Увольнение по несоблюдению. Процедура увольнения военнослужащего в связи с несоблюдением условий контракта

Основной закон государства вменяет в обязанность своим гражданам защиту Родины, отмечая, что служба в армии должна опираться на законы РФ. В ряде случаев воинская служба может быть заменена на альтернативную, гражданскую. Армия страны состоит из служащих по призыву или тех граждан, кто служит добровольно по контракту. Принципы службы в армии России на контрактной основе прописаны в ФЗ №76 от 27.05.1998 года, который определяет статус военнослужащих и регулирует правовые отношения, возникающие в ходе службы. Заключение контракта является актом доброй воли, что подтверждается ФЗ №53, регламентирующим принципы службы и обязанности военных. Нарушения законов могут привести к увольнению военнослужащего по несоблюдению условий контракта. Все виды взысканий, в числе которых и досрочное расторжение контракта, прописаны в Дисциплинарном Уставе ВС РФ.

Условия несоблюдения контракта

Невыполнение условий контракта военным предполагает нарушение им во время службы своих должностных и специальных обязанностей, злостное нарушение дисциплины и совершение иных поступков, дискредитирующих его статус. Под эту статью не подпадают действия или бездействия контрактника, подразумевающие наступление административного или уголовного наказания.

Важно! Военнослужащие, совершившие преступления, предусмотренные УК РФ, подлежат увольнению и лишению званий только после вступившего в законную силу судебного решения.

Досрочное увольнение относится к мерам дисциплинарного взыскания, а в принципах российского законодательства заложены правила одного наказания за один поступок: человек не может повторно нести ответственность за одно и то же правонарушение. Если за дисциплинарный проступок уже было назначено другое взыскание, досрочному увольнению по НУК военный не подлежит, однако:

  • В случае систематических нарушений дисциплины и пренебрежения своими обязательствами должностное лицо может быть подвергнуто взысканию за каждый выявленный эпизод.
  • По каждому факту неисполнения служебных обязанностей или дисциплинарных проступков проводится проверка, по ее результатам и выносится решение о наложении взыскания, вплоть до увольнения.

Командование части вправе инициировать создание , в обязанности которой входит определение соответствия военного занимаемой должности.

Заключение аттестационной комиссии служит основанием для принятия решения об увольнении должностного лица.

Увольнение по НУК со стороны военнослужащего

Совершая систематические дисциплинарные проступки, каждый контрактник должен понимать, что одними выговорами и устными предупреждениями он не обойдется, и за очередное игнорирование обязанности военнослужащих может последовать увольнение по НУК. Все факты наложения взыскания находят отражение в личном деле военного. Должностные лица, в чьи обязанности входит проведение проверок и наложение взысканий, всегда готовы отстоять свое мнение в случае обжалования их действий в судебном порядке.

Внимание! Осуществление любых проверок в отношении военнослужащего не может служить поводом унижения его чести и достоинства.

Несоблюдение контракта со стороны Минобороны

Законы страны определяют не только обязанности военных, но и их права. В тексте контракта указаны обязательства государства по отношению к военнослужащему. Существенные нарушения условий контракта со стороны Министерства обороны нередки, но выиграть судебные тяжбы по взысканию ущерба с государства достаточно сложно. Существенность таких нарушений, как невозможность осуществления военнослужащим гарантированных ему прав, использования соцгарантий военным и его семьей может определить суд и вынести решение, дающее право на прекращение контракта. Арбитраж рассматривает каждое обращение в индивидуальном порядке, и выносит определение на основании всех представленных доказательств. Если военный отмечает нарушения со стороны Минобороны, выражающиеся в:

  • несвоевременной выплате довольствия;
  • не предоставлении жилья;
  • запрете к отбытию в отпуск.

Когда такие нарушения носят систематический характер, нужно подать рапорт командиру или заявление в суд.

Важно! Право на досрочное увольнение по решению суда имеют только те военные, в отношении которых нарушения не были устранены до даты написания рапорта или обращения в суд.

Увольнение по причине невыполнения государством обязанностей перед защитниками Родины не является дискредитирующим, в силу чего военный сохраняет право на жилье военнослужащим, и может продолжить службу в другом округе, заключив другой контракт.

Порядок расторжения контракта

Проверка по нарушениям, допущенным военным в период прохождения им службы, должна быть проведена в течение 10-ти дней после того, как об этом нарушении стало известно. Должностное лицо, выявившее факт проступка, пишет рапорт. Реакция командования воинской части на сообщения о нарушении следует незамедлительно. Командир издает приказ о проведении проверки по фактам, изложенным в рапорте, и назначает лицо, уполномоченное провести разбирательство.

Правила проведения расследования

Принципами выполнения проверки являются объективность и справедливость. Заключение о виновности военного в совершении дисциплинарного проступка выносит командир, основываясь на внутренних убеждениях и с учетом доказательной базы:

  • Лицо, проводящее проверку, вправе получать объяснения нарушителя и очевидцев его проступка и принимать иные законные меры для получения доказательств;
  • Военнослужащий, если проводится проверка, вправе давать объяснения, и доказывать свою невиновность законными методами.
  • Военный, когда в отношении него проводится проверка, должен быть ознакомлен с ее результатами, его право на обжалование решения закреплено законодательно.

В том случае, если проведенной проверкой установлен факт нарушения условия контракта, непосредственный начальник провинившегося вправе ходатайствовать перед командиром части о применении взыскания в виде досрочного увольнения.

Командир части, изучив материалы проверки и ходатайство о наказании, может принять одно из решений:

  • выразить согласие с рапортом, и инициировать процедуру увольнения;
  • выбрать иное взыскание;
  • направить материал на дополнительную проверку;
  • назначить внеочередную аттестацию нарушителя, и на основании протокола заседания комиссии принять решение об увольнении.

Приказ командира части об увольнении запускает процедуру расторжения контракта со всеми вытекающими последствиями.

Последствия увольнения по НУК

Если матпомощь была выплачена военному до его увольнения по НУК, то возврату она не подлежит.

Применение такой формы взыскания к военнослужащему как увольнение по причинам несоблюдения условий контракта, влечет за собой ряд негативных последствий:

  • лишение пособия по увольнению;
  • лишение премий за исполнение обязанностей по должности;
  • отсутствие права на получение материальной помощи за год;
  • возврат государству суммы займа и процентов по военной ипотеке;
  • невыплата государством средств, дополняющих накопления;
  • возмещение средств, каковые были затрачены на обучение контрактника;
  • сложности с дальнейшим трудоустройством в иные силовые структуры.

Поделитесь вашим опытом службы. Удалось ли вам или кому-либо из сослуживцев доказать факты нарушения контракта со стороны Минобороны? Как на практике происходит увольнение из армии по дискредитирующим основаниям, какие последствия ощущает уволенный гражданин?

Согласно подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта со стороны военнослужащего.

Невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовного преступления или административного правонарушения. Причем совершение военнослужащим дисциплинарного проступка должно быть существенным или систематическим.

Под существенным нарушением подразумевается совершение военнослужащим одного из грубых дисциплинарных проступков, перечисленных в Приложении № 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Совершение же военнослужащим систематических проступков – неоднократность нарушения воинской дисциплины – подразумевается нарушение воинской дисциплины более двух раз в короткие сроки (не менее трех).

Необходимо отметить, что действующее законодательство не допускает привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок. Другими словами, если невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении им дисциплинарного проступка и ранее он уже был привлечен к дисциплинарной ответственности, то увольнение его за совершение данного дисциплинарного проступка не допустимо.

Решение командования о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по указанным выше причинам, не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, административного правонарушения или уголовного преступления. Данное решение должно основываться на надлежащей оценке соответствия военнослужащего предъявленным к нему требованиям.

Одним из обязательных условий увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта является проведение аттестации военнослужащего, которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащего, определения соответствия занимаемой им воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

То, что проведение аттестации при увольнении военнослужащего по несоблюдению им условий контракта, в том числе и внеочередной, является обязательным элементом порядка досрочного увольнения с военной службы указывает и позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года № 6-П.

Таким образом, если военнослужащий перестал отвечать предъявленным к нему требованиям, и командование воинской части решило в отношении него инициировать процедуру увольнения, связанную несоблюдением условий контракта со стороны военнослужащего, то решение по вопросу его увольнения должно приниматься исключительно в рамках процедуры аттестации.

Аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга. Процедура аттестации предполагает беспристрастное всестороннее и объективное рассмотрение материалов, представленных в аттестационную комиссию на военнослужащего и дачи соответствующего заключения по ее результатам.

Объективность выводов аттестационной комиссии, а также соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, рассматриваемого на аттестации, обеспечиваются предоставлением военнослужащему за две недели до проведения аттестации возможности ознакомиться с аттестационным листом (включающим текст отзыва на военнослужащего), заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности, сообщить дополнительные сведения о себе, а также лично участвовать на заседании аттестационной комиссии, обжаловать ее заключение и порядок ее проведения, что позволяет избежать принятия необъективного и произвольного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы.

В заключение добавлю, что, если военнослужащий все же был уволен по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе» (несоблюдение условий контракта со стороны военнослужащего) и при этом не была проведена аттестация, либо была проведена ненадлежащим образом, то есть без участия самого военнослужащего, а также, если при проведении аттестации был нарушен порядок или сроки ее проведения, то приказ об увольнении военнослужащего с военной службы подлежит отмене в судебном порядка, а сам военнослужащий – восстановлению на военной службе.

Увольнение по поводу несоблюдения контракта со стороны военнослужащего грозит прекращением карьеры в армии и другими серьезными последствиями. Каковы могут быть причины нарушения, и как правильно провести увольнение?

Какие условия контракта могут быть не соблюдены

Подписывая контракт, военнослужащий обязан соблюдать только те условия, которые прописаны в документе. Устные соглашения не принимаются в расчет. Любое нарушение письменных договоренностей грозит контрактнику дисциплинарным взысканием или увольнением из рядов армии.

К наиболее частым основаниям увольнения относят следующие виды несоблюдения контракта:

  • дисциплинарные проступки;
  • административное правонарушение;
  • уголовное правонарушение.

Контрактник в этих случаях не имеет права на следующие суммы при расчете:

  • единовременное пособие в размере до 7 окладов;
  • премиальные;
  • ежегодную материальная помощь.

Кроме этого, военный лишается льгот, таких как военная ипотека и должен будет вернуть всю затраченную на него сумму. В этом случае позволительно рассчитываться регулярными выплатами.

Основания для увольнения по несоблюдению условий контракта должны разбираться комиссией в индивидуальном порядке. В этом случае при решении принято опираться на общую судебную практику.

Если увольнение произведено неверно, или же основания к нему не были доказаны, в судебном порядке можно опротестовать увольнительный процесс и добиться восстановления в должности контрактника с сохранением воинского звания. На командира же, который некорректно уволил подчиненного, могут быть возложены штрафные санкции в виде временного или полного отстранения от должности.

Согласно военному законодательству, любого солдата можно освободить от , вне зависимости от звания.

Это особенно актуально при нарушении условий, оговорённых текстом первоначального контракта.

Но применение основания допустимо только, если доказана серьёзность допущенных нарушений.

Только в этом случае увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта будет .

Существует несколько решений в случае увольнения военного:

  • Оформление отставки.
  • Отнесение к гражданскому запасу, с сохранением полной либо частичной возможности для прохождения службы.
  • Исключение из военного состава, чтобы отбыть уголовное наказание.

При любой процедуре отчисления необходимо строго соблюдать законодательные нормы. Отклонения или отступления от существующей системы недопустимы. К командирам в таких ситуациях так же предъявляется ряд определённых требований.

Установлен максимальный срок в полгода для руководителя, чтобы узнать о намерении продлевать трудовое соглашение. И узнать о том, в каком состоянии находится здоровье, есть ли жильё у военнослужащего.

Дополнительно определяется информация по выслуге лет. Эти действия необходимо совершить в случае добровольного . Либо сокращения по причине выхода на пенсию.

Только в том случае, когда принято окончательное решение по увольнению, точно рассчитывается выслуга лет, подтверждается всё время, входящее в неё. В некоторых случаях требуется посещение врачебно-консультационной комиссии, либо прохождение медицинского осмотра.

Об отчислении из рядов войск командир выпускает отдельный приказ. Перед этим военнослужащий может использовать основной, либо дополнительный отпуск. Если это время у него осталось.

Проведение стандартной аттестации обязательно, когда заканчивается договор, либо достигается максимальный , и до этого остаётся 4 месяца. Это помогает подтвердить имеющуюся квалификацию. За 30 дней до увольнения военный должен получить окончательную форму приказа.

Навигация по статье

Какое именно поведение считается нарушением контракта

Любой гражданин на военной службе может быть уволен, если он грубо нарушает условия соглашения. Действующее законодательство содержит соответствующие указания на данные действия.

Там же описано такое явление, как увольнение военнослужащего по несоблюдению контракта, что положено самим бывшим .

Считается, что военнослужащий отступил от правил контракта, если он допустил административную провинность или дисциплинарные нарушения, преступления. Список возможных действий состоит из:

  • Обращения со взрывчаткой и боеприпасами, которое нарушает правила.
  • Нарушение требований к безопасности при применении транспорта.
  • Нетрезвого вида во время военной службы. И отказа от того, чтобы пройти медобследование.
  • Патрулирования гарнизона, когда правила устава нарушаются.
  • Беззалаберного отношения к имуществу военных.
  • Неуставного поведения в моменты, когда охраняется общественный порядок.
  • Несоблюдение устава во внутренней службе.
  • Отказ от выполнения обязанностей по службе.
  • Уклонения от соблюдения правил, когда ведётся караульная служба.
  • Нарушений в правилах по службе на .
  • Срыва боевых дежурств.
  • Уход со службы на время больше, чем четыре часа.
  • Опоздания из госпиталя или командировок.
  • Ухода с места выполнения обязанностей, когда приказ для этого отсутствует.
  • Отношений между бойцами, которые перестают соответствовать Уставу.

Досрочное увольнение может произойти из-за того, что командир халатно относится к обязанности пресекать дисциплинарные проступки вместе с преступлениями в своей части.

Совершение дисциплинарных проступков


Для того, чтобы командир принял соответствующее решение, достаточно будет совершения одного проступка, который относится к грубым.

Если у командира нет соответствующих полномочий, то необходимым становится составление ходатайства для вышестоящего руководства. Документ имеет вид рапорта о том, что дисциплинарное взыскание стало необходимостью. Принятие окончательных решений – это инициация процесса увольнения.

Если увольняют в результате проведения исследований

Аттестация проводится официально, её предметом выступает соответствие военного должности, которую он занимает. Оценка даётся как деловым, так и личным качествам конкретного человека.

Взыскания административного характера или нарушения, сохраняющие силу – подтверждение нарушений. Доказательством станет и возбуждение уголовного дела.

Аттестации отличаются внеплановым характером, либо организуются согласно расписанию. Основания для внеплановых мероприятий – ходатайства от начальника. В рапорте надо чётко указать причину, по которой целесообразность продолжения военной службы поставлена под .

Принципиальные отличия самих процедур друг от друга отсутствуют. Предложение об увольнении будет направлено руководству, если комиссия поймёт, что сомнения обоснованы.

Каковы последствия

Военный после такого увольнения не будет иметь права на:

  • Ежегодную материальную помощь. Но эта сумма не будет подлежать удержанию, если ранее она уже была получена. Даже взыскание в судебном порядке становится невозможным.
  • Премии в связи с тем, что обязанности на рабочем месте выполняются эффективно.
  • Выплаты пособий.

Военные в данном случае могут получить лишь небольшое денежное довольствие каждый месяц.

Если была оформлена , то несоблюдение контракта станет основанием, по которому выданные средства возвращаются обратно. Это касается и процентов.

Если условия не соблюдает Министерство


Каждая из сторон при заключении контракта берёт на себя обязанность исполнять все требования, описанные документом.

Министерство обороны должно обеспечить защиту и представление прав, описанных в действующем законодательстве.

Это касается не только самого военного, но и членов его семьи.

Особенно актуально для тех, кто имеет право рассчитывать на и компенсации.

Для военных доступно досрочное увольнение на основании собственного желания и в той ситуации, когда само Министерство систематически нарушает условия, описанные в первоначальном контракте. Есть несколько действий, которые можно отнести к существенным нарушениям:

  • Если для военного становится невозможным осуществление прав.
  • Члены семьи вместе с военным не могут воспользоваться компенсациями, которые положены по закону.

Необходимо написать рапорт вышестоящему начальству, либо обратиться в суд. Это поможет решить, является ли описанное нарушение серьёзным. И если да, то насколько. Решение выносится только с учётом индивидуальных особенностей, характерных для того или иного дела.

Трём месяцам равен срок исковой давности для обращений. Отсчитывается он с того момента, как военный узнал о существующих нарушениях. Сохранение права для досрочного увольнения возможно только, если не было хотя бы частичного восстановления по нарушенным правилам.

В таких ситуациях необходимо исходить из добросовестности начальников, командиров. Но полностью исключить и их недостойное поведение невозможно.

Даже, если рассмотреть судебную практику на протяжении нескольких последних лет. Невозможно окончательно избежать ситуаций, когда начальник с подчинённым просто не сходятся характером.

Потому законодателям рекомендуется принять , которые бы гарантировали проведение предварительных разбирательств, в письменной форме. И присутствие специальных комиссий, коллегий при индивидуальном рассмотрении каждого из вопросов.

Судьям необходимо уделить больше всего внимания правильности наложения дисциплинарных взысканий. И проверке того, соблюдены ли все формальности при проведении процедуры.

Приказы о досрочном увольнении должны отменяться, как только появляется малейшее сомнение в том, что права военнослужащего соблюдаются в полном объёме, должным образом. Кассационные жалобы так же помогают при обнаружении малейших нарушений.

Как уволиться со службы до срока — на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Дисциплина - мать победы.

А.В. Суворов

Процедура досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта, выяснение законности и обоснованности такого увольнения представляют определенную сложность не только для командиров (начальников), которые принимают эти решения, но и для юристов при проверке указанных решений.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба в системе государственной службы Российской Федерации представляет особый вид государственной службы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 марта 2013 г. N 6-П указал, что особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Исходя из этого военная служба предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться в совершении виновных действий (бездействии), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
Законодатель в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" не дал определения, что необходимо понимать под "невыполнением условий контракта". В связи с этим автор полагает, что под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы следует понимать виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение военнослужащим своих обязанностей, заключающееся в совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (нескольких дисциплинарных проступков), уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, которые свидетельствуют об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по мнению автора, могут быть уволены по невыполнению условий контракта только за совершение трех видов правонарушений:
- дисциплинарного проступка;
- административного правонарушения;
- преступления.
В случае совершения военнослужащими проступков, за которые они могут быть привлечены к гражданско-правовой и материальной ответственности, эти военнослужащие к досрочному увольнению по указанному основанию не представляются.
В настоящей статье автор рассматривает основания для увольнения военнослужащих с военной службы по невыполнению условий контракта в случаях совершения ими дисциплинарных проступков.
В двух законах, регламентирующих прохождение военной службы, предусмотрены основания для досрочного увольнения военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта.
Так, в подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" содержатся положения о досрочном увольнении военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в ст. 28.4 также предусматривает дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта.
Таким образом, военнослужащий может быть уволен по данному основанию в порядке аттестации, устанавливающей отсутствие у него необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы, или в порядке применения к нему соответствующего дисциплинарного взыскания.
Рассмотрим особенности увольнения по указанному основанию в порядке аттестации.
А. При совершении грубого дисциплинарного проступка. После совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка командиром (начальником) проводится разбирательство в порядке, предусмотренном ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке для установления вины военнослужащего. Если по результатам разбирательства вина военнослужащего в совершении грубого дисциплинарного проступка будет доказана, к нему применяется дисциплинарное взыскание (не в виде увольнения с военной службы). После чего военнослужащий по решению командира может быть рассмотрен на заседании аттестационной комиссии по вопросу соответствия занимаемой воинской должности и требованиям, которые предъявляются к военнослужащим.
При этом решение аттестационной комиссии для увольнения по указанному основанию является обязательным.
Если аттестационная комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности или требованиям, которые предъявляются к военнослужащим, и командир (начальник), обладающий полномочиями по увольнению такого военнослужащего, согласится с этим решением и утвердит решение аттестационной комиссии, с военнослужащим проводится беседа, составляется представление о досрочном увольнении с военной службы и он представляется к досрочному увольнению в связи с невыполнением условий контракта в соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Как правило, совершение только одного грубого дисциплинарного проступка при отсутствии ранее нарушений воинской дисциплины не может служить достаточным доказательством того, что военнослужащий перестал отвечать требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
В то же время судебная практика свидетельствует о том, что в некоторых ситуациях совершение военнослужащим одного грубого дисциплинарного проступка может являться достаточным основанием для рассмотрения вопроса о его увольнении с военной службы.
В качестве примера приведем следующий случай.
Военнослужащий управления Центрального регионального командования внутренних войск МВД России в воинском звании "подполковник" проходил военно-врачебную комиссию в военном госпитале.
Во время нахождения в госпитале употребил спиртные напитки, был освидетельствован на состояние опьянения и выписан из госпиталя за нарушение режима (согласно п. "з" ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" нахождение на лечении является исполнением обязанностей военной службы).
Командованием проступок указанного военнослужащего был расценен как грубый - исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, проведено разбирательство, составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке. После этого военнослужащий был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии, которая пришла к выводу о несоответствии его занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, и ходатайствовала перед главнокомандующим внутренними войсками о целесообразности его увольнения по невыполнению условий контракта.
Главнокомандующий внутренними войсками указанное решение аттестационной комиссии утвердил. С военнослужащим была проведена беседа, составлено представление об увольнении с военной службы, и приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России он был уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Не согласившись с указанным решением, военнослужащий обжаловал его в Наро-Фоминском гарнизонном военном суде, который 23 декабря 2010 г. отменил решение должностного лица об увольнении с военной службы в связи с необоснованностью.
Московский окружной военный суд Кассационным определением от 31 марта 2011 г. N КГ-555 отменил решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда, приняв новое решение - об отказе в удовлетворении заявления.
При этом суд кассационной инстанции указал, что совершение грубого дисциплинарного проступка являлось достаточным условием для увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта.
Б. При совершении негрубого дисциплинарного проступка. Систематическое совершение военнослужащим дисциплинарных проступков, которые не входят в перечень грубых дисциплинарных проступков, можно также расценивать как нарушение со стороны военнослужащего условий контракта. Но при этом до представления к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта к военнослужащему, совершающему эти проступки, должны быть применены все предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации меры воспитательного характера и дисциплинарной ответственности.
При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка (негрубого) вид взыскания должен избираться командованием с учетом общественной опасности, последствий совершенного правонарушения, поведения военнослужащего до совершения правонарушения, наличия у него дисциплинарных взысканий и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Так, например, за систематическое нарушение воинской дисциплины при построении военнослужащему может быть объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Если военнослужащий не исправится и повторно совершит аналогичное правонарушение, военнослужащему может быть объявлено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.
При этом указанные взыскания должны объявляться не в один и тот же день, а военнослужащему должно быть предоставлено достаточно времени для исправления и воздействия дисциплинарного наказания как воспитательной меры.
После того как к военнослужащему были применены все предусмотренные действующим законодательством меры воспитательного и дисциплинарного характера (были объявлены взыскания в виде выговоров, строгих выговоров, предупреждения о неполном служебном соответствии, др.), а он продолжает нарушать воинскую дисциплину путем совершения дисциплинарных проступков, по решению соответствующих командиров (начальников) он может быть аттестован на соответствие занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Если по результатам аттестации аттестационная комиссии придет к выводу, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности и не отвечает предъявляемым требованиям военной службы, этого военнослужащего можно представлять к досрочному увольнению по невыполнению условий контракта в соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Аттестация военнослужащих должна проводиться объективно и с соблюдением процедуры ее проведения.
Однако не всегда аттестация военнослужащих проводится объективно, а решения аттестационных комиссий соответствуют требованиям закона и являются обоснованными.
Приведем следующий пример.
Военнослужащий в воинском звании "капитан" был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии воинской части по вопросу соответствия занимаемой воинской должности в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - уклонение от исполнения обязанностей военной службы. Аттестационная комиссия, рассмотрев военнослужащего, посчитала, что в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к нему, и ходатайствовала перед командиром воинской части о досрочном увольнении офицера по невыполнению условий контракта. Командир воинской части, который инициировал проведение аттестационной комиссии, согласился с этим решением, и военнослужащий был представлен к досрочному увольнению в связи с невыполнением условий контракта.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого решения и проверки обстоятельств совершения грубого дисциплинарного проступка установлено, что военнослужащий отказался заступать дежурным по контрольно-пропускному пункту воинской части.
Вместе с тем в соответствии со ст. 291 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, дежурный по контрольно-пропускному пункту назначается из прапорщиков или сержантов.
В связи с изложенным назначение дежурным по контрольно-пропускному пункту военнослужащего в воинском звании "капитан" не соответствовало Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и решение аттестационной комиссии было признано незаконным.
Далее рассмотрим особенности увольнения военнослужащих в порядке применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
А. При совершении грубого дисциплинарного проступка. Для установления вины военнослужащего проводится разбирательство в порядке, предусмотренном ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке. После этого в установленный этой же статьей Закона срок (10 суток) издается приказ о применении к военнослужащему меры дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Приказ должен быть издан воинским должностным лицом, обладающим дисциплинарной властью по применению такого дисциплинарного взыскания к конкретному военнослужащему.
Например.

ПРИКАЗ
командира войсковой части 0000

"___" ____________ 201__ г. N ____

О применении
дисциплинарного взыскания к сержанту
(указать фамилию и инициалы)

Указать:
событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
вину военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форму вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка (при наличии);
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. За совершение грубого дисциплинарного проступка, выразившегося в... (указать, что совершил военнослужащий), применить к сержанту (указать фамилию, имя, отчество полностью) дисциплинарное взыскание - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Б. При совершении негрубого дисциплинарного проступка. В случае совершения негрубого дисциплинарного проступка допускается возможность применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы по невыполнению условий контракта. В практике автора настоящей статьи это взыскание применялось к военнослужащему, если после применения взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии он совершал два проступка (негрубых), за которые к нему применялись дисциплинарные взыскания в виде выговора или строгого выговора, а при совершении третьего проступка - взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
При увольнении военнослужащих в порядке применения дисциплинарного взыскания проведение аттестации не требуется.
Об этом свидетельствует и пример из обзорной справки Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации "О судебной работе военных судов по рассмотрению гражданских дел в 2013 году".
Владикавказский гарнизонный военный суд удовлетворил заявление проходившего военную службу по контракту старшины Б. об оспаривании действий командования, связанных с досрочным увольнением его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Удовлетворяя заявление Б., суд первой инстанции исходил из того, что при увольнении заявителя была нарушена установленная Положением о порядке прохождения военной службы процедура, так как вопрос о его досрочном увольнении с военной службы не был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке этот вывод суда признан ошибочным по следующим основаниям.
Приказом начальника Пограничного управления к Б. за совершение им грубого дисциплинарного проступка применено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Привлечению к дисциплинарной ответственности предшествовало проведенное с соблюдением установленной процедуры разбирательство с оформлением письменных материалов по факту совершенного Б. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении им 1 апреля 2013 г. правил несения службы по охране и обороне военного объекта.
При этом воинским должностным лицом соблюдены установленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации порядок, сроки и остальные элементы процедуры применения этого вида дисциплинарного взыскания.
Законодательство о порядке прохождения военной службы и уставные положения не предусматривают необходимости проведения аттестации в отношении военнослужащих, досрочно увольняемых с военной службы в порядке дисциплинарного взыскания.
С учетом изложенного Северо-Кавказский окружной военный суд решение суда первой инстанции отменил и принял новое решение, которым досрочное увольнение Б. с военной службы признал правомерным и в удовлетворении заявления ему отказал.
Таким образом, подводя итог, необходимо сделать следующие выводы:
1. Решение должностного лица об увольнении военнослужащего по невыполнению условий контракта в порядке, предусмотренном подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (не в порядке применения дисциплинарного взыскания), должно приниматься по результатам проведения аттестации, по итогам которой сделан вывод, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
2. При представлении военнослужащего к увольнению с военной службы за совершение негрубых дисциплинарных проступков к нему до этого должны быть применены все предусмотренные меры дисциплинарного и воспитательного характера. При этом командованием и аттестационной комиссией должен быть сделан вывод, что эти меры не привели к исправлению военнослужащего и у него отсутствуют необходимые качества для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
3. При проведении аттестации должна быть соблюдена процедура ее проведения. Решение аттестационной комиссии должно быть законным и справедливым.
4. При увольнении военнослужащего в порядке применения к нему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта проведение аттестации не требуется.
5. Решение командира (начальника) о применении указанного дисциплинарного взыскания должно соответствовать требованиям законодательства, быть обоснованным с точки зрения соответствия применяемой меры дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка и степени вины военнослужащего.