Что дало поэту основание утверждать: «… в мой жестокий век восславил я свободу» (Пушкин А. )

«В мой жестокий век восславил я свободу» . Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше со­знание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыб­ке, об озорном работнике Балде, о синем Лукоморье с морски­ми богатырями. В юности Пушкин приходит к нам через шко­лу. Он пробуждает стремление к высокому, любовь «к святой вольности», желание посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Мир поэта огромен. Все было предметом его поэзии. Мы узнаем неповторимые черты природы и русской жизни, мы открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и нравственно чище, читая Пушкина.

Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творче­ства поэта - жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в са­мый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Одной из главных тем у Пушкина является тема свободы. Сле­дуя традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду «Воль­ность». Поэт мечтает о свободе, закрепленной в законе, Конс­титуции:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Вслед за «Вольностью» Пушкин пишет «К Чаадаеву». Стихо­творение написано в духе дружеского послания. Пушкин гово­рит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, «исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман». Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за собой Ча­адаева не падать духом, посвятить Отчизне «души прекрасные порывы»:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В стихотворении «Деревня» поэт в уединении на лоне пре­красной природы. Мы вместе с ним видим тихую и спокойную жизнь в деревне, дышим свежим воздухом, любуемся темным садом «сего прохладой и цветами». Не давая до конца насла­диться великолепным видом, который открывается перед нашим взором, поэт показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а жизнь трудового крестьянства: его нищету, бесправие, жестокую экс­плуатацию:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Царящий в деревне произвол ярким контрастом отличается от красоты природы. Пушкин дает понять, что существующий строй дик, бесчеловечен. Счастья человек может достичь только в свободном обществе.

После поражения декабристов Пушкин не порвал связей с прежними друзьями, с семьями сосланных в Сибирь. «Во глу­бине сибирских руд…» посвящено декабристам, осужденным на каторгу. Дело, начатое декабристами, не пропало даром, продол­жатели их идей осуществляют мечту о счастье, о свободе:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне истори­ческого движения. В стихотворении мы видим тяжкие раздумья о жестокости века, об отношениях с царем, о недостижимом счастье свободы. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к хвале и клевете, веры в могу­щество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем - со­знание выполненного долга перед народом. Великий гений - го­лос народа, его пророк. Пушкин надеется, что поэзия станет до­стоянием народа: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Поэт жил страданиями Руси, ее славой, успехами и болью и был счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он гордился тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Слово «свобода» включает политическую и духовную свобо­ду, свободу от рабства и от сословных, религиозных, националь­ных и иных предрассудков. «Милость к падшим» - это о дека­бристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес - это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Памятнику самовластия Пушкин противопо­ставляет свой памятник. Его памятником, который «вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа», была вольнолюбивая, мятежная, исполненная любви к человеку поэ­зия. «Памятник» Пушкина - подвиг поэта, запечатлевший всю красоту его личности.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А. С. Пушкин

Наиболее яркие стихи Пушкина, зажигающие энтузиазм поколения, на мой взгляд, - это ода «Вольности», «К Чаадаеву», «Арион». Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что он «восславил свободу» вслед за Радищевым. И действи­тельно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские темы - темы борьбы против самодержавия и крепостничества. В поли­тическом отношении пафос стихотворения Пушкина умереннее обличительной силы радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» и его революционной оды «Воль­ность», но в художественном смысле они стоят неизмеримо выше.

У Пушкина «Вольность» - это программное произведение. Если в лицейских сти­хах излюбленный мотив - бегство от городского шума на лоно природы, от светской суеты - «в край мысли и вдохновенья», то теперь он хочет разбить «изнеженную лиру», бежать от уединения. Теперь он хочет «воспеть свободу миру, на тронах пора­зить порок». В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских революционеров на власть, народ и закон. Главная мысль оды в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ строго выполняют законы:
Владыки! Вам венец и трон
Дает закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.

Поэт считает, что если законы нарушаются царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее сильное впечатле­ние производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осоз­нать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд, ода «Вольность» - блестяще написанное свободолюбивое произведение, пролагавшее путь декабристским идеям.

Летом 1818 года Пушкин побывал в Михайловском. И сам смог увидеть, что со­бой представляет крепостническая деревня. Стихотворение «Деревня» строится на про­тивопоставлении идиллической картины «пустынного уголка» для немногих избран­ных нищете и уродству жизни обездоленного народа:
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
……………………………………

Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.

То, что поэт видит в этом райском уголке, не позволяет ему безраздельно отдать­ся творчеству, а вызывает мучительный вопрос, на который нет ответа.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

«К Чаадаеву» - одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817-1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина. Сти­хотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпе­раментом, юношеским воодушевлением.

Первые четыре строки - прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли «юные забавы, как сон, как утрений туман». Что же осталось от тех дней? Ничего. Ни «любви», ни «надежды», ни «тихой славы».

Заключительные строки стихотворения призывают к действию - освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более прочную славу, чем «тихая слава» поэта, воспевающего любовь.

Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. Первое стихотворение «Под небом голубым страны своей родной» было написано только через семь месяцев после восстания.

В творчестве Пушкина, конечно, не могли не отразиться перемены, которые про­изошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия. В 1827 году Пушкин создает горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся «во глубине сибирских руд» декабрис­там. Вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разре­шения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть «бодрость и весе­лье» в сердца своих друзей, вселить в них надежду на то, что «темницы рухнут», убедить их в великом историческом значении их дела: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».

В стихотворении «Арион» Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объяв­ляет себя литературным соучастником декабристов («Пловцам я пел…»), но и подчер­кивает свою верность идеалам свободы: «Я гимны прежние пою…» И это не было дек­ларацией. Примерно через полтора года после «Ариона» он создает одно из самых значительных и глубоко гражданских стихотворений «Анчар», в котором как бы раз­вивает слова Радищева «о зверообразном самовластии», «когда человек повелевает че­ловеком».

Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не яв­лялась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась в нее из­вне, а рождалась в ней самой. Пушкин создал величайшие образцы художественно­сти, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.


“В МОЙ
ЖЕСТОКИЙ ВЕК ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ



(по
произведениям А.С. Пушкина)



Борьба есть
условие жизни: жизнь умирает, когда
оканчивается борьба.



В.Г.
Белинский



Пушкин
сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше
сознание с самого детства через чудесные
сказки о золотой рыбке, об озорном
работнике Балде, о синем Лукоморье с
морскими богатырями. В юности Пушкин
приходит к нам через школу. Он пробуждает
стремление к высокому, любовь “к святой
вольности”, желание посвятить Отчизне “души
прекрасные порывы”. Мир поэта огромен. Все
было предметом его поэзии. Мы узнаем
неповторимые черты природы и русской жизни,
мы открываем для себя Родину, воспитываем в
себе любовь к ней, становимся душевно
богаче и нравственно чище, читая Пушкина.


Судьбы
людей всегда волновали Пушкина. В центре
творчества поэта - жизнь его современников,
страдания, выпавшие на долю тех, кто
беззаветно боролся за свободу. Он умел в
самый нужный момент помочь людям обрести
веру в будущее. Одной из главных тем у
Пушкина является тема свободы. Следуя
традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду
“Вольность”. Поэт мечтает о свободе,
закрепленной в законе, Конституции:


Хочу
воспеть Свободу миру,


На тронах
поразить порок.


Вслед за “Вольностью”
Пушкин пишет “К Чаадаеву”. Стихотворение
написано в духе дружеского послания. Пушкин
говорит о том, что юношеские мечты, надежды
не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон,
как утренний туман”. Но стремление к новой
жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за
собой Чаадаева не падать духом, посвятить
Отчизне “души прекрасные порывы”:


Товарищ,
верь: взойдет она,


Звезда
пленительного счастья,


Россия
вспрянет ото сна,


И на
обломках самовластья


Напишут
наши имена!


В
стихотворении “Деревня” поэт в уединении
на лоне прекрасной природы. Мы вместе с ним
видим тихую и спокойную жизнь в деревне,
дышим свежим воздухом, любуемся темным
садом “с

его
прохладой и цветами”. Не давая до конца
насладиться великолепным видом, который
открывается перед нашим взором, поэт
показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а
жизнь трудового крестьянства: его нищету,
бесправие, жестокую эксплуатацию:

Но мысль
ужасная здесь душу омрачает:


Среди
цветущих нив и гор


Друг
человечества печально замечает


Везде
невежества убийственный позор.


Царящий в
деревне произвол ярким контрастом
отличается от красоты природы. Пушкин дает
понять, что существующий строй дик,
бесчеловечен. Счастье человек может
достичь только в свободном обществе.


После
поражения декабристов Пушкин не порвал
связей с прежними друзьями, с семьями
сосланных в Сибирь. “Во глубине сибирских
руд...” посвящено декабристам, осужденным
на каторгу. Дело, начатое декабристами, не
пропало даром, продолжатели их идей
осуществляют мечту о счастье, о свободе:


Оковы
тяжкие падут,


Темницы
рухнут - и свобода


Вас примет
радостно у входа,



И братья
меч вам отдадут.


В
стихотворении “Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...” сюжет составляет судьба
Пушкина, осмысленная на фоне исторического
движения. В стихотворении мы видим тяжкие
раздумья о жестокости века, об отношениях с
царем, о недостижимом счастье свободы.
Стихотворение полно горького предчувствия
скорой гибели, гордого презрения к хвале и
клевете, веры в могущество поэтического
слова, безмерной любви к России. В нем -
сознание выполненного долга перед народом.
Великий гений - голос народа, его пророк.
Пушкин надеется, что поэзия станет
достоянием народа: “Слух обо мне пройдет по
всей Руси великой...” Поэт жил страданиями
Руси, ее славой, успехами и болью и был
счастлив, что ему открылась народная
мудрость. Он гордился тем, что его


поэзия
была свободной и взывала к свободе. Пушкин
утверждает единство народных и личных
идеалов:

И долго
буду тем любезен я народу,


Что чувства
добрые я лирой пробуждал,


Что в мой
жестокий век восславил я Свободу


И милость к
падшим призывал.


Слово “свобода”
включает политическую и духовную свободу,
свободу от рабства и от сословных,
религиозных, национальных и иных
предрассудков. “Милость к падшим” - это о
декабристах. Но слова Пушкина получили
более широкий адрес - это и о крепостных
крестьянах, и о замученных солдатах, и о
простом городском люде. Памятнику
самовластия Пушкин противопоставляет свой
памятник. Его памятником, который “вознесся
выше... главою непокорной Александрийского
столпа”, была вольнолюбивая, мятежная,
исполненная любви к человеку поэзия. “Памятник”
Пушкина - подвиг поэта, запечатлевший всю
красоту его личности.

по произведениям А.С. Пушкина)

Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.

В.Г. Белинский

Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде, о синем Лукоморье с

морскими богатырями. В юности Пушкин приходит к нам через школу. Он пробуждает

стремление к высокому, любовь “к святой вольности”, желание посвятить Отчизне “души

прекрасные порывы”. Мир поэта огромен. Все было предметом его поэзии. Мы узнаем

неповторимые черты природы и русской жизни, мы открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и нравственно чище, читая Пушкина.

Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творчества поэта - жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Одной из главных тем у Пушкина является тема свободы. Следуя традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду “Вольность”. Поэт мечтает о свободе, закрепленной в законе, Конституции:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Вслед за “Вольностью” Пушкин пишет “К Чаадаеву”. Стихотворение написано в духе дружеского послания. Пушкин говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”. Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить

Отчизне “души прекрасные порывы”:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В стихотворении “Деревня” поэт в уединении на лоне прекрасной природы. Мы вместе с ним видим тихую и спокойную жизнь в деревне, дышим свежим воздухом, любуемся темным садом “с его прохладой и цветами”. Не давая до конца насладиться великолепным видом, который открывается перед нашим взором, поэт показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а жизнь трудового крестьянства: его нищету, бесправие, жестокую эксплуатацию:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Царящий в деревне произвол ярким контрастом отличается от красоты природы. Пушкин дает понять, что существующий строй дик, бесчеловечен. Счастье человек может

достичь только в свободном обществе.

После поражения декабристов Пушкин не порвал связей с прежними друзьями, с семьями

сосланных в Сибирь. “Во глубине сибирских руд...” посвящено декабристам, осужденным

на каторгу. Дело, начатое декабристами, не пропало даром, продолжатели их идей

осуществляют мечту о счастье, о свободе:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” сюжет составляет судьба

Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. В стихотворении мы видим тяжкие раздумья о жестокости века, об отношениях с царем, о недостижимом счастье свободы.

Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к хвале и

клевете, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем -

сознание выполненного долга перед народом. Великий гений - голос народа, его пророк.

Пушкин надеется, что поэзия станет достоянием народа: “Слух обо мне пройдет по

всей Руси великой...” Поэт жил страданиями Руси, ее славой, успехами и болью и был

счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он гордился тем, что его поэзия

была свободной и взывала к свободе. Пушкин утверждает единство народных и личных

идеалов:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Слово “свобода” включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. “Милость к падшим” - это о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес - это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Памятнику самовластия Пушкин противопоставляет свой памятник. Его памятником, который “вознесся выше... главою непокорной Александрийского столпа”, была вольнолюбивая, мятежная, исполненная любви к человеку поэзия. “Памятник” Пушкина - подвиг поэта, запечатлевший всю красоту его личности.

  1. Новое!

    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...

  2. Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина и как поэта, и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годов щина», «Полтава». «Медный всадник». «Борис Годунов». «История Пугачевского бунта»...

    В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия. Эволюция мировоззрения, восприятия...

    Сто пятьдесят семь лет прошло со дня трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но разве существует в мире такая сила, которая способна уничтожить жизнелюбивое, возвышающее человека слово! Здесь зло бессильно, и даже время не властно. Иной стала...

Что дало основание А.С. Пушкину утверждать "в мой жестокий век восславил я свободу?"

Показать текст целиком

В 1836 году А.С. Пушкин пишет стихотворение ""Памятник" , в котором подводит итог своему поэтическому пути. В стихе "в мой жестокий век восславил я свободу" поэт ставит себе в заслугу вольнолюбие, дерзость воспевать свободу в тяжелые времена, когда всякая вольность в слове или печати пресекается, грозит ссылкой. Что же дало ему основание так считать?

А.С. Пушкин был певцом свободы с самого начала своего творчества. Еще в 1817 году он пишет оду "Вольность", полную громких и вызывающих фраз: "Тираны мира! трепещите!", "Восстаньте, падших рабы!". В данном произведении речь идет прежде всего о свободе политической. Поэт говорит о том, что власть выше народа, но она должна подчиняться высшему справедливому Закону. Таким образом, свобода воспринимается как подчинение всех слоев общества этому Закону, независимо от социального статуса и родовой принадлежности. Несмотря на то, что юный поэт не призывает к открытому восстанию или бунту, пафос стихотворения провокационный, будоражащий. Неудивительно, что ода вызвала волнение в правящих кругах, обратила на себя и своего создателя внимание власти. На публикацию столь провокационного стихотворения нужна была смелость, готовность пожертвовать всем, и это стремление во что бы то ни стало донести свое видение свободы является несомненной заслугой Пушкина.

Если в оде "Вольность" свобода рассматривается лишь с политической точки зрения, то позднее поэт переосмысляет категорию свободы, чему во многом поспособствовала южная ссылка (1821-1824). В стихотворении "Узник" это понятие раскрывается иначе. Лирический герой "сидит за решеткой в темнице сырой", где единственным его другом является орел. Герой с ним сравнивается. Этот орел никогда не знал св

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 2 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14