Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала"

Антитеза - это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле - любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. На таком художественном приеме построены пословицы, широко используется он и в мировой литературе, например противопоставление Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса. К такому же приему прибег и Л. Н. Толстой в одном из своих поздних рассказов - «После бала».

Герой, от чьего имени ведется повествование, - человек, в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, случившегося в годы его юности, Иван Васильевич был студентом провинциального университета и мечтал поступить на военную службу. Был он «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», поэтому «главное удовольствие... составляли вечера и балы». Воображение Ивана Васильевича пленила прелестная Варенька Б., «высокая, стройная, грациозная и величественная», имела она царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка у рта, и прелестных, блестящих глаз».

На балу у губернского предводителя он весь вечер танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью». Он видел только ее «высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом», видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви».

Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь «переменилась» после одной ночи, или, скорее, утра, наступившего следом, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного наказания беглого татарина.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него. Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал. Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.

Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно... задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками...». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья. И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник «шел... подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина. Наказание, которым руководил отец любимой девушки, вызвало настоящий душевный кризис у героя.

В этих эпизодах перед нами словно два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой - омерзение и брезгливость.. Еще ярче контраст между полковником, с его румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу... под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат. «Мне было до такой степени стыдно, - описывает герой нахлынувшие чувства, - что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке..., я опустил глаза... На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска... казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Иван Васильевич так и не смог узнать и понять, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым». «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил...» Любовь героя к Вареньке с того дня пошла на убыль. Как ранее он невольно соединял Вареньку с отцом-полковником «в одном нежном, умиленном чувстве», так теперь, «когда она... с улыбкой на лице, задумывалась», Иван Васильевич «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему становилось неловко и неприятно. Он стал все реже и реже видеться с девушкой, пока любовь его к ней совершенно не остыла.

История, описанная в рассказе «После бала», не была только лишь вымыслом автора. Прототипом Вареньки Б. была Варвара Андреевна Корейш - дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Сергей Николаевич Толстой (брат Л. Н. Толстого) был влюблен в эту девушку, но его романтическое чувство угасло после того, как он, весело танцевавший с Варенькой на балу мазурку, на следующее утро увидел, как ее отец руководил экзекуцией. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу и произвел на него неизгладимое впечатление. Поэтому через пятьдесят с лишним лет он воспользовался им, чтобы с таким художественным мастерством показать, как самые радужные мечты молодого восторженного человека могут в один миг разбиться о жестокую реальность и совершенно изменить всю последующую жизнь.

Сочинение

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» — очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.

Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.

Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», — рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: «…высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная». Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».

Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг — вот что испытывал герой на протяжении всего бала.

Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом — полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.

Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.

Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.

Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.

По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.

Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.

Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека — преступления по отношению к себе, к своей душе.

Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.
В рассказе Л. Н. Толстого “После бала” контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: “Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ “После бала” строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй”.
С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием “контраст” формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.
Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. “Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках”. Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. “Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались”. В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька – белая, воздушная. Солдаты – черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. “После бала” действуют иные правила и законы. “Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию”. Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.
В душе молодого человека “музыканты” играют другую мелодию – мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. “В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки”.После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: “…на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища”. Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.
После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.
Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами “надо все по закону”. После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: “…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина”.
Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном “светлые”, “приятные” образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. “Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”. И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей – не только внешне, но внутренне.
Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.
В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” композиционно разбит на две части, совершенно различные Read More ......
  2. Рассказ Льва Николаевича Толстого “После бала” состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу – “После бала”. Светлые, радостные краски бала, Read More ......
  3. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после Read More ......
  4. Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений. Ведь этот писатель известен всему миру как автор “Войны и мира”, “Анны Карениной”, “Воскресения”. Однако в конце своей жизни Толстой обратился к созданию рассказов. Произведение “После бала” является одним Read More ......
  5. Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как Read More ......
  6. 1. Прием контраста. 2. Злая шутка. 3. Смена мировоззрения. Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем. С. Е. Лец В теме сочинения представлен весьма интересный вопрос – роль случая в жизни человека. А ведь действительно в жизни господин Read More ......
  7. В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования – все это характерно для позднего Толстого. Писатель обращается к резко социальному конфликту, Read More ......
Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого “После бала”

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: «Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ «После бала» строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй».

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались». В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька - белая, воздушная. Солдаты - черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. «После бала» действуют иные правила и законы. «Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.

В душе молодого человека «музыканты» играют другую мелодию - мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки».После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: «…на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.

После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.

Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами «надо все по закону». После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: «…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном «светлые», «приятные» образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей - не только внешне, но внутренне.

Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.

В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

Цель: 1) Помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.

3) Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом. Урок с элементами модульной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные

образовательные технологии в современном уроке» учителем русского

языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

Цель: 1) Помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.

3) Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом.

Урок с элементами модульной технологии.

Оборудование: 1. Портрет Л.Н.Толстого

2 . Эпиграф к уроку: «… для личного самосовершенствования необходимо

прежде изменить условия, среди которых живут люди.

Л. Н. Толстой «После бала »

3. Рабочие листы.

4 . Учебник литературы, словарь литературоведческих терминов.

5 . На доске листы с нравственными категориями – милосердие, совесть .

6. На доске – понятие композиция .

План урока:

1. Орг. момент.

2. Выяснение уровня первоначального восприятия текста. Реализация Д/З. Выборочное чтение сочинений-миниатюр «Какое впечатление произвел на меня рассказ Л. Н. Толстого «После бала»?»

3. Анализ рассказа «После бала». Заполнение рабочих листов.

1. Письменные ответы на задание №1.

2. Наблюдение над языковыми средствами (работа в парах - №2).

А) Выписать эпитеты в описании сцены бала.

Б) Выписать эпитеты в описании сцены наказания солдата.

Одновременно – один учащийся выполняет №3.

3. Обсуждение результатов заполнения заданий:

А) Чтение и запись понятия КОНТРАСТ.

Б) Обмен информацией в таблицах и запись недостающих материалов.

В) Дополнения учителя о контрастах цвета и звуков, повторов, чувств героя.

(танцевальные мелодии бала – неприятная, визгливая мелодия утром, белое платье с розовым поясом у Вареньки – черные люди, пестрая, красная спина татарина; сотый раз прошли вдоль залы в танце – падали и падали удары шпицрутенами; повторение прямой речи: «Братцы, помилосердствуйте» - «Будешь мазать? Будешь?»; чувства рассказчика: восторженное умиление – физическая, доходившая до тошноты, тоска)

4. Самостоятельное выполнение задания №4, вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу.

(На балу полковник добрый, радостный, а утром, после бала - жестокий и беспощадный.)

5 . Сопоставление образов полковника и наказываемого. Заполнение таблицы (работа в паре и обмен информацией). Вопрос к классу: На чем основано описание? (на контрасте)

Полковник

Наказываемый

Фигура

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное.

Походка

Шел твердой подрагивающей походкой

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу … подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед – и тогда унтер-офицеры тянули его назад.

Лицо

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо

Общее описание

Твердым шагом двигалась высокая статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек .

6. Чтение исторической справки и рассуждение по вопросам (устно):

(это свойственно человеку)

(надо всё по закону – не лицемер, а николаевский служака, привыкший не рассуждая выполнять приказы)

(живет по законам, придуманным крепостническим обществом)

Историческая справка

Наказание шпицрутенами

7 . Сообщение о композиции рассказа и краткие записи:

А) Особенность композиции – рассказ в рассказе.

Б) Основа композиции – контраст, противопоставление.

8 . Рассуждение (Устно):

Сопоставление чернового и окончательного вариантов концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:

(в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика о несправедливости, царящей в мире)

(образ Вареньки соотносил с ее отцом)

(не принимает ее законов и не хочет стать похожим на полковника)

Черновой вариант

Окончательный вариант

10. Обобщение. Запись основного вывода вывода: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?) Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

Л. Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит. (См. эпиграф)

11. Завершающий контроль. Выполнение теста.

В) контраст, противопоставление .

А) рассказ в рассказе

А) отчуждение Б) возмущение В) восторг

А) замшевая перчатка

В) «домодельные» сапоги.

В) осуждение деспотизма

12. Самооценка учащихся.

13. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе по теме

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала».

Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Ф. И.

1. Ответьте письменно:

А) На какие две части делится сюжет рассказа?

1) ________________________ 2) ______________________________

Б) Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает с восторженным умилением? _______

2. Выписать эпитеты в описании сцен рассказа:

Эпитеты в описании бала

Эпитеты в описании наказания солдата

Знаменитые музыканты, …__________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Жесткая, нехорошая музыка, …________

____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

3. Выписать из литературоведческого словаря понятие КОНТРАСТ

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Сделать вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу, записать вывод в виде предложения с противительным союзом « а» и однородными членами предложения.

_________________________________________________________________________________

5 . Сопоставить образы полковника и наказываемого. Заполнить таблицу:

Полковник

Наказываемый

Фигура

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Походка

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Лицо

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Общее описание

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

6. Устно ответить на вопросы:

1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным?

2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника?

Историческая справка

Наказание шпицрутенами

– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.

Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.

При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701-1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.

7 . Композиция рассказа. Прослушать сообщение и кратко записать:

А) Особенность композиции - …………………………………………………………………….

Б) Основа композиции - …………………………………………………………………………...

8 . Устно ответьте на вопрос: Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Сопоставьте черновой и окончательный варианты концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:

А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль?

В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу?

Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».

9 . Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

10. Записать вывод: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?)

Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Завершающий контроль

Выполнить тест, подчеркнув нужные ответы.

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

А) последовательность излагаемых событий

Б) цикличность излагаемых событий

В) контраст, противопоставление.

2. Каков тип композиции рассказа?

А) рассказ в рассказе

Б) повествование от первого лица

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

А) отчуждение Б) возмущение В) восторг

4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери?

А) замшевая перчатка

Б) блестящие глаза и радостная улыбка

В) «домодельные» сапоги.

5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности.

6. Определите основную идею рассказа.

А) судьба человека зависит от случая

Б) идея личной ответственности человека

В) осуждение деспотизма

Самооценка (подчеркнуть нужный ответ)

1. Узнал ли ты что-то новое на уроке? ДА НЕТ

2. Помогали ли тебе одноклассники на уроке? ДА НЕТ

3. Помогал ли ты одноклассникам на уроке? ДА НЕТ

4. Понравился ли тебе урок? ДА НЕТ