Аварии на автомобильном транспорте (ДТП). Виды и способы предотвращения дтп

Транспортные аварии и их последствия.

Об авариях на транспорте можно говорить много и долго. На сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.

Транспортные аварии подразделяют:

1. На аварии в автомобильном транспорте.

2. На аварии в железнодорожном транспорте.

3. На аварии на воздушном транспорте.

4. На аварии на водном транспорте.

5. На аварии в метро.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения именно на автомобильном транспорте. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) пострадали 1,2 миллиона человек, из которых 182 тысячи погибли, многие стали инвалидами.

Ежегодно в 160-170 тысячах аварий и катастроф на дорогах России погибают до 30 тысяч человек. Это почти в два раза больше, чем за 9 лет войны в Афганистане и две войны в Чечне вместе взятых.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Поэтому здесь очень важна первая доврачебная помощь.

Однако уровень медицинской подготовки работников ГАИ крайне низок или отсутствует совсем. Подготовка же населения и тех, кто сидит за рулем, практически равна нулю. Кроме того, автомобильные аптечки, которые должны быть в каждой машине и без которой не пройти техосмотр, часто бывают разукомплектованы или вообще пусты, а водители не могут ими пользоваться в реальных условиях аварии.

Видимо поэтому в нашей стране смертность от ДТП в 10-15 раз выше, чем во всем мире.

По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят:

В час пик;

В дни праздников;

В первые и последние дни отпусков.

Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года. Дождь и туман осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

Около 75% всех ДТП происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Причем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо вообще водительские удостоверения покупают в странах ближнего зарубежья.

Наиболее опасными видами нарушений являются :

1. Превышение скорости.

2. Выезд на полосу встречного движения.

3. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Самое интересное в том, что первое место в мире по числу ДТП занимает столица РФ г. Москва. Здесь за последние пять лет погибли 10 тысяч человек и стали инвалидами 50 тысяч. Представьте, что 2 мотострелковые дивизии полегли на поле боя, а 10 выведены из строя. Или 120-тысячный город лишился бы всего мужского населения. За эти годы социальные выплаты пенсий по инвалидности и семьям за потерю кормильца составили 140 миллиардов рублей.


При неизбежности столкновения с другим автомобилем необходимо :

1. Сохранять самообладание, что позволит управлять машиной до последней возможности.

3. Сделать все, чтобы уйти от встречного удара (кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося навстречу автомобиля).

4. Помнить, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

5. Защитить голову:

Если автомобиль идет на малой скорости, вдавиться в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо;

Если скорость превышает 60 км/ч и не пристегнуты ремнем безопасности, прижаться грудью к рулевой колонке;

При нахождении на переднем месте пассажира закрыть голову руками и завалиться на бок, распростершись на сиденье;

Сидя на заднем сиденье постараться упасть на пол;

Если рядом ребенок, накрыть его собой.

После аварии необходимо определиться в каком месте автомобиля и в каком положении находится человек, не горит ли автомобиль и не подтекает ли, особенно при опрокидывании, бензин. Если двери заклинены, то автомобиль покидается через окна, открыв их или разбив тяжелым предметом. Выбравшись из автомобиля из-за возможности взрыва необходимо от него отойти как можно дальше.

При падении автомобиля в воду необходимо:

1. В случае, если он какое-то время держится на плаву, выбираться через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

2. При погружении на дно (с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне держится несколько минут):

Включить фары (легче будет искать);

Активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»);

Избавиться от лишней одежды;

Выбираться при заполнении машины водой наполовину, иначе помешает поток воды, идущий в салон;

Разбить лобовое стекло тяжелым предметом (при необходимости);

Протиснуться наружу, взявшись руками за крышу;

Резко всплывать вверх.

При использовании общественного транспорта рекомендуются следующие меры безопасности:

1. Не входить и не выходить до его полной остановки.

2. Не прислоняться к дверям.

3. Не высовывать голову и руки в окна.

4. Внутри необходимо держаться за поручни на случай экстренного торможения (надежная точка опоры – поручень над головой).

5. Стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать (в случае торможения человек падает лицом вперед, что безопаснее падения на спину).

6. В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении пытаться в падении сгруппироваться, закрыть голову руками и увидеть место приземления.

Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен . По этой причине после ДТП необходимо быстро покинуть его салон и отойти на 10-15 м в сторону.

При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе следует использовать запасные выходы. Не дожидаясь критической ситуации необходимо разбить окна тяжелым предметом (огнетушитель, тяжелый ботинок, дипломат) или, в крайнем случае, повиснув на руках на потолочных поручнях, выбить стекло сильным ударом ноги в угол стекла. Перед выходом проем окна очищается от оставшихся стекол.

При запахе гари такие меры безопасности обязательны, т.к. времени на выстаивание очереди к действующему выходу может и не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Необходимо в этом случае заранее защитить нос и рот шарфом, рукавом или другим материалом и по возможности смочив его любой жидкостью.

В случае пожара в салоне:

Сообщить об этом водителю;

Открыть двери с помощью аварийного открывания;

Открыть аварийные выходы или разбить окно;

При наличии в салоне огнетушителя принять меры к ликвидации очага пожара;

Выбираться из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.

При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе – сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

При падении городского транспорта в воду необходимо дождаться заполнения салона водой наполовину, задержать дыхание и выныривать через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их гос­питализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений :

От прямого удара транспортным средством,

От общего сотрясения тела человека вследствие удара,

От прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;

От трения различных поверхностей тела че­ловека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончив­шиеся выздоровлением, и у погибших в ДТП зна­чительно отличается.

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - пе­реломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, зна­чительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутренних органов и раны.

Характеристика жертв при транспортных катастрофах

Приведенные в таблице средние показатели можно использовать как ориентировочные с обязательной поправкой на конкретные условия - масштаб катастрофы, место, время года, суток и т.д.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье.

Сидя на заднем сиденье , постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через

окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом "Впрок"), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стекло подручным тяжелым предметом. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

правила безопасного поведения участников дорожного движения:

    водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

    пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

    пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

Автомобильный транспорт — самый опасный транспорт. Именно на автомобильном транспорте приходится львиная доля людских потерь. Наиболее вероятна гибель водителя либо пассажиров в результате , в меньшей степени при захвате машины злоумышленниками и пожаре.

Статистика утверждает, что главными причинами аварий на автомобильном транспорте являются:

Нарушение правил дорожного движения. Это понятно, не в Европе живем — никто никому у нас дороги не уступает, перед знаками не стоит, а напротив, как можно быстрее проскакивает, желтый цвет светофора истолковывает как уже почти зеленый и прочее.

Как же при такой дорожной дисциплине уберечься от ДТП? И что здесь оригинального посоветовать водителям? Советую не нарушать. По крайней мере хотя бы тогда, когда вы едете не один. Сын за лихачества отца не ответчик. Равно как дочь, жена, родственники или просто знакомые. С этим даже жестокосердный генералиссимус формально соглашался. Не берите грех на душу. А вдруг вы уцелеете, и тогда вам придется присутствовать на похоронах, непосредственным виновником которых вы явились. Я знал историю об одном таком отце, который, нарушив пустячное правило, угробил все свое семейство. А сам выжил? Но умер сразу после похорон. Добровольно.

Превышение скорости. И какой русский не любит быстрой езды? Только тот, у кого в личном владении «Москвич» шестидесятого года выпуска. Но и тот, представься ему такая возможность, попытается обогнать «Запорожец» пятьдесят пятого года выпуска. Как с этим можно бороться? Увещеваниями? Призывами? Не поможет. Разве только так, как в Европе — неотвратимостью наказания на автомобильном транспорте. Скажем, мчитесь вы ранним утром по пустому, как лунная поверхность, шоссе со скоростью, на пять км/час превышающей разрешенную. Ни полицейских вокруг, ни других машин. Вообще никого нет! Тишь да гладь.

Приезжаете куда надо, а через неделю получаете квитанцию с выписанным по всем правилам штрафом. Оказывается, на ограничительном знаке был присобачен измеритель скорости с присоединенным к нему фотоаппаратом, который фиксирует номерные знаки проштрафившихся машин. И, будьте любезны, в кассу! И идут, и несут законопослушные немцы свои кровные марочки. Чтобы права не потерять. Действенно? Оттого и ездят наши западные соседи даже на стерильно пустом шоссе строго с разрешенной скоростью. Потому что не знают, на каком придорожном столбе тот автоматический доносчик притаился.

Из других способов усмирения шоферской прыти, по крайней мере внутри городских кварталов, нашим властям можно было бы позаимствовать дороги с искусственно сооруженными горками, на которых быстрее 60 км/час на автомобильном транспорте не разгонишься, нарисованные на асфальте «елочки», от которых у водителей в глазах рябит, картонные, впрочем, очень похожие на оригиналы манекены постовых и тому подобные западные изобретения. Жильцам домов, озабоченным превышением скорости машин на участке, где дорогу переходят их дети, я рекомендовал бы не орать нехорошие слова вдогонку проходящим машинам, а написать коллективную «телегу» с просьбой установить в этом месте ограничительные знаки. Или даже светофор. И записать пару номеров машин, которые эти знаки игнорируют.

Женам водителей лихачей, сидящим на пассажирском сиденье, я советовал бы ограничивать их спортивный пыл. Чтобы не подставлять под удар себя и в первую очередь своих детей. Потому что если погибнут одновременно и муж, и жена, то дети отправятся жить в детский дом! От дурных привычек надо отучать людей сразу. А не тогда, когда они к ним привыкли, как к наркотику. Не останавливайтесь перед скандалом! Настаивайте на своем. Не бойтесь сиюминутных негативных последствий. Ведь, если бы ваш муж уткнул вам в висок заряженное ружье, вы бы, наверное, стали протестовать, несмотря на то, что у него от этого могло испортиться настроение.

А чем отличается превысивший скорость автомобиль от заряженного ружья? Только потенциально большим поражающим действием. Где гарантия, что вон за тем поворотом «курок» не будет спущен и вы не станете жертвой сидящего рядом с вами убийцы. Ну так протестуйте, как если бы находились под стволом. Водителям лихачам мне сказать нечего. Кроме одного: лучше медленно ехать на машине, чем неподвижно лежать в гробу. Или «париться на нарах», совершив наезд на пешехода.

Следующая из причин ДТПуправление автомобилем в нетрезвом виде . Здесь без комментариев. С этим злом наш народ бороться не научился. Это проблема не автомобильная. Позволю себе маленький комментарий для жен тех самых водителей. Если ваш домашний шофер сильно злоупотребляет и в этом «сильно» садится за руль — продавайте машину. Дешевле станет, чем ее периодически ремонтировать или выплачивать по суду за наезд. Если не помогают увещевания, найдите способ испортить машину. Длительный ремонт даже самых ярых автомобилистов способен превратить в фанатов велосипедного спорта. Лично я, ссылаясь на хулиганствующих подростков, десять раз подряд проколол бы все четыре шины, после чего, удобрив таким образом почву, завел разговор о реализации автомобиля.

Плохие дороги. Здесь тоже без комментариев. От плохих дорог мы не избавимся, пока не разрешим вторую, чисто русскую беду на автомобильном транспорте. Я о тех, кто выделяет средства на ремонт и содержание этих дорог. Неисправности машин. Если детализировать, то более всего аварий случается из за неисправных тормозов, далее следует рулевое управление и замыкают тройку лидеров колеса и шины. Выпустить или не выпустить неисправную машину на дорогу зависит от технических комиссий, от самого автовладельца и от его ближних родственников. Им этот вопрос и решать в зависимости от того, насколько им дорога их и чужая жизнь.

Прочие причины аварий на автомобильном транспорте, такие, как столкновение с животными, попадание в машину молний, метеоритов и отработанных ступеней ракет, крайне маловероятны и в официальной статистике не отражены. Но есть еще очень красноречивые цифры, полученные в результате деления всего числа аварий на их причину. Так вот, состояние дорог и плохая погода «виновны» в 4% аварий на автомобильном транспорте. Плохие автомобили в 11%. А остальные 85% на совести водителей. То есть из этого следует, что самое опасное явление на дороге — это человек за рулем. И это очень плохо. Плохо, что водители такие «неумехи». И это очень хорошо. Тем, что есть возможность эти проценты снизить. Раз они зависят от человеческого фактора. Начать следует с автомобиля. Как его можно сделать более безопасным?

Безопасная эксплуатация автомобиля.

В первую очередь купить тот автомобиль, который нужен. А не вообще любой. Умный водитель, прежде чем приобрести автомобиль, четко сформулирует его функциональное назначение. Что, на какие расстояния и по каким дорогам он должен будет возить. Целевое приобретение средства передвижения есть первый шаг в обеспечении его безопасности. Эксплуатация автомобиля не по назначению, связанные с этим перегрузки конструкции, износ, затрудненное управление повышают вероятность ДТП. При покупке автомобиля в первую очередь обращайте внимание на его техническое состояние, а не на выцарапанное на правом крыле ругательное слово.

В процессе эксплуатации находите и устраняйте все мелкие неполадки. Пока они не превратились в большие проблемы. И поменяйте лысые колеса на хотя бы относительно приличные, чтобы уменьшить свой тормозной путь на 30 — 50%. И тогда вы не въедете в тот асфальтовый каток, в который непременно вписались бы на прежней резине. И еще: поставьте надежные ремни безопасности. И обязательно пристегивайтесь в автомобильном транспорте. И требуйте того же самого от пассажиров. Хотел бы я посмотреть на водителя, который на европейском автобане не застегнул ремни безопасности, хотя бы даже на пассажирах, сидящих на заднем сиденье.

Постарайтесь установить подголовники, которые вкупе с ремнями безопасности уменьшают вероятность гибели в два три раза при лобовом столкновении автомашин и в пять раз при перевороте. Совсем хорошо было бы прикупить надувные подушки безопасности, которые срабатывают в момент лобового столкновения. Но это уже из области благих пожеланий. Снимите с лобового и заднего стекол затрудняющие обзор игрушки и прочие «висюльки». И обязательно уберите колющие, режущие и массивные сувениры.

Не захламляйте салон свободно перемещающимися предметами. Имейте в салоне аптечку. И умейте ею пользоваться. Помните об опасности мокрой дороги. И всегда во время и после дождя снижайте скорость. Всячески избегайте возможных аварийных ситуаций и одновременно будьте готовы к действию в экстремальных дорожных условиях. Но это уже относится не к машине — к водителю. Главные качества, обеспечивающие на дороге безопасность, — внимательность и спокойствие. Внимательный водитель сможет вовремя избежать опасной ситуации. Спокойный не создаст ее сам.

А если он одновременно спокойный и внимательный, то его шансы на выживание на наших дорогах вырастают многократно. Еще одна, как мне кажется, недооцениваемая автомобилестроителями опасность — чрезмерная комфортизация современных автомобилей, которые по внутреннему своему устройству приближаются к домашнему дивану. Все мягко, полулежа, с подголовниками подушками, с тусклой подсветкой «ночника» и тихой музыкой. Ну как тут не расслабиться. И расслабляются. То ли дело фронтовые полуторки с деревянными кабинами и сквозняками из каждой щели. Попробуй там задремли за баранкой! Нет, я не призываю к установке в «Мерседесах» и «Вольво» деревянных скамеек. Я предлагаю водителям помнить о коварном свойстве их машин и не позволять комфорту усыплять свою бдительность. Для чего как минимум не садиться за баранку в полусонном состоянии.

Действия при аварии и в чрезвычайной ситуации на автомобильном транспорте.

Проще всего подготовиться к действию в чрезвычайной дорожной ситуации, проигрывая в уме различные варианты аварий и прикидывая, как из них можно выбраться. Это нормальный психологический тренинг, который позволяет заготовить, запомнить и закрепить в подсознании рецепты будущих действий. Когда произойдет, думать о том, что делать, уже будет поздно. А так есть шанс, что память сама выдаст готовое решение еще до того, как сознание найдет выход из положения. Примерно так готовят профессиональных автогонщиков на специальных, повторяющих путь будущей трассы компьютерных тренажерах.

Нелишним будет ознакомить с правилами профилактики ДТП и поведения во время возможной аварии своих постоянных пассажиров. Они довольно просты. Во первых, без лишнего напоминания пристегиваться ремнями безопасности. Во вторых, усаживать детей младше 12 лет исключительно на задние, гораздо более безопасные во время столкновения сиденья. Не давать им вставать во время движения и высовываться между передними сиденьями. И обязательно опустить предохранители на дверцах. В третьих, убрать от заднего стекла тяжелые, с выступающими краями предметы, которые при резком торможении или столкновении могут самым натуральным образом расстрелять в затылок сидящих впереди пассажиров.

В четвертых, не отвлекать водителя от его основного дела. Не болтать, не задавать пустых вопросов, не кричать: «Не, ну ты глянь, что там делается! А там то, там!» — тыкая пальцем то в заднее, то в боковое стекло, не давать под руку советы, не учинять домашние разборки. Одна моя знакомая, активно выясняя в идущей полной скоростью машине, куда муж дел остатки зарплаты, добилась того, что лишилась и всех прочих его зарплат на два года вперед, ушедших на ремонт чужой, вдребезги помятой машины.

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Андрей Ильичев.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения именно на автомобильном транспорте. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) пострадали 1,2 миллиона человек, из которых 182 тысячи погибли, многие стали инвалидами.

Ежегодно в 160-170 тысячах аварий и катастроф на дорогах России погибают до 30 тысяч человек. Это почти в два раза больше, чем за 9 лет войны в Афганистане и две войны в Чечне вместе взятых.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Поэтому здесь очень важна первая доврачебная помощь.

Однако уровень медицинской подготовки работников ГАИ крайне низок или отсутствует совсем. Подготовка же населения и тех, кто сидит за рулем, практически равна нулю. Кроме того, автомобильные аптечки, которые должны быть в каждой машине и без которой не пройти техосмотр, часто бывают разукомплектованы или вообще пусты, а водители не могут ими пользоваться в реальных условиях аварии.

Видимо поэтому в нашей стране смертность от ДТП в 10-15 раз выше, чем во всем мире.

По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят:

В час пик;

В дни праздников;

В первые и последние дни отпусков.

Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года. Дождь и туман осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

Около 75% всех ДТП происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Причем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо вообще водительские удостоверения покупают в странах ближнего зарубежья.

Наиболее опасными видами нарушений являются :

1. Превышение скорости.

2. Выезд на полосу встречного движения.

3. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Самое интересное в том, что первое место в мире по числу ДТП занимает столица РФ г. Москва. Здесь за последние пять лет погибли 10 тысяч человек и стали инвалидами 50 тысяч. Представьте, что 2 мотострелковые дивизии полегли на поле боя, а 10 выведены из строя. Или 120-тысячный город лишился бы всего мужского населения. За эти годы социальные выплаты пенсий по инвалидности и семьям за потерю кормильца составили 140 миллиардов рублей.



При неизбежности столкновения с другим автомобилем необходимо :

1. Сохранять самообладание, что позволит управлять машиной до последней возможности.

3. Сделать все, чтобы уйти от встречного удара (кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося навстречу автомобиля).

4. Помнить, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

5. Защитить голову:

Если автомобиль идет на малой скорости, вдавиться в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо;

Если скорость превышает 60 км/ч и не пристегнуты ремнем безопасности, прижаться грудью к рулевой колонке;

При нахождении на переднем месте пассажира закрыть голову руками и завалиться на бок, распростершись на сиденье;

Сидя на заднем сиденье постараться упасть на пол;



Если рядом ребенок, накрыть его собой.

После аварии необходимо определиться в каком месте автомобиля и в каком положении находится человек, не горит ли автомобиль и не подтекает ли, особенно при опрокидывании, бензин. Если двери заклинены, то автомобиль покидается через окна, открыв их или разбив тяжелым предметом. Выбравшись из автомобиля из-за возможности взрыва необходимо от него отойти как можно дальше.

При падении автомобиля в воду необходимо:

1. В случае, если он какое-то время держится на плаву, выбираться через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

2. При погружении на дно (с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне держится несколько минут):

Включить фары (легче будет искать);

Активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»);

Избавиться от лишней одежды;

Выбираться при заполнении машины водой наполовину, иначе помешает поток воды, идущий в салон;

Разбить лобовое стекло тяжелым предметом (при необходимости);

Протиснуться наружу, взявшись руками за крышу;

Резко всплывать вверх.

При использовании общественного транспорта рекомендуются следующие меры безопасности:

1. Не входить и не выходить до его полной остановки.

2. Не прислоняться к дверям.

3. Не высовывать голову и руки в окна.

4. Внутри необходимо держаться за поручни на случай экстренного торможения (надежная точка опоры – поручень над головой).

5. Стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать (в случае торможения человек падает лицом вперед, что безопаснее падения на спину).

6. В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении пытаться в падении сгруппироваться, закрыть голову руками и увидеть место приземления.

Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен . По этой причине после ДТП необходимо быстро покинуть его салон и отойти на 10-15 м в сторону.

При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе следует использовать запасные выходы. Не дожидаясь критической ситуации необходимо разбить окна тяжелым предметом (огнетушитель, тяжелый ботинок, дипломат) или, в крайнем случае, повиснув на руках на потолочных поручнях, выбить стекло сильным ударом ноги в угол стекла. Перед выходом проем окна очищается от оставшихся стекол.

При запахе гари такие меры безопасности обязательны, т.к. времени на выстаивание очереди к действующему выходу может и не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Необходимо в этом случае заранее защитить нос и рот шарфом, рукавом или другим материалом и по возможности смочив его любой жидкостью.

В случае пожара в салоне:

Сообщить об этом водителю;

Открыть двери с помощью аварийного открывания;

Открыть аварийные выходы или разбить окно;

При наличии в салоне огнетушителя принять меры к ликвидации очага пожара;

Выбираться из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.

При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе – сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

При падении городского транспорта в воду необходимо дождаться заполнения салона водой наполовину, задержать дыхание и выныривать через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран мира.

Аварийность - это беда не только нашей страны. Не случайно этот вопрос был внесен в повестку 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где было заявлено, что сегодня мировое сообщество переживает «глобальный кризис в области обеспечения безопасности дорожного движения». Проблема безопасности дорожного движения сейчас встала в один ряд с важнейшими социально-экономическими проблемами. Каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) более 10 млн. человек в мире погибают и получают ранения. По данным ООН на дорогах мира гибнет 1,2 млн. человек. Дорожно-транспортные происшествия наносят большой ущерб здоровью людей. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основой причиной гибели или увечий и станет более серьёзной проблемой для здоровья людей, чем даже такие заболевания, как малярия, туберкулёз и ВИЧ\ СПИД.

Количество погибающих на дорогах людей на порядок превышает количество жертв стихийных бедствий, военных бедствий и прочих катастроф.

Анализом многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в нашей стране остаётся крайне высоким.

За последние 10 лет в РФ число погибших в ДТП превышает 300 тысяч человек, что эквивалентно населению среднего областного центра. Сегодня проблема дорожно-транспортного травматизма в России, без преувеличения, представляет угрозу безопасности граждан и государства в целом.

Ежегодное распределение количества ДТП и числа, пострадавших в них людей по причинам их возникновения практически остается неизменным. Основной причиной аварийности является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Существенное влияние на уровень аварийности оказывают неудовлетворительные дорожные условия. Доля технических неисправностей транспортных средств по данным статистики традиционно мала и не превышает 3%. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

По числу ДТП и количеству погибающих при ДТП наша страна занимает одно из первых мест среди других стран мира, а по числу погибших при 100 ДТП РФ занимает первое место. Исследования показывают, что транспортные средства в России в пять раз опаснее, чем в экономически развитых странах с высоким уровнем автомобилизации и высокой интенсивностью движения. Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа после аварии из-за обильных кровопотерь.

Различают следующие разновидности дорожно-транспортных происшествий, произошедших при столкновении, опрокидывании автомобилей и наездах; на железнодорожных переездах; при пожарах на автотранспорте; при падении автомобилей с крутых склонов; при попадании

автомобилей под лавины и сели; при падении автомобилем в водоемы.

Как действовать при неизбежности столкновения

Сохраняйте самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч, и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

К сожалению, большинство автолюбителей ездят не пристегнутыми ремнями безопасности. Между тем использование ремней безопасности в 57 случаях из 100 помогло бы избежать гибели водителя или пассажира, а в 90 случаях - травмирования. Ремни безопасности для задних пассажиров не менее важны, чем передние. Ремни безопасности значительно смягчают удар при столкновении, контакте с передними сиденьями.

Если вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок - накройте его собой.

В течение 80-х годов подушки завоевали мир. Создана целая индустрия - фирмы выпускают фронтальные, боковые, коленные подушки, «занавески» защиты головы, которые ныне способны не только распознавать присутствие человека, но и изменять свою эффективность в зависимости от ситуации.

По статистике в одной только Америке подушки с ремнями спасли уже более 180 тысяч человек.

Как действовать после аварии

Определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше - возможен взрыв.

Извлекая раненого из машины, надо быть особенно осторожным и придерживаться первого правила Гиппократа: «Не навреди!». Если ноги пострадавшего зажаты так, что он чувствует только боль (или ничего не чувствует), если есть подозрения на серьезные переломы (особенно позвоночника) - надо ждать врачей, оказав первую помощь: остановить кровь, дать болеутоляющее. Если есть возможность и знания - зафиксируйте переломы, хотя бы привязав пристяжными ремнями ноги друг к другу или руку к туловищу. Без промедления в любом случае надо извлечь раненого, если машина загорелась.

Вытаскивать пострадавшего надо только после того, как вы ясно поняли, как вы будете это делать. Заранее надо подготовить твердую поверхность, на которую вы будете втаскивать человека сразу из машины. Это может быть и доска, и вынутое заднее сиденье другой машины. Если пострадавший - на переднем сиденье, его спинку надо опустить, аккуратно придерживая человека.

Конечно, всегда лучше предоставить эту работу профессиональным спасателям и желательно под контролем врачей.

Вытащив из машины человека, надо сразу повернуть его на бок или живот (но это не допустимо, если нет пульса!) и очистить рот салфеткой (если он забит). Приподнимать голову и подкладывать под нее что-то нельзя, так же как и без крайней необходимости (скажем, опасность взрыва) переносить человека с места происшествия без врачей.

Как действовать при падении автомобиля в воду

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное, для того чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие выдохи и вдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло подручными предметам. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

Как обеспечить личную безопасность при движении в общественном транспорте

В настоящее время аварийность в транспорте превратилась в одну из важнейших социально-экономических проблем. Особую тревогу вызывают аварии на общественном транспорте, которые составляют едва ли не треть всех дорожных происшествий. Если при столкновении легковых автомобилей получают травмы и гибнут единицы, то в попавших в аварию автобусах, троллейбусах, маршрутных такси страдают десятки людей. Особое беспокойство вызывают маршрутные такси. При участии «Газелей» на улицах городов постоянно происходят серьезные аварии.

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением - покиньте его. При аварии у выходов возможны паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае возникновения пожара в салоне автобуса (трамвая, троллейбуса):

· немедленно сообщите об этом водителю, откройте двери с помощью аварийного открывания, аварийные выходы или разбейте окно;

· при наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара;

· защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды;

· выбирайтесь из салона наружу, пригнувшись и не касаясь металлических частей, т.к. в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством;

· при падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или через разбитое окно.

За последнее время во всех российских городах получили широкое распространение маршрутные такси. Они полюбились пассажирам своей доступностью - маршрутки идут одна за другой, быстротой - небольшой размер миниавтобуса позволяет ему лучше маневрировать в автомобильном потоке, комфортом - в маршрутке каждый получает посадочное место, «беспересадочностью» - из десятков маршрутов всегда можно подобрать маршрут так чтобы не требовалось пересадок. Казалось бы, транспортное счастье добралось и до России. Но оказывается все не совсем так, а если разобраться внимательно, тои вовсе - совсем не так. Оказывается в странах Евросоюза, США и Японии маршрутных такси как явления вообще нет. Зато такой вид частного извоза процветает в Африке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии.

Следует знать, что маршрутные такси являются высокоаварийным видом транспорта. Строго говоря, «Газель», наиболее часто использующаяся в России в качестве маршрутного такси, и предназначена для маршрутных пассажирских перевозок. «Газели», заполнившие улицы российских городов в качестве маршрутных такси, имеют модель, как правило, вовсе не ГАЗ-322132 «маршрутное такси», задуманную производителями для этих целей, а другие - более дешевые модификации ГАЗ-3221. При этом владельцы маршрутов предпочитают экономить на безопасности пассажиров: ведь «маршрутная» модификация, имеющая усиленную раму, дополнительную защиту салона и ряд других мер повышающих безопасность, стоит значительно дороже.

А иногда водители сами вносят изменения в конструкцию салона, дабы увеличить число посадочных мест.

Нередко на линии маршрутные такси выходят в ненадлежащем техническом состоянии, т.к. контроль за их техническим состоянием бывает слаб. Водители маршрутных такси часто работают с нарушением норм труда (чрезмерно долгие часы работы, недостаточный отдых). Часто за проезд пассажиры платя непосредственно водителю, что отвлекает его от управления автобусом. Аварийность «Газелей» признает и управление ГИБДД, для которой маршрутки стали настоящей головной болью.

Маршрутное такси «Газель» вмещает 13 мест пассажиров, а один вагон трамвая вмещает 120 пассажиров. Один автобус или троллейбус заберет с остановки 90-100 человек. На улицы городов выливается поток из огромного числа микроавтобусов, водители которых часто не соблюдают культуру вождения, часто перестраиваются, чтобы высадить или посадить пассажиров, делая это зачастую крайне резко и неожиданно для других водителей на дороге. Огромные пробки собирают и бесчисленные аварии с участием маршрутных такси.

Безопасное поведение пешеходов

Дорожно-транспортные происшествия касаются не только водителей и их пассажиров. Они касаются и пешеходов, от которых также требуется соблюдение определенных правил безопасного поведения на улице.

Для защиты собственной жизни горожанину необходимо выработать у себя и детей безусловные рефлексы пешеходной дисциплины.

Ребенок должен узнать и признать необходимыми главные правила выживания пешеходов:

· нельзя переходить улицу на красный свет независимо от того, идут или нет машины;

· на дорогу можно с тротуара только сойти, а не выбежать;

· опасно выходить на мостовую из-за препятствия: тогда не видят друг друга ни водитель, ни пешеход;

· на улице любой вид транспорта может скрывать другой, движущийся с большой скоростью (самый типичный случай - автобус скрывает от пешеходов, обходящих спереди, практически весь поток транспорта);

· ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, нужно идти лицом к движению: тогда не только водитель видит тебя, но и ты водителя;

· переходя улицу, сначала нужно посмотреть налево, а потом направо; на дороге расстояние зависит от скорости, поэтому научись рассчитывать, когда до машины будет далеко, а когда близко;

· без родителей улицу лучше всего переходить в группе пешеходов.

Пожары и взрывы

Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:

· на промышленных объектах;

· на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;

· на транспорте;

· в шахтах, горных выработках, метрополитенах;

· в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожаро-взрывоопасные вещества или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву, называют пожаро-взрывоопасными объектами.

Пожар - это вышедший из под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. В России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар, и ежегодно погибает от пожаров 18-19 тысяч человек. Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т. п.).

Основными опасными факторами пожара являются тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении.

Критическими значениями параметров для человека при длительном воздействии указанных значений опасных факторов пожара являются:

· температура - 70°С;

· плотность теплового излучения - 1,26 кВт/м;

· концентрация окиси углерода - 0,1% объема;

· видимость в зоне задымления - 6-12 м.

Взрыв - это горение, сопровождающееся выделением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны, оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками р азличного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

Один из крупнейших взрывов на территории России произошел 4 июня 1988 года близ станции Арзамас-1, когда в железнодорожном составе взорвалось более 35 т взрывчатых веществ. Образовалась воронка глубиной 26 м и диаметром 53 м. Зона разрушений превысила 2 км. В результате взрыва погибли 88 человек, в том числе 10 детей. От взрыва пострадало около 1000 домов.

Огромный взрыв подобного рода произошел 22 апреля 2004 года на железной дороге КНДР близ станции Рончхон в 50 км от Пхеньяна. Это был взрыв вагонов с селитрой и последующая детонация цистерн с бензином. Обломки поездов разбросало в радиусе 15 км. Погибло порядка 300 человек, получило ранения до 3 тысяч человек, были разрушены около 2000 домов.

Очень опасны взрывы бытового газа, ежегодно уносящие десятки жертв и приводящие к огромному материальному ущербу. Взрыв бытового газа 16 марта 2004 года в многоэтажном доме в Архангельске привел к полному разрушению одного подъезда и гибели 58 человек.

С точки зрения производства работ, связанных с тушением пожаров, спасением людей и материальных ценностей, классификация пожаров производится по трем зонам:

· пожаров;

· массовых и сплошных пожаров;

· затухающих пожаров и тления в завалах. Пожары также подразделяются на лесные, торфяные, степные, пожары в населенных пунктах, газовые, газонефтяные и нефтепродуктов.

В населенных пунктах с деревянными постройками при сильном ветре в течение 30-40 минут из отдельных очагов могут возникнуть участки сплошных пожаров (горит до 90% зданий). Совокупность отдельных пожаров, охватывающих не более 25% зданий, называют массовыми пожарами. Такие зоны возникают в условиях сплошной застройки, компактности лесных массивов, скопления большого количества горючих материалов.

Зона затухающих пожаров и тления в завалах характеризуется сильным задымлением и продолжительным (свыше двух суток) горением в завалах. Опасным задымлением считается такое, при котором видимость не превышает 10 м. Концентрация оксида углерода в воздухе до 0,2% вызывает смертельные отравления людей при пребывании их в зоне в течение 30-60 минут, а при концентрации 0,5-0,7% - в течение нескольких минут.

Причиной гибели людей может быть высокая температура задымленной среды. Вдыхание продуктов сгорании, нагретых до 60%°С, даже при 0,1% содержания оксида углерода приводит к летальному исходу. Пожары на объектах промышленности в отличие от стихийных пожаров могут представлять большую опасность, поскольку окислителем является не только кислород атмосферы, но и содержащие его химические соединения. Процесс характеризуется быстрым повышением температуры, задымлением помещений, распространением огня скрытым путем, угрозой взрыва.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ежегодно от огня в мире погибает более 200 тысяч человек (в 2000 году - 238 тысяч человек). Большинство погибших составляют дети и пожилые люди. К сожалению, наиболее удручающую картину о численности погибающих людей от воздействия на них опасных факторов пожаров имеет Россия. В России на 1 млн. человек населения в год от огня погибает около 100 человек (для сравнения: в США - 16,7 человек, Германии - 7,9 человек, Великобритании - 12,7 человек). По удельному числу погибших во время пожаров Россия занимает первое место в мире, а по абсолютному количеству жертв делит первенство с Индией. И при том, когда по числу профессиональных пожарных (275 тысяч человек) Россия занимает первое место в мире.

Мировыми лидерами по количеству смертей от огня долгие годы остаются страны Азии и Африки - на их долю пришлось более 70% всех смертельных случаев.

1994 год. Египет. Пожар на нефтебазе. 500 погибших. Китай. Во время пожара погибло 300 человек. Таиланд. Пожар на фабрике игрушек привел к гибели 213 человек.

1995 год. Индия. Пожар в здании школы. Более 500 погибших.

2000 год. Уганда. Пожар в церкви унес жизни 530 человек.

Крупнейшие пожары на территории России за последние 5 лет

27 апреля 2001 года в поселке Салемал Ямало-Ненецкого автономного округа вспыхнул сильный пожар в здании интерната. Трагедия унесла жизни шестерых детей.

24 октября 2002 года в Подмосковье поселке Филимоновка в психоневрологическом интернате в результате пожара погибли шесть детей и столько же получили ожоги различной степени.

7 апреля 2003 года в Якутии в поселке Сыдыбыл во время пожара в школе погибли 22 ученика и преподаватель. Пострадали около 40 человек.

10 апреля 2003 года в Махачкале (Дагестан) сгорела школа-интернат для глухонемых детей. Погибли 30 детей, 107 были госпитализированы с ожогами различной степени тяжести.

В ночь на 24 ноября 2003 года в Москве на улице Миклуха-Маклая произошел сильный пожар в здании общежития Российского университета дружбы народов. Общая площадь возгорания превысила тысячу квадратных метров. В результате пожара погибли 38 человек, пострадали более 170. среди погибших и пострадавших - студенты из 39 стран мира.

14 марта 2004 года на улице Моховая загорелось здание Центрального выставочного здания «Манеж». Пожару была присвоена пятая категория сложности. Площадь возгорания составила 2 м². в результате пожара здание было уничтожено практически полностью: рухнула крыша, произошло обрушение торцевых стен. В результате двое пожарных погибли, один был госпитализирован.

10 ноября 2004 года в Кызыле (Республика Тува) в результате сильного пожара в общежитии погибли 26 человек, из них - 12 детей, 215 пострадали, среди пострадавших - 86 детей.

27 июня 2005 года в городе Щадринск Курганской области в результате пожара в частном жилом доме погибли четыре человека.

Большинство людей гибнет в результате небрежности. Многие из них остались бы невредимы, если бы соблюдали минимальные правила безопасности. Количество пожаров и число погибших при них на территории Российской Федерации отражено в таблице 18.

Предупредительные мероприятия

В число предупредительных мероприятий могут быть включены мероприятия, направленные на устранение причин, которые могут вызвать пожар (взрыв), на ограничение (локализацию) распространения пожаров, создание условий для эвакуации людей и имущества при пожаре, своевременное обнаружение пожара и оповещение о нем, тушение пожара, поддержание сил ликвидации пожаров в постоянной готовности.

Соблюдение технологических режимов производства, содержание оборудования, особенно энергетических сетей, в исправном состоянии позволяет в большинстве случаев исключить причину возгорания.

Своевременное обнаружение пожара может достигаться оснащением производственных и бытовых помещений системами автоматической пожарной сигнализации или, в отдельных случаях, с помощью организационных мер.

Первоначальное тушение пожара (до прибытия вызванных сил) успешно проводится на тех объектах, которые оснащены автоматическими установками тушения пожара.

Как действовать при пожаре и взрыве

При обнаружении возгорания реагируйте на пожар быстро, используя все доступные способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители и т.д.). Если потушить огонь в кротчайшее время невозможно, вызовите пожарную охрану предприятия (при ее наличии) или города (по телефону 01).

При эвакуации горящие помещения и задымленные места проходите быстро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажной плотной тканью. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись - в прилегающем к полу пространстве чистый воздух сохраняется дольше.

Отыскивая пострадавших, окликните их. Если на человеке загорелась одежда, помогите сбросить ее либо набросьте на горящего любое покрывало и плотно прижмите. Если доступ воздуха ограничен, горение быстро прекратится. Не давайте человеку с горящей одеждой бежать.

Не подходите к взрывоопасным предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц. Если произошел взрыв, примите меры к недопущению пожара и паники, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

При повреждении здания пожаром или взрывом входите в него осторожно, убедившись в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо- и водоснабжения, утечек газа, очагов пожара.

Пожар в квартире:

· Сообщите в пожарную охрану;

· Выведите на улицу детей и престарелых;

· Попробуйте водой (из водопровода, от внутренних пожарных кранов), стиральным порошком, плотной тканью и т.п. потушить пожар;

· Отключите электроавтоматы (на щитке на лестничной площадке);

· Закройте окна и форточки. При сильном задымлении немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь;

· При выходе из квартиры защитите глаза и органы дыхания от дыма респиратором, ватномарлевой повязкой, смоченными водой куском ткани или полотенцем.

Недопустимо:

· Бороться с огнем самостоятельно, не вызвав пожарных;

· неж"го здания " года на улице Моховая загорелось здание Центрального выструхонемых детей.а и преподаватель.а погиблГасить водой воспламенившиеся электроприборы, не отключив от электросети (можно получить удар током!);

· Открывать окна и двери, чтобы выпустить дым (горение усилится из-за притока воздуха);

· Пользоваться лифтом, если пламенем охвачена уже значительная площадь (можно застрять и задохнуться);

· Пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым токсичен, горячий воздух может обжечь легкие);

· Опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (падение почти всегда неизбежно);

· Прыгать из окна (выше 3-го этажа каждый второй прыжок смертелен).

Для предотвращения пожара или снижения его пагубных последствий:

· Обучите детей обращаться с огнем, а взрослых членов семьи простейшим способам тушения пожара;

· Приобретите бытовой огнетушитель и храните его в доступном месте;

· Никогда не курите в постели;

· Не оставляйте без присмотра электронные приборы, воздержитесь от использования самодельных электрических устройств;

· Не разогревайте лаки и краски на газовой плите, не стирайте в бензине и не сушите белье над плитой;

· При обращении с праздничными фейерверками, хлопушками и свечами будьте предельно осторожными;

· Избегайте захламления путей возможной эвакуации, складирования взрывопожароопасных веществ на чердаке и в подвале;

· В одну розетку не вставляйте более двух вилок, чтобы избежать перегрева.

· Регулярно проверяйте электрическую проводку и розетки. Никогда не используйте удлинители на постоянной основе;

· Регулярно проверяйте электрические приборы. Немедленно отключайте их, если они искрят;

· Приучите детей не играть вблизи электрических отопительных приборов. Держите подальше от электроприборов одежду, занавеси и другие легковоспламеняющиеся материалы;

· Не курите в постели и не разбрасывайте окурки. Главной причиной смертей при пожаре является курение. Сигарета (как правило, в сочетании с алкоголем) виновата в смерти 28% погибших;

· Всегда спите с закрытой дверью. Закрытая дверь может несколько задержать распространение огня и дыма, что даст вам дополнительное время для спасения;

· Заранее продумайте, каким образом вы будете спасаться в случае пожара. Покажите детям, что они должны будут делать в случае пожарной тревоги;

· Попрактикуйтесь в эвакуации из здания. В реальных условиях бегство из дома, охваченного огнем, становится очень трудным делом, потому что в дыму очень трудно ориентироваться;

· Когда пожар начался, каждая лишняя секунда может стоить вам жизни. Поэтому не тратьте время на одевание, поиски запропастившихся вещей, кошек и собак. Просто бегите;

· Если вы лежите в постели и почувствовали запах дыма, не вскакивайте, а скатитесь с кровати на пол. Дым и ядовитые газы, возникающие в процессе сгорания, распространяются ближе к потолку. Одного вздоха этой смеси может быть достаточно, для того чтобы убить вас. По этой же причине выбегайте из комнаты, пригнувшись к полу;

· Потрогайте дверь перед тем, как открыть ее. Если она горячая, значит, за ней бушует огонь и вам стоит искать другой выход;

· Заблаговременно потренируйтесь быстро стаскивать загоревшуюся одежду.

Взрывы бытового газа

Газ, который обычно используется в домах, бывает двух видов: сжиженный нефтяной газ (в баллонах) и метан (городской магистральный газ). Газ в баллонах имеет свойство распространяться вниз, т.к. он в два с половиной раза тяжелее воздуха, издаёт резкий запах, и его утечку легко обнаружить. Магистральный газ, используемый в городах, более лёгкий, он распространяется кверху, запах его не такой сильный, но его также несложно обнаружить.

Газоснабжение жилых домов обычно осуществляется газом низкого давления. Участок газопровода до запорного устройства в доме называется вводом, который устраивают под землей и лишь в некоторых случаях (при сухом газе и невозможности осуществления подземной разводки) над землей. Газовые плиты устанавливают в кухнях высотой не менее 2,2 м. при этом кухни должны иметь вытяжной вентиляционный канал и форточку или открывающуюся фрамугу в окне.

В тех случаях, когда жилые дома расположены вдали от газовых сетей, газоснабжение осуществляется привозным жидким газом. К жидким газам относятся в основном пропанобутановые смеси углеводородных газов, которые получаются в качестве вторичных продуктов при перегонке нефти. Различают летние смеси - с большим содержанием бутана и зимние - с меньшим содержанием бутана.

Для индивидуального снабжения применяют баллоны емкостью 50 и 80 л, вмещающие соответственно 23 и 33 кг жидкого газа. Следует помнить, что в одном таком баллоне заключена энергия, равная армейской мине.

Баллоны устанавливают в отдельные при каждом доме или квартире металлические стандартные шкафы вместимостью по 2 баллона. В дверцах шкафа имеются прорези для вентиляции. В каждом шкафу, кроме двух баллонов, устанавливают регулятор давления, который снижает высокое давление газа в баллоне при его подаче к газовым приборам до требуемой нормы. Ввод газ в дом осуществляется непосредственно от регулятора давления с помощью стальной трубы, проходящей по наружным стенам дома и вводимой в кухню или другое нежилое помещение через стену. Шкафы рекомендуется устанавливать с несолнечной стороны и у стен, не имеющих окон.

Бытовой газ в наших домах - явление обыденное. Мы настолько привыкли к нему, что порой забываем, к каким трагедиям может привести небрежность при пользовании газовыми плитами и колонками.

Невнимательность жильцов приводит к трагедиям. Как обычно происходит взрыв? Вы поставили чайник на плиту и ушли из кухни. Вода из кипящего чайника залила конфорку - огонь потух. Но газ по-прежнему идет. Он скапливается в помещении, и если в этот момент включить свет, то небольшой искорки в электрике хватит для взрыва. Если в доме установлены обычные деревянные оконные рамы, то газовым хлопком их просто вышибет. А если новые пластиковые окна - то вся энергия взрыва пойдет на строительные конструкции. От взрывной волны начнет «складываться» целый подъезд.

Когда газом пахнет в подъезде, надо немедленно обратиться за помощью к специалистам и проветрить помещение, предупредить жильцов дома об опасности, просить диспетчера объединенной диспетчерское системы, обслуживающей ваш дом, отключить лифт в подъезде.

Человек не может не почувствовать запах газа. На всех газовых станциях страны газови-ки добавляют в газ специаль-ный одорант - этилмеркаптан, имеющий неприятный «труп-ный» запах. Делается это из со-ображений безопасности.

Никто не заинтересован в хорошем состоянии газовых си-стем больше, чем сами жители. Поэтому, если вы заметили, что в подвале, где проходит га-зовая труба, кто-то греется у костра или любит повисеть на трубах, как на турнике, если газовую магистраль заливает водой, звоните в аварийную службу, а то и в милицию.

По статистике вероятность аварийных взрывов бытового газа в холодное время года воз-растает. Этому способствуют и ухудшение качества естествен-ной вентиляции, и использование потребителями газовых приборов для обогрева жилья. Следствием этого является фор-мирование взрывоопасной сме-си даже при незначительной утечке газа. Поэтому профилактика вентиляционной сис-темы жилых зданий является и профилактикой взрыво6езопас-ности.

Наибольшие разрушения по принципу «домино» возника-ют, когда местом первоначаль-ного очага взрыва становится последний или предпоследний этаж здания. Недостаточная несущая способность жилых зданий относительно горизон-тальных нагрузок, установка усиленного остекления в поме-щениях, где имеются газовые приборы, приводят к значи-тельным разрушениям. Макси-мальное давление, которое Спо-собны выдержать здания и со-оружения, достаточно мало. Например, для кирпичных стен оно составляет 2-4 кПа, а для бетонных типовых пере-крытый избыточное давление взрыва не должно превышать значений 8-10 кПа. Обрушение кирпичных зданий в результа-те взрывных аварий - распро-страненное явление в силу то-го, что кирпичная кладка, об-ладая высокой несущей способ-ностью в вертикальном (экс-плуатационном) направлении, практически не сопротивляется горизонтальным (взрывным) нагрузкам. Кроме этого, кир-пичные стены, как правило, являются несущими конструкциями и при их прогибе (под действием взрывных нагрузок) происходит потеря их устойчивости, что приводит к о6рушению всей конструкции.

Панельные здания или здания каркасного типа обладают более высокой несущей способностью. Поэтому при аварийных взрывах в них возможен срыв стеновой плиты, но зда-ние в целом сохраняет устойчивость.

Для снижения избыточного давления до безопасного уровня в помещениях используют предохранительные конструк-ции - остекленные оконные

проемы. Одной из основных причин значительных разруше-ний жилых зданий при аварийных взрывах является установка в помещениях с газовыми приборами усиленных вариан-тов остекления, что противоречит нормам взрывозащиты. Следовательно, использование стеклопакетов в помещениях, где возможна загазованность, представляет значительную опасность с точки зрения взрывоустойчивости. При аварийных взрывах окна, оборудован-ные таким остеклением, не выполняют роль предохранительных конструкций, что приво-дит к резкому повышению взрывного давления.

Взрывы бытового газа в жилом секторе с 1998 по 2006 годы с наиболее_тяжкими_последствиями________________________________

29 июля 1998 года в Москве в результате мощного взры-ва газа обрушилась секция 9- этажного жилого дома на Щер-баковской улице. 6 человек по-гибли.

6 августа 1998 года в селе Новодмитриевка Выксунского района Нижегородской области в результате взрыва газа разрушен 16-квартирный жилой дом. Погибли 7 человек.

27 ноября 1999 года в Ом- ске в 5-этажном панельном до-ме произошел взрыв газа цент-рального газоснабжения. Погибли 5 человек.

8 февраля 2000 года в Ха-баровске в 5-этажном жилом доме произошел взрыв бытового газа, который скопился в большом количест-ве в подъезде дома. В результате возник сильный пожар. Погибли 13 человек. Полностью разрушен один из пяти подъездов.

10 октября 2000 года в городе Барнауле (Алтай-ский край) в 5-этажном жи-лом доме произошел взрыв газа. Погибли 3 человека. Подъезд полностью был разрушен.

31 декабря 2000 года в Новосибирске в 5-зтажном доме на Степной улице про-изошел взрыв бытового га-за. После взрыва в доме вспыхнул пожар. В резуль-тате взрыва погибли 5 чело-век. Лишились жилья 197 человек.

3 января 2001 года взрыв бытового газа прак-тически разрушил 3-зтаж-ный панельный жилой дом по улице Кошевого в алтай-ском городе Бийске. После взрыва в доме возник пожар. 4 человека погибли.

20 сентября 2001 года в го-роде Кушва Свердловской обла-сти в квартире 5-этажного жи-лого дома на улице гвардей-ской произошел взрыв бытового газа. В результате взрыва и начавшегося пожара 5 человек погибли.

20 августа 2002 года в Москве в 5-этажном жилом до-ме на улице Академика Коро-лева произошел объемный взрыв газа. Полностью обру шилась часть подъезда - 11 квартир, в которых проживали 48 человек. 8 жильцов погиб-ли.

25 марта 2003 года в Ленинском районе Саратова из-за неисправности газового балло на произошел мощный взрыв. Был разрушен целый этаж до-ма. 2 человека погибли.

25 января 2004 года 4 человека погибли в результате взрыва бытового газа в 5-этаж-ном жилом доме в Перми. Раз-рушено 8 квартир.

16 марта 2004 года в результате взрыва бытового газа в подъезде жилого дома в Архангельске погибли 58 чело-век.

12 сентября 2004 года че-тыре человека погибли в ре-зультате взрыва бытового газа в поселке Ленинский Красно-армейского района Самарской) области.

7 декабря 2005 года в ре-зультате взрыва бытового газа в жилом доме на северо-востоке Москвы, на улице Годовикова, погибли 4 человека.

20 января 2006 года в результате взрыва в жилом доме в Гусь-Хрустальном (Владимирская область) погибли 2 человека. Пожаром были охвачены 3 этажа зда-ния.

Необходимо выполнять несколько простых, но важных правил:

· Огонь в горелке должен быть равномерным, а цвет пламени - густо-голубым. Желтый, красный, иной цвет огня свидетельствует о неполадках. Признак неблагополучия - появление копоти на кастрюлях. «Здоровый» газ сгорает, не оставляя грязных следов;

· Если вы пользуетесь газовой плитой длительное время и у вас зажжены все конфорки, проследите за тем, чтобы вытяжка над плитой была включена или на кухне была открыта форточка;

· Будьте особенно вниматель-ны, когда что-то кипятите на плите в течение продолжительного времени. Если у вас что-ли бо сбежало и залило конфорку, не зажигайте газ сразу же. Сначала проветрите кухню, дайте остыть горелке и аккуратно по-чистите ее. Засоренность горелки может привести к серьезным неприятностям;

· Не ставьте на конфорку посуду с широким дном (напри-мер, тазик для варки варенья) без специальной подставки с вы-сокими ребрами, иначе газ будет сгорать не полностью;

· Зажигая газ в духовке, убедитесь, что пламя горит во всех отверстиях горелок, и только после этого закрывайте дверцу;

· Для предотвращения накапливания в воздухе вред-ных, а иногда и смертельно опасных продуктов неполного сгорания газа не следует использовать зажженные горелки газовой плиты для отопления квартиры;

· Не стоит держать фитиль в газовой колонке постоянно горящим. Это может привести к трагическим последствиям;

· если в доме пахнет газом, ни в коем случае не ищите мес-то утечки, зажигая спички, нельзя включать свет или элект-роприборы. Самое разумное - отключить электричество вооб-ще, поскольку малейшая искра, которая может возникнуть даже при включении холодильника, может привести к воспламене-нию и даже взрыву скопившего-ся в помещении газа. В первую очередь в таком случае надо от-крыть окна и двери (создать сквозняк), а затем вызвать спе-циалистов из аварийной газовой службы. Причем лучше телефонный звонок сделать от соседей - на случай, если в телефон-ном аппарате проскочит искра.

Перед пользованием газовой ванной колонкой проветрите ванную комнату, открыв двери, проверьте тягу в дымоотводя-щей трубе, поднеся зажженную спичку к нижней части колпа-ка, и тягу в вентиляционном канале. Тяга проверяется до и после зажигания колонки. При отсутствии тяги ванной колон-кой пользоваться нельзя. В зимнее время абонент обязан ежемесячно проверять оголо-вок дымохода.

Ответственность за безопас-ную эксплуатацию работающих газовых приборов, содержание их в соответствии с тре6овани-ями Правил несут их владельц-ы и лица, пользующиеся газом. В зависимости от характе-ра нарушений виновные могут быть привлечены к дисципли-нарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Природный и сжиженный баллонные газы способны обра-зовать с воздухом взрывоопас-ные смеси. Как обнаружить течку газа? Существует не-сколько способов. На глаз . Можно применить мыльный раствор. Его наносят на поверх-ность газовых труб. Место, где мыльный пузырь начинает уве-личиваться в размерах, и явля-ется источником утечки газа. На слух . В случае сильной утечки газ вырывается со свис-том. По запаху . Характерный запах, который выделяет газ, становится сильнее вблизи мес-та утечки. Никогда не ищите место утечки газа с помощью открытого пламени.

· Подождите, пока горелка остынет (при необходимости очистите ее от остатков пищи и жира, продуйте отверстия по-дачи газа), и затем вновь за-жгите газ, предварительно за-крыв окна и ликвидировав сквозняк;

· Если на кухне накопилось много газа, во избежание отрав-ления намочите водой платок, прижмите к лицу. Дыша через него, войдите на кухню и пере-кройте кран подачи газа. Если это сделать не удается, немед-ленно эвакуируйте всех соседей по лестничной площадке и вызовите аварийную газовую службу и пожарную охрану;

· Окажите помощь пострадав-шим от отравления газом.

Если произошла утечка из баллона со сжатым газом, то:

· Немедленно вызовите аварийную газовую службу и вмес-те с соседями вынесите баллон на улицу, оберегая его от уда-ров. Не подпускайте к баллону детей и накройте его мокрой плотной тканью;

· Как правило, утечка возни-кает на месте соединения балло-на с гибким шлангом. Если нельзя вынести баллон на ули-цу, можно временно перекрыть утечку мокрой тряпкой. Провет-рите кухню, не пользуйтесь ос-вещением и электроприборами;

Если появился огонь на баллоне с газом, то:

· Попросите домашних или соседей немедленно вызвать по-жарную охрану и аварийную га-зовую службу, удалите всех из квартиры;

· Попытайтесь закрыть кран на баллоне, обернув руки мок-рой тряпкой. Если это невоз-можно (огонь на прокладке, кран деформирован в результате нагрева и т.д.), не задувайте пламя - возможен взрыв;

Не пытайтесь выносить или переставлять куда-либо баллон со сжатым газом, пока он не ох-ладился: от малейшего толчка он может взорваться.