Удвоенная согласная в конце слова примеры. Удвоенная согласная правило

В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж . Таких слов немного.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: посс орить, посс ориться ; а также в словах Росс ия (от устаревшего росс ), росс ийский, Белорусс ия (но Русь, белорус ).

Буквы жж пишутся в словах вожж и, дрожж и, жужж ать, можж евельник и образованных от них родственных словах, например: жужж ание, можж евеловый . Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут ), например: жж ение, сожж ение, жж ешь, жж ет, сожж ет .

Двойные согласные на стыке приставки и корня

Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесс порный, восс тание, возз рение, подд ержать, отт еснить .

Примечания:

1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас -, например: расс читать, расс читывать . Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с , например: расчет, расчетливый (но бессчетный , от без счета ).

2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционн ый, единственн ый, матросс кий . Эти случаи рассмотрим позже.

Двойные согласные в иностранных словах

Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция , интеллигент , оккупант . Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

Слова с двойными согласными

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция
  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень
  • группировать
  • дискуссия
  • диссертация
  • дифференциация
  • иллюзия
  • иллюминация
  • иллюстрация
  • классик
  • комментарий
  • концессия
  • коллектив
  • коммунизм
  • корреспондент
  • коллоквиум
  • коммюнике
  • кристалл
  • колонна, колоннада
  • компромисс
  • кристаллический, но кристальный
  • колосс
  • конгресс
  • кросс
  • комиссия
  • масса
  • металл
  • миссия
  • оккупация
  • оппозиция
  • оппонент
  • параллель
  • пессимизм
  • прогресс
  • пассивный
  • пресса
  • профессия
  • перрон
  • программа
  • режиссер
  • рессора
  • репрессия
  • симметрия
  • суррогат
  • телеграмма
  • территория
  • трасса
  • теннис
  • террор
  • труппа
  • терраса
  • тонна, но пятитонка
  • туннель и тоннель
  • хоккей
  • целлюлоид
  • целлюлоза
  • шасси
  • шоссе
  • экспрессия
  • эффект

(39 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: по дд ержать, пре дд верие, вв ести, о тт ереть, сс ыпать, во сс тановить, бе зз аконный, конт рр еволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Мо сс овет, гла вв рач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

с суффиксом -ств-: искусство (ср. искусный ).

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, нёсся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый ), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчёванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами на -ик, -иц, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинирова нн ы и организова нн ы, девочка воспита нн а и умна; они очень рассея нн ы.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: слома н, слома н а, слома н о, слома н ы, юноша воспита н комсомолом; девочка изнеже н а воспитанием; мы ограниче н ы временем; ученики организова н ы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.

При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжать (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем, поздно ), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, например: ра сс ориться (ра с + сс ориться), оде сс кий (оде сс + с кий), пру сс кий (пру сс + с кий), пятито нн ый (пятито нн + н ый).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный; киловатт – киловаттный; Калькутта – калькуттский; класс – классный; гунн – гуннский; балл (единица меры, оценки) – пятибалльный, галл – галльский; либретто – либреттист.

1. Замените словосочетание одним словом.

* Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков

бумаги, ткани.

* Прибор, техническое устройство.

* Большое желание употреблять пищу.

* Ремни, верёвки для управления лошадьми.

* Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.

Слова – помощники: а……етит, во……и, а……арат, дро……и, а……ликация.

2. Прочитай слова. Запиши их по алфавиту, разделяя для переноса. Как ты понимаешь выражение «свежая пресса» ?

Аппликация, троллейбус, пресса, гиппопотам, теннис, балл, комментарий, металлы, стеллажи.

3. Прочитай и отгадай загадку.

Плещет тёплая вода

в берегах из чугуна.

Отгадай, вспомни:

Что за море в комнате? (В__ __ ___а,)

Запиши загадку и отгадку. Слово с удвоенной согласной раздели для переноса.

Групп а, грипп , апп арат, апп ликация, апп етит, Филипп .

Хокк ей, акк уратный, акк орд.

Дрожж и, вожж и, жужж ать, можж евельник.

Колл ектив, алл ея, Кирилл , Алл а, Элл а, Талл ин, милл ион, колл екция, илл юстрация, илл юминация, металл , тролл ейбус, брилл иант, Чиполл ино, милл иметр, вилл а, балл он.

Грамм атика, телеграмм а, сумм а, килограмм , грамм , Эмм а, Римм а.

Тонн а, ванн а, тенн ис, Анн а, Инн а, Нонн а, Жанн а, Сюзанн а, Генн адий, ранн ий, длинн ый, утренн ий, осенн ий, весенн ий, подоконн ик, одинн адцать, лиственн ица, колонн а, антенн а.

Масс а, касс а, шосс е, класс , пасс ажир, комисс ия, сс ора, басс ейн, расс каз, расс вет, кросс , професс ор, русс кий, класс ик, нарцисс , искусс тво, Росс ия, Новоросс ийск, Одесс а, прогресс , экспресс , компресс , асс истент, режисс ёр, компромисс , процесс .

Терр итория, перр он, терр аса, корр еспондент, корр екция, терр ор.

Субб ота.

Эфф ект, суфф икс.

Савв а.

Шарлотт а.

5. Выпиши слова в алфавитном порядке: сначала имена собственные, а затем – остальные слова. Подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных.

Перрон, Инна, класс, Алла, аллея, Кирилл, аккуратный, Анна, Филипп, хоккей.

6. Раздели для переноса.

Аллея, программа, конница, шоссе, пассажир, аппликация, жужжит, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

7. Прочитай. На какую тему эти слова? Составь и запиши 3 предложения на тему «На вокзале» . Выдели удвоенную согласную.

Суббота, класс, экскурсия, музей, вокзал, кассы, перрон, билеты, электропоезд, вагоны, пассажиры..

8. Выборочный диктант. Выпиши слова с удвоенными согласными. Подчеркни их.

На уроке русского языка учительница Алла Сергеевна диктует слова с удвоенными согласными. Ребята пишут: баллон, аттестат, коллекция, аттракцион. После урока русского языка будет урок физкультуры. Ребята будут бежать кросс по школьной аллее.

(По А. Форощук).

9. Подчеркните двойные согласные. Образуйте и запишите слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Рано - …………………, …………………., ……………….. .

Утро - …………………., …………………., ……………….. .

Весна - …………………., …………………., ……………….. .

1. Наступила ранняя весна.

2. Суббота - выходной день.

3. У Анны хорошая коллекция бабочек.

4. Утром принесли телеграмму.

5. Группа ребят из нашего класса побывала в музее.

10. Списать текст, вставляя, где нужно согласные Н или НН.

Пришла вес…а. Появились подснежники и другие ра……ие весе…..ие цветы. Пройдёт лето. Наступит ра…..яя золотая осе…ь. Ласково будет ещё светить осе…..ее солнце. Но с каждым днём будет холоднее, начнутся первые утре…..ие заморозки.

Подчеркнуть удвоенные согласные.

11. Прочитай. Составь верные сочетания слов, запиши. Подчеркни удвоенные согласные.

класс срочная

орфограмма дружный

аллея сложная

программа тенистая

телеграмма знакомая.

Назови слова, в составе которых общий элемент - «грамма». Что он означает? Какие ещё слова с этим элементом ты знаешь?

12. Вставьте согласные ПП, КК, ЖЖ.

Гру……а, дро……и, хо……ей, гри……, жу……ать, а……арат, а……уратный, а……ликация, а……орд, мо……евельник, а……етит, во……и, Фили…… .

13. Вставьте согласные ЛЛ, ММ, НН.

Дли……ый, гра……атика, ва……а, а……ея, Ри……а, те……ис, Кири……, су……а, А……а, Та……ин, Ге……адий, Но……а, ми……ион, И……а, ко……екция, Жа……а, А……а, Э……а, Сюза……а, и……юстрация, оди……адцать, телегра……а, мета……, осе……ий, гри……, тро…ейбус, то……а, и……юминация, весе……ий, килогра……, утре……ий, ко……ектив, ра……ий.

14. Вставьте согласные СС, РР, ББ, ФФ, ТТ, ВВ.

Ма……а, ка……а, шо……е, Оде……а, кла……, па……ажир, Са……а, коми…….ия, ра……вет, ……ора, су……икс, ба……ейн, ра……каз, те……аса, кро……, профе……ор, те……итория, э……ект, ру……кий, кла……ик, иску……тво, су……ота, нарци……, Ро……ия, Новоро……ийск, Шарло……а, пе……он.

15. Отгадай загадки, напиши отгадки.

* Как всегда, иглист и зелен,

Схож я с ёлочкой вполне.

Но родня, на самом деле,

Кипарис и туя мне.

(М - - - - - - - - - - - .)

* На реке пожара нет,

Над рекой горит ……. .

(Р - - - - - -)

* Что за комната такая -

Очень светлая, большая,

Парты ровными рядами,

А за партами - мы сами?

16. Словарный диктант.

Анна, ванна, сумма, масса, класс, Россия, русский, Алла, аллея, группа.

Классный, ранний, осенний, весенний, утренний, медленный.

17. Запишите одним словом.

1. Помещение в школе (класс) .

2. День недели (суббота) .

3. Один из видов игры в мяч (теннис) .

4. Игра на льду на коньках (хоккей) .

5. Место, где продают билеты (касса) .

6. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея) .

7. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе) .

8. Женские имена (Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна).

18. Словарный диктант.

Осенний день, весенний ветер, утренний мороз, ранние овощи, русский язык, классный журнал, субботний вечер, одиннадцать лет.

19. Выборочные диктанты.

1. В младшей группе стихли шутки,

Потерялся аппетит.

Грипп случился у Мишутки -

Врач прививками грозит.

2. Инна медленно вставала,

Слыша ранний птичий крик.

Раз одиннадцать зевала,

Сонно глазки протирала,

После ванну принимала.

И, конечно, опоздала

На весенний утренник.

3. В субботу тенистого парка

шёл к Алле Кирилл, нёс

почтовые марки.

Коллекцию он просмотрел

аккуратно и утром

весенним понёс их обратно.

20. Зрительные диктанты.

1. Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт.

(И. Бунин)

2. Сделали серому зайке

Слишком длинные ушки.

(А. Барто)

3. В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

4. День стоял весёлый

Раннею весной.

5. По проволоке дама

Идёт, как телеграмма.

6. Очень весело в дороге

Пассажиру лет семи …

7. Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.

8. В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят прямо в класс.

(С. Маршак)

21. Творческие диктанты.

I. Составить с данными словами и записать рассказ из 4-5 предложений.

Экскурсия.

Суббота, группа ребят, класс, музей, касса, кассир, билеты;

экскурсовод, интересный рассказ;

богатая коллекция.

О г о р о д.

Весенний день; рассада; длинные грядки; отличный урожай.

III. Образовать от данных слов другие слова так, чтобы в них было - НН-.

Осень – осенний, весна, старина, длина, камень, лимон, сон, окно, пустыня, конь.

22 Образуйте и запишите имена прилагательные.

Ко……екция, гра……атика, ко……ектив, тро……ейбус, ми……ион.

23 Замените словосочетание одним словом.

* Острое вирусное заболевание.

* Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.

* Несколько предметов или людей, расположенных близко

друг от друга или соединённых вместе.

* Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты

* Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.

Слова – помощники: а……куратный, гри……, а……орд, жу……ать, гру……а.

24. Отгадай загадки Анатолия Арсирия. Проговори слова отгадки по слогам, запиши. Обозначь орфограмму. Раздели слова – отгадки для переноса. Составь с одним из них предложения и запиши.

1. Во мне два к , не забывайте,

таким как я, всегда бывайте:

я точный, чистый, и опрятный,

иным же словом - ……………..

2. Он на вокзале есть всегда,

к нему подходят поезда,

двойное р содержит он

и называется ……………. .

3. Проста загадка и легка:

пишусь всегда через два к ;

и мяч, и шайбу клюшкой бей,

а называюсь я - …………..

25. Прочитай названия книг. Знаешь ли ты их авторов? С какими из этих книг ты уже знаком? Спиши названия книг (они пишутся в «кавычках»), подчеркни удвоенные согласные буквы.

« Рикки - Тикки - Тави »,

« Пеппи Длинный чулок »,

« Винни - Пух и все - все-- все »,

« Приключения Чиполлино ».

Подсказка: Редьярд Киплинг, Астрид Лингрен, Алан Милн, Джанни Родари.

26. Вставьте удвоенные согласные.

Дли……ый, ро……ийское, ва……чка, ма……овое, а……ордная, хо……ейный, утре……ее, су……отник, ра……яя, а……етитный, гра……атические, сгру……иповались, для э……екта, кла……ическое, осе….ий, весе……яя, ка……овый, шо……ейная, па……ажирское, ра……каз, А….очка.

27. Спишите слова. Объясните написание одной и двух букв н.

Весна – весенний, осень – осенний, длина – длинный, рано – ранний, камень – каменный, лимон – лимонный, сон – сонный, телефон – телефонный, окно – оконный, туман – туманный, туманность.

28. Выделите корень и суффикс. Объясните написание одной и двух букв н.

У конных, пустыня, к баклажану, за длинным, вешняя, по вагонным, в каменном, с чемоданным, весну, макаронная, к чемодану, с балкона, газонный, в балагане, балконная.

29. Раскройте скобки. Объясните написание одной и или двух н.

Бето(н,нн)ое, карти(н,нн)ка, пусты(н,нн)ая, бало(н,нн)ая, ко(н,нн)ь, телефо(н,нн), ра(н,нн)его, весе(н,нн)ими, с дива(н,нн)ых, макаро(н,нн)ы, осе(н,нн)ь, ра(н,нн)о, бараба(н,нн)ая, с лимо(н,нн)ым, в каме(н,нн)ом, балко(н,нн)чик, у весе(н,нн)его.

30. Вспомните все пройденные слова с удвоенными согласными ЛЛ, ММ. Раскройте скобки.

Ко(л,лл)ектив, гра(м,мм)атика, а(л,лл)оэ, а(л,лл)ея, Кири(л,лл), по(л,лл)ковник, телегра(м,мм)а, А(л,лл)а, ко(л,лл)екция, со(л,лл)онка, ки(лл,л)о(м,мм)етры, тра(мм,м)вай, Ри(м,мм)а, Ди(мм,м)а.

31. Творческая работа.

Придумай и запиши текст телеграммы (1-2 предложения), включи в него 1-2 слова с удвоенными согласными в корне.

32. Прочитай имена и фамилии знаменитых зарубежных авторов литературных сказок. Назови известные сказки, которые написали эти авторы. Спиши, подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных и фамилиях.

Братья Гримм (Вильгельм и Якоб), Шарль Перро, Сельма Оттилия Лагерлёф, Джоэль Харрис.

33. Вставьте пропущенные буквы.

Плавательный ба…..ейн, огромная те……итория, и……юстрации к сказке, ко……екция марок, дружный ко……ектив.

34. Выпиши из двустишия С. Бондаренко слова с удвоенными согласными.

1. Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.

2. Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

3. Сегодня будет «кинопанорама».

Какая интересная программа!

4. Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Раздели слова с удвоенными согласными для переноса. В каких двустишиях ты услышал одинаково звучащие слова? Как ты их запишешь? Объясни.

35. Раскройте скобки.

Кла(с,сс), ве(с,сс)на, па(с,сс)ажир, ми(с,сс)ия, пля(с,сс)ка, со(с,сс)на, ба(с,сс)ейн, (с,сс)офа, ра(с,сс)каз, о(с,сс)ень, ру(с,сс)кий, профе(с,сс)ор, но(с,сс)ок, ка(с,сс)ка, ка(с,сс)а, тря(с,сс)ка, шо(с,сс)е, нарци(с,сс), Новоро(с,сс)ийск, Ро(с,сс)ия, Мо(с,сс)ква, анана(с,сс).

36. Образуйте и запишите имена прилагательные.

Дро……и, гру……а, хо……ей, а……уратность.

Замените словосочетания одним словом.

Человек, обладающий большой внутренней культурой.

Срочное сообщение передаваемое по телеграфу.

Поясняющий рисунок.

Единицы измерения массы.

Декоративное освещение парков, улиц, по случаю какого - нибудь торжества.

Слова-помощники: килогра…., гра……., то…..а, телегра……а, и……юминация, инте…..игент, и…….юстрация.

37. Творческие диктанты.

Класс, экскурсия, группа, осенние листья, коллекция, рассказ

Анна, телеграмма, касса, гостить, весенние цветы.

Придумай предложения из данных слов.

38. Обучающие диктанты.

Вчера наш класс был в парке. Красив осенний парк! Ребята собирали осенние листья. На уроке русского языка составили рассказ об осени. (23 слова)

Наш класс.

Я учусь во втором классе. У нас дружный коллектив. В субботу группа ребят провела утренник. Об этом написали рассказ в классную газету. (24 слова)

39. Предупредительный диктант со зрительной подготовкой.

Прочитай. В каких словах есть удвоенные согласные. ? Подчеркни эти согласные. Какие ещё орфограммы ты увидел? Обозначь их. Запиши под диктовку.

1. В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы…. (К. Чуковский)

2. Вот вам телеграмма от гиппопотама! (К. Чуковский)

3. У нас четыре Аси, четыре Васи, пять Марусь и два Петровых в классе. (А. Барто)

Открой книгу, проверь себя.

40. Запиши под диктовку. Подчеркни удвоенные согласные.

Гиппопотам - могучее животное.

Масса его тела - более двух тонн.

А в одной тонне - тысяча килограммов.

И при таком весе бегемот очень быстро

плавает и хорошо ныряет!

41. Объясните написание одной и двух букв.

Поддался сестре - подался в горы, подержать молоток - поддержать друга, подделать документ - поделать гимнастику, поддать жару - подать идею.

42. Раскрой скобки. Объясни написание одной или двух букв.

Бе(з,зз)работный, бе(з,зз)вучный, ра(с,сс)пад, (с,сс)ода, по(д,дд)ъёмный, ра(з,зз)адорить, ра(с,сс)каз, бе(з,зз)дна, (с,сс)ора, по(д,дд)арить, ра(с,сс)ольник, о(т,тт)оптать, с(т,тт)ащил, ра(з,зз)жечь, ра(с,сс)верлил, о(т,тт)аять, бе(с,сс)рочный.

43. Напишите однокоренные слова с одной буквой н

Ранний - ………, весенний - …………, осенний - ………… ,

длинный - …………., туманный - …………… .

44. Из слов «сбежали» гласные. Восстановите слова.

ПП - гр…пп…, гр…пп, ...пп…р…т, …ппл…к…ц…, ...пп…т…т, Фи…л…пп.

КК - х…кк…й, ...кк…р…тн…й, ...кк…рд.

ЖЖ – др…жж…, в…жж…, ж…жж…ть, м…жж…в…льн…к.

ЛЛ - к…лл…кт…в, ...лл……, К…р…лл, ...лл…, Т...лл…н, м…лл……н, к…лл…кц……, ...лл…стр…ц……. .

ММ - гр…мм, т…л…гр…мм…, с…мм…, к…л…гр…мм, Р…мм… .

ВВ - С…вв… .

ТТ - Ш…рл…тт… .

45. Выборочный диктант с подготовкой. Прочитай. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Обозначь орфограммы, объясни написания, напиши только слова с удвоенной согласной.

Дре(сс,с)ировщик и ле…

«Смирный какой: (без) команды - шагу ….

Вот как его укротил я, б..днягу!»

Так дре(сс,с)ировщик (по)думал о л..ве

Ле… рассуждал, между прочим, вот так:

«Храбрый какой! Не б…ится, ч…да…

Если б он не был так ловок и смел,

Я бы его обязател…но с…ел!»

(А. Шибаев)

46. Страничка - тест. Раскрой скобки.

Кла(с,сс), весе(нн,н)яя, па(с,сс)ажир, ка(с,сс)а, осе(нн)яя, а(л,лл)ея, тро(лл,л)ейбус, до(к,кк)тор, балага(нн,н), ра(н,нн)ий, ра(н,нн)ка, ко(л,лл)екция, ра(з,зз)грузил, Ро(с,сс)ия, лет(нн,)ий, (с,сс)ора, Оде(с,сс)а,

каме(н,нн)ое, макаро(н,нн)ый.

47. Предупредительный диктант с продолжением. Зрительная подготовка. Прочитай текст. Найди слова с удвоенной согласной в корне слова. Какие ещё орфограммы ты обнаружил в тексте? Объясни написание.

В одном зоопарке маленькая горилла отказывалась от пищи. Спасти животное вызвался директор зоопарка.

Каждый день перед клеткой он с аппетитом съедал вкусный обед. Скоро обезьянка стала подражать человеку.

А директор теперь худеет.

(по материалам журнала «Клёпа»)

Запиши текст под диктовку. Обозначь все знакомые орфограммы. Придумай продолжение текста из 1-2 предложений. Включи в него слово килограмм. Проверь написанное.

48. Диктант - текст.

В субб оту ранн им утром Алл а Кирилл ова шла по узкой дорожке около акк уратного зелёного забора. За кустами можж евельника виднелась металл ическая крыша дачного дома. Скоро Алл а вышла за терр иторию посёлка Чашники и пошла по берегу речки Смородинки. На лугу росла масс а цветов. Жужж али пчёлы. Луг казался красивой апп ликацией или красочной илл юстрацией из детской книжки. У воды стояла групп а плакучих ив с длинн ыми гибкими ветками. Алл а нырнула в воду. Поднялся милл ион брызг. Хороши утренн ие купания! (72 слова)

Если ученик допустил ошибки в выделенных орфограммах, то в изучении темы «Удвоенные согласные» есть пробелы. Для их устранения необходимо продолжить выполнение упражнений на данную тему.

49. Отгадай загадки и напиши отгадки.

Ёлка иль не ёлка?

Зелена иголка,

А совсем не колка! (Л - - - - - - - - - - .)

Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни станков,

Ни автомобилей, ни коньков. (М - - - - - .)

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (А - - - - - - .)

Этот глаз - особый глаз,

Быстро взглянет он на вас -

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Ф - - - - - - - - - - .)

50. Замените слова противоположными по значению словами с удвоенной согласной.

Неряшливый, невкусный, вечерний, закат, поздний.

Слова – помощники: утре….ий, а…..уратный, ра…..ий, а…..етитный, ра…..вет.

51. Диктант - подготовка.

С л у ч а й.

На алл ее в кусты можж евельника упала старая сосна. Как её убрать акк уратно? У неё длинн ый ствол. Она весит больше тонн ы. Ранн им весенн им утром Кирилл и Генн адий взяли пилу и стали пилить дерево. На лугу жужж али первые насекомые. По шосс е проезжали редкие машины. Кирилл и Генн адий распилили дерево и убрали его с алл еи. Осталась масс а опилок. Пильщики акк уратно убрали терр иторию.

Если ученик допустил ошибки в выделенной орфограмме, ему необходимо выписать слова, в которых были допущены ошибки и подобрать к ним однокоренные.

52. Диктант - тест.

Осенняя пора.

Дни ранн ей осени в Росс ии очень красивы. Утренней порой туман стелется над сонн ой долиной. Масс а ярких листьев устилает траву, тропки, дорожки, алл еи, шосс е. Милл ионы листьев ещё остались на ветках. В лучах солнца осенн яя листва, как чудесная илл юминация. У опушки растёт групп а зелёных ёлочек. Юнн аты Эмм а, Жанн а, и Савв а на терр итории лесной школы акк уратно убирают листву. На площадке друзья Кирилл и Филипп играют в тенн ис. Длинн ыми зимними вечерами они будут играть в хокк ей. (74 слова)

Если ученик допустил больше четырёх ошибок на правописание удвоенной согласной, значит необходимо повторить правила и выполнение упражнений.

Правописание согласных является одной из ключевых тем школьной программы. Дети начинают осваивать ее с первого класса и продолжают заниматься ею до окончания курса обучения в школе. Орфограмму "двойные согласные в педагоги не относят к сложным, но трудности в написании все же встречаются, причем как у младших школьников, так и учащихся старших классов.

Что такое удвоенная согласная, ее место в слове

Путем наблюдения за произношением и написанием ученики замечают, что имеется группа слов, где звучит долгий согласный звук, а на письме он обозначается с помощью одинаковых букв, стоящих рядом. Так как таких букв обычно бывает две, то такое сочетание согласных стали называть удвоенным.

Следующей задачей является развитие умения определять место удвоенной согласной в слове. Позднее дети узнают, что она может находиться не только в корне, но и в других его частях.

В словах группа, аккорд, аллея, жжет, тонна присутствует орфограмма "двойные согласные в корне слова". Примеры подобных слов можно продолжить. Стоит заметить, что удвоенная -жж- встречается в корнях слов русского происхождения - дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать - и всех формах, от них образованных.

Согласная на границе приставки и корня

Например, в словах беззаконие, рассмотреть, рассердиться, подделка, рассказ, введение удвоенная согласная пишется на границе приставки и корня. Разобрав их по составу, ученик без труда заметит эту особенность.

Чтобы избежать ошибок в написании слов подобной структуры, ребенок должен очень хорошо уметь производить разбор по составу, правильно определять приставку и корень. Кроме того, необходимо помнить об особенностях написания приставок, оканчивающихся на согласный, в том случае, когда корень тоже начинается с него.

и их написание

В корне слова пишутся в том случае, когда они входят в состав сложных. В них отсутствует соединительная гласная, например, главврач . Первая часть его заканчивается согласной, а вторая начинается с такой же буквы. Скажем, такие слова как роддом, "Моссельмаш" имеют похожий способ образования.
Грамотное их написание снова зависит от умения школьника видеть корни и понимать их лексическое значение.

на стыке корня и суффикса

Удвоенные согласные -нн- и -сс- наиболее часто встречаются в тех случаях, когда первая буква при разборе слова по составу принадлежит корню, а вторая - суффиксу. Обычно это наблюдается там, где имеются в составе суффиксы -ств-, -н-, -ск- , например: лимонный, лунный, чугунный, русский.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса пишутся в глаголах прошедшего времени с возвратной частицей -ся- , например: пасся, несся .

Удвоенные согласные в суффиксе

Ошибки в правописании удвоенных согласных в суффиксе могут быть вызваны тем, что существуют многие варианты их написания, например -енн-, -ен-, -анн-, -ан- и так далее. Ребенку необходимо не только заучить правило, которое регулирует процесс грамотного письма, но и четко осознавать все действия, которые нужно ему выполнять.
Прилагательные, образованные от существительных, пишутся с удвоенной -нн- (клюквенный, обеденный, болезненный, безветренный, но ветреный ). Оловянный, деревянный, стеклянный - это слова-исключения, и они тоже пишутся с удвоенной согласной.

Общие правила

Двойные согласные в корне слова, приставке и суффиксе подчиняются общим правилам их написания. Например, никогда не пишется рядом три или более одинаковых букв, хотя общепринятое правило и требует этого. Речь идет о таких словах, как рассориться, трехтонный, одесский и другие.

Слова, содержащие двойные согласные, сохраняют их и в процессе словообразования. Например: группа - группка - групповой, класс - классный . Но существует исключение из правила: Анка, колонка, сгущенка .

Удвоенные согласные в программе начальной школы

После того как дети ознакомятся с темой "Двойные согласные в корне слова" (примеры их приведены ниже), учеников начальных классов необходимо научить пользоваться орфографическим словарем. Справочник является образцом правильного написания слов с различными орфограммами, в том числе и с удвоенными согласными.

Школьникам могут предлагаться упражнения, где необходимо к заданным словам, например таким, как ссора, перрон, грамм , подобрать из словаря родственные, записав их в одну группу.

В русском языке -сс-, -дд-, -лл-, -рр-, -жж-, -пп-, -мм-, -бб- употребляются наиболее часто как двойные согласные в корне слова. 3 класс изучает перечень слов для запоминания, где все перечисленные буквы представлены в качестве удвоенных. В списке находится не один десяток таких примеров.

Большое количество слов с удвоенными согласными появилось в русском языке благодаря процессу заимствования. Иногда полезно сравнить, как выглядит их начертание в русском и иностранном вариантах. Но к этому методу надо относиться очень осторожно, так как иностранные слова, попав в русский язык, могут претерпевать определенные изменения. Например, classe - "класс", profession - "профессия" , но adresse - "адрес" . Этот прием лишь в отдельных случаях помогает лучше запомнить, как пишутся двойные согласные в корне слова.

Правило переноса имеет свои особенности, и оно тоже входит в программный материал начальной школы по изучению правил русского языка. Результатом работы над всей темой становится сформированность у младших школьников следующих умений:

  • выбирать правильное написание;
  • переносить слова с буквами удвоенных согласных;
  • обосновывать свой выбор, используя изученные правила и орфографический словарь.

Для проверки уровня сформированности навыка предлагаются задания, где необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Подбор материала таков, что не во всех случаях требуется писать удвоенную согласную. Дети должны заметить это и выполнить задание правильно.

При проверке умения переносить слова с удвоенной согласной необходимо предлагать разную их структуру по наличию частей, количеству слогов. Это могут быть такие слова, как жжет, касса, аллея, расскажу и другие.

Расширение темы о правописании удвоенных согласных

По мере продвижения ребенка в освоении законов русского правописания увеличивается количество орфограмм, где употребляются двойные согласные в корне слова. тоже становится разнообразным. Кроме того, усложняется лексический материал, на примере которого изучаются двойные согласные в корне слова. 5 класс школьной программы может послужить тому доказательством.

Кроме прилагательных, существительных, глаголов, ученикам для наблюдения за правописанием удвоенных согласных предлагаются наречия, причастия, деепричастия. Материалом для анализа правописания слов становятся отрывки из классической литературы, устного народного творчества. С этими произведениями дети знакомятся на уроках.

Кроме того, школьники должны свободно определять место удвоенной согласной в составе слова. Для формирования этого умения им регулярно предлагаются для выполнения упражнения, где необходимо слова распределить на группы в зависимости от местонахождения удвоенной согласной.

Дети должны уметь обосновать свой выбор, чему помогают устные ответы школьников с формулировкой правил, приведением собственных примеров.