Канадские эскимосы. Эскимосы Чукотки: самый малочисленный народ России

Корни эскимосской культуры уходят в VIII-IX века, когда предки современных эскимосов из культуры туле поселились в Нунавике - регионе, занимающем северную половину Квебека в Канаде, а к XIII веку обосновались в Гренландии. Однако родственные связи между туле и прежде проживавшими на этой территории палеоэскимосскими народами - представителями культур дорсет, индепенденс и саккак до сих пор не были установлены.

Стоит отметить, что термин “палеоэскимосы” был предложен антропологом Гансом Штинсбаем в начале ХХ века. Палеоэскимосы - это собирательное название древнего населения Арктики, включающее в себя представителей разных культур, которые питались мясом морских птиц, северных оленей, китов, рыбой и моллюсками. Их крайняя западная стоянка была обнаружена советскими археологами в 1975 году на острове Врангеля. Именно там, в Чертовом овраге (название стоянки), был обнаружен старейший обнаруженный на Чукотке гарпун, возраст которого насчитывает примерно 3360 лет. Также палеоэскимосские культуры развивались параллельно друг с другом на разных территориях и сменяли друг друга весьма неравномерно.

Читать еще

Культура саккак является древнейшей из известных науке культур юга Гренландии. В 2010 году в журнале Science было опубликовано исследование ученых из Копенгагенского университета, установивших, что эскимосы культуры саккак мигрировали в Гренландию и на Аляску из Сибири примерно 5,5 тысяч лет назад и что их ближайшие родственники - чукчи и коряки, а не современные жители региона. На вопросы о том, что случилось с культурой саккак и почему она исчезла, ученые ответить не могут.

На смену культуре саккак и другим сосуществовавшим с ней культурам пришлакультура дорсет (начало I тысячелетия до нашей эры - начало II тысячелетия нашей эры), распространившаяся на северо-востоке современной Канады, Канадском арктическом архипелаге, в западной и северо-восточной Гренландии. Ее представители заменили лук и стрелы на копье, острогу и гарпун, использовали каменные лампы с жиром для освещения жилищ. Племена дорсетской культуры изготавливали статуэтки из кости, бивня морских животных и дерева, украшали их линейным орнаментом.

ДО СИХ ПОР СРЕДИ УЧЕНЫХ НЕТ ЕДИНОГО МНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО их происхождения и расселения. Существует предположение, что нынешние эскимосы являются потомками народности, возникшей в третьем тысячелетии до н.э. и что они – выходцы с Тихоокеанского побережья Восточной Азии, откуда предки эскимосов через Камчатку добрались до Берингова моря. Затем, в первом тысячелетии нашей эры, они расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии. Их основное самоназвание - инуиты (в Канаде) и юпигыт (в Сибири). Чукчи называют их "анкалын", что означает "поморы".

Язык эскимосов относится к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: эскимосы Аляски, сибирские эскимосы, эскимосы Канады, Гренландии и др. К середине ХХ в. сформировались четыре самостоятельные общности: эскимосы Гренландии, Канады (инуиты), Аляски, азиатские (сибирские).

В Гренландии действуют два государственных языка – эскимосский и датский. Письменность у гренландских эскимосов существует с XVIII века. Это связано с деятельностью датских и немецких миссионеров и колониальной администрации. В течение ХХ в. гренландские эскимосские писатели создали весьма значительный объем художественных произведений разных жанров. Большая часть населения современной Гренландии представляют смешанный монголоидно-европеоидный тип (от белых мужчин и женщин-эскимосок). Поэтому коренные жители острова считают себя гренландцами (калатдлит), а не эскимосами, что подчеркивает их отличие от эскимосов Канады и Аляски, а также свидетельствует о факте возникновения в Гренландии нового народа. Канадские эскимосы имеют собственную письменность на основе канадского слогового письма. Однако распространены также английский и французский языки.

Эскимосы Канады имеют свои автономные территории в пределах северо-западных районов страны и отдельных частей полуострова Лабрадор. Эскимосов Аляски отличает наибольшая степень сохранения своего языка наряду со знанием английского. В России в 1848 г. русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г. (первый юитский букварь). В 1937 г. письменность российских эскимосов была переведена на русскую графическую основу. В современном языке российских эскимосов ощущается влияние лексики, элементов морфологии и синтаксиса проживающих рядом с ними чукчей и коряков. Владеют они также русским и чукотским языками. Существует современная эскимосская проза и поэзия.

СЕГОДНЯ ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЭСКИМОСОВ В МИРЕ СОСТАВЛЯЕТ 170 тысяч человек. Из них на территории США проживают около 56 000 человек (48 000 на Аляске, остальные в штатах Калифорния и Вашингтон), в Канаде - чуть более 50 000, в Гренландии - около 50 000 и еще около 19 000 на полуострове Ютландия. В России, в основном в Чукотском автономном округе Магаданской области смешанно или в близком соседстве с чукчами - чуть более 1700 человек.

Эскимосы необычайно приспособлены к жизни в Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун для охоты на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, особую одежду из меха и шкур, переняли у чукчей искусство сооружения дома из шкур – ярангу.

Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим миром предметов и живых существ. По их мнению, существует единый создатель Силья, а всеми богатствами моря одаривает эскимосов хозяйка морских зверей Седна. Хозяином медведей является Нанук, оленей – Теккеицерток. Эскимосы очень почитают касатку – покровительницу морской охоты. В представлении эскимосов злые духи – это невероятные и страшные существа. В каждой эскимосской деревне есть шаман, а бубен считается священным предметом.

У эскимосов есть свой погребальный ритуал. Когда эскимос умирал, его хоронили сразу же, предварительно завернув в шкуры, на которых он спал, и добавляли дополнительные одежды, чтобы душа умершего не мерзла. Затем тело перевязывали веревкой и тащили головой вперед из жилища умершего до места, где можно найти много камней для прикрытия тела. Труп обкладывали достаточным количеством камней, чтобы защитить его от собак, песцов и ворон. На этом погребение заканчивалось, поскольку в условиях вечной мерзлоты выкопать яму достаточной глубины практически невозможно. Возле могилы (каменной насыпи) обычно оставляли вещи умершего, которые могли понадобиться ему в потусторонней жизни - сани и каяк вместе с оружием, если умерший был охотником; светильник, иголку, наперсток и другие принадлежности для шитья, немного жира и спичек, если умирала женщина.

Есть все основания признать эскимосов самым мирным народом. Согласно обычаю, споры между ними решаются, если так можно выразиться, "конкурсом вокалистов" - кто лучше поет, тот и прав.

Среди эскимосов существовал обычай отработки за жену, обычай сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

ОСНОВНЫМ ЗАНЯТИЕМ ЭСКИМОСОВ И СЕГОДНЯ ОСТАЕТСЯ ОХОТА НА МОРСКОГО ЗВЕРЯ – МОРЖА И ТЮЛЕНЯ. До середины XIX в. они занимались и добычей китов, охотились на северного оленя и горного барана, а с середины XIX в. стали промышлять охотой на песца и лисицу. Они занимаются также рыболовством и собирательством (собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды). Эскимосы разводят ездовых собак. Развита резьба по моржовой кости и китовому усу. В наши дни многие эскимосы работают на строительстве, на шахтах, нефтепромыслах, в арктических факториях и др. У гренландцев и эскимосов Аляски появилась зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

Эскимосы удивительно тактичны. В отношениях мужчины и женщины присутствует особое уважение к охотнику, добывающему пропитание для семьи с постоянным риском для жизни. Возможно, именно такое восприятие мужчины в сочетании со своебразной красотой и изысканностью национальной одежды часто привлекало европейских путешественников, охотно женившихся на эскимосках.

У эскимосов свой традиционный рацион, в котором преобладает мясо моржей, тюленей, китов. Обязательный элемент рациона – тюленья кровь. Особо ценится оленина – мясо вкусное, но суховатое, лишенное жира, а также мясо белых медведей и овцебыков. Приправой к мясу служат морская капуста, моллюски. Они верят, что мясо согревает и придает силы. Деликатесом считается протухший тюлений жир с морошкой. Едят эскимосы и птиц, птичьи яйца. Традиционно мясо ели сырым, сушеным, замороженным, вяленым, вареным или заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Почиталось сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи. Рыбу вялили и сушили, а зимой ели свежемороженой.

Раньше эскимосы жили крупными поселениями в полуземлянках. В ХVII - ХVIII вв. они переняли у чукчей способ сооружения каркасных яранг, покрытых оленьими шкурами, и они стали для них основным типом жилищ. До начала ХIХ в. у эскимосов сохранялись общинные дома – большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, проходили собрания и праздники.

Дом иглу эскимосы строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали, а иногда и покрывали стены шкурами морских животных. Жилище обогревалось плошками-жирниками. Внутренние поверхности стен оплавлялись в результате нагревания, но стены не таяли, т.к. снег легко впитывал лишнюю влагу.

В наши дни быт эскимосов во многом изменился. Они получили доступ к благам цивилизации. Однако жизнь в условиях Арктики требует от них мужества и постоянной собранности. Расслабляться нельзя, Север этого не прощает. Мужество эскимосов заслуживает особого уважения. Это жизнь в постоянной борьбе, преодолении трудностей и поиске гармонии с суровой природой.


Эскимо́сы (группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность – около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Их основное самоназвание – «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История


Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII-XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ - гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии - ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Язык и культура


Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы – юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Традиционно эскимосы - анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который управляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне - посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов - священный предмет. Традиционное приветствие, называемое «эскимосским поцелуем», стало всемирно известным жестом.

Эскимосы в России


В России эскимосы - малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. - 1356 человек, по данным переписи 2002 г. - 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

Чукотский АО:

село Новое Чаплино 279

село Сиреники 265

село Лаврентия 214

пгт Провидения 174

город Анадырь 153

село Уэлькаль 131


Этнические и этнографические группы


Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен - уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Письменность


В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.). Самый известный эскимосский поэт -Ю. М. Анко.

Современный эскимосский алфавит на основе кириллицы: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Существует вариант эскимосского алфавита, созданный на основе канадского слогового письма для языков коренных народов Канады.


Эскимосы в Канаде


Эскимосский народ Канады, известный в этой стране под самоназванием «инуиты», добился своей автономии, с созданием 1 апреля 1999 г. территории Нунавут, выделенной из Северо-Западных территорий.

Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Квебекской части полуострова эскимосский округ Нунавик постепенно увеличивает свой уровень автономии, а в 2005 году и в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунатсиавут. Инуиты получают официальные выплаты от правительства за то что живут в тяжелых климатических условиях.

Эскимосы в Гренландии


Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии) – эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80-88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке, широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.

Живут в основном по юго-западному побережью Гренландии. Выделяются три основных группы:

западные гренландцы (собственно калааллит) – юго-западное побережье;

восточные гренландцы (ангмассалик, тунумиит) – на восточном побережье, где наиболее мягкий климат; 3,8 тыс. чел.;

северные (полярные) гренландцы – 850 чел. на северо-западном побережье; самая северная в мире группа аборигенного населения.

Исторически, самоназвание «калааллит» относилось только к западным гренландцам. Восточные и северные гренландцы называли себя только своими самоназваниями, причём диалект северных гренландцев ближе к диалектам инуитов Канады, нежели к западно- и восточно-гренландскому диалектам.


Эскимосская кухня


Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо, морж, нерп, белуха, олени, белые медведи, овцебыки, птица, а также их яйца.

Так как в арктическом климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают их, либо заготавливают впрок. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло.

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека».

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют. Эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь - обязательный элемент диеты эскимосов.

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа, питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды.

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи.

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника, а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться.

Обычный способ сохранения мяса после охоты - заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли.

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910.

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу, откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу», хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!».

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи: когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом.

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению.

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения, молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся, связаны узами сотрудничества.


Традиционное жилище эскимосов


Иглу - это типичное для эскимосов место жительства. Данный тип строения представляет из себя постройку, которая имеет куполообразную форму. Диаметр жилища составляет 3-4 метра, а высота его - примерно 2 метра. Строятся иглу, как правило, из ледяных блоков или же уплотненных при помощи ветра блоков из снега. Также иглу вырезают из сугробов, которые подходят по плотности, а также по размеру.

Если снег достаточно глубокий, то вход прорывают в полу, а также роют коридор к входу. В случае, когда снег все же не глубокий, то входную дверь прорезают в стене, а к входной двери пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в подобное жилище находился ниже уровня пола, так как за счет этого обеспечивается хорошее и правильное проветривание помещения, а также сохраняется тепло внутри иглу.

Освещение в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей. В некоторых эскимосских племенах распространены целые поселки из иглу, которые между собой соединены переходами.

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены в иглу. Для обеспечения еще большего освещения, а также большего тепла применяются специальные приспособления. За счет нагревания часть стен внутри иглу может оплавляться, но сами стены не плавятся, благодаря тому, что снег помогает вывести лишнее тепло наружу. Благодаря этому в жилище поддерживают комфортную для существования людей температуру. Что касается влаги, то её также впитывают стены, и из-за этого внутри иглу сухо.
Первым не-эскимосом, который построил иглу, был Вильямур Стефансон. Произошло это в 1914 году, и об этом событии он рассказывает во множестве статей и собственной книге. Уникальная прочность такого вида жилищ заключается в использовании плит уникальной формы. Они позволяют сложить хижину в виде своеобразной улитки, которая постепенно сужается кверху. Также очень важно учитывать и способ установки этих импровизированных кирпичей, который подразумевает опору следующей плиты на предыдущий кирпичик в трёх точках одновременно. Для того чтобы конструкция была более устойчива, готовую хижину поливают также водой снаружи.


Это коренной народ проживающий на гренландских и канадских землях, а также на Аляске и Чукотке. В зависимости от территории проживания язык на котором разговаривают отличается, это может быть английский, датский, русский и конечно же их родной, эскимосский.

Народ эскимосы

Численность

По последним данным переписи населения насчитывалось около 170 тысяч эскимосов. Народность проживает в таких странах и населенных пунктах:

  • США — 56 тыс (Аляска, Калифорния, Вашингтон);
  • Канада — 50,5 тыс (Нунавут, Квебек, Лабрадор, Ньюфаунленд и Северно-Западные территории);
  • Гренландия — 50 тыс;
  • Дания — 18,5 тыс;
  • Россия — 1,7 тыс (Чукотка, Магадан).

Языковая принадлежность

Эскимосский язык принадлежит к эскимосско-алеутской семье эскимосской ветки, которая объединяет более 20 самостоятельных языков. Эскимосы бывают:

  • сибирские;
  • канадские;
  • лабрадорские;
  • гренландские.

В некоторых случаях их обозначают просто: азиатские (калааллит) и американские (инуиты). А вот первых делят на восточных, западных и северных.

В Канаде, Гренландии и на Аляске распространен инуитский язык (инупик). На Чукотке и Аляске применяются юпикские языки (центральный и сибирский юпик, алутиик или сугпиак). Канадские эскимосы, в отличие от иных имеют свою письменность (канадское слоговое письмо). Выделяют 3 основных диалекта:

  • чаплинский или цeнтрально-сибирский (письменность и литература принята на этой разновидности языка);
  • науканский;
  • сиренекский (мертвый язык).

Но больше всего среди эскимосов пользуется спросом русский язык.

Описание народа

Эскимосы небольшие ростом, ниже всех гренландские и лабрадорские. Помимо этого голова для их роста достаточно большая. Характерна темная кожа и волосы. Нос имеет приплющенную форму. Глаза темные и узковатые, но с чётким выраженным взглядом. Губы толстые.

Происхождение

Так как народ является коренным то возникает много споров о происхождении этноса. Некоторые исследователи предполагают, что на процесс формирования народности повлияли индийские племена абенаки и атабаски. Само же название народа «эскимосы» переводится, как «тот, кто ест сырую рыбу». К родственным народам, общинам и племенам относятся:

  • алеуты;
  • коряки;
  • алюторцы;
  • ительмены;
  • кереки.

Религия

Эскимосы разнообразны в своих верованиях, кто-то поддерживает атеизм, а кто-то православие или протестантство, другие остались верны шаманизму и анимизму. В настоящее время христианство самое популярное направление. Хотя каждый эскимос верит в одушевленность и повсюду видят духов, а шаманы выступают в роли народных лекарей или целителей.

Кухня

Для них кровь животных — диетическое блюдо. Также эскимосы уверены, что употребляют только полезную пищу.

В эскимосской кухне можно найти довольно странные блюда:

  • игунак (протухшее мясо моржей);
  • мактак (сало с кожей кита в замороженном виде);
  • акутак (морженное из жира с добавлением ягод, рыбы и других продуктов).

Помимо этого едят оленину, рыбьи головы и другую пищу, характерную для северных народов.

Жилище

Эскимосы строят очень интересные дома под названием иглу. Они имеют форму купола и построенные со снеговых блоков. Сюда же прорезают или прорывают ход, а утепляют дом с помощью шкур и меха животных.

Одежда

Эскимосы изначально носили кухлянки, которые шили из птичьих шкурок, сами же перья выворачивали внутрь. Для того, чтобы одежда не промокала стали использовать рыбьи кишки (наверное именно эскимосы заложили идею создания дождевиков). Обувь этого народа называется унты (меховые сапоги), кстати, именно эта обувь в последние годы стала очень популярна во многих странах.

Традиции

Эскимосы еще в раннем возрасте договариваются о браках своих детей. Практикуется обмен женами, только как знак дружбы между семьями. К женщинам мужчины относятся бережно и трепетно.

Жизнь эскимосов полностью зависит от добычи тюленей и китообразных, именно это сделало их обитателями морского побережья. Жир этих животных, а также тюленьи шкуры, позволяют эскимосам переносить суровый арктический климат и совершенно не зависеть от каких бы то ни было растительных ресурсов. Тюлени - необходимое и достаточное условие их существования. Добывают их частью с каяков - легких лодок в форме челнока, частью со льда или берега.

Главными приспособлениями для охоты у эскимосов служат:

каяки, или лодки, состоящие из деревянного каркаса, скрепленного ремнями, и водонепроницаемой обшивки из тюленьих шкур;

специальная куртка, фартук и другие приспособления к каяку, позволяющие полностью защитить охотника на тюленей от воды; открытым у него остается только лицо. У некоторых эскимосских племен встречаются двух- и более местные каяки (таковы, например, байдары эскимосов Берингова пролива); у самых северных племен каяков нет вообще, поскольку море там почти все время покрыто льдом;

охотничьи пузыри - надутые воздухом пузыри морских зверей, прикрепленные на ремне к гарпуну или дротику. Они призваны помешать раненому животному уйти, а в случае промаха удержат оружие на поверхности;

особым образом закрепленные на древке наконечники гарпунов и других метательных орудий. Проткнув кожу животного, такой наконечник отделяется от древка и разворачивается в ране; древко или совсем отделяется, или остается висеть на ремне вместе с пузырем. При этом раненое животное не может сломать гарпун или выдернуть наконечник из раны;

сани с собачьей упряжкой.

Жилища у эскимосов обязательно двух видов - шатры для летней кочевки и зимние дома.

Шатры обычно рассчитаны на десять или меньшее число человек (иногда большее). Они представляют конструкцию из 10—14 шестов, скрепленных на одном конце и покрытых двойным слоем шкур. Шатры, судя по всему, повсюду устроены примерно одинаково и отличаются от жилищ соседних племен только тем, что самые длинные шесты и самая высокая часть шатра находятся либо в центре его, либо на входе.

Зимние дома гораздо более разнообразны. Обычно они строятся из камней и земли, с деревянными стропилами и подпорками для крыши. Только эскимосы центральных районов пользуются снежными домами; западные эскимосы строят свои дома преимущественно из досок и покрывают снаружи дерном. На Крайнем Севере они вынуждены использовать вместо дерева камни и кости морских зверей. Что же касается устройства домов, то в каждый из них ведет длинный и очень узкий проход, приподнятый на обоих концах - то есть, входя в дом, человек должен сначала спуститься вниз, а затем снова подняться, прежде чем попасть внутрь. Внутренняя часть состоит из одной комнаты, где находится только лежанка или скамья для отдыха и сна; помещение разделено на части для отдельных семей. Входной коридор, или туннель, обычно имеет боковую комнатку с очагом. В прежние времена в более многолюдных селениях принято было иметь также общественное здание для собраний и торжественных случаев. В зимнем доме почти всегда живет не одна семья, но число их редко превышает три или четыре, хотя встречаются дома около 20 метров в длину, предназначенные для десяти семей.

Мужчины и женщины у эскимосов одеваются фактически одинаково - в облегающие штаны и куртку с капюшоном, который можно натянуть на голову (по крайней мере у мужчин); открытыми остаются только лицо и кисти рук. Так же примерно устроена и куртка каякера , нижний край которой плотно прижимается к специальной раме вокруг места, где сидит охотник; руки его при этом защищены непромокаемыми кожаными рукавицами. Обувь эскимосов - различные башмаки и сапоги - изготавливается с большим мастерством из тщательно и изобретательно подготовленной кожи.

Правильнее отнести эскимосов к оседлым, а не кочевым племенам, так как обычно они по многу лет зимуют на одном месте. Однако остальную часть года они постоянно находятся в движении, перевозя шатры и вещи с места на место; маршрут выбирается в зависимости от цели - будь это охота на северных оленей или на тюленей, рыбная ловля или торговый обмен.

Эскимосы ведут жизнь охотников и рыболовов и, говоря в широком смысле, не имеют собственности. Они владеют лишь самыми необходимыми предметами и запасом провизии меньше чем на год; большего им не позволяют традиции и обычаи.

В целом собственность эскимосов можно классифицировать следующим образом:

1. Собственность нескольких семей, имеющая отношение к зимнему дому; правда, реальную ценность здесь имеют только его деревянные части, все остальное женщины сооружают из подручных материалов.

2. Общая собственность одной или максимум трех родственных семей - шатер и прочее хозяйственное имущество, как то: лампы, корыта, деревянные блюда, каменные котлы; лодка умиак, в которой можно перевезти все это имущество, включая и шатер; сани или двое саней и собачьи упряжки к ним. К этому можно добавить припасы на зиму, исключительно на которых обычно можно прожить два-три месяца; и, наконец, различный, но всегда очень небольшой запас предметов для обмена.

3. Что касается личной собственности, то таковой можно признать одежду (обычно, по крайней мере у главных членов семьи, это два комплекта, больше бывает редко); швейные принадлежности у женщин; каяки у мужчин вместе с относящимися к ним принадлежностями, инструментами и оружием; кое-какие другие инструменты для работы по дереву; оружие для охоты на суше. Только самые лучшие охотники на тюленей владеют двумя каяками, но у некоторых по два комплекта принадлежностей к ним (это большой гарпун - отдельный наконечник и древко с ремнем и пузырем; малый гарпун или дротик с пузырем; дротик для охоты на птиц; копье с гладким незазубренным наконечником; рыболовные снасти и еще кое-какие мелкие предметы).

Несмотря на весьма ограниченные представления о собственности, эскимосы поддерживали между собой что-то вроде торгового обмена, для чего предпринимали далекие путешествия (хотя могли отправиться в путь и просто так, без всякой определенной цели). Предметом обмена служили обычно необходимые в быту вещи или предметы, которые можно найти только в определенных местах - такие, как мыльный камень, лампы и сосуды из него, китовый ус, моржовая кость и зубы нарвала, некоторые сорта кожи, иногда даже готовые лодки и каяки, но почти никогда продовольствие.

Язык

Диалекты всех эскимосских племен близки между собой и понятны в любом месте, где живут настоящие эскимосы.

Социальное устройство, обычаи и законы

То, о чем пойдет речь в этом разделе, тесно связано с особенностями образа жизни эскимосов, что вполне естественно. Жизнь народа охотников требует естественного партнерства и совместного владения вещами; это ограничивает права собственности и позволяет многим пользоваться результатами труда одного человека. Разумеется, это уравновешивается определенными обязательствами со стороны остальных. Рассмотрим особенности общественного устройства эскимосского общества.

Эскимосы образуют сообщества трех видов: семья, обитатели одного дома и жители одного зимовья. Связей такого рода между зимовьями практически не существует.

Семья. Очень редко можно увидеть, чтобы мужчина имел больше одной жены, но право его развестись с женой и взять другую почти не ограничено. Однако и развод, и полигамия, и обмен женами пользуются поддержкой общественного мнения только в том случае, если необходимы для продолжения рода, особенно для появления наследников мужского пола. Браки устраиваются тремя путями: через посредников, по договоренности с детства и силой. Некоторая доля насилия при заключении брака обычна для всех варварских и диких племен. Кроме того, для заключения брака необходимо согласие родителей и братьев невесты. В сказках часто встречается сюжет о девушке, у которой было множество прекрасных поклонников, но которую не хотели отпускать от себя братья или родители. Брак заключается без особых церемоний и не накладывает никаких особенных обязательств. Невеста приносит в дом жениха свою одежду, особый полукруглый нож уло и обычно лампу. Семья в узком смысле, как правило, включает, кроме супругов и их детей, еще приемных детей, вдов и других зависимых и беспомощных родичей, которые занимают подчиненное положение и являются чем-то вроде прислуги. Мы склонны считать, что так называемые рабы, или пленники, западных эскимосов занимают примерно такое же положение. Семья в более широком смысле включает женатых детей, если они не заводят себе отдельный зимний дом, отдельную лодку и шатер для летних кочевок. Именно владение такого рода собственностью определяет реальное сообщество - семью. Иногда в нее включаются и родители второго супруга. Жена всегда подчиняется матери мужа. Кроме того, муж имеет право наказать жену ударом по лицу, достаточным для того, чтобы остался видимый след. Зато дети и тем более слуги никогда не подвергаются телесным наказаниям. Если у мужчины две жены, вторая считается всего лишь наложницей и занимает место первой только в случае ее смерти. В случае развода сын всегда уходит с матерью. В результате такой организации в семье обычно бывает больше одного кормильца. Главой семьи считается владелец лодки и летнего шатра. После смерти эти вещи переходят к старшему сыну вместе с обязанностями кормильца. Если у покойного нет взрослого сына, место кормильца занимает ближайший родственник; когда же дети вырастут, их мать может завести вместе с ними собственный дом, не оглядываясь на их приемного отца.

Обитатели одного дома. В Гренландии в одном доме часто живут несколько семей. Каждая из них ведет по большей части отдельное хозяйство; каждой семейной паре и их детям отведено свое место на главной лежанке, рядом стоит своя лампа; неженатые обитатели дома и гости спят на боковых лежанках и лежанке у окна.

Жители одного зимовья или селения постоянно контактируют друг с другом и в селении, и в общих охотничьих угодьях и, вполне естественно, составляют тесную общину. Никто посторонний не может поселиться рядом без общего согласия обитателей зимовья.

Основные правила, имеющие отношение к собственности и добыче

От каждого добытого тюленя каждый обитатель зимовья получал небольшой кусочек мяса и соответствующую часть жира; если на всех не хватало, первыми свою долю получали обитатели дома. Не обходили никого; таким образом, даже самые бедные не нуждались в пище и жире для ламп, пока охотники зимовья регулярно возвращались с добычей. Кроме того, удачливый охотник обычно приглашал остальных разделить с ним трапезу.

Вне постоянных селений каждый имел право поставить дом, охотиться и ловить рыбу где угодно. Даже запруды, перегораживавшие реку на летних ловищах, никому не принадлежали; их мог использовать или даже разрушить кто угодно.

Каждый, кто нашел кусок дерева или какие-то бесхозные вещи, становился их законным владельцем; для этого ему достаточно было вытащить вещи выше линии прилива и отметить камнями.

Если раненый тюлень уходил с наконечником гарпуна, охотник терял на него право, как только зверю удавалось освободиться от охотничьего пузыря. То же самое происходило, если зверь с маленьким пузырем от дротика уходил далеко. Тот, кто находил и приканчивал раненого тюленя, забирал тушу себе, а оружие возвращал владельцу, если таковой объявлялся.

Если два охотника одновременно поразили птицу или тюленя, добытую тушу делили поровну вместе со шкурой. Но если речь шла об олене, его получал тот, чье оружие попало ближе к сердцу; второму доставалась только часть мяса.

Всякая необычная - по виду или размеру - добыча считалась общей даже в большей степени, чем обычная. Это относилось также к первой добыче сезона и зверям, добытым в период нужды или длительных неудач. А самые большие звери - преимущественно киты - вообще считались общей добычей. Каждый, кто принимал участие в разделке туши, мог получить свою долю, независимо от места жительства и от того, принимал ли он участие в охоте.

Если не удавалось добыть ни тюленей, ни других крупных зверей, то самые обеспеченные провизией семьи в доме обычно приглашали остальных принять участие в трапезе. К остальным обитателям зимовья это не относилось.

Если один охотник одалживал у другого оружие или инструменты, а затем терял или повреждал их, он не должен был никак компенсировать потерю. Более того, если хозяин переставал следить за своими лисьими ловушками, то любой, кто привел их в порядок, сторожил и проверял, становился законным владельцем добычи.

Если человек пожалел о совершенной сделке, он имел право отказаться от нее. Ничего не продавалось в кредит без немедленной оплаты.

К этому можно добавить некоторые общие правила.

Каждый здоровый мужчина обязан был заниматься морской охотой до старости или пока его не сменит сын. Соответственно, он обязан был с детства готовить сына к этому нелегкому делу.

Жизнь в тесных и скученных сообществах делала необходимым правило дружеского спокойного общения - всякие ссоры и споры были запрещены. Вследствие этого в гренландском языке практически нет ругательств.

У эскимосов не было ни судов, ни органов управления - все вопросы решались на общих встречах.

Собрания первого рода - ежедневные общие трапезы, на которые добытчик приглашал других охотников. Участвовали в них только мужчины, женщины ели позже; на таких встречах обсуждались и оценивались события дня и другие вопросы, представлявшие общий интерес.

Другие собрания представляли собой настоящие праздники, которые устраивались обычно в середине зимы; но бывали и летние праздники, куда, конечно, съезжалось больше гостей. Кроме еды и разговоров, главными развлечениями таких праздников были:

различные игры и состязания в силе и ловкости;

пение и игра на бубнах с танцами и декламацией;

сатирические или оскорбительные песни, исполнявшие в каком-то смысле роль суда.

Любимым развлечением была игра в мяч. Играли двумя способами - либо члены одной команды перекидывали мяч друг другу, а члены второй пытались его перехватить, или для каждой команды устанавливалась своя цель на расстоянии 300—400 шагов, и игроки старались попасть в нее мячом, пиная его ногами с разных сторон.

Практиковались также состязания на силу рук и пальцев, упражнения на натянутой под потолком веревке, гонки на каяках, боксирование на ровной площадке и др.

Любые споры, кроме тех, которые требовали кровной мести и смерти обидчика, разрешались при помощи оскорбительных песен. «Истец», имевший какие-то претензии к «ответчику», заранее складывал песню и приглашал противника встретиться с ним, указывая время и место. Обычно, особенно в важных случаях, у каждой стороны была группа поддержки, сменявшая его при необходимости. Пение сопровождалось игрой на бубнах и танцами. Одобрение или осуждение аудитории и было решением «суда» - а заодно и наказанием.

Что касается настоящих преступлений, то нарушение прав собственности, по понятным причинам, могло быть только пустяковым. Убийство же требовало кровной мести со стороны ближайшего родственника. Исполнив месть, он должен был объявить об этом родным убитого.