Горы мифология. Гор бог, энергетический канал бога Гора (посвящение, инициация) — Храм Истины

Считался покровителем охотников. Предания о нем сохранились с тех пор, когда главным занятием для мужчин была добыча пропитания. Изначально Гору поклонялись воинственные охотники, которые со временем установили свое господство над другими племенами. Он считался могущественным богом неба и солнца. Бог-сокол Гор часто изображался с головой этой птицы. Считалось, что это символизировало победу и огромную силу. В более поздние периоды его изображали как солнечный диск с распростертыми соколиными крыльями.

Зачатие и рождение Гора

Бог Гор в древнем Египте имеет отдельную мифическую историю о своем зачатии. Его отцом и матерью были Осирис и Изида. В те времена битва за власть была довольно жестокой. У Осириса был брат - Сет, который и убил его еще до зачатия Гора, дабы завладеть страной. Хотя, по одной из легенд, Сет считался не дядей, а братом Гора. Но Изида своей магией вернула к жизни мужа, чтобы успеть зачать ребенка. Но Сет на этом не успокоился, и второй раз кровожадно убил Осириса, расчленив его тело. Таким образом он рассчитывал, что воскресить его больше не будет возможности. Изиде пришлось скрываться в папирусовых топях Нила, чтобы выносить и родить Гора, так как Сет мечтал убить и ее вместе с ребенком.

По легенде, когда родился древний бог Гор, в это время на востоке загорелась яркая звезда. Изида защищала сына своей магией, пока тот не достиг юношеского возраста. За это время он не только успешно обучался сам, но и помогал обретать знания другим. В 30 лет Гор принял от Анубиса духовное посвящение. Согласно легендам, у молодого бога было 12 учеников, с которыми он вместе исцелял больных.

Гор становится полноправным египетским царем

Сначала Гор сразился в поединке с Сетом. Так он отомстил за смерть отца. Во время битвы у Гора был поврежден глаз. Сет одержал маленькую победу, вырвав божественное око у молодого бога. Но Гор не уступил в поединке, и забрал око обратно, а заодно прихватил и мужское естество противника. Своим глазом бог сумел оживить отца. После чего Осирис смог передать ему свой трон. Затем Гор завоевал весь Египет. После победы над Сетом его признали полноправным царем. В результате молодой фараон стал олицетворением победы, силы и правосудия.

Гор и Сет

По одной из легенд, Сет олицетворял ночь и тьму, а Гор - солнце и свет. По преданиям, их сватка была не единственной, а длилась постоянно. Они сражались, расходились и через некоторое время снова вступали в бой. Начиналась схватка обычно с восходом солнца, когда побеждал Гор. А заканчивалась она вечером, когда начиналась власть Сета, и он отправлял бога в подземное царство. Они оба олицетворяли борьбу света и тьмы, добра и зла.

Ясновидящее око Гора

Гора изображали с головой сокола и большим (неповрежденным) глазом. Гор - египетский бог - имел ясновидящее око, которое помогало ему видеть правду. Египтяне верили, что он мог прикладывать свой глаз к человеку, и тот обретал ясное зрение и видение самых сложных ситуаций. Также ему открывались все способы исправления даже самого наихудшего положения. Считалось, что магия Гора заключалась в умении «видеть глазами любви» - смотреть на окружающих с чистыми помыслами и светлым сердцем.

Имена и ипостаси Гора

Бог Гор имел множество имен. Его называли Хором, Гарендотом, Гаройресом, Гаром, Гармакхетом, Гарпократом, Горусом, Гар-па-Неб-Тауй, Ра-Хамкте и Гарсейсисом.

Бог Гор имел и несколько ипостасей. Он был и царем богов, и владыкой небес. Его звали солнечным богом и земным фараоном. Гора считали пастырем Божьим, истиной, агнцом Господним. Это своеобразная египетская троица, состоящая из сокола, земного фараона и владыки небес. Гора рисовали как бога света, вступающего в борьбу с силами зла. В храме города Эдфу он был изображен стоящим на ладье Ра, с гарпуном, которым поражал любую нечисть. Иногда образы Гора и Ра сливались в одно целое.

Воспитание Гора

Пока Гор подрастал, он находился под покровительством почти всех богов. Больше всего ему благоволил Тот. Его считали богом магии, мудрости и письменности. Молодой царь смог получить, таким образом, прекрасное воспитание. Впоследствии Гор приобрел огромную власть в Египте. Но управление страной без госаппарата было затруднительным.

Власть в Египте

Изначально всей властью были наделены только царственные особы. Так было и во времена Хеопса, и в дальнейшем - при его преемниках. Но с наступлением пятой династии государственные посты стали занимать люди не царственной семьи. В результате положение фараонов изменилось. Как следствие - концепцию о Горе, как о верховном боге, отодвинули на второй план. Вместо него божеством стало считаться солнце (Ра), а царь - просто его сыном, Рэ.

В стране начали происходить большие перемены, представления о богах стали утрачивать свою важность. Мифы и легенды обрастали новыми придуманными дополнениями. На них накладывалось новое мировоззрение. И толковались они уже по-другому.

Бессмертный бог Гор

По одной из версий, однажды Гор был предан Тефоном. Здесь мнения расходятся. Некоторые описывают Тефона как одного из учеников Гора. К такому мнению склоняется большинство современных египтологов. А есть теория, что Тефоном называли Сета. После предательства Гора распяли на кресте. Затем его похоронили и он был мертвым три дня. После этого бог Гор снова воскрес. Данная история напоминает Библию, которая рассказывает о распятии и воскресении Иисуса Христа. Бытует мнение, что в разных верах и мифологиях часто речь ведется об одном и том же персонаже.

Бог Гор - символ объединенного Египта Гор (Горус, Хор, Хорус) – бог неба и солнца в облике сокола, один из главных богов Египта с древнейших времен. Гор переводится как «небо», «высота».

Гор – одна из самых многосимвольных фигур в египетском пантеоне богов.

Древнейшие представления о Горе

Сокол, как покровитель и олицетворение правителей Древнего Египта, присутствует уже на Палетке Нармера, которая датируется ок. 3000 г. до н.э.

Божество в виде сокола почиталось в различных районах Египта еще в додинастическое время, до объединения Верхнего и Нижнего Египта.

По одним древнейшим представлениям египтян, Гор почитался как хищный бог охоты, впивающийся когтями в свою жертву. По другим - он плыл по небу на небесной лодке.

В этом космическом аспекте он тесно связан с солнцем, особенно утренним, как следует из одного из имен бога Ра – Горахути («Гор обоих горизонтов»). Большой сфинкс Гизы носил имя «Гор в горизонте». Солнце и луна рассматривались как глаза Гора.

Гор - покровитель фараонов

Гор (Хор) всегда тесно связан с фараоном. Одно из пяти имен земного правителя Древнего Египта – имя Гор.

На знаменитой статуе фараона Хефрена - cтроителя второй по величине пирамиды Египта - сокол (Гор) прикрывает своими крыльями его голову. Фараоны, как считали древние, были земной персонификацией Гора.

Связь между Гором и владыкой Египта возникла еще в додинастический период и сохранялась во все периоды и эпохи истории Древнего Египта - то есть более 3000 тысяч лет! Поэтому это божество не только одно из самых древних, но и одно из самых стабильных и постоянных богов в Древнем Египте.

В отличие от множества других божественных персоналий Гор никогда не утрачивал своего важного положения в иерархии египетских богов , пантеон которых насчитывал многие сотни богов.

У греков и римлян, завоевавших Египет, но быстро воспринявших и перенявших многое из египетской культуры, Гор также имел большую популярность и статус великого божества.

Многообразие Гора

Такая стабильность во многом объясняется тем, что в боге под именем Гор объединились разные божества, которых почитали древние египтяне в облике сокола с древнейших времен.

Современные исследователи выделяют две основные ипостаси Гора. Первым можно назвать Гора Бехдетского, который был сыном бога солнца Ра. Он сопровождает ладью своего отца в его путешествии по Нилу, поражая гарпуном всех врагов Ра во главе с Сетом . Гор Бехдетский считается мужем богини Хатор и отцом Гора-Сематауи. В Эдфу расположен грандиозный храм, посвященный Гору Бехдетскому.

От Гора Бехдетского отличается Гор, который был сыном Осириса и Исиды и боролся со своим дядей Сетом, убившим его отца. Мы особенно хорошо осведомлены о борьбе между Гором и Сетом благодаря многим различным источникам.

Этот сюжет упомянут в «Текстах пирамид », «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых », имеется полная версия на папирусе. Различные греческие авторы, такие как Плутарх, также сделали запись частей или всего этого древнеегипетского мифа.

Известны и другие боги - Горы. Гор Старший или Великий Гор, который позже включен в качестве десятого бога в гелиопольскую эннеаду (он считался братом Осириса и Исиды), Гор-ребенок и другие.

"Глаз Гора" - "уджат"

Амулет "Глаз Гора" Важный эпизод мифа - тот, когда Гор теряет глаз - чудесное око, вырванный жестоким Сетом. Позже он возвращает глаз с помощью бога Тота или богини Хатор (по другой версии мифа). Поскольку Гор принес свое чудесное око Осирису, чтобы воскресить его к новой жизни (Гор дает проглотить око Осирису, и тот оживает), «глаз Гора» стал одним из важнейших священных символов и амулетов у древних египтян.

Стилизовнный "глаз Гора" в виде иероглифа повсеместно встречается в Египте в текстах, а также в качестве отдельных рисунков, элементов рельефа и т.д. "Глаз Гора" - "уджат" - был одним из самых распространенных амулетов в Древнем Египте. Его носили в первую очередь с целью защиты от ранений.

Иконография Гора

На изображениях Гор обычно предстает как сокол или как человек с головой сокола. На голове у него, как правило, соединенные вместе белая и красная короны - символ объединенного Верхнего и Нижнего Египта.

Однако может изображаться и в облике других сильных и мощных животных с головой сокола.

Как Гор-ребенок обычно изображается как нагой мальчик, он часто изображается с своей матерью Исидoй, сидящим у нее на коленях - позе, которая позже стала также традиционной для Девы Марии и младенца Иисуса в христианском искусстве.

У Гора было четыре сына - Амсет , Дуамутеф , Кебексенуф и Хапи, игравшие важную роль в погребальных обрядах древних египтян.

Каждый из сыновей Гора персонифицировал одну из четырех каноп - сосудов, в которых находились забальзамированные внутренние органы покойного.

Дата создания: 05.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 4.171

Хор(Гор) ,(«высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и Осириса. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет.

Хор(Гор) — бог неба, царственности; живого древнеегипетского царя представляли — воплощением бога Хора.

Хор(Гор) — один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали — в более поздние периоды — в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.

По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти.

Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.

Хор (Гор) выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».

Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.

В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.

Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Хора(Гора) .

В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.

На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Хор(Гор) , стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла — крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.

Согласно одному из мифов, Исида зачала Хора(Гора) от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Хор(Гор) явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.

Сет вступил в схватку с Хором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз — чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Хор(Гор) не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Хор(Гор) дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.

Когда Хор(Гор) скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других — Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Хор(Гор) (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.

«В связи с этим, — писал Р. Антее, — высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э, при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского"происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь — просто сын Рэ».

По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

Р. К. Баландин "100 великих богов"

Гор (Хор или Хорус) – один из самых значимых египетских богов. Ему поклонялся весь Древний Египет, начиная со Среднего царства и вплоть до Птолемеев и римского периода. Это божество имело много форм, и некоторые из них египтологи рассматривают как отдельные. В то же время разные формы характеризовали одно и то же многослойное божество. Они взаимодополняли друг друга в той плоскости, в которой древние египтяне воспринимали множественные грани реальности.

Самая ранняя форма этого божества выполняла функции защитника и опекуна фараонов Верхнего Египта. Затем бог Египта Гор стал неразрывно связан с жизнью в противовес Осирису, который олицетворял собой царство мёртвых. В соответствии с мифологией между этими божествами были семейные отношения. Осирис считался отцом Гора, а последний выступал как соперник бога пустынных бурь Сета.

Главный миф о Горе гласит, что бог Сет убил Осириса и разрубил его тело на части . Жена убитого Исида нашла останки мужа, сложили их вместе, и проводник в мир мёртвых Анубис сделал из них мумию. После этого Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и забеременела. Так был зачат, а затем и рождён Гор. Мать прятала его от Сета в непроходимых болотах дельты Нила. Когда ребёнок вырос и возмужал, то отправился мстить за убитого отца.

Он сражался с Сетом долгих 80 лет и, в конце концов, одолел его. Во время одной из битв Сет вырвал у своего противника левый глаз. Но его подобрал Анубис и закопал в землю. Когда с Сетом было покончено, Гор выкопал глаз, вдохнул в него жизнь, и тот превратился в животворящее око. Его проглотил мумифицированный Осирис и ожил. После этого Гор начал править на земле, а его оживший отец отравился царствовать в мир мёртвых.

Гор оживляет мумию Осириса

С тех пор Гор приобрёл статус бога неба, солнца, войны и охоты. Фараоны стали считать себя воплощением этого божества на земле. А до этого они считались воплощением бога Ра. То есть Гор и Ра приобрели одинаковый статус, и в более поздний период египетской цивилизации первый вытеснил второго.

Древние мифы отправили Ра на небо плавать в лодке с солнечным диком на голове и освещать землю, а Гора приблизили к людям, сделали его самым почитаемым и великим из божеств. Изображали Гора в виде человека с головой сокола. Венчала её корона Верхнего и Нижнего Египта. Бога Ра тоже изображали с головой сокола, но венчала её не корона, а солнечный диск.

Особый интерес в мифологии вызывает противостояние Бога Египта Гора и Сета . Они поделили Египет между собой. При этом к первому отошли плодородные земли возле Нила, а второй забрал бесплодную пустыню и прилегающие к ней земли. Египтологи пытаются связать конфликт богов с реальными политическими событиями, которые происходили в Древнем Египте. В начале своей истории Верхнее царство (юг Египта) покорило Нижнее царство (север Египта). Возможно это как-то связано с мифом о вражде двух богов.

Противостояние Гора и Сета: Гор стоит справа, Сет слева, между ними находится Осирис

При этом нельзя Гора и Сета буквально приравнивать к двум половинам страны. У каждого из этих божеств были культовые центры по всему Египту. Поэтому миф о противостоянии двух богов скорее можно отнести к противоборству двух городов. Так в Верхнем царстве существовало два больших города: Нехен и Нагада. Гор был покровителем Нехена, а вот Нагада тяготела к Сету. Возможно, что конфликт между этими городами и отразился в древних мифах.

Очень важным символом в древнеегипетской мифологии был глаз Гора . Он нёс в себе функцию защиты. На древних изображениях этот глаз часто изображали рядом с матерью Гора Исидой. Похоронные амулеты также делали в виде глаза Гора. Так на одной мумии их нашли целых семь – из золота, фаянса, сердолика. По понятиям древних египтян такие амулеты защищали умершего в загробной жизни и отвращали зло. На египетских кораблях, на носу, было принято рисовать этот символ, чтобы обезопасить себя во время морского путешествия.

Глаз Гора

А почему бог Египта Гор на всех своих изображениях показан с головой сокола? Эта птица символизировала величие, власть, а также была неразрывно связана с охотой. Вот поэтому бога неба, солнца, войны и охоты увековечили с соколиной головой. А чтобы подчеркнуть неразрывную связь с фараонами, надели на соколиную голову корону Верхнего и Нижнего Египта.

Женой этого божества считалась богиня красоты, женственности, любви, веселья и плодородия Хатхор . Изображали её в виде женщины, голову которой венчала корона в виде коровьих рогов с солнечным диском внутри. Она, как и муж, защищала фараонов и заботилась о богатых урожаях.

Эта богиня родила четырёх сыновей. Все они стали верными слугами Осириса и связали свои судьбы с загробным миром. В древнегреческой мифологии аналогом Хатхор являлась Афродита.