Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Все профессии нужны. План-конспект

Цели:

Образовательные: расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционные: Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Развивать фонематический слух, дифференциацию звуков Ш – Ж. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Предметные картинки (артист, врач, строитель, спасатель, пожарник, учитель, парикмахер, портной). Предметы (молоток, шприц, мастерок, кисть). Игра «Умный шнурочек». Мяч. Самолеты красный и синий. Предметные картинки со звуками Ш – Ж (кувшин, мешок, матрешка, мишка, картошка, карандаши, жираф, флажок, пружина, мороженое, одежда).

Карандаши, изображение повара для штриховки. Мольберт.

Ход занятия.

1. Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

— Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

— Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.

— Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? /трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые/

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

Руки эти – самые нужные руки на свете.

Самые простые. У кого какие.

Упражнение на координацию речи и движения: «Умелые руки».

— Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много!

Самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».

2. Основная часть

— Сегодня на занятии мы с вами отравимся в путешествие по городу «Профессий», для того чтобы еще больше узнать о профессиях.

— А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Железные избушки прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой, ведет всех за собой. /поезд/.

— Правильно! Мы поедем на поезде.

— Кто управляет поездом? /машинист/

Кто еще работает на поезде? /проводник/

— Какой первый звук в слове машинист, какой последний? Сколько гласных в слове?

— Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!

Развитие дыхания.

— Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда. /произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ/

Развитие мимической мускулатуры.

— А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

Артикуляционная гимнастика «Голубой вагон».

— Ну вот мы и приехали в город «Профессий».

Отгадывание загадок с опорой на картинки.

/Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи/.

— Мы попали на улицу Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

— Посмотрите, а в этом конверте лежит карандаши.

Самомассаж с карандашом «Сапожник».

— О какой профессии эта загадка? (сапожник)

Игра «Кто лишний?».

Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

Определите, кто лишний из названных мною людей, объясните, почему он лишний?

Воспитатель, логопед, летчик, повар.

Продавец, кассир, врач , грузчик.

Шофер, капитан, швея, летчик.

Портной, закройщик, медсестра, швея.

Образец: Лишний врач, потому, что он работает в поликлинике, а продавец, кассир и грузчик в магазине.

Игра «Закончи предложение».

— Как вы думаете, для чего люди работают?

Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее.

Люди работают для того, чтобы… приносит пользу окружающим.

Люди работают для того, чтобы …. зарабатывать деньги.

Люди работают для того, чтобы … потом хорошо отдыхать. И т.д .

— Как одним словом назвать: пила, иголка, кист, молоток? (Инструменты).

Правильно. Мы подходим к улице Инструментов.

Для того, чтобы человек любой профессии работать хорошо, люди придумали и изготовили различные предметы и инструменты.

Игра «Кому что нужно?»

На столе лежат инструменты. Дети определяют кому для работы какой инструмент необходим и для чего.

Логопед раздает каждому карточку «Умный шнурочек» (профессия + инструмент)

Выполнить задание и составить предложения.

— С заданием справились. Молодцы. Человеку, какой профессии нужен самолет?

3. Физкультминутка «Летчик».

Игра «Поймай самолет».

Дифференциация произношения звуков Ш – Ж.

— А теперь вы станете летчиками. Я буду произносить слог и бросать самолет одному из вас. Вы будете заменять в этом слоге звук Ш на звук Ж, и возвращать самолетик мне.

ша – жа шар – жар

шо – жо шаль – жаль

шу – жу шить – жить

ши – ши шитьё – житьё

ше- же уши – ужи

Шарить – жарить

Луша – лужа

Тушить – тужить

Нашивка – наживка

— Великолепно!

Игра «Самолеты».

Логопед предлагает детям сесть на ковер.

— Самолеты собираются в дальнюю дорогу. Поможем погрузить в самолеты груз. В синий самолет погрузим предметы в названии которых есть звук Ш, а в красный — предметы со звуком Ж.

(картошка, карандаши, медвежонок, флажок, пружина и т.д.)

— Молодцы!

Игра «Повар».

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (повар)

— Что делает повар? А где работает повар?

Логопед раздает листы, ставит на стол контейнер с карандашами.

— Выполните штриховку изображения повара так, как показано стрелками.

Дети выполняют задание, логопед оценивает работу.

4. Итог.

— Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.

— Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).

Игра «Что было бы, если бы..»

Что было бы, если бы не было врачей?

Что было бы, если не было учителей?

Что было бы, если бы не было строителей, пожарных, художников, артистов….

Игра «Кем ты будешь?»

— А кем хотите стать вы когда вырастите и почему?

Я буду строителем и буду строит дома.

Я буду поваром и буду готовить вкусные блюда.

Я буду воспитателем и буду воспитывать детей….

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заведем.

Костюм нарядный, выходной

Конспект занятия в старшей группе
«Все профессии важны, все профессии нужны»

1. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.
2.Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
3.Развивать внимание, память, мышление.
4. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
Наглядный материал.
Книга В.В.Маяковского «Кем быть?», карточки с картинками, « волшебный сундучок», одежда для повара, матроса, продавца, милиционера; инструменты для каждой профессии: художнику - кисточку, повару – половник, шоферу – машину, музыканту – скрипку.
Методические приемы.
1. Беседа с детьми.
2. Работа с карточками.
3. Чтение отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?».
4. Сюрпризный момент.
5. Активное действие детей.
6. Использование фланелеграфа.
7. Игры.
8. Использование художественного слова.
9. Наблюдение труда взрослых.

Предварительная работа.
1.Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?».
2. Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей.
3. Физкультминутка.
4. Настольная развивающая игра «Профессии».
Используемая литература.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой 3-е изд. Исп. и доп. М; мозаика- Синтез, 2005. 208 стр.
2.В В. Маяковский « Кем быть?» Москва « Детская литература 1990 г.
3. « Познание предметного мира» Л. К. Санкина. Волгоград. Учитель. 2009 г. 159 стр.
4. Вальчук Е. В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие МОРМ МРИО. Саранск; 2008 76 стр.
5. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет под редакцией А. А. Парамоновой. М; ОЛМА Медиа Групп 2007; 784 стр.

Ход занятия.
(Дети заходят в группу, садятся полукругом)
1. Создание мотивации к занятию. (5 мин)
Воспитатель:
- Дети, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?
- Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?
Дети: взрослые, мамы и папы ходят на работу
- Для чего люди ходят на работу?
Дети: чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать хлеб.
- Кем работают ваши родители? (спросить каждого ребенка)
- Какую пользу они приносят?
Дети: они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы.

Воспитатель:
- Правильно. А теперь послушайте стихотворение В.В. Маяковского « Кем быть?»
У меня растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники,
Столяры и плотники.
Столяру хорошо,
А инженеру лучше...
Инженеру хорошо,
А доктору лучше.
- О чем говорится в стихотворении?
Дети: в стихотворении говорится о профессиях.
Воспитатель:
А что означает слово « профессия»?
Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
На свете есть много профессий. Назовите профессии, которые вы знаете?
Дети: воспитатель, шофер, рабочий, продавец, врач, строитель.

2. Постановка проблемной ситуации. (1мин)
- Ребята, трудно представить, что мы будем делать без врачей, когда заболеем.
- Что бы мы носили, если бы не было портных?!
- Что бы ели, если бы не труд людей, которые выращивают хлеб, овощи, фрукты.
- Какой пустой, неуютной была бы наша комната, если бы не столяры и плотники.

3. Открытие нового.
1. Игра «Что делает?» (1мин)
Цель: Продолжать знакомить детей с действиями людей разных профессий.
Я называю профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии.
Врач – лечит
Учитель – учит
Доктор – лечит
Продавец – продает
Повар – варит
Воспитатель – воспитывает
Шофер – водит машину
Строитель – строит
Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно выполнять хорошо любимую работу.

4. Игра «Кому, что нужно для работы?» (6мин)
Цель: Закрепить представление детей о предметах каждой профессии.
- Люди разных профессий используют разные инструменты для своей работы. У меня есть «чудесный сундучок», в котором лежат много интересных вещей. Чтобы узнать, что там лежит, нужно сказать такие слова « Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок»
Руслан, загляни в сундучок, но сначала скажи волшебные слова.
- Кому нужен этот предмет?
Дети: этот инструмент нужен для художника.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, все предметы и профессии вы назвали правильно

5. Психогимнастическое упражнение. (1мин)
Цель: Учить изображать эмоциональное состояние людей разных профессий, используя выразительные движения и пластику.
- Каждый из вас должен выбрать любую профессию и изобразить ее не только действием, но и мимикой. Как вы покажете шофера, художника, музыканта, парикмахера?

6. Пословицы о труде. (2мин)
- Объясните, как вы понимаете пословицы.
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дети: обязательно нужно потрудиться, чтобы что-то получилось.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
Дети: не будешь работать – станешь плохим человеком, ленивым.
Воспитатель:
Главное в жизни человека- труд.

Физкультминутка. (1мин)

Физминутка «Профессии»
Мы в профессии играли ходьба на месте
В миг мы лётчиками стали! прямые руки в стороны
В самолёте полетали - покружиться вокруг себя
И шофёрами вдруг стали! ходьба на месте
Руль теперь в руках у нас руки перед собой, «держим руль»
Быстро едем, просто класс! бег вокруг себя с рулем
А теперь на стройке мы ходьба на месте
Кладём ровно кирпичи. руки перед собой согнуты в локтях
Раз- кирпич и два, и три – поднимаем руки вверх
Строим дом мы, посмотри! соединить прямые руки над головой
Вот закончена игра,
Нам на стульчики пора.

7.Развивающие игры и задания. (2мин)
Цель: - развивать внимание, память, мышление.
1. Загадки.
Воспитатель:
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные
Пахучие котлеты

Салаты, винегреты
Все завтраки, обеды?
Дети: повар.
Воспитатель:
Мы учим детишек писать и читать
Природу любить
Стариков уважать.
Дети: учитель.
Воспитатель:
Встаем мы очень рано
Ведь наша забота
Всех отвозить по утрам на работу
Дети: шофер.
Воспитатель:
Кто, скажите мне, такой
Охраняет наш покой
За порядком он следит,
Хулиганить не велит?
Дети: милиционер.
Воспитатель:
Не водитель, но в автобусе
Нам билеты отрывает
Остановки сообщает
Как его все называют?
Дети: кондуктор.
Воспитатель:
Ждет сотрудников отряд
В детском садике ребят
Кто же мам в нем замещает
Кто из вас, детишки, знает?
Дети: воспитатель, няня, врач, муз. руководитель.

8. Игра « Определи профессию» (5мин)
Цель: Умение определять профессии людей по специальной форме одежды.
Определите профессию людей по одежде. Каждому человеку для выполнения профессиональных действий нужна специальная форма одежды, чтобы берегла его от опасностей, чтобы было удобно и комфортно работать.
- Назовите, какая форма одежды нужна повару? Милиционеру? Матросу? Продавцу?
Игра проводится с предметами одежды.

В. : Вы сегодня назвали много профессий. Чтобы всех запомнить, мы разукрасим картинки с профессиями.
Творческое задание «Раскрась героя»
Дети раскрашивают картинки с людьми разных профессий.
В конце занятия дети показывают друг другу картинки.

СП «Детский сад №4»

ГБОУ СОШ №8

г.о. Октябрьск Самарской области

План-конспект

непосредственно образовательной

деятельности

с дошкольниками в старшей группе

«Творческие профессии»

Воспитатель

Паникаровская Е. Б.

ОО «Познавательное развитие»

Расширять представление о людях разных профессий, о значении их труда для общества;

Формировать интерес к людям творческих профессий: художник-дизайнер.

ОО «Речевое развитие»

Развивать фразовую речь при ответах на вопросы;

Расширять словарь детей;

Формировать грамматически правильную речь.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Закреплять умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Развивать умение создавать рисунок по замыслу;

Развивать творческое воображение.

Методы и приемы:

Наглядные: показ картинок-иллюстраций, рассматривание репродукций картин известных художников;

Словесные: вопросы, объяснения, рассказ педагога;

Практические: рисование цветными карандашами.

Материалы и оборудование: картинки-иллюстрации с изображением людей разных профессий, репродукции картин известных художников; картинки с моделями одежды, интерьера комнаты, бумага, цветные карандаши.

Ход занятия.

Ребята, посмотрите на эти картинки, кто здесь изображен? (люди разных профессий).

Давайте назовем эти профессии.

Выясняют, чем занимаются люди этих профессий, что им нужно для работы и значение их труда.

Какая профессия на земле, на ваш взгляд, самая важная? (дети высказывают свое мнение).

Есть такие профессии, где взрослые что-то сочиняют, фантазируют, придумывают, изменяют, создают что-то свое, т.е. проявляют творчество. Что это такое? (Дети рассуждают) Профессии эти так и называются творческими. Например писатель и поэт. Почему эти профессии творческие?

А что сочиняет или придумывает композитор, музыкант, артист? Вспомните и назовите еще творческие профессии (балерина, режиссер, клоун, фокусник и т. д.)

Физминутка.

Покажите пианиста, маляра, шофера, плотника, дирижера и т. д.

Ребята, как вы думаете, нужна людям профессия художника?

Рисовать любят все. Но стать настоящим художником совсем не просто. Для этого нужно долго и упорно трудиться. Тренировать свою руку, чтобы проводить точные линии карандашом, мелом, кистью. Тренировать наблюдательность, память и воображение. Изучать творчество великих художников и законы природы. Настоящий художник не просто должен точно изобразить предмет или живое существо. Настоящий художник создает интересный рассказ на языке линий и красок. Этот рассказ так же понятен людям в разных странах, как музыка или танец.

Что художнику нужно для работы?

О работе художника красками принято говорить «пишет картину», о работе карандашом «рисует». Для этого ему нужен лист бумаги, картона или холст. А если он хочет создать скульптуру, то чаще всего берется за глину.

Рассматривание репродукций картин известных художников.

Ребята, а вы слышали такое слово «дизайнер»? Кого так называют? Что изображено на этих картинках? Эти модели одежды придумал художник-модельер. А вот дизайнер придумывает, как их украсить. Дизайнер создает костюмы для артистов, для танцев, карнавальные костюмы.

А вот на этих картинках изображены разные комнаты. Придумывает, как оформить комнату, как ее украсить, какую мебель поставить художник-дизайнер по интерьеру. Все то, что находится в комнате это и есть интерьер. А зачем дизайнер это делает? Как вы думаете, что помогает в работе современным дизайнерам? (компьютер).

Как вы думаете, эти профессии интересны, они нужны людям?

Есть ли профессия, которая не нужна?

«Все работы хороши, выбирай на вкус».

А теперь мы с вами будем художниками-дизайнерами. Кто хочет, нарисует костюм или комнату. Перед вами бумага и цветные карандаши, приступайте к работе.

Конспект НОД "Художественное творчество"

Тема : «Хороших профессий на свете не счесть» старшая группа

Вид деятельности : продуктивная.

Форма деятельности : групповая.

(с использованием информационно-коммуникативной технологи)

Интеграция образовательных областей художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.

Задачи:

Обучающие:

Способствовать формированию у воспитанников представление о том, что любая профессия важна и нужна. Обучать сюжетному рисованию, рисовать человека в движении.

Развивающие:

Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами; Развивать речевую активность, диалогическую речь, внимание, наблюдательность. Расширять словарный запас, конкретизировать представления о профессиях человека

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к труду, уважение к людям любой профессии

Предварительная работа:
Беседы с детьми о профессиях родителей;
Рассматривание картин, иллюстраций на тему: «Профессии»;
Оформление фотовыставки на тему: «Профессии моих родителей»;

Оборудование:

Дидактический материал:

Иллюстрации, на которых изображены люди разных профессий.

Рабочий материал:

Гуашевые краски; кисточки 2-3 размеров; листы бумаги (заранее за тонированные); баночки с водой; Салфетки бумажные и матерчатые; Палитры;(подбор иллюстраций для показа с помощью мультимедийного проектора).

ТСО Мультимедийная установка, ДВД, диск.

Ход занятия:

Организационный момент.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Послушайте стихотворение, и скажите: о чем сегодня пойдет речь.

Воспитатель читает детям стихотворение «Профессии»:

Может знаний маловато,

Но ведь можно помечтать!

Я врачом, наверно, буду

Стану я лечить людей!

Буду ездить я повсюду

И спасать больных детей!

Скоро буду я военным,

Или просто лётчик - ас!

Как герой обыкновенный

Защищать я буду вас!

Балериной и певицей

Я всегда мечтала стать!

Чтоб красиво нарядиться,

Спеть для вас и станцевать!

Я художником известным

Стану обязательно.

Рисовать мне интересно,

Очень увлекательно!

Я - учительницей школьной,

Детям знанья подарю!

Дети будут мной довольны,

Я Вам точно говорю!

Воспитатель. О ком это стихотворение?

Дети.- О профессиях человека.

Воспитатель. Профессий очень много, все они важны, каждый человек занят своим делом. Расскажите, кем работают ваши мамы, папы, какую пользу они приносят обществу?

Ответы детей.

Игра «Загадки -складки».

Воспитатель. Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

1. Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь -

Ведь тебе поможет….. (ВРАЧ)

2. Я за компьютером сижу,

Счета, балансы подвожу.

Во всех конторах там и тут.

Меня (БУХГАЛТЕРОМ) зовут

3.Знает точно детвора,

Кормят вкусно …. (ПОВАРА)

4.Под весенний птичий свист

Пашет землю... (ТРАКТОРИСТ)

5.Чтоб амбар наш был с зерном,

Нужен в поле….. (АГРОНОМ)

6.В поле комбайнов слышится хор,

Хлебный корабль ведёт…. (КОМБАЙНЁР)

7. Груши, яблони, крыжовник,

Посадил в саду ….. (САДОВНИК)

8. Очень тщательный уход

За животными ведёт:

За коровами - (ДОЯРКА)

А за свинками - (СВИНАРКА)

9. Хочешь свежих помидоров -

Загляни на огород:

С недостатком витаминов

Справится …. (ОВОЩЕВОД)

10.Мебель, хлеб и огурцы,

Продают нам …. (ПРОДАВЦЫ)

11. С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладёт …. (ПОЧТАЛЬОН)

12.Послезавтра, в понедельник,

Смелет всё зерно нам…. (МЕЛЬНИК)

13.Сапогам больным помощник,

Каблуки прибьёт…. (САПОЖНИК)

14.Шью я куртки и штаны

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу я лихо,

Потому что я ….. (ПОРТНИХА)

15. Строю школы, строю бани,

Строю новые дома.

Строю новые деревни,

Строю даже города.

Знает каждый в доме житель

Этот дом возвёл ….. (СТРОИТЕЛЬ).

Воспитатель .Молодцы, ребята. И это крошечная часть всех существующих на земле профессий. Перечислить все специальности невозможно. А сейчас давайте приготовимся к рисованию. Рисовать мы будем красками (гуашью). Подумайте, какую профессию человека вы хотите изобразить на своем рисунке. Посмотрите, как изображены люди в разных профессиях.

(Воспитатель показывает иллюстрации на мультимедийном проекторе,обращая внимание детей на внешний вид, положение тела, положение рук - в стороны, согнуты, подняты в верх.)

Давайте встанем, посмотрим внимательно друг на друга, и отдохнем.

Динамическая пауза. Физминутка . «Мы в профессии играли»

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет первый класс!

А теперь на стройке мы,

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три -

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

За столы нам сесть пора.

Воспитатель . Не забывайте о палитре. Какие цвета необходимо смешать, чтобы получить розовый или телесный цвет для раскрашивания тела человека? Дети приступают к работе. По мере необходимости воспитатель помогает, тем детям, которые нуждаются в помощи.

Итог занятия. Какая работа тебе больше всего понравилась?

Почему? Что особенного в этой работе? Чем отличается от

других эта работа?

Воспитатель . Какие замечательные рисунки вы нарисовали.

Давайте мы их соберём в одну большую книжку, которую назовём «Кем я хочу быть».

(Воспитатель составляет книжку, дополняя её стихами, которые подбирали родители).

Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Профессии».

Пояснение к занятию: Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. У детей расширяются представления о труде взрослых, о различных профессиях. Используются следующие приемы: беседа, словесные, дидактические игры, интерактивная игра, художественное слово.
Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель, МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Красная шапочка», г.Петрозаводск, Республика Карелия

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: Профессии.

Цель: Уточнить и расширить представление детей о профессиях.
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи: 1. Познавательное развитие: Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости. Формировать у детей интерес к различным профессиям. Развивать познавательный интерес.
2. Речевое развитие: Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”. Развивать диалогическую, связную речь.
3. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать уважение к людям любых профессий. Воспитывать навыки сотрудничества.
4. Физическое развитие: Развивать общую и мелкую моторику рук детей.
Предварительная работа: Беседы о профессиях родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций на тему: «Профессии». Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?»
Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Стёпа», К.И.Чуковский «Айболит», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?», Л.Куклин «Подумайте, что было бы…»
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, аудиозапись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», игрушка- солнышко, картинки к игре «Раздели картинки на группы» по темам: «Спорт», «Городецкая роспись», «Профессии», карточки по теме «Профессия», дидактическая игра- презентация «Что лишнее?», цветные карандаши, альбомные листы на каждого ребенка.
Ход: I.Вводная часть.
1).Словесная игра «Комплименты»

Звучит первый куплет песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Воспитатель: Ребята, что такое комплимент? Для чего нужны комплименты в общении людей? Скажите друг другу комплименты, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом. Дети передают друг другу игрушку- солнышко и говорят комплимент.
Воспитатель: И вам, мои милые дети, я тоже хочу сказать комплименты. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встречи с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь.
2).Дидактическая игра «Раздели картинки на группы».
Детям предлагаются картинки 3-х групп, в каждой группе по 4 картинки: «Спорт», «Городецкая роспись»», «Профессии». Темы «Спорт» и «Городецкая роспись» пройдены ранее. На картинках по теме «Профессии» изображения людей разных профессий, например: повар, строитель, полицейский, военный.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром кто-то перепутал все мои картинки. Помогите мне, пожалуйста, разложить их на группы.
Дети самостоятельно выполняют задание, называют каждую группу обобщающим словом, затруднение вызывает 3-я группа картинок. Название картинок новой группы будет темой занятия.
Воспитатель: Ребята, как можно одним словом назвать эти картинки? О чём мы сегодня с вами поговорим? (о профессиях).
II. Основная часть.
1)Беседа, основанная на опыте детей.
Воспитатель: Сегодня утром вы все вышли из своего дома и пошли в детский сад. А вы знаете, кто построил ваши дома? (строители). А кто их придумал? (скорее всего, дети будут в затруднении).
Воспитатель: Придумал и начертил их на бумаге архитектор. Строили дома строители. Это каменщики, машинисты подъёмных кранов, плотники (люди, которые работают по дереву). Нужно много людей разных профессий, чтобы построить дом.
Воспитатель: Что такое профессия? (дело, работа, занятие) Назовите профессии своих родителей. Для чего нужны профессии?
2)Игра « Если не будет…»
Воспитатель: Представьте себе, что у нас в городе исчезли все доктора. Что произойдёт? (некому будет лечить). Расскажите, что может случиться, если исчезнут люди других профессий.
Дети продолжают фразу «Если не будет…» и рассказывают, что произойдёт, если не будет строителей, поваров, пожарных, полицейских, парикмахеров, воспитателей, учителей, продавцов и др.
Воспитатель: Ребята, вы согласны с выражением: «все профессии нужны, все профессии важны»? Почему? (ответы детей).
3). Дидактическая игра «Кому это принадлежит?»
Используются карточки по теме «Профессии» (люди, инструменты, инвентарь). На доске прикреплены изображения людей разных профессий, например: пожарный, строитель, музыкант, водитель. Дети самостоятельно делятся на пары, берут карточку и определяют, представителю какой профессии принадлежит то, что на ней нарисовано. Прикрепляют на доску, объясняют свой выбор друг другу.
4).Физкультминутка.
Дети разбиваются на пары, показывают выразительными движениями друг другу весёлого и грустного художника, дворника, дирижёра, танцора, имитируя движения, характерные для людей этих профессий.
5). Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». Предложить детям узнать профессию людей по предметам, расположенным на слайде и найти лишний, не относящийся к данной профессии. При нажатии на лишний предмет, он исчезает и появляется картинка, подтверждающая правильность ответа. Дети определяют лишний предмет и объясняют свой выбор.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, объясните, мне, пожалуйста, пословицу: «Кто что знает, тем и хлеб добывает» (ответы детей). Когда вы станете взрослыми, вы тоже выучитесь какой- либо нужной и важной профессии. Подумайте, какая профессия вам больше всего нравится. Нарисуйте на листе бумаги какой- либо предмет, относящейся к этой профессии, и мы угадаем, кем вы хотите стать в будущем.
Столько профессий, и все хороши:
Каждый способен найти для души.