Религиоведческая экспертиза в свете общенаучных принципов. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы

Процесс экспертного исследования состоит из нескольких основных этапов. Каждый этап выполняет определенные функции и обеспечивает решение промежуточных задач.

Любая экспертиза как юридическое (процессуальное) взаимодействие подразумевает как минимум операцию назначения экспертизы, операцию выполнения экспертизы и операцию проверки, оценки и применения заключения экспертизы .

Для ГРЭ так же, как и для других видов экспертиз, характерны следующие этапы:

  • 1) назначение экспертизы;
  • 2) проведение экспертизы;
  • 3) составления заключения.

Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа.

1. Назначение экспертизы. В соответствии с п. 8-10 Порядка проведения ГРЭ решение о направлении документов религиозной организации на экспертизу принимается уполномоченным должностным лицом центрального аппарата Минюста России, курирующим вопросы государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций (руководителем территориального органа), и оформляется распоряжением Минюста России (его территориального органа). Запрос о проведении экспертизы (далее - запрос) направляется на рассмотрение Совета (Совета при Управлении) с приложением копий документов, представляемых для государственной регистрации или проведении проверки деятельности религиозной организации. В своем запросе орган, принимающий решение о регистрации, должен обосновать необходимость проведения экспертизы, а также определить вопросы, требующие экспертной оценки. Поставленные регистрирующим органом вопросы не должны выходить за рамки основных задач государственной религиоведческой экспертизы, должны носить конкретный характер и предполагать, что содержащее ответы экспертное заключение станет надежным подспорьем при решении вопроса о государственной регистрации религиозной организации, в отношении которой проводилась религиоведческая экспертиза 1 . Поскольку речь идет о проведении религиоведческой экспертизы требования к формулировке вопросов, т.е. так называемого экспертного задания, сводятся к тому, что решение этих вопросов невозможно без применения специальных знаний в области религиоведения, которое является гуманитарной наукой. Гуманитарные науки как область знания в экспертизе подразумевают использование общеизвестных фактов, здравого смысла и т.д. в качестве инструментария при выполнении исследования . Экспертное задание не должно выходить за пределы компетенции эксперта (в рассматриваемом случае группы или комиссии экспертов).

Как отмечает Т. В. Томаева, вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертами, могут быть разделены на две категории. Первые из них требуют констатировать определенное положение дел относительно исследуемой религиозной организации - наличие религиозной природы, состав вероучения и практики или отдельных их аспектов. Вторая категория вопросов требует от экспертов дачи квалифицирующих заключений. Например, не противоречат ли законодательству деятельность и учение религиозного объединения, могут ли ими нарушаться права граждан и т.п.

Однако такое разделение вопросов возможно при осуществлении религиоведческой экспертизы, проводимой, например, в рамках судебного разбирательства. При осуществлении ГРЭ в соответствии с требованием законодательства все вопросы, поставленные перед государственной религиоведческой экспертизой, должны исходить из главного вопроса - вопроса о предоставлении объединению граждан правового статуса религиозной организации, который предполагает наличие набора конкретных признаков, указанных в п. 1 ст. 6 ФЗ о свободе совести:

  • - наличие вероисповедания;
  • - совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Только о выявлении этих признаков, т.е. сакрального содержания

в мировоззренческой доктрине и соответствующей ей практике, может идти речь при проведении ГРЭ согласно п. 8 ст. 11 ФЗ о свободе совести 1 .

Тем не менее, в некоторых заключениях и выводах ГРЭ содержится информация о противоречии законодательству деятельности и учения религиозной организации и о нарушении ею прав граждан.

Например, в и. 3 Экспертного заключения о типе организации, вероучении, соответствующей ему практике, истории деятельности и других особенностях «Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов», проведенного 4 апреля 2002 г. по запросу Департамента по делам общественных и религиозных объединений Минюста России Экспертный совет приходит к следующему выводу: «Доктрина “Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов” содержит утверждение, что община инглингов объединяет всех людей с белым цветом кожи, который якобы служит свидетельством того, что они являются потомками Рода Небесного и Расы Великой (часть 2-я книги 3-й “Славяно-Арийские Веды”). То есть, члены общины наделяются особыми качествами, а на вступление в нее вводятся ограничения расового характера. Очевидно, что данное положение заключает в себе идею расового превосходства, пропаганда которого запрещена Конституцией Российской Федерации {ст. 29), а также вступает в противоречие со ст. 19 Конституции Российской Федерации, запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, и ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах» .

Думается, что постановка перед ГРЭ вопросов о противоречии законодательству деятельности и учения исследуемого религиозного объединения на сегодняшний день вполне оправданна. Особенно, когда речь идет о малоизученных либо незнакомых новых религиозных движениях. Однако следует заметить, что в данном случае ГРЭ будет выходить за рамки своей компетенции, в связи с чем исследуемое религиозное объединение в случае несогласия с выводами, изложенными в заключении, может оспорить данные выводы в суде по формальным процедурным основаниям.

Согласно п. 7 Положения об Экспертном совете рассмотрение запроса, касающегося конкретной религиозной организации, производится, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание Совета. При этом представитель религиозной организации имеет право давать экспертам пояснения, относящиеся к предмету экспертизы.

В случае назначения экспертизы при государственной регистрации религиозной организации в распоряжении Минюста России (его территориального органа) должен быть определен срок, на который продлевается срок принятия решения о государственной регистрации религиозной организации.

Копия распоряжения Минюста России (его территориального органа) направляется в адрес религиозной организации, в отношении которой назначено проведение экспертизы, в течение трех дней.

2. Проведение государственной религиоведческой экспертизы. В соответствии с п. 5 Положения об Экспертном совете поступившие на экспертизу документы регистрируются в журнале входящей корреспонденции Совета ответственным секретарем в порядке, установленном инструкцией но делопроизводству в Минюсте России. Датой представления документов является дата их фактического поступления в Совет и регистрации в указанном журнале.

Пунктом 11 Порядка проведения ГРЭ определено, что экспертиза проводится в течение трех месяцев с даты поступления запроса в Совет (Совет при Управлении). В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам религиозных организаций, а также дополнительной информации дипломатических представительств РФ в иностранных государствах, иных государственных органов РФ срок проведения экспертизы может быть продлен на один месяц с письменным уведомлением об этом Минюста России (его территориального органа) в течение семи дней.

Согласно п. 6 Положения об Экспертном совете при проведении экспертизы Совет наделен правом через Минюст России запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для проведения экспертизы.

Переписка, протоколы и другие документы Совета формируются в номенклатурные дела Департамента Минюста России по делам некоммерческих организаций.

Как было указано выше, ГРЭ имеет комплексный характер. В комплексной комиссионной экспертизе взаимодействие между экспертами может производиться разными способами: а) последовательное комплексирование имеет место в том случае, когда в перечне вопросов, поставленных перед экспертами, одни относятся к одной области знания, а другие - к иной. При данном виде комплексиро- вания эксперты различных специальностей дают ответы только на вопросы, входящие в их компетенцию;

  • б) последовательно-параллельное комплексирование обеспечивает более тесное общение между экспертами, вошедшими в комиссию. В этом случае выводы экспертов одной специальности (при решении одних вопросов) используются экспертами другой специальности для обоснования своих выводов (при решении других вопросов);
  • в) параллельное комплексирование подразумевает наличие интегративных (синтезирующих) выводов, когда при ответах на вопросы одновременно используются специальные знания из разных областей. Такое комплексирование производится в случаях, когда ответы на поставленные перед экспертами вопросы невозможно дать в рамках применения знаний эксперта только одной специальности 1 .

Как правило, эксперты, входящие в комиссию, по мере возможности проводят одну или несколько личных встреч для обсуждения отдельных моментов дела, обмена мнениями и необходимыми знаниями по делу. Далее, используя материалы для исследования, эксперты работают над ответами на вопросы, поставленные определением. В случае если эксперты сходятся во мнениях по всем пунктам, оформляется общее заключение экспертизы. Если же эксперты в своих мнениях расходятся, каждый эксперт (или же один несогласный) может написать собственное заключение и отправить его заказчику в отдельном порядке, либо просто отказаться подписывать общее заключение. В последнем случае отказ должен быть зафиксирован в конце экспертного заключения.

В состав первичных источников, представляемых для проведения государственной религиоведческой экспертизы, должны входить преимущественно источники, предоставляющие информацию и оценки из первых рук (тексты и устные свидетельства самих приверженцев исследуемой религиозной организации). Кроме того, допустимо пользоваться научными источниками информации о вероисповедании исследуемой религиозной организации и содержащимися в них оценками, которые могут быть приняты к сведению экспертами, но при этом должны быть тщательно сверены с собственными данными, полученными в результате исследования. Использование апологетических и полемических источников, принадлежащих религиозным конкурентам, возможно лишь ограниченное и осторожное - в той степени, в какой изучение таких источников может помочь экспертам прояснить некоторые вероучительные особенности исследуемой религиозной организации. Однако в связи с тем, что такие источники нередко содержат крайне эмоциональные оценки или заведомую ложь, распознание и проверка которой потребует дополнительных усилий и времени, подходить к ним нужно со всей возможной критичностью .

3. Составление заключения .

Процедура составления заключения ГРЭ состоит в следующем. В соответствии с п. 11 Положения об Экспертном совете по результатам проведения экспертизы членами Совета по поручению председателя Совета, его заместителя готовится проект экспертного заключения, содержащий обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики, иных сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах.

В экспертном заключении отражаются (п. 13 Порядка проведения ГРЭ):

  • а) время и место проведения экспертизы;
  • б) основания для ее проведения;
  • в) фамилия, имя, отчество представителя религиозной организации, присутствовавшего на заседании Совета (Совета при Управлении);
  • г) вопросы, поставленные перед экспертами;
  • д) информация об объектах и документах, представленных для экспертизы;
  • е) содержание и результаты исследований;
  • ж) оценка результатов исследования, мотивы и доводы, положенные в основу решения, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;
  • з) наименования документов, прилагаемых к экспертному заключению.

Если при проведении экспертизы установлены обстоятельства, имеющие значение для ее результатов, но не указанные в запросе, Совет (Совет при Управлении) вправе включить выводы по этим обстоятельствам в экспертное заключение (и. 14 Порядка проведения ГРЭ).

Согласно и. 13-15 Положения об Экспертном совете проект экспертного заключения рассматривается на заседании Совета, который принимает по нему решение, оформляемое протоколом. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено простым большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании, в результате открытого голосования. В случае отсутствия члена Совета на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

Экспертное заключение подписывается председателем Совета или в его отсутствие - заместителем председателя.

Экспертное заключение с приложением копий документов, использованных при проведении экспертизы, и заверенной ответственным секретарем Совета копии протокола соответствующего заседания Совета направляется в Минюст России в трехдневиый срок.

Следует особо обратить внимание, что в соответствии си. 15 Порядка проведения ГРЭ экспертное заключение имеет для Минюста России (его территориального органа) рекомендательный характер.

Залужный А. Г. Право. Религия. Закон. М.: Научная книга, 2008. С. 188.

  • Сафуанов Ф. С. Указ. соч. С. 58.
  • Томаева Т. В. Указ. соч. С. 292.
  • В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616), пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст. 3122; 2008, N 30, ст. 3616), Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473) приказываю:

    1. Утвердить:

    Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы (приложение N 1);

    Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (приложение N 2);

    образец бланка Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (приложение N 3).

    2. Приказ применять с даты признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.1998 N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2560; 2006, N 3, ст. 297; 2008, N 50, ст. 5958).

    Министр
    А. Коновалов

    Приложение N 1

    Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы

    I. Общие положения

    1. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее - Порядок) разработан во исполнение положений статьи 48 Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616), пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст. 3122) (далее - Закон), подпункта 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; 2007, N 13, ст. 1530; 2007, N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473) в целях организации проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее - экспертиза) по запросам Минюста России и его территориальных органов.

    2. Проведение экспертизы основывается на принципах соблюдения права на свободу совести и свободу вероисповедания, иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, прав религиозных организаций, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований. Экспертиза имеет комплексный характер.

    II. Объект и задачи экспертизы

    3. Объектами экспертизы являются:

    а) учредительные документы религиозной организации, решения ее руководящих и исполнительных органов;

    б) сведения об основах вероучения религиозной организации и соответствующей ему практики;

    в) формы и методы деятельности религиозной организации;

    г) богослужения, другие религиозные обряды и церемонии;

    д) внутренние документы религиозной организации, отражающие ее иерархическую и институционную структуру;

    е) религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и (или) распространяемые религиозной организацией.

    4. Задачами экспертизы являются:

    а) определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;

    б) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах, относительно основ ее вероучения;

    в) проверка соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности.

    При проведении экспертизы могут быть разъяснены иные возникающие при осуществлении государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций вопросы, требующие экспертной оценки.

    III. Субъект экспертизы

    5. Проведение экспертизы в отношении централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, осуществляется Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Совет).

    6. Проведение экспертизы в отношении местных религиозных организаций и централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, осуществляется Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации (далее - Совет при Управлении).

    В случае необходимости территориальный орган Минюста России вправе обратиться за заключением в Совет.

    IV. Запрос о проведении экспертизы

    7. Минюст России (его территориальный орган) вправе направить запрос о проведении экспертизы (далее - запрос) в следующих случаях:

    а) при поступлении в Минюст России (его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации:

    религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания;

    изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации;

    б) при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозного объединения (вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей);

    в) при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации;

    г) при вступлении в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося членом (участником) религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность;

    д) при вступлении в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготовляемых или распространяемых религиозной организацией;

    е) в иных случаях при возникновении при государственной регистрации и (или) осуществлении контроля за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности вопросов, требующих специальных знаний.

    8. Решение о направлении документов религиозной организации на экспертизу принимается уполномоченным должностным лицом центрального аппарата Минюста России, курирующим вопросы государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций (руководителем территориального органа), и оформляется распоряжением Минюста России (его территориального органа).

    В случае назначения экспертизы при государственной регистрации религиозной организации в распоряжении Минюста России (его территориального органа) должен быть определен срок, на который продлевается срок принятия решения о государственной регистрации религиозной организации.

    Копия распоряжения Минюста России (его территориального органа) направляется в адрес религиозной организации, в отношении которой назначено проведение экспертизы, в течение 3 дней.

    9. Запрос направляется на рассмотрение Совета (Совета при Управлении) с приложением копий документов, представляемых для государственной регистрации или проведении проверки деятельности религиозной организации.

    10. В запросе обосновывается необходимость проведения экспертизы, а также определяются вопросы, требующие экспертной оценки. Запрос, направленный в случаях, не предусмотренных пунктом 7 Порядка, не подлежит рассмотрению, о чем Совет (Совет при Управлении) письменно уведомляет Минюст России (его территориальный орган) в течение 7 дней.

    V. Срок проведения экспертизы

    11. Экспертиза проводится в течение 3 месяцев с даты поступления запроса в Совет (Совет при Управлении). В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам религиозных организаций, а также дополнительной информации дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, иных государственных органов Российской Федерации срок проведения экспертизы может быть продлен на один месяц с письменным уведомлением об этом Минюста России (его территориального органа) в течение 7 дней.

    12. Датой завершения экспертизы является дата осуществляемой в день заседания Совета (Совета при Управлении) регистрации экспертного заключения о результатах проведения экспертизы.

    VI. Требования к содержанию экспертного заключения, его правовое значение

    13. В экспертном заключении отражаются:

    а) время и место проведения экспертизы;

    б) основания для ее проведения;

    в) фамилия, имя, отчество представителя религиозной организации, присутствовавшего на заседании Совета (Совета при Управлении);

    г) вопросы, поставленные перед экспертами;

    д) информация об объектах и документах, представленных для экспертизы;

    ж) оценка результатов исследования, мотивы и доводы, положенные в основу решения, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;

    з) наименования документов, прилагаемых к экспертному заключению.

    14. Если при проведении экспертизы установлены обстоятельства, имеющие значение для ее результатов, но не указанные в запросе, Совет (Совет при Управлении) вправе включить выводы по этим обстоятельствам в экспертное заключение.

    15. Экспертное заключение имеет для Минюста России (его территориального органа) рекомендательный характер.

    VII. Доступ к информации о проведении экспертизы

    16. Доступ к информации о проведении экспертизы обеспечивается в порядке, установленном для информирования граждан о деятельности органов государственной власти. Экспертное заключение и особое мнение экспертов подлежат опубликованию на официальном сайте Минюста России (его территориального органа).

    VIII. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Совета (Совета при Управлении)

    17. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Совета (Совета при Управлении) осуществляется Минюстом России (его территориальным органом).

    Приложение N 2

    Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации

    I. Общие положения

    1. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Совет) образуется приказом Минюста России и действует на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных законов, Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы и настоящего Положения с целью проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее - экспертиза) по запросам Минюста России.

    II. Порядок формирования и организация деятельности Совета

    2. Совет формируется из должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти, ученых-религиоведов, специалистов в области отношений государства и религиозных объединений, включение которых в его состав осуществляется по согласованию. В качестве консультантов к работе Совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.

    3. Заседания Совета проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины его членов. Ведет заседания Совета его председатель или в его отсутствие - заместитель председателя.

    4. Председатель Совета, его заместители и ответственный секретарь избираются на первом заседании Совета. Ответственным секретарем Совета избирается, как правило, член Совета, являющийся государственным служащим Минюста России.

    5. Запрос Минюста России, поступившие на экспертизу документы регистрируются в журнале входящей корреспонденции Совета ответственным секретарем в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации. Датой представления документов является дата их фактического поступления в Совет и регистрации в указанном журнале.

    6. Совет вправе через Минюст России запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для проведения экспертизы.

    Переписка, протоколы и другие документы Совета формируются в номенклатурные дела Департамента по делам некоммерческих организаций.

    7. Рассмотрение запроса, касающегося конкретной религиозной организации, производится, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание Совета. Представитель религиозной организации имеет право давать экспертам пояснения, относящиеся к предмету экспертизы. На стадии совещания экспертов и формулирования выводов экспертизы присутствие представителя религиозной организации не допускается.

    В случае неявки представителя религиозной организации на заседание Совета экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.

    III. Полномочия председателя, ответственного секретаря, членов Совета

    8. Полномочия председателя Совета:

    а) в течение 10 дней по получении запроса Минюста России назначает заседание Совета;

    б) обеспечивает контроль за соблюдением процедуры и сроков проведения экспертизы, полнотой и качеством проводимых исследований, не нарушая принцип независимости экспертов;

    в) при необходимости ходатайствует перед Минюстом России о привлечении к работе Совета консультантов, не являющихся его членами, если их специальные знания необходимы для подготовки экспертного заключения.

    9. Полномочия ответственного секретаря Совета:

    а) организует документационное обеспечение деятельности Совета, ведет переписку Совета, получает под роспись адресованные Совету документы, регистрирует входящую и исходящую корреспонденцию, отправляет исходящие письма и иные документы Совета (повестки заседаний, заверенные копии протоколов заседаний Совета), контролирует сроки работы с документами, ведет и оформляет соответствующие номенклатурные дела;

    б) обеспечивает подготовку заседаний Совета;

    в) информирует членов Совета о месте, времени проведения заседания Совета, обеспечивает их необходимыми документами.

    10. При проведении экспертизы член Совета имеет право:

    а) знакомиться со всеми документами, представленными на экспертизу;

    б) по согласованию с руководящими органами религиозного объединения присутствовать при проведении богослужений, религиозных обрядов и церемоний, иных мероприятий;

    в) письменно излагать особое мнение по результатам экспертизы, которое прилагается к экспертному заключению;

    г) по поручению председателя представлять Совет в органах государственной власти Российской Федерации, органах местного самоуправления, иных органах и организациях.

    Член Совета обязан:

    а) осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представленных на экспертизу документов;

    б) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы;

    в) обеспечивать сохранность предоставленных объектов исследования;

    г) не разглашать сведения, содержащие информацию ограниченного доступа, которые стали ему известны при проведении экспертизы.

    IV. Подготовка экспертного заключения

    11. По результатам проведения экспертизы членами Совета по поручению председателя Совета, его заместителя готовится проект экспертного заключения, содержащий обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики, иных сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах.

    13. Проект экспертного заключения рассматривается на заседании Совета, который принимает по нему решение, оформляемое протоколом. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено простым большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании, в результате открытого голосования. В случае отсутствия члена Совета на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

    14. Экспертное заключение подписывается председателем Совета или в его отсутствие - заместителем председателя.

    15. Экспертное заключение с приложением копий документов, использованных при проведении экспертизы, и заверенной ответственным секретарем Совета копии протокола соответствующего заседания Совета, направляется в Минюст России в трехдневный срок.

    РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

    КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    Профессор кафедры

    теории и истории государства и права

    Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС

    к. и.н., доцент

    Религиоведческая экспертиза является одним из видов социальной экспертизы. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях » (1997 г., действующая редакция от 01.01.2001 г.), постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке проведения религиоведческой экспертизы» г., целью данного вида экспертизы является установление религиозного либо нерелигиозного характера организации на основании учредительных документов , сведений об основах вероучения и соответствующей им практики. Как видим, проблема необходимости проведения религиоведческой экспертизы появилась на повестке дня достаточно давно. Необходимость формирования профессионального экспертного сообщества стала актуальной, была осознана обществом и государством в 1997 и 1998 годах соответственно.

    Российская Федерация – светское государство. Все религиозные объединения, в соответствии с Конституцией и Федеральным законом, равны перед законом. Основанием для прекращения деятельности религиозного объединения может стать правонарушение, квалифицируемое статьей 282 Уголовного кодекса РФ «Организация экстремистского сообщества». Иных оснований для запрещения деятельности религиозной организации законодатель не предусматривает.

    Постановление Правительства РФ «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» утратило юридическую силу 24 марта 2009 г. с Приказом Министерства юстиции РФ от 18 февраля 2009 г. № 53. Приказ Министерства юстиции «О государственной религиоведческой экспертизе» устанавливает порядок проведения данного вида экспертизы и вводит Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы (Приложение 2). Более того, приказом № 53 от 01.01.01 г. был утвержден также образец бланка заключения Экспертного совета (Приложение 3).

    Как видим, процедура проведения государственной религиоведческой экспертизы формально определена. Она проводится по запросам Минюста России и его территориальных органов, носит комплексный характер, основывается на соблюдении права свободы совести согласно общепризнанным принципам и нормам международного права , в соответствии с Конституцией РФ. В каких случаях Минюст РФ (или его территориальный орган) вправе инициировать запрос о проведении экспертизы? Перечень поводов для назначения религиоведческой экспертизы достаточно лаконичен. Первое: поступление в Минюст (его территориальный орган) заявления о государственной регистрации религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организаций того же вероисповедания ; если же такое подтверждение имеется – повод для назначения экспертизы отсутствует. Второе: внесение изменений в устав религиозной организации, в том числе в её наименование, если эти изменения связаны с изменением сведений о вероисповедании (отступлении от ранее зарегистрированного вероисповедания). Третье: при вступлении в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготавливаемых и распространяемых религиозной организацией, либо при вступлении в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося участником религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность. Иных поводов для назначения религиоведческой экспертизы нет и, дополнительно подчеркнем, даже в третьем случае экспертиза может быть назначена только после вступления в законную силу решения суда (а не на стадии расследования преступления). Срок проведения государственной религиоведческой экспертизы четко регламентирован тремя календарными месяцами, и лишь в некоторых случаях может быть продлён ещё на один месяц, с письменным уведомлением об этом Минюста России.

    Создается впечатление об узости компетенций и невозможности каким-либо образом оказывать существенное влияние на проведение этноконфессиональной политики в стране. Обратим, однако, более пристальное внимание на объект экспертной деятельности. Так, объектами экспертизы являются: «а) учредительные документы религиозной организации, решения её руководящих и исполнительных органов; б) сведения об основах вероучения религиозной организации и соответствующей ему практики; в) формы и методы деятельности религиозной организации; г) богослужения , другие религиозные обряды и церемонии; д) внутренние документы религиозной организации, отражающие её иерархическую и институционную структуру; е) религиозная литература, печатные, аудио - и видеоматериалы, выпускаемые и (или) распространяемые религиозной организацией».

    Собственно, именно в формулировках объекта экспертной деятельности и содержатся «рычаги» формирования этноконфессиональной политики: экспертное заключение призвано дать ответы на вопросы о легитимности и непротиворечии деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации . Кроме непосредственно результатов экспертизы, экспертное заключение обязательно состоит из информации об объектах и документах, представленных для экспертизы, изложения мотивации и доводов, положенных в основу решения, а также обоснование выводов, к которым пришли эксперты. Экспертное заключение носит для Минюста России (его территориального органа) только рекомендательный характер.

    Помимо упомянутого нами вида государственной религиоведческой экспертизы, существует также экспертиза коммерческая, судебная. Совершенно типичный пример: на сайте Центра судебных экспертиз г. Санкт-Петербурга «РОСЭКСПЕРТ» религиоведческая экспертиза соседствует с землеустроительной, почерковедческой, товароведческой, трасологической, ветеринарной и т. д. Задачи судебной экспертизы отличаются от той, что проводится в целях государственной регистрации религиозной организации. Так, данная экспертиза назначается на этапе следствия по делу, для проверки соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности. Несмотря на коммерческий характер (стоимость ознакомления эксперта с пакетом документов, представленных религиозной организацией, на сайте «РОСЭКСПЕРТА» определена в 6 000 руб, равно как с любым пакетом документов ветеринарной, искусствоведческой и проч. экспертизы), именно такое экспертное заключение будет принято в судебном заседании и окажет практическое воздействие на формирование этноконфессионального ландшафта конкретного субъекта Российской Федерации.

    Существует и третий тип религиоведческой экспертизы – общественная. Так, Консультативный совет по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска постановил следующее. «Совет вправе образовывать постоянные и временные экспертные и рабочие комиссии с привлечением специалистов по изучению вопросов, возникающих в этноконфессиональной сфере… Перечень и состав комиссий определяется на заседаниях Совета и утверждается решением Совета». Хотя решения Совета также имеют рекомендательный характер, они отражают не точку зрения группы экспертов-специалистов, а широкое общественное мнение, и потому степень их воздействия на дискурсивные практики и медийное пространство, в том числе, имеют огромный потенциал.

    Итогом данного исследования является вывод о целесообразности и наибольшей эффективности комплексной религиоведческой экспертизы, так как привлечение профессиональных религиоведов, государственных и муниципальных служащих, правозащитников и общественных деятелей позволит рассматривать её не столько и не только как этап при прохождении регистрационных действий (государственная экспертиза Минюста РФ) либо «третейский суд» (общественная экспертиза), а непосредственно в качестве действенного и эффективного инструмента этноконфессональной политики в Российской Федерации.

    О свободе совести и о религиозных объединениях // ФЗ РФ от 01.01.2001 г. .

    О порядке проведения религиоведческой экспертизы // Постан. Правительства РФ. Режим доступа: http: //www. lawsforall. ru/index. php (дата обращения 18.05.2015)

    Уголовный кодекс Российской Федерации // ФЗ РФ от 01.01.2001 г. (ред. от 01.01.2001 г.)

    О порядке проведения религиоведческой экспертизы // Собр. Зак. РФ, 1998, № 23, ст. 2360; 2006, № 3, ст. 297; 2008, № 50, ст. 5958.

    О государственной религиоведческой экспертизе // Приказ Мин-ва юстиции РФ г. Режим доступа: http: //www. rg. ru/2009/03/13/religia-ekspertiza-doc. html (дата обращения 04.06.2015).

    Объект и задачи экспертизы // О государственной религиоведческой экспертизе. Приказ Мин-ва юстиции РФ г. Режим доступа: http: //www. rg. ru/2009/03/13/religia-ekspertiza-doc. html (дата обращения 04.06.2015).

    Религиоведческая экспертиза // «РОСЭКСПЕРТ». Центр Судебных Экспертиз. Электронный ресурс: http: //www. rosexpert. org/vidi-ekspertiz/religiovedcheskaya-ekspertiza (дата обращения 05.01.2015).

    О создании Консультативного совета по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска (с изменениями на 26 сентября 2014 г.) // Постановление мэрии г. Новосибирска № 000 от 22 июня 2012 г. (с изменениями на 26 сентября 2014 г.). Электронный ресурс: http://www. regionz. ru (дата обращения 24.03.2015).

      Приложение N 1. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы Приложение N 2. Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Приложение N 3. Образец бланка Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ

    Приказ Минюста РФ от 18 февраля 2009 г. N 53
    "О государственной религиоведческой экспертизе"

    Положение об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (приложение N 2);

    образец бланка Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (приложение N 3).

    2. Приказ применять с даты признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.1998 N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2560; 2006, N 3, ст. 297; 2008, N 50, ст. 5958).

    Регистрационный N 13430

    С 1 января 2009 г. порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы определяет не Правительство РФ, а уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Таковым является Минюст России.

    Экспертизе подлежат учредительные и внутренние документы религиозной организации, формы и методы ее деятельности, распространяемые материалы и т. д. Задачи экспертизы - определение религиозного характера организации, проверка и оценка достоверности указанных в документах сведений.

    Экспертизу проводит специальный Совет при Минюсте России или Совет при Управлении Министерства (в отношении местных религиозных организаций и централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации в одном субъекте Российской Федерации). Определен порядок работы Совета.

    Основаниями для проведения экспертизы являются, в частности, государственная регистрация религиозной организации, внесение изменений в ее учредительные документы, необходимость оценки религиозной деятельности.

    Решение о проведении экспертизы оформляется распоряжением, которое в течение 3 дней направляется в религиозную организацию. В Совет (Совет при Управлении) подается запрос с приложением документов, представляемых для государственной регистрации или при проведении проверки деятельности религиозной организации.

    Экспертиза проводится в течение 3 месяцев с даты поступления запроса.

    По результатам экспертизы оформляется заключение (форма приводится в приложении), которое представляется в Минюст России в трехдневный срок, а затем публикуется на официальном сайте Министерства (территориального органа).

    Порядок проведения религиоведческой экспертизы, определенный Правительством РФ, признан утратившим силу.


    Регистрационный N 13430


    Настоящий приказ применяется с даты признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565