Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

ТЕМА ПОЭТА И ТОЛПЫ В ЛИРИКЕ М .Ю. ЛЕРМОНТОВА.

«СМЕРТЬ ПОЭТА», «ПРОРОК», «ПОЭТ», «КИНЖАЛ»
Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

М.Ю. Лермонтов. «Пророк»
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.

Раздумья о назначении поэта, о роли поэзии в жизни общества, о божественной природе вдохновения и ответственности за этот дар уже не раз звучали в русской литературе. Вспомним «Памятник» Г.Р. Державина, «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского, «Поэт», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А.С. Пушкина.

О трагической участи поэта (пророка, певца) писал и М.Ю. Лермонтов. Строки стихотворения «Смерть Поэта» всколыхнули русское общество, оцепеневшее от горя в дни трагической гибели А.С. Пушкина, заставили говорить о достойном наследнике великого поэта .
II. Анализ стихотворения «Смерть Поэта» (1837). Беседа по вопросам:

1. На какие три части можно условно разделить стихотворение? Определите тему и идею каждой части.

(Первая часть (33 строки) энергично вводит основную тему в ее особом, лермонтовском повороте: не просто гибель поэта, но убийство - неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету, не только скорбь надгробного слова, но и страстность обличения.

М.Ю. Лермонтов адресует свое обвинение не только прямому убийце поэта - Дантесу. За несколькими уничтожающими штрихами, рисующими бездушного, безликого ловца «счастья и чинов», человека с пустым сердцем, встает куда более значимый образ всех врагов и гонителей «свободного, смелого дара поэта».

Вторая часть стихотворения (следующие 23 строки) стилистически значительно отличается от первой. Страстное обличение как бы уступает место надгробной элегии, скорби по поводу безвременной гибели героя-певца. В этой части Лермонтов более всего лиричен, давая волю глубоко личному чувству любви и боли.

Третья часть (последние 16 строк) - знаменитое «прибавление». Здесь обвинение вырастает в проклятие в адрес тех, кто таится «под сению закона», перед кем «суд и правда - все молчи». Речь уже идет не столько о врагах Пушкина, сколько о всегдашних палачах «Свободы, Гения и Славы». Единственное, что может поэт противопоставить их безнаказанной и подавляющей силе - это неотвратимость высшего суда.)

2. Как меняется ритмическая организация стиха по мере изменения темы? (Четырехстопный ямб меняется вольным четырех-пяти-шестистопным.)

3. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Андрей Шенье» и посвящение к поэме «Кавказский пленник». Докажите, что во время создания стихотворения «Смерть Поэта» М.Ю. Лермонтов, погруженный в пушкинскую поэтическую стихию, не раз обращался к его темам и образам.

(Во-первых, в стихотворении присутствует достаточно очевидная параллель с Ленским, «сраженным, как и он, безжалостной рукой». Во-вторых, возникает перекличка со строчками пушкинского «Андрея Шенье» - элегии о поэте, гибнущем на плахе, где герой, в частности, говорит:

Зачем от жизни сей, ленивой и простой,

Я кинулся туда, где ужас роковой.

Где страсти дикие, где буйные невежды,

Где злоба и корысть!
И, наконец, в определении поэта как «невольника чести» тоже прослеживается пушкинская реминисценция («Невольник чести беспощадной, // Вблизи видал он свой конец, // На поединках твердый, хладный, // Встречая гибельный свинец» «Кавказский пленник».)

4. Как вы думаете, насколько реальный образ А.С. Пушкина 30-х гг. можно соотнести с образом поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова? (Реальному Пушкину был чужд образ певца, противостоящего светской толпе, возвышающегося над ней: «Один как прежде...» Поэт у Пушкина не противостоит свету, а, напротив, принадлежит ему: «Пока не требует поэта // К священной жертве Аполлон, // В заботах суетного света // Он малодушно погружен <...>»

В стихотворении же Лермонтова предстает некий обобщенный образ Поэта, в силу своего гения одинокого, гонимого, находящегося в неразрешимом противоречии с «владыками земными».)

5. В данном стихотворении впервые отчетливо прозвучала типичная для лермонтовской поэзии тема поэта и толпы.

Какова «толпа» М.Ю. Лермонтова? Можно ли сказать, что убийца поэта стоит от нее особняком, или же он ее часть?

6. Какие мысли и чувства пробудило в вас это стихотворение?

7. Какую роль сыграло это стихотворение в судьбе самого Лермонтова?
III. Тема поэта и толпы, их вечного и трагически неразрешимого противостояния станет основной в стихотворении «Пророк» (1841), явившемся своеобразным полемическим ответом на известное стихотворение А.С. Пушкина с таким же названием .
8. Прочитайте стихотворения «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова.

9. Заполните таблицу на основе сравнения двух стихотворений.

Сделайте вывод.


ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Стихотворение «Пророк» Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: «С тех пор, как вечный судия // Мне дал всеведенье пророка...» И вот, показывает Лермонтов, судьба того, кто, вняв гласу Бога, явился в мир «глаголом жечь сердца людей» - «В меня все ближние мои бросали бешено каменья».

Пушкинскому пророку (после того, как божественное признание освободило его от человеческих слабостей) в равной степени открыт как природный, так и человеческий мир, лермонтовскому внемлет лишь мирная, не знающая людских пороков природа («И звезды слушают меня, // Лучами радостно играл»), «шумный град» же встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, неспособной понять высокого, аскетического инакомыслия. Таким образом, в соответствии со всем духом творчества М.Ю. Лермонтова тема «пророка» (непонятого, гонимого) раскрывается им как трагическая.

Различие трактовки темы поэта у Пушкина и Лермонтова сказалось и в самом образе пророка. В отличие от Пушкина, наделившего своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов вносит в описание своего героя простые человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в рубище, он торопливо пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы (и это несмотря на «печать» избранности на его «челе»!).


I V . Анализ стихотворения «Кинжал» (1837-1841).

1. Противопоставление каких понятий создает вокруг кинжала поэтический, романтически приподнятый ореол? («Грозный бой» и «любовь», «месть» и «таинственная печаль», «холодная сталь» и «слеза, жемчужина страданья».)

2. Символом чего предстает в стихотворении кинжал? (Символом душевной стойкости и твердости.)
V . Анализ стихотворения «Поэт» (1838).

1. Прокомментируйте развернутое сравнение, положенное в основу стихотворения. (Стихотворение построено на сравнении кинжала, его прошлой воинской славы и бесполезного настоящего, когда «игрушкой золотой он блещет на стене», - и поэзии, утратившей ныне свою некогда значимую общественную роль.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова обобщены идеи, обсуждавшиеся в эти годы в русской и европейской литературе: поэзия утратила былую власть, превратилась в золотую игрушку», салонное развлечение.)

2. Прослеживается ли в данном стихотворении традиционный лермонтовский мотив поэта и толпы? (Нет, лирический герой здесь не вдохновенный свыше поэт, чуждый толпе и не понимаемый ею, а выразитель народных дум, «могучие слова» которого жадно слушает «толпа». В этом контексте понятие «толпа» приобретает значение понятия «народ».)

3. Как вы понимаете заключительные строчки стихотворения? (Это призыв к поэту-гражданину вспомнить о своем высоком долге перед поэзией и народом.)

Таким образом, от стихотворения «Смерть Поэта» и через все творчество М.Ю. Лермонтова тема поэта и поэзии проходит в двух направлениях: поэт и чуждая ему толпа и поэт как выразитель народных чаяний, его высокий глашатай.


V I. Коллективное составление развернутого плана сочинения по теме: «М.Ю. Лермонтов о поэте и поэзии».
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

I. Вступление.

Традиционный взгляд на назначение поэта и поэзии в русской литературе от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина.

II. Главная часть.

1. «Смерть Поэта» как литературный дебют М.Ю. Лермонтова.

а) Тема стихотворения - гибель А.С. Пушкина, скорбь поэта, осознание утраты.

б) «Смерть Поэта» как обвинительный приговор и конкретному убийце, и обществу, его породившему.

в) М.Ю. Лермонтов об исторической роли А.С. Пушкина и трагической участи Поэта в современном мире.

г) Художественные приемы, помогающие раскрыть основную идею произведения:

Социально обусловленные эпитеты,

Метафоры, носящие общественно-политический характер, публицистичность,

Жанровое своеобразие (от элегии к политической сатире).

2. «Пророк» М.Ю. Лермонтова и эпоха, его породившая.

а) «Пророк» как отклик-размышление, отклик-возражение на стихотворение А.С. Пушкина с тем же названием.

б) Противостояние поэта и толпы как устойчивый мотив лирики М.Ю. Лермонтова.

в) Какие идеалы поэт-пророк пытается пронести неизменными через скепсис и неверие своей эпохи?

3. Развернутое сравнение поэзии и оружия, прошлого и настоящего в стихотворении «Поэт» (1838 г.).

а) Сравнение прошлого и настоящего в судьбе кинжала.

б) Судьба поэзии «вчера» и «сегодня».

в) Гражданский пафос заключительных строк. Какой призыв звучит в них?

III. Заключение.

Эти мотивы получат дальнейшее развитие в стихотворении «Родина».
III. Анализ стихотворения «Родина». Беседа по вопросам:

О родине,

О любви к родине,

О странности любви поэта к родине?

Обоснуйте свой ответ.

2. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к отчизне «странной»? (Поэт говорит о неизъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно высокий предмет патриотического воодушевления («слава, купленная кровью», великодержавный «покой», «темной старины заветные преданья»). Традиционному, а потому «казенному» патриотизму Лермонтов противопоставляет «непобедимую рассудком» привязанность к иному лику родины - простым картинам родной природы, русской деревни. «Здесь Лермонтов срывает с самого себя маску светского человека, гусара, которую ему приходилось носить, и предстает другим человеком, которым его знали только самые близкие друзья. Светская жизнь и все с нею связанное - мишура, подлинная Россия, подлинная жизнь - в глубине, в народе» 1 .)

3. Как вы думаете, не противоречит ли М.Ю. Лермонтов в своем отрицании себе - автору «Бородина» и «Песни про... купца Калашникова»? Обоснуйте свой ответ.

4. Перечислите, какие картины, меняясь, как в калейдоскопе, составляют образ любимой поэтом Руси.

5. Объясните психологическую мотивировку эпитетов: «степей холодное молчанье», «огни печальных деревень». (В этих эпитетах отразилась не только скромная неброскость русской природы и небогатая прелесть российских деревень, но и психологический настрой самого поэта - его холодность, его печаль.)

6. Проследите, как в описании картин русской сельской жизни и природы взгляд поэта скользит сверху вниз. Какие картины помогают увидеть это вертикальное движение? (Сначала взгляд охватывает картины, видные лишь с огромной высоты: степи, колыхание лесов, разливы рек. По мере приближения к земле видны огни печальных деревень». И только в непосредственной близости можно разглядеть «с резными ставнями окно».)
I V . Слово учителя.

В современном лермонтоведении не раз высказывалось предположение, что в данном стихотворении по-новому преломился образ лирического героя М.Ю. Лермонтова: от демонического взгляда сверху (от одиночества и презрения) он нисходит к человеческому взгляду на мир с его земными радостями и печалями. Недаром одиноких сосну, чинару, пальму сменила здесь «чета белеющих берез».

Стихотворение «Родина» - это попытка осознания не общего (как в стихотворении «Бородино» или »Песне про... купца Калашникова»), а личного, индивидуального чувства сыновней любви к родной земле, любви, от которой сладкой болью сжимается сердце.

Однако Россия по отношению к поэту не раз вела себя не как мать, а как мачеха. Отправляясь в последнюю ссылку на Кавказ, возможно предчувствуя скорую гибель, Лермонтов пишет горькие строчки.


V . Чтение учителем стихотворения «Прощай, немытая Россия...»

1. Что явилось источником горечи поэта в этом стихотворении?

2. О каких «пашах» в «голубых мундирах» говорит поэт?

3. Докажите, что горечь в этом стихотворении не отрицает любви поэта к Отчизне, а лишь подчеркивает ее своей болью.


V I. Домашнее задание.

1. Читать и анализировать стихотворения: «Расстались мы, но твой портрет...» (1837-1840), «Я не унижусь пред тобою...» (1828-1836), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1857), «И скучно, и грустно...» (1840).

2. Индивидуальные задания - подготовить сообщения об адресатах лермонтовской любовной лирики (по карточкам 31, 32, 33).

Карточка 31

Екатерина Сушкова 1

Сложная и глубокая натура Лермонтова особенно раскрылась в стихотворениях, обращенных к женщинам. Волнения любви поэт начал чувствовать очень рано. Одним из первых адресатов его любовной лирики стала Екатерина Александровна Сушкова. Ей было посвящено стихотворение «Нищий» и еще целый ряд стихотворений, составивших «сушковский цикл».

Сушкова (в замужестве Хвостова) Екатерина Александровна (1812-1868), красивая, умная и ироничная, стала предметом юношеского увлечения М.Ю. Лермонтова летом 1830 г.

Сама Сушкова так вспоминала об этой поре: «...Мы обращались с Лермонтовым как с мальчиком, хотя и отдавали полную справедливость его уму. Такое обращение бесило его до крайности, он домогался попасть в юноши в наших глазах, декламировал нам Пушкина, Ламартина и был неразлучен с огромным Байроном» 2 .

Е.А. Сушковой М.Ю. Лермонтов посвятил около двадцати стихотворений: «Черноокой», «К Сушковой», «Благодарю!» и других, которые составили «сушковский цикл».

«Сушковский цикл» - лирический дневник юноши Лермонтова; несмотря на традиционную романтическую стилистику, стихи цикла (особенно первые два) отличаются психологической точностью и конкретностью: зарождение чувства, которое сам поэт еще не решается назвать любовью («И что ж? - разлуки первый звук // Меня заставил трепетать: // Нет, нет, он не предвестник мук: // Я не люблю - зачем скрывать!»), и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделенной любви. Биографическая конкретность проникает и в саму поэтическую стилистику - «притворное вниманье», «острота речей», насмешка и «презренье» - все это, вплоть до романтического клише, - «чудный взор», «блеск чудных глаз» (Сушкову называли черноокой красавицей), отражает реальную ситуацию отношения Лермонтова к Сушковой.

Хотя в стихах «сушковского цикла» уже вырисовываются черты образа лирического героя (каким он сложится в дальнейшем в поэзии Лермонтова) с его разочарованностью, обманутыми надеждами, бессменными «тревогами души», в целом он не выходит за рамки любовной темы; однако сам образ любви-страдания как абсолютного и исключительного по силе чувства («Такой любви нельзя не верить») пройдет через всю лирику Лермонтова. Отвергнутая любовь несет герою разочарование во всех ценностях - и земных, и небесных:

«Чем успокоишь жизнь мою,// Когда уж обратила в прах // Мои надежды в сем краю, // А может быть и в небесах?..» («Стансы»). Но и к неразделенной любви Лермонтов предъявляет абсолютные критерии, предпочитал светской благосклонности определенность, «чистоту» безответности («Благодарю!»).

Через многие стихи «сушковского цикла» проходит мотив неистребимости первого чувства, не вытесняемого и новыми увлечениями: «Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней» («У ног других не забывал»). Именно в «сушковском цикле» поэт дает знаменательное для его творчества определение памяти как «демона-властелина».

Новая встреча поэта с Сушковой произошла 4 декабря 1834 г. в Петербурге. В течение месяца Лермонтов постоянно бывал в доме Сушковой, уделял ей внимание на балах и, наконец, добился от нее признания в любви. Тем самым, по представлениям света, девушка была скомпрометирована. 5 января 1835 г. Лермонтов написал Сушковой анонимное письмо, которое привело к разрыву (Сушкова до конца жизни не подозревала, что автором письма был Лермонтов). Неблаговидность поступка Лермонтова имела, однако, и обратную сторону: за прошедшие годы поэт разочаровался в женской любви и привязанности, а потому увидел в Сушковой лишь кокетку, стремящуюся найти жениха.

Карточка 32

Наталья Федоровна Иванова

Еще в 1830 г. в той же тетради , где написаны стихи, обращенные к Сушковой, появляется стихотворение «Н.Ф. И...вой» («Любил в начале жизни я угрюмое уединенье»); здесь нет ни признанья в любви, ни упреков, видно только, что М.Ю. Лермонтов ищет сочувствия и утешения:


Мои неясные мечты

Я выразить хотел стихами,

Чтобы, прочтя сии листы,

Меня бы примирила ты

С людьми и с бурными страстями.
Из этого стихотворения видно, что уже в 1830-м г. отношения с Н.Ф.И. были гораздо содержательнее, чем с Сушковой, которая относилась к Лермонтову, как к мальчишке, дразнила его. «Я прозвала его своим чиновником по особым поручениям и отдавала ему на сбережение мою шляпку, мой зонтик, мои перчатки», рассказывала Сушкова в своих записках 1 .

Наталья Федоровна Иванова (1813-1875) - знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения; к ней относится большой цикл стихов 1830-1832 гг., так называемый «ивановский цикл» («Н.Ф.И.», «Н.Ф.И...вой», «Романс к И...» и др.).

Ободренный в начале знакомства с Ивановой ее вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения окончились разрывом, что придало мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают ревность, упреки в обмане, мотивы неверия в прочность женского чувства. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара, который недопустимо тратить на недостойные предметы.

Разрыв с Ивановой относится, видимо, к лету 1831 г.

Вскоре Н.Ф. Иванова вышла замуж за офицера Н.М. Обрескова. Н.Ф. Ивановой посвящено стихотворение К* («Я не унижусь пред тобою...») 1832 г. Это итог драматических для поэта отношений, своего рода страстный монолог, построенный как обвинение отвергнувшей его возлюбленной.

Карточка 33

Варвара Александровна Лопухина 1

Лопухина (в замужестве Бахметева) Варвара Александровна (1815-1851) - одна из самих глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н.Ф. Ивановой, поэт в 1831 г. встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея - Варенькой. «Будучи студентом, - пишет А.П. Шан-Гирей, - он был страстно влюблен... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная ... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей...». Переезд Лермонтова в 1832 г. в Петербург и зачисление в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров помешали обоюдному увлечению развиться, а военная служба и светские развлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки; в письме к ее сестре Марии он писал: «Я очень хотел бы задать вам один вопрос, но перо отказывается его написать». Вопрос был разгадан, и Мария Александровна ответила, что Варенька проводит однообразные дни, охраняющие ее от всяких искушений». Лермонтов успокоился, но не перестал вспоминать Вареньку (ее профиль мелькает на страницах его юнкерских тетрадей).

Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно под давлением родителей, в 1835 г. выйти замуж за Н.Ф. Бахметева, человека немолодого. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество.

Лопухиной посвящены стихи «К.Л.» («У ног других не забывал…»), «К*» и др.

В романе «Герой нашего времени» характер Вареньки Лопухиной раздвоен и представлен в двух типах - в образах Мери и Веры.

Основной своей задачей как поэта В. Маяковский видит создание нового искусства – искусства масс. Он готов ради этого “сбросить Пушкина и прочих с прохода современности”, о чем заявлено в манифесте футуристов 1912 года, напечатанном в сборнике “Пощечина общественному вкусу”. Большую роль в этом убеждении сыграл протест против современного поэту буржуазного общества: один из четырех криков “Долой!” в поэме “Облако в штанах” самим поэтом определялся как “Долой ваше искусство”.

Пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать.

В. Маяковский отрицает традиционные атрибуты поэзии, ставшие штампами “пажи, дворцы, любовь, сирени куст” .

Такие, как вы,

Творцы –

Мне наплевать на всякое искусство.

Лучше лавочку открою… –

Так категорически не приемлет он изысканных красот модных салонных поэтов начала века – своих современников. Недаром имя Северянина для Маяковского становится синонимом пошлости и претенциозности, излюбленной мещанами. Поэзия должна служить народу, толпе. Еще большую значимость эти убеждения поэта приобретают после Октябрьской революции.

Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры…

На улицы, футуристы,

Барабанщики и поэты! –

Призывает поэт своих собратьев по перу.

Аналогичный призыв звучит в “Приказе №2 армии искусств”:

Товарищи,

Дайте новое искусство –

Чтобы выволочь республику из грязи.

Тяжелая будничная работа в “Окнах РОСТА”, агитация, пропагандистские стишки – это не всегда поэзия в высоком понимании значения этого слова. Но долг велит поэту заниматься тем, что нужно революции, молодой советской власти. Особенно важным в этой связи представляется стихотворение “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Сопоставление поэта и солнца привычное для мировой культуры, приобретает новое, демократическое звучание: солнце в гостях у поэта по-приятельски с ним беседует. Фантастическое, условное начало сочетается в стихотворении с разговорно-бытовым, повседневным. Лирический герой – поэт-труженик – находит полное взаимопонимание с другим великим тружеником – солнцем. У них общие проблемы, общие цели, они едины в своем отношении к дому:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!

Одним из своих “программных” стихотворений о назначении поэта и поэзии В. Маяковский считал “Разговор с фининспектором о поэзии”.

Говоря о тяжелом труде поэта, В. Маяковский сравнивает поэзию с добычей редких металлов: “В грамм добыча, в год труды”. Ради чего? Чтобы слова приводили “в движение тысячи лет миллионов сердца”. Конечно же, вопреки собственным декларациям поэта, это трансформированные пушкинские строки о назначении поэта “глаголом жечь сердца людей”. Но назначение поэта у Маяковского – это прежде всего дом, величайшая ответственность перед народом:

Долг наш –

Медногорной сиреной

В тумане мещанья,

У бурь в кипенье.

Должник вселенной…

Поэт по доброй воле отказывается от творческой свободы, ставя превыше всего чувство долга, считая свое творчество служением народу. Прав ли он? Раздумья на эту тему звучат во вступлении к поэме “Во весь голос”, неосуществленному замыслу Маяковского. Поэма должна была стать своего рода подведением итогов большого периода своей жизни, рассказом “о времени и о себе”. Предрекая долгую жизнь и большое будущее своим стихом, поэт говорит о том, что побудило его именно к такому творчеству, такой тяжелой черновой работе во имя революции:

Становясь

Собственной песне.

Называя себя “агитатором”, “горланом-главарем”, поэт видит в своих стихах прежде всего идеологическое оружие, рисуя “парад” своих страниц. “Кавалерия острот” с “отточенными пиками” рифм, “строчечный фронт”, жерла “нацепленных зияющих заглавий” поэм – все эти “поверх зубов вооруженные войска” посвящены поэтом пролетариату. Его творчество не может быть свободно от политики, в этом Маяковский видит историческую диалектику своего времени:

Мы открывали

Каждый том,

Как в доме

Собственном

Мы открываем ставни,

Но и без чтения

Мы разбирались в том,

В каком идти,

В каком сражаеться стане.

Все это – самоотречение, отказ от личностного понимания жизни, от собственной творческой свободы – было ради великой цели, ради “общего памятника” – “построенного в боях социализма”. Но тот социализм, что был построен, все-таки не был тем, о чем мечтал поэт. Вопрос, надо ли было “наступать на горло собственной песне” ради цели, оказавшейся ложной, остается открытым, а трагедия оборвавшейся жизни поэта доказала, что иные ошибки невозможно исправить, как невозможно вернуть вспять время и пройти весь путь сначала…

Александр Сергеевич Пушкин «Поэт и толпа» написал в 1828 году. Это стихотворение вызвало в обществе очень противоречивые мнения, комментарии не умолкали даже после смерти автора. В своей работе Пушкин довольно резко обращается к окружению, называя его чернью. Большинство литературных критиков сходится во мнении, что Александр Сергеевич имел в виду отнюдь не простой народ, а дворян, поражающих духовной бедностью и отсутствием всякого понимания настоящего творчества.

Стихотворение «Поэт и толпа» Пушкин написал вскоре после попыток власти направить его перо в нужное русло. Многие современники, хорошо знавшие писателя, утверждали, что данная работа является ответом на требования дидактического морализма, то есть Александр Сергеевич сочинил то, что от него требовалось, но это были не его мысли и чувства. Пожелания власти существенно отличались от идеалов самого поэта. До сих пор так никто и не понял, кого Пушкин называл чернью.

Зная настроение поэта и его отношение к дворянству, многие предполагали, что словосочетание «светская чернь» указывает на высшее чиновничество. С другой стороны, пристрастие к «печному горшку» вряд ли можно отнести к богатым людям. Существует предположение, что в своем стихотворении изобразил декабристов Пушкин. «Поэт и толпа» - это выражение полнейшего разочарования событиями, произошедшими 14 декабря 1825 года. В стихотворении упоминается, что чернь усмиряется бичами, а именно для декабристов были уготованы темницы и виселицы.

Если смотреть на стих «Поэт и толпа» более широко, то становится понятно, что Александр Сергеевич под чернью подразумевал людей, ничего не мыслящих в великом искусстве. В начале XIX века к творческим особам относились с некоторым пренебрежением, им не отводили в обществе значимой роли. Стихоплеты развлекали народ, но их стихи не несли в себе социальной значимости. «Песнь поэта» красива, свободна, но в то же время бесплодна словно ветер. Люди не понимали ценности стихов, они во всем пытаются найти выгоду, рациональное зерно, а не наслаждаться произведениями искусства.

В свою очередь, мудрым пророком чувствует себя Пушкин. «Поэт и толпа» - это попытка отгородиться от общественности, показать пренебрежение их принципами и ценностями. Александр Сергеевич принимал непосредственное участие в но после провала тайного заговора разочаровался во всем и переосмыслил свое предназначение. Ему нет никакого дела до надменного народа, который не понимает его, а только насмехается и потешается.

Достучаться до сердец людей, переломить не в силах Пушкин. «Поэт и толпа» - это выражение отвращения к поскольку из-за них умирает духовность. Автор видит, как деградирует поколение, умирает все прекрасное. Бедняки беспокоятся только о еде, богачи погрязли в разврате, ни одним, ни другим нет дела до творчества. Поэту отводится роль придворного шута, а это Пушкина не устраивает. Поэтому он сознательно отрекается от мира, в котором живет, но не отказывается от своего дара, потому что надеется разбудить в людях светлые и благородные чувства.

В русской классической литературе поэту всегда отводилась особая роль. Он, если выражаться словами Н.А.Некрасова, “избранник неба, глашатай истин вековых”. Однако среди погрязших в пороках и духовной праздности людей поэту жить непросто. Его нередко подвергают гонениям, осуждают и осмеивают. И лишь истинный служитель Муз способен противостоять глумящейся над ним толпе.

О таком поэте идёт речь в произведениях А.С.Пушкина. В стихотворении “Пророк” показано, как обычный человек превращается в существо высшего порядка. В основе преображения — библейские мотивы. Опираясь на сюжет VI Книги пророка Исайи, Пушкин в аллегорической форме рисует процесс рождения истинного поэта-пророка, божественная миссия которого — “глаголом жечь сердца людей”.

В то же время грубая толпа не способна постичь ту великую мудрость, которую несёт ей поэт:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато, как ветер, и бесплодна:

Какая польза нам от ней?

В этих строчках из стихотворения “Поэт и толпа” , на мой взгляд, можно увидеть причины неприятия творца “тупой чернью”: стихи не дают материальной выгоды, а значит, бесполезны. Но Поэт не снисходит до уровня «бессмысленного народа», не забывая о своём предназначении:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

В стихотворении “Поэт” классик создаёт образ идеального стихотворца:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы.

Истинный Поэт, по мнению Пушкина, бессмертен. Его жизнь после физической кончины продолжится в стихах. Эта мысль отчётливо звучит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” : “Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит…”

Итак, суть конфликта поэта и толпы , по мысли Пушкина, в том, что творец не принимает “заботы суетного света”, ибо является существом избранным. “Чернь” же, в свою очередь, не всегда способна понять божественную мудрость, заключённую в стихотворениях поэта, а потому грубо отвергает его.

Стихотворение «Поэт и толпа» было написано в 1828 году. Первоначально оно называлось «Чернь» и было переименовано Пушкиным для второго издания в 1836 году.

Конец 20-х годов – тяжёлый для поэта период. Он угнетён последствиями декабрьского восстания, переживает из-за нападок цензуры и неустроен в личной жизни.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Поэт и толпа» написано в форме диалога, так что некоторые исследователи даже называют его драматизированным стихотворением. У произведения есть приметы драматического рода, Пушкин сам акцентирует на них внимание, давая эпиграф на латыни, который в переводе значит: «Прочь, непосвященные». Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида. В тексте немало примет того, что разговор происходит в античную эпоху: статуя Аполлона Бельведерского, лира, алтарь, жертвоприношение, жрецы. Стихотворение относится к философской лирике и напоминает спор античных философов.

В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора, который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан. Стихотворение относится к реалистическому направлению. Как и в драматическом произведении, в нём важен конфликт между разными типами сознания: возвышенно-поэтическим и прагматическим. Сам по себе этот конфликт романтический. Ни одна из сторон не соглашается с другой (в отличие от стихотворения «Поэт и книгопродавец»). В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим, что объясняется психологически. Продолжение диалога невозможно.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль творца в истории, влияние его на обычных людей.

Основная мысль в непримиримости двух позиций: тех, кто ищет пользы в искусстве, и тех, кто «рождён для вдохновения».

Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя. Поэт поёт, а ничего не понимающие люди спрашивают друг у друга, с какой целью он это делает, что хочет сказать.

В первой реплике поэт обвиняет чернь в том, что она не ценит искусство (статую), хотя оно божественно (статуя – олицетворение бога), а ценит только то, что приносит пользу и насыщает тело, а не душу (печной горшок).

В своей реплике чернь агрессивно требует, чтобы поэт приносил пользу, давая народу, обременённому разными пороками, уроки. Поэт, считающий, что у каждого свой путь, не хочет тратить усилия на то, чтобы изменить приземлённых людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка в стихотворении сложная. Беспорядочно чередуется перекрёстная, парная и кольцевая. Реплика черни рифмуется парной рифмовкой, кроме последних четырёх строчек вывода с перекрёстной рифмовкой.

Тропы и образы

Вступительная часть содержит положительные эпитеты, относящиеся к поэту (лира вдохновенная , рука рассеянная ). Народ характеризуют как будто отрицательные, но на самом деле объективные эпитеты (хладный, надменный, тупой, непосвященный, бессмысленно ). Народ бессмысленный, тупой и непосвященный в значении «непонимающий», поэтому он холоден, то есть равнодушен к происходящему и надменен (отстранён).

Пушкин сразу показывает различие между отношением лирического героя и народа через глагол, передающий игру поэта, в высоком и низком стиле: бряцал (лирический герой) – бренчал (чернь).

В первой реплике чернь восхищается поэтом, сравнивая его с чародеем, его песню с ветром. Противопоставление эпитетов свободна и бесплодна (песнь) – отрицательный вывод народа о пользе деятельности поэта.

Речь поэта более хаотична и эмоциональна. В ней оскорбительные эпитеты (бессмысленный, дерзкий ), метафоры (червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные ), сравнения (душе противны вы, как гробы ). Поэт подчёркивает у народа черты глупости и злобы.

Во второй реплике чернь с помощью эпитетов перечисляет свои недостатки (малодушны, коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны ). Ни разу чернь не оскорбляет поэта. Она даёт его творчеству самую высокую оценку: звучно поёт, поражает ухо, ведёт к цели, волнует и мучит сердца, небес избранник, божественный посланник, любит ближнего, даёт уроки. Это объективная оценка, совпадающая с мнением лирического героя. Так же объективен ответ поэта: его лира не сможет исправить человеческие пороки. Поэт заканчивает реплику метафорой-выводом о собственной роли на земле. Это слова не только поэта, но и лирического героя, и автора.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина