Международные договоры конвенции с участием российской федерации. Международные договоры рф

Огромное значение при решении процессуальных вопросов с «иностранным элементом» имеют международные договоры, и в первую очередь, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, Именно такие договоры разрешают многие вопросы правового сотрудничества; о судебной защите граждан и организаций, компетенции учреждений юстиции по некоторым категориям гражданских и семейных дел, о признании и исполнении решений иностранных судов, о судебных поручениях, пересылке документов, взаимного представления информации о действующем праве.

Роль международных договоров особенно возросла в последние годы. Причины этого кроются в следующем:

1. Международно-правовое закрепление получили многие положения, касающиеся прав и свобод человека: о доступности средств судебной защиты для всех граждан независимо от гражданства; гласности судопроизводства; равенстве перед законом и судом, рассмотрение правовых споров независимыми и беспристрастными судами, созданными на основе закона.

2. Расширение международных связей в различных сферах, и в первую очередь в экономической.

Вопросами унификации права в области международного гражданского процесса занимается ряд международных органов и организаций.

Во-первых, это Гаагская конференция по международному частному праву, созданная еще в 1893 году. Во-вторых, Совет Европы в Страсбурге, подготовивший Конвенции об иммунитете государства 1972 года; легализации официальных документов 1968 года и другие Сборник договоров по оказанию правовой помощи. - М., 2006. - С. 33-34..

Наиболее известным многосторонним соглашением является Гаагская конвенция от 1 марта 1954 года по вопросам гражданского процесса. Наше государство присоединилось к ней в 1967 году. Конвенция регулирует вручение судебных и внесудебных документов, выполнение судебных поручений о производстве отдельных процессуальных действий, устанавливает правило об освобождении иностранцев от обеспечения судебных расходов при предъявлении ими исков, о предоставлении бесплатной правовой помощи и некоторые другие вопросы.

Россия, как и ряд других государств, активно участвует в международно-правовом сотрудничестве. Следствием этого является заключение в последнее десятилетие ряда двусторонних договоров о правовой помощи и присоединение к многосторонним Гаагским Россия присоединилась к Конвенции 01.05.2001.. Присоединение России к международным конвенциям, как справедливо отмечается в литературе, «является еще одним шагом по пути развития правового сотрудничества с иностранными государствами, что обеспечит быстрое рассмотрение гражданских дел с «иностранным элементом» Сборник договоров по оказанию правовой помощи. - М., 2006. С. 10-13..

В рамках СНГ 7 октября 2002 года была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам. Конвенция включает в себя нормы, касающиеся правовой защиты граждан, разграничения компетенции между судами государств, подлежащего применению права, признания и исполнения судебных решений. Следует отметить, что этот документ охватывает довольно широкий круг вопросов правовой помощи и допускает возможность заключения с участвующими в ней государствами двусторонних договоров о правовой помощи, а также присоединения к ней других государств, не участвующих в СНГ. Такой многосторонний договор создает все необходимые предпосылки для единообразного регулирования гражданских, семейных отношений.

Россия является участницей многих многосторонних соглашений в области арбитражного процесса, в частности; Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Россия активно участвует в международно-правовом сотрудничестве.

Соответственно, тенденция в возрастании роли таких международных договоров, наметившаяся в последние годы, должна быть продолжена.

План

1. Понятие и виды источников МЧП.

2. Международные договоры РФ.

3. Российское законодательство.

4. Обычаи, признаваемые в РФ.

5. Значение судебной и арбитражной практики. Судебный прецедент. Роль доктрины МЧП.

Понятие и виды источников МЧП.

Источник права - это официальные юридические формы (акты), в которых закреплена та или иная правовая норма.

В статье 1186 ГК РФ закреплён перечень источников МЧП РФ:

Международные договоры РФ;

Российское законодательство;

Обычаи, признаваемые в РФ.

Специфическая особенность источников МЧП состоит в их двойственном характере . Нормы МЧП закреплены не только во внутреннем национальном законодательстве, но и в международных договорах, в состав которых входят унифицированные частноправовые нормы. В качестве источника закрепления частноправовых норм выступает также международный обычай. Таким образом, двойственный характер источников МЧП выражается в том, что к ним относятся как национально-правовые формы (внутреннее национальное законодательство, национальные обычаи), так и международно-правовые формы (международные договоры и международные обычаи).

В некоторых странах в качестве источника МЧП официально признан судебный прецедент. В РФ ни судебная и арбитражная практика, ни наука официально не признаются источником МЧП. Однако они играют большую роль в деле создания норм права, их толкования и правильного применения.

Некоторые авторы, на мой взгляд, необоснованно относят судебную и арбитражную практику и науку к источникам МЧП РФ. Более того, совершенно феерический список источников МЧП называет И.В. Гетьман-Павлова, относя к ним международное коммерческое право (lex mercatoria), доктрину (науку) права, аналогию права и аналогию закона, автономию воли сторон, общие принципы права цивилизованных народов. Всё это свидетельствует о неоднозначном понимании термина источник права различными авторами, что не даёт терминологической ясности и не способствует правильному и единообразному пониманию основных категорий права .

Международные договоры РФ.

Понятие международного договора РФ и его соотношение с национальным законодательством. Определение международного договора дано в ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации».Это определение соответствует определениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г.

Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.


Международные договоры - это публично-правовые акты, сторонами которых являются суверенные государства. Международный договор - источник международного права и его нормы адресованы к государствам - участникам таких отношений.

Соотношение международных договоров и российского национального законодательства определено в п.4 ст.15 Конституции РФ (см. тему 1) и сводится к следующему:

1. Международные договоры РФ входят в национальную правовую систему РФ;

2. Международные договоры имеют приоритетное значение в применении перед нормами национального законодательства.

Соответствующие правила содержатся и в отраслевом законодательстве (ст. 7 ГК РФ, ст.6 СК РФ).

В федеральном законе «О международных договорах РФ» определены порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам. Согласие России на обязательность для неё международного договора может быть выражено в форме федерального закона. Например, ФЗ о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15 ФЗ).

Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента или постановления Правительства РФ. Все эти акты являются теми формами, с помощью которых международный договор вводится в правовую систему России и становится обязательным для применения внутри государства.

Международный договор подлежит применению российскими правоприменительными органами, если:

1. Договор вступил в силу;

2. Согласие на обязательность договора для России дали компетентные российские органы;

По этому вопросу соответствующие разъяснения даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Согласно этому постановлению суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, т.е. российского национального акта в случаях, когда вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотрены в законе. В указанных случаях применяются правила международного договора.

Соответствующие разъяснения даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Некоторые международные договоры содержат в своём составе частноправовые нормы, направленные на регулирование отношений не между суверенными государствами, а между частными субъектами - физическими и юридическими лицами. Эти нормы, хотя и являются международными по своему происхождению, в состав международного права не входят, а являются нормами МЧП государств - участников таких международных договоров.

Теория трансформации. В российской юридической науке существует теория трансформации, объясняющая, каким образом нормы международных договоров приобретают юридическую силу внутри страны.

Трансформация - (от позднелатинского transformation - превращение) преобразование, изменение вида, формы. Вот как объясняется этот термин в Юридическом словаре (М., 2000 г.): Трансформация - один из способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права. Трансформация может осуществляться специальным законом либо законодательным провозглашением действия международного договора на территории данного государства и обязанности всех лиц его соблюдать.

Теория трансформации - теория, объясняющаямеханизм действия международно-правовых норм в отношениях между субъектами различных национальных правовых систем. Термин «трансформация» является условным и означает преобразование. Трансформация является одной из форм согласования международного и внутригосударственного права (Синёва Н., Шугурова И.В. Международное частное право: глоссарий).

Суть теории трансформации с учётом высказываний разных учёных можно свести к следующим положениям :

1. Международно-правовая норма приобретает юридическую силу внутри государства в результате её трансформации в норму национального права;

2. Трансформация осуществляется в различных правовых формах, посредством издания различных внутригосударственных актов;

3. Выбор формы зависит от содержания международных договоров и характера отношений;

4. Норма национального права, явившаяся продуктом трансформации, применяется в качестве lex specialis по отношению к иным внутригосударственным нормам.

5. Трансформированная норма отличается определённой автономией в системе внутригосударственных норм, что объясняется её связью с породившим её международным договором;

6. При трансформации международный договор как акт международного права остаётся формой правовой связи заключивших её государств.

До последнего времени теория трансформации была доминирующей в российской науке МЧП. Некоторые учёные считают, что при наличии конституционной нормы (п.4 ст.15) обращение к фикции трансформации для объяснения механизма применения международно-правовой нормы к внутренним отношениям оказывается излишним.

Правило, закреплённое в п.4 ст.15 Конституции РФ следует считать выражением генеральной трансформации, заключающейся в установлении государством в своём внутреннем праве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия (Е.Т. Усенко).

Специальная трансформация состоит в придании нормам международного права силы внутригосударственного действия либо путём принятия внутреннего закона либо путём законодательного выражения согласия на их применение (Е.Т. Усенко). И хотя Е.Т. Усенко сохраняет термин «трансформация», но здесь речь идёт не о преобразовании норм, а о придании им силы внутригосударственного действия.

В качестве синонимов термину «трансформация» встречаются и другие термины.

Инкорпорация - (от позднелатинского incorporatio - включение в свой состав, от лат. in - в и corpus - тело, единое целое), (БСЭ). В соответствии со ст. 15 Конституции можно говорить об инкорпорации общих норм международного права и международных договоров в правовую систему РФ.

Имплементация - (англ. implementation - осуществление, выполнение), фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне. Имплементация (от лат. impleo - наполняю, исполняю) - осуществление, исполнение государством международных правовых норм. Каждое государство само определяет методы и средства имплементации (БЭС).

Существует и другая точка зрения, согласно которой международные соглашения, которыми связано государство, применяются внутри этого государства как таковые, без какой-либо трансформации в нормы внутреннего права, т.е. они применяются proprio vigore. Е.Т. Усенко на это замечает, что международное право proprio vigore не имеет действия в пределах государства.

Представляется, что термин «трансформация» менее всего подходит к рассматриваемому явлению. Никакого превращения, преобразования, изменение вида, формы правовых норм здесь не происходит.

Дело в том, что некоторые международные договоры содержат в своём составе и частноправовые нормы, направленные на регулирование отношений не между суверенными государствами, а между частными субъектами - физическими и юридическими лицами. Эти нормы, хотя и являются международными по своему происхождению в состав международного права не входят, а являются нормами МЧП государств - участников таких международных договоров.

Если не мыслить штампами, то следует признать тот очевидный факт, что в сегодняшнем мире интеграции и глобализации внутринациональное право государств в своём составе имеет правовые нормы не только внутреннего, но и международного происхождения (так называемые унифицированные нормы). Можно ли считать, что нормы, адресованные физическим и юридическим лицам, являются нормами международного права, если иметь в виду традиционное понимание международного права, субъектами которого выступают суверенные государства.

Если в комплексном законодательном акте какого-либо государства содержатся нормы гражданско-правовые, административно-правовые и т.п., мы же не станем считать эти нормы, принадлежащими к одной отрасли права, только потому, что они находятся в одном нормативном акте. Государство в соответствии со своим правом признаёт для себя обязательным тот или иной международный договор, и тем самым инкорпорирует нормы международного права и иные нормы (частноправовые, если речь идёт о МЧП) международного происхождения в составе этих договоров в свою правовую систему.

И поскольку на сегодняшний день нет единого для всех государств частного права, которое было бы международным не в условном значении этого слова, эти нормы становятся унифицированными нормами международного частного права соответствующего государства. Таким образом, можно констатировать тот очевидный факт, что отрасли российского права (здесь речь идёт о МЧП) содержат в своём составе нормы национального происхождения и нормы международного происхождения, имеющие приоритет в применении.

Классификация международных договоров. В зависимости от оснований классификации существует ряд классификаций международных договоров.

1. Большое значение имеет деление договоров самояисполняемые и неисполняемые договоры. Самоиполняемые договоры являются непосредственно действующими . Для их применения не требуется издания внутригосударственного правового акта, они применяются в силу указаний закона (ст. 15 Конституции, ст. 7 ГК и др.) непосредственно.

Несамоисполняемые договоры требуют для своего осуществления принятия соответствующих внутригосударственных правовых актов. К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора РФ, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

Так не могут непосредственно применяться международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно-наказуемых деяний. Международные договоры, содержащие частноправовые нормы, как правило, являются самоисполняемыми и действуют непосредственно. В качестве несамоисполняемого международного договора, действующего в частноправовой сфере можно привести Женевскую вексельную конвенцию 1930 г., в связи с присоединением к которой в СССР было принято Положение о простом и переводном векселе 1937 г.

По этому вопросу в постановлении Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. было дано следующее разъяснение: положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

2. Международные договоры могут быть межгосударственными (заключаются от имени РФ), межправительственными (заключаются от имени правительства) и межведомственными (заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти).

3. Многосторонние и двусторонние договоры соответственно указывают на число участвующих в них государств. Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в России имеет участие России в международных соглашениях, посвящённых правам и свободам человека и гражданина. В качестве многосторонней конвенции, в которой участвуют более 150 государств, в том числе и РФ, можно назвать Бернскую конвенцию 1886 г. об охране литературных и художественных произведений. Более 60 государств (и РФ) участвуют в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Более 130 государств, в том числе и РФ, участвуют в Нью-Йоркской конвенции о признании и приведение в исполнение арбитражных решений 1958 г.

Россия заключила большое число двусторонних международных договоров с различными государствами. Это договоры о правовой помощи, о торговле и экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, консульские конвенции и т.п.

В настоящее время общепризнанным с точки зрения правящих кругов стран СНГ и наиболее оптимальным способом унификации норм права в сфере частноправовых отношений считаются двусторонние соглашения, которые следует рассматривать в качестве первого и на сегодняшний день наиболее успешного этапа в создании унифицированных норм между странами СНГ хотя бы на двустороннем уровне.

При этом в двусторонних договорах можно с успехом унифицировать не только коллизионные, но и материально-правовые нормы. Однако успехи унификации и в рамках двусторонних соглашений о правовой помощи на постсоветском пространстве оставляют желать лучшего. Латвия (1993 г.), Литва (1992 г.) и Эстония (1993 г.), не будучи участниками СНГ, заключили двусторонние договоры с РФ о правовой помощи и правовых отношениях. Со странами СНГ Россия заключила только 3 таких договора (Азербайджан, Киргизия, Молдова). Между РФ и Республикой Беларусь заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь (2001 г.)

Выйдя из многосторонней Конвенции о защите прав инвесторов 1997 г, Россия подписала целый ряд двусторонних межправительственных соглашений о защите прав инвесторов. Такие соглашения подписаны с Арменией, Казахстаном, Узбекистаном, Украиной, Таджикистаном. Эти двусторонние соглашения предусматривают гарантии прав иностранных инвесторов и в частности запрещение национализации и реквизиции иностранных инвестиций без адекватной компенсации.

4. Универсальные и региональные международные договорыуказывают на географические (территориальные) пределы действия договоров. Универсальные конвенции доступны для участия государств любого региона мира. Региональные договоры, как правило, действуют в пределах определённого региона.

Большое количество международных региональных соглашений заключили страны, входящие в состав Содружества Независимых Государств (СНГ).

В качестве примера следует назвать Минскую (1993г.) и Кишинёвскую (2002 г.) конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам».

Структура Конвенции. Конвенция состоит из 5 разделов и 87 статей. Первый, второй и четвёртый раздел имеют в своём составе части. Первый раздел посвящён общим положениям: правовой защите (часть 1) и правовой помощи (часть 2). Второй раздел регулирует правовые отношения по гражданским и семейным делам. Он состоит из 5 частей.

При этом в нём затрагиваются не только вопросы выбора применимого права, но и процессуальные вопросы компетентной юрисдикции. Раздел 4 посвящён правовой помощи по уголовным делам и содержит три части: Выдача, Осуществление уголовного преследования, Специальные положения о правовой помощи по уголовным делам. Третий раздел содержит нормы о признании и исполнении решений. Пятый раздел - Заключительные положения.

Кишинёвская конвенция вступила в силу 27.04.2004 г. На 20 мая 2004 г. в ней участвуют Азербайджан, Беларусь, Казахстан. Она призвана заменить Минскую конвенцию. Однако часть 4 второго раздела («Имущественные отношения») являющаяся основной в коллизионном регулировании частноправовой сферы отношений, лишь повторяет нормы Минской конвенции.

Конвенция имеет ту же структуру и названия разделов и частей (с некоторыми несущественными уточнениями), но в ней 124 статьи. В основном дополнен раздел 4 «Правовая помощь и правовые отношения по уголовным делам».

Толкование международных договоров . Оно должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23.05.1969 г. В соответствие с п. «в» ч.3 ст. 31 Конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Применение судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участницей которой является и Россия, должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека (п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2003 г.).

В Конвенциях обычно содержатся нормы об их толковании. Так, в п.1ст. 7 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. указывается: «При толковании настоящей Конвенции надлежит учитывать её международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в её применении и соблюдению добросовестности в международной торговле».

Понятие международного договора РФ и его соотношение с национальным законодательством.

Определение международного договора дано в ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации». Это определение соответствует определениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г.

Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры

Это публично-правовые акты, сторонами которых являются суверенные государства. Международный договор – источник международного права и его нормы адресованы к государствам – участникам таких отношений.

Соотношение международных договоров и российского национального законодательства определено в п.4 ст.15 Конституции РФ (см. тему 1) и сводится к следующему:

  1. Международные договоры РФ входят в национальную правовую систему РФ;
  2. Международные договоры имеют приоритетное значение в применении перед нормами национального законодательства.

Соответствующие правила содержатся и в отраслевом законодательстве (ст. 7 ГК РФ, ст.6 СК РФ).

В федеральном законе «О международных договорах РФ» определены порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам. Согласие России на обязательность для неё международного договора может быть выражено в форме федерального закона. Например, ФЗ о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15 ФЗ). Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента или постановления Правительства РФ. Все эти акты являются теми формами, с помощью которых международный договор вводится в правовую систему России и становится обязательным для применения внутри государства.

Международный договор подлежит применению российскими правоприменительными органами, если:

  1. Договор вступил в силу;
  2. Согласие на обязательность договора для России дали компетентные российские органы;
  3. Договор официально опубликован.

По этому вопросу соответствующие разъяснения даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Согласно этому постановлению суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, т.е. российского национального акта в случаях, когда вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотрены в законе. В указанных случаях применяются правила международного договора.
Соответствующие разъяснения даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
Некоторые международные договоры содержат в своём составе частноправовые нормы, направленные на регулирование отношений не между суверенными государствами, а между частными субъектами – физическими и юридическими лицами. Купить дипломную работу на тему договоров намного

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация как правопреемник СССР продолжает участвовать в Нью-Йоркской конвенции от 10.06.1958 г.

О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений с 24.12.1991 г.*(310), а также в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 1961).

В Российской Федерации остается в силе принятая странами-членами СЭВ в 1972 г. Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества.

Россия участвует в заключенном странами-членами СНГ в 1992 г. Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевском соглашении). Формально это соглашение распространяется и на исполнение решений третейских судов, вынесенных на территории одного из государств-участников соглашения, на территории других государств-участников.

Ряд двусторонних договоров Российской Федерации содержит положения о третейском разбирательстве споров.

1. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений

Принятая в 1958 г. Конвенция ООН "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" (Нью-Йоркская конвенция) была призвана продолжить традицию, начало которой было положено принятыми в начале 20-х гг. XX в. двумя многосторонними международными договорами. Этими двумя международными договорами были:

Протокол об арбитражных соглашениях (Женевский протокол 1923 г.);

Конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений (Женевская конвенция 1927 г.).

Предназначение Женевского протокола состояло в создании международно-правовой основы для признания Договаривающимися государствами действительности арбитражных соглашений, включаемых в договоры находящимися под их юрисдикцией сторонами. Стороны могли договориться о передаче в арбитраж, в том числе на территории страны, чьей юрисдикции стороны не подчинялись, всех или любых разногласий, которые могут возникнуть в связи с таким договором, в том числе и коммерческого характера.

Сфера действия Женевского протокола была ограничена применением только к сторонам из разных государств, а также возможностью его подписания с "коммерческой оговоркой" - о применении его только к спорам коммерческого характера, определявшимся по законодательству соответствующего государства. Кроме того, Женевский протокол предусматривал обязательство договаривающихся сторон "обеспечить исполнение своими властями в соответствии с положениями национального законодательства арбитражных решений, вынесенных на его собственной территории...".

Несомненным достижением Женевской конвенции было исключение пересмотра арбитражного решения "по существу".

В Женевской конвенции было два ограничительных условия:

- "двойная экзекватура" (double exequatuer) - возможность исполнения только такого иностранного решения, которое стало "окончательным" (final) в стране его происхождения. Испрашивающая исполнение сторона должна была получить подтверждение окончательности решения ("экзекватуру") в суде той страны, на территории которой было принято арбитражное решение, а затем "приказ об исполнении этого решения" (enforcement order) в суде той страны, на территории которой подлежало исполнению иностранное арбитражное решение;

Возложение на ходатайствующую об исполнении иностранного арбитражного решения сторону бремени доказывания отсутствия основания для отказа в исполнении.

Масштабные перемены в практике международной торговли потребовали пересмотра не отвечавших новым условиям положений Женевской конвенции.

Начатая в 1953 г. по инициативе Международной Торговой Палаты (ICC, Paris) работа над проектом новой международной конвенции об исполнении иностранных арбитражных решений завершилась принятием 10.06.1958 г. под эгидой Организации Объединенных Наций Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция 1958 г.).

Нью-Йоркская конвенция - многосторонний (универсальный) международный договор, ставший важной вехой в становлении института международного коммерческого арбитража. Почти беспрецедентное увеличение числа государств-участников конвенции - до 144 - означает возложение на государственные суды 144 стран-участниц этой Конвенции*(311) обязанности по соблюдению двух основополагающих закрепленных в Конвенции начал:

Признание обязательности арбитражного соглашения;

Признание и исполнение арбитражных решений как результата, основанного на арбитражном соглашении третейского - частного, негосударственного - разбирательства правовых споров.

К основным достижениям Нью-Йоркской конвенции относятся*(312):

Введение унифицированного правила, требующего соблюдения письменной формы арбитражного соглашения (ст. II (2));

Упразднение "двойной экзекватуры", на которое указывает замена требования о том, чтобы иностранное арбитражное решение было окончательным (final) в стране его вынесения, на требование обязательного характера (binding) такого решения для сторон;

Распространение сферы применения на территорию всех государств-участников Нью-Йоркской конвенции (за исключением примерно трети государств-участников, которые подписали конвенцию с первой оговоркой о применении конвенции только в отношении решений, вынесенных на территории "другого Договаривающегося государства") (ст. I (3));

Перераспределение бремени доказывания: вместо возложения на ходатайствующую о признании и исполнении иностранного решения сторону обязанности доказать наличие установленных для этого оснований - обязанность по доказыванию наличия оснований для отказа в признании и исполнении возложена на ту сторону, в отношении которой испрашивается признание (исполнение) (ст. V (1));

Изменение правила Женевской конвенции о том, что образование состава арбитража и арбитражный процесс на территории иностранного государства всегда должны осуществляться в соответствии с законом (law) места арбитража. В ст. V (1) (d) установлено, что для отказа в признании и исполнении должно быть доказано несоответствие порядка формирования состава арбитража или арбитражного процесса соглашению сторон и только в отсутствие такового - закону страны места арбитража;

Закрепление "правила более выгодной нормы", в соответствии с которым положения Нью-Йоркской конвенции не затрагивают действительности других многосторонних или двусторонних договоров о признании и приведении в исполнение арбитражных решений и не лишают никакую заинтересованную сторону права воспользоваться любым арбитражным решением в том порядке и в тех пределах, которые допускаются законом или международными договорами страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение такого арбитражного решения (ст. VII (1)).

Общепризнано, что значение Нью-Йоркской конвенции для международного коммерческого арбитража требует ее единообразного применения государственными судами всех стран. Это достигается в том числе на основе сравнительного анализа судебной практики*(313).

Еще по теме § 5. Международные договоры с участием России:

  1. 3.1. Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами на глобальном (универсальном уровне): проблемы и перспективы

Международные договоры являются составной частью российской правовой системы и как правило имеют приоритет над внутрироссийскими законами.

Статус международных договоров

Эта же статья устанавливает приоритет международного договора над внутрироссийским законом: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". При этом если Конституционный суд сочтет, что договор не соответствует российской конституции, он не будет иметь силы.

Принятый в 1995 году закон "О международных договорах" уточняет, что международные договоры имеют прямое действие, то есть для их применения не требуется дополнительных законов. Этот же закон излагает порядок заключения, ратификации, опубликования, исполнения и прекращения международных договоров в России.

Видео по теме

Классификация

Российский закон делит международные договоры на три группы:

  • межгосударственные - заключаются от имени России;
  • межправительственные - заключаются от имени правительства России и
  • межведомственные - заключаются отдельными федеральными ведомствами.

При этом не играет роли, как называется конкретный договор - соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами, нота или как-то иначе.

Полномочия

Заключение международных договоров относится к исключительной компетенции федеральных властей. Однако они могут учесть мнение заинтересованных регионов.

Полномочия по ведению переговоров и заключению международных договоров зависят от их уровня:

  • решение о подписании межгосударственных договоров принимает президент России или правительство (если вопрос относится к его компетенции);
  • о подписании межправительственного договора - правительство;
  • о подписании межведомственного соглашения - руководитель соответствующего федерального ведомства или (по важным вопросам) правительство.

При этом непосредственно вести переговоры и ставить подпись под соглашением может президент, премьер или глава МИД. Посол также может провести переговоры и подписать международный договор, но только со страной пребывания. Существует также дополнительная возможность выдать "полномочия на ведение переговоров и подписание", от имени президента или правительства их оформляет МИД.

Глава федерального ведомства вправе подписывать лишь межведомственные документы.

Заключение и вступление в силу

Процесс заключения международного договора начинается с того, что заинтересованные ведомства готовят свои предложения, которые они затем через МИД направляют президенту или в правительство. Если договор потребует внесения изменений в российское законодательство, дополнительно требуется заключение Минюста.

После подписания договор направляется в парламент на ратификацию . Вопреки распространенному мнению, ратификации подлежат не все международные договоры. Так, договор требует ратификации:

Парламент ратифицирует международное соглашение отдельным законом, который требует обязательного одобрения обеими палатами.

После ратификации президент составляет отдельный документ - ратификационную грамоту , которая обменивается на ратификационную грамоту второй стороны соглашения или сдается на хранение депозитарию .

Международные соглашения, которые не требуют ратификации, просто утверждаются (принимаются) президентом, правительством или профильным министром.

Принятые договоры вступают в силу по договоренности сторон и официально публикуются, а также регистрируются в МИД и в секретариате ООН или другой международной организации. При этом участники соглашения могут договориться временно начать применять его еще до официального вступления в силу.

Договоры и конституция

Президент, правительство, парламент или группа парламентариев, региональные власти или Верховный суд могут обратиться в Конституционный суд с запросом о том, соответствует ли международный договор конституции. Важно иметь в виду, что на такую проверку можно отправлять только договоры, которые еще не начали действовать. Если судьи сочтут, что соглашение противоречит основному закону, оно не сможет ни пройти ратификацию, ни вступить в силу.

Получивший широкий резонанс закон 2015 года разрешил Конституционному суду освобождать российские власти от исполнения решений Европейского суда по правам человека . Однако новая норма не отменяет действия Европейской конвенции по правам человека - соглашения, поставившего Россию под юрисдикцию ЕСПЧ.

Согласно пояснению Конституционного суда, конвенция остается частью российской правовой системы в соответствии с конституцией, а отдельные противоречия возникают из-за своеобразного толкования конвенции Страсбургским судом.

Выполнение и расторжение договора

Обеспечивают исполнение международных договоров в России президент, правительство или профильное ведомство, а обязанность наблюдать за выполнением договоров возложена на МИД.

Механизм прекращения или приостановки действия договора аналогичен порядку его принятия: если решение об утверждении принимал президент и правительство - он же прекращает договор, если документ проходил через парламент - решение о выходе из договора или о его приостановке также принимают парламентарии. Особенность приостановки действия соглашения не только в том, что это временная мера, но и в том что российские власти должны воздерживаться от мер, которые помешали бы возобновлению действия договора.