Система генерального подряда в договорных подрядных отношениях. Стороны договора строительного подряда, структура договорных связей

«В договоре подряда может применяться система генерального подряда, при которой заказчик заключает подрядный договор с одним, главным исполнителем - генеральным подрядчиком. Генподрядчик берет на себя производство основных работ, а для других работ привлекает иных исполнителей - субподрядчиков (ст. 619 ГК)».

Субподрядчики, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон, отбираются генеральным подрядчиком самостоятельно и в прямые правоотношения с заказчиком не вступают. Для них заказчиком является генеральный подрядчик, взаимоотношения с которым регулируются, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон, общими нормами, установленными для подрядных отношений.

Генеральный подрядчик отвечает перед заказчиком за все нарушения договора субподрядчиками, а перед последними - за все нарушения договора заказчиком. Если иное не предусмотрено договором, субподрядчик и заказчик не вправе предъявлять друг к другу требования, вытекающие из их взаимоотношений с генеральным подрядчиком.

При больших объемах работ, в частности, при значительной протяженности предмета работ, заказчик может привлечь к их исполнению несколько генеральных подрядчиков (по отдельным участкам или комплексам работ).

Заказчик вправе, не создавая системы генерального подряда, привлечь к исполнению работ нескольких подрядчиков, непосредственно вступая в договорные отношения с каждым из них. И каждый из подрядчиков отвечает, если иное не предусмотрено договором, за свою долю работ по правилам долевой ответственности. Если же стороны договорятся об этом либо комплекс подлежащих исполнению работ неделим, подрядчики отвечают перед заказчиком по правилам о солидарной ответственности .

Рассмотренные положения применимы также к случаям выполнения общего комплекса работ несколькими генеральными подрядчиками.

«По соглашению сторон заказчик вправе передавать по договору подряда (генерального подряда) не все работы, входящие в данный комплекс. Оставшиеся (непереданные) работы заказчик может выполнять сам либо передать их выполнение отобранным исполнителям, с которыми он заключает непосредственные, прямые договоры, не входящие в систему генерального подряда. Исполнение подобных работ не связывается с исполнением работ по генподрядному договору и с ответственностью по этому договору».

Права и обязанности сторон по договору подряда

Подрядчик обязан выполнить обусловленную договором работу за свой риск. Это значит, на подрядчике как профессиональном субъекте лежат все неблагоприятные последствия, связанные с невыполнением им работы. Содержание данной обязанности подрядчика может быть скорректировано с учетом возможного неправомерного поведения заказчика, на нее также оказывают влияние те обстоятельства, которые служат освобождению подрядчика от ответственности за невыполнение или ненадлежащие выполнение работы.

Подрядчик обязан выполнить работу своими материалами, силами и средствами. В том случае, когда он представляет материал, то выступает перед заказчиком в качестве продавца материалов и отвечает за то, чтобы они были надлежащего качества. Сама работа также выполняется по заданию подрядчика и должна полностью соответствовать ему, то есть быть выполненной качественно. Поскольку работа, выполняемая по договору подряда, не относится к серийному изготовлению вещей, основным критерием надлежащего ее выполнения являются указания заказчика. Однако сказанное не означает, что подрядчик не обязан соблюдать какие-либо правила, относящиеся к технологии их изготовления, существующие в той или иной области государственные стандарты, требования, содержащиеся в нормативно-технической документации. Такого рода требования распространяются в первую очередь на подрядчиков, действующих в качестве предпринимателей , но и подрядчик, не являющийся предпринимателем, не вправе производить работы с отступлениями от обязательных требований, в противном случае его деятельность должна быть запрещена. Это касается и работ, не связанных с изготовлением новых вещей. Если требования по качеству в договоре отсутствуют или являются неполными, за основу берутся требования, предъявляемые к работе соответствующего рода. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую более высоким требованиям по качеству по сравнению с установленными требованиями.

Подрядчик обязан обеспечить исправность оборудования, которым пользуется. Он самостоятельно организует работу, и заказчик не вправе вмешиваться в его оперативно-хозяйственную деятельность. Подрядчик обязан предоставить оборудование и материал, не обремененные правами третьих лиц, если иное не предусмотрено договором.

Подрядчик в некоторых случаях выполняет работу и из материалов заказчика. При этом на него возлагается обязанность законного и расчетливого использования предоставленных заказчиком материалов. Таким образом, подрядчик в целом несет ответственность за правильность их использования. По окончании работ подрядчик обязан предоставить заказчику отчет о расходовании материалов. Если имеется остаток материалов, то он обязан возвратить его заказчику. Подрядчик имеет право с согласия заказчика оставить остаток материала у себя с соответствующим уменьшением цены работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.

Подрядчик обязан помимо этого принять материал по качеству, в тех случаях, когда он предоставляется заказчиком. На нем же лежит ответственность по приемке (оценке) предоставленного заказчиком оборудования, технической документации и переданной для обработки самой вещи. Подрядчик с учетом своего профессионального опыта оценивает те указания, которые даются ему заказчиком и любые иные обстоятельства выполнения ему работы.

В связи с этим на подрядчика возлагается обязанность информировать заказчика о качестве предоставленных материалов и некоторых других обстоятельствах. «Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

1) непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материалов, оборудования и переданной для обработки вещи;

2) возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения работ при соблюдении его указаний о способе выполнения работы;

3) иных, не зависящих от подрядчика обстоятельствах, которые создают угрозу годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создают невозможность ее завершения в срок.

Подрядчик, не предупредивший заказчика о такого рода обстоятельствах, либо, не дожидаясь истечения срока для ответа заказчика и приступивший к работе или проигнорировавший своевременное указание заказчика о приостановлении работ, не вправе при предъявлении к нему претензий ссылаться на них». Из смысла данной нормы вытекает обязанность заказчика дать ответ в связи с предупреждением подрядчика в разумный для этого срок.

Если ввиду несоблюдения подрядчиком указанных требований он выполнит работу из некачественных материалов, предоставленных заказчиком, подрядчик может быть освобожден от ответственности только в том случае, если докажет, что недостатки материала не могли быть обнаружены при надлежащей приемке этих материалов. Таким образом, требуется вина подрядчика в том, что он не оценил должным образом качество материала, предоставленного заказчиком. В этой связи для заказчика имеется больше гарантий в таком договоре подряда, по которому работа выполняется из материала подрядчика, поскольку он не отвечает за их качество независимо от наличия его вины в этом.

Подрядчик обязан обеспечить сохранность вверенного ему заказчиком имущества, и несет ответственность за несохранность предоставленного заказчиком материалов, оборудования, переданной для переработки вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора подряда. Таким образом, речь идет не только о том имуществе, которое непосредственно предназначено для исполнения договора подряда, но и об ином имуществе, которое поступило во владение подрядчика. Речь может идти о помещениях, которые выделены подрядчику для отдыха его работников, мебели, которую было нецелесообразным вывозить в связи с ремонтом и т.д. Критерием обеспечения сохранности такого имущества будет служить хозяйственная предусмотрительность самого собственника, однако если речь идет о оборудовании, материалах, специально предназначенных для выполнения работ, в этом случае степень предусмотрительности подрядчика как профессионала должна быть выше. В любом случае он признается виновным, если не предпринял всех зависящих от него мер по обеспечению сохранности имущества.

Подрядчик имеет право на «экономию» . Это новая норма, которая отсутствовала в ГК КазССР. Надо отметить, что указанный нормативный акт содержал всего две главы регламентирующие договор подряда: «Подряд», «Подряд на капитальное строительство» . Ее введение будет стимулировать подрядчика вести эффективное хозяйствование, поскольку у него появляется прямой имущественный интерес в экономии. Экономия заключается в снижении стоимости самой выполняемой работы, уменьшении расхода материалов. Она достигается вследствие высокого профессионализма подрядчика, который допускает меньше потерь (брака) материала, чем это было запланировано, вводит новые технологии и т.д. Если фактические расходы подрядчика оказались ниже тех, которые учитывались при определении цены (составления сметы), подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной в договоре, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия отрицательно повлияла на качество выполненной работы.

Договором может быть предусмотрено, что «полученная подрядчиком экономия распределяется между сторонами». В этом случае цена, уплачиваемая по договору заказчиком, уменьшается. Применение данной нормы выглядит нелогичным, если со стороны заказчика не наблюдалось какое-то содействие полученной экономии. С другой стороны, в условиях рыночной экономики, это может быть дополнительным стимулом к тому, чтобы услугами того или иного подрядчика пользовались как можно чаще, сложилась его устойчивая деловая репутация.

Новой является также норма Гражданского кодекса, устанавливающая обязанность подрядчика передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора. Данная обязанность подрядчика должна непосредственно предусматриваться договором. В некоторых случаях на ее наличие влияет сам характер информации, без которой может «оказаться невозможным использование результатов работы для целей, указанных в договоре». Такого рода информация будет представлять собой определенные технологические схемы, инструкции по применению, пояснения и др. Обязанность подрядчика, как нам представляется, будет обуславливаться не только каким-либо особым содержанием информации, но и особенностями самого результат подряда, который может представлять собой достаточно сложное устройство, изготавливаться из материалов, требующих особого ухода, и т.д.

Гражданским кодексом Республики Казахстан (ст. 638 ГК РК) «на стороны возлагается обязанность обеспечивать интересы противоположной стороны, которые связаны с обладанием информацией как объектом гражданских прав, имеющим имущественный характер». Сторона, получившая благодаря исполнению своего обязательства по договору от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях (в нее может входить информация о всем спектре объектов промышленной собственности, включая ноу-хау), в том числе не пользующихся по общему правилу правовой защитой, не вправе сообщать их третьим лицам без согласия другой стороны. Также по договору подряда охраняется информация, представляющая коммерческую тайну какой-либо из сторон. Обязанность нераспространения перечисленной информации имеет место у сторон по договору подряда независимо от того закреплено ли в нем на этот счет соответствующее условие или нет, однако «порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон». Таким образом, практическая реализация указанной нормы все равно зависит от наличия конкретизирующего ее условия в договоре.

По выполнении работы подрядчик обязан возвратить переданное ему заказчиком для исполнения договора оборудование. Также когда заказчик отказывается от договора ввиду того, что подрядчик не приступает к выполнению работы, выполняет ее слишком медленно или же ввиду того, что в выполненной работе имеются существенные и неустранимые недостатки, подрядчик обязан возвратить предоставленные заказчиком материалы, оборудование, переданную для переработки вещь или иное имущество. Имущество может быть возвращено указанному заказчиком лицу. Как следует из содержания статьи 639 ГК РК если возвращение имущества невозможно, подрядчик обязан возвратить стоимость материалов, оборудования и иного полученного от заказчика имущества.

На заказчика возлагается обязанность содействия подрядчику. Это не означает, что заказчик обязан выполнять вместе с подрядчиком определенную часть работ, предоставлять материал, когда работа выполняется иждивением подрядчика и т.д. В соответствии со смыслом статьи 629 ГК РК заказчик обязан принимать все организационные меры, способствующие надлежащему выполнению обязанности подрядчиком, в тех случаях, когда их принятие зависит от него. Например, заказчик должен своевременно расчистить подъездные пути к строящемуся объекту, своевременно предоставить оборудование, помещения, когда это предусмотрено договором. Наконец из обязанности содействия подрядчику вытекает, что заказчик должен сотрудничать с ним, а не создавать по формальным поводам препятствия к выполнению работ, требовать пересмотра ранее установленного порядка выполнения работ. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем либо перенесением сроков выполнения работы, либо увеличением цены работы. Если исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на получение оплаты по договору, соразмерно выполненной части работы.

Заказчик обязан принять и оплатить выполненную подрядчиком работу. Порядок приемки регламентирован статьей 630 ГК РК и может быть оговорен непосредственно в самом договоре. Приемка производится в сроки, предусмотренные договором подряда, а если они не предусмотрены, в разумные сроки. Приемка включает осмотр результата выполненной работы. Когда создается та или иная новая вещь или произведены ремонт, улучшение уже существовавших вещей, обязанность приемки будет включать и фактические действия по получению предмета подряда во владение. Просрочка в приемке работ влечет за собой то, что «право собственности на изготовленную (переработанную вещь) признается перешедшим к заказчику в момент, когда состоялась передача». В тексте Гражданского кодекса (приведенной нормы), очевидно, содержится неточность, поскольку просрочка передачи результата работы, вызванная уклонением заказчика от приемки, связана не с переходом права собственности к заказчику, а с возложением на него (просрочившего кредитора) всех неблагоприятных последствий (рисков) . Виновное поведение заказчика будет влечь за собой то, что расходы по содержанию имущества за тот период, когда заказчик должен был принять результат работы и фактически принял, также будут возлагаться на него.

Если заказчик обнаруживает отступления от договора, ухудшающие работу или иные недостатки в работе, он обязан немедленно заявить об этом подрядчику.

В дальнейшем заказчик может ссылаться на недостатки, обнаруженные при приемке, заявлять на их счет претензии подрядчику только в том случае, если данные недостатки были оговорены в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку. В акте приемки или ином документе может быть обговорена возможность последующего предъявления требования об их устранении. Таким образом, нормами о подряде установлены более жесткие требования, касающиеся приемки предмета договора подряда, чем, скажем, по договору купли-продажи.

Заказчик, который принял результат работы без проверки, лишается права ссыпаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе приемки (явные недостатки). Если он обнаруживает после приемки результатов работы отступления от договора или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемке (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, заказчик обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.

Предельный срок для извещения подрядчика об обнаруженных недостатках составляет один год со дня приемки работ. Предельный срок по извещению подрядчика о недостатках зданий и сооружений, а также о недостатках, которые он умышленно скрыл, составляет три года. Указанные сроки можно оценить как гарантийные. Законодательными актами или договором могут быть установлены гарантийные сроки большей продолжительности. Результат работы должен соответствовать требованиям по качеству в течение всего гарантийного срока.

«Гарантия качества, если иное не предусмотрено договором, распространяется на все элементы, составляющие результат работы» . «Если иное не установлено договором подряда, гарантийный срок начинает течь с момента, когда результаты выполненной работы были приняты или должны были быть приняты заказчиком».

«Если между заказчиком и подрядчиком возникает спор по поводу недостатков выполненной работы или их причин, по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза» . Расходы по проведению экспертизы несет подрядчик. Подрядчик освобождается от этих расходов, если «экспертизой устанавливается отсутствие нарушений договора или причиной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками». В этих случаях расходы по экспертизе несет сторона, потребовавшая ее назначения. Если экспертиза была назначена по соглашению сторон, они несут расходы на ее проведение поровну.

Как следует из смысла пункта 1 статьи 616 ГК РК, обязанность по оплате выполненной работы является основной обязанностью заказчика. Данная обязанность, по общему правилу наступает после сдачи подрядчиком всей работы. Договором может быть предусмотрено, что будет произведена предварительная оплата работы или оплата отдельных этапов выполняемой работы. Для того чтобы была произведена оплата, необходимо, чтобы работы были завершены в установленный срок, досрочное окончание работ дает право на оплату только в том случае, когда оно согласовано с заказчиком или заказчик согласился оплатить их досрочно. Выплата аванса или задатка осуществляется в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством или договором. Размер аванса (задатка) также определяется законодательством или договором. В случае нарушения обязанности заказчиком по оплате работы, к нему могут быть применены предусмотренные договором штрафные санкции.

Подрядчику предоставляется право на применение по отношению к заказчику самозащиты прав, предусмотренное п. 3 ст. 9 ГК РК, которое характеризуется как право на удержание. «При неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, обусловленную договором, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора, подрядчик имеет право на удержание результата работы, а также принадлежащего заказчику оборудования, переданной для переработки вещи, остатка неиспользованных материалов и другого оказавшегося у него имущества заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм». Данное право реализуется независимо от того, предусмотрено оно договором или нет.

В том случае, когда это непосредственно предусмотрено договором, заказчику предоставляется аналогичное право, он может удержать часть причитающегося подрядчику вознаграждения для покрытия расходов по устранению своевременно обнаруженных недостатков.

Если заказчик, уклоняясь от приема результатов выполненной работы, не оплачивает ее, подрядчик вправе самостоятельно реализовать их. Это может быть сделано после истечения одного месяца со дня, когда согласно договору работа должна быть передана заказчику и последующего двукратного предупреждения заказчика. Подрядчик продает результат работы, вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, вносит в депозит на имя заказчика, если иное не предусмотрено договором.

В зависимости от личных предпочтений собственника, может быть два способа строительства или ремонта здания:

  • хозяйственный;
  • подрядный.

В первом случае собственник строения все функции по возведению или реконструкции здания возлагает на себя. Во втором случае привлекается подрядная организация. При масштабных работах всеми процессами руководит генеральный подрядчик.

Генеральные подрядчики в строительстве

Понятие генеральный подрядчик трактуется как юридическое лицо, которое берет на себя все функции по реализации запланированных строительных работ. Обычно строительство, имеющее определенную специфику, не обходится без генерального подрядчика.

Строительная организация, сотрудничающая с заказчиком на условиях генерального подряда, несет полную ответственность за качество, соблюдение требований проектной документации и срок проведения работ на каждом этапе. Основное качество, которым должен обладать генеральный подрядчик, - умение в короткие сроки подобрать профессиональный персонал и организации для проведения отдельных видов работ в строительстве и проектировании. Наладить полное взаимодействие всех субподрядчиков на одном строительном объекте.

Задачи

Строительный подряд предполагает выполнение генподрядчиком множества задач:

  1. Полное соблюдение всех сроков, оговоренных в договоре с заказчиком.
  2. Выполнение объективных требований заказчика, которые не противоречат строительным нормам.
  3. Привлечение субподрядных организаций, согласование работ, к которым они будут привлекаться, и ценовой политики с заказчиком.
  4. Проведение и учет оплат с субподрядными организациями. При желании заказчика может вестись и бухгалтерский учет.
  5. Оценивание конструктивных элементов и проверка качества работ, монтажа, совместно с заказчиком.
  6. Непосредственное участие при проведении проверок контролирующими органами, защита интересов и прав заказчика.
  7. Участие в приемке работ на промежуточных этапах и оценивание факта готовности объекта строительства.
  8. Определение дефектов и оценивание затрат на их устранение.
  9. Непосредственное внедрение самых прогрессивных методик проведения строительных работ.

Функции генподрядчика в строительстве

Помимо стратегических задач, генподрядчик обязан выполнять множество функций на отдельно взятом участке работ.

Планирование и проектные работы

Рекомендуется привлечь генерального подрядчика еще на стадии разработки проекта, чтобы он мог, как практический специалист, оценить установленные сроки проведения работ, внести соответствующие корректировки, чтобы в дальнейшем обеспечить точное выполнение всех этапов строительства.

Организация работ

В обязанности генподрядчика в строительстве входит организация хранения полученной от заказчика проектной документации, выдача таких документов субподрядчикам для выполнения конкретного вида работ.

Генподрядчик обязан подыскать субподрядные организации, своевременно обеспечить их фронтом работ и проконтролировать качество выполнения. Исполнитель по договору обязан согласовать с заказчиком субподрядные организации, предварительно проверив их репутацию и согласовав цены.

Подрядчик обязан обеспечить условия на строительной площадке для выполнения всех этапов строительства, принимать в них непосредственное участие.

Вносить соответствующие правки в проектную документацию, без ухудшения эксплуатационных качеств и нарушения государственных норм.

Обеспечивать все условия, чтобы не нарушалась техника безопасности и правила охраны труда.

Финансирование, отчетность и контроль

Генподрядчики в строительстве обязаны составлять отчетность относительно основных видов своей деятельности. При этом нести полную ответственность за внесенную информацию в такую отчетность.

Строго соблюдать сроки, предусмотренные договоров и рабочей документацией. Следить за исправностью всех агрегатов, техники и механизмов, чтобы не допустить простоя строительного объекта и травмирование персонала.

Участвовать в освидетельствовании объектов, которые подлежат консервации, подготавливать всю необходимую документацию для приостановки работ. Если работы возобновляются, то генподрядчик обязан предоставить всю документацию для новой строительной организации или начинать самостоятельно работы.

В случае выявления некачественных работ или дефектов, несоблюдения сроков поставки и проведения работ, генподрядчик выставляет претензии субподрядчикам, поставщикам материалов. Строительный подряд позволяет ему взимать штрафные санкции с субподрядчиков в рамках составленных соглашений.

Проводит промежуточные и окончательные расчеты со всеми субподрядными организациями, с взиманием штрафов, если такие имели место.

Функции генподрядчика в строительстве подразумевают согласования с заказчиком всех расценок и объемов работ, которые будут проводиться субподрядными организациями. Любые изменения в договорных отношениях между подрядчиками должны согласовываться с заказчиком.

Материально-техническое обеспечение

По предварительной договоренности генподрядчик может самостоятельно обеспечивать объект строительства материальными ценностями. В этом случае он обязан контролировать соблюдение сроков поставки продавцами материалов, согласовывать цены с заказчиком, обеспечить строительный объект всем необходимым оборудованием и механизмами, чтобы процесс возведения или ремонта здания не прерывался.

В случае поставки некачественных материалов обязан вернуть их, предъявив претензию поставщику. Генподрядчик несет полную ответственность за обеспечение субподрядных организаций материалами для проведения работ.

Если приобретенные материалы не использованы в полном объеме, то по предварительной договоренности генеральный подрядчик вправе излишки реализовать.

Освоение площадки и соблюдение нормативных актов

В функции генподрядчика в строительстве входит непосредственное участие в выборе площадки для строительства здания. По договору с заказчиком на него могут быть возложены обязанности по оформлению участка и получению всех разрешительных документов. Также согласование с энергетическими службами, в зоне проведения будущих работ, по поставке электрической энергии, воды, вырубке деревьев.

Генеральный подрядчик может заниматься возмещением убытков лицам, которые пострадали вследствие проведения строительных работ, прокладки подземных коммуникаций.

Несет полную ответственность за соблюдение геодезической разбивки, согласно полученной документации. Если договором с заказчиком предусмотрено, то генеральный подрядчик может самостоятельно подбирать геодезическую организацию на условиях субподряда для проведения работ.

Другие функции

Договор с генподрядчиком на строительство может оговаривать условие, что генеральный подрядчик самостоятельно привлекает государственную комиссию к приемке завершенного объекта и самостоятельно вводит его в эксплуатацию. Возможно, что после ввода в эксплуатацию генподрядчик самостоятельно передает возведенный объект, лицам, которые будут его эксплуатировать. Проводит все расчетные операции с такими лицами.

Функции генподрядчика в строительстве, нормативные документы, которыми он будет руководствоваться на протяжении всего действия договора, должны быть четко прописаны в соглашении с заказчиком.

Виды сотрудничества между генеральным подрядчиком и заказчиком

Заказчик и генподрядчик в строительстве могут сотрудничать по двум схемам.

Консультирование

В этом случае генеральный подрядчик выполняет строго определенные задачи, например:

  • оказывает консультации в сфере организации рабочего процесса;
  • разрабатывает технические мероприятия;
  • проводит экспертизу;
  • на основе проекта составляет график проведения строительных работ.

Возможно участие генерального подрядчика лишь на стадии приемки работ.

Управление

Заказчик полностью передает все функции генподрядчику в строительстве, от подготовки проектной документации до ввода объекта в эксплуатацию. Поиск субподрядчиков, организация поставок материалов, получение разрешительных документов - все ложится на плечи генерального подрядчика.

Преимущества сотрудничества с генеральным подрядчиком

Для крупных объектов привлечение специальной организации для проведения строительства или ремонта - это лучший выбор. Генеральный подрядчик полностью берет все заботы и ответственность на себя. У строительной организации больше шансов подобрать квалифицированный персонал и субподрядные организации. Заказчику не нужно нанимать собственных сотрудников для организации проектирования и получения всех разрешений на начало строительства, введение в эксплуатацию объекта и подбор субподрядчиков и поставщиков.

Привлекать или нет генподрядчика для строительства жилых домов, решать каждому собственнику земельного участка индивидуально. Но все преимущества, которые имеют крупные организации, привлекая генподрядчика, будет иметь и заказчик строительства частного домовладения.

Недостатки сотрудничества с генеральным подрядчиком

Основной минус - это цена. Организация, занимающаяся профессионально генеральным подрядом, потребует за свой труд немалую сумму. Но также есть риск, что привлеченный субподрядчик генеральным подрядчиком может допустить ошибки в процессе проведения работ, а это повлечет срок срыва сдачи объекта в эксплуатацию.

Тонкости взаимоотношений

Генподрядчик и субподрядчик в строительстве - это неразрывно связанные звенья всего строительства. Всю ответственность за действия субподрядных организаций принимает на себя генеральный подрядчик. Если возникают спорные вопросы, то их решает только генеральный подрядчик.

В свою очередь заказчик вправе нанять несколько подрядчиков, к примеру, на конкретный участок работ. В этом случае такие договора не расцениваются как генеральный подряд.

Если договором между генеральным подрядчиком и субподрядчиком не оговорено ограничений, то последний вправе самостоятельно привлекать к работам другие подрядные организации, а не проводить все работы самостоятельно.

Услуга по генеральному подряду становится все популярнее за счет своей мобильности и гибкости во взаимоотношениях между сторонами. Для заказчика - это возможность привлечь к работам самых лучших специалистов, возводить объект строительства по самым современным технологиям и использовать самые новейшие разработки.

Избранные труды по гражданскому праву Басин Юрий Григорьевич

§ 2. Система генерального подряда в договорных подрядных отношениях

В договоре подряда может применяться система генерального подряда, при которой заказчик заключает подрядный договор с одним, главным исполнителем – генеральным подрядчиком . Генподрядчик берет на себя производство основных работ, а для других работ привлекает иных исполнителей – субподрядчиков (ст. 619 ГК).

Субподрядчики , если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон, отбираются генеральным подрядчиком самостоятельно и в прямые правоотношения с заказчиком не вступают. Для них заказчиком является генеральный подрядчик, взаимоотношения с которым регулируются, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон, общими нормами, установленными для подрядных отношений.

Генеральный подрядчик отвечает перед заказчиком за все нарушения договора субподрядчиками, а перед последними – за все нарушения договора заказчиком. Если иное не предусмотрено договором, субподрядчик и заказчик не вправе предъявлять друг к другу требования, вытекающие из их взаимоотношений с генеральным подрядчиком.

При больших объемах работ, в частности, при значительной протяженности предмета работ, заказчик может привлечь к их исполнению несколько генеральных подрядчиков (по отдельным участкам или комплексам работ).

Заказчик вправе, не создавая системы генерального подряда, привлечь к исполнению работ нескольких подрядчиков, непосредственно вступая в договорные отношения с каждым из них. И каждый из подрядчиков отвечает, если иное не предусмотрено договором, за свою долю работ по правилам долевой ответственности. Если же стороны договорятся об этом либо комплекс подлежащих исполнению работ неделим, подрядчики отвечают перед заказчиком по правилам о солидарной ответственности (п. 5 ст. 619, а также ст. 286, 287 ГК).

Рассмотренные положения применимы также к случаям выполнения общего комплекса работ несколькими генеральными подрядчиками.

По соглашению сторон заказчик вправе передавать по договору подряда (генерального подряда) не все работы, входящие в данный комплекс. Оставшиеся (непереданные) работы заказчик может выполнять сам либо передать их выполнение им отобранным исполнителям, с которыми заключает непосредственные, прямые договоры, не входящие в систему генерального подряда. Исполнение подобных работ не связывается с исполнением работ по генподрядному договору и с ответственностью по этому договору.

Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

6. Типизация договорных форм Принципиальная схема договора сводится к тому, что каждая из сторон совершенно свободно выражает свою волю. И тогда, когда выраженные таким образом воли совпадают, т.е. каждая из сторон согласна с предложенной другой редакцией его условий,

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть вторая автора Законы РФ

Глава VI. Обеспечение исполнения договорных

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Статья 763. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд 1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

53. Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органами и учреждениями прокуратуры приказы,

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа 1. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа 1. Проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

Статья 26. Реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа 1. Реализация генерального плана поселения осуществляется на основании плана реализации генерального плана поселения, который утверждается главой местной администрации

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации 1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд 1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

7.5. Ответственность за нарушение договорных обязательств Нарушение обязательства может быть выражено либо в полном неисполнении, либо в ненадлежащем исполнении обязательства. Заключая договор, стороны рассчитывают на добросовестность контрагента, планируют и

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

СТАТЬЯ 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758),

Из книги автора

Из книги автора

128. Понятие структуры договорных связей Процесс продвижения товаров от производителей к потребителям регулируется как законодательством, так и договорами.Для обеспечения своей деятельности каждое предприятие формирует собственную систему договорных связей, в

Из книги автора

139. Оформление договорных отношений по перевозке грузов Форма договора перевозки грузов – простая письменная.Согласно ст. 785 ГК факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей отправителю груза перевозчиком транспортной накладной (коносамента

Из книги автора

37. Виды договорных связей В коммерции существует четыре вида договорных связей - исполнение обязательств: 1) с привлечением соисполнителей, как правило, с частичной переуступкой обязательства; 2) с привлечением субисполнителей, что предполагает наличие основного

Виды договора подряда на капитальное строительство.

Взаимоотношения между участниками строительства находят свое правовое оформление и выражение в различных видах упомянутого договора. Последние вытекают из различий: а) в сроках производства работ, б) в системе договорных связей на конкретных стройках и месте договора.в этой системе

и в) в характере выполняемых работ.

Любой из договоров подряда на капитальное строительство должен быть охарактеризован с позиции всех трех указанных признаков. Ввиду этого дать правильную и полную классификацию названных договоров можно лишь в том случае, если классифицировать их по каждому из вышеуказанных признаков в отдельности.

Придерживаясь подобного принципа, можно выделить следующие виды договора подряда на капитальное строительство.

1. По сроку действия договора: а) генеральный договор, б) годовой договор, в) договор в пределах года без генерального.

2. По системе договорных связей на стройке и месту договора в этой системе: а) главный подрядный договор, б) субподрядный договор, в) прямой подрядный договор.

3. По характеру выполняемых работ: а) договор на подготовительные работы к строительству основных объектов, б) договор на строительно-монтажные работы", в) договор на специальные строительные работы, г) договор на монтажные работы (например, на монтаж металлоконструкций и т. п.), д) договор на монтаж оборудования.

Рассмотрение любого договора подряда на капитальное строительство с позиций всех трех упомянутых признаков позволяет дать ему такое наименование, которое характеризует основные черты данного договора (например, генеральный субподрядный договор на специальные строительные работы; годовой прямой договор на монтаж оборудования и т. д.).

Система договорных связей в капитальном строительстве применяется в двух основных вариантах. В современных условиях широко развитой специализации строительных организаций и господства подрядного способа производства работ наиболее распространенной гражданско-правовой формой экономических отношений по капитальному строительству является так называемая система генерального подряда. Данная система договорных связей законодательно закреплена в ст. 68 Основ (ст. 369 ГК). Применение системы генерального подряда является обязательным во всех случаях, когда сооружение объекта ведется подрядным способом и осуществляется несколькими строительными организациями.

В остальных случаях заключаются прямые договоры между заказчиками и подрядчиками.

Система генерального подряда. Главный подрядный и субподрядный договоры. Система генерального подряда характеризуется следующими основными чертами. Заказчик заключает

* Имеется в виду договор, по которому заказчик поручает выполнение всех комплексов работ по объекту одной строительной органиаации - подрядчику или генеральному подрядчику.

договор на сооружение объекта с одной, обусловленной планом строительной организацией - генеральным подрядчиком и передает ему по данному договору производство всех работ по объекту. Этот договор назван нами главным подрядным договором. Генеральный подрядчик собственными силами выполняет основной объем общестроительных работ либо один из их комплексов. Для производства комплексов остальных общестроительных, а также различных специальных работ по объекту генподрядчик привлекает в соответствии с планом надлежащие специализированные строительные и монтажные организации путем заключения с ними договоров, именуемых договорами субподряда (ч. I ст. 68 Основ, ч. I ст. 369 ГК).

Генподрядчик несет перед заказчиком ответственность за качественное и своевременное выполнение всех работ, производимых как им самим, так и его субподрядчиками (ст. 5 Правил). Будучи ответственным за строительство объекта в целом, генподрядчик в связи с этим наделен правами организатора и руководителя всех работ на площадке.

Таким образом, система генерального подряда представляет собой гражданско-правовую форму хозяйственных отношений между заказчиком и генеральным подрядчиком и отношений производственного кооперирования последнего с другими под-" рядчиками при осуществлении планового строительства подрядным способом. Она выражается в совокупности главного подрядного договора между заказчиком и генподрядчиком на весь объем работ по объекту (1-е звено в системе договоров на стройке) и заключаемых на основе этого договора и в его частичное исполнение субподрядных договоров между генподрядчиком и специализированными строительными организациями на производство отдельных комплексов различных работ по тому же объекту (2-е звено договоров) ".

Основными особенностями субподрядного договора являются следующие. Во-первых, он заключается на основе и в частичное исполнение главного подрядного договора и потому составляет второе звено в системе договорных связей на стройке.

Во-вторых, предмет данного договора -- не выстроенный объект, а лишь один или несколько законченных комплексов тех или иных работ по объекту. В-третьих, обе стороны в данном договоре- являются подрядными строительными организациями, а их, договорные отношения - отношениями производственного кооперирования. Имеются и иные, менее существенные особенности.

" В некоторых случаях наряду с обычными.субподрядчиками одна из специализированных организаций выступает в роли главного субподрядчика, привлекающего к строительству объекта другие специализированные организации на правах дубльсубподрядчиков. В подобных случаях на стройке имеет место сочетание двухзвенной и трехзвенной систем договоров,

Таким образом, субподрядный договор-это заключаемый на основе плана и главного подрядного договора договор между двумя социалистическими организациями, в соответствии с которым одна сторона (субподрядчик-подрядная^ специализированная строительная -или монтажная организация) обязуется своими силами и средствами выполнить и сдать в законченном виде в установленный срок один или несколько комплексов строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, а другая сторона (генеральный подрядчик - подрядная общестроительная или специализированная организация) обязуется предоставить контрагенту необходимый фронт работ на сооружаемом объекте, передать утвержденную проектно-сметную документацию, принять законченные комплексы работ н оплатить их.

Прямой договор. Наряду с главным подрядным и субподрядным договорами в строительстве довольно широкое применение находит еще одна форма договорных связей: уже упоминавшийся прямой договор подряда -на капитальное строительство.

Прямыми являются все договоры, которые заключаются заказчиками с подрядными организациями непосредственно, а не через генподрядчика. Прямые договоры заключаются цо объектам, создаваемым или реконструируемым хозяйственно-подрядным.,(смешанным) способом. На таких объектах система договорных связей представляет собой совокупность ряда прямых договоров между заказчиком и привлеченными им подрядчиками.

Заключение прямых договоров допускается законом и по тем стройкам, которые возводятся в основном методом гене-рального"подряда (ч.^ II и III ст.68 Основ; ч. II и III ст.369 ГК). Таким образом, закон предусматривает возможность сочетания при строительстве одного объекта системы" генерального подряда с одним или несколькими прямыми договорами заказчика с иными хозорганами.

Генеральный и годовой договоры. На строительство, не выходящее за пределы календарного года, между заказчиком и подрядчиком заключается один договор. Если же производство работ предусматривается на более длительный период, стороны в соответствии с Правилами (ст. 2 и 4) заключают генеральный договор на весь объем работ и весь срок строительства и, кроме того, ежегодно - годовой договор на объем работ данного года. К генеральному и годовым договорам прилагаются в качестве их неотъемлемой части документы, перечисленные в ст. 6 и 38 Правил..

Порядок планирования капитального строительства, введенный в 1958 г.", создал возможности для перехода от генераль-

" См. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 мая 1958 г. «О мерах по улучшению планирования народного хозяйства» (СП СССР. 1958, №9, ст. 75).

ных и годовых договоров к заключению единых подрядных, единых главных подрядных и единых субподрядных договоров на весь объем и весь срок производства соответствующих работ.

Форма договора подряда на капитальное строительство. Данный договор заключается в письменной форме и является в целом сложным документом. Годовой договор состоит из соб^-ственно договора, заключаемого по уже упоминавшейся типовой форме, а также из целого ряда документов, прилагаемых к последнему и составляющих его неотъемлемую часть. Перечень данных документов содержится в уже упоминавшихся ст. 6 и 38 Правил, а также в указаниях по заключению подрядных и субподрядных договоров.

Порядок заключения договоров подряда на капитальное строительство в своих главных чертах аналогичен порядку заключения других хозяйственных договоров. Но существенная особенность его состоит в том, что подрядчик получает возможность составить проект договора и направить последний заказчику только после предварительного представления заказчиком необходимых для этого плановых документов (копии титульного списка строек или выписки из него, годового титульного списка, проектно-сметной документации и справки банка об обеспеченности работ финансированием).

Еще по теме ВИДЫ ДОГОВОРА ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. СИСТЕМА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ В КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ:

  1. § 2. Плановые предпосылки, структура договорных связей и порядок заключения договоров подряда на капитальное строительство
  2. § 3. Элементы договора подряда на капитальное строительство
  3. § 2. ПЛАНОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДОГОВОРА ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  4. § 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРА ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  5. Глава 2. ДОГОВОР ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  6. ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ ДОГОВОР ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  7. § 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ДОГОЮРУ ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  8. § 6. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО КАПИТАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ В КОЛХОЗАХ
  9. Условия строительства на основании привлечения денежных средств по договорам долевого участия в строительстве
  10. § 4. СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ДОМОВ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО)
  11. § 3. СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА И СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ ПО ПОСТАВКЕ
  12. 4.3.2. Капитальные вложения в безвозмездно полученное имущество

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

1. Понятие и виды капитального строительства

Капитальное строительство - это деятельность государственных органов , органов местного самоуправления , физических и юридических лиц , направленная на создание новых и модернизацию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Оно является одной из важнейших отраслей материального производства, основой развития всех других его отраслей, служит главным источником расширенного воспроизводства. К капитальному строительству как одной из отраслей материального производства относится также деятельность по выполнению проектных и изыскательских работ, подготовке технической документации, необходимой для осуществления строительных, монтажных, пусконаладочных и других специальных капитальных работ.

Стройка - это совокупность зданий и сооружений, возведение которых осуществляется на одной или нескольких строительных площадках по единому проекту. Объект строительства - это каждое отдельно стоящие здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями и т.д.), на которые составлены отдельный проект и смета.

Видами капитального строительства являются новое строительство (новостройка), расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий , зданий и сооружений, т.е. их модернизация.

Новое строительство - строительство комплекса объектов вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, отдельных производств, которые возводятся на новых строительных площадках и после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, т.е. возникает новая организация - юридическое лицо.

Расширение действующих предприятий - строительство на их или прилегающей к ним территории дополнительных производств, новых отдельных цехов и объектов или осуществление работ по расширению уже существующих на предприятиях таких цехов и объектов. К этому виду капитального строительства относится также строительство филиалов и производств действующих предприятий, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

Реконструкция действующих предприятий - переустройство существующих цехов и объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса. Такое переустройство осуществляется по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом, и, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений.

Техническое перевооружение действующих предприятий - комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков. Осуществляется оно по проектам и сметам на отдельные объекты или отдельные виды работ и, как правило, без расширения производственных мощностей.

В зависимости от того, ведется капитальное строительство собственными силами застройщика или для этого привлекаются сторонние специализированные строительные, монтажные и другие организации строительного профиля, различают три способа строительства:

  • подрядный способ, когда строительство осуществляется с привлечением специализированных строительных, монтажных и других организаций строительного профиля;
  • хозяйственный способ, когда строительство осуществляется собственными силами застройщика;
  • смешанный способ, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика (обычно это общестроительные работы по возведению зданий и сооружений), а другая часть - силами сторонних специализированных организаций (санитарно-технические и электротехнические работы, монтаж технологического оборудования и т.п.).

Основной способ осуществления капитального строительства - подрядный. Работы этим способом осуществляются по договору строительного подряда .

2. Понятие договора строительного подряда

Условия договора сохраняют силу в течение всего срока действия договора. В случаях, когда после заключения договора законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение хотя бы одной из сторон, договор может быть изменен.

Заключение и исполнение договора строительного подряда

1. Заключение договора строительного подряда

Предварительная разработка и утверждение в установленном порядке обязательных для обеих сторон определенных документов, наличие которых необходимо для заключения договора строительного подряда (так называемых плановых предпосылок или оснований заключения договора), действующим законодательством не предусматриваются. Как отмечалось выше, заключение договора, выбор контрагента и определение условий договора (не противоречащих законодательству) законом отнесены к компетенции сторон договора.

Однако, чтобы заключенный договор был действителен, стороны предварительно должны получить определенные документы. Для заказчика - разрешение на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления , а для подрядчика - лицензия (разрешение) на осуществление строительной деятельности.

Согласно этому Временному положению объект предъявляется подрядчиком к приемке после завершения всех предусмотренных договором работ по объекту. Приемку законченных строительством объектов производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо. Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), разработчиков технической документации, специализированные организации и других юридических и физических лиц , создавая в необходимых случаях приемную комиссию.

Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, строительство которых производится за счет средств федерального бюджета , осуществляется с учетом отраслевых особенностей, устанавливаемых министерствами Российской Федерации и другими органами федеральной исполнительной власти по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, государственными приемочными комиссиями, назначаемыми этими органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать по согласованию с указанным Государственным комитетом особенности порядка приемки объектов на соответствующих территориях .

Объекты производственного назначения, строительство которых производится за счет средств федерального бюджета, подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) в объеме, предусмотренном договором строительного подряда.

Приемка законченного строительством объекта оформляется актом, форма которого (образец) приведена в Приложении 1 к Временному положению по приемке законченных строительством объектов. Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных подрядчиком работ, предусмотренных договором.

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится после окончательной сдачи результата работы.

Данная форма оплаты наиболее прогрессивна и выгодна для заказчика. В этом случае подрядчик заинтересован в конечном результате своей деятельности, которая снижается или вовсе утрачивается при постепенной, поэтапной или, например, помесячной оплате фактически произведенных им работ. Однако значительная стоимость и длительность капитального строительства требует авансирования деятельности подрядчика, причем он вправе требовать выплаты аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре (п. 2 ст. 711 ГК). Поэтому согласованный сторонами порядок оплаты работ, учитывающий их взаимные интересы, является важным средством эффективной организации их взаимоотношений.

4. Особенности договора подряда на строительство объектов "под ключ"

Такой договор заключается между заказчиком и подрядной организацией (генеральным подрядчиком) и предусматривает выполнение последним цикла: проектирование, строительные, монтажные и специальные строительные работы, сдача объекта в эксплуатацию.

Основной обязанностью заказчика является предоставление генеральному подрядчику документации, на основании которой проектируется объект: проекты застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов, поселков и сельских населенных пунктов; утвержденные технико-экономические обоснования строительства объектов производственного назначения и крупных общественных зданий и сооружений и др.

К основным обязанностям генерального подрядчика относятся:

  • обеспечение разработки строительной части проектно-сметной документации собственными силами или по договору с проектными организациями;
  • обеспечение своевременного и качественного выполнения строительных, монтажных и других специальных строительных работ;
  • комплектация объектов оборудованием, конструкциями и материалами; обеспечение ввода в действие объекта в предусмотренный договором срок и др.

Стоимость работ по договору определяется соглашением сторон. Затраты генерального подрядчика до сдачи объекта заказчику покрываются за счет его собственных средств и полученных им кредитов банка.

Заказчик рассчитывается с генеральным подрядчиком после подписания акта приемки объекта. Генеральный подрядчик производит окончательные расчеты с субподрядчиками после завершения ими комплексов работ в соответствии с ценой, установленной при заключении договора субподряда.

Таким образом, в данном договоре подрядчик берет на себя все обязанности по организации и обеспечению строительства, освобождая от них заказчика. На последнем, по сути дела, остается лишь обязанность оплаты результата работ, причем только после его приемки (без авансирования). Поэтому договор подряда на строительство объектов "под ключ" считается одной из наиболее прогрессивных форм капитального строительства.

5. Имущественная ответственность за нарушение условий договора строительного подряда

Такая ответственность может быть установлена как в договорном порядке, т.е. по соглашению сторон, так и в нормативном порядке, т.е. предусмотрена законом или иными правовыми актами. Она наступает в соответствии с общими положениями о гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств : должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств . Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы , которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15, 393 ГК). Поскольку стороны договора строительного подряда обычно являются предпринимателями, ответственность эта наступает независимо от наличия вины сторон в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств (п. 3 ст. 401 ГК). Если договором строительного подряда за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств предусмотрено взыскание неустойки (штрафа , пени), убытки взыскиваются за вычетом этой неустойки. Но договором может быть предусмотрено иное: взыскание только неустойки, взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки, взыскание либо неустойки, либо убытков.

Применение мер имущественной ответственности к контрагенту в случае нарушения им обязательств по договору строительного подряда - право, а не обязанность потерпевшей стороны.

Наряду с гражданско-правовой ответственностью сторон договора строительного подряда за нарушение его условий, строительное законодательство предусматривает также административную ответственность за правонарушения в области строительства. Такая ответственность установлена Законом РФ от 17 декабря 1992 г. "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".

В соответствии с п. 1 ст. 2 этого Закона предприятия, учреждения, организации и объединения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности за нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущие снижение параметров прочности производимых строительных материалов, конструкций и изделий, снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке. Размер штрафов за различные правонарушения определен в твердых суммах, которые несколько раз индексировались постановлениями Правительства РФ .

6. Изменение и прекращение договора строительного подряда

Изменение содержания договора может иметь место, например, при внесении заказчиком изменений в техническую документацию на объект строительства (она определяет по объекту строительства объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования), влекущих за собой дополнительные работы по стоимости, превышающей 10% указанной в смете общей стоимости работ. Внесение таких изменений в техническую документацию осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (п. 1, 2 ст. 744 ГК).

Прекращение (расторжение) договора строительного подряда может иметь место по различным основаниям. Ими могут быть консервация или полное прекращение строительства, систематическое нарушение подрядчиком сроков выполнения строительно-монтажных работ или их низкое качество, систематическое нарушение заказчиком обязательств, предусмотренных договором, признание заказчика в установленном порядке несостоятельным (банкротом) и др. Кроме того, заказчик (инвестор) вправе в любое время прекратить или приостановить действие договора с возмещением подрядчику причиненных этим убытков, включая упущенную выгоду.

Прекращение или приостановление капитального строительства (следовательно, и действия договора строительного подряда) возможно и по решению правомочного государственного органа в случаях стихийных бедствий и иных проявлений действия непреодолимой силы, введения чрезвычайного положения , если в процессе строительства выяснилось, что его продолжение приведет к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, экологических и других норм, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства .

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

1. Проектирование и изыскания для капитального строительства

Проектирование для капитального строительства - процесс создания проекта объекта капитального строительства, является одной из стадий инвестиционного процесса в области капитального строительства.

Изыскания для капитального строительства - процесс подготовки (в ходе комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения) материалов, необходимых для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений для проектирования и строительства объектов.

Техническая документация (или проект строительства) - комплекс документов, включающий технико-экономические обоснования, чертежи, пояснительные записки и другие материалы, определяющие объем и содержание работ по объекту строительства, а также другие предъявляемые к этим работам требования.

Проектно-сметная документация - это материалы, подготовленные в результате разработки технической документации и сметы на объект строительства. Строительство без наличия проектно-сметной документации не допускается.

Проектирование может осуществляться в одну или две стадии. При проектировании в одну стадию разрабатывается рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости строительства. При проектировании в две стадии разрабатывается сначала проект со сводным расчетом стоимости строительства (первая стадия), а затем - рабочая документация (вторая стадия), составляемая на основе проекта после его утверждения в установленном порядке. Проектирование в две стадии осуществляется при строительстве технически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства.

Правовой формой опосредствования отношений по разработке соответствующей проектно-сметной документации является договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Как и в договорных отношениях по строительному подряду, заключение договора на выполнение проектных и изыскательских работ, выбор партнера (контрагента), определение обязательств , любых других условий взаимоотношений, не противоречащих законодательству, является исключительной компетенцией сторон договора, а основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения сторон, наряду с действующим законодательством является заключенный ими договор (ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности).

2. Элементы и содержание договора на выполнение проектно-изыскательских работ

Сторонами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ являются заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель). В качестве них могут выступать те же лица, что и по договору строительного подряда. Однако заказчиком может выступать и подрядчик по упомянутому договору в тех случаях, когда обязанность по разработке соответствующей технической документации лежит на нем, а у него нет возможности выполнить такую работу самостоятельно.

В отношениях по проектированию и изысканиям для капитального строительства, особенно в условиях наличия значительного количества проектных и изыскательских организаций, проектировщиков и изыскателей - индивидуальных предпринимателей важное значение приобретает защита заказчиков от изготовления некачественной проектно-сметной документации. Достижению этой цели служит институт лицензирования - выдача разрешений (лицензий) на выполнение специальных видов работ, требующих соответствующей аттестации исполнителя. Перечень таких видов работ и порядок выдачи лицензий определяется законодательством (п. 2 ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности).

Для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, как и для договора строительного подряда, характерна система генерального подряда: договор на выполнение всего комплекса проектных и изыскательских работ заключается заказчиком с ведущей проектной организацией - генеральным подрядчиком, который для выполнения отдельных видов проектных и изыскательских работ, разделов и частей технической документации заключает субподрядные договоры со специализированными проектными и изыскательскими организациями. На выполнение отдельных видов работ, разделов или частей технической документации заказчик вправе с согласия подрядчика заключать прямые договоры.

Предметом договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является результат работы подрядчика (проектировщика, изыскателя). Для проектных организаций - это изготовленная по заданию заказчика (генерального проектировщика) проектно-сметная документация (ее часть, раздел), необходимая для осуществления строительно-монтажных работ, а для изыскательских организаций - полученные по заданию заказчика (генерального проектировщика) материалы, необходимые для правильного и экономически целесообразного решения основных вопросов проектирования (изготовления проектно-сметной документации), строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений. Задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, обычно разрабатываются заказчиком и передаются им подрядчику. Но задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено и подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Отступить от требований, содержащихся в задании на проектирование и других исходных данных, подрядчик вправе только с согласия заказчика (ст. 759 ГК).

В договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ указываются предмет договора (наименование проектной документации, требования к ее качеству и техническому уровню), состав и содержание проектно-сметной документации, срок действия договора, сроки разработки и этапы выдачи документации, цена, порядок сдачи и приемки документации, имущественная ответственность сторон за нарушение условий договора, другие существенные условия, обеспечивающие интересы сторон.

Как отмечалось выше, определение условий договора законом отнесено к компетенции сторон, но они не должны противоречить действующему законодательству. Так, в силу п. 1 ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности стороны обязаны соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством. Поэтому, например, определяя состав и содержание подлежащей разработке проектно-сметной документации, стороны обязаны руководствоваться требованиями санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных законодательством, соблюдать единые правила оформления документации и т.д.

Цена на подлежащую разработке техническую документацию оговаривается при заключении договора. В ее установлении участвуют заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель) независимо от того, на какой форме собственности основывается их деятельность. Превышение затрат по сравнению с обусловленной договором ценой, допущенное подрядчиком без согласования с заказчиком, компенсируется проектировщиком, изыскателем за счет собственных средств.

Условия договора сохраняют силу на весь срок действия договора. В случаях, когда после его заключения законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение сторон, договор может быть изменен (п. 2 ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности).

3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектно-изыскательских работ

Работы по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ могут финансироваться за счет тех же средств, что и работы по договору строительного подряда. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается по усмотрению сторон, их взаимному соглашению (ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности). Какие-либо "плановые основания" или "плановые предпосылки", обязательные для обеих сторон, отсутствуют. Договор может заключаться на выполнение как всего комплекса работ, так и отдельных их этапов, частей, разделов. Порядок заключения договора на выполнение проектных и изыскательских работ не определен. При его заключении стороны руководствуются общими положениями о заключении договора.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается в письменной форме. Обязательная для сторон форма такого договора отсутствует. Стороны вправе составить договор по произвольно разработанной ими самими форме. При этом они могут использовать форму договора строительного подряда, приведенную в упомянутом выше Руководстве по составлению договора подряда на строительство в Российской Федерации (учитывая особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ). Основная обязанность подрядчика (проектировщика, изыскателя) - выполнение предусмотренных договором работ в установленный им срок и в соответствии с заданием на проектирование и иными исходными данными, с соблюдением обязательных для него требований нормативно-технических документов по вопросам проектирования, в том числе строительных норм и правил, норм технологического проектирования, стандартов и технических условий на строительные материалы, детали и конструкции и др.

К обязанностям подрядчика относятся также:

  • согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком согласование ее с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления ;
  • проведение защиты выполненной технической документации в утверждающей ее инстанции;
  • внесение по требованию утверждающей инстанции и в установленные ею сроки изменений в представленную на утверждение техническую документацию без дополнительной оплаты, если требования утверждающей инстанции не противоречат заданию на проектирование;
  • внесение без оплаты и в сроки по согласованию с заказчиком изменений в выполненную техническую документацию, связанных с исправлением допущенных в ней ошибок, и др.

Выполненную техническую документацию подрядчик вправе передавать третьим лицам только с согласия заказчика.

Основная обязанность заказчика - принять разработанную подрядчиком (проектировщиком, изыскателем) в соответствии с условиями договора техническую документацию и оплатить ее.

Заказчик также обязан, если иное не предусмотрено договором:

  • использовать техническую документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;
  • оказывать подрядчику содействие в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;
  • участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления ;
  • возместить подрядчику дополнительные расходы , вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика;
  • привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.

4. Экспертиза и приемка технической документации

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 20 июня 1993 г. "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации" проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации (в дальнейшем - проекты строительства) независимо от источников финансирования, форм собственности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, организациях государственной вневедомственной экспертизы в субъектах Российской Федерации , отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то органах.

Такая экспертиза осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации, утвержденным Госстроем России 29 октября 1993 г. по поручению Совета Министров - Правительства РФ. Упомянутым выше постановлением Совета Министров - Правительства РФ установлено, что:

  • проекты строительства, осуществляемого за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, утверждаются Госстроем России (в настоящее время - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу) или в порядке, устанавливаемом им совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами;
  • проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждаются их соответствующими органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке;
  • проекты строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлекаемых средств инвесторов (включая иностранных инвесторов), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

Приемка технической документации оформляется актом. Обязательная для сторон форма такого акта законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме, разрабатываемой самими сторонами. В акте обычно отмечается, соответствует ли техническая документация условиям договора, дается ее краткое описание, фиксируется эффективность технической документации и на основании чего она определена, указывается обусловленная договором цена, а также размер надбавки или скидки к цене в процентах с учетом выполнения условий договора. Исходя из обусловленной цены и выплаченного аванса, а также размера надбавки и скидки, в акте указывается сумма, подлежащая перечислению подрядчику (проектировщику, изыскателю). Окончательная оплата за полностью выполненную техническую документацию производится после ее приемки и подтверждения заказчиком соответствия проектных решений технико-экономическим показателям, установленным в задании на проектирование, при положительном заключении экспертизы.

5. Изменение, расторжение договора и имущественная ответственность за нарушение его условий

Изменение содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ может иметь место при внесении заказчиком изменений в техническую документацию при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости превышают десять процентов указанной в смете общей стоимости строительства. В этом случае составляется согласованная сторонами дополнительная смета.

Заказчик (инвестор) вправе в любое время расторгнуть договор с возмещением подрядчику причиненных этим убытков, включая упущенную выгоду (п. 1 ст. 17 Закона об инвестиционной деятельности).

Расторжение (прекращение) договора возможно также по инициативе любой из сторон в случае систематического нарушения контрагентом договорных обязательств с возмещением виновной стороной другой стороне убытков, возникших у нее в связи с расторжением договора. Основанием для расторжения договора является и признание заказчика в установленном порядке несостоятельным (банкротом).

В ГК содержатся указания об ответственности лишь подрядчика по данному договору. Он несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации или данных изыскательских работ. При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно устранить эти недостатки, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором не установлено иное (ст. 761 ГК).

Поскольку в Законе об инвестиционной деятельности, как и в других законодательных актах, специальных указаний об ответственности заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не содержится, заказчик за нарушение условий этого договора должен нести ответственность в полном объеме в соответствии с положениями ст. 15, 393 ГК. Как отмечалось выше, ответственность заказчика в полном объеме в случае одностороннего расторжения им договора предусмотрена п. 1 ст. 17 Закона об инвестиционной деятельности.

Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации . Финансируются эти работы за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Государственные контракты предназначены для:

  • реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
  • развития и создания производственного потенциала в соответствии с целями структурной политики Правительства РФ ;
  • развития общегосударственной сети транспорта, энергетики, связи и экологического мониторинга;
  • строительства отдельных наиболее крупных и важных объектов социальной и экологической сферы общегосударственного значения;
  • развития фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны (п. 20 Порядка закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594).

Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Предполагается принятие специального закона о подрядах для государственных нужд. Основными подзаконными нормативными актами , регулирующими отношения по выполнению подрядных работ для государственных нужд в настоящее время, являются:

Федеральный закон от 6 мая 1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд";

Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (далее - Основные положения). Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. В качестве государственного заказчика выступает государственный орган , обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом такими ресурсами. В качестве подрядчика могут выступать юридические лица и граждане , занимающиеся предпринимательской деятельностью (ст. 764 ГК).

2. Основания и порядок заключения государственного контракта

В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, устанавливающими основания и порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК), причем заказы на закупку работ для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (п. 1 упомянутого выше Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г.).

Порядок организации и проведения таких конкурсов определен упомянутым выше Федеральным законом о конкурсах на размещение заказов для государственных нужд, Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7 и Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 6 мая 1997 г. Поскольку государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, заключение его с победителем конкурса обязательно (п. 4 ст. 527 ГК). Что касается победителя конкурса, то заключение государственного контракта является для него обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением государственного контракта. Однако условие о возмещении таких убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2, 3 ст. 527 ГК). Порядок заключения государственного контракта следующий. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком (по соглашению сторон такой проект может разработать и подрядчик). Подрядчик (или государственный заказчик), получивший проект государственного контракта, в случае отсутствия у него возражений по условиям государственного контракта не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне.

При наличии у стороны, получившей проект государственного контракта, возражений по его условиям она в тридцатидневный срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне или уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда . Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении этой стороной заключить государственный контракт.

Поскольку государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, он в соответствии с п. 4 ст. 528 ГК должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

Обязательными (существенными) условиями государственного контракта являются условия:

  • об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы;
  • о сроках ее начала и окончания;
  • о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
  • о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

Поскольку государственный контракт заключается на конкурсной основе, эти условия, в силу п. 2 ст. 766 ГК, должны быть отражены в условиях конкурса.

В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

При необеспечении установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их строительства приостанавливаются органом, выделившим эти средства. Решение о завершении строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и другими заинтересованными министерствами и ведомствами (п. 8 Основных положений).

Порядок оплаты выполненных работ определен п. 5 Основных положений.

Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются при заключении государственного контракта. При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в государственном контракте.

В случае задержки установленных государственным контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит .

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по государственному контракту возложено на него. Размер санкций за несвоевременную передачу оборудования для монтажа устанавливается при заключении договора (п. 7 Основных положений). Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных государственным контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п. 9 Основных положений).