Турфирмы продолжат работать в т.ч. если не вступят в реестр турагентств

Общероссийский Генеральный реестр туристических агентств - это информационный портал, позволяющий туристам и партнерам проверить статус юридического лица - туристической компании, ознакомиться с публичной информацией о турагентстве. Официальным подтверждением статуса является свидетельство о регистрации в Генеральном реестре туристических агентств, которое выдается по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Для чего и когда был создан Реестр туристических агентств?

После отмены государственного лицензирования туристской деятельности у туристических компаний и предпринимателей, занятых в этой сфере, пропала возможность идентифицировать себя на рынке в качестве розничных продавцов турпродукта. Это привело к снижению степени доверия к турфирме со стороны потребителей, которые никак не могли проверить легальность и юридическую чистоту компании. Одновременно на рынке были созданы предпосылки для массового появления фирм-однодневок, возникли сложности во взаимодействии между туроператорами и турагентами.

Стало очевидно, что рынку нужен новый инструмент учета профессиональных турагентов. Для этого и был создан Реестр туристических агентств.

На сайте Reestr-TA.ru осуществляется регистрация туркомпаний, желающих войти в реестр туристических агентств. Это совместный проект Российского союза туриндустрии (РСТ), компании "Тонкости продаж" и Юридического агентства "Персона Грата".

В основе проекта - электронная база данных, представляющая собой список предприятий и индивидуальных предпринимателей, идентифицирующих себя как турагентов в соответствии с федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ».

Добровольный общероссийский реестр объединяет информацию о большинстве участников турагентского рынка. По состоянию на 1 мая 2015 года в Реестре зарегистрировано 12 650 предприятий туристической отрасли. К реестру имеют свободный доступ все заинтересованные стороны, включая туроператоров и самих туристов.

Внесение в реестр и публикация данных о компании в его публичной части проводится бесплатно.

В перечень уже включены все турагенты, входящие в базу данных рассылки профессионального издания «Тонкости продаж», а также члены РСТ. Остальные компании могут войти в реестр добровольно - на основании заявления, оформленного на сайте Reestr-TA.ru в режиме on-line. В публичной части реестра содержатся сведения о реквизитах компании, ее адрес и другие данные, прямо указывающие на их профессиональную принадлежность. Эта часть реестра доступна в интернете каждому посетителю.

Финансирование проекта осуществляется за счет предоставления турагентствам дополнительных возможностей, включая распространение в интернете расширенной информации о деятельности компании. Эти сведения будут включены в репутационную часть реестра, которая будет интересна, прежде всего, конечному потребителю - туристам. На ней, помимо информации, доступной в публичной части, будут представлены сведения о продолжительность работы на рынке, о предлагаемых направлениях, отзывы клиентов и туроператоров, а также другие данные, дающие представление об уровне профессионализма фирмы. Поиск компаний в репутационной части будет осуществляться по туристическим направлениям, территориальному признаку, уровню репутации и другим параметрам. Действительным членам Российского союза туриндустрии на платные услуги предоставляется скидка 20%.

Ведение Реестра, внесение сведений в репутационную часть реестра и техническое обеспечение его работы осуществляет компания «Тонкости продаж». Юридическая поддержка проекта, проверка сведений, переданных компанией при регистрации, и выдача свидетельства о регистрации в реестре туристических агентств. - обеспечивает Юридическое Агентство «Персона Грата». Общественную поддержку, освещение в прессе и популяризацию реестра на потребительском и профессиональном рынке обеспечивает Российский союз туриндустрии.

Если Ваша компания внесена в Реестр туристических агентств

Участие в Реестре служит целям легализации деятельности компании на туристическом рынке и повышения степени доверия потребителей к качеству туристических услуг, оказываемых Вашей компанией.

Для подтверждения статуса вашего туристического агентства перед потребителями, деловыми партнерами и органами государственной власти необходимо Свидетельство о регистрации в Реестре. Свидетельство размещается в месте публичного доступа или «Уголке потребителя» в офисе турфирмы.

Выдача Свидетельства производится по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, с подтверждением формальных сведений, указанных в бланке Свидетельства. Сведения подтверждаются соответствующими регистрационными документами.

Форма Свидетельства утверждена Российским Союзом Туриндустрии (РСТ). Срок действия свидетельства три года. В случае изменения реквизитов, указанных в Свидетельстве, необходимо подтверждение измененных сведений и оформление нового бланка Свидетельства.

Для предприятий, работающих в системе франчайзинга, Свидетельство выдается каждому самостоятельному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Пожалуйста, распечатайте и заполните прилагаемую форму Заявки, подпишите, заверьте печатью предприятия и направьте в адрес Юридического агентства "Персона Грата" по адресу: 105318, г. Москва, Семёновская площадь. д.7, офис 422 или на e-mail: [email protected]

К Заявлению приложите необходимые документы, указанные в заявке, в простых копиях или в сканах, в случае отправки по электронной почте.

После проверки приложенных документов Вам будет выдано именное Свидетельство о регистрации в реестре.
Свидетельство направляется почтой, наложенным платежом по адресу, указанному в Заявке или выдается в офисе Юридического Агентства «Персона Грата».

Стоимость оформления свидетельства 3 000 рублей .
Для действительных членов РСТ скидка 20%.
Оплата производится в безналичной или наличной форме, способ оплаты согласовывается в Заявке.
Свидетельство выдается после подтверждения оплаты.

Подзаконный акт, который, как заявлялось ранее, должен был появиться до конца нынешнего года, чтобы не только подтвердить обязанность турагентств вступать в реестр при «Турпомощи», но прояснить механизм его создания, так и не был принят.

В отсутствие такого документа сама идея реестра вызывает сомнения, непонимание и многочисленные вопросы.

Сразу оговоримся: в том, что реестр необходим, сомнений у нас нет. Сейчас вообще не известно, сколько в России турагентов, а реестр - это и хотя бы лояльных компаний, и динамика их появления-исчезновения, и структура этого сегмента рынка, и ориентир по распределению в регионах. Даже сейчас уже интересно просматривать список на сайте «Турпомощи» - оказывается, индивидуальных предпринимателей в турбизнесе чуть ли не больше, чем юридических лиц, немало мини-сетей - точек продаж с одинаковыми названиями по разным адресам в одном или в соседних городах, а уж какие названия встречаются… В общем, множество возможностей для анализа. И не в том вопрос, кому этот реестр вести. Пусть будет «Турпомощь», не принципиально. Конечно, главная задача у этой организации другая. Но то, что ее руководитель в отсутствие крупных банкротств туроператоров и необходимости вывозить туристов не сидит тихо за рабочим столом, а все время ищет себе занятие, может быть, даже и хорошо. Проблема в том, какими методами этот реестр начали создавать. Напомним, Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 17 августа 2015 года в Ялте, дал, в числе прочих, такое поручение: «Внести в законодательство необходимые изменения, предусматривающие введение единого федерального реестра турагентств». На самом Госсовете президент высказался даже еще более определенно: «На повестке дня - введение единого реестра турагентов. Им могла бы заниматься одна из общественных организаций, объединяющих туроператоров».Эти слова и стали точкой отсчета для создания реестра. В качестве «общественной организации» была определена «Турпомощь». И в апреле 2016 года на первом всероссийском турагентском конгрессе в Сочи руководство Ростуризма, «Турпомощи» и, как ни странно, РСТ заявило не только о начале создания реестра, но и о том, что он обязательный, и агентства, не вступившие в него, с 1 января 2017 года, то есть с началом действия нового отраслевого закона, работать уже не смогут. Под этим лозунгом началось активное привлечение агентств в реестр - с выступлениями в отраслевой прессе, поездками по регионам, разъяснениями и убеждениями. Достоверно известно, что на встречах в регионах турагенты спрашивали, на каком основании и с какой целью их так торопят вступать в реестр, если закон начнет действовать только с 1 января, и почему они не смогут работать, если этого не сделают. Но кто-то спрашивал, а многие не вникали - верили и вступали. По данным на 26 декабря, в реестре насчитывается уже 7169 турагентств. Однако в декабре этим вопросом «вдруг» заинтересовался вице-премьер Виталий Мутко, назначенный курировать в правительстве туристическую отрасль. И поручил Минкульту, Ростуризму, а также Налоговой службе и Роспотребнадзору совместно проработать вопросы информационно-технического обеспечения формирования единого федерального реестра турагентств, а также определения федерального органа исполнительной власти (!), осуществляющего ведение указанного реестра. Доложить о результатах предписано до 15 июля. Трудно сказать, каков будет итог этого поручения. Однако очевидно, что если вопрос о реестре еще надо «проработать», то, по крайней мере, до середины будущего года вступать в него, видимо, не так обязательно, как утверждают его создатели. А вообще - обязательно ли? В законе, который вступает в силу 1 января 2017 года, нет ни слова ни об обязательности, ни о том, что какие-то действия должны предпринимать сами турагенты. Статья 11–2 закона № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», на которую ссылаются в «Турпомощи», звучит так: «Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, предоставляют в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры, в порядке, утвержденном общим собранием членов данного объединения туроператоров. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ представленные туроператорами сведения о турагентах».Как видим, в законе сказано, что операторы «предоставляют» сведения об агентах, но не «должны» или «обязаны». Сравним с формулировкой статьи 4.1 закона № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающейся фингарантий и участия в «Турпомощи»:«Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом. Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом».Здесь все понятно: «должны» - читай «обязаны».Значит, как следует из закона № 49-ФЗ, если туроператоры сведения о своих агентах не подадут, это не повлечет никаких санкций. «Формируемый на основе этих данных реестр турагентств - лишь информационная база, список контактов, который поможет „Турпомощи“ исполнять ее прямые обязанности, то есть получить необходимую информацию для эвакуации туристов в случае банкротства туроператора, - пояснил RATA-news юрист Эдуард Шалоносов. - Такая информационная база не является юридически обязательной или ограничивающей - в отличие от государственного единого реестра туроператоров».«И у агентств, согласно закону, нет обязанности вступать в реестр. Будь это так, государство установило бы требования к обязательному реестровому номеру и санкции за нарушение», - продолжил Александр Байбородин, глава одноименной юридической компании. Адвокат Илья Тугуев согласен с коллегами: «Даже не вступив в реестр, агентства смогут вполне легитимно продолжать работу на рынке».При этом, как замечают юристы, закон начинает действовать только с 1 января 2017 года, а вступать в реестр агентствам настоятельно рекомендуют с первой половины 2016-го. И взимается плата - 1 тысяча рублей с компании, хотя о том, что реестр создается на возмездной основе, в законе не сказано. Правда, по словам г-на Байбородина, в полномочиях общественной организации установить плату за некие услуги. Минкультуры также указывает на наличие «взноса» на администрирование в размере 1 тыс. рублей. Удивительно другое. В разделе «Документы» на сайте «Турпомощи» есть реквизиты для оплаты, где в назначении платежа указывается, что взнос взимается за администрирование реестра за 2016 год. Но ведь закон о создании реестра вступает в силу только с 1 января 2017 года. Значит ли это, что все взносы заплаченные заранее, будут зачтены на 2017 год? И еще деталь. В тех же реквизитах значится, что взнос добровольный. То есть можно не платить? При обязательном, как утверждается, вступлении в реестр? Впрочем, после поручения Виталия Мутко тема обязательного участия в реестре стала звучать тише. Не случайно на сайте РСТ по этому поводу размещено разъяснение: «согласно решениям Комитета по работе с агентствами и Наблюдательного совета ассоциации, участники рынка вправе самостоятельно определять необходимость их участия в данном реестре».Очевидно, что рынку необходимы четкие законодательные нормы для ведения пресловутого реестра. Ложно трактуемая статья 11–2 закона № 49-ФЗ уже приводит к эксцессам. Недавно один из крупных центров бронирования разослал агентствам письма с предупреждением: «Работа турагента, сведения о котором до 1 января 2017 года не включены в единый реестр, грозит ему штрафом до 200 тыс. рублей».Если речь идет об официальном государственном реестре агентств, то, как полагают юристы, возможны два варианта. Он может вестись как Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ\ЕГРИП) при Налоговой службе, за участие в котором взимается довольно высокая госпошлина. Или как Единый федеральный реестр туроператоров при Ростуризме - бесплатный, но без оформления фингарантий попасть в него нельзя. Но даже если реестр турагентств появится в «государственном» виде, это никоим образом не мешает существовать и реестру при «Турпомощи» - в качестве источника информации для органов власти и потребителей. А также для ускорения процесса эвакуации туристов в случае банкротства туроператора, то есть выполнения основной функции этой ассоциации.

«Турпомощь» готовится к созданию реестра турагентств, действуя по принципу «вопреки всему и несмотря ни на что». «Вестник АТОР» попробовал разобраться, почему объединение туроператоров упорно продвигает эту идею, не имея на то ни полномочий, ни возможностей.

Тайный союз меча и орала*

Напомним, что в «Турпомощи», как было заявлено, «по инициативе участников объединения и агентских сетей», будет создан единый добровольный общероссийский реестр туристических агентств. Первое, что обращает на себя внимание в этом предложении - фраза «будет создан». А кому принадлежит решение создать реестр, Наблюдательному совету или, может все члены «Турпомощи» обсудили этот вопрос и единогласно за него проголосовали? Вовсе нет.

Решение это родилось в «Турпомощи» после заседания двух комиссий - правовой и курирующей турагентскую деятельность (наличие такой комиссии в «Турпомощи» само по себе странно), одну из которых возглавляет сам директор объединения Александр Осауленко. Заседавшие, «разработали» положение о реестре и представили членам наблюдательного совета не на обсуждение, а на утверждение. Александр Осауленко бодро предлагал всем проголосовать за принятие положения, считая, что дополнительных вопросов к этому документу быть не может. Однако, с утверждением пришлось повременить.

Вопросы к положению были и весьма существенные (подробнее об этом ниже), и, вероятно, чтобы хотя бы соблюсти формальности принятия такого рода документов, по предложению Олега Сафонова и к явному неудовольствию дирекции объединения было принято решение отложить принятие положения «О порядке формирования единого добровольного реестра туристических агентств». В итоге, 28 января положение на 30 дней разместили на сайте «Турпомощи», чтобы туристическая общественность имела возможность ознакомиться с документом, задать вопросы и внести корректировки. В глаза оно там, конечно, не бросается, но кому интересно, могут найти ссылку на него в новости от 27 января под названием «Итоги заседания Наблюдательного Совета 26 января 2016 г.».

А с какой целью взимается плата?
- С целью капитального ремонта Провала, чтоб не слишком проваливался.*

Версия положения, предложенного членам наблюдательного совета, содержала довольно много неточностей и нестыковок.

Один из основных, самых спорных моментов положения - стоимость нахождения в реестре. Авторы положения называют стоимость внесения сведений в реестр добровольным взносом, при этом обязывая агента вносить этот взнос регулярно (раз в год) и в определенный срок (не позднее окончания первой декады года). Заметим -регулярность и обязательность внесения взноса в определенный временной промежуток никак не позволяет назвать этот взнос добровольным. Это регулярный членский взнос, а агентства не могут быть членами «Турпомощи» по уставу. И если дирекция объединения не найдет, как обойти этот момент, то вряд ли платежи в адрес «Турпомощи» от туристических агентств найдут понимание у аудиторов при проведении ежегодных проверок.

Более того, положение не содержит ни упоминаний, ни ссылок на порядок использования «агентских» средств. Авторы положения в п.6.6 почему-то отсылают к уставу «Турпомощи», говоря, что: «Средства, сформированные за счет уплаты турагентами сбора, могут использоваться исключительно в уставных целях Объединения, для добровольного обеспечения финансирования расходов, связанных с текущей деятельностью Объединения по формированию и ведению Реестра турагентов». Но это очень вольная трактовка устава, непозволительная для дирекции и просто опасная для агентств, которые решат рискнуть и все-таки заплатить за запись на сайте «Турпомощи».

Устав «Турпомощи» совершенно однозначно называет цели объединения: «2.2. Цель создания Объединения - представление и защита общих имущественных интересов членов Объединения, связанных с оказанием экстренной помощи туристам; оказание экстренной помощи туристам в соответствии Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Попытки «Турпомощи» зарабатывать также регламентируются Уставом объединения: «2.3. Объединение вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует целям, указанным в настоящем Уставе. 2.4. Объединение не имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученный доход среди членов Объединения, а использует его только для целей деятельности Объединения».

Таким образом, зарабатывать «Турпомощи», конечно, разрешено, хоть и с оговоркой, но тратить деньги не на вывоз туристов из-за рубежа устав не позволяет. Отсюда вопрос - как и на что планируется тратить деньги турагентов, и не получится ли так, что деньги с них «Турпомощь» соберет, а потом с прискорбием сообщит, что Минюст усмотрел нарушения в этой части деятельности организации, а посему останутся агенты без реестра и без денег.

Время, которое у нас есть, - это деньги, которых у нас нет*

Но, разумеется, у турбизнеса основным вопросом остается, почему реестр турагентств упорно и настойчиво создается именно при «Турпомощи» - объединении туроператоров по выездному туризму, единственной целью которой является оказание российским гражданам экстренной помощи. Никаких дополнительных функций для этой существующей за счет средств туроператоров по выездному туризму организации .

Похоже, что одна из причин все же понятна. Количество туроператоров в сфере выездного туризма за минувший год сократилось почти втрое, что не могло не повлиять на бюджет «Турпомощи». В свете сокращения количества туроператоров (по словам Александра Осауленко, членство в «Турпомощи» на сегодняшний день продлило в 5 раз меньше компаний, чем в аналогичный период в прошлом году), разумеется, сократится и сумма взносов, которые поступают в «Турпомощь». Очевидно, что свободного времени у сотрудников объединения - больше, чем достаточно, а денег в организации все меньше и меньше. Вот и придумалось, как ситуацию исправить.

По словам Александра Осауленко, «Турпомощь» ожидает гарантированного участия в реестре около двух тысяч турагентств. Таким образом, при предполагаемом взносе в размере 1 тыс. рублей в год годовой бюджет реестра составит около 2 млн рублей. Как сказал директор «Турпомощи», часть средств будет израсходована на техническое сопровождение реестра: «Если на элементарном уровне, то это относительно небольшие средства. Если делать все по серьезному - с серьезным программным обеспечением, с пересечением с различными базами, в том числе, государственными, то понятно, что там уже требуются бόльшие средства». Таким образом, дирекция не исключает увеличение взноса за нахождение в еще не созданном реестре.

Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих*

Но, по-прежнему, кроме пополнения «похудевшего» бюджета организации, практическая польза от реестра для «Турпомощи» остается весьма туманной. Как и ответ на вопрос: почему для туроператоров членство в реестре - это бесплатная госуслуга, финансируемая из бюджета, а для турагентов такой опции в государстве не предусмотрено и за себя им придется платить из своего кармана.

Но еще более удивляет другое. Турбизнесу безапелляционно заявляется, что реестр этот нужен всем, и сами турагенты активно выступают за его создание. И ведь находится этому заявлению подтверждение - руководство ряда агентских сетей со всей ответственностью заявляют: мол, да, вступать будем, и всем своим велим. Представляется довольно сомнительным это утверждение, поскольку опыт показывает, что даже предыдущие добровольные реестры не имели практической пользы и не вызывали горячего энтузиазма у агентств.

Был реестр, например, организованный «Персоной Грата» в сотрудничестве с «Тонкостями». Тот реестр насчитывал больше десятка тысяч турагентов, но его практической пользы так никто и не увидел. И от банкротства туроператоров он не уберег, и от нарушения прав туристов не спас, и существенную пользу госорганам не принес. Разве что его создателям, которые просили по 3 тыс. рублей за печать свидетельства о нахождении в реестре.

Не верится, что сейчас турагенты ринутся добровольно наступать на те же грабли. Если только руководство агентских объединений не заплатит за всех своих участников в «Турпомощь» «оптом». Потому как ну зачем здравомыслящему агенту добровольно оплачивать решения нескольких человек, даже не «сильных мира сего», которые прикрываясь высокими фразами о защите прав туристов и повышении конкурентоспособности рынка, желают «застолбить» неплохой источник дохода?

Эксперты уверены, что большая часть агентств все же подумает, прежде, чем вступать. Тем более, что статус реестра носит добровольный характер и обязать вступить в него не может никто. А главное, остается надеяться, что агентский бизнес сможет постоять за себя и добиться бесплатного, государственного реестра.

Лед тронулся, господа присяжные заседатели!*

Несмотря на то, что положение о реестре агентов не принято наблюдательным советом, что это положение находится в открытом доступе для обсуждения всего несколько дней, что не утрясены вопросы с уставом, порядком платежей и, главное, порядком расходования «Турпомощью» средств, полученных от агентов, Александр Осауленко на сайте объединения объявил о том, что реестр начинает работу, хоть и в тестовом режиме. Вопреки и несмотря… Поистине, рвение, достойное лучшего применения.

Предлагаем о реестре турагентств на нашем сайте.

* Цитаты из произведений Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»


Подзаконный акт, который, как ранее, должен был появиться до конца нынешнего года, чтобы не только подтвердить обязанность турагентств вступать в реестр при «Турпомощи», но прояснить механизм его создания, так и не был принят. В отсутствие такого документа сама идея реестра вызывает сомнения, непонимание и многочисленные вопросы. Мы решили разобраться в ситуации.

Сразу оговоримся: в том, что реестр необходим, сомнений у нас нет. Сейчас вообще не известно, сколько в России турагентов, а реестр – это и статистика хотя бы лояльных компаний, и динамика их появления-исчезновения, и структура этого сегмента рынка, и ориентир по распределению в регионах. Даже сейчас уже интересно просматривать список на сайте «Турпомощи» – оказывается, индивидуальных предпринимателей в турбизнесе чуть ли не больше, чем юридических лиц, немало мини-сетей – точек продаж с одинаковыми названиями по разным адресам в одном или в соседних городах, а уж какие названия встречаются… В общем, множество возможностей для анализа.

И не в том вопрос, кому этот реестр вести. Пусть будет «Турпомощь», не принципиально. Конечно, главная задача у этой организации другая. Но то, что ее руководитель в отсутствие крупных банкротств туроператоров и необходимости вывозить туристов не сидит тихо за рабочим столом, а все время ищет себе занятие, может быть, даже и хорошо.

Проблема в том, какими методами этот реестр начали создавать.

Напомним, Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 17 августа 2015 года в Ялте, дал, в числе прочих, такое поручение : «Внести в законодательство необходимые изменения, предусматривающие введение единого федерального реестра турагентств». На самом Госсовете президент высказался даже еще более определенно : «На повестке дня – введение единого реестра турагентов. Им могла бы заниматься одна из общественных организаций, объединяющих туроператоров».

Эти слова и стали точкой отсчета для создания реестра. В качестве «общественной организации» была определена «Турпомощь». И в апреле 2016 года на первом всероссийском турагентском конгрессе в Сочи руководство Ростуризма, «Турпомощи» и, как ни странно, РСТ не только о начале создания реестра, но и о том, что он обязательный, и агентства, не вступившие в него, с 1 января 2017 года, то есть с началом действия нового отраслевого закона, работать уже не смогут. Под этим лозунгом началось активное привлечение агентств в реестр – с выступлениями в отраслевой прессе, поездками по регионам, разъяснениями и убеждениями.

Достоверно известно, что на встречах в регионах турагенты спрашивали, на каком основании и с какой целью их так торопят вступать в реестр, если закон начнет действовать только с 1 января, и почему они не смогут работать, если этого не сделают. Но кто-то спрашивал, а многие не вникали – верили и вступали. По данным на 26 декабря, в реестре насчитывается уже 7169 турагентств .

Однако в декабре этим вопросом «вдруг» заинтересовался вице-премьер Виталий Мутко, назначенный курировать в правительстве туристическую отрасль. И поручил Минкульту, Ростуризму, а также Налоговой службе и Роспотребнадзору совместно проработать вопросы информационно-технического обеспечения формирования единого федерального реестра турагентств, а также определения федерального органа исполнительной власти (!), осуществляющего ведение указанного реестра. Доложить о результатах предписано до 15 июля.

Трудно сказать, каков будет итог этого поручения. Однако очевидно, что если вопрос о реестре еще надо «проработать», то, по крайней мере, до середины будущего года вступать в него, видимо, не так обязательно, как утверждают его создатели.

А вообще – обязательно ли? В законе, который вступает в силу 1 января 2017 года, нет ни слова ни об обязательности, ни о том, что какие-то действия должны предпринимать сами турагенты. Статья 11-2 закона № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», на которую ссылаются в «Турпомощи», звучит так: «Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, предоставляют в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры, в порядке, утвержденном общим собранием членов данного объединения туроператоров. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» представленные туроператорами сведения о турагентах».

Как видим, в законе сказано, что операторы «предоставляют» сведения об агентах, но не «должны» или «обязаны». Сравним с формулировкой статьи 4.1 закона № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», касающейся фингарантий и участия в «Турпомощи»:

«Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Здесь все понятно: «должны» – читай «обязаны».

Значит, как следует из закона № 49-ФЗ, если туроператоры сведения о своих агентах не подадут, это не повлечет никаких санкций. «Формируемый на основе этих данных реестр турагентств – лишь информационная база, список контактов, который поможет «Турпомощи» исполнять ее прямые обязанности, то есть получить необходимую информацию для эвакуации туристов в случае банкротства туроператора, – пояснил RATA-news юрист Эдуард Шалоносов. – Такая информационная база не является юридически обязательной или ограничивающей – в отличие от государственного единого реестра туроператоров».

«И у агентств, согласно закону, нет обязанности вступать в реестр. Будь это так, государство установило бы требования к обязательному реестровому номеру и санкции за нарушение», – продолжил Александр Байбородин, глава одноименной юридической компании. Адвокат Илья Тугуев согласен с коллегами: «Даже не вступив в реестр, агентства смогут вполне легитимно продолжать работу на рынке».

При этом, как замечают юристы, закон начинает действовать только с 1 января 2017 года, а вступать в реестр агентствам настоятельно рекомендуют с первой половины 2016-го. И взимается плата – 1 тысяча рублей с компании, хотя о том, что реестр создается на возмездной основе, в законе не сказано. Правда, по словам г-на Байбородина, в полномочиях общественной организации установить плату за некие услуги. Минкультуры также указывает на наличие «взноса» на администрирование в размере 1 тыс. рублей.

Удивительно другое. В разделе «Документы» на сайте «Турпомощи» есть реквизиты для оплаты, где в назначении платежа указывается, что взнос взимается за администрирование реестра за 2016 год. Но ведь закон о создании реестра вступает в силу только с 1 января 2017 года. Значит ли это, что все взносы заплаченные заранее, будут зачтены на 2017 год?

И еще деталь. В тех же реквизитах значится, что взнос добровольный. То есть можно не платить? При обязательном, как утверждается, вступлении в реестр?

Впрочем, после поручения Виталия Мутко тема обязательного участия в реестре стала звучать тише. Не случайно на сайте РСТ по этому поводу размещено