Основные нормы составления территориальных и муниципальных гербов: методические рекомендации.

Представляемое здесь изложение гербоведческих и геральдико-правовых норм подчинено практической задаче: облегчить работу тех, кто разрабатывает государственную символику субъектов Российской Федерации и официальную символику муниципальных образований. Многие из перечисляемых норм широко известны благодаря популярным и учебным изданиям, другие знакомы только исследователям и до сих пор не рассматривались (или почти не рассматривались) в общедоступных публикациях. Рекомендации готовились в расчете на широкий круг адресатов; предполагается, что они будут небесполезны и для начинающих любителей геральдических художеств, и для тех, кто интересуется этой темой уже давно, а также для официальных лиц органов власти и самоуправления, связанных с геральдической проблематикой по долгу службы.

Обращаясь к перечисленным здесь нормам, стоит учитывать, что формально гербоведческие принципы неразрывно связаны с такими важнейшими функциями герба, как юридическая (герб является объектом права и в то же время представляет своего обладателя в качестве субъекта права), репрезентативная (герб - парадный, торжественный знак) и прежде всего - опознавательная. Некоторые правила составления гербов могут показаться на первый взгляд архаичными, неактуальными, недостаточно логичными и т.д. Однако их несоблюдение неизбежно наносит урон гербу - его правовой корректности, парадности и узнаваемости.

Некоторые положения поясняются примерами (...).

При разработке герба обратите внимание, какой именно субъект права, какое юридическое лицо будет им обозначено (см. раздел 1).

Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23).

Не пытайтесь выразить в гербе ВСЁ - всю историю, все достопримечательности и т.п. (разделы 5, 6).

Основой герба должен быть геральдический щит; цвета, их сочетания и повороты фигур должны соответствовать гербоведческим нормам (разделы 8-11).

Единственным эталоном герба является его геральдическое описание. Изобразительный эталон не допускается (раздел 14).

Необходимо избегать дробления щита на несколько отдельных композиций, никак не связанных общими элементами (раздел 15), помещения в гербах атрибутов новейшего времени (раздел 13), изображений конкретных сооружений и предметов (раздел 12), надписей, за исключением девизов (раздел 16), а также украшений вокруг щита - также за исключением некоторых случаев (разделы 17-21).

В гербах субъектов Федерации и муниципалитетов не может воспроизводиться федеральная символика - орел и триколор (раздел 22); региональная (губернская, областная и т.п.) символика может использоваться в муниципальных гербах только на определенных условиях (раздел 23).

Ниже эти и другие основные нормы раскрываются более подробно.

II. Право на герб

1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д.
_______________
Так, Новооскольский район Белгородской области, включающий в себя г. Новый Оскол, в качестве районного герба утвердил старинный герб райцентра. Белгородский район (представляющий собою муниципальное образование, отдельное от Белгорода) оказался вынужден создавать для себя новый герб (хотя при этом была вполне резонно использована та же символика, что и в гербе г. Белгорода).
Рассмотрим несколько условных, абстрактных примеров.
Представим себе некий район А, являющийся муниципальным образованием, в состав которого входят два города: А (центр района) и Б. В принципе органы самоуправления района могут установить три разных герба: общерайонный, города А и города Б (два последующих - для использования, наряду с общерайонным, в соответствующих городах). Более того, возможно создание и употребление четвертого, соединенного герба, в котором встретятся символы района и двух городов. Эта возможная, но громоздкая модель поддается упрощению; так, можно ограничиться принятием герба района и вообще не ставить вопрос о символике обоих городов (но если они - или один из них - имеют исторический герб, такой маневр безусловно нежелателен); установить единый герб для района А и города А (если население Б не воспротивится); установить гербы обоих городов и в виде соединенного герба пользоваться как районным символом.
Иная ситуация - в районе В, где райцентр В выделен в самостоятельное муниципальное образование. В этом случае район В и райцентр В должны иметь разные гербы (хотя вполне закономерным было бы использование общей символики и даже зрительное сходство - но не совпадение! - обоих гербов). При этом не имеет значения, является ли райцентр городом или нет.
В любом случае действует принцип, согласно которому герб служит отличительным знаком: один муниципалитет может при определенных обстоятельствах иметь более одного герба; но два разных муниципалитета (или тем более муниципалитет и субъект Федерации) не могут и не должны иметь одинаковый герб.

Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (...), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.

Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.

2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее.
Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.

Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.

В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были "автоматически" отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 годах, и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе - в качестве территориальных и моральных преемников - воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но "знаковое ядро" сохранится.

Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего - Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.).

3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно:
3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов;
3.2. соединение гербов в один составной;
3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.

III. Значение и символика герба

4. Во вступлении уже говорилось об основных функциях герба - репрезентативной, юридической, опознавательной. Именно роль герба как опознавательного знака является ключевой. Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен. Это "необщее выражение лица" во многом оказывается важнее смыслового содержания, вкладываемого в герб его разработчиками (ведь оно может забыться, а облик герба остается).

История знает множество гербов, возникновение которых было случайным, символика - надуманной или навязанной и т.д.; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов к территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый пышный герб).

5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в "краткий путеводитель" и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

6. Один из классических способов создания герба - принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох - в гербе г. Гороховца, ворон - в гербе г. Грайоворона, старая женщина - в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, Великие Луки получили свое название из-за речных излучин, а в их гербе помещены три лука. Главный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.

7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом "самых геральдических" знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур - как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.
В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в разделах 12 и 13.

IV. Основные геральдические и геральдико-правовые нормы

8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).

9. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый" и т.д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ).

При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червлени (рис. 1), лазури (рис. 2), зелени (рис. 3), пурпура (рис. 4). Золото изображается поверхностью, покрытой точками (рис. 5), серебро - незаштрихованной поверхностью (рис. 6). Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь (рис. 7), а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами (рис. 8). Приведены также основные типы воспроизведения горностаевого меха (рис. 9, 10) и беличий мех (рис. 11). Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми "хвостиками", изображаемыми так же, как и горностаевые на рис. 9 и 10. Соболий мех эквивалентен черному цвету.

10. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (в металлическом поле), должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики".

Есть несколько ситуаций, в которых соблюдение основного правила необязательно. Например, если герб с "запрещенным" сочетанием цветом был утвержден главой государства или существует - хотя бы без такого утверждения - более века, исправлять его не нужно. Но в общем случае основное правило необходимо соблюдать.

11. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа.

Живые существа - люди, животные, ангелы и т.п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя - налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными верх или направо. Поворот геральдически влево нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.

Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией; это же можно сказать и о фантастическом звере в городском иркутском гербе. Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской Автономной Области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации и т.д.

12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др.). В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский Кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, расположение и т.д., или всадника на скале).

13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, пистолеты, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами: молнией для электростанции или электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т.п.

14. Герб не является графически неизменным. Герб - не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Эталоном герба является не рисунок (его роль - пояснительная), а геральдическое описание, запечатлевающее "формулу герба". Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. Обычно в ходе проведения экспертизы в Герольдии её специалисты обеспечивают составление описания, соответствующего и гербу, и всем научным требованиям, после чего это описание утверждается местной администрацией.

15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом.

При соединении нескольких гербов в одном необходимо помнить, что разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, разбитом начетверо и т.д.) имеют разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами. В принципе каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения.
_______________
Слияние городов Борисоглебска и Романова в 1822 году подразумевало и слияние их гербов. Но составной герб, принятый в городе без запроса в Герольдию (щит пересечен; вверху, на "губернском" месте - герб Борисоглебска; внизу - герб Романова), оказался несостоятельным и в геральдическом, и в правовом плане. Окончательно вопрос о гербе города (который сегодня называется Тутаевом) решился только в 1995 году, когда из 6 вариантов гербоведчески корректного, "уравновешенного" соединения обоих старых гербов городская администрация выбрала и утвердила один.

В исторических версиях многих городских и уездных гербов щит был пересеченным (разделенным по горизонтали) и объединял региональную эмблему с местной. Но эти гербы устарели более века назад (см. раздел 23) и служить образцом сегодня отнюдь не могут.

16. В состав герба может входить девиз - лаконичная надпись, воспроизводящая призыв, утверждение, назидание или какую-либо историческую фразу. Девизы помещаются за пределами щита на лентах, декоративных полосах (обычно помещаемых ниже щита). Как правило, цвет литер (букв) девиза соответствует расцветке главной фигуры герба, а цвет ленты - главному полю герба, хотя при наличии обоснования возможно и другое цветовое решение.

Иное помещение надписей в гербах - как в пределах, так и за пределами щита, - не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо. Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также цифровых обозначений (дат основания и т.п.).

Немногочисленные старые гербы, составленные с нарушением этого принципа (например, гатчинский, таганрогский), считаются "освященными давностью" и не требуют обязательной переделки. Вообще же помещение названия в герб - классический пример геральдического дурного тона.

Герб является "изобразительным именем", и дополнять его писаным именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией, неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на бланках и гербовых печатях органов власти и самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием.

17. За исключением девиза, все элементы герба, сопровождающие щит, имеют особое геральдико-правовое значение атрибутов статуса и потому не могут вноситься в гербы произвольно.

Это относится к любым коронам, шапкам, венкам и ветвям, лентам (кроме девизных), наградам, а также к щитодержателям - условным фигурам (животных, людей и т.п.), поддерживающим щит. Значение этих элементов, их историческая роль и возможное место в современных гербах поясняются ниже (...).

18. КОРОНЫ в гербах не являются и никогда не являлись символом монархического правления (недаром они часто встречаются в гербах республик). Геральдическая корона - это знак определенного достоинства и символ собственных прав (самоуправления - в случае с муниципалитетами, государственной власти - в случае с субъектами Федерации). Правила геральдики и прецеденты определяют, какая именно корона соответствует тому или иному статусу (правовому, историческому и т.п.).

Использование корон в российской территориально-административной геральдике имеет давние традиции. С начала ХVШ века гербы различных земель, входящих в состав России, часто дополнялись коронами, венцами и шапками, соответствовавшими историческому статусу территории: так, в гербе астраханского региона помещался особого вида царский венец, в гербе тверской земли - великокняжеская шапка и т.д. В 1730 году был утвержден обширный сборник территориальных и городских гербов, в котором все эти короны были систематизированы и окончательно приобрели особенности, специфичные для российской геральдики; кроме того, были введены и короны для земель, не бывших в прошлом княжествами.

Совершенно иной характер имели короны, введенные для территориальных и городских гербов Указом 1857 года. В гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам; их место заняла императорская корона, означавшая, что все губернские властные институты имеют основание лишь в верховной, центральной власти. Аналогичное значение придавалось специально сочиненной "древней царской короне" в гербах областей, градоначальств и уездов (корона для округов не была утверждена; но на практике употреблялись атрибуты, аналогичные уездным). Собственно, все эти короны не были губернскими, областными или уездными символами; они были знаками верховной власти и принадлежали не территориям, как таковым, а ячейкам определенной территориально-административной системы.

Подобным образом короны (башенные и иные), введенные в 1857 году для городов и посадов, были неразрывно связаны с той же системой управления и знаменовали не собственную идентичность города, но его административный статус (центр губернии, уезда и т.п.).

С отменой губернско-уездного деления и введением новой территориальной системы в 1920-х годах все короны, установленные Указом 1857 года, лишились своего геральдико-правового основания. Исключение составило лишь небольшое количество корон и шапок, установленных не по административному, а по историческому принципу - для древних центров страны (шапка Мономаха для бывших столиц великих княжеств, соответствующие венцы - для центров царств и т.п.).

Если существует старинная "собственная" корона региона (из числа введенных в 1730 году или аналогичная), она вполне может быть использована в гербе нынешнего субъекта Федерации. Так, в гербе Пермской области присутствует историческая корона (шапка) образца 1730 года.

Несколько иные принципы действуют в отношении гербов муниципальных образований. Общая система городских, посадских и уездных корон, утвержденная в 1857 году, совершенно неприложима к сегодняшней ситуации; необходимо на федеральном уровне вводить новую систему статусных корон, и проект соответствующего документа сейчас обсуждается. (...)

Исключение в отношении исторических столиц упоминалось выше. Муниципалитет Ярославля, пользуясь исторической привилегией, зарегистрировал герб города с шапкой Мономаха над щитом, но до утверждения общих норм тактично воздерживается от введения этой полной версии герба в повсеместное употребление.

19. ВЕНКИ в российских гербах тоже традиционно рассматриваются как знаки статуса, и до общей федеральной систематизации их имеет смысл избегать (поскольку вне общей системы знак статуса оказывается бессмысленным и неприличным). Включение в герб венка какого-либо нового образца (не употреблявшегося ранее в русской геральдике) также не может считаться удачным, поскольку такой элемент приобретает значение знака статуса по аналогии с историческими версиями венков.

В силу разных причин это относится и к дореволюционным орденским лентам, включавшимся в гербы в соединении с различными атрибутами (теми же венками или иными знаками, отражавшими местную специфику). Сегодня для восстановления подобных украшений в местных гербах нет должных оснований.

20. НАГРАДЫ (ордена, медали), принадлежащие субъекту Федерации или городу, могут быть отражены в гербе. Возможно помещение ленты таковой награды вокруг щита или же изображение знака ордена (медали), подвешенного к щиту на своей ленте. В принципе утверждать такие знаки в составе гербов совершенно необязательно, даже нежелательно, т.к. это противоречит российской традиции. Согласно общим геральдическим нормам, герб обладателя награды (территории, города и т.п.) допускается официально воспроизводить с соответствующим наградным знаком (как это описано выше) даже тогда, когда никакие документы и акты о гербе этого не предусматривают.

21. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ , или фигуры в опорах щита - особые элементы герба, связываемые в российской геральдике (и в большинстве других локальных геральдических традиций) с определенным высоким статусом гербовладельца.

Немногочисленные, но весомые исторические прецеденты установили в России право на щитодержателей для центров обширных регионов; сегодня им соответствуют центры субъектов Федерации. Так, Новосибирск пользуется гербом со щитодержателями, поскольку является областным центром. Выборг (в прошлом - центр лена, провинции, губернии) сохраняет своих щитодержателей, поскольку они были утверждены за ним не в качестве административного атрибута, но в качестве "индивидуального отличия". Однако это - уникальное исключение. Прочие муниципалитеты, если они не являются центрами своих субъектов Федерации, не могут использовать щитодержателей.

Государственный статус субъектов Федерации дает каждому из них безусловное право помещать щитодержателей в собственных гербах.

Одновременно со щитодержателями в герб вносится подножие, на котором они стоят (в случае с летучими существами подножие не обязательно). Обычно это - условная орнаментальная "подставка" или зеленая земля. Однако подножие может иметь иную, более сложную форму.

22. Не допускается произвольное внесение общероссийских символов в местные гербы.

Двуглавый орел Российской Федерации, ее государственный бело-сине-красный флаг, лента этих же цветов - все эти эмблемы не могут служить ни элементом, ни геральдической основой для герба, ни основой для его части.

Дореволюционная общероссийская символика (двуглавый орел в версиях, употреблявшихся до 1917 года; императорская корона и т.п.) может сохраняться в гербе, если это основано на исторической традиции и на конкретных узаконениях. Так, в гербе Санкт-Петербурга сохраняется скипетр, увенчанный двуглавым орлом, поскольку помещение этой почетной эмблемы в герб города было санкционировано императорскими указами (1730 и 1780 годов).

23. Внесение региональных гербов или их элементов в состав муниципальных гербов тоже не может быть произвольным.
Для уяснения того, каким оно может быть, понадобится еще один исторический экскурс.

В 1778 году впервые в качестве официального принципа было провозглашено помещение элемента земельного герба в гербы городов (тогда же было предусмотрено исключение для наиболее значительных городов, имеющих старинные символы). Позднее стала действовать упрощенная общая схема: гербовый щит, как правило, делился по горизонтали (пересекался), и в нем располагалась составная композиция: вверху помещался герб региона (наместничества, губернии и т.п.), а внизу - собственный герб города. Эта схема, во многих отношениях неудовлетворительная (хотя бы потому, что собственная символика города оказывалась "подавлена"), вызывала справедливую критику и была реформирована Указом 1857 года.

По этому Указу все верхние "губернские" части составных гербов упразднялись, а собственные гербы городов распространялись на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии в герб вводилась т.н. вольная часть - четырехугольник, примыкающий к краю щита. В этой вольной части воспроизводился герб (композиция гербового щита) губернии. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть автоматически заменялась. Аналогичные правила применялись и в отношении губернской символики в гербах уездов, а также областной символики в гербах уездов и городов, хотя в Указе это не было указано прямо.

Соответствующая Указу трансформация герба представлена на рис.9. Повсеместное соблюдение Указа не было обеспечено; в большинстве случаев (например, в знаменитом справочнике П.П. фон Винклера) по старинке воспроизводилась дореформенная версия герба. Но с геральдико-правовой точки зрения реформа была проведена, а "пересеченные" гербы отменены.

После территориально-административных реформ конца 1920-х годов городские гербы (практически уже не употреблявшиеся, но в принципе и не отмененные) утратили не только короны, но и вольные части с региональной символикой.

Когда сегодня заходит речь об использовании старинного местного герба, следует помнить, что до сегодняшнего дня этот герб дошел без корон и прочих атрибутов, а также без земельных эмблем в щите (не только без верхней губернской половины, но и без губернской вольной части!); именно в этом виде герб сохранился и, следовательно, в этом виде должен использоваться до новой реформы.

Сегодня обозначение принадлежности муниципального образования к субъекту Федерации вполне возможно, но требует соблюдения определенных условий.

Во-первых, у самого субъекта Федерации должен быть герб. Во-вторых, Положение или Закон об этом гербе должен предусматривать возможность воспроизведения герба этого субъекта Федерации в муниципальных гербах.

В случае соблюдения этих двух условий герб субъекта Федерации может быть беспрепятственно внесен в вольную часть муниципального герба - так же, как это делалось с губернскими гербами в дореволюционную пору.

В противном случае можно лишь помещать в муниципальном гербе, в качестве одной из фигур общей композиции, какие-либо элементы традиционной символики региона. Впрочем, иногда этого бывает вполне достаточно для создания эффектной композиции с легко узнаваемым обозначением территориальной принадлежности. Но при этом необходимо соблюдать определенный геральдический такт, поскольку фигуры из исторического герба региона в большинстве случаев нельзя воспроизводить без существенных изменений - иначе это будет неправомерное использование чужого герба.

V. Общие замечания

24. Правильность герба определяется не только тем, как он выглядит, но и тем, как он употребляется. Поэтому нормативный акт (Закон, Положение и т.д.) о гербе, как и сам герб, еще на стадии проекта должен пройти экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ - это обеспечит соблюдение всех норм.

25. Никакие консультации, "регистрации" и т.п. в каких-либо общественных коллегиях, центрах и иных подобных организациях или же в государственных органах, не имеющих соответствующих полномочий, не могут заменять согласование, экспертизу и регистрацию герба (а равно и иного официального символа) в Геральдическом совете.
Точно так же экспертизу не заменяет использование настоящих методических рекомендаций, в которых удалось коснуться нескольких важнейших тем.

«Герб» - Тема урока: «О чем рассказывают гербы». Леопард – храбрость, отвага. Венчает герб корона. Золотой – богатство, сила, верность, постоянство. Герб – немецкое слово. Флаг и герб нашего государства. Дуб – крепость, сила. Изображение на поле щита. Лев – сила, мужество, великодушие. Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века.

«Гимн герб флаг России» - В 1936-1940 Г.С. Лебедев жил и работал в г. Шумерля. Любите и берегите нашу Великую Родину. Пословицы и поговорки о нашей Родине. Авторы гимна. Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного щита. На груди орла – святой воин Георгий Победоносец копьём поражает змия. По чувашским народным представлениям, желтый цвет - самый прекрасный из всех цветов.

«Российский герб» - Конец 18го - начало 19го веков. 30-60 годы 18го века. 1917й год. 1918-1993 года. Российский герб – история. 18й век. 16й век. 1883-1917 года. 15й век. 17й век. Середина 19го века. 19й век. 2000й год.

«Гимн флаг герб России» - Пусть усмехнутся осторожные - Я полечу туда, я полечу туда, я полечу туда, А ты? История флага России. «Где водятся волшебники?» муз. Современный герб России. Тувалу. Современный гимн России. Герб России, 1830 год. С кем водятся волшебники? Где водятся волшебники? Герб. Герб древней Византийской (Греческой) империи.

«Флаг герб гимн» - Сразу же возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется - свой или вражеский. Композитор князь А.В.Львов и поэт В.А.Жуковский написали новый гимн – «Боже, царя храни…». Позже при Иване III, Москва становиться центром Русского государства. Государственным гербом Российской Федерации вновь стал двуглавый орел.

«Герб СНГ» - Самым последним государством, вошедшим в СНГ, стала Грузия. За основу был принят герб Белорусской ССР. Каждый народ создает и уважает собственную национально–государственную символику. Указанные цвета символизируют цвета флага Республики Армения. Трехцветная лента означает флаг Республики Армения. Также в состав СНГ вошли Украина, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан.

Одним из непременных атрибутов любого государства наряду с флагом и гимном является герб. Что такое короткое слово, заимствованное из польского языка, обозначало в старину, знают немногие. Именно поэтому вам наверняка интересно будет узнать историю таких изображений. Также вызывает любопытство интерпретация некоторых символов, украшающих тот или иной известный герб.

Что такое?

На польском языке «герб» звучит как «херб» (herb). Это выражение является искаженным вариантом немецкого слова, которое переводится как "эмблема". Им изначально обозначали отличительный знак, который передавался по наследству. На гербе изображали предметы, символизирующие его владельца (человека, род, сословие, город или страну).

История

Исследованием происхождения того или иного герба занимается геральдика — наука, зародившаяся в Средние века. Это серьезная историческая дисциплина, которая точно определяет, какие символы могут наноситься на государственный или фамильный герб и так далее, а также объясняет значение тех или иных фигур.

Многие наверняка удивятся, узнав про герб, что такое изображение на щите, оружии и стали носить из-за необходимости воевать в шлеме с забралом. Он мешал разглядеть человека и узнать в нем врага или соратника, поэтому требовалось нечто, что могло бы идентифицировать воина. Особенно важно это было во время крестовых походов, когда армия рыцарей, прибывших из Европы, состояла из представителей разных стран.

Так как чаще всего символами, указывающими на страну и принадлежность той или иной аристократической фамилии, расписывались щиты, многие гербы и по сей день имеют подобную форму.

Первое изображение такого рода датируется 1127-м (возможно, 1128-м) годом. Это щит с 6 золотыми львами на лазоревом поле. Предполагается, что он был получен Жоффруа Пятым Анжуйским в подарок на свадьбу от короля Англии Генриха Первого.

Элементы

Символы герба в старину могли рассказать о его владельце очень многое и служили своеобразным паспортом своего владельца. Они могли быть самыми разными, тогда как основные элементы обычно оставались неизменными. Для их обозначения принята следующая терминология:

  • шлем — элемент герба, располагающийся над щитом;
  • геральдический щит — основа, на которой изображаются основные символы и фигуры;
  • намет, т. е. изорванное в лоскуты шлемовое покрывало, обычно имеющее верхнюю сторону того же цвета, что и главная финифть герба;
  • нашлемник — фигура над шлемом;
  • корона — изображение, располагающееся над щитом и указывающее на феодальный статус владельца;
  • щитодержатели — человеческие, мифические (козерог, гриф, дракон и др.) или звериные фигуры, расположенные по сторонам от гербового щита;
  • мантия;
  • девиз.

Тамга

Гербы — это европейское изобретение. Однако родовые идентифицирующие изображения использовались также аланами и тюркскими народами. Они были в виде символов и назывались тамга. Среди наиболее известных гербов такого рода можно назвать родовые знаки Тамерлана и крымских Гераев. Они кардинально отличаются от европейских, более лаконичны и обычно представляют комбинацию из простейших геометрических фигур.

Российский герб

Этот важнейший символ нашей государственности представляет собой 4-хугольный красный геральдический щит. На нем изображен золотой поднявший расправленные крылья вверх. Он увенчан 2-мя малыми коронами. Над ними находится еще одна — большая. В правой лапе птицы — скипетр, а в левой орел держит державу. На его груди в красном щите изображен серебряный всадник на таком же коне. На нем синий плащ, и он поражает копьем черного дракона, попранного конем.

Так уж получилось, что флаг, герб, гимн нашей страны были созданы в разные века. И это весьма символично, так как означает преемственность разных эпох российской государственности.

Гербы некоторых республик РФ

Россия — федеративное государство. В его состав входит 21 республика. У всех из них есть гербы.

  • Одним из крупнейших субъектов РФ является Татарстан. Герб республики круглой формы, на нем изображен крылатый барс, который в древности являлся покровителем детей и божеством плодородия у Волжских булгар. Фоном является красное солнце, символизирующее счастье и жизнь. На боку у барса изображена астра, обозначающая долголетие.
  • Стоит рассказать и про Он также имеет круглую форму. На нем изображен конный памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца, а ниже — соцветие курая, считающееся символом мужества народов.
  • Герб Калмыкии изображает 4 скрепленных круга, что символизирует племенной союз предков калмыков. На нем видна красная кисточка. Она называется Улан зала, и в 15-м веке правитель Тогон-тайша приказал носить ее на головном уборе всем калмыкам. Кроме того, на гербе присутствует белый шарф. Он является подношением верующих в храме в знак мирных намерений, добра, щедрости и изобилия.
  • Герб Дагестана — это геральдический щит круглой формы белого цвета. В его центре изображен Над птицей находится изображение солнца, окаймленного орнаментом. У основания геральдического щита нарисованы бело-золотые снежные горные вершины, море и равнина. Еще ниже изображено рукопожатие, а с обеих сторон — геральдическая лента, на которой написано «Республика Дагестан».
  • Изображение герба Кабардино-Балкарии имеет форму традиционного червленого щита. На нем изображен золотой орел с лазоревым глазом. На груди птицы расположен пересеченный щит. Выше находится изображение серебряной горы с двумя вершинами в лазоревом поле, а ниже — золотой трилистник на зеленом поле.
  • представляет собой круг, который окаймлен узкой золотистой полоской. На сине-голубом фоне изображена трехглавая вершина горы Белухи. Ниже (в центре круга) находится белый грифон с головой птицы на туловище льва. Внизу герба изображены и Катунь с притоками. Между ними находится золотистый треножник.

Теперь вы знаете терминологию, с помощью которой можно описать герб. Что такое геральдика и зачем рыцари раскрашивали свои щиты, вам также известно, и вы сможете поразить своими познаниями знакомых и поддержать светскую беседу.

Ильинский район создан в 1959 году. Центр - поселок городского типа Ильинский. В состав Ильинского муниципального района входят Чермозское городское поселение и сельские поселения: Васильевское, Ивановское, Ильинское, Посерское, Сретенское, Филатовское.

Герб поселка Ильинский утвержден Решением Земского Собрания от 26 февраля 2004 года №9. Изменения в решение от 26.2.2004 г. приняты Решением Земского Собрания Ильинского района от 27 декабря 2005 года №156. [см. новую редакцию Решения от 26.2.2004 г. ] Этим решением герб п.Ильинского разрешено использовать органам местного самоуправления сельских поселений Ильинского района, т.е. фактический герб стал районным. Автор геральдической идеи герба Ильинского - Ю.К.Николаев. Художник А.П.Зырянов. На авторских изображениях перевязь, как правило, была волнистой (хоть это и не отражено в описании). Описание герба:

"1.1. Герб поселка Ильинский представляет собой геральдический щит, горизонтально разделенный посередине на два поля: верхнее поле - красное (червленое), нижнее - зеленое, которые обременены лазоревой перевязью, пересекающей щит справа налево. Перевязь с обеих сторон обрамлена узкой золотой каймой. В красном поле слева - серебряная голова медведя, обращенная вправо. Геральдический щит венчает серебряная двухбашенная корона.
1.2. При парадном изображении герба по сторонам геральдического щита располагаются щитодержатели в виде двух черных соболей, стоящих на лазоревой ленте, в которую вплетены два золотых колоса.
1.3. Под оконечностью геральдического щита, на лазоревой ленте, красными литерами может помещаться надпись: "Ильинский".
1.4. Герб может изображаться с гербом Пермского края. В этом случае герб Пермского края располагается во главе геральдического щита и занимает 1/3 по высоте".

Использованы материалы статьи Ю.Николаева на Пермском региональном сервере PERM.RU , материалы геральдического архива В.Маркова;
рисунки гербов для "Геральдикума" подготовлены Ю.Калинкиным

[польск. herb; нем. Erbe - наследство], опознавательный символический знак, соответствующий особой визуальной модели и утвержденный верховной властью (иногда закрепленный практикой употребления). Г. необходимо отличать от эмблемы (иконографического отражения к.-л. идеи); он состоит из эмблем, но сам эмблемой не является. Г. представляет собой единство иконографического (изображение) и семантического (значение эмблем) компонентов, существует в виде рисунка и (или) текста (описания, составляемого по особым правилам).

Г.- специфический исторический источник, содержащий разнообразную информацию о политической, социальной и экономической сфере, об истории искусства и культуры; может использоваться при источниковедческом анализе письменных и вещественных памятников для уточнения их датировки, авторства, обстоятельств создания и т. д. Получение дополнительной информации об источниках путем атрибуции и изучения изображенных на них Г. называется гербовой экспертизой (в России основана проф. В. К. Лукомским в 1-й трети XX в.).

По статусу владельца Г. делятся на гос., территориальные (городов, областей, районов, губерний, уездов и т. п.), корпоративные (учреждений и орг-ций: ремесленных цехов, ун-тов, больниц и т. п.), частные (родовые и личные). Церковные Г. имеются во всех группах: к гос. относится Г. Ватикана; к территориальным - Г. еп-ств, архиеп-ств, Поместных Церквей и др.; к корпоративным - Г. мон-рей, духовных орденов, приходов, церковных учебных заведений и др.; к частным - Г. Римских пап и др. иерархов; категория личных Г. (т. е. таких, к-рые не могут быть наследуемы даже теоретически) почти полностью состоит из Г. священников, давших обет целибата.

Гос. Г. отражают особенности политического устройства страны, господствующую национальную идею, важнейшие исторические события и т. п. Территориальные Г. символизируют географические особенности местности, фауну и флору, приоритетные экономические отрасли, исторические события (часто связанные с возникновением города), адм. принадлежность, наиболее известные сооружения; в древних европ. городах часто включают полностью или частично Г. бывш. феодального владельца. Частные Г. указывают на происхождение, историю и генеалогические связи рода, факты из биографий его представителей, расположение земельных владений. Во всех группах есть гласные Г., в к-рых название или фамилия владельца прямо соотносится с эмблемой (в Г. г. Камышина - камыши, в Г. г. Павловска - св. ап. Павел, в Г. рода Журавлёвых - журавль).

В Зап. Европе Г. (ранее всего частные) возникли в 1-й пол.- сер. XII в. Их появление было обусловлено совокупностью социальных (обозначение границы между привилегированными (дворянами) и непривилегированными слоями населения), ментальных (символизм средневек. мышления), культурологических и иных причин. Возникновение городских Г. (кон. XIII в.) определялось появлением свободных городов, права и привилегии к-рых они символизировали. Становление гос. Г. началось в период централизации европ. гос-в (ранее в этом качестве использовались Г. их правителей). Г. использовались на печатях, монетах, знаменах, оружии, знаках отличия, филигранях, предметах быта, зданиях, экслибрисах, средствах передвижения, тканях, в погребальных, свадебных и иных церемониях. С XIV в. Г. широко распространились в церковной культуре Европы, помещались на плитах, стенах, потолках и витражах религ. зданий, на церковной утвари и облачениях духовенства.

Визуальная модель Г. условна, требования к ней сформулированы преимущественно в XVI-XVII вв. на основе обобщения опыта герботворчества. Элементы Г.: щит, шлем, корона, нашлемник, намет (или мантия), щитодержатели, девиз, дополнительные украшения (располагались за щитом или вокруг него). Счет левой и правой сторон в Г. осуществляется от лица, несущего щит, а не от зрителя. В Г. разрешается использование 2 металлов (золото, серебро), 5 основных финифтей (красная, голубая, зеленая, пурпурная, черная), 2 мехов (горностаевый, беличий). С XVII в. приняты графические обозначения цветов при помощи штриховки или точек, правило сочетания цветов: металл на металл и финифть на финифть накладывать запрещено. Гербовый щит может быть различной формы (треугольный, круглый, овальный, прямоугольный с выступом внизу и др.; ромбический щит используется в Г. женщин). Он может быть разделен пополам вертикально (рассеченный), горизонтально (пересеченный), диагонально (скошенный справа или слева) прямыми или различным образом изогнутыми линиями.

Изображаемые на щите фигуры могут быть геральдическими (первостепенными и второстепенными) и негеральдическими. К первостепенным относятся глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило, костыль, крест (используется ок. 300 разновидностей); второстепенными считаются кайма, квадрат, вольная часть, клин, брусок, гонт, ромб, турнирный воротник, острие, бизант (шар), щиток и др. Негеральдические фигуры подразделяются на естественные (люди, животные, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы, растения, солнце, звезды, облака и т. д.), искусственные (все, сделанное человеком: оружие, строения, орудия труда, предметы быта и т. д.), фантастические (грифон, дракон, пегас, феникс и т. д.). К естественным фигурам традиционно относят изображения Иисуса Христа (в т. ч. и Нерукотворный образ Спасителя), Богоматери (преимущественно с Младенцем на руках), ангелов, апостолов, святых, великомучеников, поверженного диавола (напр., в Г. Архангельска, Малоархангельска и др.); святые изображаются со своими атрибутами (ап. Павел с мечом, ап. Петр с ключами, вмц. Екатерина с четками и особого вида колесом). К искусственным фигурам причисляют Евангелие, терновый венец, хитон Иисуса Христа, храм, монастырские стены, епископский дворец, кадильницу, колокол, орарь, архиерейский посох и митру, хоругвь, трикирий, четки и др.

Шлем был характерен для частных Г. Изображений могло быть несколько, их количество было связано со знатностью владельца. В России шлем, повернутый вправо, указывал на род, выслуживший дворянство. По короне различали титул владельца (в родовых Г.) или статус поселения (в территориальных Г.); в рус. геральдике использовались княжеские, графские, баронские и дворянские короны. Нашлемник, фигура (иногда несколько), венчающая шлем, обычно повторяет главную эмблему щита (в России преобладал нашлемник в виде страусовых перьев). Намет (используется с XV в.) - украшение сверху и по бокам от щита, чаще всего растительного характера; в Г. высокого статуса (аристократического рода, гос-ва) заменялся мантией или сенью (мантией в виде шатра с куполом). Щитодержатели (используются с XIV в.) - фигуры (люди, животные, птицы, рыбы, фантастические существа), поддерживающие щит с одной или 2 сторон; в этом качестве могли выступать фигуры ангелов (архангелы Гавриил и Михаил в Большом и Среднем гос. Г. Российской империи вариантов 1800, 1857 и 1882-1883). Девиз, изречение на ленте (цитата из Библии, афоризм, боевой клич, орденский девиз, аббревиатура и т. п.), располагался внизу, реже - вверху или вокруг Г. (в России ок. 1000).

Предметы и эмблемы, связанные с Церковью, широко распространены в рус. геральдике XVIII - нач. XX в., но реалии церковной истории и жизни могли выражаться также светскими эмблемами: праща и лира в Г. князей Багратионов символизировали родовую легенду об их происхождении от св. царя Давида; кресты, книги, свечи и т. п. в Г. нек-рых дворянских родов указывали на происхождение их родоначальников из духовенства. В Г. мирян отражались деяния, связанные с Церковью (участие в строительстве храмов, паломничество в св. места и т. д.). Происхождение князей Барятинских, Волконских, Оболенских, Щербатовых и др. от вел. князей киевских в их Г. символизировал архистратиг Михаил (Г. Киева). В территориальных Г. церковные символы могли указывать на победу христ. веры над языческими культами (Г. Перми), на известные церкви и мон-ри (монастырская стена в Г. Сергиева Посада, колокола в Г. Далматова) и др.

В Зап. Европе церковные Г. были распространены шире, чем в России. Особенно сложная и подробная геральдическая система сложилась в средние века в католич. Церкви. Она неоднократно дополнялась, уточнялась (особенно активно с XVII в.) и существует до наст. времени. Основана на использовании многообразных внешних отличий (особых головных уборов, защитовых украшений, эмблем), позволявших легко определить положение владельца Г. в церковной иерархии. Из головных уборов употреблялись: тиара (в Г. Римских пап), митра, шляпа или шапка (с XIII в.); они располагались над коронами дворянских достоинств, если таковые имелись (их использование в церковных Г. вместе с др. светскими знаками ограничено в XVII в.). Каждому рангу в иерархии католич. Церкви соответствовали свои шляпы низкой формы с плоским полем, по обе их стороны были продеты шнурки, к-рые переплетались в виде петель, а с XIV в. украшались кистями. Кардинал имел красную шапку с 15 кистями по каждую сторону от щита, расположенными в 5 рядов, католич. патриарх - такую же шляпу зеленого цвета, архиепископ - зеленую шляпу с 10 кистями с каждой стороны, епископ - зеленую шляпу с 6 кистями с каждой стороны и т. д. Г. иерархов католич. Церкви часто содержали их родовые Г., в к-рые добавлялись отдельные эмблемы (в Г. патриарха Венеции - эмблема ап. Марка: крылатый лев с нимбом, держащий книгу с надписью) или целые гербовые поля (Г. духовных орденов, а в Г. епископов - Г. руководимых ими епархий; в Германии в 1-ю и 4-ю части, в Англии - в правую часть рассеченного щита, в Италии - в главу и т. д.). Если иерарх не имел родового Г., тот составлялся специально. Кроме головных уборов в Г. иерархов католич. Церкви употребляются отличительные знаки сана и почетных званий (жезлы, мечи, ключи и др.), помещаемые сзади щита, но видимые снизу и сверху. 2 ключа, положенные друг на друга накрест (золотой вяжущий и серебряный разрешающий), введены в XIV в. в Г. Римских пап, располагались позади или сверху щита. В Г. архиепископов, епископов и аббатов за щитом в стоячем или наклонном положении изображался епископский посох. Духовные имперские князья в Германии добавляли в Г. обнаженный меч (символ отлучающей власти), перекрещенный с посохом. По правилам католич. Церкви, Г. мог жаловаться Римским папой, стать следствием назначения на должность или вступления в религ. объединение.