизведением исторически накопившихся законов, отвлечением их от частных случаев и соединением в общий кодекс права». Таким образом, систематизация норм, содержащихся в Моисеевом законодательстве, представляется достаточно интересной задачей. Ей и посвящена главным образом эта работа.

Как уже было сказано выше, законы Моисея формировались в течение довольно длительного промежутка времени. Поэтому естественно, что текст рассматриваемого памятника можно разделить на некоторые составные части. В качестве такого деления в исторической литературе предлагается:

Книга Завета (Исход, 21-22, 34), датируется промежутком от XIV до XI вв. до н.э.;

Второзаконие или законодательство царя Иосии (621 г. до н.э.). Входят нормы из Гл. 12-26 кн. Второзаконие, Гл. 22-23 2-ой книги Царств;

Кодекс Святости или реформы пророка Иезекииля (выделен в составе Ветхого Завета в 1877 году), датируется нач. VI в до н.э., входят: кн. Левит, Гл. 17-26, Чисел, Гл. 10, 15-41;

Реформа Ездры. Датируется V в. до н.э., входят: кн. Пророка Иезекииля, Гл. 40-48. Проведена с целью возрождения монотеистического культа после вавилонского пленения.

Однако подобное хронологическое деление не может заменить собой систематизацию норм права по регулируемым ими отраслям общественной жизни. Здесь представляется целесообразным воспользоваться классификацией, предложенной профессором Лопухиным в работе «Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби». Работа страдает некоторыми недостатками, в частности, Лопухин склонен идеализировать древнее еврейское общество и его законы. Более того, он пытается провести параллели между установлениями Моисеева законодательства и актуальными для последней четверти XIX века тенденциями развития общественной мысли (всеобщая воинская повинность, отсутствие сословных привилегий и др.) . Однако приведенная им классификация сочетает в себе простоту и удобство поиска необходимых норм законов Моисея. Эта классификация, с некоторыми изменениями, и будет положена в основу данной работы:

Законы о семейных отношениях

Законы социально-экономические

Вещное право

Обязательственное право

Наследственное право

Законы государственные

Государство и общество

Государственное управление

Уголовное право

Рассмотрение семейного законодательства предлагается начать с юридического положения детей, которое, прежде всего, определяется степенью зависимости его от родителей. Как и в любом другом древнем обществе, первоначально такая зависимость была полной, включая право жизни и смерти. Достаточно вспомнить, как Авраам чуть было не принес в жертву своего сына Исаака (Быт., 22: 10). Однако впоследствии родительская власть была до некоторой степени ограничена. Так, родители не могли сами наказывать смертью непослушного сына, а должны были вынести этот вопрос на рассмотрение старейшин города (Втор., 21: 18). Что же касается дочерей, то их отец мог продавать в рабство. В доме своего господина последние становились в положение невесты или жены его самого или его сына. Нарушения этого правила вело к освобождению женщины без выкупа (Исх. 21: 7-11).

Срок совершеннолетия в Моисеевом законодательстве прямо не определен, однако, согласно толкованию талмудистов, для девочек он определялся в 12 лет, для мальчиков – в 12-13 лет. Косвенные тому подтверждения модно найти у Иосифа Флавия: он утверждает, что Самуил был призван к пророчеству именно в 12 лет, Иисус Христос двенадцати лет заявил в храме умственную зрелость.

Закон настойчиво требует от родителей заниматься воспитанием детей в духе этого самого закона: «Да будут слова сии, которые заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем ив душе твоей. И внушай их детям твоим» (Втор., 6: 6-7).

Следующим важным предметом рассмотрения является брак, его назначение и сущность. Главной целью брака, несомненно, было продолжение рода. Бесплодие рассматривалось как тяжкий грех. «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне» (Втор., 23: 1). И напротив, дарованный Господом наследник рассматривался как величайшее благо, достаточно вспомнить историю Авраама и Сарры.

Нормальной формой брака был моногамный, так как у первого человека – Адама – была только одна жена, Ева. Полигамные браки также не были редкостью. Однако законы Моисея до некоторой степени ограничивают полигамию. Например, царю запрещалось «умножать себе жен, дабы не развратилось сердце его» (Втор., 17: 17). Существовал запрет брать двух сестер вместе(Лев., 18: 18). Постановление, утверждающее равные права всех жен на содержание (Исх., 21: 10-11), отражало аспект многоженства, также создавая препятствия для такого брака. Существовало также и наложничество. Отличие жены от наложницы состояло в том, что последняя могла быть удалена из дома без разводного письма и прочих формальностей.

Брак заключался в форме символической покупки невесты. При передаче выкупа (им могла быть любая вещь, стоимость которой равнялась стоимости кусочка серебра размером с половину ячменного зерна) жених произносил: «Да будешь ты моею при посредстве этой вещи». После этого при свидетелях заключался брачный контракт, определяющий размер вносимой женихом «кетубы», размер «недунии» (приданого) и т.д. Совместным имуществом управлял муж, если брачный договор не предусматривал иного. Соблюдение такого торжественного ритуала не требовалось при заключении брака с военнопленной – здесь достаточно простого сожительства и ряда простых действий: острижения ногтей, волос, переодевания. Власть мужа была патриархальной, но без таких широких прав мужа, как у других семитских народов.

Одним из строжайших брачных запретов в еврейском обществе был инцест. Запрещались половые отношения между лицами, находящимися в седьмой степени родства, причем как между кровными, так и некровными родственниками (Лев., 18: 6-18).

Исключением из этого правила был закон левирата. Его сущность выражена в стихах 5 и 6 главы 25 Второзакония: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына; то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену и жить с нею. И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось во Израиле». Смысл левирата заключался в том, что у древних евреев, как и у прочих восточных народов, сохранение имени в потомстве считалось величайшим счастьем, а прекращение рода – напротив – величайшим несчастьем. Отказ деверя от следования данному правилу влек покрытие его позором. В качестве примера можно назвать случай Онана, который, не желая производить на свет соперника в дележе наследства, вместо сожительства с Фамарью занялся рукоблудием, получившим «в честь него» название онанизм.

Что касается браков с иноплеменниками, Лопухин пишет: «…в Моисеевом законодательстве можно различать три степени запрещения брачных союзов с иноплеменниками: полное запрещение по отношение к ханаанитянам - с мужской и женской стороны; полное же запрещение, но только с одной мужской стороны, по отношению к аммонитянам и моавитянам, и временное запрещение с мужской же стороны по отношению к идумеянам и египтянам; браки же с женщинами народов этих последних двух стемней считались законными. Браки израильтянок с иноземцами были вообще редки, и закон хотя не считает их при известных условиях незаконными, однако же отмечает их как исключительные явления…»

Развод был возможен. Со стороны мужа – в случае, если жена «не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное». В этом случае муж был обязан дать жене «разводное письмо» (Втор., 24: 1). С военнопленной развестись было проще, достаточно было отослать жену от себя, однако продать ее было уже нельзя (Втор., 21: 14). По инициативе жены брак мог быть расторгнут в случае физического уродства, дурной болезни, импотенции мужа или дурного обращения с женой.

В случае развода или смерти одного из супругов другой мог вступить в новый брак. Лишь священники могли жениться только один раз и исключительно на девственницах в силу своего особого статуса (Лев. 21).

Вопреки сложившемуся стереотипу, древние иудеи не были хорошими торговцами и ремесленниками, более того, они с презрением относились к «торгашеским» Вавилону и Ассирии. Отсюда становится понятным и низкий уровень развития экономических отношений, вещного и обязательственного права. Вещное право было представлено, прежде всего, группой норм, регулировавших поземельные отношения внутри общины Собственником земли выступал Иегова (Лев., 25: 23). Основанием права евреев на землю Палестины являлась их служба Богу.

Земля была поделена между коленами израилевыми сообразно с количеством семейств в каждом из них (Числ., 26: 53-54). Таким образом, первоначально каждое семейство владело равным земельным наделом. Естественно, со временем накапливалось имущественное расслоение, однако законодатель всячески стремился сглаживать неравенство и, что особенно важно, сохранять имущество внутри рода, колена. С этой целью существовало установление, согласно которому любой еврей мог в любое время придти на поле или виноградник соседа и есть оттуда столько, сколько захочет, не используя, однако, серпа и не унося с собой ничего (Втор., 23: 24-25).

Еще одним важным условием, способствовавшим «замораживанию» земельного оборота с одной стороны, и поддержанию плодородия почвы – с другой, являлась система субботних лет. Заключалась она в том, что шесть лет подряд следовало обрабатывать землю, а на седьмой год – оставлять в покое и не собирать плодов, взошедших сами по себе. Такие плоды должны были идти в пищу всем, кто в них нуждался. (Лев., 25:2-7). Смысл этой нормы состоял, прежде всего, в том, чтобы дать восстановиться истощенной за 6 лет почве (что важно, поскольку удобрений в те годы еще не знали). В субботний год следовало также прощать долги и освобождать попавших в рабство за долги (это постановление касалось только иудеев, но не иноплеменников). Когда же проходило семь семилетних циклов, наступал пятидесятый, «юбилейный год» (Лев. 25: 8-11). В него также не следовало обрабатывать землю и снимать урожай. Однако главный смысл юбилейного года состоял в требовании восстановления того порядка вещей, который существовал при первоначальном разделе земли между коленами. «В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое» (Лев., 25: 13). Таким образом, сохранялось поколенное владение землей, предотвращалось обезземеливание родов и колен.

В таких условиях говорить о продаже земли в современном понимании просто невозможно. Из Библии прямо следует, что объектом сделки была не земля, а доход с поля «…ибо известное число лет жатв он продает тебе» (Лев., 25: 16). От количества этих лет напрямую зависела стоимость участка. Еще одной мерой, имеющей те же цели, что и установление субботних и юбилейных лет, являлась закрепленная в Моисеевом законодательстве возможность выкупа проданного участка еще до юбилея. «По всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли». Более того, за гоелами (ближайшими родственниками) закреплялась обязанность родового выкупа (Лев., 25: 24-25).

Однако вышеописанный порядок оборота применялся только к сельской недвижимости. Дом в городе, окруженном стенами, не подлежал возврату в юбилей, он продавался безвозвратно. Право родового выкупа действовало не бессрочно, а лишь в течение года (Лев., 25: 29). Однако для левитов были установлены особые правила: поля вокруг их городов не подлежали продаже вообще, городская недвижимость возвращалась им в юбилей, ее также можно было выкупить в любое время (Лев., 25: 32-34).

Обязательственное право древних иудеев отличается слабой разработанностью по сравнению с законами других семитических народов. Однако в целом евреям были знакомы все основные виды договоров.

Договор купли-продажи известен Моисееву законодательству. «Если будешь что продавать ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга» (Лев., 25: 14). Правда здесь, как, впрочем, и везде, под ближним понимается только свой соплеменник иудей. Однако существует норма, позволяющая иноземцу также надеяться на справедливость: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх., 22: 21).

Чуть больше можно почерпнуть из Вечной Книги относительно договора займа. «Если будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих на земле твоей, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открои ему Руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор., 15: 8). Причем, как уже было сказано выше, все долги прощались в субботний год (Втор., 15: 1-2). Архаизм еврейского права выразился в законодательно установленном запрете взимания процентов (Исх., 22: 25). Оба вышеуказанных положения распространялись исключительно на заемщиков-иудеев. Иноплеменникам не прощались долги, с них разрешено было брать рост. Моисеево законодательство разрешало кредитору брать в залог имущество должника, однако рекомендовалось не брать залог с бедных. Существовало ограничение на залог последней одежды человека. Под полным запретом находился залог ручной мельницы – по каким-то причинам считалось, что отдающий ее отдает в залог свою душу (Втор., 24: 6).

Другие виды договоров в законах Моисея не упоминаются, однако положения о них были выработаны иудейскими юристами в произведениях талмудистики. С помощью казуального толкования были обойдены также некоторые запреты, мешавшие развитию экономических отношений (в частности – запрет на взимание процентов по долгу).

Законы о наследстве составляют важнейшую часть права любого общества любой эпохи. Поскольку главный предмет наследования состоял на тот момент в земельном участке, являвшемся основой экономического благосостояния, нас будет интересовать, прежде всего, наследование недвижимости. Профессор Лопухин писал: «Недвижимое имущество считалось неотъемлемою собственностью всего колена, а в своих частях - собственностью племен или семейств в колене. Отсюда право наследства естественно ограничивалось этими общественными единицами, за пределы которых ода не могло переходить. Так как земельные наделы при разделе земли по жребию были розданы "по числу имен" лиц мужского пола и получили их имена, чтобы под этими именами переходить из рода в род, то естественными наследниками этих наделов, по смерти владетеля, являются его сыновья как носители его имени и хранители его рода» . При разделе имущества играло роль так называемое право первородства: по законам Моисея старший сын получал половину всей наследственной массы. Это правило действовало вне зависимости от воли наследодателя (Числ., 27: 8). Именно поэтому случай с Исавом и Иаковом описывается как нечто из ряда вон выходящее, тогда в ход пошли различные хитрости (Быт., 25: 30-34). Следующей за сыновьями очередью наследников являлись дочери. «Если кто умрет, не имея сына, то передавайте удел его дочери его» (Числ., 26: 53-56). При отсутствии дочерей и прочих прямых нисходящих наследовали братья (Числ., 27: 9), при их отсутствии – дядья (Числ., 27: 10). Если не находилось и их, то удел наследовал любой близкий родственник одного колена с умершим (Числ., 27: 11). Прижизненный подарок отца одному из сыновей входил в общую начледственную массу (Иезекииль, 46: 16).

Наследования по завещанию Моисеево законодательство не знало, этот институт был гораздо позднее разработан в талмудистике.

Начальным пунктом еврейской истории следует считать их исход из Египта. Об этом писал еще Иосиф Флавий, на этом же настаивали и другие писатели древности. С этого момента можно говорить о существовании еврейского общества.

Изучая Моисеево законодательство население древней Иудеи можно разделить на несколько разрядов. Прежде всего, это свободные и рабы. Свободные, в свою очередь, делились на иудеев и иноплеменников. Отличительным признаком было поклонение единому богу – Иегове.

Иноплеменники пользовались определенными правами, они и полноправные иудеи были равны перед законом и судом (Лев., 24: 22). Однако их статус все же отличался от статуса последних. В отношении чужестранцев было разрешено взимание процентов, на них не распространялось правило о субботнем прощении долга и освобождении из долгового рабства. Как уже было сказано выше, были ограничены их брачные права. Некоторые (аммонитяне, моавитяне) вообще не могли претендовать на то, чтобы «войти в общество господне». Идумеяне и египтяне могли стать полноправными иудеями в третьем поколении (Втор., 23: 7-8).

Левиты. Священники в древней Иудее. В книге Чисел сказано: «…и возьми левитов для Меня, - Я Господь, - вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых» (Числ., 3: 41). Из данного отрывка ясно, что первоначально в священники отдавались первенцы из всех колен, однако впоследствии было выделено целое колено Левитово, которому и были переданы священнические функции. Помимо этого, левиты также участвовали в суде. (Втор., 17: 9). Им было выделено 48 городов с окрестными землями, они получали десятую часть каждой жертвы, принесенной во славу Иеговы. Как уже упоминалось выше, левиты имели значительные привилегии в области имущественных прав. Они также были единственной группой населения, освобожденной от военной службы (Числ., 1: 47). Ветхий завет детально регламентировал все стороны жизни левитов, к их моральному облику предъявлялись чрезвычайно высокие требования.

Свободные иудеи-общинники. Составляли большинство населения. Об их правовом положении в Моисеевом законодательстве можно найти не так много. Обладали всеми правами. Каждый еврей был обязан нести с 20 лет военную службу со своей земли (Числ., 1: 3). В то же время, предусматривался ряд «отсрочек»:

«Надзиратели пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратите в дом свой, дабы не умер в сражении и другой не обновил его. И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер в сражении и другой не воспользовался им» (Лев., 19: 25).

«И кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее» (Втор., 20: 5-7).

«Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, - пусть он остается в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор., 24: 5).

Раб по законам Моисея считался вещью, «серебром господина» (Исх., 21: 21). В то же время, жизнь раба охранялась (Исх. 21: 20), более того, за тяжкие нанесенные увечья раба следовало отпустить на волю. Рабство подразделялось на срочное, на 6 лет (если раб – еврей), и бессрочное (если раб – иноземец). Источниками рабства были:

рождение (Быт., 14: 14), ребенок наследовал статус матери;

плен (Числ., 31: 26-27);

покупка (Исх., 2: 2);

Израильский народ представлял собой союз из 12 колен (13-м было колено Левия). Во главе каждого колена стоял избранный начальник, каждый из которых был представителем своего колена. Их собрание созывалось для решения каких-либо важных для всего народа вопросов (Числ., 1: 2-4).

Вторую группу выборных начальников составляли 70 мужей, избираемых из старейшин: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою. Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который на тебе, и возьму на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Числ., 11: 16-17).

Третью, самую многочисленную, группу составляли судьи. Эта должность была введена Моисеем, когда он перестал справляться с потоком мелких дел, нуждавшихся в разрешении. По серьезным вопросам они должны были докладывать дела непосредственно пророку.

Священническое и одновременно светское руководство всеми коленами со времен Моисея осуществлял пророк. Однако с усложнением общественной жизни пророки перестали справляться со своими главными функциями, необходимо было и реформирование суда. Все это в итоге привело к установлению в Иудее монархии. Состарившись, последний пророк Самуил рекомендовал народу избрать царя. «То поставь над собой царя, которого изберет Господь Бог Твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат твой» (Втор., 17: 15). Процедура выбора царя выглядела следующим образом: сначала по жребию выбирали колено, из которого будет избран царь, затем род. И только из рода выбирали конкретного человека. Первым общеиудейским царем стал Саул, сын Киса из рода Матриса, колена Вениаминова.

Ведению царя подлежали следующие вопросы:

налогообложение подданных;

наложение литургии;

суд над подданными;

командование войском;

некоторые священнические функции.

В то же время, царская власть не была безгранична: царь не мог «умножать себе коней, жен, серебра и золота», и отдавать в рабство подданных «не возвращал свой народ в Египет». Также царю запрещалось проводить конфискации имущества подданных. Царский суд осуществлялся под надзором левитов (Втор., 17: 16-19).

Уголовное право древнееврейского государства несет на себе отпечаток архаизма. Например, так и не была полностью ликвидирована кровная месть. Уголовному наказанию подлежали как люди, так и животные (бодливый вол). Преступления по Моисееву законодательству подразделялись на несколько видов.

Сакральные преступления. Идолопоклонство (Втор., 17: 2-6), богохульство (Лев., 24: 15-16), ворожба (Исх., 22: 18). За преступления подобного рода полагалась смертная казнь: «…камнями побьет его все общество…».

Преступления против личности. Выделялись умышленное и неумышленное убийство. Были установлены три города, к которых, в случае неумышленного убийства, убийца мог скрываться от кровников в то время, пока его родственники решали вопрос о примирении. «Тогда отдели себе три города среди земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе во владение; устрой себе дорогу и раздели на три части всю землю твою, которую Господь Бог твой дает тебе в удел; они будут служить убежищем всякому убийце. И вот какой убийца может убегать туда и остаться жив: кто убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему вчера и третьего дня…» (Втор., 19: 2-3). Умышленные же убийцы подлежали выдаче отовсюду (Исх., 21: 14).

Сюда же относилось нанесение телесных повреждений, оно каралось по принципу талиона (Исх., 21: 23-26).

Имущественные преступления. Убийство раба приравнивалось к уничтожению имущества (Исх., 21: 20-21). Кража наказывалась пятикратным штрафом, если не мог выплатить – продавали в рабство.

Преступления против нравственности. Непочитание родителей, прелюбодеяние, а также всякие извращения: мужеложество, скотоложество и т.д., наказывались смертью.

Государственные преступления (измена). Наказывались смертью.

Верховным судьей, согласно законам Моисея, являлся сначала пророк, а затем царь (Втор., 17: 9). В наиболее сложных и важных делах он сам чинил суд, опираясь, однако, на помощь священников. Он же назначал в каждом городе по семь судей из наиболее уважаемых жителей. К каждой такой коллегии присоединялись по два представителя от колена Левитов. Кроме того, существовали судьи, избираемые населением по коленам (Втор., 1: 13).

Процесс был гласным, шел при стечении народа. Единственным ограничением по времени проведения было соблюдение субботы.

В качестве доказательств главную роль играли свидетельские показания под присягой. Свидетелей должно было быть несколько: «По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Втор., 17: 6), причем в случае осуждения на смерть именно свидетели должны были в первую очередь участвовать в исполнении приговора (побивании камнями). «…рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его…» (Втор., 17: 7). За лжесвидетельство назначалось такое наказание, которое ждало бы обвиняемого в случае осуждения: то сделайте ему, что он умышлял сделать брату своему…» (Втор., 19: 19). Известны были в Иудее и ордалии, прежде всего, по делам о прелюбодеянии.

Также исследователи отмечают существование института, сходного с «дикой вирой» по Русской Правде. В случае обнаружения неизвестного трупа и невозможности найти убийцу старейшины близлежащих селений должны были измерить расстояние от трупа до своих селений. Тот населенный пункт, до которого оно было наименьшим должен был принести очистительную жертву.

Заканчивая рассмотрение столь объемного, сложного и значительного памятника права, как Моисеево законодательство, следует упомянуть о еще одной большой группе норм, которых данная работа не коснулась. Это нормы т.н. ius sacrum, религиозного права. Хотя они и входят в структуру законов Моисея (что вполне логично для Священного Писания), их рассмотрение здесь представляется нецелесообразным ввиду разноплановости и огромного объема подобных установлений. Они охватывают собой огромный круг жизненных ситуаций, с которыми только мог столкнуться житель древней иудеи: от правил отправления религиозного культа, до употребления в пищу тех или иных продуктов.

Изучая Моисеево законодательство в хронологическом порядке, в том порядке, в котором нормы пополняли содержание данного памятника, можно проследить историю целого народа за временной промежуток длинной в несколько веков. Конечно, к рассказам о реально произошедших событиях примешана немалая доля мифологии, и подчас практически невозможно отделить одно от другого. Но все же это помогает получить не само понятие, но хоть какие-то зачатки понятия о том, что легло в основу всей западной и, в какой-то мере, исламской цивилизации. Следует особо подчеркнуть, что, вопреки мнению недостаточно сведущих людей, Новый Завет не отменял Ветхий, а лишь дополнил его. Актуальность Ветхого Завета (то есть и Моисеева законодательства в том числе) официально признана на сегодняшний день всеми историческими церквями. Отрицание этого – ересь с церковной точки зрения. Таким образом, система, основу которой заложили законы Моисея, и по сей день оказывает влияние на умы и сердца сотен миллионов людей по всему земному шару.

Что же касается самого правового памятника, нормы в нем сгруппированы, но их группы, регулирующие ту или иную сферу общественной жизни, располагаются, если так можно выразиться «историческими пластами», соответствующими тому времени, когда составлялась та или иная конкретная книга Ветхого Завета. Обнаружить нужную норму в такой ситуации представляется достаточно трудно. Осложняет ситуацию и более чем скромный выбор пособий по данной теме, что, впрочем, неудивительно – она более семидесяти лет подвергалась замалчиванию. Тем не менее, я надеюсь, что хоть в какой-то мере справился с главной задачей – выстраиванием системы норм Моисеева законодательства.

Список литературы

Иосиф Флавий. Иудейские древности

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970

Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005.

Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999.

Материалы с сайта http://calvinism.ru

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 280

Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 18.

Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 12.

Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 26.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. V, 10.

Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 71. Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 288.

Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 281.

Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 92.

Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 282.

Там же.

Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. – М., Зерцало, 2005. с. 116. Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 278.

Там же.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. IV, VIII, 14.

Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. /МГИМО, 1999. с 292.

Какие части Закона Моисея отменены с появлением , а каким мы все еще должны следовать (если таковые имеются)? Я знаю, что в , в Послании к Евреям говорится, что первый завет устарел после заключения второго, и что новый заменил старый (8 и 10 главы Послания к Евреям). Но о чем тогда идет речь в следующем отрывке:

«…закон, который появился спустя четыреста тридцять лет, не мог отменить договор, ранее принятый Богом, и таким образом отменить обещание» (Послание к Галатам 3:17)

Хороший вопрос. Давайте озвучим два пункта:

  • во Христе мы, во-первых, не под законом;
  • во-вторых, мы не под Законом (Моисея).

Это, возможно, звучит одинаково, но это, определенно, разные вещи. В Послании к Колоссянам 2:13-15 говорится, что, когда мы крестились, мы были воскрешены Христом, и что благодаря Ему «Он уничтожил перечень всех обвинений, которые существовали против нас». Он отменил закон, который был против нас, прибив его к кресту.

Раньше я думал, что это учит нас тому, что мы больше не подчиняемся Закону Моисея (особенно потому, что слова, которые звучат в Послании к Колоссянам 2:16-17 взяты из Закона Моисея), но это неверно. Этот отрывок говорит нам, что мы не под законом в целом. Мы больше не обязаны подчиняться закону в самом общем смысле. Еврей и язычник в равной степени не попадают под действие закона. У нас есть благодать.

В Послании к Галатам 4:21 — 5:6 обширно описано отношение к этой идее. Мы — дети свободной женщины Сары. Мы — больше не рабы. Мы были освобождены (Послание к Галатам 5:1). Освобождены от чего? От обязательства. Мы были освобождены от «должен» и находимся в согласии с «хотим». Единственное, что имеет значение, это вера, выражающая себя в любви. Итак, мы не под законом, а под благодатью. Это первый пункт. Мы не под законом.

Христиане не подчинены Закону Моисея

Но также мы не подчинены Закону Моисея. Иисус исполнил закон, который включает в себя Закон Моисея. Иисус не отменил Закон Моисея (в контексте это особый закон), но Он выполнил все его требования, и Он также принял наказание за то, что Он не следовал ему совершенно. Закон не был отменен, но мы не находимся под его властью. Когда , занавес был разорван на две части. Кровь быков и козлов, которая никогда не удаляла , стала больше не нужна. Это больше не имеет значения. Как сказал один иудейский писатель, вся Моисеева система была старой и угасающей и скоро исчезнет (Послание к Евреям 8:13). Фактически, она исчезла, наконец, в 70 году н.э.

Мы не обязаны следовать ни одному из Законов Моисея. Все это отменено. Конечно, в Законе Моисеевом было заповедано то, что заповедано нам во Христе. Мы все равно должны любить Бога всем сердцем, душой и силой. Мы, по-прежнему не должны желать жены или мужа наших соседей или их вещей. Мы все равно не должны убивать. Однако, причина, по которой мы не должны делать этого, не в том, что это написано в Законе Моисея, а потому, что это является частью Закона Христа. Это вещи, которые Иисус обязал нас делать. Многие христиане повесили 10 заповедей к себе на стену. Это нормально, я полагаю, но в некотором смысле это немного странно. Мы не публикуем законы о ношении одежды из более чем двух материалов или обязанности соблюдать праздник кущей. 10 заповедей выражают сердце Бога, и мы можем утверждать, что как христианине мы обязаны следовать им, но это не потому, что это было написано на скрижалях, данных Моисею, а потому что мы следуем за Христом.

Послание к Галатам 3:17 применяется к двум различным заветам: с Авраамом и с Моисеем. Мы можем защитить идею о том, что завет с Авраамом все еще действует. 4 глава Послания к Римлянам — аргумент, что Божье обещание Аврааму все еще действует. Обетование Аврааму заключается в том, что праведники будут жить верою (Послание к Римлянам 1:17, 4:3), и все народы будут благословлены через семя Авраама-Иисуса Христа. Павел утверждает, что обетование Аврааму заменяет завет с Моисеем. Это то, что утверждается в Послании к Галатам 4:21-31. Закон Моисея привел к рабству, но обетование Аврааму и сегодня приводит к свободе.

Итак, если мы обязаны соблюдать законы, найденные в Левите, это «совпадение». Но мы можем многое узнать о Боге через них.

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Законодательство Моисея, его смысл и основные принципы

Взаимоотношения Моисея и израильтян не укладываются в схему взаимоотношений просвещенного, мудрого вождя и косной, своевольной массы. Моисей не просто лучше других выражает волю и интересы народа, он в известном смысле создает сам народ. Для того чтобы племена переплавились в народ, из дикого этно-природного состояния перешли в историческое, они должны осознать себя в качестве духовной общности. Связь по рождению и обстоятельствам жизни должна перерасти в связь, опосредованную общей верой, идеалами праведности и справедливости. В жизни людей должно появиться что-то более значимое, чем кровь или чем египетские котлы с мясом и хлеб досыта, которыми в одну из трудных минут скитаний по пустыне израильтяне укоряли Моисея с Аароном. Моисей привносит идею единого бога, общих нравственных принципов, задавая тем самым духовное пространство, в рамках которого различные, хотя и родственные, племена конституируются в единый народ, поднимаются до осознания своего особого назначения в мире. Деятельность Моисея предоставляет нам редкую возможность на конкретном примере наблюдать, как племена трансформируются в народ (нацию), входят в историю и культуру. Замечательно, что при этом с наивной простотой показана противоречивость этого процесса, в ходе которого консолидация одного народа (в рассматриваемом случае еврейского) происходит за счет его противостояния другим народам, доходящим в отдельных случаях до войны и истребления.

В этническом смысле евреи - дети Израиля. Но их духовным отцом, отцом нации является Моисей. Он заложил религиозные, нравственные и законодательные основы их исторического существования. Провозглашенная им религиозность покоится на единобожии, нравственность - на любви к своему народу, законодательство - на принципе равного возмездия. Бог, народ, справедливость - так кратко можно было бы обозначить суть учения Моисея. При этом все три понятия образуют единый нерасчленимый комплекс.

За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятью заповедями. Когда говорят «кодекс Моисея», то обычно имеют в виду именно десять заповедей, хотя на самом деле нормотворческая деятельность Моисея ими не исчерпывается. Десять заповедей являются общей основой, своего рода введением к детализированному своду законов, охватывающему все общественно значимые аспекты поведения человека и включающему сотни разнообразных норм от правил гигиены до форм благочестия. Это - общие религиозно-нравственноюридические принципы, своего рода философия Моисеева законотворчества. Особое место Десяти заповедей в законодательной части Пятикнижия подчеркнуто тем, что Яхве возвестил их израильтянам сам, в отличие от других законов, которые он предписал через Моисея, а также тем, что они записаны на скрижалях.

Осмысление Десяти заповедей Моисея показывает: в историческом процессе, в ходе которого на смену природе приходит культура, естественно сложившиеся родственные племена сливаются в единый народ и организуют свою жизнь в форме государства, словом, говоря более обобщенно, происходит переход от первобытности к цивилизации, исключительно важная, в известном смысле первостепенная, роль принадлежит нравственности. Весь этот космический по масштабу и последствиям переход от природы к истории произошёл в рамках новых, гуманистически ориентированных нравственных запретов, осознанных в качестве исходного и безусловного базиса человеческого общежития.

Обычно принято подразделять заповеди Десятисловия на две группы: первые четыре, относящиеся к сфере сакрального права, и последующие шесть, относящиеся к сфере мирского права. Соответственно первые считаются религиозными предписаниями, последующие - моральными. Такое членение очевидно. Но оно недостаточно и может создать ложное впечатление, будто Десятисловие является механическим соединением разнородных норм. В действительности это - внутренне цельная система, в которой нормы взаимоотношений между людьми прямо вытекают и зависят от норм взаимоотношений людей с богом. Чтобы раскрыть нормативное единство Десятисловия, структурируем его заповеди следующим образом: а) первые три, б) четвертая, в) пятая, г) последние пять.

Первые три заповеди предписывают почитать одного лишь бога Яхве, запрещают создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям бога («не произноси имени Яхве, твоего Бога, напрасно» - Исх. 20:7). Почему единый бог? Почему Яхве?

Прежде всего потому, что, будучи единым богом, и в качестве единого бога, он является также богом справедливым и ревнивым. Он воплощает в себе правду и силу одновременно. Он задает единые для всех требования и обладает мощью, чтобы заставить людей следовать им. Там, где молятся многим богам, там нет единой правды. Иное дело Яхве, он - один, он помнит всех. «Он Бог богов и Господь господов, Бог великий, могучий и страшный, который не взирает на лицо и не берет взятку, творящий правосудие сироте и вдове и любящий жильца, чтобы дать ему хлеб и одежду» (Втор. 10:17–18). Предостерегая от практикуемого другими народами многобожия, Моисей подчеркивает, что они приносят в жертву богам своих сыновей и дочерей, наносят себе порезы, едят всякую мерзость, что они колдуют, ворожат, вызывают духов, вопрошают мертвых. Именно против этого варварства восстает Яхве, как бы визитной карточкой которого является то, что он вывел евреев из египетского рабства. Высвобождение из дома рабства - свидетельство и справедливости бога, и его силы. Оба этих качества бога теснейшим образом связаны между собой. Могущество Яхве, его гнев и беспощадность - гарантия его справедливости, залог того, что он устоит против любых соблазнов, способен судить, невзирая на лица, никого не боясь, и что он покарает любое отступление и отступление любого человека от предписанной нормы. Без справедливости кара становится слепой силой. А без кары справедливость деградирует в корысть. Только в соотнесенности друг с другом они становятся тем, что они есть, - справедливость справедливостью, а кара карой.

Что же является содержанием и критерием справедливости, отступление от которой карается железной и безжалостной рукой Яхве? Воля самого Яхве, его предписания. Суммируя перед смертью законы для заключения второго договора Израиля с Яхве, Моисей говорит: «Смотри, я даю вам нынче благословение и проклятие, благословение за то, что вы послушаете веления Яхве, вашего Бога, которые я повелеваю вам нынче, и проклятие, если не послушаете веления Яхве» (Втор. 11:26–28). И далее: «Храни и слушай все эти речения, которые я повелеваю тебе… ибо ты сделаешь доброе и праведное в глазах Яхве, твоего Бога» (Втор. 12:28). Еще более резко эта мысль выражена в тридцатой главе «Второзакония»: «Смотри, я кладу перед тобой сегодня жизнь и добро, и смерть и зло» (Втор. 30:15). Жизнь и добро в том случае, если слушать речения Яхве, идти его путями, смерть и зло в том случае, если поклоняться другим богам.

Рассуждения Моисея о Яхве на первый взгляд выглядят как простая тавтология: необходимость следования божественным заветам обосновывается их справедливостью, а сама справедливость усматривается в следовании божественным заветам. Но эта тавтология приобретает вполне конкретный содержательный смысл, если учесть, что Яхве - бог Израиля, определенного народа. И обращается он не к отдельным индивидам, а ко всему народу, как если бы сам народ был одним человеком. Он имеет дело с народом как с целым, заботится о его благе. Говоря по-другому, Израиль становится Израилем, единым народом, через единого бога, и этим, наличием единого бога, он отличается от других народов. Тем самым требования справедливости и требования послушания богу приобретают вполне конкретный смысл, который состоит в благе Израиля, возвышении святого народа. Единство народа, братство всех индивидов в его пределах, а также мысль о том, что единство народа обеспечивается едиными законами - вот что составляет содержание ветхозаветной справедливости, которую так ревниво оберегает Яхве. Словом, один бог, одна справедливость, один народ.

Четвертая заповедь: «Помни день отдохновения» (Исх. 20:8) является исключительно важной как раз с точки зрения связи бога и народа. В ней отношение к богу и отношение к ближним оказывается одним и тем же отношением. Суббота - время духовного сосредоточения, размышлений о боге, очень важных для того, чтобы за повседневной суетой, за всякими частными делами не потерять из виду общих целей. Это день, который отдается богу. И в то же время это день, в который перед лицом бога уравниваются все в пределах Израиля, независимо от их социального статуса. Отдохновение (подчеркнем еще раз: отдохновение ради Яхве) предписано и рабам, и чужеплеменникам, находящимся в доме, и даже домашнему скоту. В субботнем отдохновении духовное единство Израиля перед богом находит свое предметное воплощение. С этой точки зрения многозначительный характер приобретает различие в формулировке, если быть еще более точным, в обосновании этой заповеди, которое мы находим в «Исходе» и «Второзаконии». В «Исходе» святость субботнего отдыха аргументируется тем, что бог шесть дней создавал мир, а в седьмой отдыхал; в более позднем «Второзаконии» основание заповеди иное - прямое повеление Яхве в знак освобождения из египетского рабства. Если в первом случае бог выступает в его всеобщем качестве создателя мира, то во втором - в особом качестве покровителя Израиля. Во «Второзаконии» сильнее подчеркнут тот момент, что суббота, будучи символом связи с богом и свободы, является в то же время символом национального сплочения.

Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери. Ее необходимость объясняется не только фактами преступного попрания детьми воли родителей (так, в Пятикнижии мы находим норму, предусматривающую смертную казнь детям, побившим или проклявшим отца и мать). В контексте Десятисловия эта заповедь приобретает особый смысл - она призвана подчеркнуть, что новый религиознонациональный горизонт общественного поведения не отменяет вековечный закон почитания родителей. Отказ от кровнородственной формы организации общественной жизни не означал ценностной дискредитации самого типа кровнородственных связей. Последние сузились до границ индивидуальной моногамной семьи и в этом качестве сохранили исключительно высокий нравственный статус. Обязанности, налагаемые кровным родством и вытекающие из семейных связей, были и остаются вплоть до настоящего времени сильнейшими побудительными силами и мотивами общественного поведения. Требование чтить родителей выражает преемственную связь цивилизации (истории) с первобытным обществом и является составной частью её нравственного базиса.

Последующие заповеди (с шестой по десятую) можно охарактеризовать как нормы отношения человека к ближним, понимая под ближними всех представителей своего народа и только их. «Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби своего ближнего, как себя» (Лев. 19:18), - говорит Моисей. Без этого отождествления ближнего с сыном своего народа нельзя понять своеобразие этики Моисея. Мы уже подчеркивали, что единство народа и его сплочение вокруг единого бога, помимо прямого поклонения богу в установленных и для всех обязательных формах, обеспечивается едиными законами. Справедливость - таков основной предмет, по поводу которого разворачиваются противоречивые отношения народа и бога. Отсюда - и основные их характеристики. Народ предстает в Пятикнижии Моисея необузданным; «народ с твердым затылком» (Втор. 9:13), - не единожды характеризует его Яхве. Богу же свойственны прежде всего гнев и жестокость. Их отношения упорядочиваются на основе законов, призванных сдержать необузданные страсти и гарантированных беспощадным всесилием бога.

Пять заповедей, образующих вторую часть Декалога - не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему, - как раз задают основную меру справедливости. Именно их признание в качестве основы общественной жизни является главным признаком богоугодности народа, а их соблюдение - критерием нравственно достойного поведения. «И кто <тот> великий народ, у которого законы и приговоры праведны так, как все это Учение, которое я даю вам нынче?» (Втор. 4:8), - говорит Моисей. Именно Учение, праведные законы возвышают народ, делают его великим. Следует отметить, что богоизбранность еврейского народа обосновывается не его добродетельностью, а отрицательными качествами враждебных ему народов, не поднявшихся до правды единобожия: «Не за твою праведность и не за добродетельность твоего сердца ты войдешь овладеть их Страной, но за злодейство этих народов Яхве, твой Бог, прогоняет их от тебя, и чтобы исполнить слово, которым поклялся Яхве твоим отцам, Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор. 9:5). Еще одно замечание по этому исключительно острому вопросу. Хотя израильтяне считаются избранным, святым народом, тем не менее в Пятикнижии они предстают не в самом лучшем виде. Их история - это скорее история неразумных действий и страданий. Самоизображение народа, которое дают Моисей и другие возможные авторы Торы, больше напоминает саморазоблачение, самокритику. Во всяком случае, оно очень далеко от самолюбования. И Моисей вполне последователен, когда, оставляя Израилю перед смертью свою «Книгу Учения», предлагает поставить ее сбоку от Ковчега Договора с Яхве и добавляет: «Пусть она будет там против тебя свидетельством» (Втор. 31:26). Его любовь к народу- недовольство тем, что народ не соответствует идеалу справедливости. При таком понимании (а оно, разумеется, не единственное) избранность народа скорее напоминает нравственный императив, чем эгоизм круговой поруки.

В содержательном плане справедливость, задаваемая принципами Десятисловия, является равным возмездием. Речь идет об уходящем корнями в родоплеменные отношения принципе талиона или воздаяния равным за равное. Это хорошо видно на примере принципа «не убивай». Заметим, что по духу и букве Пятикнижия сфера действия требования «не убивай» ограничена Израилем. Во взаимоотношениях с другими народами законы Моисея предписывают или их подчинение, или, когда речь идет о народах, населяющих обетованную землю, полное уничтожение: «…только из городов этих народов, которых Яхве, твой Бог, дает тебе в наследие, не оставляй в живых ни души» (Втор. 20:16). Что касается наказаний за отступление от требования «не убивай», то они заключаются в том, чтобы отвечать убийством на убийство (если нет очевидных доказательств того, что оно было совершено непредумышленно), увечьем на увечье по принципу: жизнь за жизнь, око за око. Такой же принцип кары действует и в других случаях. По отношению к лжесвидетелю, например, Моисей предписывает: «Сделайте ему так, как он злоумышлял сделать своему брату. И истреби зло из своей среды. И остальные услышат и испугаются, и не станут больше делать подобное этому злодейству среди тебя. И пусть не пощадит твой глаз: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, ногу за ногу» (Втор. 19:19–21).

Из книги Современные буддийские мастера автора Корнфилд Джек

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Основные принципы, которые должен усвоить последователь Жнани-йоги Жнани-йогу американский йог Аткинсон назвал «Йогой мудрости», привлекающей к себе философов, лиц с интеллектуальными запросами. Жнани-йога стремится удовлетворить запросы тех, кто находится на пути

Из книги Людены, или Великая Октябрьская Социалистическая Контрреволюция автора Эшер Эли

Из книги Основы органического мировоззрения автора Левицкий С. А.

Глава 4. Основные принципы органического мировоззрения 4.1. Целое и агрегат Согласно популярным взглядам, основную тему онтологии составляет спор между «материализмом» и «идеализмом». При этом, как известно, материалисты признают за основную реальность материю, считая

Из книги Саентология: Основы мысли автора Хаббард Рон Лафайет

2. Основные принципы Так же, как и в технике, в Саентологии есть определенные основные принципы. Они необходимы для полного понимания этого предмета. В Саентологии недостаточно знать, как проводить процессинг людям. Чтобы быть полезным, нужно также знать основные

Из книги Романтический манифест автора Рэнд Айн

5. Основные принципы литературы Самый важный принцип литературной эстетики сформулировал Аристотель, сказавший, что в философском плане литература важнее истории, потому что история показывает вещи такими, какие они есть, тогда как л итература показывает их такими,

Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Семь заповедей Ноаха (основные моральные принципы иудаизма для неевреев) 1. Не отрицать Бога (то есть запрещение язычества). 2. Не проклинать Бога. 3. Не убивать. 4. Не вступать в запрещенные сексуальные отношения (например инцест). 5. Не красть. 6. Не есть части живого

Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

ГЛАВА III ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ § 1. МЕСТО ЛОГИКИ В МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Чтобы описать эту функцию, нужно охарактеризовать понятие

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

ГЛАВА III ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ § 1. МЕСТО ЛОГИКИ В МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Чтобы описать эту функцию, нужно охарактеризовать понятие

Из книги автора

§ 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В качестве высшего методологического принципа выступает требование объективности рассмотрения. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т.е. из

Из книги автора

§ 3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ Как уже говорилось, формальная логика исследует связи между мыслями, зависящие от их логических форм, т.е. прежде всего от смысла логических терминов. Эти связи имеют место независимо от того, знаем ли мы о них или

Из книги автора

Глава третья Основные принципы онтопсихологии