Что такое андеграунд. Русский андеграунд

15 августа 1990 года погиб Виктор Цой. Буквально недавно в нашей стране все помнили эту скорбную дату. Теперь творчество Цоя обзорно проходят в школе, упоминание его имени немыслимо без добавления слов «выдающийся» или «великий», а самого музыканта называют «самым ярким представителем русского андеграунда». Иногда даже последним. Что же тогда такое андеграунд в современной России, и есть ли он в ней вообще. Расшифровка такого понятия, как андеграунд даётся в словарях только с позиции культур двух цивилизаций – Соединённых Штатов Америки и Советского Союза.

Стиль андеграунд

Как это обычно бывает, у разнополярных элементов всегда оказывается что-то общее. В США это составная часть контркультуры, противопоставившая себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе. В США тематику стиля андеграунда составляют: сексуальная революция, наркотики как способ бегства от общества, проблемы маргинальных социальных групп. У нас же как всегда всё сложнее и куда более интеллектуальней.

В СССР андеграундом называли совокупность сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т.д. Что такое андеграунд для советского интеллигента или деятеля искусства. Определяющие понятия здесь, конечно, «самиздат», «диссидент», «литературная деятельность как оппозиция существующему режиму». Для России литература – такой же культурообразующий фактор, что и религия.

Музыка андеграунд

Именно поэтому любое произведение русский менталитет воспринимает не иначе, как текст. Музыка андеграунд для нас – текст, изобразительное искусство – текст. Если на Западе всегда было в ходу такое понятие, как саунд, то для России звук, а точнее качество звука оказывалось не столь важным, в музыке мы хотели найти прежде всего текст, смысл, откровение, правду. Здесь борьба Востока и Запада всегда понималась как борьба между принципом содержания и принципом формы. Отсюда и постоянные дискуссии о «немузыкальности» русского языка и музыкальной вторичности русского рока.

Но дело как раз в том, что русский рок 70–80-ых и не ставил себе задачу быть музыкальным – он действовал, как бы это парадоксально ни звучало, не на уровне слуха, а на уровне слова, того литературного текста, который не слушают, а слышат, чтобы впитать в себя целиком и полностью. Тот русский рок и нёс смысл, откровение, истину. Тот русский рок и был для СССР тем литературоцентричным андеграундом, интеллектуальным протестом официозу. А «музыкальность» у нас никогда бы не прижилась, это всё внешнее.

Внешний протест, протест формы – как раз прерогатива для США – Ирвин Вельш, Вильям Берроуз, Кустурица, Хантер Томпсон, «Sеx Pistols», «Velvet Underground» – эпатаж, стеб, атрибутика для андеграунда, рассчитанного сугубо на эстетический шок. Впрочем, для субкультуры, противопоставляющей себя всего лишь условностям культуры буржуазной, и не требуется большего, чем плодить условности иного порядка. Наше же подполье не только противопоставляло себя условностям строя и не искало способов бегства от общества, оно боролось. Андеграунд всегда выступает как оппонент массовой, общепринятой или официальной культуры, но при этом сам пытается занять её место.

Как правило, общество опять не устраивает такое положение дел и борьба начинается заново. Так было с джазом, затем с роком, затем дошла очередь и до андеграунд хип-хопа и рэп андеграунда. Отвергая старое, новое время требует для искусства нового языка. Советский же андеграунд парадоксален. Во-первых, он уже был массовым. Во-вторых, не принёс новых форм – только переосмысленное содержание. В-третьих, он так и не стал мейнстримом. Он легализовался, но легализовавшись – просто исчез.

Интеллектуальный бунт завершился катастрофическим коллапсом. Советский андеграунд не смог существовать без соперничества с жёсткой официальной культурой – его собственная гибель была неизбежна одновременно с гибелью соцреализма. Эти отношения были подобны весу и противовесу – если нет одного, нет и другого. Вспомним, в конце концов, что именно в периоды усиления цензуры создавались наши лучшие произведения. Что значит андеграундом сейчас – слово не ушло из обихода, но это ещё не значит, что осталось само явление. Составляющие сегодняшней повседневности – «Бумер», «Бригада», «Парни из стали» и хрипатые мужики, по радио тоскующие о своём уголовном прошлом – теперь это почему-то называется «шансон».

Вот какой андеграунд стал мейнстримом, придя на смену официальной культуре, «скинутой с корабля современности». Что же касается русского рока, он тоже оказался за бортом. То обескровленное явление, которое именуют сегодня роком российским, лишено самого главного – литературной наполненности, текста в широком смысле. Прямая реализация принципа формы.

Русский андеграунд

Серьёзный интеллектуальный рок андеграунд теперь – свободное плавание таких, бесспорно, талантливых имён, как Умка, С.Калугин, А.Непомнящий и другие. Их не крутят по радио, но знают и слышат те, кто хочет услышать. Беда в том, что среди них нет лидера поколения, того, как бы пафосно это ни звучало, «певца революции». Поколение 90-ых – первое поколение, живущее без своего певца.

Российский андеграунд сегодня – это уже не протест прессингу официальной культуры, это сопротивление обывательщине. Он существует, но его не замечают, он до сих пор не пассивен, но в нём нет людей, способных повести за собой. Именно поэтому складывается впечатление, что его попросту нет. Наверное, Цой навсегда останется «самым ярким представителем русского андеграунда». И последним.

Сергей Печёнин.

Андеграунд

Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Как правило, такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол», то есть без надежды на публикацию. Однако с течением времени запреты ослабевают или снимаются, в этом случае произведение приходит к читателю, хотя и с определенной задержкой.

Термин возник в США и начал употребляться во второй половине XX века , по отношению:

  • к странам, где искусство было подчинено государственной идеологии;
  • к течениям в развитых странах, где массовое искусство ориентируется на рынок.

Искусство андеграунда всегда было проникнуто духом диссидентства. Оно отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андеграунда – «сексуальная революция», наркотики, проблемы маргинальных групп. В СССР это понятие приобрело несколько иной смысл и более политизированные формы: в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство, включая музыку и литературу, оказывалось андеграундом и, пытаясь существовать, иногда было вынуждено создавать свою субкультуру. Художественная оппозиция времен СССР: группы «Лианозовская» (Е.и Л. Кропивницкие, Л. Мастеркова, О.Рабин и др. (с 1956 до середины 1970-х гг.)), «Сретенский бульвар» (И.Кабаков, Э.Неизвестный, Ю.Соболев, Ю. Соостер и др. (с 1960 до середины 1970-х гг.)), «Коллективные действия» (А.Монастырский, Г. Кизельватер, И.Макаревич, С. Ромашко и другие (с 1975 г.)), «Мухоморы» (С.Гундлах, К.Звездочетов, В.Мироненко и др. (с1978г)). Также в русле андеграунда развивалось и творчество некоторых художников, не примкнувших ни к каким объединениям (В.Сидур, А.Зверев, М.Шемякин), были и представители соц-арта такого же типа отношений (Э.Булатов, В.Комар и А.Меламид) Сюда же относятся и представители других движений авангардизма «(Группа авангардистов», «Чемпионы мира»).

Считалось, что после краха политической системы Советского Союза, а вместе с ней снятия ограничений и запретов на свободу художественного творчества, андеграунд как явление культурной жизни сошел на нет. Однако это не так. Запреты, этические и политические, а также соответствующие экономические факторы, существуют и ныне, а значит они порождают и будут продолжать порождать новый андеграунд. В современном мире информационных технологий появляется большое множество движений и сообществ, которые можно отнести к андеграунду.

Примеры андерграунда

Сформировавшиеся жанры андерграунд-культур, впоследствии ставшие самостоятельными:

  • Хардкор хип-хоп

См. также

Примечания

Ссылки

  • - выполненная Lost Toys Magazine
  • Lost Toys Magazine - Интернет-журнал посвященный альтернативной и андерграунд культуре
  • Компост - Молодёжная субкультура 80-х в СССР
  • Another.by - Другая культура Беларуси
  • Альтафиша - Афиша мировой альтернативной и андеграунд-культуры
  • IN THE USSR-Наследники неофициального искусства». Сан Марко1345, Венеция. 7-28 марта 2009
  • Выставка посвященная Л.П.Талочкину. Сан Марко1345, Венеция. 7-28 марта 2009

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Андеграунд" в других словарях:

    - [англ. underground метрополитен; подполье] подпольное, нелегальное движение в политике, искусстве (напр., рок музыка а.). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. андеграунд (англ. underground букв. подполье.) Новый словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (андерграунд) (англ. underground букв. подполье) художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.). Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 андерграунд (3) рок музыка (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Андеграунд, андерграунд … Орфографический словарь-справочник

    андеграунд - андеграунд. Произносится [андэграунд] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    А; м. [от англ. under ground подполье]. Получившее распространение в конце 60 х гг. 20 в. направление в музыке, литературе и изобразительном искусстве, связанное с поисками новых выразительных средств, отрицающее необходимость широкого признания… … Энциклопедический словарь

    Андеграунд - (англ. undegraund подполье, подземелье, подвал) обозначение совокупности художественных произведений, резко отличающихся по своим художественно эстетическим свойствам от традиционных и массовых культурных форм и ориентированных на особый круг… … Эстетика. Энциклопедический словарь

    М.; = андерграунд 1. Направление в искусстве и культуре, представители которого нарушают устоявшиеся традиции или выражают протест против них. 2. Произведения представителей такого направления в искусстве и культуре. 3. Приверженцы такого… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    андеграунд - (от англ. underground подземлный, подпольный) непризнанные, чаще всего оппозиционные направления в искусстве, культуре. Общая черта литературных произведений, принадлежащих к А., нарушение принятых в данном обществе идеологических запретов,… … Словарь литературоведческих терминов

underground - подполье, подпольный; under - под, ниже, ground - земля, площадка, пол) - совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке , литературе , кино , изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре , мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Граница между андерграундом и мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андерграунд, со временем стали популярными и массовыми .

Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство . Андерграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андерграунда - «сексуальная революция», наркотики, антирелигиозность, проблемы маргинальных групп.

История [ | ]

Термин возник и начал употребляться во второй половине XX века . К андерграунду относили некоторые виды рок-музыки, такие, как экстремальный и авангардный метал и гранж . К понятию «андерграунд» со стороны хип-хопа можно отнести Джи-фанк и Гангста-рэп . Часто латино - и афроамериканцы бедных районов собирались в небольшие группы под мостами, в парках и старых клубах для «чеканки » и рэп-батлов. Впоследствии из таких «тусовок» и произошли андерграундные стили, позже ставшие весьма популярными.

См. также [ | ]

Эстетика. Энциклопедический словарь

Андеграунд

(англ. undegraund - подполье, подземелье, подвал)

обозначение совокупности художественных произведений, резко отличающихся по своим художественно-эстетическим свойствам от традиционных и массовых культурных форм и ориентированных на особый круг избранных потребителей, сознательно отгородившихся в своем эстетическом «подполье» от основной массы. Считается, что понятие андеграунда возникло в 1950-е гг. в США и на протяжении последующих 20-ти лет постепенно проникало в европейскую культуру. Однако обращает на себя внимание характерный литературный факт: впервые понятие андеграунда вошло в литературу на сто лет раньше. Оно было вынесено в его русскоязычном звучании в название философско-психологической новеллы Ф. М. Достоевского «Записки из подполья ». Оно не было у Достоевского простой метафорой; ему был придан экзистенциально-метафизический смысл. Оно обозначало те подспудные глубины человеческой натуры, в которых таится все темное, докультурное, брутальное, имморальное, что человек цивилизованного общества вынужден скрывать от окружающих и даже от самого себя, но что способно иногда прорываться на поверхность, повергая всех в смятение.

Основные особенности искусства андеграунда:

1) радикальные авангардистские ориентации, проявляющиеся в виде демонстративного имморализма, нарочитой асоциальности, брутальности, эпатирующего натурализма и т. п.;

2) пренебрежение традиционными социокультурными, религиозно-нравственными, художественно-эстетическими нормами в трактовке эротических тем;

3) первостепенный интерес к различным формам девиантного (отклоняющегося) поведения.

Лит.: Бачинин В. А. Достоевский : метафизика преступления (Художественная феноменология русского протомодерна ). - СПб., 2001; Достоевский Ф. М. Записки из подполья //Полн. собр. соч. в 30-ти т. Т. 5. - Л., 1973; Зверев А. М. Модернизм в литературе США . -М., 1979; Ленинградский андеграунд . Начало .- Л., 1990; Могильнер М. Мифология «подпольного человека ». Радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа . - М., 1999; Савицкий С. Анеграунд . История и мифы ленинградской неофициальной литературы . - М. Новое литературное обозрение, 2002.

Энциклопедический словарь

Андеграунд

(андерграунд) (англ. underground букв. подполье), художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.). Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андерграунд появляется во 2-й пол. 20 в., как правило, в странах, где искусство подчинено идеологии.

Слово «андеграунд», а иногда его произносят ещё как «андерграунд» в переводе с английского означает «подполье». Сегодня же этим словом в русском языке называют неформальные музыкальные и литературные течения. Например, когда-то давно-давно из андеграунда вышли такие музыкальные направления, как трэш-метал, блэк-метал, панк, альтернатива, дэт-метал, хардкор-панк, грандж рок, рэп, хардкор хип-хоп. И, конечно же, граффити. Когда-то все эти направления «преследовались по закону» и никем особо не приветствовались. Но времена сменились, прошли те нравы и теперь все эти «подпольщики» вышли на свет божий и имеют своих поклонников, своих исполнителей и даже, порой, свою философию.

Сам термин «андеграунд» появился впервые в США. Начал он употребляться с середины 20 века. И применяли это слово к тем странам, в которых искусство, как музыкальное, так и литературное и художественное, было полностью подчинено государственной идеологии. Применяли это слово и по отношению к России. Особенно это слово как нельзя кстати подходило к русскому року тех времён – непонятому, отвергнутому, но всё равно живому и так не похожему на песни Аллы Борисовны Пугачёвой.

Чем же характеризуется андеграунд? Во-первых, это разрыв с господствующей идеологией страны и государства в целом. Во-вторых, это полное игнорирование стилистических и языковых ограничений. В-третьих, отказ от общепринятых ценностей. И, конечно же, бунтарство и эпатажность.

Как правило андеграунд – это то, что выпускается нелегально и только для узкого круга людей, которые также, как и сам автор не хотят быть похожи на всех остальных. Ещё чаще андеграунд «пишется в стол», то есть без всякой надежды на то, что это когда-нибудь будет издано, опубликовано или кому-либо нужно. Тогда зачем же всё это делается? Да лишь потому, что душа просит. Потому, что человек просто не хочет мириться со сложившимися устоями и поэтому играет ту музыку, которую никто не понимает, пишет те рассказы, которые в мире литературы считаются нонсенсом и рисует картины, которые никто не станет смотреть. Но со временем запреты снимаются или появляются новые, ещё более жестокие, а старые запреты само же правительство поднимает на смех. И вот тогда появляются на свет все эти спрятанные от глаз картины, издаются книги, которые несколько десятков лет пылились в столе, начинает звучать музыка, которая тоже никого до этого не интересовала, а на деле оказывается, очень даже неплохая музыка.

Казалось бы, в России андеграунда быть просто не должно. Прошли времена Советского Союза, прошли тотальные запреты и неприязнь ко всему новому. Однако это далеко не так. Мир андеграунда в нашей стране был, есть и будет всегда. Запреты, этические и политические, а также соответствующие экономические факторы, существуют и ныне, а значит, они порождают и будут продолжать порождать новый андеграунд. И пусть сегодня чьи-то картины, чьи-то книги и чья-то музыка находятся «в опале», но пройдёт несколько лет, и они выйдут из «подземелья» и будут удивлять нас своею новизной и необычностью. И мы уже просто не сможем представить себе, как жили без всего этого.