История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред

Краткий конспект лекций

Составитель: ст. преп. Гарбузова Е.В.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ

И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений;

2. Периодизация истории политических и правовых учений.
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений - наука, которую можно отнести к теоретическим и историческим юридическим наукам.

История политических и правовых учений тесно связана с Общей теорией права, Конституционным правом зарубежных стран, историей государства и права, философией права, историей философии.

Как самостоятельная наука История политических и правовых учений сформировалась в эпоху Просвещения как попытка объяснить закономерности происхождения, развития, функционирования и социального назначения государства и права, а также как попытка найти оптимальную модель их соотношения.

Предметом истории политических и правовых учений является совокупность идей, теорий, доктрин, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их происхождения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в различных странах.

Специфика истории политических и правовых учений:

1) наука изучает только целостные, завершенные системы взглядов, а не разрозненные идеи;

2) предмет истории политических и правовых учений имеет форму учений, доктрин, теорий;

3) политико-правовая доктрина (учение, теория) – специфическая форма осмысления, усвоения и преобразования политико-правовой действительности.

В структуру политико-правового учения входит 3 элемента:

1. теоретическое содержание учения – система выводов и положений, рассматривающих природу, сущность и назначение политико-правовой идеи;

2. политическая идеология – система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к государству и праву;

3. доктринальная основа – совокупность приемов и способов познания и интерпретации государства и права.

Например, понимание государства как результата общественного договора вытекает из доктрины естественного права , которое явилось методологией объяснения политико-правовой действительности в XVII в. и объективно выражает интересы зарождающейся буржуазии.

История политической и правовой мысли формируется начиная с предыстории науки, проходя следующие этапы :

1) предыстория науки – 4 тысячелетие до н.э. – XVIII в. н.э. Науки ещё не существовало, но были сформулированы многие теории, оказавшие влияние не только на развитие науки, но и на политику конкретных государств.

Изначально представление о государстве и праве выражалось в религиозно-мифологической форме; с развитием рационалистического объяснения действительности учение принимает форму философско-этических теорий.

2) институционализация истории политических и правовых учений – XVIII – XIX вв. Рационально-этическая форма знаний.

3) современный этап – XX – XXI вв. Плюрализм взглядов и теорий.

Методология включает в себя 3 группы методов:

1) общенаучные методы:

Исторический – позволяет определить место и значение теории в современной системе знаний; выявить совокупность социальных факторов, которые повлияли на развитие отдельной теории; определяет идеологию классов, господствующих в определенный период времени; устанавливает логику развития учений о государстве и праве;

Социологический – определяет социальные факторы, условия жизни общества, которые вызвали к жизни конкретное учение, а также каким образом это учение повлияло на жизнь общества;

Нормативно-ценностный – определяет идеалы и ценности, лежащие в основе учения.

2) общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.).

3) специальные юридические методы (правовое моделирование, толкование, сравнительный правовой и т.д.).

Использование методов зависит от господствующей парадигмы, т.е. модели теоретического истолкования, которая представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отражения политико-правовых явлений.

Парадигмы:

1) теологическая (Израиль, Западная Европа в Средние века, Исламские государства);

2) натуралистическая (Древняя Греция, Древняя Индия, учение Спинозы) Здесь все политико-правовые явления объясняются с той же точки зрения, что и явления природы;

3) юридическая (Древний Китай, Персия). Все политико-правовые явления объясняются с формальной точки зрения права;

4) социологическая (социальная) - настоящее время.
2. Периодизация истории политических и правовых учений.

Периодизация истории политических и правовых учений необходима для понимания логики развития воззрений на государство и право.

Подходы к периодизации:

1) формационный. Делит историю на формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунизм).

Недостаток данного подхода заключается в том , что смена формаций не всегда влечет к смене государственного строя. Большинство теорий сложно отнести к конкретной формации;

2) исторический.

Периоды: Древний мир, Средние века (Возрождение и Реформация), Новое время и Новейшее время;

3) социетальный. При данном подходе политико-правовые доктрины рассматриваются с точки зрения их культурной, религиозной и социально-экономической обусловленности, принимается во внимание соотношения государства и общества, при котором обеспечивается определенная степень индивидуальной свободы личности и её гарантии и роль в процессе.

1) традиционное общество (4 тыс. до н.э. – начало XVI века).

Для данного периода характерна зависимость индивида от общества и государства, его социальный принадлежности. Государство в этот период при помощи права определяет социальную структуру и устанавливает права и обязанности различных социальных групп.

Для политико-правовых доктрин характерна классификация людей по их социальному статусу.

2) становление гражданского общества (XVI-XVIII века). Этому способствовали периоды Возрождения, Реформации и Просвещения. Здесь возникают, обосновываются и притворяются в жизнь принципы ограниченного правления, равенства всех социальных групп перед законом и судом, возрастает роль права в регулировании общественных отношений, формируются международные стандарты общения государств;

3) современный этап гражданского общества (XIX-XX века). Для данного периода характерно усложнение отношений государства и индивида и многообразие подходов к объяснению политико-правовых явлений.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


  1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока;

  2. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля;

  3. Политико-правовая мысль Древней Индии;

  4. Политико-правовая мысль Древнего Китая.

  1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока.
Возникновение и содержание политико-правовых воззрений Древнего Востока обуславливается следующими моментами:

  1. характером социально-экономических отличий государства Древнего Востока – Египет, Индия, Китай, Персия, Вавилон, Израиль. В этих государствах господствовало патриархальное натуральное хозяйство, государственная и общественная собственность на землю. Верховным владельцем земель является правитель.

  2. особой культурной традицией – для мировоззрения Древнего Востока характерно постоянное постижение истины, объяснение общекосмического единства мира и человека, гармонии небесного и земного; один из главных аспектов делается на отрешённость от мировой суеты.
Политико-правовые учения на Древнем Востоке выполняет следующие функции:

  • целеполагания и мобилизации;

  • духовного освоения мира и объяснения его порядка;

  • легитимизация власти существующего социального и политического порядка.
Черты политико-правовых учений Древнего Востока:

  1. Традиционализм;

  2. Религиозно-мифологическая форма представлений о государстве ;

  3. Связь с природой;

  4. Условия жизни общества обосновываются как божественное установление;

  5. Политико-правовые теории не представляют обособленной формы знаний, являются частью мифологического мировоззрения, что объясняется неструктурированностью в то время человеческого мышления;

  6. Её прикладной характер (политика рассматривается как искусство управления, государственная власть персонализирована);

  7. Защита в разных теориях господствующего класса.
Таким образом, в государствах Древнего Востока политико-правовая мысль представляет собой своеобразную смесь религиозных верований, мифологических представлений, моральных запретов и поучений прикладного характера.

  1. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля.
Политико-правовые идеи Древнего Египта содержатся в мифах, поучениях, трактатах жрецов, гимнах в честь фараонов. Главным содержанием всех этих источников является обоснование тезисов о божественном происхождении государства и права.

Учения о государстве и праве носили прикладной характер и были направлены на легитимизацию власти фараонов.

Период Древнего Царства (2778 – 2260 гг. до н. э.) трудами верховного бога Птаха был написан «Менфисский Богословский трактат». В соответствии с его положениями всё на земле, в том числе человек, было создано богом Птахом. Все боги поддерживали порядок и истину в человеческом сообществе. Порядок и истина основывались на всеобщей гармонии и справедливости.

Справедливость олицетворяет богиня Маат. Фараон считается двойником бога и должен стремиться, подобно богам, утверждать на земле справедливость.

В период Среднего Царства (2040 - 1786 гг. до н. э.) возникает культ бога Амона (в некоторых религиях его называли Ра). Фараон считается сыном бога Солнца, а затем – богом Солнца (Амон-Ра). Несмотря на то, что фараон и его власть имеет божественное происхождение, он должен следовать принципам добропорядочного поведения.

Для этого периода характерно создание различных поучений, в которых заключалась политическая мысль. В XXIV веке до н. э. «Поучение гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну» - фараон не должен делать ничего противозаконного и неправильного, иначе он не сможет добиться милости богов в загробной жизни. В «Поучении» подчёркивается тезис о божественном происхождении власти правителя, кроме того фараону рекомендуется опираться на мудрых советников, которые создают справедливые законы.

В этот период создаётся достаточно сильный бюрократический аппарат, в котором большую роль играют жрецы.

«Поучение Птахотепа» (XXVIII в. до н. э.) – советует своему сыну воздержаться от жестокости в отношении с подчинёнными, подчёркивает естественное равенство всех свободных людей, каждый человек в своём поведении должен руководствоваться принципом добропорядочности («ка»). Приближённые фараона должны давать обоснованные рекомендации правителям и руководствоваться при этом интересами общего дела.

Египетское общество Птахотеп рисует в виде пирамиды. В вершине пирамиды – фараоны, его должны поддерживать жрецы и вельможи, а народ это основание пирамиды. Равновесие пирамиды опасно нарушать. Это может привести к восстаниям, упадку, смутам.

Древнеегипетское учение о праве. Право в Древнем Египте понималось как мера должного поведения, т. е. долга совершать действия и поступки, которые обусловлены социальным статусом и принципом добродетельности.

Специфика политической и правовой культуры Древнего Египта обусловлена неразрывной её связью с ритуалом и культом загробной жизни.

Следование божественным установкам , которые олицетворяли справедливость, подкреплялись ответственностью перед богами.

«Книга мёртвых» (XXV в. до н. э.) описывала судебный процесс в загробном царстве, устанавливала правила добропорядочного и правомерного поведения, которое распространяется на всех людей.

Для правовой мысли Древнего Египта характерно также и регулирование деятельности государственного аппарата. В частности, визиря фараона – строго соблюдать свои действия; при выполнении судебных функций – соблюдать правила соразмерности наказания содеянному и т. д.

Таким образом, политико-правовая мысль Древнего Египта была неотделима от религиозно-мифологических представлений, устанавливала правила поведения, как для простых людей, так и для чиновников.

Древний Израиль. Особенностью израильской политико-правовой мысли является непосредственная обусловленность религией. Характерно единобожие. Верховным правителем всех народов считается бог Яхве. Непосредственное управление иудейским народом долгое время осуществляли священники и судьи. Единого правителя не было.

Статус царя у древних иудеев не являлся привилегией. Его функции – это большое бремя и долг.

Правовые нормы, которые регулировали жизнь древних иудеев, также вытекают из религиозных норм. Содержатся они в Пятикнижии Моисея «Тора», а также в 10 заповедях.

В учении о власти у древних иудеев говорится о трех функциях правителя:


  1. законодательство;

  2. исполнение законов.
Уподобление власти царя божественной власти влечёт за собой обоснование в иудейской теории единовластия или царства. Власть земного правителя не произвольна, он должен судить справедливо, соблюдать законы и реализовывать божью волю.

Главный критерий легитимности царской власти является законопослушность правителя. Закон у израильтян соотносится с разумом творца, наказание – с мудростью правителя, судьи; а исполнение законов – с силой царя.

Правитель не ограничен лишь при исполнении законов. Он имеет право привлекать народ к работам, перераспределять собственность подчинённых, взимать подати, вести войну и заключать союзы.

Для реализации своих полномочий правитель создаёт бюрократический аппарат. Существовали совещательные инстанции старейшин, которые не участвовали в суде. Особое место иудеи отводят правосудию. Судьи приводят в жизнь божью волю, божий закон, поэтому земной суд должен воплощать высшую справедливость. Суд приводит в жизнь принцип законности. Законы должны быть известны всем, поэтому их нужно обнародовать.


  1. Политико-правовая мысль Древней Индии.
На политико-правовую мысль Древней Индии оказала влияние религия – варновый строй: брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы); шудры.

Переход из одной варны в другую невозможен, запрещались браки между людьми разных варн. Первые три варны дважды рождённые.

Социальное устройство мира, в том числе деление на варны, государственный строй и право, считались воплощением вселенского мирового закона (Рта), в соответствии с которым формируется учение о переселении душ.

Самсара – странствие души по телам. Выход из самсары – основная цель человеческой жизни путём исполнения своей драхмы (долга) и достижения нирваны (состояния полной безмятежности и отрешенности). Мокша – состояние, когда душа свободна, если человек не исполняет свою драхму, то действует закон возмездия (нора).

Все эти положения характерны для древней индейской религии – брахманизма . Господствующей данная религия была в ведийский период (вторая половина II тыс. до н. э. – сер. I тыс. до н. э.).

Основным источником религиозных норм, а также политических и правовых идей данного периода были:

Ригведы (сборник гимнов);

Упанишады (поучения, которые содержали религиозные нормы). Самая древняя «Брихадараньяка» (XIII – VII вв. до н. э.);

Дхармашастры (религиозные нравственные предписания);

- «Законы Ману». В «Законах Ману» две главы из двенадцати посвящены государству , политике и праву. Три основных положения:


  • обоснование божественного происхождения государственной власти;

  • сопротивление власти правителя считается смертным грехом;

  • основным источником порядка в государстве является наказание.
Устанавливается верховенство религиозного закона над государственным. Сама политика определялась как искусство владения наказанием (данданити).

Индусы впервые выделили следующие структурные элементы государства:


  • царь;

  • советник;

  • страна;

  • крепость;

  • казна;

  • войско;

  • союзники.
Правитель в концепции брахманизма уподобляется богам в утверждении на земле порядка. Считалось, что руководить на земле должны кшатрии под руководством брахманов. В брахманизме выделяются следующие правовые теории по их юридической силе:

  1. Религиозный закон;

  2. Закон, который устанавливает правитель;

  3. Предписания драхм;

  4. Закон для конкретного человека в конкретной ситуации.
С критикой ряда основных положений брахманистической идеологии складывается новое религиозное направление буддизм . Основатель Сиддхартха Гаутама (565 - 479 гг. до н. э.) – из варны кшатриев. Концепция буддизма основывается на следующих началах. Любая жизнь есть страдание, которое возможно преодолеть следуя четырем благородным истинам:

  • любая жизнь есть страдание;

  • у всех страданий есть своя причина;

  • если причины страданий искоренить, страдания закончатся;

  • прекращению страданий ведёт благородный восьмеричный путь:
- правильный путь (определяется самим человеком);

Решимость;

Речь (без ругательств);

Действия;

Образ жизни;

Направление усилий;

Направление мысли.

Правильное соблюдение восьмеричного пути ведёт к состоянию полной невозмутимости (нирваны), нужно выйти из общества и стать монахом.

Каждый человек независимо от варны может достичь спасения. Буддисты варновый строй не отвергают, но при этом ставят кшатриев выше брахманов.

Основной источник предписаний буддизма – «Джаммапады» («Стезя законов»), в соответствии с которыми каждому человеку предназначается индивидуальный путь спасения и духовного совершенства. Буддисты отрицают идею божественного промысла в создании государства. Миром управляет природная закономерность, в соответствии с которой существует абсолютное добро и абсолютное зло. Зло может породить только зло. Насилие нельзя победить насилием. Поэтому каждый, в том числе и правитель должен стремиться вести добродетельный образ жизни.

В период раннего буддизма, который постепенно становится государственной религией, правители избирались народом и правили в полном согласии с ним.

Более поздний буддизм проповедует покорность и подчинение властителю. Государство должно быть централизованным для того, чтобы обеспечить порядок и возможность каждому прейти к спасению. Буддизм не отрицает значение права в управлении государственными отношениями, установление наказания считает лишь вспомогательным способом гармонии общества.

Для буддизма более характерно опора на моральные и религиозные принципы.

В более поздний период начинает складываться светская концепция государства и права. Основные её положения содержатся в трактате Каутильи «Артхашастра» (IV в. до н. э.); содержит три части, которые посвящены праву, хозяйству и государственному управлению.

Каутилья придаёт приоритет царскому законодательству перед религиозным. В политике должна преобладать светская доктрина, основное государственное управление должно исходить из практической пользы. Каутилья выделяет четыре формы законодательства по их юридической силе:


  1. царский указ;

  2. священный закон;

  3. судебные решения;

  4. обычай.

  1. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
Первые политические и правовые идеи в Древнем Китае были обусловлены языческим пониманием миропорядка.

Изначально существует только хаос. Постепенно его упорядочивание приводит к появлению двух начал (инь и янь). Инь – земное; янь – небесное начало. Небо является высшей силой, которая следит за справедливостью, она создаёт пять начал мира:дождь, солнце,жара, холод,ветер.

От их своевременности и умеренности зависит благосостояние народа. Исполнителем воли бога на земле является правитель (император), который стоит над народом. Китайцы абсолютизируют связь природного , социального и нравственного начала.

Всё на земле, в том числе и небо, подчинено действию единого космического закона, который китайцы называют «Дао». Специфика мировоззрения в Древнем Китае обусловила и особые черты политической и правовой идеологии:


  1. Доктринальной основой идеологии является ритуал, который обосновывается постоянством природных и социальных устоев. Особую значимость имеет культ предков и почитания старших. Отсюда – обоснование покорности всех граждан власти правителя как почитания старшего младшими.

  2. Прагматизм (направленность на достижение практического результата) приводит к созданию на протяжении долгого времени различных по направленности политических устоев.
Своё развитие политико-правовые школы нашли в период царства Чжаньго (V - III вв. до н. э.). Наиболее влиятельными были четыре школы:

1. Конфуцианство , основателем которой был Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). В книге Конфуция описано идеальное государство, цель которого состоит в достижении гармонии во взаимоотношениях между правителями и подданными.

Государство рассматривается, как механизм поддержание порядка и общения между людьми. Конфуций говорит, что в былые времена люди вели себя достойно, отличались прямотой и честностью, стремились к совершенствованию себя.

В учении обосновывается патриархально-патерналистская теория государства (власть императора подобна власти главы семьи, он должен заботиться о своём народе как отец, а подданные должны подчиняться ему, почитать и уважать его как дети), обосновывается и социальное неравенство.

Идеальное правление императора должно опираться на взаимность, золотую середину (умеренность во всём) и человеколюбие (почтительность и уважение). Эти три основы составляют правильный путь («дао»). Конфуций выступает за аристократическую форму правления, где вместе с правителем государственные вопросы решают «благородные мужи» - следуют долгу, подчиняются закону и требовательны к себе.

Таким образом, в государственном управлении действует принцип меритократии («власти лучших»). При этом социальное происхождение чиновников не имеет значение, важны лишь их личные качества. Были введены экзамены на чины.

Конфуций выделяет следующие качества чиновников: они не должны быть расточительными, алчными, гордыми, жестокими, гневными; они должны подавать народу нравственные примеры.

Правовое учение конфуцианства не было развито, так как в данной теории большое значение придавалось нравственным заповедям, каждый человек должен следовать правилам ритуала («ли»); человеколюбия («жэнь»); заботы о людях («шу»); почтительного отношения к родителям («сяо») и преданности правителю («чжун»); каждый обязан выполнять свой долг («и»). Если все подданные будут следовать данным требованиям, то позитивный закон («фа») не будет нужен.

2. Легизм («законничество»). Основатель Шан Ян – написал «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Основные понятия теории законника исходят из злой природы человека. В древности люди были просты и честны. Сейчас они стали хитры и лживы. Поэтому ими нужно управлять, используя закон о строгих наказаниях.

Легизм в своих теориях поддерживает интересы знати и чиновников. Они говорят о том, что люди должны быть добрыми и человеколюбивыми, но истинный добродетель исходит из наказания. Идеальным государством для легистов была восточная деспотия, которая характеризовалась неограниченной властью правителя.

Он опирается на бюрократический аппарат и армию, а также на репрессивные органы; цель управления – установление порядка, который заключается в послушании народа законам и послушании власти, а также покорение других народов. Правитель должен быть умным и хитрым, он является верховным законодателем. При этом сам в своих действиях не связан никаким законом. Карать за малейшие проступки необходимо жестоко.

Легисты развивали теорию позитивного закона («фа») и отказались от ритуалов.

3. Даосизм . Основателем является Лао Цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Даосизм исходит из описания Дао как первоисточника и первоначала всеобъемлющего закона мироздания. Дао – естественный закон. Человек в своей жизни следует Дао. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао , а Дао следует самому себе. Дао стоит даже выше богов.

Причины конфликтов в обществе – отклонение от Дао. Лао Цзы проповедует возвращение к неизменной естественной простоте. Государство, как и всё, что создано самим человеком, является отклонением от Дао, поэтому оно должно быть низведено до уровня деревни. Лучшим правительством является то, которое меньше всего правит.

4. Моизм – основатель Мао Цзы (479 - 400 гг. до н.э.). Моизм отбрасывает концепцию предопределённости в жизни каждого человека, так как это лишает смысла человеческие поступки. Небо является образцом для взаимоотношений между людьми. Оно желает, чтобы люди жили друг с другом в согласии, любили друг друга. В соответствии с этим моисты выдвигают концепцию своего равенства и связи людей. Для выполнения воли неба необходимо соблюдать следующие принципы:

Понимание мудрости;

Почитания единства;

Всеобщая любовь;

Взаимная выгода;

Оборона против нападений;

Действия против судьбы;

Исполнение воли неба;

Духовидение;

Бережливость при захоронении;

Выступление против музыки.

Возникновение государства происходит естественным путём и является результатом общественного договора. В идеальном государстве народ является высшей ценностью. Он избирает мудрого и добродетельного правителя, который должен любить свой народ. При осуществлении своих функций правитель должен умело сочетать наставления и наказания. Чиновники и советники подбираются по деловым качествам. Власть правителя опирается на хорошие традиции, законы и моральные принципы.

КРАТКИЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Институт государства и права РАН Академический правовой университет

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И

ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Краткий учебный курс

Под общей редакцией академика РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца

Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА М) Москва 2000

В. Г. Графский , доктор юридических наук, профессор – гл. 12, 14 (3, 4), 17 (2), 18;

Н. М. Золотухина , доктор юридических наук, профессор – гл. 7, 11, 14 (1, 2);

Л. С. Мамут , доктор юридических наук – гл. 5 (1–3), 6, 9, 10 (1, 4, 5), 13 (1, 2), 15, 16, 17 (1, 4), 19;

В. С. Нерсесянц , академик РАН, доктор юридических наук, профессор– введение, гл. 1–4, 5 (4), 8, 10 (2, 3), 13 (3), 17 (3), заключение.

История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца . – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА М), 2000. –352 с. – (Краткие учебные курсы юридических наук).

ISBN 5-89123-442-4 (НОРМА)

ISBN 5-16-000322-3 (ИНФРА М)

Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов.

Издательство НОРМА

ISBN 5-89123-442-4 (НОРМА)

ISBN 5-16-000322-3 (ИНФРА М) 2000

Введение

Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.

В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.

В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.

По мере того как остается позади все более значительный пласт культурного прошлого и увеличивается совокупный объем приобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории политических и правовых учений, которая сегодня актуальна как никогда ранее.

Задача данного учебного курса и состоит в освещении основных положений всемирной истории политических и правовых учении.

Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

Под соответствующими "учениями" в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.

В общей совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности – таких как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т. д.

Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретического) сознания и познания, хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки как единой науки о праве и государстве.

Сказанное о предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напротив, можно сказать, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.

Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории правовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. Именно в своем общеправовом значении проблемы частного или отраслевого профиля (например, о преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, источниках судебных доказательств, формах и направлениях административной деятельности и т. д.) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений – дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель,. Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.

В должной мере учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное в конечном счете спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного исследования. Предметное своеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории политических и правовых учений (в сравнении с историей философии) освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте специфического понятийного аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно политический и правовой смысл рассматриваемых концепций, на уяснение специфической логики специфического объекта – политических и правовых явлений и отношений.

Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т. д.) профилей.

В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов – с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

План

  1. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
  2. Предмет истории политических и правовых учений
  3. Методы истории политических и правовых учений
  4. Периодизация истории политических и правовых учений

1.Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

Наука как важная область человеческой деятельности имеет своей целью систематизацию знаний об объективной действительности. Что такое наука? Это - упорядоченная совокупность знаний о тех или иных изучаемых явлениях. Известно, что наука обладает сложной структурой. Виды наук: технические естественные и общественные. Естественные и технические науки направлены на изучение природных явлений и техники. Общественные имеют целью всестороннее исследование явлений, связанных с развитием общества или с различного рода социальными ценностями. В число этих наук входит и наука юридическая.

Юридическая наука имеет свою собственную только ей присущую структуру, построенную по предмету изучения. По достаточно устоявшейся схеме юридическая наука делится на несколько больших групп: историко-теоретические, отраслевые, прикладные, науки. История политико-правовых учений является самостоятельной учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профиля.

О названии курса. Первый в России труд, содержащий систематическое изложение учений о государстве и праве, принадлежит профессору Петербургского университета К.А. Неволину (1806-1855) - «История философии законодательства». Пятитомник Б. Чичерина, издававшийся с 1869 по 1903 г., назывался «История политических учений». Большое распространение получило название «История философии права». Именно так назывались учебники Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н. Трубецкого. В СССР в 1950-70-годы было принято название «История политических учений». Сегодня - «История политических и правовых учений», как более точно и полно отражающее содержание курса.

2.Предмет истории политических и правовых учений

Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но - это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

История учений о праве и государстве - это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.

3.Методы истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений - наука гуманитарная, значит в ней используются те же методы, что в других гуманитарных науках, с учетом ее специфики и особенностей, т.е. философские и специальные научные методы. С классификацией существующих методов вы были ознакомлены в курсе теории государства и права. Поэтому подробно на их характеристике мы останавливаться не будем. Обратим внимание лишь на специфические методы, с помощь которых изучается данная дисциплина.

Для исследования политико-правовых учений применяются:

  • исторический метод , позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;
  • сравнительный метод , позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;
  • системный анализ , позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;
  • структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.

Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий . В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования . Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли - в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

4.Периодизация истории политических и правовых учений

Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов.

1. Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.

Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока - Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной.

2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений - домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма.

3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе ее лежала и концепция Э.Тоффлера , который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

4. Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества - это история разных цивилизаций, разных культур и религий. При этом идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой.

Каждый их этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Как и в теории государства, существующие два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный, не противопоставляются, а взаимно дополняя друг друга, применяются комплексно. Мы будем пользоваться наиболее распространенной периодизацией исторического процесса:

В то же время эти крупные периоды будут детализированы и рассматриваться всесторонне, с учетом мнения авторитетных авторов учебников и научных исследований и разработок в области истории политических и правовых учений.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. Лазарев В. В. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В.Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э.Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политических и правовых учений. Под ред. В. П.Малахова, Н. В.Михайловой. - М., 2007.
  9. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  10. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т.1-5.
  1. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория //Философские науки. 1992. № 2
  2. Зорькин В. Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений //Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. - М. 1986.
  3. Лазарев В. В. Курс истории политических учений: значение, предмет и метод //Ленинградский юридический журнал. 2005. № 3.
  4. Луковская Д. И. О предмете науки истории политических и правовых учений //Политические и правовые учения: Проблемы исследования и преподавания. - М. 1978.
  5. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - Л.1985.
  6. Луковская Д. И. Традиции в истории правовой мысли //Введение в теорию права (историко-методологический аспект): Учебно-научное пособие. СПб. 1996.
  7. Рыбин А. В. Предмет, метод и структура истории политических учений //Уч. зап. Пермского ун-та. Т.XXV.1. Юридические науки. Пермь. 1962.
  8. Сергевнин С. Л. О соотношении политической науки. Науки о государстве и правоведения //Правоведение. № 6. 1991.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

  1. Что является объектом истории политико-правовых учений?
  2. Как можно определить предмет истории политико-правовых учений?
  3. Какое место занимает история политико-правовых учений среди юридических наук?
  4. Что такое учение, теория, доктрина?
  5. С помощью каких методов изучают историю политико-правовых учений?
  6. Какие виды периодизации вы знаете?

ВВЕДЕНИЕ
История политических учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям. Политические учения разных эпох обусловлены влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политической идеологии.
Целью данной работы является познать взгляды и теории великих мыслителей прошлого и, опираясь на эти знания, понять современные политические теории и проблемы. Определить место российской политической жизни в общей системе политических знаний. Раскрыть сущность идеологии и содержание основных политических идеологий.
Передо мной была поставлена задача изучить и охарактеризовать историю развития политических учений, основания для ее периодизации и основные политические идеи Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли и др.;
- характерные черты политической мысли Нового времени и основные современные политические учения и политические школы;
- периодизацию развития российской политической мысли и ее характерные черты, а также основные отечественные идейно-политические течения;
Используя взгляды и теории великих мыслителей прошлого, мы должны понимать современные политические теории и проблемы;
- классифицировать современные политические теории и концепции по таким основаниям, как уровень исследуемых объектов политики, политико-идеологическая направленность, специфика объекта исследования;
- обосновать периодизацию развития общественно-политической мысли в России;
- различать основные политические идеологии, основываясь на знании их принципов и политических идей;
- видеть за деятельностью политических лидеров и политических общественных организаций их политические идеологии.
1. История политических учений
История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.
Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.
Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.
Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:
1 этап. Политические учения Древнего Востока.
2 этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
3 этап. Политические учения Средневековья.
4 этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.
5 этап. Политические учения Нового времени.
6 этап. Современные политические учения.
Рассмотрим и охарактеризуем эти этапы подробнее.
2. Этапы развития политических учений и их характеристика.
2.1. Политические учения Древнего Востока
Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти. Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 – 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.
В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.
2.2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 – 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 – 347 гг. до нашей эры.) – политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 – 322 гг. до нашей эры).
Двухтысячелетняя история Древнего Рима – это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.
Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры – 65 г. – философ и человек личного высокого мужества. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок.50 – ок.140), Марк Аврелий (121 – 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой "Жизнь двенадцати царей" положил начало традиции политических портретов.
Характерные черты политических учений этого этапа:
- постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
- обособление их как относительно самостоятельной части философии;
- анализ устройства государства, классификация его форм;
- поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.
Политические идеи Платона:
- государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;
- залог стабильности государства – разделение труда по склонности души;
- управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;
- сословие стражей должно защищать государство;
- землевладельцы и ремесленники – третье сословие – должны добросовестно трудиться на благо государства;
- переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.
Аристотель, ученик и критик Платона:
- выдвинул предположение о естественном происхождении государства;
назвал человека политическим существом;
- классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;
- выделял:
правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо;
неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;
- залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;
- высказывал идею верховенства закона.
Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.
Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 – 430) пишет трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе. Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.
2.3. Политические учения Средневековья.
Средневековье характерно следующими политическими процессами:
- создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
- распад их на раздробленные политические образования;
- расцвет сословно-представительных монархий.
Особенности политических учений этого этапа:
- безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
- политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;
- социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;
- обоснование теологической теории политической власти.
Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 – 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок – от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.
2.4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:
- освобождение политической науки от теологии;
- развитие гуманистических начал в политической теории;
- анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.
Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 – 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд – знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:
- дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;
- впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;
- считал, что народ не играет никакой роли в государстве;
- подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;
- утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.
Родоначальниками социалистической идеологии стали Томас Мор (1478 – 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.
Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 – 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия – самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха.
Английский философ Джон Локк (1632 – 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти.
На рубеже 17 – 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.
В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма".
Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии. Идея просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича "Политика". Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 – 1750).
2.5. Политические учения Нового времени.
Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в. Характерные черты политической мысли Нового времени:
- формирование либеральной политической идеологии;
- обоснование необходимости разделения властей;
- анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
- формирование концепции прав человека и гражданина.
Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 – 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма – граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 – 1825), Роберт Оуэн (1771 – 1858), Шарль Фурье (1772 – 1837).
В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778), который:
- утверждал, что главное зло – частная собственность;
- первым разграничил государство и гражданское общество;
- доказывал необходимость прямого народного правления.
Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 – 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 – 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 – 1882) и др. В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 – 1883), Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – теоретики коммунистического общества.
2.6. Современные политические учения.
Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды. Первый период – становление современной политической науки (конец 19-го – конец 40-х гг. 20-го в.). Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:
- теория заинтересованных групп (А. Бентли);
- теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);
- социологическая теория государства (М. Вебер);
- теория олигархизации власти (Р. Михельс);
- психологическая теория власти (Г. Лассуэл).
Второй период – активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х – вторая пол.70-х гг.) – характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:
- новая теория демократии (И. Шумпетер);
- плюралистическая теория демократии (Р. Даль);
- теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);
концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).
Третий период – поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. – наст. время). В этом периоде разрабатывались и развивались:
- футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);
- концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);
- концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);
- концепция национального интереса (Г. Моргентау);
- теория элитарной демократии;
- силовая концепция власти.
Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:
- По уровню исследуемых объектов политики: концепции глобального или международного порядка; концепции общественного уровня; концепции политической сферы общества и политического развития; концепции важнейших подсистем политической системы общества; концепции отдельных или частных политических явлений.
-По политико-идеологической направленности: либеральные; консервативные; социал-реформистские; марксистские; анархистские.
- По специфике предмета и объекта исследования: политико-правовые; социологические; психологические; эмпирические.
В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы. Англо-американская – разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф). Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон). Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер). Польская – проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).
Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 – 1978). Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.
Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 – 1923), Г. Моска (1838 – 1941), Р. Михельса (1878 – 1936).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политические учения прошли многовековой путь развития. Поначалу они были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир, как нечто, противостоящее человеку. Но уже в Древнем мире возникало стремление осмыслить государство и право как создание человеческого искусства, подчиненное общественным потребностям.
На всех этапах истории политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников.
История политических учений свидетельствует о том, что важным показателем степени свободы и демократизма того или иного общества и государства является состояние политико-правовой мысли.
Растущее многообразие учений о государстве предопределяется тем, что эти учения по-разному отражают сложнейший по устройству, функциям, общественной роли механизм государства.
История политических учений показывает также, что теоретиками государства и права различных эпох разработан ряд выводов и положений, не выходящих за пределы эмпирической, описательной науки, но имеющих непреходящее значение для государственно-организованного общества, в том числе для современного.
Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит, и социальная значимость политической науки возрастает.
Таков общий, далеко не полный обзор истории политической мысли.
Список используемой литературы:

1.
Баскин Ю. Я. Кант. Из истории политической и правовой мысли. – М.,1975.

2.
Козлихин И. Ю. Политико-правовое учение Т. Гоббса. – Правоведение, 1998, № 4.

3.
История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С. Нерсесянца. М.: 1995. – 736 с.

4.
История политики и права. Яковлев И.А. М., 2005.

5.
История политических и правовых учений. Хрестоматия. – М., 1996.

6.
История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.

Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)

4 касты («варны»):

брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),

кшатрии – из рук (управление государством, война),

вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),

шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).

Рабы – не люди, а орудия труда.

Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка).

Если исполняет то - ?????

Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».

В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.

Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).

«Будда» - просветленный.

Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).

«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.

«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).

Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.

Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)

Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.

Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма :

государство – это разросшаяся семья,

монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;

патернализм – власть отца и его забота о семье,

2) идея меритократии – власти достойных

власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,

3) идея человеколюбия:

забота старших о младших и уважение младшими старших,

«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,

4) отрицательное отношение к законам:

закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,

5) советы чиновникам:

древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,

в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах,

и т.д. (очень много советов)

Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)

возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).

Противоположность Конфуция:

1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,

2) доброта и человечность – мать всех проступков ,

т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»),

3) необходимость оглуплять свой народ , чтобы было легче управлять

в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,

4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство» ,

5) разрешил покупать чиновничьи должности.

Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.

Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.

Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.

Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».

Греция. Политико-правовые идеи софистов.

Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.

Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.

Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).

Их советы адвокатам : вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …

Старший софист Протагор :

1) золотой век человечества – в будущем : люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.

2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),

3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).

Афины: Сократ

По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.

1) управлять должны знающие,

2) закон и справедливость – понятия тождественные.

Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.

Причина такого решения суда:

1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,

2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.

Платон (ученик Сократа).

о формах правления: иерархия в порядке ухудшения :

1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),

3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),

4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),

5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),

6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).

Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:

- разумность – стремление думать,

- честолюбие – стремление к славе,

- вожделение – необходимость физиологического комфорта.

Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).

Принципы жизни философов и стражей:

1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,

2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),

3) общественное воспитание детей.

Аристотель.

Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.

Формы правления по Аристотелю:


Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».

Демократия:

1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.

2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.

Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна.

Два вида справедливости:

Уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,

Распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).

Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)

Основные принципы организации жизни общин:

1) общность имущества,

2) обязательность труда для всех,

3) равенство,

4) отсутствие духовенства и культов,

5) осуждение богатства.

Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:

«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».

Два аспекта:

1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,

2) каким судом судите – таким судимы будете.

Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».

1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),

2) человек живет по божественной воле.

Государство и город – синонимы.

Идея 1 : те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.

Идея 2 : насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).

Идея 3 : концепция «как спастись от греха».

Различие между проступком и преступлением:

«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,

если действует во вред другому – это преступление».

Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.

Основное произведение – «Сумма теологии».

Признан официальным теологом католической церкви.

В Библии – вся власть от бога.

Выделение трех элементов государственной власти:

1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.

2) Происхождение власти: по наследству или силой.

3) Использование власти:

a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться,

b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.

«Возможно, тиран послан народу за его грехи».

Субординация законов:

2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).

3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:

a. записаны (тогда как естественные законы не записаны),

b. предусматривают наказание за нарушение.

4) Божественный закон – Библия.

Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками : еретики подрывают основы жизни.

Средневековая ересь о праве и государстве.

Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.

Два вида ереси:

1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:

a. требует социального и имущественного равенства,

b. требует ликвидации церковной организации и духовенства.

Представители плебейской ереси – «богомилы»???.

Помещики – слуги дьявола.

2) бюргерская ересь:

a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов),

b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви).

Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.

Основное произведение – «Государь».

Основные идеи:

1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни , в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),

2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).

3) советы государю:

a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом,

b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково),

c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным,

d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».

Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).

Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.

Жанр – утопический социализм.

Утопия – несбыточное (ни где я????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.

Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».

Государство ответственно за своих подданных.

Государство – орудие для угнетения бедных.

Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование).

Основные идеи:

1) общественная собственность,

2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),

3) все должны приносить пользу обществу,

4) общественная трапеза,

5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений,

6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.

Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом.

Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)

Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами.

Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).

1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,

2) законов должно быть как можно меньше.

Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».

Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож.

Идеи либерализма.

Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).

Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности.

Различия в подходах:

Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),

Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.

Классическая теория демократии.

Монтескье: «О духе законов».

Есть буква законов и дух законов.

На дух законов влияют:

Физический фактор (климат, территория и т.д.),

Моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).

Разработал теорию сдержек и противовесов : ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.

Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:

1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,

2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании,

3) недопустимость наказания за помыслы,

4) о нескромных словах.

Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».

2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже),

3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.