Приказ организации воинского учета граждан. Как правильно вести воинский учет в организации

  • Приложение N 1. Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации
  • Приложение N 2. Порядок проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
    • Приложение N 1. Сведения о должностных лицах, добившихся высоких показателей в работе по организации осуществления воинского учета в военном комиссариате, органах местного самоуправления и организациях Приложение N 2. Расчет должностных лиц, поощряемых Министром обороны Российской Федерации по результатам смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
    Приложение N 3. Перечень приказов Министра обороны Российской Федерации, признанных утратившими силу

Приказ Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. N 495
"Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" приказываю:

1. Утвердить:

Инструкцию по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу);

Порядок проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (приложение N 2 к настоящему приказу).

2. Возложить:

а) общее руководство обеспечением функционирования и координацией деятельности системы воинского учета:

на Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации - в части учета офицеров запаса;

на Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - в части учета:

граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее - призывники);

солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

б) подготовку заявок для размещения в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказов Министерства обороны Российской Федерации на изготовление бланков военных билетов, справок взамен военных билетов, удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланков удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланков извещений о зачислении на специальный воинский учет, бланков удостоверений личности военнослужащих Российской Федерации, бланков военных билетов офицеров запаса - на Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации в части, их касающейся;

в) обеспечение функционирования системы воинского учета на территории военных округов - на объединенные стратегические командования военных округов.

3. Военным комиссарам субъектов Российской Федерации организовать доведение настоящего приказа до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций в части, их касающейся.

4. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации согласно прилагаемому Перечню (приложение N 3 к настоящему приказу).

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление).

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч. II), ст. 5220; 2008, N 16, ст. 1702; 2009, N 8, ст. 989; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 136; N 14, ст. 1632.

Регистрационный N 34099

Приложение N 14 к Инструкции по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в Верховных Судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, районных судах, военных судах, в системе

Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации

(вариант)

ПРИКАЗ

"__" _________ 200_ г. г. Москва N _______

Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Во исполнении Федеральных законов от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541 "Положение о воинском учете" и от 26 февраля 1998 г. N 258 "Основные положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях"

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальнику отдела кадров __________________________________ (фамилия, имя и отчество) организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе. 1.1. Обязанности по ведению воинского учета, бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности возложить на __________________________________________ (должность, фамилия, имя и отчество) 1.2. При убытии в отпуск, командировку или на лечение ________ _____________________________________________ временное исполнение (фамилия ответственного за воинский учет) обязанностей по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, возложить на _______________________________ __________________________________________________________________ (должность, фамилия, имя и отчество)

2. Настоящий приказ объявить руководителям структурных подразделений.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель организации _____________________

Примечание. Приказ согласовывается с военным комиссаром района (города).

На основании российского законодательства каждое предприятие обязано вести учет военнообязанных лиц. К таким особам относится все мужское население призывного возраста. Это обязательство возложено на организации с 1996 года. О том, как правильно организовать контроль и кто несет за него ответственность, рассмотрим подробно в данной статье.

Для чего это нужно

Сдача отчетности в военкомат это такое же обязательство предприятия перед государством, как предоставление данных в налоговую инспекцию, статистику или пенсионный фонд.

Только ИП могут не передать информацию о наемных работниках, которые должны состоять на военном учете.

Важно! Все остальные организации делают это один раз в год. Отчеты должны передаваться в военкомат до конца отчетного года и содержать данные актуальные для списочного состава предприятия на начало следующего года.

Данные передаются по следующим формам отчетности:

  1. Форма 6.
  2. Форма 18.

Каждый отчет оформляется в трех экземплярах – один для подотчетного учреждения два других — для военного комиссариата.

Весь контроль и перепись граждан любое учреждение должно вести согласно следующим законодательным актам:

Полагаясь на основную нормативную базу можно сделать вывод, что воинский учет в организации – это совокупность организационных процедур проводимых руководителем предприятия или другим ответственным лицом, направленных на перепись лиц, находящихся в штате компании информация о которых является полезной для военного комиссариата.

  • представители мужского пола призывного возраста;
  • женщины, специальность которых указана в Приложении № 2 к Методичке. То есть их профессия имеет особую важность в условиях всеобщей мобилизации. Например, медсестры или специалисты в области радиотехники и связи.

Вся эта информация имеет огромное значение для формирования обороноспособности российского государства . Она позволяет сформировать полную базу данных лиц, не имеющих опыт военной службы – призывников. А также тех, кого можно быстро мобилизовать в случае возникновения экстренной ситуации.

То есть основная задача воинского учета – это формирование списочного состава человеческих ресурсов годных к прохождению службы в рядах Российской Армии.

Важно! Имея подобные данные от организаций, военкоматы могут четко распределить граждан по различным войсковым подразделениям и формированиям и понимать число лиц, закрепленных за определенными предприятиями.

Воинский контроль позволяет решить следующие задачи:

  • сформировать качественный состав военизированных формирований за счет заблаговременного закрепления граждан за ними;
  • закрепить за организациями, местными органами власти и другими учреждениями специалистов, которые не будут мобилизованы даже при возникновении военного положения;
  • проанализировать качественный и количественный состав потенциальных призывников и мобилизационных резервов;
  • провести плановые мероприятия с имеющимися резервами по военной подготовке;
  • составить полный список военнообязанных граждан.

Все эти задачи направлены на обеспечение главной цели – обеспечение выполнения гражданами государства своих воинских обязанностей.

Воинский учет и бронирование граждан в компании

К каждому предприятию предъявляется одно единственное требование при организации военного контроля – это предоставление полной и достоверной информации о сотрудниках, которые являются призывниками или мобилизационными ресурсами.

Очень часто возникает вопрос: «Как определить является ли работник военнообязанным лицом или нет?» Основную информацию можно получить из его паспорта. На основании законодательства Российской Федерации на 13 странице этого документа у военнообязанных лиц присутствует соответствующий штамп.

Не подлежат военному учету следующие категории трудящихся:

  1. Освобожденные от службы в вооруженных силах РФ по любой причине, например по непригодности к ней по состоянию здоровья и прочим обстоятельствам;
  2. Которые уже находятся в рядах российской армии или проходят альтернативную службу;
  3. Находятся за пределами России, то есть постоянно проживают на территории другого государства;
  4. Офицеры запаса службы внешней разведки или безопасности Российской Федерации.

Каждая форма отчетности несет определенную полезную информацию. Так Форма 16 отражает количественный состав военнообязанных работников фирмы. Отчет содержит следующие сведения:

  • информация, о сотрудниках находящихся в запасе. здесь следует обязательно указать звание, в котором сотрудник был уволен в запас;
  • количество лиц призывного возраста;
  • численность ограниченно годных штатных единиц;
  • бронь персонала в разрезе профессий.

Бланк по Форме 6 отражает похожие данные, но несколько в другом разрезе. Здесь военнообязанные лица разделяются по категориям должностей. Для их учета предусмотрено две отдельные графы:

  • пребывающие в запасе;
  • забронированные сотрудники.

Достоверность представленных данных заверяется подписью руководителя компании и мокрой печатью.

Кроме двух основных форм, предоставляемых ежегодно, предприятие обязано подавать в военкомат следующие данные:

  1. Перечень представителей сильного пола, которым исполнится полных 17 лет в следующем году. Информация предоставляется ежегодно к 1 ноябрю;
  2. Любые обновленные сведения о работниках, состоящих на специализированном контроле в течение 14 дней с момента появления новых данных. Информация может быть разного рода: изменение места прописки, состояния здоровья или семейного положения, увольнение или прием на работу в данную фирму.

Также предприятие обязано отвечать на любые официальные письма из военкомата, касающиеся военнообязанных лиц не позднее 14 дней с момента поступления соответствующего запроса.

Важное значение имеет организация закрепления сотрудников за предприятием. Под бронированием понимается предоставление отсрочки для работника компании при оглашении всеобщей мобилизации.

Основная цель бронирования ответственных работников – это сохранение непрерывной работы всех важных учреждений при наступлении военного времени. Закрепленные граждане – это лица, которые смогут организовать плавный переход работы всех учреждений страны после объявления всеобщей мобилизации к условиям работы в военное время.

Кратко, особый контроль в организации можно свести к следующим моментам:

  • оповещение военного комиссариата о принятии на работу сотрудника, подлежащего постановке на особый контроль;
  • оформление и сохранность отчетов, личных карточек определенных трудящихся;
  • уведомление военного комиссариата об увольнении трудящегося или перемещении на другое рабочее место.

На ответственного работника возлагаются следующие функциональные обязанности:

  • проверка подлинности предоставленной военнообязанным сотрудником информации;
  • формирование личного дела этого гражданина с присоединением к нему всех документов, содержащих данные о воинской службе и другой нужной информации;
  • сотрудничество с работниками военного комиссариата по вопросам мобилизации. Доведения сведений о ней до сотрудников, организация их участия в военных сборах. Информирование персонала об ответственности за уклонение от выполнения своих гражданских обязанностей;
  • осведомление военкомата о любых изменениях в жизни военнообязанных работников;
  • составление и предоставление ежегодной отчетности;
  • оформление ответов на любые запросы со стороны военкомата.

Важно! если вновь прибывший сотрудник по каким-то причинам не предоставляет документы, необходимые для ведения военного учета, ответственный работник обязан самолично запросить все необходимые данные.

Пошаговая инструкция ведения

Ведение военного учета не представляется сложным для любого кадрового сотрудника. Для учреждения достаточно один раз обратится за помощью в военкомат, работники которого предоставят все необходимые для ведения учета формы и методические рекомендации.

Следовательно, первым шагом в организации воинского учета является явка в военный комиссариат по месту регистрации фирмы. Сделать это необходимо не позже, чем через 5 дней после внесения информации об организации в государственный реестр юридических лиц.

Важно! В случае замены либо увольнения ответственного за воинский учет работника, предприятие обязано проинформировать об этом военкомат в 10 срок.

Образец приказа

За основу можно взять форму приказа, разработанную Методическими рекомендациями Приложение №4. Документ должен содержать следующие сведения:

  1. ФИО и занимаемая должность сотрудника, за которым закрепляется данный участок работы.
  2. ФИО специалиста, на которого возлагаются обязанности по ведению воинского контроля во время отсутствия назначенного сотрудника по причине болезни, отпуска и тому подобного.
  3. Другие данные непосредственно связанные с этой деятельностью. Например, где и как хранятся документы, круг лиц имеющих к ним доступ и тому подобное.

Приказ подписывается руководителем предприятия. Обязательно ставится ознакомительная роспись ответственного лица.

Важно! Приказ необходимо предоставить в военкомат для согласования.

Ответственность за нарушения

Любое учреждение, за исключением ИП, в независимости от численности или формы собственности обязано ежегодно представлять отчетность в военкомат по месту регистрации .

Ответственным за воинский контроль является директор учреждения. С его ведома на этот участок может быть назначен любой другой сотрудник. При этом его функциональные обязанности должны быть закреплены соответствующим приказом и отражены в трудовом договоре.

В зависимости от численности штатных единиц определяется количество специалистов, на которых возлагается ответственность за ведение переписи. Чем больше штат, тем более количество специалистов должно быть задействовано.

Предприятия, на которых числиться менее 500 работников должны проверятся местными органами власти и военкоматами не реже одного раза в три года. Организации, персонал которых превышает 500 человек, подлежат проверке не реже одного раза в один год.

Воинский учет относится к административному праву. При его нарушении предусматриваются следующее наказания:

  • от 300 до 1000 рублей – за недостоверную информацию о военнообязанных сотрудниках или ее непредставление;
  • от 500 до 1000 рублей – за отказ от организации явки в военкомат одного или нескольких сотрудников предприятия. то есть ответственный работник не произвел соответствующего оповещения вызываемых лиц;
  • от 300 до 1000 рублей – за отсутствие данных о лицах, которые должны состоять на специальном контроле.

Непредставление отчетов или любых других данных в установленные законом сроки квалифицируется по одному из выше перечисленных типов наказаний.

Очень часто руководителя учреждения не пугают подобные штрафы и он не стремиться к организации военного учета на предприятии.

Важно! Комиссариат должен успеть предъявить претензии в течение 2 месяцев с момента обнаружения недостатков учета. Все нарушения связанные с ведением воинского учета не относятся к длящимся.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на военном контроле. Поэтому организация такого учета на предприятии является гражданской обязанностью его руководителя. В организации контроля военнообязанных граждан нет ничего сложного. Это является существенной помощью в организации обороноспособности Российского государства и качественном формировании состава Вооруженных Сил РФ.

Если остались вопросы о том, как правильно вести воинский учет в организации — смотрите наше видео.

Приложение N 4
к Методическим рекомендациям (п. 22)
по ведению воинского учета в организациях
Форма
Наименование организации
ПРИКАЗ
"__" ___________ 20__ г. г. Москва
N ________
Об организации воинского учета граждан,
в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе
Во исполнение Федеральных законов от 31 мая 1996 г. "Об обороне",
от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе", от 26
февраля 1997 г. "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской
Федерации" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 ноября
2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" и от 11 июля
1994 г. N 821 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 1998 г. N 258) "Об утверждении Основных положений по
бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных
Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти,
имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах
местного самоуправления и организациях"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальнику отдела кадров ___________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
организовать воинский учет всех категорий работающих граждан,
подлежащих воинскому учету, в т.ч. обеспечить бронирование граждан,
пребывающих в запасе. Разработать функциональные обязанности работников,
осуществляющих воинский учет, и представить на утверждение в срок до __
___________ 20__ г.
2. Обязанности по ведению воинского учета граждан, в т.ч. бронированию
граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности
возложить на ______________________________________________________________
(должность, фамилия, имя и отчество)
3. При временном убытии _______________________________________________
(фамилия и инициалы работника, осуществляющего
воинский учет)
в отпуск, командировку или на лечение временное исполнение обязанностей по
ведению воинского учета граждан, в т.ч. бронированию граждан, пребывающих в
запасе, возлагать на _____________________________________________________.
(должность, фамилия, имя и отчество)
Документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию
граждан, передавать по акту.
4. Настоящий Приказ объявить руководителям структурных подразделений и
должностным лицам, назначенным ответственными за ведение воинского учета.
5. Контроль за исполнением Приказа оставляю за собой.
*
Руководитель организации ______________________________________________
(подпись, инициал имени, фамилия)
Примечание: Приказ согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления сельского поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.