Принцип осуществления правосудия только судом является. Принципы правосудия

Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия.

Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти .

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ , Верховным Судом РФ , Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов – окружными и судами субъектов рФ . Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Упомянутый федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т. е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена.

Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указанные акты.

Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами.

Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело. Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело.

Законодательством установлено положение, в соответствии с которым каждое дело должно быть рассмотрено одним и тем же составом суда.

Функционирование системы судебного контроля – важная составляющая обеспечения правосудия строго в рамках закона. Особая роль принадлежит Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду рФ, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Арбитражного Суда РФ.

Некоторые совместные документы двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел так, чтобы во всех случаяхправосудие осуществлялось только судом.

Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе, где сказано: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается." Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК .В последней по данному принципу сказано следующее: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленным настоящим Кодексом." Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Презумпция невиновности

Презумпция невиновности является одним из наиболее важных институтов демократического государства. Основные положения данного принципа регламентированы в ст. 49 Кон­ституции РФ, а также в отраслевом уголовно-процессуаль­ном законодательстве (ст. 14 УПК РФ) . Сущность презумпции невиновности заключается в том, что все граждане предпо­лагаются добропорядочными и могут считаться виновными в совершении преступлений лишь при наличии определенных условий и в строго определенный законом момент.

Презумпция невиновности является важнейшей гаранти­ей от необоснованного осуждения лица, обязывает должност­ных лиц, ответственных за производство по делу, доказать виновность лица в совершении преступления, соблюсти про­цедуру установления виновности лица.

Принцип законности

Принцип законности включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) пра­ва и совершать процессуальные действия, руководствуясь законо­дательством о судоустройстве в хозяйственных судах.

Определяя законность, необходимо учитывать, что сама по себе законность - это и метод, и принцип, и режим, точнее - комплексное государственно-правовое явление, которое олицетворяет­ся надлежащей государственно-правовой практикой и отражается в названной категории.

Принцип законности в хозяйственном процессе имеет довольно сложный интегрированный состав, в котором четко выделяются две стороны: материально-правовая и процессуальная. Так, суды осуще­ствляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 7 Кодекса о судоустройстве и статусе су­дей, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Респуб­лики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конститу­цией Республики Беларусь и после вступления в законную силу су­дебного постановления ставит перед Верховным Судом и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос, о внесении ими предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о при­знании данного нормативного правового акта неконституционным.

Понятие законности является многогранным и объемным. Существует множество различных подходов к раскрытию приро­ды (сущности) исследуемого явления 124 . Законность рассматрива­ется как принцип, т. е. закрепленное в законодательстве требова­ние соблюдать правовые предписания, обращенные к субъектам общественных отношений; как метод, когда законность (соблюде­ние норм права) в силу различных причин, в том числе и мер госу­дарственного принуждения, проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов общественных отношений; как режим, т.е. режим общественной жизни, выражающийся в том, что большин­ство участников общественных отношений соблюдают и исполня­ют правовые отношения (нормы права), и как следствие - в обще­стве устанавливается правопорядок.

Сущность принципа законности заключается в строгом и не­уклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права дей­ствующих законов и основанных на них правовых актов. Именно эти качественные характеристики присущи законности любого исторического периода независимо от условий, времени и сферы общественных отношений.

Законность в хозяйственном процессе достигается при реали­зации двух составляющих: во-первых, правильного применения судами норм регулятивного права; во-вторых, соблюдения установ­ленного законодательством порядка рассмотрения и разрешения экономических (хозяйственных) споров, обязательного для всех судов. Отмеченные элементы принципа законности тесно связаны между собой: нарушение или несоблюдение процессуальных норм обычно ведет к неправильной квалификации спорных материаль­но-правовых отношений, порождает ошибки в применении норм регулятивного права. Законность в деятельности суда означает пол­ное соответствие всех его постановлений и совершаемых процес­суальных действий содержанию норм материального и процессу­ального права, т.е. закону 125 .

В хозяйственном процессуальном праве принцип законности имеет свое содержание и свою систему гарантий, что предопреде­ляет необходимость его выделения из системы принципов судо­производства. Все иные принципы хозяйственного процесса име­ют более узкий и в достаточной степени специализированный аспект действия.

Принцип законности в этом отношении является универсаль­ным. Нарушение любого принципа системы принципов хозяйственного процесса, например непосредственности, нередко приво­дит к нарушению принципа законности или всей системы. Какая бы норма процессуального права ни применялась в судебной деятельно­сти, одновременно соблюдается (нарушается) принцип законности. Данное положение обусловлено пониманием сущности правовых принципов, которое в процессуальном праве сводится к выявлению их взаимосвязи с нормами права путем решения проблемы обязатель­ности или необязательности их нормативного закрепления 126 .



Законность предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых тробований ко всем участникам судопроиз­водства, предусматривает существование определенных гарантий, содержащихся в нормах процессуального закона, его предписаниях 127 . Так, гарантиями реализации принципа законности являются:

· возможность отвода судьи и других участников судопроиз­водства;

· участие прокурора в процессе;

· право сторон вести свое дело в суде через представителя;

· четкий регламент формы и содержания искового заявления;

· письменная форма решения и подробная регламентация его структуры.

Цель хозяйственного процесса состоит в том, чтобы в результа­те рассмотрения дела были установлены действительные фактичес­кие обстоятельства дела и правильно применена норма материаль­ного права. Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если: 1) хозяйственный суд не при­менил закон, подлежащий применению; 2) применил закон, не под­лежащий применению; 3) неправильно истолковал закон.

Статья 8. Осуществление правосудия только судом

1. Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Кодексом.

Комментарии

1. Правило, закрепленное в ч. 1 комментируемой статьи, конкретизирует положение ч. 1 ст. 118 Конституции, согласно которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции судебная власть осуществляется, в частности, посредством уголовного судопроизводства. Понятие уголовного судопроизводства шире понятия правосудия, так как включает в себя не только деятельность судов по рассмотрению уголовных дел, разрешению жалоб на действия и решения органов предварительного расследования и разрешению других вопросов (правосудие), но и досудебную деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

2. Под судами в данной статье понимаются: ВС РФ, областные, краевые и равные им суды, районные суды, военные суды, а также мировые судьи. Действуя в пределах своих полномочий, они рассматривают дела в первой, второй и надзорной инстанциях.

3. Из принципа осуществления правосудия только судом, как отмечалось в Постановлении КС РФ от 28.11.1996 N 19-П по делу о проверке конституционности ст. 418 УПК РСФСР , следует, с одной стороны, что никакой иной орган не может принимать на себя функцию отправления правосудия, а с другой - что на суд не может быть возложено выполнение процессуальных функций, не согласующихся с его положением органа правосудия (ВКС РФ. 1996. N 5).

4. Несмотря на то, что в комментируемой статье говорится о недопущении лишения права на рассмотрение уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено УПК, лишь подсудимого, в силу ч. 1 ст. 47 Конституции такого права не может быть лишено любое лицо, в том числе обвиняемый и потерпевший, обжалующие в суд действия и решения органов предварительного расследования. Подсудность уголовных дел суду определяется исходя из территориального, предметного (родового), персонального признаков, а также в зависимости от полномочий различных составов судов (см. ст. 61 - 63). При решении вопроса о праве конкретного судьи на рассмотрение того или иного уголовного дела должно учитываться не только наличие у него судейского статуса, но и уровень и местонахождение суда, в котором он работает, а также отсутствие предусмотренных УПК обстоятельств, исключающих участие данного судьи в деле.

5. Изменение государственным обвинителем в ходе судебного разбирательства квалификации действий подсудимого на статью, предусматривающую ответственность за преступление, дело о котором относится к подсудности суда более низкого уровня, не предполагает необходимости передачи дела в этот суд. Подобного рода решение могло бы привести к ограничению полномочий суда по осуществлению правосудия и к нарушению прав участников процесса на судебное разбирательство в разумный срок (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека 1950 г.).

6. Касаясь вопроса о праве каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, КС РФ в Постановлении от 16.03.1998 N 9-П по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР, ст. 123 ГПК РСФСР (ВКС РФ. 1998. N 3) признал не соответствующим Конституции произвольное изменение подсудности уголовных дел во внепроцессуальной форме и в отсутствие прямо указанных в законе оснований и условий для этого (см. ст. 31 - 36).

Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии независимости судей

Обратите внимание, что 02.07.2013 в УПК РФ появилась новая статья 8.1, которая так и называется "Независимость судей". В статье указано:

1. При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

3. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.

Если быть честным, то судьям посвящен целый Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" . В нем, в частности, есть статья 9, которая так и называется "гарантии независимости судьи". А в ней указано:

1. Независимость судьи обеспечивается:

  • предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • правом судьи на отставку;
  • неприкосновенностью судьи;
  • системой органов судейского сообщества;
  • предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии".

3. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов.

4. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ . Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия.

Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов – окружными и судами субъектов рФ. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Упомянутый федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т. е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена.

Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указанные акты.

Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами.

Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело. Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело.

Законодательством установлено положение, в соответствии с которым каждое дело должно быть рассмотрено одним и тем же составом суда.

Функционирование системы судебного контроля – важная составляющая обеспечения правосудия строго в рамках закона. Особая роль принадлежит Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду рФ, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Арбитражного Суда РФ.

Некоторые совместные документы двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел так, чтобы во всех случаях правосудие осуществлялось только судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ право­судие в Российской Федерации осуществляется только судом, уполномоченным реализовывать судебную власть посредством отправления правосудия. Конкретизируется это конституционное положение в ч. 1 ст. 4 Закона о судеб­ной системе, в которой сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотрен­ных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Поскольку создание чрезвычайных судов запрещено, то в случае введения чрезвычайного положения на соот­ветствующих территориях должны действовать суды, соз­данные согласно гл. 7 Конституции РФ и указанному За­кону. Если же в силу введения чрезвычайного положения на определенных территориях осуществление правосудия соответствующими судами не представляется возможным, то Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе изменить подсудность дел на этих территориях.

Чрезвычайные суды нельзя смешивать со специализи­рованными судами, возможность создания которых преду­смотрена ст. 4 и 26 Закона о судебной системе, но не ре­ализована. Во-первых, специализированные суды - это федеральные суды общей юрисдикции, к полномочиям ко­торых относится рассмотрение некоторых категорий граж­данских и административных дел (но не уголовных). Во- вторых, полномочия, порядок образования и деятельность специализированных федеральных судов должны быть установлены федеральным конституционным законом, ко­торый еще надлежит принять.

Осуществление правосудия в Российской Федерации только судом - принцип не декларативного характера. Его нормативное закрепление на конституционном уровне имеет не только правовое, но и существенное социальное значение, поскольку является одной из конституционных гарантий, исключающих внесудебные расправы, подобные тем, которые осуществлялись так называемыми «особыми совещаниями», «двойками» и «тройками» в годы репрес­сий. В ст. 49 Конституции РФ и ст. 8 УПК РФ установ­лено, что никто не может быть признан виновным в совер­шении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом. Этот принцип предполагает также право подсу­димого на рассмотрение уголовного дела по его обвинению в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отне­сено (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). В соответствии со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических пра­вах от 19 декабря 1966 г. каждый имеет право при рассмо­трении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное раз­бирательство дела компетентным, независимым и беспри­страстным судом. Проще говоря, только суд, действующий на основании закона, может признать человека виновным и назначить ему наказание. Что же касается правосудия в целом, то согласно ст. 4 Закона о судебной системе пре­рогатива его отправления в Российской Федерации при­надлежит Конституционному Суду РФ, судам общей юрис­дикции и арбитражным судам, а также конституционным (уставным) судам и мировым судьям субъектов РФ. Толь­ко перечисленные в Законе о судебной системе суды вправе осуществлять правосудие как единственную функцию судебной власти. Ни один государственный орган, кроме су­да, не наделен властными полномочиями по отправлению правосудия.