Для чего создается резервный фонд. Как россия будет жить без резервного фонда

Резервный фонд в прошлом году сократился почти в четыре раза - в нем осталось меньше триллиона рублей. На покрытие дефицита бюджета, который, по подсчетам Минфина, в 2017-м составит 2,7 триллиона рублей, денег фонда уже не хватит. «Лента.ру» обратилась к экспертам, чтобы выяснить, как Россия будет жить без резервов.

Вижу дно!

В декабре минувшего года часть средств Резервного фонда в иностранной валюте - 6,87 миллиарда долларов, 6,44 миллиарда евро и 1,21 миллиарда фунтов стерлингов - были реализованы за 966,9 миллиарда рублей. Вырученные средства зачислили на единый счет федерального бюджета.

О том, что Резервный фонд в 2017 году иссякнет, было известно давно. Собственно, он для того и создавался, чтобы распечатать его, когда закончатся тучные годы и начнутся тощие.

В 2004-м всероссийская копилка была создана как единый Стабилизационный фонд. Собственно, сама идея его создания встретила массу возражений и критики в адрес ее автора - тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина. Многие возмущались: «Как это можно - доходы от народной нефти вкладывать в ценные бумаги и валюту главного геополитического противника?!»

В 2008 году, как раз когда гром грянул, фонд был разделен на две части. Так и возникли нынешние Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), объем которых составлял 2,56 и 4,84 триллиона рублей соответственно.

Теперь, когда страна переживает уже третий кризис (или вторую серию второго кризиса), в одной из кубышек явно просматривается дно. При этом надо сказать, что ФНБ создавался для балансирования пенсионной системы. При опустошении Резервного фонда правительству придется запустить руку в копилку, предназначенную для пенсионеров.

Завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте, бывший зампред ЦБ Константин Корищенко не видит здесь особых проблем: «Назначение федеральных фондов столько раз менялось, что сейчас уже трудно говорить об окончательной цели. Да, формально Фонд национального благосостояния должен направляться на финансирование пенсионной системы. Но и значительная часть дефицита бюджета связана с трансфертами в Пенсионный фонд».

Поэтому, считает эксперт, можно сказать, что средства, направленные в бюджет из ФНБ, предназначены для компенсации дефицита Пенсионного фонда. «С экономической точки зрения никакого противоречия здесь нет», - добавил Корищенко.

При этом он не считает, что ФНБ непременно будет потрачен. «Этот фонд будут использовать только в случае необходимости. Есть и другие источники финансирования дефицита бюджета», - объяснил он и напомнил, что цена на нефть, доходы от продажи которой являются важнейшим источником наполнения бюджета, сейчас достаточно высока: около 55 долларов.

Три года протянем

Что же нас ждет в худшем случае, если придется залезть даже в ФНБ? Председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин, занимавший должность главы ЦБ в кризис 1998 года, полагает, что по крайней мере на три года средств ФНБ должно хватить, однако видит проблему в использовании этих денег.

По закону средства фонда изымаются на возвратной основе. Правительство должно расходовать деньги на некие частно-государственные инфраструктурные проекты, которые теоретически принесут доход в будущем. Вроде бы расходы становятся возвратными. Государство получит свою прибыль и сбалансирует пенсионную систему. Такова задумка.

Фактически, говорит Дубинин, рассчитывать на то, что деньги вернутся в фонд, не стоит. «Возвратность средств весьма условна. Ведь бюджет представляет собой некий общий котел: доходная часть формируется целиком, и расходы распределяются без привязки к источникам доходов. Так работают современные государственные финансы. Это только раньше, до XVIII века, государство собирало на определенные цели: на постройку дороги, на ратников, на Кремль. Теперь так финансовая система не работает», - рассуждает экс-глава Банка России.

В современных условиях тоже существует финансирование отдельных проектов из бюджета. Например, строительство платного шоссе, которое потом будет приносить доход. Но окупаемых проектов среди них крайне мало, отмечает Дубинин: «У нас в стране история не знает эффективных государственных проектов. Больше тех, которые, напротив, требуют дотаций».

По мнению председателя наблюдательного совета ВТБ, самой важной задачей в нынешних условиях является борьба с инфляцией - чтобы не обесценивались деньги, которые собираются в бюджет. Но разумеется, следует помнить и о росте экономики. «Если не начнется экономический рост, будет стагнировать бюджет и расходная его часть», - подчеркнул он.

Жизнь в долг

Важно помнить, что, помимо постепенного проедания резервных средств, у правительства есть еще инструменты для латания бюджетных дыр. Один из них - наращивание государственного долга.

Главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников считает, что искать источники финансирования бюджетного дефицита следует именно в заимствованиях. Более того, это гораздо лучше для финансовой системы, нежели расходование фондов.


Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»

«Расходование Резервного фонда - это вариант недолгового финансирования бюджетного дефицита за счет продажи накопленных активов. При этом золотовалютные резервы ЦБ не уменьшаются, - пояснил эксперт, - Сначала накопили, потом тратим. Создание Резервного фонда представляло собой стерилизацию - то есть изъятие денег из экономики. Теперь те же деньги возвращаются в экономику, но по сути это эквивалентно эмиссионному финансированию».

Теперь, считает он, назрела необходимость перехода к долговому финансированию дефицита. Однако есть парадокс. В нынешней ситуации сложился порочный круг: Минфин не занимает на долговом рынке, потому что займы дороги из-за высокой ключевой ставки, а Центробанк для борьбы с инфляцией вынужден поддерживать высокую ключевую ставку, потому что Минфин предпочитает тратить Резервный фонд, а не увеличивать госдолг.

Эксперт убежден, что пора разработать оптимальную траекторию перехода к долговому финансированию дефицита. Для удачного «долгового маневра», по мнению Матовникова, есть все предпосылки: «Россия сейчас находится в достаточно комфортной ситуации, когда она может выбрать источник ресурсов. Собственно, и Резервный фонд еще не окончательно потрачен, и другие источники финансирования есть. Инвесторы понимают, что у Минфина есть выбор, это позволит заимствовать на хороших условиях».

Более того, России совершенно необходим переход к увеличению Резервного фонда, уверен аналитик, чтобы иметь возможность поддерживать достаточно низкий курс рубля. Укрепление национальной валюты, наблюдаемое в последнее время, негативно влияет на экономику и особенно неудобно экспортерам.

Но курс рубля зависит от уровня цен на нефть, поэтому надо выработать новое бюджетное правило и направлять дополнительные сырьевые доходы сверх определенной правилом цены в Резервный фонд. ЦБ в такой ситуации сможет наращивать валютные резервы (а их сейчас почти 380 миллиардов долларов, или 23 триллиона рублей). «Вполне возможно, что Фонд национального благосостояния и не придется тратить», - надеется Михаил Матовников.

  • 6.Функции федеральной службы по финансовому мониторингу
  • 7.Федеральная таможенная служба, ее функции
  • 8.Функции федерального казначейства
  • 9.Финансовая система России: ее сферы и звенья
  • 10. Финансовая политика государства: понятие, сфера, рычаги, цели, задачи
  • 11.Типы финансовой политики
  • 12.Современные проблемы финансовой политики
  • 13.Необходимость, задачи и принципы финансового контроля
  • 14.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
  • Методы финансового контроля
  • 15.Система органов государственного финансового контроля
  • 16.Счетная палата рф и ее функция
  • 17.Сущность и экономическая роль государственного бюджета
  • 18.Бюджет – центральный финансовый план страны
  • 20.Бюджетное устройство рф
  • 21.Прниципы построения бюджетной системы
  • 22.Бюджетная классификация
  • 23.Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
  • 24.Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования
  • Принципы бюджетного федерализма
  • Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
  • 25.Доходы федерального бюджета
  • 26.Расходы федерального бюджета, пути их оптимизации
  • 28.Профицит бюджета: проблемы
  • 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды
  • 30.Государственные внебюджетные фонды, их социально-экономическая роль
  • 32.Реформирования пенсионного обеспечения в России: возможные варианты
  • 35.Сущность и необходимость государственного кредита, его формы
  • 36.Государственные долг: состояние, тенденции
  • 37.Совокупный национальный долг России
  • 38.Управление государственным долгом: принципы и методы
  • 39.Долговая политика Росси на современном этапе
  • 40.Экономическая сущность и роль страхования в рыночной экономике
  • 41.Основные термины и понятия страхового бизнеса
  • 43.Формы и виды страхования
  • 44.Страхование вкладов населения
  • 45.Экономическое содержание и функции финансов хозяйствующих субьектов
  • 46.Финансовый ресурсы хозяйствующих субьектов
  • 47.Доходы и расходы коммерческих организаций (предприятий)
  • 48.Прибыль-главная цель предпринимательской деятельности коммерческих организаций
  • 49.Основной капитал хозяйствующего субьекта
  • 50.Оборотный капитал хозяйствующего субьекта
  • 51.Банкротство хозяйствующего субьекта: суть процесса, типы процедур
  • 52.Финансовый рынок: роль в экономике, функции, состояние
  • 53.Инструменты фондового рынка
  • Акция как финансовый инструмент
  • 55.Платежный баланс рф
  • 56.Международные кредитно-финансовые организации
  • 57.Международные валютные отношения
  • 58.Роль финансов в развитии международных экономических отношений
  • 59.Налоговая система рф
  • 60.Налоговая политика рф
  • 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды

    Резервные фонды бюджетов - это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

    Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

    Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

    Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

    Резервные фонды призваны:

    Обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренное по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины;

    Способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость;

    Выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы;

    Маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов;

    Удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

    Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджетов характеризуются специфическими чертами:

    Они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения;

    Их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий;

    Их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер;

    Они универсальны по направлениям использования, т.к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением чрезвычайных и непредвиденных событий событий.

    Источник формирования резервных фондов - средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней.

    Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом, поскольку представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов.

    В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, используются только в период наступления определенного рода событий и обстоятельств. Если же в течение бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

    В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах - резервные фонды органов местного самоуправления.

    Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

    Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год.

    Использование средств резервных фондов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы. Средства направляются на финансирование непредвиденных затрат.

    Форма расходования средств резервных фондов определяется функциональным назначением выделяемых ресурсов. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной (представительной) власти и местного самоуправления о расходовании средств резервных фондов.

    Функционирование резервных фондов в бюджетах всех уровней бюджетной системы, многофункциональность их назначения требуют создания разнообразных видов резервных фондов. Это объясняется различными по составу полномочиями, возложенными на каждый уровень власти, от которых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюджетных резервов вызвано большим количеством непредвиденных событий и обстоятельств, обслуживание которых на них возложено.

    В России в состав резервных фондов бюджетов входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшееся в процессе исполнения бюджета.

    Резервные фонды по функциональному назначению подразделяют на: стратегические, страховые и оперативные.

    Стратегические бюджетные резервы предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, рассчитанные на перспективу: развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. На эти цели частично используются средства резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.

    Страховые бюджетные резервы позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельность населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанес, такими чрезвычайными событиями. К ним, прежде всего, относится Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который выполняет функции централизованного страхового фонда. Аналогичные фонды могут создаваться в бюджетах субъектов РФ.

    Оперативные бюджетные резервы формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодовых кассовых разрывов и т.п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвиденных расходов, оборотная кассовая наличность и др.

    Резервный фонд Российской Федерации

    Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.

    Стабилизационный фонд Российской Федерации , основанный 1 января 2004 года, являясь частью федерального бюджета, создавался государством с целью отчисления в него сверхдоходов от экспорта нефти и стабилизации экономики страны. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне $20 за баррель).

    Резервный фонд, в отличие от Стабилизационного фонда, помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

    Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

    Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

    Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

    Резервный фонд Российской Федерации формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    Доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета.

    Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

    Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

    Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

    Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

    Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

    Резервный фонд РФ.

    Резе́рвный фонд Росси́йской Федера́ции сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 сентября 2014 года по данным Минфина объём средств резервного фонда составлял 3 387,34 млрд. рублей .

    Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

    Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

    Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

    В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

    Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    Резервный фонд формируется за счет:

      нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

      доходов от управления средствами Резервного фонда.

    В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

    Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

    Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

    Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

    1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

    2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

    В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации. При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте. Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

    Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.

    Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств указанного фонда и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Резервного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

    Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

    Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

    Депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

    Депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.

    Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.

    Проанализировав объем денежных средств резервного фонда в динамике можно проследить тенденцию к снижению объемов поступления денежных средств. Это происходило в связи с понижением цен на топливно-энергетические ресурсы, в частности на нефть и газ.