Научные основы орфоэпии. Правила орфоэпии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Консонантный тип русского языка. Звуковая система древнерусского языка. Утрата носовых гласных. Вторичное смягчение полумягких согласных. Падение редуцированных, редукция конечных гласных полного образования. Оформление категории глухости-звонкости.

    реферат , добавлен 27.10.2011

    Словообразовательная система русского языка XX столетия. Современное словопроизводство (конец ХХ века). Словарный состав русского литературного языка. Интенсивное образование новых слов. Изменения в семантической структуре слов.

    реферат , добавлен 18.11.2006

    Понятие об орфоэпии. Определение правильности выбора интонационных норм и ударений. Особенности произношения форм слов, гласных и согласных звуков русского языка. Источники отклонения от норм литературного произношения. Частые ошибки в устной речи.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Русский язык в современном обществе. Происхождение и развитие русского языка. Отличительные особенности русского языка. Упорядочение языковых явлений в единый свод правил. Главные проблемы функционирования русского языка и поддержки русской культуры.

    реферат , добавлен 09.04.2015

    Краткие сведения из истории русской письменности. Понятие о лексике современного русского языка. Изобразительно-выразительные средства языка. Лексика русского языка. Фразеология современного русского языка. Речевой этикет. Типы словообразования.

    шпаргалка , добавлен 20.03.2007

    Заимствования иностранных слов как один из способов развития современного русского языка. Стилистическая оценка групп заимствованных слов. Заимствованная лексика ограниченного употребления. Причины, признаки, классификация заимствований в русском языке.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Интеграция в новых государствах, возникших на постсоветском пространстве. Языковая ассимиляция русских. Проблемы русского языка на Кавказе и в странах СНГ. Экспансия русского языка. Сохранение и развитие русского языка на территории новых государств.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2008

    Рассмотрение соотношения литературных слов, диалектов и жаргона в системе русского языка. Исследование роли современных иноязычных заимствований в речи россиян. Изучение бранной и ненормативной лексики как фактора снижения статуса русского языка.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2015

Диалекты

Диалектами называют вариации в системе одного языка. Для них свойственны не глобальные различия в фонетике, лексике, синтаксисе, грамматике и других аспектах языка, а частные. Естественно, что не может нормально существовать и развиваться лишь один вариант какого-то языка. Диалекты возникают потому, что люди, живущие на разных территориях, но говорящие на одном языке, подвергаются разному лингвистическому влиянию со стороны соседей, иммигрантов и т.д. Что такое орфоэпия и диалекты, легче понять на примерах: вспомните смягчённое "г", которое нередко произносят на Кубани - влияние украинского, или "побуквенное" произношение Петербурга - следствие слишком большого количества грамотных людей.

Литературная русская речь

В России, как и везде, существует превеликое множество диалектов. Их даже классифицируют на виды и подвиды! Самые известные - это, наверное, вологодский и кубанский. Литературной же речью считаются произношения, распространённые в Санкт-Петербурге и в Москве.

Основные правила орфоэпии русского языка

а) оглушение. в русском языке порой становятся шумными (то есть полностью глухими) перед, собственно, шумными и в конце слова. Примеры: в слове гриб произносим "п", хотя пишем "б" (конец слова);

б) перед сонантами, звонкими и гласными, а также в начале слова звуки порой озвончаются ("с" в слове просьба).

Произношение рассмотрим отдельно, так как именно оно больше всего отличается в разных диалектах:

а) аканье - это превращение "о" в "а" в безударной позиции. Обратное явление - оканье - распространено в вологодском и других северных диалектах (например, мы говорим "мАлАко" вместо "молоко");

б) иканье - "е" превращается в "и" в безударной позиции (мы говорим вИликан, а не великан).

в) редукция - то есть сокращение гласных в за- или доударных позициях, то есть более быстрое и скомканное их произношение. Чёткого отличия, как с оглушением или иканьем, здесь нет. Можно лишь самостоятельно понаблюдать, что одни гласные мы произносим дольше, чем другие (мармелад: последняя "а", если вслушаться, произносится гораздо дольше, чем первая).

Что такое орфоэпия для разных языков мира?

В русском языке распространена морфологическая орфография - то есть единообразие морфемы на протяжении всего процесса словообразования (исключения - чередования в корнях и написание "ы" после приставок на согласную). В белорусском же, например, система фонетическая: как говорим - так и пишем. Поэтому для белорусских школьников понять, что такое орфоэпия, гораздо легче и гораздо важнее. Или, к примеру, в некоторых языках мира (финский, турецкий) слова бывают очень-очень длинными - выговорить много разных гласных в одном слове невозможно. Следовательно, гласные все подстраиваются под одну - ударную. Со временем этот принцип перешел и в письменность.

Правильная речь

Освоить и постоянно пользоваться ещё труднее, чем грамотно писать, но, тем не менее, это умение - одно из самых важных для интеллигентного человека.

Фонетические законы - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

Фонетические законы:

1. Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается , т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пЛдjeст] и т.п.
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш).Сонорные согласные не подвергаются оглушению : сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости . Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией .

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"ти - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Лтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пЛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кЛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости . Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.



Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Л т ор]) и перед частицей ([рос-л"и]; ср. [рЛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"кс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка с"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ъез"-н"иево), [б"иес"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"кр], [д"в"кр|, [т"в"кр], [с"п"кт"], [с"-н"им], [ис"-пкч"], [рЛз"д"кт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"кн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости . Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса , начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прЛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълЛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зЛпол"ныj] (поле, запольный).



5. Ассимиляция зубных перед шипящими . Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат"], [рЛ ж ат"] (сжать, разжать); [ ш ыт"], [рЛ ш ыт"] (сшить, расшить); [ ш"от], [рЛ ш"от] (счет, расчет); [рЛзно ш"ик], [изво ш"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по ж"] (позже), (езжу); [во ж"и], [дрож"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Л ч"от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных . Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся . Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных . При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор"ит"] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кЛло н ы ] (колонна+н+ый); [Лде с ки ] (Одесса+ск+ий).

8. Редукция гласных . Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными . Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вЛлы] (валы); [валы] (волы); [биэда] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пър?вос] (паровоз); [къръгЛнда] (Караганда); [кълъкЛла] (колокола); [п"ьл"иэ на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

Редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции : [дом] - [д^ма] - [дъь^вои].

Оглушение - процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие ; книжка - кни[ш]ка; дуб - ду[п].

Озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие : сделать -[з"]делать; отбор - о[д]бор.

Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких : зави[с"]ть, ка[з"]нь, ле[с"]ть.

Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий (например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш"], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш"]ина, [т"]астъе, ичи[ц]а.

Упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука , хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце - [с"э"рцъ], солнце - [сонцъ].

Орфоэпия (от греч. orthos - правильный и epos - речь) - отдел языкознания, изучающий правила образцового произношения (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова ). Орфоэпия – это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи.

1 . Произношение гласных звуков определяется позицией в предударных слогах и основано на фонетическом законе, называемом редукцией. В силу редукции безударные гласные сохраняются по длительности (количество) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все гласные, но степень этой редукции неодинакова. Так, гласные [ у], [ы ], [ и] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, тогда как [а], [о ], [ э] качественно изменяются. Степень редукции [а], [о], [э] зависит преимущественно от места слога в слове, а также от характера предшествующего согласного.

а) В первом предударном слоге произносится звук [Ù]:[вÙды́/ сÙды́ / нÙжы́]. После шипящих произносится [Ù]: [жÙра́ / шÙры́].

На месте [э] после шипящих [ж], [ш], [ц] произносится звук [ы э ]: [цы э пно́į], [жы э лто́к].

После мягких согласных на месте [а], [э] произносится звук [и э ]:

[ч٬и э сы́ / сн٬и э ла́].

б) В остальных безударных слогах на месте звуков [о], [а], [э] после твердых согласных произносится звук [ъ]: [кълъкÙла́/ цъхÙво́į/

пър٨во́с] После мягких согласных на месте звуков [а], [э] произносится [ь]: [п"ьтÙч"о́к/ ч"ьмÙда́н].

2. Произношение согласных звуков:

а) нормы литературного произношения требуют позиционной мены парных глухих и звонких в позиции перед глухими (только глухой) – звонкими (только звонкий) и на конце слова (только глухой): [хл"э́п] / тру́пкъ / про́з"бъ];

б) ассимилятивное смягчение не обязательно, существует тенденция к ее утрате:[с"т"ина́] и [ст"ина́], [з"д"э́с"] и [зд"э́с"].

3. Произношение некоторых сочетаний согласных:

а) в местоименных образованиях что , чтобы чт произносится как [шт]; в местоименных образованиях типа нечто , почта , почти сохраняется произношение [ч"т];

б) в ряде слов преимущественно разговорного происхождения произносится [шн] на месте чн : [кÙн"э́шнъ / нÙро́шнъ].

В словах книжного происхождения сохранилось произношение [ч"н]: [мл"э́ч"ныį /вÙсто́ч"ныį];

в) в произношении сочетаний вст , здн , стн (здравствуй, праздник, частник) обычно происходит сокращение или выпадение одного из согласных: [пра́зн"ик], [ч"а́сн"ик], [здра́ствуį]

4. Произношение звуков в некоторых грамматических формах:

а) произношение формы И.п. ед.ч. прилагательных м.р. без ударения: [кра́сныį / с"и́н"иį]- под влиянием орфографии возникло – ый,- ий ; после заднеязычных г, к, х ® ий: [т"и́х"иį],[м"а́хк"иį];

б) произношение – ся, - сь. Под влиянием орфографии нормой стало мягкое произношение: [нъч"и э ла́с" / нъч"и э лс"а́];

в) произношение глаголов на – ивать после г, к, х нормой стало произношение [г"], [к"],[х"] (под влиянием орфографии): [выт"а́г"ивът"].

Лекция 4 Орфоэпические нормы

В лекции рассматриваются особенности русского литературного произ-ношения

Орфоэпические нормы

В лекции рассматриваются особенности русского литературного произношения.

План лекции

4.1. Особенности русского ударения.

4.2. Нормы ударения.

4.3. Нормы произношения.

4.1. Особенности русского ударения

Слово может состоять из одного, двух или более слогов. Если слогов несколько, то один из них обязательно произносится иначе, чем остальные. Подобное выделение одного из слогов служит условием фонетической оформленности слова и называется словесным ударением. Слог, на который падает ударение, называется ударяемым или ударным. Ударение обозначается знаком « ?» над буквой, соответствующей гласному звуку.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога. Ударение в русском языке является силовым и количественным одновременно. Ударный слог отличается от безударных и своей длительностью, и своей силой (громкостью).

Словесное ударение наделено организующей функцией. Группа слогов, связанная общим ударением, образует особую фонетическую единицу. Она называется фонетическим словом, например: [гълавá] голова, [нá(гълъву] на голову . В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения остальных слогов.

Лишенные ударения слова могут вести себя по-разному. Одни из них подчиняются обычным правилам произношения звуков: [да_сáдъ] до сада (ср.: [дасáдъ] досада); [л’ э´j_къ] лей-ка (ср.: [л’ э´jкъ] лейка) . Другие, несмотря на безударность, сохраняют некоторые фонетические приметы самостоятельного слова. В них, например, могут звучать гласные, нехарактерные для безударных слогов: [што(нáм] что нам (ср.: [штанáм] штанам); [т’э(л’исá] - те леса (ср.: [т’ьл’исá] телеса) .

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение. Оно является более слабым, падает чаще всего на начальные слоги и фиксируется в словах со сложной словообразовательной структурой: стро`йматериáлы, во`донепроницáемый, а`эрофо`тосъёмка .

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным. Так, в чешском языке ударение может приходиться только на первый слог, в польском - на предпоследний, во французском - на последний. Русский язык не знает подобной закономерности. Являясь разноместным (или нефиксированным), русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове: зóлото, водá, молокó, позолотúть, необыкновéнный . Это делает возможным существование слов, а также отдельных форм слов, различение которых связано с местом ударения: зáмок - замóк, нóшу - ношý, нóги - ногú и т. д.

Русское ударение имеет и другую особенность - подвижность. Подвижность ударения при образовании грамматических форм слова определяется возможностью перехода ударения:

1) с основы на окончание и наоборот: стран-á - стрáн-ы, голов-á - гóлов-у ;

2) с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дéрев-о - дерéвь-я, óзер-о - озёр-а .

Подвижность ударения при словообразовании определяется возможностью перемещения ударения на другую морфему в производном слове по сравнению с производящим: крáсн-ый / красн-от-á. Неподвижное словообразовательное ударение приходится на ту же самую морфему: берёз-а / берёз-ов-ый .

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки русского ударения:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по характеру расположения в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

4.2. Нормы ударения

В рамках одной лекции невозможно рассмотреть все нормы русского ударения. мы ограничимся только основными.

1) Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании , например:

- бинт - бинтá, блин - блинá, боб - бобá, винт - винтá, горб - горбá, жгут - жгутá, зонт - зонтá, кит - китá, клок - клокá, клык - клыкá, ковш - ковшá, крюк - крюкá, куль - куля?, линь - линя?, плод - плодá, серп - серпá, скирд - скирдá, хорь - хоря?, цеп - цепá, шест - шестá, штрих - штрихá.

2) В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне . Ср.:

- ботвá - ботвý, веснá - веснý, деснá - деснý, золá - золý, киркá - киркý, норá - норý, овцá - овцý, росá - росý, сохá - сохý, стопá - стопý;

- горá - гóру, доскá - дóску, зимá - зúму, стенá - стéну, сторонá - стóрону, ценá - цéну, щекá - щёку.

3) С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: в горстú, на грудú, на дверú, в кровú, в ночú, на печú, в связú, в сетú, в степú, в тенú, на цепú, в честú .

4) В родительном падеже множественного числа произносятся:

С ударением на основе : мéстностей, пóчестей, прúбылей ;

С ударением на окончании : ведомостéй, крепостéй, новостéй, повестéй, податéй, скатертéй, стерлядéй, четвертéй .

Различается произношение ступéней (в лестнице) и ступенéй (ступень развития чего-либо).

5) Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без. Например:

- НА : нá воду, нá гору, нá руку, нá спину, нá зиму, нá душу, нá стену, нá голову, нá сторону, нá берег, нá год, нá дом, нá нос, нá пол, зуб нá зуб, нá день, нá ночь, нá ухо, нá два, нá три, нá пять, нá шесть, нá семь, нá сто;

- ЗА : зá ногу, зá голову, зá волосы, зá руку, зá спину, зá зиму, зá душу, зá нос, зá год, зá город, зá ворот, зá ухо, зá уши;

- ПOД : пóд ноги, пóд руки, пóд гору, пóд нос, пóд вечер;

- ПО : пó лесу, пó полу, пó носу, пó морю, пó полю, пó уху;

- ИЗ : úз лесу, úз дому, úз носу, úз виду;

- БЕЗ : бéз вести, бéз году неделя, бéз толку;

- ОТ : час óт часу, óт роду.

6) Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании , реже на основе. Ср.:

- бралá, былá, взялá, вилá, внялá, вралá, гналá, далá, донялá, дралá, жилá, задалá, занялá, звалá, лилá, нажилá, нанялá, началá, пилá, плылá, понялá, прибылá, принялá, рвалá, раздалá, слылá, снялá, спалá и др.;

- бúла, брúла, дýла, жáла, клáла, крáла, кры?ла, мы?ла, мя?ла, пáла, рожáла, шúла.

7) У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе , кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание , например:

- взят - взятá - взя?то - взя?ты; нáчат - начатá - начáто - нáчаты; прúдан - приданá - прúдано - прúданы; прúнят - принятá - прúнято - прúняты; прóдан - проданá - прóдано - прóданы; прóжит - прожитá - прóжито - прóжиты и т.д.

Но от причастий на -бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на основе . Ср.:

- зáбрана, нáбрана, перéбрана, úздана, прúбрана, вóбрана, дóбрана, подóбрана, разóбрана, сóбрана, отóбрана, ýбрана и т.д.;

- зáдрана, нáдрана, обóдрана, разóдрана, изóдрана, прóдрана, сóдрана, отóдрана и т.д.;

- зáзвана, обóзвана, подóзвана, отóзвана и т.д.

4.3. Нормы произношения

Орфоэпия - совокупность правил, которые определяют произносительные нормы устной (звучащей) речи и обеспечивают единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное (либо в виде жестко регламентируемых вариантов) произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения для литературного языка.

Правила (нормы) произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения). Таким образом, основные орфоэпические правила русского языка можно разделить на те, которые определяют:

Произношение гласных звуков (в разных позициях в слове, а также при определении места ударения);

Произношение согласных звуков (также в разных позициях в слове, в сочетаниях согласных, в сочетаниях с некоторыми гласными звуками, в разных грамматических формах).

Произношение гласных

В области гласных современное произношение связано с аканьем и иканьем.

При аканье безударные гласные, чередующиеся с ударными [ó] и [á], совпадают в первом предударном слоге после парных твердых в звуке [а]: н[а]чнóй = н[а]с ы´пать (ср. проверочные ночь и насыпь).

При иканье безударные гласные, чередующиеся с ударными [и?], [э?], [ó], [á], совпадают в первом предударном слоге после мягких в звуке [и]: ч[и]тáть = ч[и]рв я´к = ч[и]рнéть = ч[и]с ы´ (ср. проверочные прочитан, червь, черный, час).

Иной способ произношения безударных гласных, характеризующийся противопоставлением и-образного и э-образного звуков, называется эканьем: ч[и]тáть / ч[иэ]рв я´к = ч[иэ]рнéть = ч[иэ]с ы´ (в транскрипции использован значок «и, склонный к э»). Экающая норма является устаревшей и в настоящее время не используется.

В позиции первого предударного слога после твердых шипящих на месте буквы а произносится гласный [а]: ж[а]рá жара, ш[а]гáть шагать, ш[а]мпáнское шампанское. Однако есть несколько слов-исключений, в которых звучит [ы]: лош[ы]дéй лошадей, ж[ы]лéть жалеть, к сож[ы]лéнию к сожалению, двадц[ы]ти двадцати. Слова жакет и жасмин допускают двоякое произношение.

Кроме того, необходимо обратить внимание еще на некоторые нормы произношения в области гласных:

  • В некоторых словах как русского, так и иноязычного происхождения наблюдаются колебания в выборе [е] или [о] после мягких согласных и шипящих: манéвры - манёвры, желчь - жёлчь, блёклый, но блéклее .
  • Некоторые слова допускают вариантность звукового оформления корня: ноль - нуль, строгать - стругать, тоннель - туннель, обусловливать - обуславливать .
  • В некоторых случаях в словах иноязычного происхождения могут нарушаться соответствующие законы фонетической реализации гласных, при этом в безударных слогах возможно появление звуков [о], [е], [а]: б[о]á (боа), б[о]лерó (болеро), р[о]к[о]кó (рококо).
  • В некоторых случаях в первых основах сложных и сложносокращенных слов могут нарушаться законы поведения гласных, при этом в безударных положениях возможно появление звуков [о], [е], [а]: г[о]сзакáз (госзаказ), [о]ргтéхника (оргтехника).
  • В некоторых безударных приставках как иноязычного, так и русского происхождения могут нарушаться соответствующие законы фонетической реализации гласных, при этом в безударном положении могут произноситься звуки [о], [е], [а]: п[о]стмодернúзм (постмодернизм), пр[о]ислáмский (происламский).
  • В некоторых безударных предлогах, местоимениях, союзах и частицах, примыкающих к ударному слову, могут нарушаться соответствующие фонетические законы реализации гласных: н[о] я (но я), н[а]ш учáсток (наш участок) .

Произношение согласных

Необходимо разграничивать орфоэпические нормы в сфере согласных относительно их звонкости/глухости и твердости/мягкости.

1. По звонкости/глухости.

1) В русском литературном произношении звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими озвончаются. Не происходит позиционного изменения согласных по глухости- звонкости перед гласными, сонорными согласными и [в], [в’]: [зу?п], [п’ьр’иэво?скъ], , [во?ды], [сл’о?т], [сва?т].

2) Перед гласными, сонорными согласными и [в], [в’] произносится звонкий взрывной согласный [г]. При оглушении на конце слова и перед глухими согласными на месте звонкого [г] произносится глухой [к]: [п’ирLга?], [гра?т], [гро’с’т’], [п’иро?к]. Только в междометии господи, в слове бог сохраняются фрикативные [γ] и [х]:

2. По твердости/мягкости.

1) В современном языке перед [э] возможно появление как твердых, так и мягких согласных: мо[д]ель, ти[р]е, ан[т]енна, но [д’]еспот, [р’]ельс, [т’]енор. В ряде слов допускается вариативное произношение, например: прог[р]есс / прог[р’]есс, к[р]едо / к[р’]едо и т.д.

2) Сочетанию букв чн в одних случаях соответствует последовательность [шн], в других - [ч’н]. Так, например, конечно, скучный, яичница произносятся с [шн], а точный, отличник, вечный - с [ч’н]. В некоторых словах правильными оказываются оба варианта: порядочный, булочная, молочник. Есть и такие примеры, в которых выбор между [шн] и [ч’н] зависит от смысла: друг серде[шн]ый, но серде[ч’н]ый приступ; шапо[шн]ое знакомство, но шапо[ч’н]ая мастерская.

3) Согласный [ж:’] является очень редким звуком. Он произносится на месте букв жж, зж в таких словах, как дрожжи, вожжи, езжу, брызжет, дребезжать, позже и некоторые другие. Однако и в этих словах мягкий [ж:’] постепенно утрачивается, заменяясь твердым [ж: ]. В случае с дожди, дождик согласный [ж:’] вытесняется звуковым сочетанием [жд’].

4) В современном языке правила позиционного смягчения согласных перед мягкими характеризуются особой вариативностью и неустойчивостью. Последовательно происходит лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [ш¯’]: дива[н’ч’]ик диванчик, обма[н’ ш:’]ик обманщик. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (ла[фк’]и лавки, тря[пк’]и тряпки), или оно связано с выбором позиций, с представленностью в речи не всех носителей языка. Так, большинство людей смягчает зубные перед зубными не только в середине слова (ко[с’т’] кость, пе[с’н’]я песня), но также в начале слова и на стыке приставки с корнем, т.е. в «неустойчивых» позициях: [с’т’]ена стена, ра[з’н’]ести разнести. Смягчение же согласного в других сочетаниях скорее исключение, чем правило: [дв’]ерь дверь (реже [д’в’]ерь), [сj]ем съем (реже [с’j]ем), е[сл’]и если (реже е[с’л’]и).

5) Прилагательные на -кий, -гий, -хий произносятся с мягкими заднеязычными согласными: русс[к’]ий русский, стро[г’]ий строгий, ти[х’]ий тихий.

6) В подавляющем большинстве случаев мягким оказывается согласный и в постфиксах -ся / -сь глаголов: учу учусь, поднимал[с’]я поднимался.

Дата: 2010-05-18 00:49:35 Просмотров: 12260

Разговорная речь представляет собой своеобразную систему, существующую параллельно с книжной речью в пределах общенационального языка. Один французский учёный-языковед утверждал (и справедливо!), что «мы никогда не говорим так, как пишем, и редко пишем так, как говорим». А знаменитый английский писатель Б. Шоу был уверен, что «есть пятьдесят способов сказать „да“ и пятьсот способов сказать „нет“ и только один способ это написать». Так или иначе, но противопоставление двух форм языка, устной и письменной, имеет достаточные основания. Не будем останавливаться на особенностях повседневно-обиходной речи; а поговорим о другом - о нормах литературного ударения и произношения, без соблюдения которых не приходится говорить о речи грамотной в полном смысле этого слова.

Орфоэпией называют учение о нормативном произношении звуков данного языка, совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразие литературного произношения. Включают сюда и вопросы ударения и интонации, имеющие важное значение для устной речи.

С петлёй или с пе?тлей ?

На вопрос, заданный в заголовке, все ответят по-разному. Одни произнесут с пе?тлей (что считается нормой, закреплённой в большинстве словарей), а другие - (и их большинство) - с петлёй .

Чаще всего колебания в ударении объясняются наличием двух произносительных вариантов - книжного (традиционного) и разговорного: ке?та - кета?, творо?г - тво?рог и др.




Трудности русского ударения связаны, как известно, с двумя его особенностями. Во-первых, оно разноместно, не связано с определённым слогом в слове, как в некоторых других языках. Во-вторых, оно подвижно, т.е. может переходить с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) слова. Вряд ли нужно напоминать, что навыки правильно ставить ударение являются существенным элементом речевой культуры.

Справиться с русским ударением нелегко, но трудности надо преодолевать. Если ударение в начальной форме многих и многих слов приходится запоминать (или проверять, заглядывая в словари-справочники), то для определения места ударения в производных формах слов тех или иных грамматических разрядов (например гу?ся или гуся? ? ре?ку или реку? ?) существуют свои правила.

Так, многие односложные существительные мужского рода имеют в форме родительного падежа единственного числа ударение на окончании; бинт - бинта?, блин - блина?, боб - боба?, бобр - бобра?, винт - винта?, вред - вреда?, герб - герба?, горб - горба?, гриб - гриба?, жгут - жгута?, зонт - зонта?, кит - кита?, клок - клока?, клык - клыка?, ковш - ковша?, крот - крота?, крюк - крюка?, куль - куля?, линь - линя?, пласт - пласта?, плод - плода?, серп - серпа?, сиг - сига?, скирд - скирда?, след - следа?, хорь - хоря?, цеп - цепа?, челн - челна?, шест - шеста? и др.

Что касается гуся , то здесь возможны два варианта ударения - и гуся? , и гу?ся . И таких слов немало: пруда? и пру?да, плута? и плу?та, жезла? и же?зла, груздя? и гру?здя и др.

Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют частично ударение на окончании, а частично на основе:

1) беду?, ботву?, броню? (защитная обшивка), вдову?, весну?, графу?, десну?, длину?, дыру?, змею?, золу?, избу?, кирку?, козу?, нору?, овцу?, ольху?, пилу?, плиту?, полу?, росу?, скалу?, слюну?, смолу?, сову?, соху?, стопу?, страну?, строфу?, струну?, траву? и др.;

2) бо?роду, го?ру, до?ску, зе?млю, зи?му, по?ру, спи?ну, сте?ну, це?ну, щёку и др.

У ряда слов возможны два варианта ударения: бо?рону и борону?, ре?ку и реку?, ке?ту и кету? и др.

С ударением на окончании произносятся некоторые односложные существительные женского рода 3-го склонения при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: в горсти?, на груди?, в кости?, в крови?, в ночи?, на печи?, в связи?, в степи?, в тени?, на цепи?, в чести? и др. Однако: на двери? и на две?ри, в клети? и в кле?ти и др.

Часть существительных 3-го склонения в форме родительного падежа множественного числа произносятся с ударением на основе, а часть - с ударением на окончании:

1) возвы?шенностей, глу?постей, де?рзостей, ме?стностей, па?стей, по?честей, при?былей, про?поведей, пря?дей, про?рубей, ра?достей, ша?лостей ;

2) ветве?й, горсте?й, должносте?й, жерде?й, кисте?й, крепосте?й, лопасте?й, масте?й, мелоче?й, новосте?й, областе?й, очереде?й, плете?й, плоскосте?й, площаде?й, повесте?й, роле?й, сете?й, скатерте?й, скоросте?й, степене?й, стерляде?й, тене?й, тросте?й, четверте?й, щеле?й и др. Однако возможно: о?траслей и отрасле?й, ве?домостей и ведомосте?й и др. Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным: час о?т часу, год о?т году; до? ночи, до? полу и т.п. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги:

На: на? ногу, на? гору, на? руку, на? спину, на? зиму, на? душу, на? стену, на? голову, на? сторону; на? берег, на? год, на? дом, на? нос, на? угол, на? ухо, на? день, на? ночь, зуб на? зуб; на? два, на? три, на? шесть, на? десять, на? сто ;

За: за? ногу, за? голову, за? волосы, за? руку, за? спину, за? зиму, за? душу; за? нос, за? год, за? город; за? ухо, за? уши, за? ночь; за? два, за? три, за? шесть, за? десять, за? сорок, за? сто ;

По: по? морю, по? полю, по? лесу, по? полу, по? носу, по? уху; по? два, по? три, по? сто, по? двое, по? трое ;

Под: по?д ноги, по?д руки, по?д гору, по?д нос, по?д вечер ;

Из: и?з носу ;

Без: бе?з вести, бе?з толку, бе?з году неделя .

Однако: и?з виду и из ви?ду, и?з дому и из до?му, и?з лесу и из ле?су, на? воду и на во?ду и др.

Многие краткие прилагательные (без суффиксов в основе или с суффиксами -к-, -л-, -н-, -ок- в большинстве случаев имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме формы единственного числа женского рода (где оно переходит на окончание). Но некоторые из этих прилагательных имеют во множественном числе параллельную форму с ударением на окончании: бле?ден, бледна?, бле?дно, бледны?; бли?зок, близка?, бли?зко, близки?; бо?ек, бойка?, бо?йко, бойки?; ве?сел, весела?, ве?село, веселы?; вре?ден, вредна?, вре?дно, вредны?; глуп, глупа?, глу?по, глу?пы?; глух (лишён слуха), глуха?, глухо?, глу?хи; го?лоден, голодна?, го?лодно, го?лодны; горд, горда?, го?рдо, го?рды?; го?рек, горька?, го?рько, го?рьки?; груб, груба?, гру?бо, гру?бы?; густ, густа?, гу?сто, гу?сты?; дёшев, дешева?, дёшево, дёшевы; до?лог, долга?, до?лго, до?лги; до?рог, дорога?, до?рого, до?роги; дру?жен, дружна?, дру?жно, дру?жны?; жа?лок, жалка?, жа?лко, жа?лки; жив, жива?, жи?во, жи?вы; зе?лен, зелена?, зе?лено, зе?лены?; кре?пок, крепка?, кре?пко, кре?пки?; кро?ток, кротка?, кро?тко, кро?тки; мо?лод, молода?, мо?лодо, мо?лоды; прав, права?, пра?во, пра?вы; пуст, пуста?, пу?сто, пу?сты?; ре?док, редка?, ре?дко, ре?дки?; све?тел, светла?, све?тло, све?тлы; сыт, сыта?, сы?то, сы?ты; те?сен, тесна?, те?сно, те?сны?; туп, тупа?, ту?по, ту?пы?; хо?лоден, холодна?, хо?лодно, хо?лодны? .

Затруднения вызывает постановка ударения у ряда глаголов в форме прошедшего времени. Здесь можно выделить три группы глаголов:

1) с ударением на основе во всех формах: бить - бил, би?ла, би?ло, би?ли; брить - брил, бри?ла, бри?ло, бри?ли; дуть - дул, ду?ла, ду?ло, ду?ли; жать - жал, жа?ла, жа?ло, жа?ли; класть - клал, кла?ла, кла?ло, кла?ли; красть - крал, кра?ла, кра?ло, кра?ли; крыть - крыл, кры?ла, кры?ло, кры?ли; мыть - мыл, мы?ла, мы?ло, мы?ли; мять - мял, мя?ла, мя?ло, мя?ли; пасть - пал, па?ла, па?ло, па?ли; ржать - ржал, ржа?ла, ржа?ло, ржа?ли; шить - шил, ши?ла, ши?ло, ши?ли ;

2) с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода (в которой ударение переходит на окончание): брать - брал, брала?, бра?ло, бра?ли; быть - был, была?, бы?ло, бы?ли; вить - вил, вила?, ви?ло, ви?ли; внять - внял, вняла?, вня?ло, вня?ли; врать - врал, врала?, вра?ло, вра?ли; гнать - гнал, гнала?, гна?ло, гна?ли; драть - драл, драла?, дра?ло, дра?ли; жить - жил, жила?, жи?ло, жи?ли; звать - звал, звала?, зва?ло, зва?ли; лить - лил, лила?, ли?ло, ли?ли; пить - пил, пила?, пи?ло, пи?ли; плыть - плыл, плыла?, плы?ло, плы?ли; рвать - рвал, рвала?, рва?ло, рва?ли; снять - снял, сняла?, сня?ло, сня?ли; спать - спал, спала?, спа?ло, спа?ли и др. Однако: взять - взял, взяла?, взя?ло?, взя?ли; дать - дал, дала?, да?ло?, да?ли и др.;

3) с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода (в которой ударение переходит на окончание): доня?ть - до?нял, доняла?, доняло?, до?няли; замере?ть - за?мер, замерла?, за?мерло, за?мерли; заня?ть - за?нял, заняла?, за?няло, за?няли; запере?ть - за?пер, заперла?, за?перло, за?перли; наня?ть - на?нял, наняла?, на?няло, на?няли; нача?ть - на?чал, начала?, на?чало, на?чали; отбы?ть (уехать) - о?тбыл, отбыла?, о?тбыло, о?тбыли; поня?ть - по?нял, поняла?, по?няло, по?няли; прибы?ть - при?был, прибыла?, при?было, при?были; приня?ть - при?нял, приняла?, при?няло, при?няли; прокля?сть - про?клял, прокляла?, про?кляло, про?кляли; убы?ть -у?был, убыла?, у?было, у?были; умере?ть - у?мер, умерла?, у?мерло, у?мерли .

Некоторые из глаголов допускают параллельную форму с ударением на корне: дожи?ть - до?жи?л, дожила?, до?жило?, до?жи?ли; допи?ть - до?пи?л, допила?, до?пи?ло, до?пи?ли; зада?ть - за?да?л, задала?, за?да?ло, за?да?ли; нажи?ть - на?жи?л, нажила?, на?жи?ло, на?жи?ли; отня?ть - о?тня?л, отняла?, о?тня?ло, о?тня?ли; отпи?ть - о?тпи?л, отпила?, о?тпи?ло, о?тпи?ли; пода?ть - по?да?л, подала?, по?да?ло, по?да?ли; подня?ть - по?дня?л, подняла?, по?дня?ло, по?дня?ли; прода?ть - про?да?л, продала?, про?да?ло, про?да?ли; прожи?ть - про?жи?л, прожила?, про?жи?ло, про?жи?ли; проли?ть - про?ли?л, пролила?, про?ли?ло, про?ли?ли и др.

Аналогичное явление наблюдается у некоторых страдательных причастий прошедшего времени: в форме женского рода в одних случаях ударение падает на окончание, в других - на приставку:

1) взя?тый - взят, взята?, взя?то, взя?ты; ви?тый - вит, вита?, ви?то, ви?ты; изжи?тый - изжи?т, изжита?, изжи?то, изжи?ты; на?чатый - на?чат, начата?, на?чато, на?чаты; при?нятый - при?нят, принята?, при?нято, при?няты . Однако: до?данный - до?дан, до?дана, до?дано, до?даны; о?тданный - о?тдан, о?тдана?, о?тдано, о?тданы; при?данный - при?дан, при?дана?, при?дано, при?даны; про?данный - про?дан, про?дана?, про?дано, про?даны; ро?зданный - ро?здан, ро?здана?, ро?здано, ро?зданы; со?зданный - со?здан, со?здана?, со?здано, со?зданы ;

2) во?бранный - во?бран, во?брана, во?брано, во?браны; до?бранный - до?бран, до?брана, до?брано, до?браны; за?бранный - за?бран, за?брана, за?брано, за?браны; за?дранный - за?дран, за?драна, за?драно, за?драны; за?званный - за?зван, за?звана, за?звано, за?званы; и?збранный - и?збран, и?збрана, и?збрано, и?збраны; изо?дранный - изо?дран, изо?драна, изо?драно, изо?драны; на?бранный - на?бран, на?брана, на?брано, на?браны; на?званный - на?зван, на?звана, на?звано, на?званы; ото?бранный - ото?бран, ото?брана, ото?брано, ото?браны; ото?дранный - ото?дран, ото?драна, ото?драно, ото?драны; ото?званный - ото?зван, ото?звана, ото?звано, ото?званы; подо?бранный - подо?бран, подо?брана, подо?брано, подо?браны; по?званный - по?зван, по?звана, по?звано, по?званы; пре?рванный - пре?рван, пре?рвана, пре?рвано, пре?рваны; при?бранный - при?бран, при?брана, при?брано, при?браны; при?званный - при?зван, при?звана, при?звано, при?званы; про?званный - про?зван, про?звана, про?звано, про?званы; со?бранный - со?бран, со?брана, со?брано, со?браны; со?званный - со?зван, со?звана, со?звано, со?званы и др. Однако: запро?данный - запро?дан, запро?дана?, запро?дано, запро?даны .

В глаголах на -ировать выделяются две группы: с ударением на и (их большинство) и с ударением на а :

1) баллоти?ровать, бальзами?ровать, блоки?ровать, гаранти?ровать, дебати?ровать, дирижи?ровать, дисквалифици?ровать, дискредити?ровать, дискути?ровать, диспути?ровать, дистилли?ровать, дисциплини?ровать, дифференци?ровать, заплани?ровать, иллюстри?ровать, инсцени?ровать, информи?ровать, квалифици?ровать, компромети?ровать, конкури?ровать, констати?ровать, копи?ровать, ликвиди?ровать, маневри?ровать, манки?ровать, мини?ровать, опери?ровать, пари?ровать, ратифици?ровать, рафини?ровать, реабилити?ровать, регистри?ровать, резюми?ровать, скальпи?ровать, сумми?ровать, телеграфи?ровать, трети?ровать, транспорти?ровать, утри?ровать, формули?ровать, форси?ровать, фотографи?ровать, цити?ровать, шоки?ровать, эвакуи?ровать и др.;

2) бомбардирова?ть, гофрирова?ть, гравирова?ть, гримирова?ть, группирова?ть, драпирова?ть, запломбирова?ть, лакирова?ть, марширова?ть, маскирова?ть, меблирова?ть, пломбирова?ть, премирова?ть, формирова?ть и др. Однако: гази?рова?ть, норми?рова?ть и др.

Аналогичные группы выделяются среди страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов на –ировать : форме на -и?ровать соответствует форма на -и?рованный , форме на -ирова?ть - форма на -иро?ванный :

1) блоки?ровать - блоки?рованный, заплани?ровать - заплани?рованный, иллюстри?ровать - иллюстри?рованный, инсцени?ровать - инсцени?рованный, утри?ровать -утри?рованный и т.д. Исключения типа: дистилли?ровать - дистиллиро?ванный ;

2) бомбардирова?ть - бомбардиро?ванный, лакирова?ть - лакиро?ванный, пломбирова?ть - пломбиро?ванный, премирова?ть - премиро?ванный, формирова?ть - формиро?ванный и т.д. Соответственно: гази?рова?ть - гази?ро?ванный, норми?рова?ть - норми?ро?ванный и др.

В заключение напомним некоторые слова, постановка ударения в которых вызывает трудности.


а?вгустовский

авто?бус

авто?граф

аге?нт

аге?нтство

аго?ния

агроно?мия

алкого?ль

алфави?т

ана?том

анони?м

апарта?менты иапартаме?нты

апо?строф

арбу?з, арбу?за, мн. арбу?зы

аргуме? нт

аре? ст

аристокра? тия

асбе? ст

астроно? м

а? тлас (собрание географических карт)

атла? с (ткань)

атле?т

а?томный

афе?ра


бало?ванный

балова?ть

ба?ржа и баржа?

безу?держный

без у?молку

беспрецеде?нтный

библиоте?ка

блоки?рованный

блоки?ровать, блоки?руешь

боя?знь

брата?ние

брата?ться

бредово?й

бро?ня (закрепление чего-либо за кем-либо)

броня? (защитная облицовка из стали)

буржуази?я

бытие?

бюрокра?тия


валово?й

вая?ние

вая?тель

ве?рба

вероиспове?дание

взрывно?й

ви?дение (способность видеть)

виде?ние (призрак)

волшебство?

вор, во?ра, мн.во?ры

воро?та

временщи?к

вто?ргнуться


гастро?номия

гегемо?ния

гекта?р

ге?незис

герб, герба?, мн. гербы?

гли?ссер

госпита?льный

гравёр

гре?йпфрут

гренаде?р

гре?нки

гу?сеница


давни?шний

двою?родный

демокра?тия

департа?мент

де?спот

дефи?с

дециме?тр

де?ятельность

диа?гноз

диало?г

диспансе?р [сэ]

добы?ча

догово?р, мн.догово?ры

договорённость

дозвони?ться, дозвони?шься

докуме?нт

до?ллар

доне?льзя

доска?, мн.до?ски, до?сок идосо?к, до?скам идоска?м

драматурги?я

дремо?та


египтя?нин

еди?нство

ерети?к


железа?, мн.же?лезы, желёз, железа?м

же?мчуг, мн.жемчуга?

жесто?ко


заброни?ровать (закрепить что-либо за кем-либо)

забронирова?ть (покрыть бронёй)

зави?дно

завсегда?тай

за?говор

загово?рщик

заголо?вок

задо?лго

заём

зазвони?ть, зазвони?шь

заи?ндеветь изаиндеве?ть

заку?порить

занято?й (человек)

за?нятый (дом)

заржа?веть изаржаве?ть

за?суха

звони?ть, звони?шь

здра?вница

зимо?вщик

зло?ба

зна?чимость

зубча?тый


иеро?глиф

избало?ванный

избалова?ть

избра?нник

извая?ние

изгна?нник

и?здавна

изобрете?ние

и?зредка

и?конопись

ина?че ии?наче

иноплеме?нный

и?мпульс

индустри?я

инструме?нт

инциде?нт

и?скра

и?скриться иискри?ться

и?сподволь

исте?кший

истери?я

исче?рпать и (разг.)исчерпа?ть


ка?мбала и (разг.)камбала?

камфара? ика?мфора

камфа?рный ика?мфорный

катало?г

катастро?фа

каучу?к

кварта?л (часть города; четверть года)

кедро?вый

ке?та икета?

ке?товый икето?вый

киломе?тр

кинематогра?фия

ки?рзовый и (разг.)кирзо?вый

кито?вый (ус)

кичи?ться

кла?дбище

кладова?я

кожу?х

коклю?ш

колле?дж

коло?сс (гигант)

комба?йнер икомбайнёр

ко?мпас

ко?мплекс

компромети?ровать

краси?вее

креме?нь

кулина?рия икулинари?я

ку?хонный


лассо?

легкоатле?т

лени?ться

летарги?я

литогра?фия

ломо?та

ломо?ть


магази?н

манёвры

мастерски?

мастерство?

медикаме?нты

ме?льком и (разг.)мелько?м

металлурги?я и (разг. и проф.)металлу?ргия

метеоро?лог

ми?зерный и (реже)мизе?рный

молодёжь

моноло?г

монуме?нт

морко?вь

му?скулистый имускули?стый

муштра?

мы?каться

мыта?рство


на?бело

наве?рное

наве?рх

нагово?р

на?голо (остричь)

наголо? (держать шашку)

надоу?мить

на?искось

накова?льня

нало?говый

наме?рение

нао?тмашь

недои?мка

некроло?г

немота?

не?нависть

неподалёку

непревзойдённый

несессе?р [нэсэсэ?р]

нефтя?ник

новорождённый

нормирова?ть и (разг.)норми?ровать


обезу?меть

обеспе?чение

обесце?нить

обетова?нный

облегчи?ть

обменённый

ободри?ть

обостри?ть

обы?денный

огу?лом

одолжи?ть, одолжи?шь

озло?бленный

окно?, мн.о?кна, о?кон

олига?рхия

опе?ка

опери?ться

опто?вый

осве?домить

осведомлённый

отку?порить

отча?сти


па?мятуя

парали?ч

парте?р [тэ]

па?сквиль

па?хота

пепели?ще

переведённый

пе?ристые (облака)

пе?тля и (разг.)петля?

планёр

пле?сневеть

побасёнка

побелённый

побуди?ть

пова?ренная (соль)

погру?женный (на платформу)

погружённый (в воду; в мысли)

подари?ть, пода?ришь

подзаголо?вок

подметённый

поедо?м

пои?мка

по?ристый

портфе?ль

по?ручни

постаме?нт

поутру? (есть)

по?хороны, на похорона?х

предме?т

премирова?ть

претенде?нт

прецеде?нт

прибли?женный (к чему-либо)

приближённый (близкий)

пригово?р

прида?ное

призы?в

призывни?к

призывно?й (пункт, возраст)

призы?вный (зовущий)

приноро?вленный

прину?дить

при?нцип

приобрете?ние

про?клятый (преданный проклятию)

прокля?тый (ненавистный)

про?сека и (реже)про?сек

проце?нт

псевдони?м


развито?й (ребёнок), развита?я (промышленность)

ра?звитый (ра?звитые в докладе положения)

разви?тый (локон)

раку?шка и (разг.) ра?кушка

рассерди?ться, рассе?рдишься

револьве?р

реме?нь

ржа?веть и ржаве?ть

рома?н

рудни?к

руководи?ть, руководи?шь

ру?сло

рыси?стый


саже?нь иса?жень

салютова?ть, салюту?ешь

санитари?я

сантиме?тр

свёкла

сечь, прош. сёк, секла?, секло?, секли? (рубить)

силён

си?лос

симме?трия исимметри?я

сирота?, мн.си?роты

сло?женный (из деталей)

сложённый (обладающий тем или иным телосложением)

слу?чай

сметли?вый

соболе?знование

соверше?нный (достигший совершенства)

совершённый (сделанный)

совреме?нный

созы?в

сосредото?чение

сре?дство, мн.сре?дства

стаби?льный

ста?тус

стату?т

ста?туя

стеногра?фия

столя?р

су?дно

счастли?вый, сча?стлив [сл]


тамо?жня

танцо?вщица

творо?г и (разг.)тво?рог

те?плиться

терро?р

те?фтели итефте?ли

тигро?вый

тирани?я

то?пливный

тошнота?

тре?нер

тя?жба


у?голь, род.у?гля иугля?

у?гольный (от уголь )

уго?льный (отугол )

украи?нский

уме?рший

упро?чение

усугуби?ть иусугу?бить

ути?ль, ути?ля

утолщённый

уценённый


факси?миле

фарфо?р

фейерве?рк

фено?мен ифеноме?н

фети?ш

филантро?пия

филатели?я

фо?рум

фунда?мент


ха?нжество

ха?ос (в древнегреческой мифологии)

хао?с иха?ос (беспорядок)

хирурги?я

хло?пок (растение)

хлопо?к (удар)

хло?пковый

хода?тайство

хода?тайствовать, хода?тайствуешь

хозя?ева

хо?леный ихолёный

хребе?т

христиани?н

хроно?граф

хроно?метр


цеме?нт

ци?трусовые

цыга?н


чаба?н, чабана?

че?рпать


шасси?

швея?

шофёр

штабы? (мн.)


щаве?ль

щеголи?ха

щегольски?

щелочно?й

щепо?тка


э?кскурс

экспе?рт

экспе?ртный

э?кспорт

эпи?граф

эпило?г


юро?дивый

ю?рта


языково?й (относящийся к словесному выражению мыслей)

языко?вый (относящийся к органу в полости рта)

ячме?нный


На диктора равняйсь!

Разумеется, речь пойдёт об образцовом литературном произношении дикторов радио и телевидения, профессиональных драматических артистов.


Нормативное произношение играет огромную роль в процессе общения людей. Всякое отступление от нормы в этой области отвлекает слушателя от содержания высказывания, мешает правильному его восприятию, вызывает чувство недовольства. Литературное произношение и ударение - важнейшие слагаемые звучащей речи. Поэтому необходимо знать основные правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных звукосочетаний и грамматических форм.

Большую роль в нашем языке играют носовые согласные [м] и [н] и плавные согласные [л] и [р], с которых начинается значительная часть слов языка; эти согласные обладают большой звучностью и музыкальностью. Появление в речи множества мягких звуков объясняется такой фонетической особенностью языка, как смягчение согласных, стоящих перед гласными переднего ряда [и] и [е].

В русских словах почти отсутствуют трудно произносимые сочетания звуков, вследствие чего речь приобретает такие ценные качества, как лёгкость и плавность.

Большое значение имеет подвижное разноместное ударение, благодаря чему в сочетании с интонационным разнообразием создаётся ритмичность, музыкальность, выразительность речи.

Несколько слов о путях развития русского литературного произношения. Исторической его основой является московская речь, которая сложилась ещё в первой половине XVII в. К этому времени московское произношение лишилось диалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. М.В. Ломоносов считал московское «наречие» основой литературного произношения: «Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для всей своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается...»

С развитием русского национального языка московское произношение приобрело характер общенациональных произносительных норм. Выработавшаяся таким образом орфоэпическая система в своих основных чертах сохранилась и в настоящее время в качестве устойчивых произносительных норм литературного языка.

Однако нельзя не учитывать того, что за последнее столетие произошли коренные изменения во всех областях жизни нашего народа, что литературный язык стал достоянием многомиллионных народных масс и тем самым значительно расширился состав носителей литературного языка. Существенно изменился, особенно во второй половине XX в., национальный и социальный состав населения Москвы, - короче говоря, создались условия для «расшатывания» некоторых прежних орфоэпических норм и для появления новых произносительных вариантов, сосуществующих в наши дни со старыми нормами.

Следует учитывать также то обстоятельство, что стили литературного языка отличаются друг от друга не только в отношении лексики и грамматики: различия между ними распространяются и на область произношения. Так, можно говорить о двух разновидностях произносительного стиля - стиле книжном (высоком), который находит своё выражение в публичных выступлениях, лекциях и т.д., и стиле разговорном, проявляющемся в повседневной речи, в бытовом общении. Эти стили соответственно связаны с лексикой - книжной и разговорной. А между этими двумя стилями находится нейтральный стиль произношения.

Если отвлечься от лексики и оценивать только фонетическую сторону речи, то выделяются два стиля: полный, отличающийся чётким произношением звуков, медленным темпом речи, и неполный, характеризующийся меньшей тщательностью произношения звуков, более быстрым темпом речи.

Что может интересовать нас в области произношения? В первую очередь те случаи, которые подчиняются литературной норме. Затем такие случаи, когда допустимы произносительные варианты, из которых один всё же предпочтительнее и может быть рекомендован: имеется в виду выбор между вариантами старым и новым, книжным и разговорным. Короче говоря, решается всё тот же вопрос: «А как лучше сказать?»

Если говорить об основной тенденции развития русского литературного произношения, то таковой является сближение произношения с написанием. Объяснение этого процесса следует искать прежде всего в таких социально-культурных факторах, как всеобщая грамотность населения, широкое распространение средств массовой информации, тяга к книге и т.д. Знакомство с литературным языком (включая и нормативное произношение) начинается в основном в школе. И перед глазами детей с первых дней обучения всё время стоит графический образ слова, который при цепкой детской памяти прочно запоминается и накладывает свой отпечаток на произношение.

Может быть, вы обратили внимание на двоякое произношение суффикса -ся/-сь - с мягкими [с’] и твёрдым [с]? Прежняя московская норма рекомендовала твёрдое произношение (оно в какой-то мере сохраняется на театральной сцене, в речи дикторов радио и телевидения): боял [са], стремим [са], бою [с], надею [с]. В настоящее время преобладает произношение с мягким [с’]. Объяснить это изменение нетрудно. Ещё в школе дети усваивают, что в буквосочетаниях ся и сь гласная буква и буква «мягкий знак» указывают на мягкость произношения предшествующего согласного (это иллюстрируется примерами: [с’а]дь, ве [с’]). Откуда же школьник может знать, что для глагольных форм это положение не применяется и что в них -ся звучит как [са], а -сь - как [с]? Гораздо проще запомнить общее правило, и вы смело можете произносить указанные суффиксы (постфиксы) мягко.

По прежней норме (окончательно ещё не утраченной) прилагательные на -гий, -кий, -хий (строгий, далёкий, тихий ) и глаголы на -гивать, -кивать, -хивать (протягивать, отталкивать, замахиваться ) произносились без смягчения заднеязычных согласных [г], [к], [х] и с ослаблением (редукцией) последующего гласного (на месте буквы и произносился звук, средний между [а] и [ы]). Но школьник знает, что в словах [г’и]бкость , [к’и]вать , [х’и]трый эти согласные по законам русского произношения звучат мягко, и нет надобности сообщать ему, что в некоторых грамматических формах это правило не выдерживается. Поэтому общее положение он распространяет на частные случаи. В этом случае также можете смело пользоваться новой «мягкой» нормой.

Можно указать и другие изменения в произношении, объясняемые той же причиной - влиянием написания. Так, буквосочетание жж по прежней норме произносилось как долгий мягкий [ж’]. Но ведь шипящий [ж] по природе твёрдый, и неудивительно, что слова типа вожжи, жужжать в настоящее время всё чаще произносятся с твёрдым долгим [ж].

Под влиянием написания изменилось произношение буквосочетания чн . Раньше в книжных словах (бесконечный, вечный, точный и т.п.) сочетание чн произносилось в соответствии с написанием, но в обиходно-бытовых словах - как [шн] (кори [шн]евый , сливо [шн]ый и т.п.). В наши дни произношение чн как [шн] сохранилось в немногих словах: конечно, скучно, прачечная, пустячный, горчичник, скворечник, яичница и др.

Остановимся ещё на двух случаях: на произношении двойных согласных и слов иноязычного происхождения. Сопоставляя произношение слов гамма - грамматика, масса - массаж , мы замечаем, что двойные согласные в положении между гласными произносятся как долгий звук, если ударение предшествует двойным согласным (га?мма, ма?сса ). Если же ударяемый слог находится после двойных согласных, то они произносятся как простой (не долгий) звук (грамма?тика, масса?ж ). Отсюда и различие в произношении слов с двойными согласными:

1) с долгим согласным в корне произносятся слова: ва?нна, га?мма, гру?ппа, капе?лла, ка?сса, ма?сса, програ?мма, то?нна, тру?ппа и т.п.;

2) с простым (недолгим) согласным в корне произносятся слова: аннули?ровать, ассисте?нт, гриппо?зный, группирова?ть, корреспонде?нт, суббо?та, терра?са, терро?р, тонне?ль и т.п.

Долгий согласный произносится также в начале слова перед гласным (ссора, ссуда ) и на стыке морфем: приставки и корня (беззаботный, рассадить ) или корня и суффикса (глубинный, конный ).

В произношении слов иноязычного происхождения нас интересует произношение безударного о и произношение согласных перед е .

По правилам русской фонетики на месте буквы о в первом предударном слоге произносится [а] (сравните литературное произношение слов вода, нога, пора и т.п.). Но в некоторых словах иноязычного происхождения литературная норма рекомендует произношение в соответствии с написанием, т.е. в словах боа, бордо, колье, отель, фойе, шоссе и т.п. на месте о произносить [о]. В отдельных словах (поэт, сонет, фонетика и др.) на месте о наряду с произношением [о] (книжный вариант) встречается произношение [а] (разговорный вариант).

Как известно, в русских словах (а также в заимствованных, но давно вошедших в русский язык) согласный перед е произносится мягко: [б’]елый , [в’]ерить , [д’]ень , [л’]ето ,[м’]ена , [н’]ет , [п’]ервый , [с’]ерый и т.д. Однако в словах иноязычного происхождения, недостаточно освоенных русским языком и воспринимаемых как заимствованные, согласный перед е не смягчается: например: айс [б]ерг , ан [т]енна , [д]ельта , ка [ф]е , каш [н]е , ку [п]е , резю [м]е , ти [р]е , шимпан [з]е , шосс [е].

Совсем небольшое заключение

Наше совместное путешествие в мир языка закончилось. Но перед каждым из вас открыты широкие возможности продолжать его самостоятельно: нет пределов изучению родного языка.

Уместно напомнить высказывание знаменитого французского философа и писателя-просветителя Вольтера: «Выучить несколько языков - дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни».