Не допускается без согласия правообладателя. Когда разрешения можно не спрашивать? Программы и базы данных

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно - точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
Комментарий к статье 19
1. Рассматриваемая статья содержит шесть различных случаев свободного использования произведений, разных по своим сферам, условиям применения и мотивам введения.
Их объединяет лишь то, что все они касаются свободного и безвозмездного использования произведений, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Обычно при этом указывается и название произведения.
2. Само выражение "без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения", употребляемое в данной статье, а также в ст. 16, 18, 20, 21, 22, 24 и 25 Закона, берет начало в ГК РСФСР 1964 года (ст. 492). Это выражение не очень точное, ибо автор может дать согласие на использование в любом случае и без выплаты вознаграждения.
Под "автором" в данном случае подразумевается владелец исключительных авторских прав.
3. Данная статья требует обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Под источником заимствования можно понимать либо название произведения (особенно если это произведение издавалось или иным образом публично использовалось многократно), либо точное указание на время и место обнародования или опубликования произведения.
Таким образом, термин "источник заимствования" может быть истолкован по-разному.
4. На практике возникают вопросы, как следует оценивать различные случаи свободного использования произведений, которые подпадают под положения отдельных подпунктов ст. 19, но не содержат требуемого по Закону полного указания имени автора и источника заимствования: нарушены ли здесь и личные, и имущественные авторские права, или мы имеем дело только с нарушением личных прав?
Однозначного ответа на этот вопрос Закон не дает, а потому следует дополнительно учитывать такие факторы, как объем использования, наличие или отсутствие признаков плагиата, вина пользователя, практика того или иного свободного использования.
В частности, можно считать допустимым и не нарушающим законодательство использование в литературном произведении короткой цитаты типа "все прошло, как с белых яблонь дым" с указанием за ней в скобках фамилии Есенина и даже без такого указания - но тогда эта цитата должна обязательно приводиться в кавычках.
5. В подпункте 1 упоминается о возможности свободного цитирования из произведений как в оригинале, так и в переводе.
В других подпунктах специально не оговаривается возможность свободного использования произведений в переводе. Но из этого не следует делать вывод, что подп. 2 - 6 не предусматривают свободного использования произведений в переводе. Для ответа на этот вопрос необходимо определять суть и смысл того или иного случая свободного использования.
6. В подпункте 1 говорится о двух различных способах свободного использования - о цитировании и о включении материалов в обзоры печати.
Включение материалов в обзоры печати не есть цитирование. В этом отношении текст Закона следует считать неточным.
Эта неточность объясняется тем, что российское законодательство следует за текстом Бернской конвенции (ст. 10).
Цитирование есть включение произведения (или чаще всего его отрывка) в другое произведение. С другой стороны, обзор печати - это подборка произведений, чаще всего, это составное произведение.
7. При отсутствии подп. 1 цитирование нарушало бы указанные в п. 2 ст. 16 авторские права на воспроизведение и распространение либо авторские права на публичное исполнение, передачу в эфир, на сообщение по кабелю.
Обычно цитирование осуществляется в отношении литературных произведений, однако допускается цитирование из музыкальных произведений в музыковедческой литературе.
Включение в аудиовизуальные произведения фрагментов из других аудиовизуальных произведений, если эти фрагменты выделены из общего контекста аудиовизуального произведения, следует рассматривать как цитирование, несмотря на непривычность термина "цитирование" для аудиовизуальных произведений.
Вопрос о том, может ли рассматриваться как "цитата" включение произведения искусства или фотографии в коллаж, на практике, пока, не возникал. Не следует исключать, что на него может быть дан положительный ответ, если только такое действие будет признано соответствующим какой-либо цели, указанной в подп. 1.
8. В подпункте 1 отмечается, что цитирование допускается в определенных целях. Среди них не указана цель художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем.
Следовательно, недопустимы - без согласия автора - "художественные" цитаты в музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе. Так, если бы произведения М.Ю. Лермонтова охранялись, В. Катаев должен был бы получить согласие на включение его стихотворения в роман "Белеет парус одинокий".
Однако в научно - художественной литературе свободное цитирование допустимо.
9. Объем цитирования определяется его целью: если критикуется одна строка песни, нельзя цитировать всю песню целиком и т.п.
10. Обзоры печати чаще всего излагают существо различных газетных и журнальных статей (п. 4 ст. 6); тогда они представляют собой независимое произведение, а не производное произведение. В таком случае они используются свободно, без необходимости учета нормы подп. 1.
И лишь если обзор печати представляет собой производное произведение или даже сборник (п. 3 ст. 7, см. также комментарий к нему), для его свободного воспроизведения требуется применение подп. 1.
11. Подпункт 1 устанавливает возможность только свободного воспроизведения обзора печати. Передача такого обзора в эфир под эту норму не подпадает.
12. В подпункте 2 свободное использование определяется его целью. Цель эта - учебная. Это первое ключевое слово для применения данной нормы.
Учебная цель может частично совпадать с целью просвещения, образования, с научной целью. Тем не менее полного совпадения нет.
13. В подпункте 2 под свободным использованием в отношении изданий имеется в виду воспроизведение и распространение, в отношении радио- и телепередач - передача в эфир и сообщение по кабелю, в отношении звуко- и видеозаписей - воспроизведение, распространение, передача в эфир и сообщение по кабелю.
Исходя из общего смысла этой нормы, произведение может свободно использоваться и в переводе, однако переработка может осуществляться только с согласия автора.
14. Норма подп. 2 содержит и второе ключевое слово, которое определяет условие применения этой нормы: произведение или отрывок из него могут свободно использоваться "в качестве иллюстраций", т.е. с включением в какое-то иное произведение: в учебник, телепередачу, в звуковую передачу учебного характера.
Очевидно и то, что слово "иллюстрация" употребляется не в узком, прямом значении этого слова. "Иллюстрация" в данном контексте это не только графика, фото, репродукция произведения изобразительного искусства, но и иллюстративное использование литературного произведения.
Поскольку произведение, свободно используемое согласно подп. 2, должно служить иллюстрацией, т.е. включаться в какое-то иное учебное произведение, данный случай не распространяется на хрестоматии.
15. Различные случаи использования, подпадающие под нормы подп. 3, объединяет текущий, актуальный характер используемых произведений.
Здесь предмет свободного использования - опубликованные в газетах и журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также переданные в эфир произведения такого же характера.
Под "статьями" следует понимать любые прозаические произведения; стихотворные произведения в это понятие не включаются. Под эту норму не подпадают и рисунки, фотографии.
Более сложно определить, что подразумевается под "переданными в эфир произведениями такого же характера". Конечно, они также включают в себя только произведения текущей тематики и касаются статей. Но ограничиваются ли эти произведения статьями? Не входят ли сюда и фотографии, рисунки, карикатуры, диаграммы, относящиеся к злободневным экономическим, политическим, социальным проблемам? На этот вопрос следует дать положительный ответ.
16. В соответствии с подп. 3 произведение может быть свободно использовано в газете (но не в журнале!), передано в эфир, сообщено по кабелю.
17. Норма, содержащаяся в подп. 3, применяется только в тех случаях, когда такое воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором.
Лучше, если такой запрет будет выражен прямо и недвусмысленно, например таким образом: "Использование настоящего произведения (статьи, сообщения, фотографии) на основе подпункта 3 статьи 19 Закона об авторском праве запрещается".
Запрет может касаться лишь некоторых способов использования, указанных в подп. 3.
18. Пользователи должны учитывать и косвенные запреты: проставление знака охраны авторского права либо помещение надписи "эксклюзивное интервью", "только для "Общественного российского телевидения" и т.д.
Однако косвенные формы запрета могут вызвать споры.
19. Подпункт 4 устанавливает свободное использование для целей информации.
Под содержащуюся здесь норму подпадают публично произнесенные политические речи, обращения, доклады и иные аналогичные произведения. Под "аналогичными" понимаются интервью политических деятелей, приветственные обращения к конференциям, съездам и т.п.
Чисто научные доклады, даже если они произносятся политическими деятелями, выходят за рамки этой категории.
Кроме литературного текста указанные произведения включают в себя диаграммы, рисунки, чертежи, схемы и т.п.
Вообще произведения, относящиеся к этой категории, характеризуются следующими двумя признаками: 1) они публично произнесены; 2) они относятся к политике.
20. Произведения, указанные в подп. 4, могут быть свободно воспроизведены в газетах (не в журналах!), переданы в эфир, сообщены по кабелю, но только "в объеме, оправданном информационной целью". Как правило, это должно быть использование отдельных отрывков, но нельзя исключить и использование произведения целиком.
21. Вторая фраза подп. 4 не добавляет каких-либо новых норм и не несет юридической нагрузки, так как первая фраза не касается права на публикацию таких произведений в сборниках.
22. Подпункт 5 относится к произведениям, которые случайно или попутно включены в состав других произведений.
Эти последние произведения условно названы "обзорами текущих событий". Значит, это какие-то актуальные, злободневные произведения. Это могут быть действительно обзоры текущих событий в виде аудиовизуальных произведений (хроника дня и т.п.), звукозаписей. Но сюда же относятся, как это прямо указано в подп. 5, фотографии с места события, происшествия и т.п.
В "обзоре текущих событий" (включая в это понятие и фотографии) случайно или попутно может быть использовано какое-либо произведение, например звучать "фоновая" музыка, на заднем плане иметься изображение картины или скульптуры и т.п.
Подпункт 5 как раз и устанавливает свободное использование для тех произведений, которые попутно попали в "обзоры текущих событий".
23. Подпункт 5 ограничивает свободное использование таких произведений информационной целью.
24. О второй фразе подп. 5 см. п. 21 комментария к настоящей статье.
25. Исходя из общего контекста подп. 5, следует считать, что он устанавливает право свободного использования произведений (так как они указаны в п. 22 комментария к данной статье) при воспроизведении, передаче в эфир и сообщению по кабелю "обзоров текущих событий".
Иными словами, в начале подп. 5, вероятно по техническим причинам, пропущены слова "передача в эфир" и "по кабелю".
Иначе никак нельзя объяснить смысл этой нормы.
26. В соответствии с подп. 6 любое обнародованное произведение может быть выражено в такой внешней форме, которая позволяет слепым людям воспринимать это произведение, и затем оно может быть свободно воспроизведено в этой форме.
27. При использовании данной нормы необходимо соблюдать два дополнительных условия.
Во-первых, такое использование произведения должно производиться без извлечения прибыли, т.е. продажная цена не может быть выше себестоимости.
Во-вторых, это правило не относится к произведениям, специально созданным для слепых.
Разумеется, произведение не может перерабатываться для свободного использования для слепых людей, однако, перевод его на другой язык возможен.
28. Термин "воспроизведение", применяемый в подп. 3, 4, 5 и 6, включает в себя и "распространение".
29. Поскольку свободное использование, предусмотренное подп. 1, 4 и 5, обосновывается одними и теми же интересами - интересами информации, а подп. 3 - сходными интересами - интересами ознакомления с текущими событиями, нельзя исключить, что некоторые случаи использования одновременно будут подпадать под два или большее число подпунктов данной статьи.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности Резепова Виктория Евгеньевна

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения

Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях (кроме аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений, баз данных или существенных частей из них, а также программ для ЭВМ, произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, а так же репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов).

Свободное использование в информационных целях. Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах или переданных в эфир статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если такие действия не были специально запрещены автором, а также воспроизведение перечисленными способами публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.

Свободное использование в научных, образовательных, культурных, социальных целях . Разрешается свободное использование:

1) путем цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) в качестве иллюстраций в изданиях, в радио и телепередачах, звуко и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) путем воспроизведения рельефноточечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения. Допускается свободное предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, законным путем введенных в гражданский оборот (экземпляры, выраженные в цифровой форме, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать их копии в цифровой форме).

Свободное использование, обусловленное необходимостью соблюдения интересов других правообладателей. Возможно свободное воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого использования или когда произведение используется для коммерческих целей.

Из книги Гарантии и компенсации. Новые правила автора Бобкова Оксана

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права автора Надеждина Вера

Из книги МСФО. Шпаргалка автора Шредер Наталия Г.

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности – произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его

Из книги автора

16. Производные и составные произведения как объекты авторского права К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и

Из книги автора

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью

Из книги автора

22. Имущественные права на использование произведения науки, литературы, искусства Имущественные авторские права – права автора или иного правообладателя использовать произведение указанными в законе или договоре способами за вознаграждение.Имущественные права

Гражданский кодекс, N 230-ФЗ | ст. 1274 ГК РФ

Статья 1274 ГК РФ. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (действующая редакция)

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;

4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;

5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 1274 ГК РФ

1. См. пункт 1 комментария к ст. 1273 ГК РФ.

2. В пункте 1 комментируемой статьи перечислены шесть случаев свободного безвозмездного использования произведений, которое может осуществляться "с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования".

Под именем автора следует понимать имя, указанное на произведении; если автор выступает под псевдонимом, псевдоним должен быть указан вместо имени. Под источником заимствования можно понимать прежде всего название произведения либо место и время обнародования, опубликования или появления иного источника, содержащего произведение. Таким образом, "источник заимствования" может быть истолкован по-разному.

На практике возникают вопросы, как следует оценивать различные случаи использования произведений, которые хотя и подпадают по своему содержанию под один из подпунктов п. 1, но не содержат указания имени автора и источника заимствования либо содержат эти указания не полностью: подпадают эти случаи под действие п. 1 или мы имеем дело с нарушением имущественных прав, личных прав, либо с нарушением как личных, так и имущественных прав?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует: следует дополнительно учитывать объем использования, наличие или отсутствие признаков присвоения авторства (плагиата), вину пользователя, практику того или иного свободного использования.

В частности, следует считать допустимым и подпадающим под п. 1 комментируемой статьи использование короткой цитаты. Например, все прошло, как с белых яблонь дым - с указанием за ней в скобках: Сергей Есенин (без указания каких-либо источников заимствования), и даже без указания имени автора, но тогда эта цитата обязательно должна быть взята в кавычки.

3. В подпункте 1 п. 1 указывается на два случая свободного использования - цитирование и использование в форме обзоров печати.

И в том и в другом случае возможно использование чужого произведения "в оригинале и в переводе". Это выражение означает, что при таких случаях свободного использования не допускается использовать произведение в других формах переработки (переделки), кроме перевода. Вместе с тем следует считать допустимым внесение в чужое используемое произведение некоторых редакционных поправок (перестановка слов, замена времени глагола и т.п.), не приводящих, однако, к искажению произведения.

Выражение "в оригинале или в переводе", хотя и не содержится в подп. 2 - 5 п. 1 комментируемой статьи, по смыслу применимо и должно применяться для определения пределов свободного использования на основе норм этих подпунктов.

4. Цитирование - первый случай свободного использования, указанный в подп. 1, - это включение в свое произведение чужого произведения (обычно частей чужого произведения). Под частью чужого произведения имеется в виду часть, охраняемая авторским правом: использование в своем произведении частей чужого произведения, которые не охраняются авторским правом (в частности, относящихся к содержанию произведения), выходит за сферу действия авторского права и анализируемого подпункта и всегда осуществляется свободно.

Обычно цитирование осуществляется в отношении литературных произведений, однако в музыковедческой литературе допускается цитирование из музыкальных произведений.

Цитата всегда должна быть отделена от основного текста, выделена из него. Если неясно, где цитата начинается и где заканчивается, то это не цитата.

Включение в аудиовизуальные произведения фрагментов из других аудиовизуальных произведений, если эти фрагменты выделены из контекста произведения, следует рассматривать как цитирование, если в конечных титрах аудиовизуального произведения указано, что "использованы фрагменты" из определенных произведений.

На вопрос, можно ли рассматривать как цитату включение произведения искусства или фотографии в коллаж, может быть дан положительный ответ, если это обусловлено какой-либо допустимой целью цитирования.

Указывается, что свободное цитирование допустимо в "научных, полемических, критических или информационных целях". Если цитирование производится в иных целях, оно должно быть основано на договоре с правообладателем. В частности, цитирование, направленное на усиление художественного воздействия, эстетического восприятия произведения читателем, зрителем, слушателем, не может осуществляться свободно. Так, если бы произведения М.Ю. Лермонтова охранялись авторским правом, В. Катаев должен был бы получить согласие на включение его стихотворения в роман "Белеет парус одинокий".

Однако в научно-художественной литературе допустимо свободное цитирование.

Объем цитирования определяется его целью: если критикуется одна строка песни, нельзя цитировать песню целиком, и т.п. В виде цитаты может быть использовано и все произведение целиком.

5. Второй случай свободного использования, подпадающий под подп. 1 п. 1, - воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. В анализируемой норме воспроизведение отрывка в обзоре печати названо разновидностью цитирования. Поэтому к данному случаю свободного использования применимы положения, касающиеся формы использования произведения (в оригинале или в переводе) и цели использования.

В некоторых случаях обзор печати представляет собой новое, целостное составное произведение; тогда использование чужого произведения в таком обзоре рассматривается как цитирование.

Обзор печати может не приводить к созданию нового произведения; это лишь "россыпь" отрывков из газетных и журнальных статей. Такое свободное использование тоже подпадает под подп. 1, но уже как самостоятельный случай свободного использования.

Обзоры поступивших в редакцию СМИ писем читателей не подпадают под нормы подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, так как сами письма не были опубликованы; однако если поступившие в редакцию СМИ письма не искажаются, можно полагать, что они могут использоваться свободно.

Судебная практика по статье 1274 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 218-ПЭК17, Судебная коллегия по экономическим спорам, надзор

    Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что спорный случай не относится к виду свободного использования произведений предусмотренному подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку использование фотографий полностью выраженных в графической форме, не является цитированием...

  • Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС17-2848, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    При этом суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для снижения размера компенсации. Суд отверг довод общества «66.РУ» о возможности использования 13 фотографий истца в отсутствие согласия последнего на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав недоказанным использование фотографий в период с 19.03.2015 по 07.07.2015 путем их доведения до всеобщего сведения при наличии сведений о правообладателе...

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС16-18302, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный случай не относится к виду свободного использования произведений предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку использование фотографий полностью выраженных в графической форме не является цитированием, и цитирование может быть применено только к тексту или высказываниям, в связи с чем решение отменил и, руководствуясь статьей 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск частично удовлетворил. Суд по интеллектуальным правам поддержал выводы суда апелляционной инстанции о неправомерном использовании ответчиком произведений истца...

+Еще...

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (статьи 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279), а также в иных случаях, предусмотренных настоящей главой.

Консультации юриста по ст. 1306 ГК РФ

    Алла Дмитриева

    Что такое свободное воспроизведение фонограмм?

    • Ответ юриста:

      По общему положению, это использование объектов смежных прав (одним из которых является право на фонограмму) без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Допускается: в личных целях, но только с правомерно обнародованным произведением и с учетом действующих положений законодательства (ст. 1273 ГК РФ) ; в информационных, научных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ) ; исполнение во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером церемонии (ст. 1277 ГК РФ) и т. д. См. ст. ст. 1279, 1325, 1343, 1344 ГК РФ.

    Марина Зайцева

    в настоящее время частенько на рабочих местах работодатели устанавливают камеры видеонаблюдения. а если работник, оставшись один, одной рукой стихи строчил- это может, и неплохо. но а если он, забыв о камерах другой рукой ХЕР *****л и это увидел работодатель, то это есть нарушение трудовой дисциплины?

    • Ответ юриста:

      нельзя снимать людей без их согласия, т. е. в данном случае – охранников, продавцов и т. п. , но только если речь идет о их частной жизни, если же речь идет о нерадивом исполнении профессиональных обязанностей, снимать можно. Т. е. если вы делаете фото низко наклонившейся продавщицы в короткой юбке – вы вмешиваетесь в ее частную жизнь и делать этого не вправе; а если Вы делаете фото того, как продавщица переклеивает этикетки на просроченном товаре, чтобы ввести в заблуждение потребителей – делать это вы имеете полное право. Данные принципы основаны на Конституции РФ, согласно ст. 29 которой Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (кроме государственной и коммерческой тайны) и согласно ст. 24 которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Впрочем, часто магазины утверждают, что все что у них есть – это объекты авторского права и снимать их нельзя. Вот пример такого объявления: Уважаемые Торговые Агенты и посетители!! ! Доводим до Вашего сведения, что в ОРГАНИЗАЦИИ прайс-лист, политика ценообразования, оформление торговых залов являются авторскими работами сотрудников компании, собственностью – коммерческой тайной владельцев торговой марки ОРГАНИЗАЦИИ В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральными Законами РФ: 1. «Об информации, информатизации и защите информации» . 2. «О коммерческой тайне» . 3. «Об авторском и смежных правах» ЗАПРЕЩЕНО** Фото и видеосъемка объектов авторских и смежных прав и сотрудников компании; аудиозапись; переписывание ассортимента и цен, являющихся коммерческой тайной организации. Руководство магазина оставляет за собой право на ВЫДВОРЕНИЕ из торгового зала лиц, занимающихся фото и видеосъемкой, аудиозаписью, а так же сотрудников конкурирующих и др. организаций, переписывающих товарный ассортимент и цены (занимающихся коммерческим шпионажем) без дополнительного уведомления вплоть до вызова охраны. Просим Вас соблюдать установленные правила. Администрация ОРГАНИЗАЦИИ * логотипы ОРГАНИЗАЦИИ являются зарегистрированными товарным и знаками и охраняются законодательством РФ. ** Разрешение на проведение фото и видеосъемки, аудиозаписи и копирование (переписывание) цен на ассортимент продукции можно получить у администрации компании по письменному запросу. Оставляем за собой право отказать в таком разрешении. __________________ Однако, в данном случае магазин не прав. Хотя ценники, к примеру, можно признать объектами авторского права (особенно, если они содержат логотип магазина) , тем не менее, не всякое воспроизведение объектов авторских прав является противоправным. Так, допускает свободное использование (без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения) произведения в информационных, научных, учебных и культурных целях. Тем более разрешается это делать в целях сбора необходимых доказательств для защиты своих прав потребителя (в том числе – в органах полиции, прокуратуры и суде) . Кроме того, часто магазин ссылается на право частной собственности как основание для запрета фото- и видеосъемки. Однако ст. 10 ГК РФ запрещает злоупотребление правом в любых формах. Вводя подобные запреты, магазин препятсятвует гражданам в сборе доказательств о нарушенных их потребительских правах. Подобными запретами магазин покрывает свою противоправную деятельность, поскольку несоотвествие ценников фактическим продажным ценам – это введение потребителей в заблуждение на грани с мошенничеством.

    Станислав Попугаев

    Разрешена ли трансляция видео с лицензионных носителей в здании Негосударственного пенсионного фонда. В отделе для заключения договоров НПО, где бывает много народу установлен телевизор для трансляции роликов о НПФ, возможно ли не нарушая законодательства транслировать там же мультфильмы, юмористические ролики или что-то подобное? Возможно ли это с лицензионных дисков или же с флешки?

    • На ЧАСТНОЙ. ВАШЕЙ территории вы можете транслировать что угодно НО бесплатно!!!

    Евдокия Кузнецова

    • Я чту закон, поэтому указываю источник процитированных мною слов, но, как мне кажется, далеко не все понимают, что цитирование без указания источника - это серьёзное нарушение закона. Я не особенно интересуюсь "золотыми вопросами" на...

    Антон Урядкин

  • Вадим Хахамович

    плата за использование фонограмм, музыки в кафе и ресторанах. за использование музыки в кафе организация платит в РАО (авторское право), должна ли организация платить и зи использование смежных прав? и на каком основании

    • Ответ юриста:

      Фонограмма, т. е. любая звуковая запись исполнения или иных звуков - это объект смежного права. Как правило она создается на обнародованное музыкальное произведение после его перехода в общественное достояние. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в том случае, когда оригинал или экземпляр правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения (ст. 1325 ГК РФ) . Исключительное право на фонограмму принадлежит ее изготовителю независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, должны соблюдаться права авторов произведений и права исполнителей. Иными слова, использование фонограммы в коммерческих целях допускается с выплатой вознаграждения ее правообладателя. Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) в РФ в соответствии со ст. 1321 и 1328 ГК РФ .

    • А еще надеялась, что умные в Думе сидят. Оказывается- народ прав. дураки-дураками! Ответственность за несанкционированное скачивание всегда существовала, просто иногда более понятно прописывают, чтобы тупым тоже понятно было. Антон Шумских...

  • Валерия Максимова

    Про авторское право. Ситуация: я какое-то время проработал дизайнером в фирме, делающей сайты. Потом я от туда уволился, через какое-то время сделал свой сайт, в котором выложил портфолио -- в том числе и скриншоты нарисованных мной сайтов для этой фирмы. Сегодня я получил письмо от директора той фирмы с требованием убрать работы, сделанные в период моей работы у него для этой фирмы, со своего сайта, с ссылкой на часть 4 ГК РФ .Вопрос: насколько законно его требование и есть ли способ оставить эти работы в моём портфолио? В коммерческих целях эти работы не используются, они просто размещены для того, чтобы дать потенциальным клиентам и работодателям представление об их уровне. Спасибо!з.ы. со времени моего увольнения до получения письма прошло 2 года, если это имеет какое-то значение.

    • Ответ юриста:

      Попробуйте мотивировать свои возражения этой нормой:Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

    Евдокия Максимова

    Господа юристы и просто знающие закон, подскажите пож-та.... В нашем ВУЗе в библиотеке запретили ксерокопировать учебники и книги, ссылаясь на закон о защите авторских прав. Правомерны ли такие действия? (И если можно по конкретнее, привелите ссылку из документа, пож-та.)При этом статьи из журналов разрешают ксерокоприровать.

    • Ответ юриста:

      Вступившая в силу IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации запретила библиотекам делать копии произведений в ЦИФРОВОМ формате, а также запрешено репродуцирование книг полностью (ст. 1273 ГК РФ) . НО, в статье 1275 указано: "Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли: ...2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.2. Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой) , оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.Принисите в бибилиотеку IV часть ГК и проведите мини лекцию))

    Алена Кудрявцева

    снял фильм, и хочу его сделать официальным... как это возможно сделать?

    • Сомневаюсь, что любительское кино можно протолкнуть в кинотеатры, тем не менее умные мудаки устраивают фестивали любительского кино, стремитесь попасть туда

    Раиса Медведева

    использование логотипа других компаний на сувенирах. скажите пожалуйста такой вопрос - мне нравятся самолеты Владивосток авиа, так могу ли изготавливать модели самолетов в данной окраске, без согласования с компанией?

    • Для своего личного пользования можете хоть подпись президента подделать, а в прочих целях надо знать, какие части дизайна защищены. Просто цвет использовать скорее всего можно, а вот именно логотип - другое дело.

    Любовь Маркова

    смежные права тест

    • ебу дал сука

    Дмитрий Мячков

    что вы думаити о тех чиновниках которые приняля вот эти поправки

    • пашли они нахер. качали и будем качать

    Евгений Краснощек

    Нужна информация о Законе Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах. Вопрос о авторских правах. Допустим есть радио станция, и эта станция крутит музыку очень популярную. И на сайте этой радио станции есть список исполнителей, что будет играть и в какое время в эфире. Будет ли считаться не правомерное использование материала без согласия автора. эта статья

    • А на фиг Вам эта информация? Вынужден Вас огорчить - данный закон утратил силу в связи с вступлением в силу части 4 Гражданского Кодекса РФ .. . (ФедеральныЙ закон от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) - Так что теперь все об авторских и смежных правах ищите в ГК РФ .

    Владимир Белоконев

    музеи мне как наследнику должны выплачивать компенсацию???. Суть вопроса такова: прадед мой был личность творческая работы его представлены во многих музеях Москвы и Питера, мне подсказали, что музеи мне как наследнику должны выплачивать компенсацию. Так ли это

    • Ответ юриста:

      Прадед.. . Сколько лет прошло после смерти? Срок охраны не истек? Вы не написали, о каких произведениях идет речь. Это картины, книги, скульптура, фото, декоративно-прикладные произведения? 1. Надо точно знать, какие права были переданы музеям. Нужно смотреть договоры. 2. Если оригиналы выставлены в музеях, но оставались собственностью автора (маловероятно, но вдруг?) , то после смерти автора все права на них перейдут наследникам и наследники могут распоряжаться произведениями и изменить при желании договор с музеем на их использование. 3. Если оригиналы произведений были ПРОДАНЫ или безвозмездно переданы музею в собственность, то надо определить, передавалось ли при этом исключительное право (только на основании договора в письменной форме!) Если нет договора о передаче исключительного права, то по закону РФ при отчуждении автором оригинала произведения исключительное право сохраняется за автором (ст. 1291 ГК РФ) . При этом музей вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать оригинал произведения и и публиковать в каталогах и изданиях, а также передавать для демонстрации на других выставках. Однако в этом случае вы наследуете исключительное (имущественное) право, которое кроме вышеописанного права свободно демонстрировать произведение на выставках и печатать в каталогах, которое не требует разрешения в силу ст. 1291, включает использование иными способами, которые являются самостоятельными и требуют разрешения правообладателя, в частности, создание копий, сообщение в эфир или по кабелю (телевидение) , доведение до всеобщего сведения (интернет) , переработку (различные производные произведения) . Например, создание коллажей из фото - это переработка. Музей должен просить у вас разрешения на такие действия и тут возможна компенсация. Хотя если произведения отчуждались музеям предыдущими наследниками до вас, то исключительное право перешло музею на основании п. 2 ст. 1291 и этот вопрос закрыт. Таким образом, пойдете вы к юристу или сами будете решать вопрос, надо для начала понять, на каких условиях произведения попали в музеи, какие у музеев права. Нужны договоры. Кстати, договор об отчуждении исключительного права должен быть в письменной форме. Если у вас их нет в наличии, требуйте у музея подтверждения их прав на произведения (исключительных или неисключительных) . Если их нет вообще и произведения в музей передавал сам дедушка, то можно уверенно заявлять, что вы наследница исключительного права на произведения (с ограничением абзаца 2 п. 1. ст. 1291) и у вас должны получать разрешение на создание копий, публикации в инете, показ по телевидению, другое использование, не являющееся демонстрацией на выставках (например, включение как иллюстрацию) . Это относится и к произведениям, переданным в музей во времена СССР (если исключительное право еще действует - 70 лет со дня смерти автора) . В любом случае, перешли права к музею или остались за автором, вы наследуете право следования (ст. 1293 ГК РФ - при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи) Размер компенсации в данном случае определяет правительство РФ. Говорят, что в РФ прецедентов применения права следования пока не было, но в законе это написано, а закон есть закон. Еще у вас есть право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) . Вы можете запрещать искажения и защищать честь и достоинство автора.

    Клавдия Воробьева

    что вы думаите о тех чиновниках которые приняли вот эти поправки

    • Данная норма направлена не против тех, кто качает контент из Сети и смотрит его сугубо на своём домашнем компьютере. Она будет применяться к тем, кто пишет указанный контент на болванки без лицензии на такую деятельность, а потом получает...

    Олег Одинцов

    могу ли я привлечь к ответственности человека, который под своим именем выкладывает в социальную сеть мои песни?

    • Ответ юриста:

      Можете. И знайте, что 1. оформлять авторские права не надо. Ни регистрировать, ни получать какие-то документы. Никаких формальностей, потому что авторское право возникает в момент создания произведения (песни) . "Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей" (ч. 4 ст. 1259 ГК РФ) . 2. "само по себе авторское право, нарушается.. " не только если человек использует их для коммерческих целей. Если человек присвоил себе Ваши песни, то это нарушение личных неимущественных прав автора. Плюс к тому же он их выложил в соцсеть, а это еще дополнительное нарушение, а именно исключительных прав автора. Первое, что можете предпринять - потребовать у пользователя и администрации сайта удалить песни с сайта. Если реакции нет, то можно подавать в суд иск о нарушении авторских прав.

    Даниил Берденниов

    • Ну слова-то вы переделали, а музыку-то просто слямзили. Исключительное право на фонограмму 1. Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 настоящего...

    Борис Раскошных

    Депутаты хотят ограничить смежные права музыкантов из-за претензий Земфиры. а лицо не треснет?

    • Этих правообладателей надо самих заставить слушать свое

    Полина Давыдова

    Авторское право. Здравствуйте!Есть идеи создать сайт с пословицами, поговорками, загадками, частушками, тостами, поздравлениями и тд.Наполнение сайта планируется брать из различных книг.В книгах написано: "Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения редакции.... "Можно ли как-то безболезненно использовать материалы из книг?Ведь пословицы, тосты и тд составляли явно не издатели.. .Подскажите, пожалуйста, как быть?Спасибо!

    • Ответ юриста:

      пословицы, поговорки, загадки и частушки и т. п. можете тиражировать сколько Вашей душе угодно. Это произведения народного творчества и авторским правом не охраняютсяГражданский кодекс Российской ФедерацииСтатья 1259. Объекты авторских прав 6. Не являются объектами авторских прав:3) произведения народного творчества (фольклор) , не имеющие конкретных авторов;

    Валентина Васильева

    • Ответ юриста:

      Само по себе скачивание песни из Интернета ничьих прав затронуть не может и юридической ответственности не влечет. Другое дело - воспроизведение этой (скаченной) песни.В соответствии со статьей 1273 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ правомерно обнародованного произведения.Если же Вы захотите публично воспроизвести песню (например, на дискотеке) , то Вам необходимо будет получить согласие автора или иного правообладателя.Ответственность за нарушение этого правила будет зависеть от наличия у Вас цели получения дохода при воспроизведении песни. Если такая цель была, то Вы можете понести ответственность по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения) .Если же цели извлечения дохода нет, то ни административной, ни уголовной ответственности за такое нарушение авторских прав не будет.