Председательствующий судья: обязанности и функции. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

Прописаны ли в законе полномочия председательствующего на общем собрании участников общества. Если вместо председательствующего повестку дня зачитывал секретарь. А также выносил на обсуждение участников вопросы общего собрания, считал голоса и заносил в протокол?

Ответ

Нет, закон не содержит обязанностей председательствующего.

Существенным нарушением такие действия секретаря не являются.

Ст.181.2 ГК РФ и ст.37 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ не указывают, что именно председательствующий собрания должен зачитывать повестку дня, выносить вопросы участников на обсуждение.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Этап 2. Открытие собрания

Собрание нужно открыть во время, указанное в .

Если же все участники общества зарегистрировались до наступления назначенного времени, то собрание можно открыть и раньше (п. 3 ст. 37 Закона об ООО).

К моменту открытия должно присутствовать лицо, которое будет вести (п. 6 ст. 37 Закона об ООО). Проследить за этим обязан генеральный директор либо члены правления (в зависимости от того, к чьей компетенции устав относит данный вопрос). Непосредственно вести протокол, как правило, должен секретарь собрания*.

Как оформить полномочия секретаря на очередном общем собрании участников ООО

Закон не устанавливает, как именно это сделать, поэтому можно воспользоваться одним из следующих способов:

  • ввести в штатное расписание и принять на нее сотрудника;
  • секретаря может назначить генеральный директор своим приказом;
  • секретаря можно избрать при открытии собрания.

Избрание секретаря на собрании будет иметь большую значимость по сравнению с другими вариантами, поскольку в таком случае участники*:

  • непосредственно выражают свою волю и
  • доверяют вести и подписывать протокол конкретному лицу.

Секретаря избирают, как правило, в том же , что и председательствующего.

Открывает собрание генеральный директор или председатель правления (п. 4 ст. 37 Закона об ООО). Если собрание созвал совет директоров, то за открытие отвечает его председатель.

Лицо, открывающее собрание, проводит выборы председательствующего из числа присутствующих участников*. Каждый из них имеет один голос. Решение об избрании нужно принять большинством голосов. Устав может предусматривать иной порядок избрания (п. 5 ст. 37 Закона об ООО).

Этап 3. Определение окончательной повестки дня

Если на собрании присутствуют все участники, любой из них вправе внести в повестку дополнительные вопросы (п. 7 ст. 37 Закона об ООО). Для этого нужно обратиться к председательствующему с соответствующим предложением.

Председательствующий вправе отказаться расширить повестку по тем же основаниям, которые «работают» в отношении (абз. 2 п. 2 ст. 36 Закона об ООО). В частности, вопрос можно (и нужно) отклонить, если он*:

  • не относится к компетенции общего собрания участников и (или)
  • не соответствует требованиям федеральных законов.

На практике поводов для отказа может быть больше. К примеру, если участник предложил с другим обществом, то для этого как минимум требуется утвердить договор о слиянии (п. 2 ст. 52 Закона об ООО). В такой ситуации председательствующему стоит разъяснить, что договор нужно было составлять заранее и поэтому в настоящий момент собрание не может решить вопрос о слиянии.

В протоколе собрания нужно отразить:

  • тот факт, что участник предложил внести в повестку дня дополнительные вопросы;
  • соответствующее решение председательствующего.

В любом случае (т. е. независимо от количества присутствующих участников и дополнительных вопросов) в протоколе нужно указать окончательную повестку дня.

Все словари Словарь Ушакова Вестминстерский словарь теологических терминов Тезаурус русской деловой лексики Словарь Ожегова Словарь Ефремовой Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

председатель

председа тель , председателя, муж.

1. Лицо, руководящее заседанием, собранием. Председатель предоставил слово оратору.

2. Название руководителей некоторых учреждений, организаций или их отделов, органов. Председатель правления. Председатель общества. Председатель комиссии.

3. В сочетании с названием правительства - официальное наименование главы правительства в разных странах. Председатель Совета Народных Комиссаров (глава советского правительства). Председатель кабинета министров.

Вестминстерский словарь теологических терминов

председатель

♦ (ENG moderator)

(лат. - управляющий, руководитель)

тот, кто ведет собрание. В церковном контексте этот термин используется гл. обр. в реформатской традиции для обозначения того, кто руководит собраниями церковных сессий или других управляющих органов, включая Генеральную Ассамблею . Председатели не имеют особого статуса, возвышающего их над остальными членами.

Словарь Ожегова

председатель

ПРЕДСЕДА ТЕЛЬ, я, м.

1. Выборный руководитель организации, глава коллегиального учреждения. П. Конституционного суда. П. товарищества. П. правления кооператива.

2. Выборное лицо, руководящее собранием, председательствующий. Избрать председателя. П. заседания. П. секции, круглого стола (в научном собрании).

| ж. председательница, ы (разг.) и председательша, и (прост.).

| прил. председательский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

председатель

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

председатель

Лицо, руководящее ходом дел в каком-либо коллегиальном учреждении, собрании, обществе. Особое значение имеют функции председателя суда (см. Судоустройство, Суд присяжных). В сенате П. считается "единое лицо Императорского Величества", а председательствующие в департаментах и общих собраниях именуются первоприсутствующими. Постановления о правах и обязанностях П. земских, дворянских и городских общественных и сословных собраний изложены в ст. 179-191 и 195-200 Общего учреждения губернского (Св. Зак. т. II ч. 1, изд. 1892 г.). Согласно этим постановлениям П. открывает и закрывает собрание, назначает очередь его занятий, которую он же в случае надобности может изменить, наблюдает за порядком во время прений, а в случае разнообразия мнений повторяет и ближе объясняет существо вопроса. П. обязан не допускать прений, несогласных с законами или выходящих из круга ведомства собрания; член собрания, не согласный с решением П. по этому предмету, имеет право изложить о том свое мнение письменно и приобщить его к журналу заседания. П. останавливает того из членов собрания, который уклоняется от соблюдения порядка или от уважения к закону, и в случае безуспешности двукратного о том напоминания лишает его права слова по тому вопросу, по которому им допущено нарушение порядка. Член собрания, оказавший сопротивление законным требованиям или распоряжениям П., может быть по определению собрания подвергнут выговору, удалению из собрания или исключению из него на срок от 3 до 7 дней. При нарушении членами собрания порядка и при безуспешности напоминаний П. о восстановлении его он обязан закрыть заседание. Члены собрания, которые после того, как П. объявил заседание закрытым, продолжали прения или постановили какое-либо определение, подвергаются по приговору общих судебных мест штрафу в размере от 25 до 100 руб. с каждого, а инициаторы такого нарушения подлежат исключению из собрания на срок от 3 до 9 лет, если только содержание прений или постановлений не влечет за собой высшего наказания; само определение, таким образом постановленное, признается недействительным. По своему усмотрению П. может, а по требованию губернских властей обязан устранять из заседаний посторонних лиц. Посторонние лица, нарушившие порядок и тишину или оказавшие сопротивление распоряжениям П., могут быть удалены по распоряжению П., а неповинующиеся такому распоряжению должны быть выведены и подлежат по приговору мирового или городского судьи штрафу в размере от 10 до 100 руб. П. собрания, не закрывший заседания, в котором состоялось постановление, нарушающее пределы прав собрания, или не исполнивший требования губернского начальства об удалении посторонних лиц, или допустивший какое-либо другое существенное нарушение законного порядка в собрании, подлежит по приговору общих судебных мест одному из наказаний, положенных за преступления и проступки по службе; одновременно с преданием суду П. устраняется от должности. За неисполнение обязанностей, лежащих на П. общественного или сословного собрания, он подлежит также замечаниям и выговорам в административном порядке по усмотрению правит. сената.

Ему посвящена ст.156 ГПК.

Если судья рассматривает дело единолично, он и выполняет обязанности председательствующего. Если дело рассматривается коллегиально, то председательствующим может быть в районном суде председатель суда, его заместитель, судья районного суда. То же самое в вышестоящих судах. В мировых судах дела рассматриваются только единолично. Председательствующий – это функция, а председатель – должность.

Ст.12 ГПК. Суд, сохраняя независимость и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, предупреждает о последствиях совершения процессуальных действий…

Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

Лица, участвующие в деле, могут возражать против действий председательствующего. Эти возражения могут быть сделаны в корректной форме.

В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Ст.158 говорит о порядке в судебном заседании, о мерах, применяемых к нарушителям, говорится в ст.159 (предупреждение, удаление из зала заседания – это скорее наказание для суда, т.к. потом им надо рассказать всё происшедшее в процессе, штраф до 10 МРОТ). При входе судьи все должны встать. Объяснения и показания лица дают стоя. Все заслушивают решения суда стоя (за исключением лиц, которые не в состоянии стоять). Обращение к суду – «уважаемый суд».

4. Порядок проведения судебного заседания. Его этапы (составные части).

Судебное заседание в суде 1 инстанции состоит из следующих этапов:

    подготовительная часть, ст.160 – 171,

    рассмотрение дела по существу, ст.172 – 189,

    судебные прения, ст.190,

    вынесение и объявление решения, ст.192 и 193.

Раньше была ещё одна часть – заключение прокурора, сейчас её отменили, т.к. закон существенно ограничил участие прокурора в деле.

Подготовительная часть судебного заседания . В этой стадии решаются следующие вопросы: возможно ли приступить к рассмотрению дела по существу:

    в данном составе суда,

    в данном составе лиц, участвующих в деле, например, можно ли рассмотреть дело в отсутствие ответчика – нужно выяснить, извещён ли он,

    при данной совокупности доказательств – поступило ли заключение эксперта, явился ли свидетель, поступило ли заключение органов опеки и попечительства и т.д.

Если эти вопросы разрешены положительно, суд переходит к рассмотрению дела, если нет, дело откладывается.

В назначенное для разбирательства дела время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое гражданское дело подлежит рассмотрению.

Потом проверяется явка участников процесса, какие имеются сведения о причинах отсутствия лиц.

Председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия ДЛ и представителей. Согласно ППВС РФ от 14.04.1988г. №3 по состоянию на 2001г. О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде 1 инстанции, п.11: устанавливая личность явившихся в судебное заседание, надлежит выяснить их ФИО, место работы, год рождения, жительство, в отношении стороны – могут быть выяснены судебное положение и заработок по иску о взыскании алиментов, в отношении должностного лица или представителя – объём его полномочий, в отношении эксперта – сведения об образовании, занимаемой должности и стаже работы по специальности.

Переводчику, если имеются лица, не владеющие языком, разъясняются его права и обязанности. Без переводчика суд не может приступить к рассмотрению дела по существу. В ст.168 ч.1 ГПК законодатель ошибся: суд в случае неявки эксперта и переводчика выясняет возможность рассмотрения дела по существу в отсутствие переводчика. Но переводчик обязателен, иначе нарушается принцип государственного языка судопроизводства, иначе решение будет потом отменено.

После установления явки свидетели удаляются из зала заседания. Странно, что только после этого выясняется состав суда – не понятно, почему свидетели не могут это знать. Должна обеспечиваться невозможность общения свидетелей между собой.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы. Отводы – ст.16 – 21 – самостоятельно.

Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, а сторонам также их права. В первую очередь разъясняются права по ст.35 – знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и т.д.; ст.39 – изменить основание и предмет иска, окончить дело мировым соглашением, признать иск, отказаться от иска. П.12 ППВС: также указано право знакомиться с протоколом судебного заседания, подавать замечания на протокол с указанием на допущенные в нём ошибки, право сторон на возмещение судебных расходов, право на предъявление встречного иска. Разъясняя права, суд должен предупреждать о последствиях.

Ходатайства лиц, участвующих в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются на основании определений суда после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле. П.17 ППВС: ходатайства разрешаются непосредственно после их заявления. Отказ суда в удовлетворении ходатайства не лишает лицо, участвующее в деле, права обратиться с ним повторно в зависимости от хода судебного разбирательства. Суд вправе по новому ходатайству или по своей инициативе (в случае изменения обстоятельств при дальнейшем рассмотрении дела) пересмотреть ранее вынесенное определение.

Председательствующий разъясняет эксперту и специалисту их права и обязанности, а также предупреждает эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем у него берется подписка, которая приобщается к протоколу судебного заседания.

Рассмотрение дела по существу .

Ст.172 – начало рассмотрения дела по существу, 189 – окончание рассмотрения – т.е. кодекс точно определяет рамки рассмотрения дела.

Рассмотрение дела по существу начинается докладом председательствующего или кого-либо из судей. В докладе председательствующий излагает требования истца, возражения ответчика, обстоятельства и доказательства, на которые они ссылаются. Если есть третье лицо с самостоятельными требованиями, может быть сказано и о нём. Могут быть оглашены результаты проведения предварительного заседания. Затем председательствующий выясняет намерения сторон, т.е. поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения. П.14 ППВС: судьи должны уточнять, в каком размере и по каким основаниям поддерживается или признаётся иск, а если стороны желают заключить мировое соглашение, то на каких конкретных условиях. Суд не принимает отказ от иска, не утверждает мировое соглашение и т.д., если эти действия нарушают права других лиц. Если суд не принимает такое предложенное решение, он выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу. П.15 ППВС говорит о встречном иске – тогда суд откладывает разбирательство.

После доклада дела суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле – ст.174. Если нет заявлений, суд переходит к исследованию доказательств – ст.174.

Исследование доказательств начинается с объяснений лиц, участвующих в деле. Они дают объяснения в последовательности, установленной законом. Первым выступает истец, затем третьи лица на его стороне, затем ответчик и третьи лица на его стороне, потом иные лица, участвующие в деле – в первую очередь это третьи лица с самостоятельными требованиями на предмет спора между сторонами. Если иск предъявлен прокурором, органом государственной власти или местного самоуправления, организацией или гражданином по ст.46 ГПК в защиту прав других лиц, они выступают в процессе первыми, т.е. ещё до истца.

Лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы, суд может задавать им вопросы в любой момент дачи ими объяснений.

Ч.2 ст.174 предусматривает возможность заслушать письменные объяснения лиц, участвующих в деле, в случае их неявки в судебное заседание, а также объяснения лиц, участвующих в деле, полученные в порядке исполнения судебного поручения или обеспечения доказательств.

П.18 ППВС требует от суда проверить каждое обстоятельство, указанное сторонами в подтверждение своих требований или возражений, и тем самым обеспечить установление истины по делу. Это очень важное разъяснение: лица должны поддерживать и подтверждать все заявления, они должны быть не голословными, а подтверждёнными соответствующими доказательствами. Суд всегда учитывает, что стороны – это заинтересованные лица, в законе не установлена уголовная ответственность за дачу сторонами ложных объяснений. Стороны защищаются всеми возможными способами.

После дачи объяснений суд с учётом мнения лиц, участвующих в деле, устанавливает последовательность исследования других доказательств. Последовательность исследования доказательств установлена законом, но в ст.175 говорится о том, что учитывается мнение участвующих в деле лиц, т.е. они могут высказать свои пожелания. Законом установлено следующее: сначала заслушиваются показания свидетелей, это регулируется ст.176 – 180 (о них смотри тему доказательства), затем письменные доказательства, они оглашаются и предъявляются участвующим в деле лицам, это ст.181 – 182, после этого исследуются вещественные доказательства. Письменные и вещественные доказательства по ст.184 могут быть рассмотрены на месте – если они не могут быть доставлены в суд, если оно громоздкие либо если их нельзя выносить из соответствующих учреждений. После этого воспроизводятся аудио- и видеозапись, ст.185, далее лицо, участвующее в деле, может сделать заявление о подложности доказательства, суд в этом случае может назначить экспертизу и предложить сторонам предоставить другие доказательства.

П.19 ППВС: если у суда или лиц, участвующих в деле, возникнут сомнения в отношении достоверности исследуемых доказательств, их необходимо разрешить путём сопоставления с другими установленными или бесспорными фактами, проверки правильности оформления и содержания документа, назначения в необходимых случаях экспертизы и т.д.

Заключение эксперта – ст.187 и п.20 ППВС. При его исследовании суду следует проверять его соответствие задание, полноту, научную обоснованность выводов, в целях дополнения и уточнения содержания заключения эксперта можно вызвать в судебное заседание. Назначение повторной экспертизы должно быть мотивированным.

Ст.189 – окончание рассмотрения дела по существу. После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с ч.3 ст.45и 47 ГПК. Потом председательствующий выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям.

Судебные прения – это заключительные речи лиц, участвующих в деле или их представителей, ст.190. Последовательность выступлений лиц такая же, как в ст.174 – истец, третьи лица на его стороне, ответчик и его третьи лица, третье лицо с самостоятельными требованиями. Прокурор и т.д. также выступают первыми.

Заключительные речи отличаются от выступлений в объяснениях своим содержанием. Между этими двумя выступлениями исследуются все доказательства, поэтому в заключительных речах лица должны обобщить результаты исследования доказательств.

Ст.191: лица в прениях не вправе ссылаться на новые доказательства и обстоятельства. Если же это произошло, т.е. если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу. После окончания рассмотрения дела по существу судебные прения происходят в общем порядке. Возобновление рассмотрения дела по существу возможно и в совещательной комнате во время обсуждения решения - ч.2 ст.196. Тогда суд возвращается из совещательной комнаты и возобновляет рассмотрение дела по существу.

После заключительных речей каждому лицу, участвующему в деле, предоставляется право выступить с репликой по поводу сказанного в речах. Право последней реплики принадлежит ответчику.

Вынесение и объявление решения. Согласно ст.192 после судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, о чём объявляется присутствующим в зале судебного заседания. Ст.194 – принятие решения. Решение выносится именем РФ, принимается в совещательной комнате, где могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, присутствие иных лиц не допускается, совещание проводится в порядке ст.15 ГПК (все вопросы выносятся большинством голосов, никто не вправе воздержаться от голосования, председательствующий голосует последним, судья, не согласный с мнением суда, вправе изложить особое мнение, которое приобщается к делу, но в зале заседания не оглашается).

Ст.197 – изложение решения: оно излагается в письменном виде одним из судей, Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им дела или всеми судьями при коллегиальном рассмотрении дела, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении. Исправления, внесенные в решение суда, должны быть удостоверены подписями судей. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда. Затем председательствующий разъясняет содержание решение, сроки и порядок его обжалования. При объявлении только резолютивной части решения председательствующий разъясняет, когда участвующие в деле лица смогут ознакомиться с мотивированным решением суда. Участники процесса могут требовать выдачи на руки резолютивной части, подписанной судьями, чтобы потом судья не мог изменить решение.

Ст.199: Решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу.

Возникает вопрос о сроке подачи кассационной или апелляционной жалобы. В законе говорится, что срок подачи жалобы равен 10 дням со дня вынесения решения в окончательной форме. Но не ясно, когда решение считается окончательно вынесенным – когда закончились 5 дней, или когда реально стороны получили решение, или когда суд реально вынес решение. Чтобы не пропустить срок на подачу жалобы, её следует подавать в день окончания судебного заседания. В этой жалобе можно указать, что мотивы и аргументы будут представлены позже, когда сторона ознакомится с протоколом заседания.

Председательствующий судья выбирается в каждом районном суде. В регионах, в которых проживает достаточное количество населения, отмечается большой объем работы.

Именно поэтому в состав суда могут входить сразу несколько сотрудников. В небольших районах выделяется только один председательствующий судья (односоставные суды). Такие варианты составляют порядка трети общего количества. Рассмотрим более подробно вопросы, касающиеся данной тематики.

Основные функции

В общих чертах они отмечены в статье 35 ФКЗ "О судах" в Российской Федерации. Председательствующий судья осуществляет полномочия судьи, а также процессуальные обязанности, которые установлены конституционными федеральными законами. Им осуществляются следующие функции:

  • организуется работа суда;
  • устанавливаются правила внутреннего распорядка на базе типовых правил, которые утверждены Советом судей РФ, а также контролируется их четкое выполнение.

Именно председательствующий судья распределяет между заместителями председателя обязанности, организует работу по повышению ими профессиональной квалификации. Он ведет общее руководство функционированием аппарата суда, включая назначение и освобождение от должности сотрудников.

Решение о премировании сотрудников аппарата, привлечении их к дисциплинарному взысканию принимается комиссией в составе председательствующей судьи. Также он постоянно информирует коллег о собственной деятельности и выполняет иные полномочия по организации работы.

Важнейшие полномочия

Председательствующий и коллегия судей ведут личный прием граждан, рассматривают жалобы, заявления, предложения. Для совершенствования работы председатель анализирует вместе с коллегами судебную практику, ведет статистику. Он вносит представления в государственные ведомства. Попробуем дать конкретное определение. Председательствующий - судья, руководящий судебным заседанием в случае коллегиального рассмотрения уголовного дела.

Он вносит представления должностным лицам и общественным объединениям о выявленном нарушении отечественного законодательства, обеспечивает работников аппарата необходимой правовой информацией.

Деятельность районного суда

Без правильной организации невозможно полное, быстрое, правильное рассмотрение судебных дел, выполнение иных задач, которые стоят перед органом судебной власти.

Принципы распределения обязанностей по разрешению дел следующие:

  • зональный (территориальный), при котором каждый судья занимается рассмотрением уголовных и гражданских дел только на территории, закрепленной за ним;
  • функциональный (предметный), при котором предполагается разделение по сферам деятельности: уголовные, гражданские, совершенные подростками;
  • предметно-зональный, который предполагает закрепление гражданских, уголовных дел в рамках микрорайона, территории;
  • без зональный, при котором судьи анализируют лишь уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские иски - только в тех случаях, когда они поступили в рамках приема населения.

Особенности работы

Базируется она на планировании. Предусматриваются определенные механизмы, касающиеся работы с кадрами, обобщения практики судебного рассмотрения конкретных категорий дел, разработки способов совершенствования делопроизводства, приема посетителей.

Текущие планы любого судьи предполагают определение очередности, срока, места проведения слушаний по конкретным делам, контроль за систематическим и своевременным исполнением действий работниками аппарата (и в помещении, и в рамках выездных заседаний).

Работа с посетителями

Проводится прием председателем, другими сотрудниками аппарата в определенное время, которое подходит для населения. Каждым судьей ведется строгий учет принимаемых посетителей. В канцелярии (приемной) размещаются специальные стенды, на которых находятся разнообразные судебные документы.

Систематически проводятся обобщения судебной практики, целью которой является повышение качества работы подобных органов. Такая работа предполагает выделение предмета изучения, анализ судебных дел, составление программы, продумывание выводов, обсуждение, а также мероприятия по внедрению полученных результатов, избавлению от обнаруженных недостатков. В любом районном суде осуществляется статистическая ответственность.

Она подразумевает составление документации о деятельности в рамках разрешения уголовных и гражданских дел. Общее руководство за таким участком работы осуществляет председатель суда. Выделяют первичный учет, который состоит в оформлении статистических карточек. Судья (или его помощник), который несет ответственность за состояние справочной работы, контролирует официальные изменения действующего законодательства, вносит необходимые поправки в контрольные экземпляры, доносит информацию до сведения иных судей, пополняет библиотеку необходимой юридической литературой. Делопроизводство является важнейшим элементом в каждом районном суде.

Подведем итоги

Отвод председательствующего судьи с сентября 2018 года возможен в нескольких ситуациях. К примеру, если он ранее по данному делу выступал в качестве эксперта, свидетеля, секретаря, прокурора, переводчика. Также подобная процедура проводится в случаях, если судья является родственником одного из участников данного процесса.

Не могут в состав суда входить лица, которые прямо либо косвенно заинтересованы в исходе дела, если есть обстоятельства, которые вызывают сомнение в беспристрастности и объективности.

Значительная часть работы, которая выполняется в районных судах, приходится на долю аппарата, обеспечивающего организационно и само правосудие, и обобщение судебной практики, и анализ статистики, и систематизацию законодательства. В качестве основных помощников районных судей выступают консультанты. Такая должность была введена Законом о Судебном департаменте (1988 г.), она направлена на выполнение вспомогательной работы, предполагающей обладание определенными знаниями.

Лицо, несущее обязанности председателя, председатель (офиц.).


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично … Юридическая энциклопедия

    М. Тот, кто ведет собрание, заседание и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Председательствующий, председательствующие, председательствующего, председательствующих, председательствующему, председательствующим, председательствующего, председательствующих, председательствующим, председательствующими, председательствующем,… … Формы слов

    председательствующий - председ ательствующий … Русский орфографический словарь

    председательствующий - Р. председа/тельствующего, Тв. председа/тельствующим, Пр. о председа/тельствующем … Орфографический словарь русского языка

    Его; м. Тот, кто исполняет обязанности председателя. П. приехал в суд. П. объявляет перерыв … Энциклопедический словарь

    Председательствующий - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично (п. 26 ст. 5, ч. 5 ст. 30, ст. 243, ч. 1 и 2 ст. 377 УПК РФ) … Большой юридический словарь

    председательствующий - его; м. Тот, кто исполняет обязанности председателя. Председа/тельствующий приехал в суд. Председа/тельствующий объявляет перерыв … Словарь многих выражений

    председательствующий - председатель/ств/у/ющ/ий … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Десять дней, которые потрясли мир , Джон Рид. 24 января 1918 года. Таврический дворец в Петрограде. Очередное заседание Третьего Всероссийского съезда Советов. Председательствующий Я. М. Свердлов объявляет, что слово представляется…
  • Наступление фашизма и задачи коомунистического интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма , Димитров Г.. Доклад т. Димитрова на VII Всемирном Конгрессе Коммунистического Интернационала 2 августа 1935 г. Тов. Куусикен (председательствующий). Слово имеет т. Димитров. При появлении т. Димитрова…