Все лекции по философии. Смагин б.а

Москва 2005

Рецендент: Семаева И.И., доктор философских наук, профессор.

Философия: Конспект лекций / Коробкова Ю.Е.-М.:МИЭМП,2005.- 118с.

Конспект лекций предназначен для студентов все форм обучения.

Печатается по решения НМС МИЭМП

© Коробкова Ю.Е., 2005

© Московский институт экономики, менежмента и права, 2005.

Раздел 1. Исторический курс философии...........................4

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО И РОЛЬ

ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ....................................................4

ЛЕКЦИЯ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ...................................................10

ЛЕКЦИЯ 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (1У-Х111 вв.) И

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (Х1У-ХУ1 вв.)..20

ЛЕКЦИЯ 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХУ11 вв.)

И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ........................27

ЛЕКЦИЯ 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И

МАРКСИЗМ.................................................................................37

ЛЕКЦИЯ 6. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

КОНЦА Х1Х-ХХ вв....................................................................42

ЛЕКЦИЯ 7. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ

МЫСЛИ Х1-ХХ вв.....................................................................49

Раздел 2. Теоретический курс философии........................60

ЛЕКЦИЯ 8. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ................................................................60

ЛЕКЦИЯ 9. СОЗНАНИЕ: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ....72

ЛЕКЦИЯ 10. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ).

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ..........................................................76

ЛЕКЦИЯ 11. ПРИРОДА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО

ОСМЫСЛЕНИЯ.........................................................................81

Тема 11. Проблемы социальной философии и

ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ......................................................85

ЛЕКЦИЯ 12. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ................................94

ЛЕКЦИЯ 13. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.............103

Приложение № 1............................................................................................107

Основная литература.....................................................................................115

Раздел 1. Исторический курс философии.

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО И РОЛЬ

ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ .

Основные вопросы лекции:

1. Происхождение и предмет философии.

2. Философия и мировоззрение.

3. Философия и наука

4. Специфические черты философского знания.

5. Функции философии.

6. Основной вопрос философии.

1. Происхождение и предмет философии.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости» . Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение».

Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – _DJ__греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой » период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.

В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии. В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые

используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.

Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии .

Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте. В целом философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.

2. Философия и мировоззрение .

Философия носит двойственный характер и рассматривается во-первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяютотношение человека к миру. Основные вопросы мировоззрения:

Что такое человек и мир?

Откуда он произошел?

Куда и зачем движется его судьба?

Какой смысл в существовании человека и общества?

В истории человечества существует три основные формымировоззрения: мифология, религия, философия.

Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы. Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.

Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.

Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение . Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит

рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е опирается на доказательства в обосновании своих положений).

Смагин Б.А., проф.

Философствовать можно научиться лишь

благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума.

Часть I. История философии

Лекция первая. Мировоззрение.

Лекция вторая. Мифологическое и религиозное мировоззрения и их особенности.

Лекция третья. Начало философии (Древний Восток).

Лекция четвертая. Античная философия.

Лекция пятая. Средневековая философия.

Лекция шестая. Философия эпохи Возрождения.

Лекция седьмая. Философия Нового и Новейшего времени.

Часть II. Теоретическая философия

Лекция восьмая. Проблема бытия. Онтология.

Лекция девятая. Культура как философская категория. Философия культуры.

Лекция десятая. Проблема человека. Философская антропология.

Лекция одиннадцатая. Сознание: происхождение и сущность.

Лекция двенадцатая. Диалектика как учение о развитии.

Лекция тринадцатая. Теория познания. Философия науки.

Лекция четырнадцатая. Социальная философия.

Лекция пятнадцатая. Специфика и функции философии.

Лекция шестнадцатая. Современные проблемы развития науки и техники

Часть I. История философии

Лекция первая. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

    Предварительное представление о философии.

    Мировоззрение, его сущность и строение.

    Понятие «мир» и его значение

    Предварительное представление о философии

Слова философия ифилософ знакомы каждому из нас. Вряд ли мы сможем точно ответить на вопрос, когда и где мы их узнали, в какой ситуации впервые с ними столкнулись. Однако любому человеку хорошо известно их значение. И если даже не каждый сможет дать правильное, «книжное» определение философии, то все равно ему будет вполне понятно, о чем идет речь, когда говорят о философии и философах.

Согласно древней китайской пословице, человек может поумнеть тремя путями:

- путем опыта – это самый горький путь,

- путем подражания – это самый легкий путь,

- путем размышления – это самый благородный путь.

По третьему пути пошла философия.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано несколько значений термина «философия» и «философский». Философией могут называться «отвлеченные, не идущие к делу рассуждения», иногда философским именуют разумное, спокойное отношение к невзгодам жизни.

Изучение любой науки начинается с ответа на вопрос - что изучает, чем занимается. Например, мы говорим, что астрономия - это наука о небесных телах, биология - о различных формах жизни, история - о событиях прошлого и т. д. Другими словами, каждая наука изучает какую–либо часть или область окружающего мира, имеет свой конкретный предмет, которым она и занимается.

Что же изучает философия? Точно ответить на поставленный вопрос невозможно, потому что у нее нет определенного, конкретного предмета и поэтому она сильно отличается от других существующих наук. Наиболее правильным, но одновременно кратким и странным, представляется следующий вариант определения философии – наука обо всем.

Философия - это совершенно особый мир, который не похож на тот, который мы видим и в котором живем. В него можно проникнуть только умом и воображением. «Проникнуть» - даже не точное слово, ибо этот мир не столько познается, открывается, сколько создается, творится умом и воображением самих философов. Это, конечно, отличается от змеев-горынычей, кащеев бессмертных, кикимор, - но не более, чем взрослый от ребенка. В каком-то смысле философия действительно - сказка для взрослых.

Среди мотивов, которые вызвали к жизни философию и составляют её внутреннюю движущую силу, исключительно важную и незаменимую роль играет моральный пафос совершенной жизни . Она показывает как мысль связана со смыслом, переходит в смысл и зависит от него. Имея в виду это единство познания и нравственности философию можно определить как своеобразнуюутопию культуры . Философия ограничивает деятельность пределами разума и фокусирует её на такую высоту, которая может быть аргументирована в качестве высшей, совершенной. Философия задает пространство разумного человеческого существования тем, что она отвечает на вопрос,каким бы был мир, если бы он был специально создан для этой цели . Она создает (конструирует) идеальный образ мира, скроенного по меркам человеческого разума. Тем самым она задает параметры разумного, осознанного человеческого существования, являющегося одновременно ответственным существованием, т.е. существованием, за которое человек отдает себе отчет и готов держать ответ. Ясно, что такой образ мира может быть утопическим. В этом смысле всякая философия есть утопия.

Философские образы мира рисуют не просто желательное будущее, а непременно действенное будущее, которое выступает как моральный проект, перспектива разумного существования.

Философия есть то, чем занимаются философы. Хотя философия – это не профессия, а состояние ума, образ жизни.

Философию нельзя определить или ввести в обиход просто определением или суммой сведений. Можно сказать, например, что философия – это форма теоретического мировоззрения, но этим мы еще ничего не говорим по существу.

Когда нам читают лекции по физике, химии или психологии, то мы вправе ожидать, что нам будет сообщена какая-то система знаний иметодов, и мы тем самым чему-нибудь научимся.

В случае философии у нас нет такого права. Философия не может никому сообщить никакой суммы и системы знаний, потому что она просто не содержит ее, не является ею. Поэтому и учить философии нельзя, обучение философии напоминало бы создание «деревянного железа». Ибо только самому , мысля и упражняясь в способности спрашивать и различать, человеку удается открыть для себя философию. В этом смысле философия – этошкола мысли. Мы учимся понимать смысл хрестоматийных ее образцов. Любой философский текст должензаново рождаться читателем.

Достоверность знания, приобретаемого философией, основана на убеждении : отсюда и пониманиефилософии как мировоззрения .

Можно подойти к определению философии, дав ей отрицательное определение, т.е. выявить то, чем философия не является.

Философия не искусство. Философ отличается от художника тем, что он ищет изображение истины не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях. Предметом искусства является, как правило, внутренний, эмоциональный мир человека. В отличие от науки искусство не стремится что-либо доказывать, а в отличие от религии – не призывает во что-либо безусловно верить, оно базируется на выражении и передаче через художественные образы каких-либо чувств, настроений, переживаний.

Философия не религия. Философ отличается от религиозного человека тем, что он стремится к исследованию истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Предметом религии, наоборот, является сверхъестественный (потусторонний, божественный) мир, который она полагает реально существующим и считает все земные события напрямую зависящими от этого высшего мира. Увидеть его нельзя, а поэтому точное знание о нем невозможно. По отношению к этому миру нельзя поставить эксперимент, а значит ни доказать, ни опровергнуть его существование невозможно.

Философия не наука. Философ отличается от ученого тем, что его взгляды есть результат не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результат присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности. Предметом науки является, как правило, естественный (природный, физический) мир, постигая который, она стремится к высокой точности своих знаний, считает необходимым все доказывать, а также – экспериментировать, все глубже проникать в тайны природы и извлекать из этого практическую пользу, увеличивая техническую мощь человека.

Философия в отличие от науки, религии и искусства не ограничивается каким-нибудь одним предметом или сферой реальности и пытается охватить в своей деятельности и естественный, и сверхъестественный и внутренний мир человека. При этом она признает в качестве средств освоения этих миров и доказательное знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство. Как видим, философия имеет нечто общее и с наукой, и с религией, и с искусством, но в то же время значительно отличается от этих форм духовной культуры прежде всего своим масштабом. Поэтому можно определить философию как специфическую форму духовной культуры (наряду с наукой, религией и искусством), которая пытается различными способами охватить, описать, объяснить и понять в наиболее общих (широких) чертах и мир, и человека.

Поэтому философия не связана никакими безусловными авторитетами , никакими религиознымиверованиями , никакиминаучными представлениями. Она не считается ни со «святостью» религии, ни с «величием» законодательства, навлекая на себя нередко подозрения, ненависть и преследования за «посягательство на святая святых», на «нерушимые основы» нравственности, религии и государства.

Философия есть единая универсальная духовная «система отсчета» , позволяющая оценить и понять любую информацию, привести её в связь с тем, что было известно раньше, увидеть ее место в одном всеобъемлющем целом.

Сегодняшняя ситуация в философии, говоря точнее, духовная ситуация эпохи в целом определяется следующим фундаментальным фактом. Научно-технический прогресс и научно-ориентированные социальные преобразования достигли таких успехов, о которых прежде, даже 100-200 лет назад не могли и мечтать. Они превзошли все ожидания философов. Но они не привели к земному раю, к совершенному состоянию, на которое уповала философия. Более того, воплотившаяся утопия обернулась антиутопией.

Проблема, перед которой стоит философия, - та же самая, перед которой стоит современное общество. У них нет идеальной перспективы. Нет некоего всеохватывающего, философски осмысленного и аргументированного идеала в качестве перспективы, вдохновляющей практические усилия по совершенствованию форм жизни. Старая утопия, делавшая ставку на счастливое преображение мира через посредство науки и техники, потерпела крах. Новая утопия не выработана.

    Мировоззрение, его сущность и строение

Философия есть форма рационально-теоретического систематического мировоззрения.

Что же такое мировоззрение?

Мировоззрение этоцелостная, имеющая силу внутреннего убеждения, совокупность представлений человека об окружающей его действительности и его места в ней, определенный способ понимания, оценки и интерпретации как окружающей действительности, так и самого человека.

Мировоззрение реализуется и обнаруживает себя через поиск и утверждение некоторых важнейших результатов познания и действия, т.е. как обобщенное представление о мире и человеке. Мировоззрение, далее, ориентируется набезусловное и абсолютное (в каждую эпоху свое), т.е. отличается стремлением к поискупредельных образцов духовно-практического освоения действительности, достраивания представлений доцелого. Иначе говоря, мировоззрение характеризуется чертоймаксимальности, т.е. условиями доведения результатов познания до уровня долженствования и идеала. Отсюда мировоззрению присущи чертыуниверсальности и проективности, т.е. доведение знаний до их практического воплощения или нормативного уровня этого воплощения.

Особую роль в мировоззрении играет убеждение , которое является способом связи всех элементов мировоззрения. Подубеждением мы будем пониматьвнутреннее принятие содержания высказывания как истинного (правильного) и различать убеждения

а) на уровне веры,

б) на уровне мнения,

в) на уровне знания.

Реальные убеждения человека включают в себя разные виды убежденности и представляют некоторые ансамбли уверенностей, из которых одна преобладает и определяет качество целого. Речь может идти, во-первых, о субъективных убеждениях (субъективной уверенности), т.е. предрасположенности, предпочтении, связанных с неосознаваемым опытом и интересами; это принятие без объяснения и какой-либо аргументации; во-вторых, об интерсубъективном убеждении (интерсубъективной уверенности), т.е. общепринятости, авторитетности; в-третьих, об объективном убеждении (объективной уверенности) на основе принятия фактов, наблюдений, логических аргументов, научно проверенных положений.

В структуру мировоззрения входят элементы самой духовной культуры, а именно:

1. знания,

2. ценности,

3. проекты (модели предвидимого будущего).

Знание – это адекватное и обоснованное убеждение, т.е. то, что удовлетворяет трем условиям: 1) условию истинности (адекватности), 2) условию убежденности (веры, приемлемости), 3) условию обоснованности.

Ценность – это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности. Ценности в равной мере могут относиться и к существующему (сущему), и к должному, характеризуя значение оцениваемого для субъекта. Примеры ценностных суждений: М. Лютер – «На том стою, и не могу иначе!», Л. Толстой – «Не могу молчать!».

Ценности – это фундаментальные нормы, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивиду осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе выбор между конкретными целями рациональных действий.

Претворение знаний в созидание, направляемое ценностями, нуждается еще в одном звене – в проекте результата совершаемого практического действия, в «модели потребного будущего», в предвосхищающих действие моделях. Исторически, выделяясь из практического, мифологического и игрового проектирования, формировались специализированные формы проективной деятельности и сознания, в зависимости от специфики объектов, проекты которых следовало создавать – природных, социальных или человеческих.

Моделирование сферы общественных явлений (социальное проектирование) отличается от проектирования вещей тем, что создает модели объектов особого рода – институционально-организационного характера (общественных учреждений), включая утопические проекты. Создание моделей человека (педагогическое проектирование) выражается в создаваемых родителями и учителями идеальных образов своих детей и учеников, включая и самопроектирование (в игре и самовоспитании). Идеал в данном случае есть не что иное, как род проекта, воплощающий представление о совершенстве человека и совершенной организации жизни человечества и являющийся носителем наивысшей ценности. Идеал является конкретным представлением о «потребном будущем», образом этого желанного будущего.

Традиционно выделяют пять основных форм мировоззрения , имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, «научное» или натуралистское и философское.

Все перечисленные формы мировоззрения имеют нечто, общее, что и позволяет их относить к мировоззрению как таковому. Этим общим выступает решение основного вопроса мировоззрения, что позволяет строить разные системы ценностно-мировоззренческих ориентиров.

Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений.

Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения.

Второй критерий носит предметный характер: речь идет о реальности - природной или социальной, которая получает свое обобщенное теоретическое выражение в том или ином мировоззрении.

Третий критерий - универсально-синтетический, т. е. охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение. Всякое мировоззрение складывается из убеждений . Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т. д. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишенной объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т. д. Это - активная позиция за или против каких-то других убеждений.

Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют

1) сущность природных и социальных явлений;

2) заинтересованные отношения людей к определенным явлениям;

3) обобщения, которые по своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.

Отправной точкой здесь выделяется обыденное мировоззрение , как некоторая предпосылка более высоких мировоззренческих типов. Это воззрение на мир, которое носит во многом случайный характер и складывается стихийно, в зависимости от самых разнообразных параметров взаимоотношения человека с миром. Это не систематическая форма мировоззрения.

Образно-эмоциональный уровень (искусство, мифология, религия), которое выражается в образах и символах, запечатляемых в музыке, живописи, архитектуре, религиозном культе и т.д. Это - «плод души».

Уровень перехода от образа к понятию , для которого характерно смешение «слов обыденной речи и философской терминологии».

Понятийно-бесстрастный уровень , который базируется на рациональных знаниях наук. «Мировоззрение третьего уровня – это «плод ума». Это мировоззрение компьютера. Оно выражается и в словах обыденной речи, и в формулах и схемах. Это уровень наук. Внешне можно было бы назвать этот уровень научным, в смысле истинного отражения дел. Но на самом деле это не так, так как данное мировоззрение базируется на предметном понимании истины и мира. Оно научно, в смысле истинности лишь относительно узкой части бытия. Тогда как целостное бытие, сочетает в себе и знания, и переживания мира, и должно быть выражено и образами, и понятиями.

Философия, в идеале, - это гармоничное соотношение души и ума.

При изучении мировоззрения как системы взглядов человека на окружающий мир выделяют следующие ступени мировоззренческого освоения мира : мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.

Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, выступать как в положительной, так и в негативной окраске, подчеркивая состояние человека в зависимости от происходящего (например, абсурдности ситуации, трагичности). Состояние временного, преходящего потрясения, которое можно назвать состоянием «смыслоутраты», описал Л. Н. Толстой в гениальном произведении «Война и мир»: «С той минуты, когда Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога... Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины» 1 .

Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого становления человека, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.

Однако мироощущение и мировосприятие не отделимы от миропонимания. Они неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и определяя в нем место человека.

Другое основание для деления - это решение основного вопроса мировоззрения , то есть вопроса о взаимоотношении Человека и Мира, Мы и Мироздания, Я и Вселенной и т.п. Это те формы мировоззрения, в основании которых лежит то или иное решение вопроса о взаимоотношении «объекта мировоззрения» (мир) и «субъекта мировоззрения» (индивид, человек). В этом смысле, «мировоззрение – не простая совокупность знаний о мире в целом и не простая сумма наук. Мировоззрение может состоять и из совокупности заблуждений.

Исходя из решения этого основного вопроса, можно выделить два типа мировоззрения .

Антропоморфно-социоморфное мировоззрение , когда мир объясняется путем перенесения на него форм человеческого общения и психических свойств индивида. Это варианты художественного мировоззрения, выражаемые в системе образов. Оно подразделяется на субъективно и объективно художественное.

Натуралистско-редукционистское мировоззрение , когда люди осознают себя и общество, перенося на себя и общество законы природы, мироздания как такового.

Если соотнести уровни мировоззрения и два выделенных типа, то можно выделить виды мировоззрения, в зависимости от вариантов их сочетания.

Пример мировоззренческого самоопределения – теоретическая реконструкция космогенеза. Перед нами человек. Какова же должна быть вселенная, чтобы его существование не противоречило физическим условиям бытия в ней? Для этого требуется, прежде всего, наличие жизни как формы существования белковых тел. Однако белковые тела предполагают существование элементов тяжелее водорода (например, углерода и кислорода). Для появления тяжелых элементов требуется термоядерная реакция, которая может осуществляться только в звездах. Но для того чтобы в звезде возникли условия, необходимые для запуска термоядерной реакции, требуется несколько миллиардов лет. Такое время совместимо с эйнштейновской моделью замкнутой вселенной, если ее радиус на определенной фазе расширения составляет не менее нескольких миллиардов световых лет. Почему же с этой точки зрения Вселенная так велика? Потому что только в такой Вселенной возможно существование человека. Рассмотрим еще один важный вопрос, связанный с понятием мировоззрения.


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

Смагин Б.А., проф.
Философствовать можно научиться лишь

благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума.

Часть I. История философии

Лекция первая. Мировоззрение.

Лекция вторая. Мифологическое и религиозное мировоззрения и их особенности.

Лекция третья. Начало философии (Древний Восток).

Лекция четвертая. Античная философия.

Лекция пятая. Средневековая философия.

Лекция шестая. Философия эпохи Возрождения.

Лекция седьмая. Философия Нового и Новейшего времени.
Часть II. Теоретическая философия

Лекция восьмая. Проблема бытия. Онтология.

Лекция девятая. Культура как философская категория. Философия культуры.

Лекция десятая. Проблема человека. Философская антропология.

Лекция одиннадцатая. Сознание: происхождение и сущность.

Лекция двенадцатая. Диалектика как учение о развитии.

Лекция тринадцатая. Теория познания. Философия науки.

Лекция четырнадцатая. Социальная философия.

Лекция пятнадцатая. Специфика и функции философии.

Лекция шестнадцатая. Современные проблемы развития науки и техники

Часть I. История философии
Лекция первая. МИРОВОЗЗРЕНИЕ


  1. .

  2. Мировоззрение, его сущность и строение.

  3. Понятие «мир» и его значение

  1. Предварительное представление о философии
Слова философия и философ знакомы каждому из нас. Вряд ли мы сможем точно ответить на вопрос, когда и где мы их узнали, в какой ситуации впервые с ними столкнулись. Однако любому человеку хорошо известно их значение. И если даже не каждый сможет дать правильное, «книжное» определение философии, то все равно ему будет вполне понятно, о чем идет речь, когда говорят о философии и философах.

Согласно древней китайской пословице, человек может поумнеть тремя путями:

- путем опыта – это самый горький путь,

- путем подражания – это самый легкий путь,

- путем размышления – это самый благородный путь.

По третьему пути пошла философия.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано несколько значений термина «философия» и «философский». Философией могут называться «отвлеченные, не идущие к делу рассуждения», иногда философским именуют разумное, спокойное отношение к невзгодам жизни.

Изучение любой науки начинается с ответа на вопрос - что изучает, чем занимается. Например, мы говорим, что астрономия - это наука о небесных телах, биология - о различных формах жизни, история - о событиях прошлого и т. д. Другими словами, каждая наука изучает какую–либо часть или область окружающего мира, имеет свой конкретный предмет, которым она и занимается.

Что же изучает философия? Точно ответить на поставленный вопрос невозможно, потому что у нее нет определенного , конкретного предмета и поэтому она сильно отличается от других существующих наук. Наиболее правильным, но одновременно кратким и странным, представляется следующий вариант определения философии – наука обо всем.

Философия - это совершенно особый мир, который не похож на тот, который мы видим и в котором живем. В него можно проникнуть только умом и воображением. «Проникнуть» - даже не точное слово, ибо этот мир не столько познается, открывается, сколько создается, творится умом и воображением самих философов. Это, конечно, отличается от змеев-горынычей, кащеев бессмертных, кикимор, - но не более, чем взрослый от ребенка. В каком-то смысле философия действительно - сказка для взрослых.

Среди мотивов, которые вызвали к жизни философию и составляют её внутреннюю движущую силу, исключительно важную и незаменимую роль играет моральный пафос совершенной жизни . Она показывает как мысль связана со смыслом, переходит в смысл и зависит от него. Имея в виду это единство познания и нравственности философию можно определить как своеобразную утопию культуры . Философия ограничивает деятельность пределами разума и фокусирует её на такую высоту, которая может быть аргументирована в качестве высшей, совершенной. Философия задает пространство разумного человеческого существования тем, что она отвечает на вопрос, каким бы был мир, если бы он был специально создан для этой цели . Она создает (конструирует) идеальный образ мира, скроенного по меркам человеческого разума. Тем самым она задает параметры разумного, являющегося одновременно ответственным существованием, т.е. существованием, за которое человек отдает себе отчет и готов держать ответ. Ясно, что такой образ мира может быть утопическим. В этом смысле всякая философия есть утопия.

Философские образы мира рисуют не просто желательное будущее, а непременно действенное будущее, которое выступает как моральный проект, перспектива разумного существования.

Философия есть то, чем занимаются философы. Хотя философия – это не профессия, а состояние ума, образ жизни.

Философию нельзя определить или ввести в обиход просто определением или суммой сведений. Можно сказать, например, что философия – это форма теоретического мировоззрения, но этим мы еще ничего не говорим по существу.

Когда нам читают лекции по физике, химии или психологии, то мы вправе ожидать, что нам будет сообщена какая-то система знаний и методов, и мы тем самым чему-нибудь научимся.

В случае философии у нас нет такого права. Философия не может никому сообщить никакой суммы и системы знаний, потому что она просто не содержит ее, не является ею. Поэтому и учить философии нельзя, обучение философии напоминало бы создание «деревянного железа». Ибо только самому , мысля и упражняясь в способности спрашивать и различать, человеку удается открыть для себя философию. В этом смысле философия – это школа мысли. Мы учимся понимать смысл хрестоматийных ее образцов. Любой философский текст должен заново рождаться читателем.

Достоверность знания, приобретаемого философией, основана на убеждении : отсюда и понимание философии как мировоззрения .

Можно подойти к определению философии, дав ей отрицательное определение, т.е. выявить то, чем философия не является.

Философия не искусство. Философ отличается от художника тем, что он ищет изображение истины не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях. Предметом искусства является, как правило, внутренний, эмоциональный мир человека. В отличие от науки искусство не стремится что-либо доказывать, а в отличие от религии – не призывает во что-либо безусловно верить, оно базируется на выражении и передаче через художественные образы каких-либо чувств , настроений, переживаний.

Философия не религия. Философ отличается от религиозного человека тем, что он стремится к исследованию истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Предметом религии, наоборот, является сверхъестественный (потусторонний, божественный) мир, который она полагает реально существующим и считает все земные события напрямую зависящими от этого высшего мира. Увидеть его нельзя, а поэтому точное знание о нем невозможно. По отношению к этому миру нельзя поставить эксперимент, а значит ни доказать, ни опровергнуть его существование невозможно.

Философия не наука. Философ отличается от ученого тем, что его взгляды есть результат не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результат присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности. Предметом науки является, как правило, естественный (природный, физический) мир, постигая который, она стремится к высокой точности своих знаний, считает необходимым все доказывать, а также – экспериментировать, все глубже проникать в тайны природы и извлекать из этого практическую пользу, увеличивая техническую мощь человека.

Философия в отличие от науки, религии и искусства не ограничивается каким-нибудь одним предметом или сферой реальности и пытается охватить в своей деятельности и естественный, и сверхъестественный и внутренний мир человека. При этом она признает в качестве средств освоения этих миров и доказательное знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство. Как видим, философия имеет нечто общее и с наукой, и с религией, и с искусством, но в то же время значительно отличается от этих форм духовной культуры прежде всего своим масштабом. Поэтому можно определить философию как специфическую форму духовной культуры (наряду с наукой, религией и искусством), которая пытается различными способами охватить, описать, объяснить и понять в наиболее общих (широких) чертах и мир, и человека.

Поэтому философия не связана никакими безусловными авторитетами , никакими религиозными верованиями , никакими научными представлениями. Она не считается ни со «святостью» религии, ни с «величием» законодательства, навлекая на себя нередко подозрения, ненависть и преследования за «посягательство на святая святых», на «нерушимые основы» нравственности, религии и государства.

Философия есть единая универсальная духовная «система отсчета» , позволяющая оценить и понять любую информацию, привести её в связь с тем, что было известно раньше , увидеть ее место в одном всеобъемлющем целом.

Сегодняшняя ситуация в философии, говоря точнее, духовная ситуация эпохи в целом определяется следующим фундаментальным фактом. Научно-технический прогресс и научно-ориентированные социальные преобразования достигли таких успехов, о которых прежде, даже 100-200 лет назад не могли и мечтать. Они превзошли все ожидания философов. Но они не привели к земному раю, к совершенному состоянию, на которое уповала философия. Более того, воплотившаяся утопия обернулась антиутопией.

Проблема, перед которой стоит философия, - та же самая, перед которой стоит современное общество. У них нет идеальной перспективы. Нет некоего всеохватывающего, философски осмысленного и аргументированного идеала в качестве перспективы, вдохновляющей практические усилия по совершенствованию форм жизни. Старая утопия, делавшая ставку на счастливое преображение мира через посредство науки и техники, потерпела крах. Новая утопия не выработана.


  1. Мировоззрение ,_его_сущность_и_строение">Мировоззрение, его сущность и строение
Философия есть форма рационально-теоретического систематического мировоззрения.

Что же такое мировоззрение?

Мировоззрение это целостная, имеющая силу внутреннего убеждения, совокупность представлений человека об окружающей его действительности и его места в ней, определенный способ понимания, оценки и интерпретации как окружающей действительности, так и самого человека.

Мировоззрение реализуется и обнаруживает себя через поиск и утверждение некоторых важнейших результатов познания и действия, т.е. как обобщенное представление о мире и человеке. Мировоззрение, далее, ориентируется на безусловное и абсолютное (в каждую эпоху свое), т.е. отличается стремлением к поиску предельных образцов духовно-практического освоения действительности, достраивания представлений до целого. Иначе говоря, мировоззрение характеризуется чертой максимальности, т.е. условиями доведения результатов познания до уровня долженствования и идеала. Отсюда мировоззрению присущи черты универсальности и проективности, т.е. доведение знаний до их практического воплощения или нормативного уровня этого воплощения.

Особую роль в мировоззрении играет убеждение , которое является способом связи всех элементов мировоззрения. Под убеждением мы будем понимать внутреннее принятие содержания высказывания как истинного (правильного) и различать убеждения

а) на уровне веры,

б) на уровне мнения,

в) на уровне знания.

Реальные убеждения человека включают в себя разные виды убежденности и представляют некоторые ансамбли уверенностей , из которых одна преобладает и определяет качество целого. Речь может идти, во-первых, о субъективных убеждениях (субъективной уверенности), т.е. предрасположенности, предпочтении, связанных с неосознаваемым опытом и интересами; это принятие без объяснения и какой-либо аргументации; во-вторых, об интерсубъективном убеждении (интерсубъективной уверенности), т.е. общепринятости, авторитетности; в-третьих, об объективном убеждении (объективной уверенности) на основе принятия фактов, наблюдений, логических аргументов, научно проверенных положений.

В структуру мировоззрения входят элементы самой духовной культуры, а именно:

1. знания,

2. ценности,

3. проекты (модели предвидимого будущего).

Знание – это адекватное и обоснованное убеждение, т.е. то, что удовлетворяет трем условиям: 1) условию истинности (адекватности), 2) условию убежденности (веры, приемлемости), 3) условию обоснованности.

Ценность – это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности. Ценности в равной мере могут относиться и к существующему (сущему), и к должному, характеризуя значение оцениваемого для субъекта. Примеры ценностных суждений: М. Лютер – «На том стою, и не могу иначе!», Л. Толстой – «Не могу молчать!».

Ценности – это фундаментальные нормы, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивиду осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе выбор между конкретными целями рациональных действий.

Претворение знаний в созидание, направляемое ценностями, нуждается еще в одном звене – в проекте результата совершаемого практического действия, в «модели потребного будущего», в предвосхищающих действие моделях. Исторически, выделяясь из практического, мифологического и игрового проектирования, формировались специализированные формы проективной деятельности и сознания, в зависимости от специфики объектов, проекты которых следовало создавать – природных, социальных или человеческих.

Моделирование сферы общественных явлений (социальное проектирование) отличается от проектирования вещей тем, что создает модели объектов особого рода – институционально-организационного характера (общественных учреждений), включая утопические проекты. Создание моделей человека (педагогическое проектирование) выражается в создаваемых родителями и учителями идеальных образов своих детей и учеников, включая и самопроектирование (в игре и самовоспитании). Идеал в данном случае есть не что иное, как род проекта, воплощающий представление о совершенстве человека и совершенной организации жизни человечества и являющийся носителем наивысшей ценности. Идеал является конкретным представлением о «потребном будущем», образом этого желанного будущего.

Традиционно выделяют пять основных форм мировоззрения , имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, «научное» или натуралистское и философское.

Все перечисленные формы мировоззрения имеют нечто , общее, что и позволяет их относить к мировоззрению как таковому. Этим общим выступает решение основного вопроса мировоззрения, что позволяет строить разные системы ценностно-мировоззренческих ориентиров.

Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений.

Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения.

Второй критерий носит предметный характер: речь идет о реальности - природной или социальной, которая получает свое обобщенное теоретическое выражение в том или ином мировоззрении.

Третий критерий - универсально-синтетический, т. е. охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение. Всякое мировоззрение складывается из убеждений . Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т. д. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишенной объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т. д. Это - активная позиция за или против каких-то других убеждений.

Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют

1) сущность природных и социальных явлений;

2) заинтересованные отношения людей к определенным явлениям;

3) обобщения, которые по своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.

Отправной точкой здесь выделяется обыденное мировоззрение , как некоторая предпосылка более высоких мировоззренческих типов. Это воззрение на мир, которое носит во многом случайный характер и складывается стихийно, в зависимости от самых разнообразных параметров взаимоотношения человека с миром. Это не систематическая форма мировоззрения.

Если считать обыденное мировоззрение некой нулевой точкой отсчета, как наименее систематизированное , то по степени отдаления от него выделяются три уровня мировоззрения.

Образно-эмоциональный уровень (искусство, мифология, религия), которое выражается в образах и символах, запечатляемых в музыке, живописи, архитектуре, религиозном культе и т.д. Это - «плод души».

Уровень перехода от образа к понятию , для которого характерно смешение «слов обыденной речи и философской терминологии».

Предмет философии.

В переводе с древнегреческого языка слово философия означает – любовь к мудрости, слово появилось в 6 веке до нашей эры.

Пифагор впервые использовал это слово. По сравнению с мифологией и религией, философия опирается на интеллектуальное постижение мира.

Отличия философии от других наук:

1. Философия использует очень абстрактные категории: дух, сознание человека, бытие.

2. Философские знания являются плюраристичными, то есть на одни и те же вопросы даются разные ответы.

3. Философия ориентируется на интересы и цели человека.

4. Рефлексия – философия способствует духовному совершенствованию человека.

Таким образом, существуют три основные проблемы в философии:

2. Человек

3. Отношение человек – мир

Ценность философии – она потрясает сознание человека и побуждает в нем движение.

Античная философия.

Первых философов называли натурфилософами или физиками, они пытались понять сущность природы и космоса. (Фалес, Гераклит, Анаксимен).

К периоду высокой классики относится деятельность Сократа. Центральная тема для него – человек.

Он считал, что есть основные добродетели:

1. Сдержанность

2. Мужество

3. Справедливость

Их можно получить путем познания в спорах или беседах, через выявление противоречий и достижение истины. Такой метод называется диалектика.

Платон (Аристокл) .

Главное место в его философии занимает учение об идеях. Идеи – это вечные сущности, идеальный образ, а все являются несовершенными и погибают.

Аристотель.

Он исследовал душу человека и считал, что разум считается часть души и является бессмертным.

Было направление, которое называлось софисты. Они исходили из принципа « Человек, есть мера всех вещей », то что доставляет человеку удовольствие – хорошо, а то что не доставляет – плохо.

Поздняя классика античной философии.

Эпикуреизм – представители этой школы учили людей преодолевать страх смерти. Пока смерть не наступит - человек живет, а когда наступает - человека нет, и нет страха.

Скептицизм – они указывали на относительность человеческого познания, поэтому мудрый человек должен воздерживаться от любых суждений о вещах.

Стоицизм. Зенон считал, что судьба человека является предначертанной и если кто – то ей сопротивляется, то она тянет его за собой.

Средневековая философия.

Основное направление в развитии философии данного периода – теоцентризм, то есть Бог находится в центре внимания философов.

Период начинается, когда появились апологетики, когда философы обращались к народу в защиту христианства. Позже появились отцы церкви и философия стала называться патристикой: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Григорий Нисский – все они утверждали безоговорочный авторитет церкви в решении всех вопросов.

Позже в школах стали преподавать философию и она стала называться схоластикой. (учебная дисциплина).

В конце средних веков появляются мистические учения – они считали, что достичь единства с божественным духом можно при помощи болезненно – восторженного состояния. Для них внутренне ощущение Бога важнее, чем богослужение.

Философия Возрождения. (Ренессанс).

Начинается в 14 веке в Италии, основное направление в развитии – антропоцентризм.

1. Освобождение человека от господства религии.

2. Возвращение к античному культурному наследию.

3. Появляется гуманизм. Это идейное течение, для которого человек предстает, как высшая ценность.

4. Развивается интерес к природе – натурфилософия.

Философия Нового Времени.

Начинается с 17 века, бурно развивается наука, и философы ищут универсальные методы познания – наукоцентризм.

Бэкон – основатель эмпиризма – это метод познания основанный на чувственном опыте. Бэкон считал, что мысль должна двигать от единичных фактов к общему выводу. (индукция).

Декарт – основатель метода рационализма, он считал, что чувственный опыт не может обеспечить глубину знаний, источником познаний является разум.

Он создал метод сомнения, состоящий из трех пунктов:

1. Признание истинным только того, что познается.

2. Выделение простых элементов знания.

3. Восхождение от простого к сложному.

Немецкая философия.

Выделяют труды Канта по этике. Он выработал правило – категорический императив. Поступай согласно такому правилу, руководствуясь которым ты в то же время можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим законом.

В целом философия до второй половины 19 века называется классической, ее главная особенность – вера в разум, а так же приоритет свободы человека. С 20 века начинается период неклассической философии.

Особенности неклассической философии.

1. Происходит отказ от рационализма и развитие иррационализма, основанного на интуиции, вере или инстинктах.

2. Антропологический характер философских систем.

3. Противоречивое отношение к науке – признается ограниченность науки, обращается внимание на отрицательное воздействие развития науки.

4. Развитие религиозной философии.

Фрейд является основателем психоанализа – это метод познания человеческой психики, который оказал влияние не только на философию, но и на культуру. По его мнению психика человека состоит из трех частей:

Бессознательное «оно»

Предсознание «я»

Сознание «сверх – я»

Философия воли к власти.

Ярким представителем является Ницше. Он считал, что стремление к власти – это внутренняя сущность человека. Закон Мироздания – это воля к господству. Он вывел теорию о «сверхчеловеке», он считал, что христианство убивает в человеке силу и формирует чувство страха.

Экзистенционализм – основатель Сартр, они считал, что если человек живет, учится, отдыхает – это внешнее существование. Экзистенционализм – глубинная основа, уникальность человека, способность раскрыть свои возможности, стать собой.

Проблема свободы человека занимает тоже важное место в этом направлении. Они определяли свободу, как выбор самого себя и делали вывод, что человек не должен изменять мир, а должен изменить свое отношение к нему.

Русская философия.

В 19 веке русская философия переживает расцвет.

Русская мысль находилась в аппозиции к западноевропейской, так как русская мысль считает стремления к благам не истинными и приходящими, и ищет смысл жизни в другом. Религиозное понимание занимает особое место в жизни.

Соловьев считал, что основой жизни стать христианство. Он задавал вопрос – «Что является абсолютно единым и сущим?». И отвечал – Бог.

3. Красота

«Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Эти элементы составляют одно слово – любовь, которая преодолевает эгоизм.

Философская антропология.

Природа и сущность человека.

Сущность любого явления или предмета может быть разных уровней:

1. Живая сущность – исходным пунктом жизнедеятельности являются потребности.

2. Деятельная сущность – когда труд превращается в потребность человека, так как в процессе труда создаются средства для существования человека.

3. Социальная сущность – в процессе труда возникают отношения между людьми, в рамках которых передается опыт, информация, и общение превращается в потребность человека.

4. Мыслящая сущность – если животное приспосабливается к природе, то человек ставит цели и реализует их. Поэтому постановка целей – это тоже потребность человека.

5. Творческая сущность – способность человека действовать не только по шаблону, но и создавать нечто новое.

Человек – живое существо, имеющее потребности, удовлетворяющее их в процессе труда, благодаря общению и способности целенаправленно изменять мир и самого себя.

Понятие смысла жизни.

Это понятие является регулятивным, с его помощью человек соотносит свои поступки с системой ценностей и объясняет, для чего он живет.

С точки зрения высшего блага выделяют следующие типы обоснования смысла жизни:

1. Гедонизм – наивысшим благом считается наслаждение.

2. Аскетизм – самоотречение, отказ от жизненных благ.

3. Прагматизм – стремление к выгоде, благам.

4. Гуманизм – это прославление достоинства человека, его разума, способностей.

Варианты разрешения проблем смысла жизни в истории человека:

1. Смысл жизни находится за пределами жизни – жить ради других, когда жизнь приобретает смысл, если служишь интересам семьи, нации, общества.

2. Смысл жизни существует в глубинах самой жизни – религиозное толкование.

3. Смысл жизни создается самим субъектом. Эпикур считал, что жить надо так, чтобы наслаждаться жизнью.

Свобода и ответственность.

Свобода – способность мыслить и действовать в соответствии со своими желаниями и интересами, это понятие не связано с принуждением.

1. Сократ, Эпикур, Сенека – свобода смысл жизнь.

2. Аквинский, Блаженный – свобода возможна в рамках религиозных догматов.

3. Гоббс, Гольбах – они считали свободу естественным состоянием человека.

Сегодня свободу трактуют с двух позиций:

1. Волюнтаризм – это направление рассматривает волю как высшую ценность, абсолютизирует свободу.

2. Фатализм – это понятие, которое отвергает свободу, так как существует вера в предопределенность.

Обратной стороной понятия свобода является ответственность.

Ответственность – удовлетворение взаимных требований. Таким образом, свобода имеет свои границы – интересы других людей, общества и даже природы, а ответственность это неизбежная плата

за свободу.

Человек и Бог.

Античность не знала единого Бога, господствовал политеизм. Христианство подрывает политеизм и устанавливает монотеизм.

В христианстве Бог – это личность, ярко выраженная в Иисусе Христе. Отношение к Богу относится к трансцендентному – это понятие противоположно эмпиризму – практическая жизнь людей.

Одной из центральных идей в христианстве является акт творения.

Название: Философия - Конспект лекций - Пособие для сдачи экзаменов.

Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах.
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия".
Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности.
Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.
Философия наряду с религией и мифологией - форма мировоззрения, особый высший научно-теоретический тип мировоззрения, который основан на знании, имеет логичную систему и опирается на четкие понятия и категории.
В своем развитии философия прошла три основных этапа - космоцентризм (обращенность на природу), теоцентризм (обращенность на Бога), антропоцентризм (обращенность на человека).

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Вопрос 2. Специфика философского знания
Вопрос 3. Предмет и методы философии
Вопрос 4. Функции философии
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
Вопрос 8. Даосизм - древнейшее философское учение Китая
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
Вопрос 10. Древнеиндийская философия
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
Вопрос 12. Древнегреческая философия:
Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
Вопрос 14. Философия софистов и Сократа
Вопрос 15. Философия киников и стоиков
Вопрос 16. Философия Платона
Вопрос 17. Философия Аристотеля
Вопрос 18. Философия Эпикура
Вопрос 19. Теологическая философия средних веков
Вопрос 20. Философия Августина Блаженного
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)
Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков
Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)
Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика
Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в
Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в
Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии
Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
Вопрос 37. Философия Гегеля
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
Вопрос 39. Философия Шеллинга
Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
Вопрос 42. Философия марксизма
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея
Вопрос 45. Бытие
Вопрос 46. Материя (материальное бытие)
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения
Вопрос 49. Диалектика
Вопрос 50. Альтернативы диалектики
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
Вопрос 52. Общество
Вопрос 53. Общество и природа
Вопрос 54. Познание (гносеология)
Вопрос 55. Философия истории
Вопрос 56. Будущее
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии
Вопрос 58. Русская философия XIX в
Вопрос 59. Русская философия ХХ в
Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
Вопрос 61. Психоанализ
Вопрос 62. Современная теологическая философия
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии
Вопрос 64. Герменевтика
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)
ПРИЛОЖЕНИЕ

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия - Конспект лекций - Пособие для сдачи экзаменов - Якушев А.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.