Почему русские покидают казахстан. Казахи выбирают россию, а русские стремительно покидают казахстан Бесспорное право на родину

Казахстан скоро может стать моноэтническим государством — здесь увеличился отток русскоязычного населения вообще, а этнических русских — в частности. Нет, их никто никуда насильственно не гонит, но в республике снова формируется такая среда, при которой уезжать вообще-то не хотелось бы — ведь многие здесь родились, создали смешанные семьи, переняли быт и традиции казахов, но — надо.

FERGANANEWS.COM: «Город на воображаемой карте. С чего начинается родина для казахов Монголии» - Мигранты и диаспоры - одни из главных героев современной науки (а также журналистики, экономики и даже спорта). Всем интересно, как живут, работают, страдают и приспосабливаются к новой среде мигранты в больших и малых городах глобального севера. Но есть и те, кто остался позади - в деревнях глобального юга. (Геополитическое разделение на глобальный север и глобальный юг подразумевает условное деление мира на «богатые северные» и «бедные южные» страны, развитые и развивающиеся. - Прим. «Ферганы».)

RITMEURASIA.ORG: «Осень в Казахстане началась с кадровых перестановок» - Очередной политический сезон в Казахстане начался с кадровых перестановок на позициях, считающихся довольно «весовыми». Собственно, сам факт аппаратных пертурбаций никого не удивил. Они были ожидаемы по следующим причинам. Первая - традиционная перетряска персонала, которая сопровождает каждый политический сезон. Парламентарии возвращаются с каникул, президент ставит перед ними новые задачи и производит рокировки в исполнительной власти. Вторая - необходимость «сакральной жертвы», обусловленная кризисными явлениями в социально-экономической сфере.

STANRADAR.COM: «Экспорт ЕАЭС растет быстрее импорта» - Итоги внешней и взаимной торговли стран ЕАЭС за январь-июль этого года, опубликованные на днях ЕЭК, показывают позитивную в целом картину развития объединения. Главную угрозу для союза сегодня представляет неравномерность развития его отдельных участников, не сумевших вовремя адаптироваться к условиям работы в рамках единого экономического пространства.

TREND.AZ: «ТМХ приобрел у Казахстанских железных дорог компанию по выпуску пассажирских вагонов» - АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) покупает у Казахстанских железных дорог (КТЖ) почти 100% компании "Тулпар-Тальго", специализирующейся на производстве пассажирских вагонов. Соответствующее соглашение главы компаний подписали в рамках выставки InnoTrans.

PHARMVESTNIK.RU: «Эксперты рынка БАД России и Казахстана договорились совместно заняться вопросами интернет-торговли БАД в странах ЕАЭС» - CРО «Союз производителей БАД» и Ассоциация учёных, производителей, поставщиков БАД и специализированных продуктов питания (Казахстан) подписали соглашение о сотрудничестве.

RG.RU: «Между РФ и Казахстаном запустили авто с навигационными пломбами» - До 1 ноября Федеральная таможенная служба и оператор системы "Платон" будут проводить эксперимент по мониторингу транзитных перевозок между Россией и Казахстаном с использованием навигационных пломб. Он стартовал сегодня, как и анонсировалось в рамках Восточного экономического форума.

TUT.BY: «Как хакеры выстраивают систему кибербезопасности Казахстана» - Насколько Казахстан далёк от Беларуси территориально, настолько же близок нам в специфике взаимодействия между государством, бизнесом, НПО и обществом. За два года эта страна сделала большой рывок, поднявшись в Глобальном индексе киберготовности на 26 строчек (со 109 места на 83), идёт строительство национального «Киберщита». Но интересный факт в другом.

NG.RU: «Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова» - Известному в Казахстане и за его пределами фестивалю «Евразия», перебравшемуся несколько лет назад в Астану, сильную конкуренцию может составить новый Almaty Film Festival, который только что завершился в Алма-Ате. Впрочем, о соперничестве можно и не беспокоиться: у каждого из этих киносмотров определённо есть собственное будущее, свои привлекательные особенности, вызывающие интерес зрителей и профессионалов.

Последние данные социологических исследований показывают, что в миграционных процессах между Казахстаном и Россией наблюдается любопытная тенденция – казахи, работающие в России, все реже связывают свою жизнь с исторической Родиной, а русские продолжают активно покидать Казахстан.

На этой неделе министерство внутренних дел России сообщило о том, что граждан РК, работающих в России уже больше 71 тыс. человек, конечно, это не такие масштабы как в соседних республиках Центральной Азии, где миллионы граждан работают в России, поддерживая национальную экономику. Но даже 71 тыс. человек говорит о том, что и для Казахстана характерно появление так называемых гастарбайтеров.

Легальные трудовые мигранты из Казахстана зарабатывают в России в среднем 31,6 тыс. рублей, а нелегальные 27,3 тысяч рублей в месяц. Получается, что в среднем казахстанцы в России могут заработать до 173 тысячи тенге, в то время как официальная средняя зарплата в Казахстане составляет 140 тыс. тенге. При этом опросы, проведенные среди казахстанских мигрантов, показывают, что 65% из них не планируют возвращаться на Родину и связывают свою жизнь с Россией.

При этом, исследования, проведенные уже в Казахстане, показывают, что в этом году темпы отъезда русских из страны самые высокие начиная с 2012 года. В целом, больше всего в этом году из Казахстана уезжали русские, немцы и украинцы. Темпы эмиграции населения из Казахстана растут, а скорость прибытия новых граждан замедляется.

Всего за 6 месяцев 2017 года из Казахстана по тем или иным причинам уехало 15 100 человек, а приехало почти вдвое меньше - 8700 человек. Отрицательное сальдо внешней миграции углубляется – за январь-июнь текущего года из РК выбыло на 6400 человек больше, чем прибыло. За январь-июнь 2017 выбыло из страны 10 800 русских, а прибыло всего 1700 человек.

Раньше скорость иммиграции русских в Казахстан была на обычном среднестатистическом уровне, а темпы выбытия в этом году самые высокие за последние пять лет. Предыдущий антирекорд был зафиксирован в январе-июне 2012 года, когда выехало 9 100 человек.

Сглаживание уровня отрицательного сальдо внешней миграции происходит традиционно за счет прибытия казахов. В этом году вернулись на историческую Родину 5200 казахов, при этом покинуло страну 613 казахов.

В этом году в сальдо миграции казахов также фиксируются изменения – в течение последних 5 лет практически весь поток иммигрантов (80-87%) формировался из стран СНГ. Однако в этом году численность прибывших в РК казахов из СНГ составила всего 2900 человек или 56% всего потока. Остальные 2300 человек приехали в Казахстан из других стран.

Самые заметные эмигрантские настроения в северных и приграничных областях. Самый существенный уровень отрицательного сальдо миграции – в Карагандинской области

Если сравнивать с потоком казахов, прибывших за аналогичный период в 2011-2012 годах, то темпы иммиграции титульной нации упали вдвое. На втором месте самых активных иммигрантов в РК – каракалпаки, их в этом году приехало 152 человека, а выбыло всего 7. На третьем месте узбеки – за 6 месяцев этого года в РК прибыло 182 человека, а покинуло 62. Лишь в четырех регионах Казахстана из 16 сложилось положительное сальдо внешней миграции населения. Самые заметные эмигрантские настроения в северных и приграничных областях. Самый существенный уровень отрицательного сальдо миграции – в Карагандинской области. В этом году из РК выехало 2400 карагандинцев, а прибыло всего 330 человек. Наиболее активно привлекает внешних мигрантов Алматинская область – за 6 месяцев в этом году из Казахстана уехало 374 жителя области, а приехало извне 3300 человек.

Высшая школа экономики представила исследование о ситуации с миграцией в России, в котором отмечается, что мигранты в России стали существенно реже сталкиваться с негативным к себе отношением

Тем временем, Высшая школа экономики представила исследование о ситуации с миграцией в России, в котором отмечается, что мигранты в России стали существенно реже сталкиваться с негативным к себе отношением.

Больше половины из них (54% в 2017 году, 53,4% в 2011-м) уверены, что «местные жители никогда не будут считать приезжих своими», однако мигранты стали чаще характеризовать отношения с местными как «хорошие» (81,8% в 2017 году против 72,1% в 2001-м) и существенно реже жаловаться на неприязненное отношение при трудоустройстве (8,9% против 23,5%) или в повседневном общении (5,9% против 15,3%).

Примечательно, что даже среди мигрантов, желающих стать гражданами РФ, примерно треть среди опрошенных или больше 20% хотели бы жить с российским гражданством не в России, а у себя на родине. Причиной получения гражданства РФ казахстанцы называют то, что «российская пенсия, пособие по рождению ребенка, материнский капитал - все эти бонусы, которые в России выше».

Вместе с тем, эксперты отмечают, что для мигрантов из республик Центральной Азии проблемой в России все чаще становится незнание русского языка, который вымывается в республиках ЦА. Его изучение в местных школах с каждым годом становится все более второстепенным.

Снижение роли русского языка отчасти объясняется структурными изменениями в миграции из стран Центральной Азии, считает директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев.

«В последние 10–15 лет городская миграция сменяется на сельскую, где в принципе население менее образованное и хуже знает какой-то язык, кроме родного. Пройдет время, картинка будет еще ярче, если мы не будем ничего предпринимать - у нас же нет специальных программ по обучению русскому языку, продвижению русского языка. Русский язык уходит из республик. Но снижение роли русского языка - это «лакмусовая бумажка» других происходящих процессов - формирования «параллельных сообществ». Это двусторонний процесс. С одной стороны, общество мигрантов не очень принимает, и мы возводим стену, потому что они какие-то не такие», - заключил он.

Особую тревогу властей вызывает проблема оттока молодежи из граничащих с РФ северных и северо-восточных регионов.

В июле прошлого года управление внутренней политики Восточно-Казахстанской области (ВКО) сообщило, что только за полгода в Россию уехало 669 юношей и девушек в возрасте от 14 до 29 лет.

«В настоящее время в высших учебных заведениях Томска, Новосибирска и Барнаула около 2 тысяч студентов – выходцев из ВКО обучаются следующим специальностям: нанотехнологии, ядерная физика, геология, металлургия, горное дело, инженерия и медицина. По итогам анкетирования, проведённого управлением, 35% данных студентов намерены вернуться в регион, но только при условии трудоустройства. Для сокращения оттока молодежи проводится комплексная работа по профориентационной работе абитуриентов школ области, информирование молодежи о 74 среднеспециальных и 8 высших учебных заведениях области»,

– сообщил руководитель управления внутренней политики Ержан Сембинов.

Но эффективность этих мер пока невелика.

Уезжает не только молодежь, но и уже состоявшиеся квалифицированные специалисты. В январе этого года казахстанский интернет-ресурс Ratel.kz сообщил, что в Павлодаре из-за миграционного оттока населения стремительно дешевеет жилье.

«Жители Павлодарской области семьями переезжают в Россию по программе переселения соотечественников. В консульства РФ стоят очереди, чтобы сдать заявление на участие в программе нужно записываться за пару месяцев до приема»,

– отмечает издание.

Среди основных субъектов РФ, куда хотят переселиться павлодарцы – не только соседние сибирские регионы, но и города европейской части России и Урала, Краснодар, Белгород, Калининград, Екатеринбург . В общей сложности за пять лет Павлодарскую область покинуло свыше 20 тысяч человек, что сопоставимо с населением целого района. Удешевление жилья привело к тому, что трехкомнатную квартиру в Павлодаре можно купить по цене однокомнатной, а сам город вместе с Таразом и Актобе вошел в тройку самых доступных по ценам на недвижимость.

Причины усиления миграционного оттока населения казахские эксперты видят в области экономики и социальной политики . Так, политолог Мухит Асанбаев считает, что растущая эмиграция вызвана такими обстоятельствами, как девальвация тенге и последующее обнищание населения, снижение возможностей для роста, отсутствие социальных лифтов, чувство неопределенности, ухудшение медицинского обслуживания и падение общего уровня образования.

Россия в глазах эмигрантов привлекательна в связи с более ранним выходом на пенсию и более значительным ее размером, лучшим состоянием системы образования и здравоохранения, а также наличием материнского капитала , аналог которого в Казахстане отсутствует. Играет роль и более значительный объем российского рынка труда. По данным российского посольства в Казахстане, в вузах РФ сегодня получают образование около 70 тысяч граждан республики, многие из которых после окончания обучения остаются в России, где условия для работы более привлекательны.

Вместе с тем в последнее время казахские эксперты начали обращать все большее внимание и на «внеэкономические» факторы, подталкивающие людей к эмиграции, в том числе – ухудшение положения с русским языком и опасения в связи с возможным приходом к власти политика националистической ориентации после предстоящего в обозримом будущем ухода Н.А. Назарбаева .

«Русский язык сдает свои позиции. Когда мы говорим о выталкивающих факторах, то вспомним, что со стороны казахоязычных СМИ постоянно идут вбросы в СМИ например, о том, что через 10–20 лет Казахстан станет казахоязычным государством со всеми вытекающими последствиями. Может, станет таким, может трехъязычным, но я абсолютно уверен, что Казахстан будет мультиэтническим государством и никаких спекуляций на этот счет быть не должно»,

– заметил Болат Султанов.

Примером такой спекуляции является публикация известного казахстанского демографа Азимбая Гали.

«… Доля русских граждан в Казахстане упала до 20%, а казахи уже составляют 67% населения. Изменение демографического баланса требует и изменения приоритетов в национальной и языковой политике . Как русский язык может выполнять свою «официальную» роль, если русские у нас составляют всего 20% населения? Зачем в Казахстане давать особый приоритет языку, по сути, национального меньшинства? Пришло время определять нашу политику!»,

– написал он в августе прошлого года на своей странице в Facebook.

Поскольку русский язык по Конституции и Закону о языках является в Казахстане официальным и может наравне с государственным – казахским – использоваться во всех сферах общественной жизни, отмена этого статуса приведет к значительным внутриполитическим переменам. И оптимизма русскому и другому русскоязычному населению они не внушают.

Не вселяет уверенности в завтрашнем дне и последняя инициатива Н.А. Назарбаева о переводе казахского алфавита к 2025 г. на латинскую графику. По общему мнению экспертов, напрямую на положение русских и русского языка в Казахстане языковая реформа не повлияет. Но в целом латинизация казахского алфавита приведет к культурно-цивилизационному, а затем – и ментальному разрыву с русской культурой и русскоязычным медиа-пространством, что станет еще одним фактором эмиграции русских.

«Неизбежным последствием перехода на латиницу станет усиление чемоданных настроений русскоязычного населения и рост эмиграции из страны уже в текущем году. Не следует ожидать от русскоязычного населения какого-то активного сопротивления поистине глобальной языковой реформе. Им проще уехать, что они и сделают. А остальные останутся со старыми проблемами и новой латиницей»,

– заявил агенству Sputnik политолог Султанбек Султангалиев.

Идея латинизации казахского алфавита, которая витала в воздухе уже давно, но окончательные очертания приобрела только после апрельского выступления Н.А. Назарбаева, разделила казахстанское общество на сторонников и противником реформы, чаще всего занимающих полярные позиции.

«….Всего-то 100 лет как русские казахов грамоте обучили, дали свой алфавит, создали грамматику казахского языка, по дурости большевиков , выдернули казахов из юрт, приобщили к цивилизации, научили уму-разуму, на свои же средства все создали и построили в голой степи, на свою голову. А вот англосаксы, чтобы не морочить себе голову и не тратиться, просто перебили индейцев, и все. Понятно, хорошее вы не помните, только плохое ковыряете и из пальца высасываете. Верно говорят «не делай добра, о котором не просят, не будет тебе зла», очень надеюсь, что Россия больше не будет делать такое «добро» чужакам, вспомните вы, спохватитесь, да уже поздно будет, поезд уйдет или уже ушел навсегда!»,

– утверждает на форуме один из противников перехода на латиницу.

Позиция сторонников реформы заключается в том, что выбор графической основы для алфавита – внутреннее дело Казахстана, которое не касается не только России, но и проживающих в республике русских.

«И нравится это кому-то из наших друзей или нет, но всё это, повторимся, исключительно казахская повестка, чисто казахская тема. Как «русский мир», так и русский язык, и российская сфера политического влияния – всё это имеет к данной теме примерно такое же отношение, как оглобля к Ту-154 . Ни запрячь, ни взлететь, ни объяснить внятно, нафиг самолёту оглобля, у вас не получится – ибо нет между ними абсолютно ничего общего…»,

– заявляет на форуме сторонник латинизации.

«Не понимаю, о чём этот сыр-бор. Это ведь казахи переводят свою письменность на латиницу. Русскоязычные газеты Казахстана по-прежнему будут выходить на кириллице, русские, живущие в Казахстане, будут по-прежнему писать на кириллице. А казахи вольны переходить на любую письменность, т.к. Казахстан независимое государство. Узбекистан уже перешёл на латиницу»,

– продолжает его мысль другой сторонник реформы.

Примечательно, что сторонники латинизации казахского алфавита пишут на форумах под русскими именами («Александр, «Олег», «Мефодий » и т.п.), стремясь доказать, что за реформу выступает или же, по крайней мере, относится к ней индифферентно не только казахское, но и русское население. Для участников форума такая подмена быстро становится очевидной. Но сам по себе этот факт говорит об озабоченности казахских властей состоянием общественного мнения, которое отнюдь не всегда складывается в их пользу, и активных попытках влиять на настроения русского и русскоязычного населения страны с помощью форумов и соцсетей.

Впрочем, эмиграция русских имеет для Казахстана и другой аспект. После присоединения Крыма к России казахские власти очень опасаются повторения этого сценария в северных регионах, где все еще преобладают славяне, и постепенная смена этнического состава их населения в пользу казахов вполне соответствует их интересам. С этой же целью власти стимулируют переселение на север этнических казахов с территории южных областей. 18 февраля 2016 года правительство Казахстана приняло постановление №83 от «Об определении регионов для расселения оралманов и переселенцев», согласно которому к ним относятся Восточно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области. Участники программы могут рассчитывать на предоставление субсидий, связанных с переездом, обеспечение жильем и оплату коммунальных услуг. Кроме того, семьи переселенцев обеспечиваются местами в детсадах и школах. 25 мая, например, казахстанские СМИ сообщили, что 20 семей общей численностью 82 человека из Кордайского района Жамбылской области согласились переехать в село Ленино Мамлютского района Северо-Казахстанской области, и еще шесть семей планируют переселиться на север в летние каникулы.

Тем не менее объемы эмиграции из Казахстана пока не идут ни в какое сравнение с ситуацией 1990-х гг., когда она измерялась сотнями тысяч, а численность славян в стране все еще достаточно велика.

На начало 2016 г. в Казахстане проживало 3 млн 644,5 тыс. русских (20,6% населения), что сопоставимо с количеством жителей Грузии (3,7 млн), Молдавии (3,6 млн), и значительно больше населения Монголии (3,1 млн), Армении (3 млн) и Литвы (2,9 млн).

Более того, русские Казахстана заметно превосходят по численности население Латвии и Эстонии вместе взятых (3,3 млн). Отток 23 тыс. человек за прошлый год на этом фоне пока не выглядит слишком большим показателем. Резкое сокращение численности восточнославянского населения республики возможно лишь в случае увеличения эмиграции до масштабов первых постсоветских лет, кажущееся пока не слишком вероятным. Что, впрочем, не исключает возможности кратного возрастания миграционного оттока при неблагоприятных для русских внутриполитических, языковых и этнокультурных переменах.

В Казахстане сложился новый этнос — казахский русский. И это уже бесспорное мнение, которое подтверждают эксперты. Русские казахстанцы отличаются ментальностью, в России их называют казахами.

Ни для кого не секрет, что казахские русские довольно сложно проходят этапы социализации в России. Таких историй достаточно, утверждает Саясат . Немало примеров, когда казахские русские возвращаются в Казахстан, не сумев адаптироваться к действительности российского общества.

Так кто он — казахский русский? Чем отличается от российского русского? Можно ли говорить, что это разность основывается на культурных и мировоззренческих особенностях? Эти вопросы адресованы общественно-политическим деятелям.

Дружелюбные

По мнению Андрея Чеботарева , директора Центра актуальных исследований «Альтернатива», отличий казахского русского от российского много. Это является закономерным следствием продолжительного проживания в условиях Казахстана.

— Нас, на мой взгляд, особенно характеризуют открытость, позитивное отношение к казахам и другим этносам, принятие ряда их материальных и духовных ценностей. Так, в детстве слушаем и читаем казахские сказки. С интересом смотрим многие казахские фильмы. С удовольствием едим баурсаки, бешбармак, казы и т. д. Имеем широкий интернациональный круг общения.

В то же время в своем большинстве здешние русские не владеют казахским языком. У каждого, конечно, на это есть свои причины. Но в целом здесь сказывается фактор русскоязычной среды, которая стала естественной и привычной для многих казахстанцев.

Другой чувствительной для русских граждан темой является эмиграция, преимущественно в Россию. Думаю, что первую волну этого процесса в 1990-х годах составили главным образом люди, приехавшие в разное время в Казахстан из России и других республик бывшего СССР по трудовой разнарядке или иным обстоятельствам, и члены их семей.

А вот в течение последних 2-3 лет, похоже, активно уезжают уже коренные казахстанцы

Среди причин их эмиграции преобладают социально-экономические (отсутствие постоянной и хорошо оплачиваемой работы, перспектив для детей и т. п.). Но многие из этих людей

уезжают с долей сожаления и большой теплотой к Казахстану, который был и остается в душе их родиной

Сплоченные

И жизненный опыт, и всевозможные научные исследования показывают, что русские, живущие долгое время в Казахстане и других странах, то есть вне исторической родины, осознанно или неосознанно преуспевают в сохранении и развитии родного языка и культуры.

Именно это, по моему мнению, наиболее всего выделяет нас в России, особенно в ее глубинке.

Казахские русские также более склонны к созданию семейных союзов на интернациональной, смешанной основе,

чем российские. Есть явные различия между ними и в разных социально-бытовых вопросах, включая общение, гостеприимство, отношение к людям других национальностей и т. д.

Хотя Россия является большой страной, и русские из центральных регионов имеют определенные ментальные, культурные и даже языковые отличия от своих сограждан из Сибири, Поволжья, Калининграда, Архангельска и т. д.

Кстати, регионализм является серьезным фактором, который проводит некоторые грани между русскими из РФ

У русских Казахстана же в силу объективных факторов такого нет, что делает нашу этническую общность относительно сплоченной.

Лояльные

Кроме того, в политическом отношении лояльность большой части россиян к своей центральной власти обусловлена преимущественно внешними факторами. Там наблюдается консолидация вокруг властей под воздействием экономических санкций, всевозможных политических и военных демаршей со стороны Запада.

В Казахстане же русские в большинстве лояльны к руководству страны вследствие проводимой им политики поддержания межэтнического и межконфессионального согласия.

Конечно, все эти моменты проявляются у русских Казахстана и России не стопроцентно. Но когда наших бывших сограждан, эмигрировавших в РФ, местные жители зачастую называют казахами, это во многом объясняется именно отмеченными выше особенностями сознания и поведения казахских русских.

От среды продолжительного проживания никуда не уйдешь. Особенно казахстанцам в 3, 4 и более старшем поколениях

Наполовину казахи

По мнению Петра Своика , главное, что русских, вне зависимости от среды и региона проживания, объединяет единая культурная основа, которая нивелирует ментальные различия.

— С одной стороны, можно согласиться и подтвердить, что казахстанские русские имеют несколько иной менталитет, чем российские русские. Но я бы это назвал вторичным признаком.

А первичным то, что казахстанских русских, русских-русских и казахстанских казахов — это большая часть городских, со всеми остальными обитателями России, объединяет общая культура, общий язык, общее информационное пространство.

И в этом смысле

некая особенность казахстанских русских почти такая же, как особость дальневосточных русских или кавказских русских

и дальневосточно-украинских русских. Понятно, что перемешаны этносы, сильно перемешаны крови, очень много интернациональных браков. Соответственно русские, распределенные по этому пространству, например на Кавказе, тесно переплетены с кавказцами, а

в Казахстане русские и казахи — это один почти народ. Во всяком случаи те, для кого родной русский

Очень важно, что воспитание и восприятие жизни происходит на одном и том же языке. И это казахстанских русских касается. Практически в той же степени, что и большинство казахов.

Симбиоз с опаской

Поскольку в Казахстане государственность во многом по факту выстроена на этническом принципе, есть иной взгляд на некое раздвоенное принятие у русских Казахстана как страны проживания, своей родины и как государства.

Если ты здесь родился, то это действительно твоя страна, тебе здесь комфортно жить в сообществе с казахами. А вот на счет государственности есть нюансы. Это скорей все-таки казахская государственность. Тут есть некое различие.

Безусловно, те, кто уезжает из Казахстана и оседают в какой-нибудь Тамбовской или Орловской губерниях, испытывают некое отчуждение по отношению к себе.

Но люди ведь уезжают, потому что есть некая опаска усиления национализма у казахов

Напрямую это не демонстрируется, но есть опасение, что после транзита власти националистическая тенденция усилится, тем более, что сейчас есть некие посылы на этот счет.

Казахстанские русские – это уже наполовину казахи. Во-первых, многие просто перемешаны с казахами. Во-вторых, в любом случае тот, кто живет в Казахстане постоянно, неплохо знает казахский. Достаточно много казахских традиций перенимаются и входят в быт неосознанно, это факт. Как и казахи во многом русифицируются по культуре и обрядам. Наблюдается некий симбиоз.

Нужно пользоваться моментом, фиксировать и выезжать

Казахстан строит национальное государство, и никак не будет по-другому. Не стоит надеяться, нужно собирать волю в кулак и выезжать либо растворяться в иной идентичности.

Казахских русских все-таки нет

Как считает руководитель республиканского славянского движения «Лад» Максим Крамаренко, между русскими Казахстана и России нет мировоззренческих различий, но ментально они отличаются. Исходя из своих наблюдений, он условно делит русских Казахстана на три группы.

Во-первых, это условные отличия. У русских, проживающих в СНГ, язык один, культура одна, этнические ценности одинаковые: быть сильным и независимым народом, которому характерно чадолюбие и христианская вера, стремление растить детей в уважении к истории и великой русской культуре, вобравшей в себя многое из культур соседствующих народов.

Но, во-вторых, ментальные отличия все же имеются. Они, с одной стороны,

проявляются в более толерантном отношении к иной культуре и прежде всего к культуре тех, кто проживает рядом

А с другой стороны, присуще чувство раздвоенности: малая родина здесь, а историческая родина хоть и близко, но за границей.

Мировоззренческих различий между русскими России и Казахстана нет

И те, и другие пытаются вписаться в новые социальные (рыночные) отношения, основанные на более демократичном и либеральном подходе к человеку. Это связано с тем, что и у тех, и у других примерно одинаковые проблемы и способы их решения, одинаковые СМИ, особенно электронные.

Четвертого жуза не случилось

Если подразумевать под мировоззрением политическую активность, то

для русских Казахстана характерна большая, чем в России, аполитичность

Можно сказать, что

попытка сформировать четвертый жуз из числа русских или «слепить» русского казаха так и осталась журналистской затеей

Новые русские казахи

Современные русские Казахстана условно делятся на три группы. К первой группе можно отнести тех, кто родился в СССР, которые с ностальгией вспоминают времена, когда русские были старшим братом.

Не потому, что жилось лучше, а потому что ощущали себя более востребованными в социальной жизни,

более ответственными за все, что происходит вокруг. Казахстан не зря называли лабораторией интернационализма. Коллективы, целые города были разноязычные. И это формировалось веками, сюда и сбегали от барщины, и ссылали, и отправляли по комсомольским путевкам, взять хотя бы целинную эпопею.

Эта группа болезненно воспринимает тенденции этнократизма в развитии Казахстана

Многие из них уже уехали, остались те, кому ехать некуда – это те, кто здесь родился и вырос. А также, кто привык к климату, природе.

Вторая группа — это те, кто родился в суверенном Казахстане, а точнее в конце ХХ века и до настоящего времени.

Они воспринимают все происходящее как данность, лишены синдрома «старшего брата»,

но слишком медленно воспринимают позицию представителя национального меньшинства. Политически менее активны, чем их родители, предпочитают заниматься бизнесом.

И третья группа. В силу отъезда русских за все эти годы в Казахстане формируется более гомогенная этносреда.

Появились те, кто пытается в нее интегрироваться.

Это молодые русские, близкие к элите районного и городского масштаба, имеющие родственные связи в казахской среде

», в котором журналист поднял вопрос отличия казахстанских русских от российских русских.

Автор, Асель ИХСАНОВА, начинает свой материал с утверждения о том, что ментальность казахстанских русских отличается от российских. В подтверждение приводится пример сложной социализации казахских русских в России. Ведь неоднократно происходит так, что казахстанские русские возвращаются в РК, не сумев адаптироваться к реалиям российского общества . Вторым же примером автор приводит то, что эмигрировавших из Казахстана в Россию называют казахами.

Дабы разобраться в проблеме и отличиях, Асель ИХСАНОВА обратилась к директору центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрею ЧЕБОТАРЁВУ , политологу Петру СВОИКУ , блогеру Денису КРИВОШЕЕВУ и руководителю республиканского славянского движения «Лад» Максиму КРАМАРЕНКО.

Ниже медиа-портал приводит выдержки из мнений экспертов.

Как считает Андрей ЧЕБОТАРЁВ, казахстанских русских характеризует открытость, позитивное отношение к другим этносам, принятие их материальных и духовных ценностей . Связано это с тем, что представители русской диаспоры с ранних лет слушают и читают казахские сказки, сморят казахстанские фильмы, а также едят баурсаки, бешбармак и прочие вкусности.

«Казахские русские также более склонны к созданию семейных союзов на интернациональной, смешанной основе, чем российские. Есть явные различия между ними и в разных социально-бытовых вопросах, включая общение, гостеприимство, отношение к людям других национальностей и т.д. », - считает политолог.

Также, по мнению Чеботарёва, русская общность в Казахстане является более сплоченной, нежели в самой России, и объясняет это тем, что различные регионы РФ отличаются друг от друга ментальными, языковыми и даже культурными составляющими, в то время как в Казахстане такого нет.

Подводя итог, эксперт называет причину того, почему русских эмигрантов из Казахстана частенько называют казахами.

«От среды продолжительного проживания никуда не уйдешь . Особенно казахстанцам в третьем, четвертом и более старшем поколениях , - заключает Андрей ЧЕБОТАРЁВ.

Далее приводится мнение Петра СВОИКА, который считает, что русских вне зависимости от среды и региона проживания объединяет единая культурная основа, которая нивелирует любые ментальные отличия. Но и различий он все же не отрицает.

«Понятно, что этносы перемешаны, крови сильно перемешаны, так как перемешанных браков очень много. Соответственно русские, распределенные по этому пространству, например, на Кавказе тесно переплетены с кавказцами, а здесь у нас в Казахстане русские и казахи - это один почти народ . Во всяком случае, те, для кого родной - русский. Очень важно, что воспитание и восприятие жизни происходит на одном и том же языке. И это казахстанских русских касается. Практически в той же степени, что и большинство казахов», - объясняет Своик.

По мнению политолога, именно это и обусловливает столь комфортное совместное проживание двух национальностей.

«Казахстанские русские - это уже наполовину казахи . Во-первых, многие просто перемешаны с казахами. Во-вторых, в любом случае, тот, кто живет в Казахстане постоянно, хорошо знает казахский, и достаточно много казахских традиций перенимаются и входят в быт как бы неосознанно, это факт, как и казахи во многом русифицируются по культуре, по обрядам. Тут есть некий симбиоз», - заключает эксперт.

По мнению блогера Дениса КРИВОШЕЕВА, ментальные отличия есть даже среди русских в России, в зависимости от региона. При этом он не видит ничего плохого в том, что русские Казахстана готовы расти в казахском культурном коде .

Он не отрицает, что «есть и те, кто связывают свою жизнь и будущее своих детей с Казахстаном, и они выстраивают соответствующие стратегии, для того чтобы максимально эффективно срастись со страной» . Однако, рассуждая о дальнейшей судьбе русских в Казахстане, он категорично ставит вопрос ребром - либо уезжать, либо растворяться .

Максим КРАМАРЕНКО также считает, что между русскими Казахстана и России существуют ментальные различия.

«С одной стороны, и прежде всего к культуре тех, кто проживает рядом. А с другой стороны, присуще чувство раздвоенности: малая родина здесь, а историческая родина хоть и близко, но за границей», - объясняет Крамаренко.

При этом, как считает эксперт, нельзя говорить о становлении «русских казахов».

«Можно сказать, что попытка сформировать четвертый жуз из числа русских, или «слепить» русского казаха, так и осталась журналистской затеей . Так что казахского русского пока нет и, скорее всего, не будет», - заявил Крамаренко.