Главная мысль рассказа заколдованное место. "заколдованное место"

Черновики повести Гоголя “Заколдованное место” не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть “Заколдованное место” вошла во вторую книгу сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что “Вечера на хуторе близ Диканьки” издал некий пасечник Рудый Панько. Повести “Вечер накануне Ивана Купала”, “Пропавшая грамота” и “Заколдованное место” рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении “небылиц”, во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о “проклятых местах” и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: “чумаки”. “курень”. “баштан”. “хлопцы” . .. Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет “собачьими детьми”. но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает “плохое место” во время танца. Как только старик попадает на его границу “возле грядки с огурцами”. так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет “свой характер”. Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а “сор, дрязг и стыдно сказать что такое” .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин. Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли “Заколдованное место”. И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Когда рассказчик, старый Фома, был еще маленьким, с его дедом произошла необычная история. Он утверждает, что нечистая сила обморочит кого...
  2. Николай Васильевич Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой, так как хотел связать голос автора с голосом самого лирического повествователя. Произведение не...
  3. Летом я отдыхаю у бабушки в деревне. Там очень красивые места, чудесная природа. Я люблю ходить в лес за грибами...
  4. В жизни у каждого человека есть любимые места, куда он периодически возвращается независимо от своей занятости и возможности. У меня...

Ответы к школьным учебникам

Конкретно такая история не могла приключиться по сути. Реальным смотрится дед, охраняющий баштан совместно с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и тормознули отдохнуть, мама, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали. Не могло быть умопомрачительного попадания из 1-го места в другое, которое в обыкновенной жизни нереально отыскать, превращение пня в морду чудища. Не может птичий нос раздельно от птицы клевать котел и гласить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может гласить медведь. В этой истории дед денек спустя после первого раза попадает на одно и то же место, а там все пылает свечка. Свечка не может так длительно пылать. В этой истории действительность соединяется с фантастикой.

Литература и изобразительное искусство

К стр. 169

Рассмотрите иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

На иллюстрации М. Клодта изображен дед около пня с огромными очами. Мне заколдованное место представляется малость по другому. Слева нависает большущая черная гора, справа провал, туда летят камешки. В центре из-за горы выглядывает «мерзостная рожа» с красноватыми очами, высунула красноватый язык и дразнит деда. Дед по сопоставлению с этой харей небольшой и испуганный.

Ужасная месть

Фонохрестоматия

Стр. 169

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоцио-нальная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?
2.Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами: «...и вышел из неё колдун»?

1-2. Интонация актера изменяется совместно с тем, как изменяется состояние Днепра: пока она тих и споконен - рассказчик спокойно обрисовывает реку и природу вокруг нее, но как вода начинает беспокоиться, подымается ветер - теряет покой и глас актера: он то подымается, то опускается, то начинает читать быстрей. Наивысшей тревожной точки глас достигаете момент появления чернокнижника - самого ужасного персонажа этой картины, единственного существа, не боящегося оказаться рядом с Днепром в такую стршную ночь.

К стр. 170

Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это увлечение помогло ему писать свои произведения так, как будто не создатель гласит о людях, а люди по сути говорят о для себя. Гоголь подробно и ярко обрисовывает место деяния, как режиссер, который должен отлично представлять для себя, что находится на сцене. Писатель перевоплощается в собственных героев. Нам кажется, как будто дьячок по сути поначалу отрешается говорить свою историю, а позже укоряет слушателей в том, что они невнимательны. Потом создатель перевоплощается в испуганного деда и рассказывает уже о том, что лицезрел и ощущал дед.

Анализ произведения

«Заколдованное место» входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писа­теля, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Ру­дый Панько и решил с ними, как он говорит, «высунуть нос из своего захолустья в большой свет». Быль «Заколдованное место» рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история слу­чилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.

<…>К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Ос­тапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика не­ведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.

Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный ко­тел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».

Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, за­крытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответству­ют происходящему в данный момент действию — льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом.

«Заколдованное место» уникально фольклорными особеннос­тями — использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. На­родная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, на­ивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизнен­ных красок, искрятся задорным народным юмором.

Гоголь, Анализ произведения Заколдованное место

1 (20%) 1 vote

На этой странице искали:

  • заколдованное место анализ произведения
  • заколдованное место анализ
  • кто главный герой произведения заколдованное место
  • гоголь заколдованное место анализ
  • гоголь заколдованное место анализ произведения

Поговаривают, что люди могут справиться с нечистым духом. Не стоит так говорить. Если нечистая сила захочет обмануть, так и будет.

Рассказчику было 11 лет. Всего у отца было 4 ребенка. Отец ранней весной отправился в Крым и повез на продажу табак. С собой он повез 3х-летнего брата, а рассказчик остался дома вместе с матерью и 2 братьями. Дед посеял огород прямо у дороги и ушел жить в курень.


Деду понравилось то, что мимо него около 50 возов проезжало за день, и каждый мог что-то ему рассказать.

Однажды мимо деда Максима ехало 6 возов, это были старые товарищи деда. Они уселись в кружок, поели и разговорились. Дед взял рассказчика и брата, чтобы они поиграли на дудочке и потанцевали. Не удержавшись, дед сам пустился в пляс прямо на дорожке между огуречными грядками. Вот тут то и случилось нечистое: стоило деду дойти до середины дорожки, как тут же его ноги переставали подыматься. Он начал еще раз с начала дорожки, дотанцевал до середины и вновь ноги одеревенели. Это было какое-то заколдованное место. Дед тут же стал ругаться и назвал это место дьявольским.


Тут же позади деда кто-то рассмеялся. Обернулся дед, смотрит – а место то неизвестное, вокруг поле незнакомое. Пригляделся внимательнее, и узнал гумно одного волостного писаря. Вот куда занесла деда нечистая сила.

Затем дед решил выйти на дорогу, и в стороне на одной из могил увидел вспыхнувшую свечку. Вскоре она погасла и загорелась вторая, немного подальше. Дед подумал, что в этом месте спрятан клад. Подумал сразу раскопать, да лопаты с собой не было. Тогда он решил запомнить место и вернуться сюда позже. С этими мыслями он зашагал домой.


Ближе к вечеру следующего дня дед взял лопату и заступ, и отправился на место клада. Но, добравшись до места, он удивился – если есть гумно, то нет голубятни, если же видна голубятня, то нет гумна. Внезапно пошел сильный ливень, и дед побрел обратно домой.

На следующий день дед пошел по своему огороду к заколдованному месту с заступом в руках. Ударив заступом по тому месту, где у него деревенели ноги, он тут же оказался на том поле, где видел свечки. Только теперь у него был заступ.


Добрался он до места, указанного свечками и начал копать. Вскоре он выкопал котел. Во время копания дед беседовал сам с собой, а кто-то повторял его слова по нескольку раз. Дед подумал, что это черт, которому не хочется отдавать клад. Тогда он оставил клад и побежал к дому, а вокруг - тишина. Тогда он вернулся, забрал котелок и побежал, что есть мочи. Так он и добрался до огорода попа.

Мать до вечера ожидала деда. Уже и отужинали, а его все не видно. Помыла мать горшок и начала искать, куда слить помои. Вдруг она увидела, как в темноте по воздуху плывет кухля*. Мать взяла и вылита туда горячие помои. Тут же раздался громкий крик деда. Дед рассказал о найденном кладе и понадеялся, что теперь все дети с бубликами и баранками будут.


Надеясь на золото, дед открыл котелок, а там было то, о чем даже и сказать стыдно.

После этого происшествия дед утратил доверие к черту. И внукам говорил часто, чтобы они никогда не верили черту – обманет однозначно. А если слышал, как где-то, что-то неспокойное творится, сразу начинал креститься и внукам кричал, чтобы крестились.


То заколдованное место на дорожке, где у него ноги деревенели, дед оградил при помощи плетня, и сбрасывал туда весь мусор и бурьян.

Кухля* - сосуд для транспортировки жидкостей на небольшие расстояния.