Православная вера - основа глубинных традиций казачества. Казак без веры не казак

МКОУ Бряндинская СШ

Конспект классного часа на тему:

«Православные традиции казаков».

Учитель: Леонтьева Светлана Владимировна

2017 г

Классный час: «Православные традиции казаков».

Цели:

1. Формирование понятий: культура, традиции, православие;

2. Знакомство с православными традициями казачества;

3. Формирование у детей гражданской позиции.

Ход классного часа:

1. Ассоциативная игра. У детей на столах незаполненные таблички

родина

культура

религия

Наш классный час посвящен таким важным понятиям, как культура, традиции, православие. Все мы знаем значение этих слов. Но давайте под каждым понятием подпишем те слова, которые у вас с ними тесно связаны.

родина

культура

религия

Мама

Дом

берёза

поле

Вежливость

Музей

традиции

Церковь

Священник

Совесть

Пасха

Рождество или др.

Обобщение: можем ли мы себя представить без всего этого. А что такое традиции?

Давайте споём с вами старую казачью песню « »

2. Беседа

Песни – часть нашей культуры. Скажите, какими предстали казаки в этих песнях? Что приемлемо для нас, что – нет? Гордимся ли мы тем, что живём в казачьем краю? Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых мы обозначим своё место в мире:

Я –>родители –> родственники –> друзья–> соседи школа–> улица–> село –>Россия

Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?

Какими земляками мы гордимся?

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.Что же нас объединяет? Единая Родина . Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.

Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?

Именно культура отвечает за это! Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы началось?

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Как, по-вашему, вера может определять поведение и культуру? Послушайте, какую роль играла вера в жизни казаков.

Среди казаков досоветского времени безбожников не было. Путь к познанию Бога начинался в семье. Именно в родном доме происходило знакомство ребенка с религией. Именно через семью, в первую очередь, передаются из поколения в поколение религиозные верования, сознание их приоритета, наиболее важные общественные ценности, традиции, этические нормы. Эти нормы выражены в Десяти заповедях. Давайте прочтём их.

Нравственная основа воспитания казачьей семьи

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов.

Таинству крещения казаки передавали огромное значение, утверждая, что до крещения у младенцев нет души, а дети, умершие не крещенными, не явятся на страшный суд. Отсюда большое уважение к восприемникам (крестной и крестному).

Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». Когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.

Дети, по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей».

Неимение детей считалось Божьим наказанием, не говоря уже о венчании. Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить».

Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три Земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака.

На рождество ходили Христа славить, начиная с дома атамана. В домах пели «Христос рождается» и пр. На Троицу водили хороводы. Молодежь устраивала вечеринки. Особо почитали престольные праздники станиц. На престольные праздники, Рождество, Пасху, в день Государевых именин устраивали общественные угощения. На проводах казаков на службу духовенство обязательно служило молебен. По Усопшим воинам ежегодно всей станицей служили торжественные панихиды.

Православная вера отражалась во многих мелочах повседневной жизни, ни одного сколько-нибудь важного дела не начинали без молитвы. Побратимы менялись своими крестами, заключали дружбу «по гроб», «ибо крест великое дело».Часто за советом шли к священнику. Давали различные обеты. Твердым было понятие греха: «Тяжкий грех с родителями ссориться», худо это – отца не почел, значит, Бога не почел. Неисполнение предсмертной воли родителей считалось тяжким грехом, это значит не давать родителям покоя в гробу и тревожить их кости. Человек не смеет отнять жизнь – жизнь, которую даровал Бог. Но убить врага в битвегрехом не считалось: сражаешься за правое дело, значит, Бог твою руку направляет, от невинного удар отведёт. Но если шашку поднял ради наживы, не миновать расплаты. Гневаться (обижаться) – тоже грех: «Мы, казаки, народ незлопамятный, гнев прошел и мы на мир охотно идем, и это хорошо, потому что мы прощаем на Земле и сами будем прощены на небе. Так по Закону Божьему».

Самая действительная и угодная Богу милостыня – это тайная, чтобы никто не знал, кроме Бога, добро, которое ты делаешь.

Рассказывают, до революции наиболее состоятельные казаки запрягали в повозку лошадь, насыпали в нее зерна, а сзади повозки привязывали корову, намотав ей на рога ткани (по казачьему – полотна), выезжали из станицы или хутора подальше и оставляли эту упряжь, как подаяние на дороге. О виде этой милостыни люди знали, и, не испытывающие нужду считали за грех воспользоваться этим подаянием

Вот такие традиции были у наших предков.

Что вызывает у вас чувство гордости? Что вы возьмёте из них для себя, чему хотели бы подражать? Чему научил вас этот классный час?

I Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества» прошла 24–25 марта этого года в Москве, в стенах Донского ставропигиального монастыря. В работе конференции, организованной по инициативе Синодального комитета по взаимодействию с казачеством при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества, приняли участие представители синодальных и епархиальных учреждений Русской Православной Церкви, атаманы казачьих обществ, священнослужители, представители органов государственной власти, научного сообщества, деятели культуры и искусства.

Сегодня Донской монастырь стал поистине духовным центром казачества (напомним, что, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в прошлом году дню празднования Донской иконы Божией Матери был придан статус главного праздника православного казачества). В стенах обители поочередно несут паломническое служение казаки от войсковых казачьих обществ, внесенных в особый государственный реестр. В эти же два дня, 24–25 марта, гостями обители стали представители казачьих обществ не только из разных регионов России, но и из Украины, Белоруссии, Молдовы, а также из дальнего зарубежья.

Проведение такой встречи – яркое свидетельство того, что взаимоотношения между Церковью и казачеством выходят на серьезную, плодотворную основу. Отметив это в своем приветственном слове, епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, руководитель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством (образованного в марте прошлого года), далее констатировал: возрождение казачества идет на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви; безусловно, начало этому процессу положила инициатива патриарха Кирилла взять казачество под свой омофор, под свое «духовное водительство» – эти слова, сказанные предстоятелем в Новочеркасске в 2009 году, глубоко запали в сердца казаков, где бы они ни жили: в России, в бывших республиках Советского Союза или в странах дальнего зарубежья, где они оказались по Промыслу Божиему.

Епископ Кирилл отметил также: важным моментом в жизни украинского казачества, с которым установлены надежные партнерские отношения, стало недавнее утверждение Координационного совета атаманов православных казачьих организаций Украины.

«Трамплин» для казаков Украины

О том, каковы сегодня особенности казачьего движения на Украине, рассказал на конференции епископ Конотопский и Глуховский Иосиф . Но прежде он обратился к историческим истокам, подчеркнув, что на протяжении веков казаки не мыслили себя вне Православной Церкви, их духовное возрастание неизменно было связано с традицией христианского воспитания. Благодаря казачеству Украина осталась православной, а благодаря Православию украинский народ и само казачество сохранили свою самобытность. Поэтому не удивительно, что с момента падения коммунистического режима на Украине стало возрождаться казачье движение.

Сегодня украинское казачество, считает владыка Иосиф, может продуктивно участвовать как в государственных программах военно-патриотического воспитания молодежи, так и в формировании национальных военных традиций. Казаков на Украине около 1 миллиона; к сожалению, они объединены в многочисленные союзы и организации, которые зачастую находятся в конкурирующих отношениях между собой и порой не имеют прочного духовного базиса. В результате огромный потенциал, заложенный в казачьем движении, сводится практически на нет.

– Украинская Православная Церковь всегда видела в казачестве своих верных духовных чад и осознавала свою пастырскую ответственность за сохранение в современном казачестве верности истинной христианской духовной традиции, – подчеркнул епископ Иосиф. – И потому главные ее усилия были направлены на воцерковление казаков. В 2009 году был учрежден Синодальный отдел по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи. Одной из его основных задач стала выработка единства и координации действий института казачьих духовников в работе с казачьими организациями.

И вот 5 марта 2011 года казачьи атаманы 40 реальных казачьих подразделений из большинства областей собрались для учреждения Координационного совета атаманов православных казачьих организаций Украины. В него вошли организации, признающие только каноническую Православную Церковь и имеющие реальных казаков, а не «бумажные реестры». По образному выражению докладчика, в лице Координационного совета появился некий «организационный трамплин», который придаст ускорение процессам возрождения и воцерковления украинских казаков.

– Таким образом, – резюмировал епископ Иосиф, – сегодня на Украине созрели условия, когда партнерские отношения Церкви и казачества выходят на совершенно иной духовный уровень, где Церковь – это мать, Бог – Отец, а казачество – любимое духовное чадо Православия.

Один из членов Координационного совета – Юрий Першиков ,есаул Объединения казаков Крыма, координатор движения православной казачьей молодежи «Звезда».

– Противоречия межличностные бывают между атаманами, между казаками противоречий нет. И, безусловно, очень позитивный шаг со стороны Православной Церкви – выступить, опираясь на свой авторитет, в роли объединителя, – считает Юрий, с которым удалось побеседовать в перерыве между рабочими заседаниями конференции. – Что касается молодежного направления в нашей работе, то здесь, учитывая жесткий нажим различных западных и турецких фондов и объединений, стремящихся всячески размыть нашу православную идентичность, нам приходится искать свою, крымскую, «фишку». И мы ее определили. Это, прежде всего, обращение к истории Великой Отечественной войны, изучение партизанского движения в Крыму. Мы восстанавливаем могилы жертв-узников бывшего фашистского концлагеря «Красный» под Симферополем, проводим походы по местам расположения партизанских соединений в горах Крыма, организуем поисковые экспедиции там, где проходил Крымский фронт. Наша молодежь увлечена этими делами, и здесь кроется большой потенциал воспитательной работы.

О системе казачьего образования


В центре внимания конференции, как на ее пленарных заседаниях, так и на четырех секциях, оказалось обобщение опыта, накопленного за последние годы в казачьих формированиях и епархиях РПЦ по взаимодействию в таких важнейших областях, как духовно-нравственное окормление и воцерковление; воспитание гражданина в системе казачьего образования; формирование казачьей экономики, имеющей православный аспект; история, традиции, семейный уклад казачества.

Многие участники конференции отметили: после создания Совета при Президенте РФ по делам казачества и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством активизировалась работа по оказанию помощи казачьим войсковым обществам и общественным объединениям. Особенно ярко это проявляется, например, в образовательной сфере. Так, Синодальный комитет проводит в Донском монастыре информационно-обучающие семинары для атаманов и священников окружных казачьих обществ, ведет разработку методических пособий, сотрудничает с казачьими образовательными учреждениями.

– Казачье образование, которое базируется на православных ценностях и на традициях донского казачества, – очень важный для нас аспект, – признал Виктор Водолацкий , атаман войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», депутат Государственной Думы РФ. – Недаром в старину на Дону традиционно говорили: учение образует ум казака, а Православие – воспитание нравственности.

Виктор Водолацкий рассказал о том, что при активном взаимодействии «Всевеликого войска Донского», органов государственной власти и епархиальных управлений создается система казачьего образования, включающая в себя казачьи кадетские корпуса (в России в целом их уже 24), казачьи профучилища, центры духовно-нравственного воспитания и даже детские дошкольные учреждения. В результате созданы условия для формирования интеллектуально-духовного менталитета и физического развития юного казака, знающего историю и традиции казачества, способного к творчеству и созиданию. Особое внимание придается изучению ребятами основ православной культуры. Для этого в кадетских корпусах выделены специальные классы, где проходят также встречи кадет с духовными наставниками. Недавно в двух кадетских корпусах области решено возвести православные часовни, открытие которых произойдет в ближайшее время.

О том, что система казачьего образования логично дополняется теперь еще одним звеном – вузовским, сообщил ректор Российского православного института имени святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев) . В этом году в университете открыто казачье отделение. Используя площадку данного вуза, где готовят специалистов по экономике, юриспруденции, филологии, истории, журналистике и т.д., а также имеются программы религиозного образования, есть все шансы создать единую систему подготовки молодых казаков, сочетающую качественное профессиональное образование с духовно-нравственным воспитанием.

Слово войскового священника

При прямом участии Владимира Громова , бывшего атамана Кубанского казачьего войска в 1990–2007 годах, а ныне доцента Кубанского государственного университета, собственно и протекал процесс возрождения кубанского казачества. И неудивительно, что именно он написал об этом две главы учебника по истории кубанского казачества для 9-го класса, который и привез с собой в Москву. Он же предложил обязательно включить в учебник и еще одну главу – о взаимодействии казаков и Церкви; более того, включение такой главы стало его условием для согласия работать над этим учебным пособием.

– Ведь с самого начала возрождения кубанские казаки заявили о своей приверженности Православию и установили тесные связи с РПЦ, – замечает Владимир. – Для казака православная вера – это духовный стержень; как говорится, казак без веры – не казак.

Следуя старой запорожской традиции, кубанские казаки на Божественной литургии во время чтения Евангелия обнажают частично кинжалы в знак готовности защищать православную веру. А еще за годы возрождения появилась новая традиция: на богослужение войсковое знамя заносится в алтарь.

Очень важна, по мнению бывшего атамана, роль войскового священника, ведь духовно окормлять воинство – это сложнейшая работа, требующая души, – здесь приказом не достигнешь успеха. И Кубанское казачье войско – единственное в России, где войсковой священник служит уже 20 лет, и это – протоиерей Сергий Овчинников .

Отец Сергий родился на Кубани; после школы поступил на филологический факультет Кубанского университета, по окончании его стал заниматься созданием Литературного музея Кубани, который располагался в доме атамана Кухаренко. Разрабатывая экспозицию, осознал, что кубанская культура и литература на 90% состоит из казачьих памятников, пронизанных духом Православия. Написанная им тогда статья «Войсковой гимн кубанского казачества как памятник гласного исповедания народной души» вызвала большой резонанс в обществе и, конечно, в казачьей среде. А молодой человек окончательно выбрал свой жизненный путь, решив стать священником.

– И вот наступил момент, когда казаки официально обратились в епархию с просьбой прислать именно меня войсковым священником, – рассказывает отец Сергий. – Так началась моя новая жизнь. Сегодняшний этап развития российского казачества, и в частности кубанского, характеризуется тем, что, пройдя определенный путь в возрождении и становлении, оно как сохраняет старые формы жизнедеятельности, так и приобретает новые. В частности, формируются реестровые структуры, связывающие себя обязательствами по несению государственной службы в областях, которыми исконно занимались казаки: это егерская служба, лесничество, помощь при массовых бедствиях (наводнениях и т.д.), охрана общественного порядка… И последние несколько лет реестр развивается, вызывая заинтересованный отклик у властей. В то же время казачьим движением стала усиленно заниматься Церковь. И я, как войсковой священник, должен находиться на переднем крае.

20-летний опыт служения располагает отца Сергия высказать такое свое мнение: казаки – одна из традиционно консервативных здоровых сил общества, и благодаря казачеству, в частности кубанскому, сегодня на Кубани (а это уже кавказский регион) – слава Богу! – мир и спокойствие. Если бы на Ставрополье казаков, в процентом отношении к численности всего населения, было сегодня столько же, как и на Кубани (а присутствие казаков, несомненно, сдерживающий фактор для некоторых экстремистов), то и в этом регионе многие проблемы были бы решены.

С девизом «Вера и верность»

Большой эмоциональный отклик вызвала на конференции тема «Казаки Зарубежья: сохранение и трансформация традиций в ХХI веке». И глядя на слайды с изображениями казачьих реликвий и памятников, православных кладбищ и храмов, рассеянных по всем континентам планеты, которые продемонстрировала участникам конференции доктор исторических наук Татьяна Тоболина (Институт этнологии и антропологии РАН), невольно думаешь: как же любили и любят Русь ее сыны и дочери, оказавшиеся по воле Божией на чужбине, и как чтут они православные ценности, составляющие главный смысл их жизни!

На конференции выступил князь Александр Трубецкой (Франция), который, по его словам, хотя и не имеет прямых казачьих корней, но гордится тем, что его княжеский род неоднократно был связан с казачеством. Внук известного русского философа Евгения Трубецкого, сын офицера императорской гвардии, а затем – добровольческой Белой армии, сам он является сейчас председателем Общества памяти Императорской гвардии, созданного еще в 1923 году генералом П.Н. Врангелем. И, можно сказать, основной вклад в это объединение внесли, по словам Александра Александровича, офицеры лейб-гвардии Его величества Казачьего полка и лейб-гвардии Атаманского полка. Традиции этих полков бережно сохраняются музеем под Парижем.

– Каждый год 17 октября, – рассказал князь Трубецкой, – мы отмечаем полковой праздник: в тот день много лет назад (это было в 1813 году) казаки спасли своей атакой трех императоров – российского, австрийского и прусского, которым угрожала французская конница. Это день святого Иерофея; и с давних пор по указу императора Николая I день этот считается полковым праздником. Девиз «Вера и верность» вел тогда казаков на их подвиг. Сегодня такой девиз приобретает особую актуальность, ибо в этих словах – весь смысл соработничества казачества и Церкви на благо Отечества.

Многие казаки подходили затем к гостю из Франции со своими вопросами, и он старался ответить каждому. На наш вопрос, как Александр Трубецкой оценивает значимость конференции, он ответил:

– Встреча в Донском монастыре поможет казакам осознать, какую силу они представляют и какую ответственность несут – на благо Православия и Отечества.

Вот лишь некоторые зарисовки с конференции в Донском монастыре, где рассматривались многие аспекты правового регулирования, методологии, теории, экономики, организации и обеспечения разноплановой работы по расширению процессов взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью. Участники конференции приняли Итоговый документ, который направлен в федеральные и церковные органы власти, в войсковые и общественные объединения казачества России и ближнего и дальнего Зарубежья.

Доклад директора Департамента межнациональных отношений Минрегиона России А.В. Журавского на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях в Донском монастыре

Значение православия для становления и жизни российского казачества трудно переоценить. Одним из основных факторов становление российского казачества, как социальной силы и служилого сословия, в XIV-XV веках была христианская вера. По сути можно говорить, что православная вера, казачья вольница и государево служение были (да и во многом остаются) основой самоидентификации российского казачества.

Эти три основания, три маркера казачьей идентичности имеют глубокую взаимосвязь. Действительно, казачья вольница – это воля, свобода. Но и в христианстве мы говорим о свободе во Христе Иисусе.

Понятие «служение» имеет не только военную (воинское служение), государственную (государево служение), но и религиозную коннотацию – Бого-служение. История свидетельствует, что без служения нет казака. Известны многочисленные примеры того, как по мере колонизации громадных территорий отпадала необходимость в казачьих поселениях, несущих охрану прежних рубежей, и казаки переходили в иные сословия, например, в крестьянское (государевы крестьяне или даже монастырские).

Иноверцев (представителей других вер, религий) в российском казачестве было мало, но инородцев (так в Российской империи именовалось нерусское население) – много, это и калмыки, и буряты, и якуты, и нагайбаки, и осетины и другие народы. В современной России эта ситуация сохраняется, поскольку в этническом отношении казачество разнородно, хотя и существует устойчивое мнение среди части казаков (особенно на Кубани и на Дону), что казаки – это национальность. Более того, многие так и записали свою национальность во время Всероссийской переписи населения. Но как показывают результаты Всероссийской переписи 2002 года, большинство записавшихся казаками – это этнические русские, проживающие преимущественно в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях. Это нашло отражение и на недавно изданной Минрегионом России «Карте народов России», где казачество обозначено, как этносоциальная группа русского народа.

Хотя исследователям очевидно, что православная вера – неотъемлемая часть самоидентификации казаков, к сожалению, вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и российского казачества слабо освещены в научной литературе. В основном интерес к данной проблематике был сопутствующим другой научной тематике. Среди дореволюционных исследователей этой теме уделяли внимание С.Ф. Номикосов, В.Д. Сухоруков, М.Н. Харузин и др., в предреволюционный период и по окончании Гражданской войны вышли основные произведения И.Ф. Быкадорова, А.А. Гордеева, М.А. Караулова, Е.П. Савельева, С.Г. Сватикова, Ф.А. Щербины и др. В советский период отдельные аспекты роли Церкви в истории казачества освещались в трудах А.И. Козлова, А.П. Пронштейна, Н.А. Мининкова и др.

Среди современных работ, непосредственно касающихся данной проблематики, стоит выделить исследование М.Г. Шкварова – «Русская Церковь и казачество в эпоху Петра I» , где дан анализ петровских реформ, направленных на ограничение самостоятельности Церкви (упразднение патриаршества) и казачества (отмена казачьих «вольностей»), на фоне разности взглядов Русской Церкви и казачества на характер их взаимоотношений.

Следует отметить, что на Украине в октябре 2010 года по инициативе Синодального отдела УПЦ по делам пастырского окормления казачества состоялась Первая международная конференция «Церковь и казачество: аспекты взаимодействия в истории и современности». Это важный симптом возвращения казачества, еще совсем недавно раздираемого политическими, территориальными и мировоззренческими противоречиями, в лоно Церкви.

Вместе с тем, до настоящего времени не предпринималось системных попыток исследования всей многовековой истории взаимодействия казачества и Русской Православной Церкви. Этот доклад не претендует на решение столь масштабной задачи, представляя собой набросок изучение истории взаимодействия Русской Православной Церкви и российского казачества и обозначает некоторые из возможных перспектив развития этого взаимодействия.

Рассматривая историю отношений Русской Православной Церкви и российского казачества, предположим самобытный характер этих отношений на следующих исторических этапах:

  1. Период возникновения и становления российского казачества (XIV-XVI века);
  2. В XVII веке;
  3. В имперский период (XVIII в. – 1917 г.);
  4. В годы революции и Гражданской войны (1917-1921 гг.);
  5. В советский период (1922-1991 гг.);
  6. В Российской Федерации (1991-2011 гг.).

Первые века существования российского казачества оставили мало материальных и летописных свидетельств о роли и месте православия в жизни первых казаков. Вместе с тем, по косвенным свидетельствам, как например грамоте митрополита Киевского и всея Руси Феогноста о принадлежности Червленого яра (историческая местность – междуречье Дона и Хопра) к владениям Рязанской епархии (1330 г.), становится известно о достаточно населенном православными христианами крае, за духовное окромление которого шел спор между Рязанской и Сарайской епархиями.

Ряд историков (Е.П. Савельев, Н.А. Мининков и др.) выдвигают гипотезу о казачьем происхождении населения Червленого яра. Крупным христианским центром в это же время остается Азов-Тана, где существовал греческий православный храм Иоанна Предтечи, впоследствии сыгравший значительную роль в духовной жизни донского казачества. Истребление христиан Дона в ходе похода Тамерлана 1395 года привели к запустению Червленого яра и оттоку православного населения в Рязанские земли, где появляются первые городские казачьи отряды.

В XV-XVI веках колонизация славянским населением Дона приводит к усилению роли казачества, которое становится серьезным геополитическим аргументом крепнущего Российского государства в его отношениях с Османской империей, чья элита видела миссию империи в объединении всех тюркских земель. Упадок Золотой Орды привел к переносу епископской кафедры в 1454 г. из Великого Сарая в Крутицы с учреждением в 1589 году Патриаршества в Москве. При этом Дон в церковном отношении был непосредственно подчинен Патриарху.

Достоверные сведения о существовании православных храмов в донских казачьих городках и станицах относятся к XVI в. Древнейшим из них был храм во имя Пресвятой Богородицы в Раздорах Донецких. О существовании часовен в Черкасском и монастырском городках упоминается в документах московского посольского приказа 1614 г. Около середины XVII в. часовни были во всех низовых городках. Духовенство, по преимуществу вдовых священников, на Дон присылали из Москвы. Для служения в Монастырском городке, где в середине XVII в. располагалась ставка донского атамана, казаки приглашали иеромонахов из Киевской митрополии .

О росте в это время влияния на казачество идей освобождения христиан из-под гнета иноверцев можно судить по усилившемуся натиску казаков на земли, контролируемые Османской империей. Донские казаки видели своей целью освобождение крепости Азов, как главного препятствия для свободного выхода в море, так и крупного невольничьего рынка, где продавались угнанные крымскими татарами в плен единоверцы. Кроме того, на территории крепости находился древний храм Иоанна Предтечи – одна из главных православных святынь Нижнего Дона.

XVII век стал для российского казачества знаковым – это и участие в событиях Смутного времени, и значительная роль в воцарении династии Романовых, и постепенное вхождение вольных казачьих общин в структуру российского государства. О характере взаимодействия Русской Православной Церкви и казачества исследователями выдвигается следующая гипотеза – в условиях специфического образа жизни каноническая служба была затруднена, главным таинством было Крещение. Его совершение было равносильно принятию в казачество.

Великий русский писатель Н.В. Гоголь в своем произведении «Тарас Бульба» дал такое описание вхождения казака в Сечь:

«Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:

- Здравствуй! Что, во Христа веруешь?

- Верую! – отвечал приходивший.

- И в Троицу Святую веруешь?

- Верую!

- И в церковь ходишь?

- Хожу!

- А ну, перекрестись!

Пришедший крестился.

- Ну, хорошо, – отвечал кошевой, – ступай же в который сам знаешь курень.

Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании.»

Нежеланием воевать против единоверцев, хоть и католиков, был вызван конфликт между Донским казачьим войском и Московским Патриархатом в 1630-1633 гг. За то, что казаки отвергли требование Царя Михаила и Патриарха Филарета заключить перемирие с турками и, в союзе с мусульманами, воевать против Речи Посполитой, Патриарх предал их анафеме. В свою очередь донское духовенство перестало поминать Патриарха и Царя за богослужением.

Значительным событием XVII века в политическом и духовном плане для российского казачества стало Азовское осадное сидение 1637-1642 гг. В преддверии похода казаков на штурм Азова анафема Патриархом была снята. Отметим, что сам поход казаков на Азов имел ярко выраженную религиозную мотивировку, а мужество и самоотверженная храбрость казаков во время Азовского «осадного сидения» 1637-1642 гг. представляют высокий пример духовного подвига православных воинов.

Вот как описывали донские казаки, что происходило в дни 1641 г., когда против 5 тысяч донских и запорожских казаков под стены Азова пришла 120 тысячная османская армия в «Повести об азовском осадном сидении донских казаков»:

«А во время своего сидения осадного держали мы, грешные, пост. Совершали молитвы многие, соблюдали чистоту телесную и духовную. В осаде многие из нас люди искушенные видели во сне и наяву - одни жену прекрасную и светозарную, на воздухе стоящую посреди града Азова, иные ж - мужа древнего, с власами длинными, в светлых ризах, взирающего на полки басурманские. И не предала нас богородица в руки басурманские, подавала нам против них помощь явную, возглашая умиленно: “Мужайтесь, казаки, а не ужасайтесь. Град сей Азов от беззаконных агарян, их нечестием, злобою и жестокостью поруган, престолы в церквах Предтечи и Николиной осквернены. И не только осквернили они землю в Азове и престолы, но и воздух над ним омрачили, торжище здесь и мучительство христианам учинили, разлучили мужей от законных жен, сынов и дочерей разлучили от отцов и матерей. От многого плача того и рыдания вся земля христианская восстонала. А о чистых девах, о вдовах непорочных и о сущих во младенчестве уста мои и изречь не в силах, глядя на поругания им. И услышал бог молитвы и плач их. Видя создание рук своих, православных христиан, зло погибающих, дал вам против басурман отмщение, предал вам град сей и их самих в руки ваши. Да не скажут нечестивые: “Где бог ваш христианский?” И вы, братья, не заботьтесь, отгоните всякий страх от себя, не тронет вас никакой басурманский меч. Положите упование на бога, примите венец от Христа нетленный. А души ваши примет бог, имеете царствовать с Христом вовеки”.

И многие атаманы видели, что текли у образа Ивана Предтечи из очей его слезы обильные в день каждого приступа. А в первый день, во время приступа, видели лампаду у его образа, слез полную. А при вылазках наших из города все видели басурманы - и турки, и крымцы, и ногайцы - мужа храброго и юного, в одежде ратной, ходившего среди боя с мечом обнаженным и множество басурман поражавшего. А мы того не видели. Лишь по убитым знаем мы, что то дело божие, а не наших рук: люди турецкие надвое рассечены! Послана с неба была над ними победа! И они, басурманы, о том нас много раз спрашивали, кто от нас из города выходит на бой с мечом. И мы говорили им: “То выходят воеводы наши”» .

Во время Азовского «сидения» казаки 370 лет тому назад – в 1641 г. дали обет воздвигнуть в Черкасске собор во имя Воскресения Христова. Обет был исполнен в 1652 г. Деревянный Воскресенский собор имел Благовещенский, Предтеченский, Никольский и Алексеевский пределы. Государь Алексей Михайлович прислал на благоукрашение собора дары: деньгами 100 рублей, многоценные иконы в окладах, ризы, богослужебные книги, подсвечники, ладан и вино. Первый войсковой собор сгорел во время большого пожара Черкасска в 1670 г. Через два года храм был восстановлен, но в 1687 г. сгорел и этот собор. На его месте в следующем, 1688 г. был заложен каменный собор, который был освящен только в 1719 г.

Сведения о старейших донских монашеских обителях весьма скудны и недостоверны. Древнейшим местом Донской земли, где совершалось иноческое служение, было монастырское урочище, где в 1637 г. монахи благословили казаков на штурм Азова, а в 1642 г. - погребали павших во время «сидения». Известно, что насельниками этой обители были постриженики Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

По мнению современных исследователей, первым из донских монастырей, имеющих продолжительную историю, а следовательно и традицию подвижнической жизни был Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Он основан в 1652 (по другим сведениям - в 1665) году. Около 1690 г. десятью верстами выше по Дону от станицы Мигулинской инок Капитон основал обитель во имя Пресвятой Троицы. В 1693 г. «строитель Никонор с братией» основали Свято-Вознесенский монастырь близ станицы Кременской. Все эти обители были основаны как исключительно казачьи, т.е. такие, где постригались казаки, давшие на войне обет посвятить оставшиеся дни своей жизни Богу. Монастыри содержались на средства казачьего войска.

Во многих региональных архивах сохранились монастырские, клировые, исповедальные и приходские ведомости, в которых отражена информация о духовенстве, монашествующих, прихожанах из числа казаков, о времени прихода к исповеди и таинству причащения Святых Даров, о приходской и монастырской жизни, об имуществе и зданиях монастырей и приходских общин и т.д.

В XVII веке в результате церковного раскола казачьи общины на Дону, Южном Урале и Тереке пополняются сторонниками традиций старого обряда, что со временем вылилось в участие этой части казачества в бунтах против государства в составе формирований Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева.

Имперский период взаимодействия Русской Православной Церкви и российского казачества наиболее продолжительный и продуктивный. Благодаря массовому строительству храмов на Дону, Кубани и Тереке происходит массовое воцерковление казаков.

К 1917 году российское казачество составляло одну из опор российской государственности наряду с Русской Православной Церковью. Неудивительно, что в годы революции и Гражданской войны казачество, как опора, служилое сословие государства Российского и как православные люди, также как и Русская Православная Церковь пострадало от советской власти, провозгласившей воинствующее безбожие и атеизм своей официальной идеологией.

Казачество подверглось репрессиям и «расказачиванию» и трагически раскололось в Гражданскую войну на «белых» и «красных». На тех, для кого православная вера – была знаменем самоопределения и спасения в условиях организации жизни за рубежом, в изгнании, и на тех, кто принял добровольно или под давлением условия жизни в советском государстве.

Вместе с тем, и в годы воинствующего атеизма бывшие казачьи области оставались верны заветам отцов и бережно хранили православную веру. По мнению ряда исследователей, во многом из-за боязни советской власти спровоцировать массовые выступления казаков было сохранено «второе Солнце Дона» – Вознесенский войсковой кафедральный собор в г. Новочеркасске. Как пример верности казачества православному христианству стоит отметить историю Свято-Преображенского храма в казачьем хуторе Обуховка. Этот храм – единственный приход Ростовской епархии, который никогда не закрывался. В годы гонений на Русскую Православную Церковь гражданская власть неоднократно пыталась закрыть храм, но местные жители отстояли святыню, организовав на приходе круглосуточное дежурство. По местным легендам, в 30-е годы храм пытались взорвать, и тогда местные жители зашли в храм и убедили подрывников, что взорвать храм им удастся только вместе с ними.

В тяжелые годы испытаний, выпавших на нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, руководством страны предпринимались меры по созданию казачьих военных формирований и возрождению деятельности Русской Православной Церкви. Стоит также отметить, что казаки приняли участие в Параде Победы на Красной площади
24 июня 1945 г.

За два десятилетия существования новой России казаки и атаманы казачьих обществ вновь начинают видеть в Русской Православной Церкви своего традиционного духовного наставника. Но это – еще не завершенный процесс, так как становление новой формы служения российского казачества еще не завершился. К сожалению, за эти годы в казачьем движении было много «пены», много спекуляций, зачастую возникавших и по вине региональных и местных властей, не уделявших должного внимания российскому казачеству.

В настоящее время мы являемся свидетелями и, отчасти, участниками четко выстраиваемой государственной политики в отношении российского казачества. Президентом Российской Федерации утверждена Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Определены два федеральных министерства, ответственные за вопросы казачества: Минрегион России получил статус федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по взаимодействию с казачьими обществами, а Минюст России - по ведению государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.

В Типовом уставе войскового казачьего общества, одобренном Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества 11 февраля 2010 г., впервые учтена роль православия в жизни казачьих обществ, что свидетельствует как о новом уровне соработничества российского казачества и Русской Православной Церкви, так и о признании российским государствам глубокой взаимосвязи казачества и религиозной традиции. Регулярно под эгидой Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества проводятся методические семинары для войсковых казачьих обществ, организуемые Минрегионом России, Минюстом России и Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством.

Сегодня казаки принимают активное участие в восстановлении культовых сооружений и благоустройстве церковных подворий, в обеспечении безопасности во время проведения массовых православных мероприятий и в организации совместных памятных акций (Дни славянской письменности и культуры, праздник Покрова Пресвятой Богородицы и т.д.). Православное духовенство участвует в воспитании казачьей молодежи, в том числе в казачьих кадетских корпусах. Во многих приходах, расположенных в казачьих станицах и хуторах, казаки и их семьи являются активными членами православной общины. Так, на территории Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря казачья дружина не только несет охрану, но и следит за общественным порядком на подворье. Казаки принимают активное участие в крестных ходах, совершаемых на большие церковные праздники или в связи с другими важными событиями в духовной жизни страны. Вместе с тем, одной из серьезных проблем остается поверхностное восприятие многими казаками (особенно среднего и старшего возраста) религиозной веры в качестве, скорее, ритуальной традиции, нежели смысложизненных и фундаментальных основ казачьей жизни. В этом отношении, гораздо большее влияние оказывает вера на сознание казачьей молодежи, включая воспитанников кадетских корпусов.

Говоря о перспективах дальнейшего взаимодействия российского казачества и Русской Православной Церкви, нельзя не остановиться на знаковом решении Священного Синода Русской Православной Церкви об образовании в марте 2010 г. Синодального комитета по взаимодействию с российским казачеством. Участие главы Синодального комитета епископа Павлово-Посадского Кирилла, викария Московской епархии и наместника Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества дало новый импульс для процесса организованного взаимодействия между государством, казачеством и Русской Православной Церковью. Это выразилось не только в создании при Совете Комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью во главе с епископом Кириллом, но и в учете вопроса вероисповедной самоидентификации казаков в ряде типовых и методических материалов, регламентирующих жизнь казачества и деятельность казачьих обществ.

В 2010 г. свершилось еще одно важное событие, которое, как представляется, будет иметь серьезное влияние на дальнейший процесс институализации взаимодействия казачества и Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл объявил день Донской иконы Божией Матери (1 сентября) – днем православного казачества. Таким образом, Донской ставропигиальный монастырь стал всероссийским центром духовной жизни российского казачества и в каноническом отношении, и с точки зрения своей деятельной активности в качестве штаб-квартиры общецерковного органа - Синодального комитета по взаимодействию с российским казачеством и светского - постоянной профильной Комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью при Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества.


Шкваров А.Г. Русская церковь и казачество в эпоху Петра I. – Хельсинки: RME Group Oy; СПб.: Алетейя, 2009. – 112 с.

Гоголь Н.В. Тарас Бульба // Собрание сочинений в девяти томах. Т. 2. - М.: «Русская книга», 1994.

Восточная литература – библиотека текстов Средневековья [Электронный ресурс]/ сетевая версия - Тhietmar. 2003, OCR - Alex. 2003, дизайн - Войтехович А. 2001 - Электрон. дан. - Повесть об азовском осадном сидении донских казаков (пер. Т. А. Ивановой, Ю. С. Сорокина), текст воспроизведен по изданию: Воинские повести Древней Руси. Л. Лениздат. 1985 - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Azov/frametext.htm , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

Информационные материалы к содержанию учебного предмета.

Разделы (1-4 класс)

4. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции: Рождество Христово. Казачьи традиции: Светлое Христово Воскресение.

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

Казачество Православное

Епархии, окормляющие современное Кубанское казачье войско. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и его отношение к казачеству. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор и его поддержка и окормление Кубанского казачьего войска. Войсковой священник Кубанского казачьего войска и его роль в жизни войска. Священнослужители, окормляющие казачьи общества. Православие в жизни современного казака. Участие казаков и казачьих семей в богослужениях. Участие священнослужителей в казачьих мероприятиях. Роль священника в жизни казачьего общества.

В системе ценностей кубанского казачества первое место справедливо отводят православной вере. Православие пронизывало многие стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей.

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов.

Таинству крещения казаки передавали огромное значение. Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». На крестины, кто побогаче, звали священника, когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.

Дети, по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей».Отсутствие детей считалось Божьим наказанием, не говоря уже о венчании. Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить».

Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака.

От «нечистой силы», считали, Бог защитит – достаточно осенить себя крестным знаменем, произнести Святую молитву – «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас» и никакая нечисть колдунов ничего не сделает.

Судьи садились за стол, предварительно сотворив Крестное Знамение и сказав «Благослови, Господи». Снятие со стены иконы и целование ее считалось средством доказательства своей невинности, во многих случаях вор не решался на такую клятву – «снять икону со стены» и признавался в преступлении. Если виновный не признавался, служили молебен Иоанну Воину и ставили свечу (верхом вниз), чтобы его мучила совесть. Старались не ругать вора, а желать ему добра, служили молебен за его здоровье, чтобы его замучила совесть. Нередко это приводило к раскаянию. Станичный суд мог приговорить и к церковному покаянию.

Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом. Недаром, казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни.

В качестве примера можно привести строительство первого казачьего храма на Кубани – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Самым старым казачьим поселением на Кубани является станица Таманская. 25 августа 1792 года на бывших княжеских холмах Тмутаракани высадился первый отряд казаков под командованием войскового полковника Саввы Белого. Главным для себя прибывшие на Тамань казаки считали основание церкви, посвящение её Покрову Пресвятой Богородицы, своей покровительнице, чью икону черноморцы постоянно носили с собой, связывали с ней ратные успехи и мирские достижения. Пока строилась церковь, казаки долгое время жили в землянках и лишь после ее возведения занимались обустройством хат. В станицах и хуторах церковь была духовным центром. Практически при каждой станичной церкви имелась церковно-приходская школа, где детям давали и светское образование, и учили закону Божьему.

До начала литургии прихожане сыпали перед западными дверями церкви пшеницу. После литургии духовенство над хлебом служило благодарственный молебен. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма. В некоторых станицах у церкви был столб, к которому привязывали барана, гуся, корову … в дар церкви. Иногда сборы на церковь определял станичный сход. Могли часть общественной земли сдать в аренду, чтобы на вырученные деньги построить храм. Мыли и убирали храмы казачки по желанию.

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, ведь казаков называют «воины Христовы». В час смертельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему Святому-покровителю, не только искренне верующим, но и бесстрашным.

Основу морально-нравственных устоев казачества составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по-простому поучали их.

Таким образом, православная религия определяла всю жизнь казака с рождения и до самой его смерти.

Ответы председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.

Ваше Высокопреосвященство, благословите! Совершенно случайно, по Божиему промыслу увидел в Интернете на сайте Синодального информационного отдела Московского Патриархата сообщение о том, что Вам можно задать вопрос, связанный с казачеством. Этот вопрос у меня возник очень давно. У меня есть знакомые, которые приписывают себя к казачеству. Их образ жизни почему-то не соответствует реальности казачества, но они носят форму и называют себя таковыми. Из-за этого у меня сложилось мнение: «А в чем актуальность казачьей службы в данный момент в нашем государстве?» (Алексей, г. Москва)

Здравствуйте, Алексей! Бог благословит!

К сожалению, стоит констатировать, что не каждый человек, надевший форму, становится казаком. Быть казаком — значит, прежде всего, быть православным христианином, находиться в послушании у Матери-Церкви и быть готовым к защите своей Родины.

Безусловно, образ жизни современного казачества не всегда соответствует образу жизни тех славных казаков, которые трудились во славу Отечества и отдали за него свои жизни.

За годы советской безбожной власти были подорваны не только основы православной веры, разрушены храмы, но и на корню уничтожено казачество, его лучшие представители. Именно потеря преемственности делает процесс возрождения казачества тернистым и сложным.

Но, будучи людьми верующими, мы помним: для верующих людей нет ничего невозможного. Господь в Священном Писании говорит нам: ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20).

Казаки сегодня, с одной стороны, хотят себя реабилитировать, встать на ноги, сказать, что они — потомки тех славных казаков. Вопрос в том, когда они станут такими. Я думаю, что это дело времени. Как раз для этого сегодня Церковь и государство прилагают немалые усилия: создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, создан также Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. И сам Святейший Патриарх Кирилл сказал, что он берет на себя обязанность духовного наставника всех казаков. Сегодня почти тысяча священников трудится над воцерковлением и духовным окормлением казачества. И от того, насколько результативными будут эти усилия, сколько потребуется на это времени, зависит будущее казачества.

Сегодня ни один институт, кроме Церкви и казачества, не восстановлен в таком объеме после советского периода. Институты купечества, дворянства и многие другие структуры дореволюционного общества сегодня разрушены, и, скорее всего, их не будет уже никогда. А казачество смогло подняться, смогло возродиться! Но, безусловно, нужно время для его становления.

Конечно, защита православной веры — это, в том числе, и защита Отечества, которое требуется защищать не только на полях брани. Казаки всегда жили на окраине и создавали преграду, которая охраняла остальных жителей от набегов кочевников и врагов.

Сегодня, по милости Божией, мы почти 70 лет живем без войны, и казачеству нет необходимости воевать и стоять на рубежах Родины. Помощь Отечеству складывается из любых полезных действий каждого гражданина нашего общества. Однако обычные граждане не выходят на улицу, чтобы охранять порядок и патрулировать улицы, а казаки это делают. Для них это является тем же служением, каким было служение их предков. Казаки вместе с полицейскими помогают жителям в любое время спокойно находиться там, где им хочется быть.

Сегодня казаки вместе с пограничными войсками охраняют границы, пытаются трудиться в экологической полиции, охранять наши водоемы от браконьеров, и так далее. Казаки призваны к служению и защите Отечества генетически, и именно к этому они сегодня и стремятся.

Говоря об актуальности казачьей службы, Святейший Патриарх в одной из проповедей сказал следующее: «Самое главное, что должны помнить и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог приклонял к нам Свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга и любя Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет сильным и неколебимым, будет мощной опорой государства Российского, поддержкой Церкви, примером для народа».

Ваше Высокопреосвященство, благословите! Меня как русского человека, который любит (в рамках Православия) свою страну и имеет патриотичные взгляды, заботит судьба нашего казачества. Поэтому не могу не спросить о современных перспективах данного сословия и о перспективах в отношениях с Православной Церковью в частности, и о том, в каком виде эти отношения выражаются сейчас. (Владислав, г. Таллин)

Здравствуйте, Владислав! Бог благословит!

Я неоднократно говорил о том, что казачество может принести немалую пользу государству и обществу. Сегодня очень много направлений, в которых оно будет полезным. Казачество может вместе с пожарными помогать тушить пожары, вместе с сотрудниками полиции охранять наши улицы, площади и парки, помогать в охране лесов, водоемов, помогать работе органов наркоконтроля. Поле деятельности обширно. Сегодня государству нужна помощь каждого гражданина. Но не каждый может взять на себя такую ответственность, не каждый захочет тратить свое личное, свободное время для подобной деятельности. А казаки хотят даже после своей работы выйти на улицу и патрулировать, — и в этом я вижу сегодня служение казачества. Это первое.

Второе. Православие всегда было для казаков внутренней духовной основой, поэтому сегодня, принимая присягу, они говорят: клянемся служить вере православной, Отечеству и казачеству. Проводится очень серьезная работа по взаимодействию Церкви и казачества, тысячи священников окормляют каждое казачье общество. Но работа эта не может дать очень быстрого результата. Сегодня построены тысячи новых храмов, но не уменьшилось количество преступлений, существует множество других проблем. Конечно, если бы этих храмов не было, то преступлений было бы еще больше, но, тем не менее, остается еще очень много проблем в обществе. Все это говорит о том, что изменение — это очень длительный процесс, но работа Церкви с казачеством непременно даст результат. Особенно я наблюдаю это на примере кадетских казачьих корпусов.

Сегодня для нас принципиален содержательный аспект этого взаимодействия, поскольку казачий устав предполагает добровольное соработничество Церкви и казачества.

Соответственно, и цель такого соработничества заключается в создании условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с приходами Русской Православной Церкви, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих формированиях и станицах.

Задачу Русской Православной Церкви в отношении казачества Святейший Патриарх Кирилл сформулировал перед участниками Освященного Архиерейского Собора в феврале этого года: «Следует поддерживать инициативы казачьих организаций по охране храмов и святынь. Это будет способствовать и воцерковлению казаков. Необходимо консолидировать казачьи общины вокруг храмов, развивать разнообразные формы участия казаков в приходской жизни. Особое внимание должно быть уделено духовному просвещению казачьей молодежи, учащихся казачьих кадетских корпусов и гимназий».

Здравствуйте, владыка! Обязательно ли православному человеку иметь духовника? Я в Церкви с детства, но до сих пор духовника у меня нет. На исповедь в силу обстоятельств хожу к разным батюшкам, какие-то текущие вопросы, вызывающие затруднение, задаю им, но хочется иметь возможность более глубокого духовного общения, что в формате исповеди совсем не получается. Как быть? Очень хотелось бы иметь человека, который бы вел ко Христу, а не только выслушивал грехи. Просто подойти к «понравившемуся» батюшке и сказать «будьте моим духовником»? (Анастасия, г. Владимир)

Здравствуйте, Анастасия!

Сказать, что это обязательное условие для спасения, конечно, нельзя. С другой стороны, для христианина очень полезно иметь умудренного духовным деланием и жизнью духовника, который мог бы водительствовать в церковной жизни. Авва Дорофей в своем поучении пишет: «Итак, если кто со смирением будет искать совета у человека опытного в духовной жизни, то ему разъяснят и откроют коварство врага. Великое счастье, когда при мысленной брани есть духовник, которому можно исповедаться. Бес ненавидит этот путь. Такое исповедание начинает умерщвлять мало-помалу страсти».

Какого-то правила, как искать духовника, не существует. Молитесь Господу и Его Пречистой Матери помочь вам в ваших поисках. Если такой духовник вам встретится, то нет ничего страшного подойти к нему и изложить свою просьбу.

Высокопреосвященнейший Владыка, вопрос у меня такой. Когда диакон призывает на Литургии: «Оглашенные, главы ваша Господеви преклоните», крещеные (верные) головы должны преклонить, или это относится только к оглашенным? (Елена, г. Воронеж)

Здравствуйте, Елена!

Первоначальный смысл этих слов, безусловно, относился к людям, готовящимся стать христианами. Сейчас же, в своем большинстве, на Литургии присутствуют люди уже крещенные. В ранней Церкви была практика, когда согрешавших условно приравнивали «по статусу» к оглашенным. Если вы чувствуете себя человеком грешным, то не будет никакого греха, если Вы со смирением преклоните главу.

Здравствуйте. У меня к Вам такой вопрос. Недавно мой давний и лучший знакомый пожелал, чтобы я был крестным его годовалой дочки Катеньки. А ведь я некрещеный, хотя много раз хотел покреститься, и родители хотели покрестить (дедушка большой авторитет имел, советский дух воспитания мешал). Можно ли в один день меня покрестить и Катеньку, чтобы я стал крестным маленькой Катеньки??? Это будет происходить не в Калуге. Если нет, то как это возможно лучшим образом? (Иван, г. Калуга)

Здравствуйте, Иван!

Нет, нельзя. Стать крестным — значит, взять на себя ответственность перед Господом за духовную жизнь и воцерковление малыша. Как Вы сможете ей дать то, чего сами не имеете? Как минимум, Вам самому понадобится несколько лет, чтобы укрепиться в вере, изучить Священное Писание, богослужение, после чего можно будет думать о статусе крестного. Желание креститься ради того, чтобы стать крестным, в корне неверно. Если бы Вы действительно были бы готовы изменить свою жизнь в соответствии с Евангельским учением, то подошли бы к крещальной купели гораздо раньше.

Здравствуйте! В последние годы почувствовала потребность в Церкви, в чтении Библии, в общении с верующими людьми, наверное, это и есть тоска по Богу. Пыталась ходить в православный храм. Службы ведутся на старославянском, практически непонятном языке. Что происходит на протяжении полутора часов службы — не очень понятно. Хорошо, что на русском поясняют, что причащаться могут те, кто исповедался. Кратенькое (на 2 минуты) чтение из Библии тоже уже на русском с комментариями — после окончания службы. Пыталась подходить к батюшкам по окончании службы и спросить, проводятся ли уроки приобщения к православной вере, отвечают, что нет, не проводятся, им некогда, слишком много дел. Охотно верю, что они творят много добрых дел, но новому человеку с тоской о Боге в душе трудно задержаться в православном храме. Хорошо, что оказался рядом с домом лютеранский храм, где регулярно проводятся уроки по изучению Библии. Больше года ходила на уроки, многое прояснилось, стало легче жить. Интересно, что лютеране-американцы, чтобы помочь россиянам постичь Библию, учат русский язык, изменили даты своих церковных праздников, подстроившись под традиции России, встречают душевным теплом и поддержкой всех, кто ищет Бога. Службы проводятся на русском языке, проповеди интересные, минут на 20, заставляющие о многом задуматься. Поскольку прихожане сидят на скамьях, можно сосредоточиться на содержании и эмоциях службы, а не на своих уставших ногах. Библейские уроки проводятся и воскресные — для прихожан, и в другие дни — для тех, кто только знакомится с Библией. Понимаю, что нужно причащаться. Склоняюсь к конфирмации в лютеранской церкви. Она мне понятнее и разумом, и тянет туда душевная теплота священников и прихожан. Думаю, что важнее то, что я христианка и приобщаюсь ко Христу, как Он велел, читая Библию и регулярно причащаясь, чем то, к какой конфессии я принадлежу. Вопрос мой в том, планируются ли изменения в Православной Церкви, чтобы сделать ее ближе и понятнее людям, ищущим Бога? Почему православные пастыри не заинтересованы в «ловле человеков», а занимаются многими, наверняка полезными делами, восполняя недочеты в работе социальных служб? (Лариса, г. Новосибирск)

Здравствуйте, Лариса!

Мой долг, как пастыря, сказать Вам, что принятие конфирмации с точки зрения Православной Церкви и святых отцов есть большой грех. Это для людей сторонних кажется, что нет разницы, в какой Церкви причащаться и куда ходить. Священное Писание нам говорит прямо: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Не может быть несколько истин. Не может Господь быть в разных церквях. Апостол Павел прямо вопрошает: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:10).

Апостол Петр продолжает мысль: «У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы» (2 Пет. 2:1-2, 15, 17).

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил. Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее».

Город Новосибирск очень большой, я не сомневаюсь, что среди большого количества храмов возможно найти священника, который уделит Вам внимание, и ответит на все Ваши вопросы.

Добрый день, уважаемый митрополит Кирилл! В Ставропольском крае идет гонение на русские семьи со стороны лиц кавказской национальности. Многие русские семьи вынуждены уезжать в другие регионы. Скажите, что предпринимает Церковь для того, чтобы Ставрополье стало безопасным для проживания там русских семей? (Ирина, г. Шушенское Красноярского края)

Здравствуйте, Ирина!

Ирина, этот вопрос очень верный и очень точный, но, в то же время, и очень сложный… Действительно, Ставрополье граничит со всеми республиками Северного Кавказа, но, к сожалению, стычки между русскими и представителями других национальностей происходят не только у нас. Случается это и в столице, и в центральной полосе России. В каждом регионе есть своя проблематика, свои кризисные явления, которые решаются совершенно разными методами. Здесь, на Кавказе, ведутся антитеррористические операции, и в некоторых республиках — постоянно, здесь больше силовых структур; ну а в другом регионе — другие проблемы, поэтому нельзя сказать, что слишком трудно сегодня жить русским в Ставропольском крае.

Но такая проблема есть, и Церковь также пытается ее решить. Все зависит от внутреннего, духовного состояния человека. Если оно низкое, то человек любой национальности будет совершать преступления. Там, где есть грех, преступления, безобразия, наглость, коррупция, всегда будут конфликты и проблемы. Поэтому Церковь пытается изменить человека. Когда я был назначен на Ставрополье, то в первый же год мы создали программу по восточным районам Ставрополья. Там и земли достаточно неплодоносные, и мало экономических предприятий, и граница с республиками, и, конечно, там возникает очень много местных конфликтов. В этой программе все очень просто: в каждом селе, где есть школа, должен быть храм. В каждом населенном пункте, независимо от численности населения, должна быть молельная комната. Обязательным должно быть открытие воскресных школ, православных клубов, миссионерские поездки по этим районам. Все это является заботой Церкви и той лептой, которую Церковь вкладывает в решение проблематики Ставропольского края.

Сегодня создана отдельная епархия на востоке Ставрополья — Георгиевская и Прасковейская , и уже владыка Гедеон с помощниками реализует те программы, которые были когда-то созданы мной. Я думаю, что новая епархия даст также новый импульс и большому количеству приходов, и новым священникам, и воцерковлению славянского населения, а значит, они тоже будут меняться, становиться другими. И, безусловно, должны развиваться контакты с имамами, мусульманскими лидерами, лидерами национальных образований. Только в этом случае будет положительное развитие.

Патриарх Кирилл, выступая в конце прошлого года на форуме ВРНС в Ставрополе, заявил , что власти должны предпринять всесторонние меры по поддержке русского населения на Северном Кавказе и стимулировать развитие института казачества как одного из важнейших гарантов безопасности в этом регионе. Патриарх тогда отметил, что отток славянского населения из северокавказских республик и даже из некоторых районов Ставрополья сегодня увеличивается. Владыка, а как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию? Как складываются межнациональные отношения в регионе (допустим, конкретно на Ставрополье), и, главное, что делает казачество? Становится ли, стало ли оно действительно реальной общественной силой, позитивно влияющей на общую ситуацию в регионе? (Сергей, г. Москва)

Здравствуйте, Сергей!

В этом вопросе поставлено сразу очень много проблем. Действительно, Святейший Патриарх Кирилл удивительно тонко уловил те ключевые моменты, те вопросы, которые нужно решать на Ставрополье. Святейший говорил в своем докладе, что русский народ является государствообразующим, и, чем лучше будет состояние русского населения, тем лучше будет остальным народностям, населяющим Россию. Действительно, это так. Главное внимание необходимо уделять подъему русского народа, подъему славянского населения, и именно этим занимается сейчас Ставропольская митрополия и епархии всего Кавказа.

Что же касается казачества, бывшего на грани уничтожения, тот факт, что оно поднялось, говорит о том, что у казачества есть будущее, что казачество будет играть значимую роль в России в целом, тем более на окраинах России, на ее южных рубежах и конечно, на Ставрополье. Оно сейчас сильно здесь. Терское реестровое казачество насчитывает свыше 40 тысяч человек! Это серьезное количество. Радостно, что сейчас открывается множество казачьих классов, сегодня их уже около двухсот на территории Ставропольского края. Открыт казачий кадетский корпус. Священники регулярно посещают казачьи общества, участвуют в казачьих кругах, в других мероприятиях. Можно уверенно сказать, что сейчас казачество играет довольно серьезную роль в межнациональном диалоге. И чем более духовными станут казаки, чем больше, сильнее и крепче станут казачьи семьи с их казачьим духом и православной верой, тем, конечно, сильнее будет казачество и тем больше будет усиливаться межнациональное равновесие. Не противостояние, не попытка решать проблемы силой, а реальное соотношение сил, в первую очередь духовных: казаки — православной верой, кавказцы — своими традициями и своей верой. Для того чтобы решить множество проблем, нужно время, но и сейчас уже делается очень много и кавказскими епископами, и священнослужителями, и, конечно же, самими казаками.

Владыка, оказывают ли казаки какую-либо помощь силовым структурам в борьбе с нелегальной миграцией? Есть ли, на Ваш взгляд, проблемы с толерантностью по отношению к мигрантам с юга? (Сергей, г. Москва)

Здравствуйте, Сергей.

Казаки участвуют во всех мероприятиях, связанных с пресечением правонарушений, если их к этому привлекает государство. В настоящее время в краевом центре и в других крупных городах действуют казачьи дружины, которые на постоянной основе совместно с сотрудниками полиции патрулируют город, в том числе обеспечивая соблюдение паспортного режима.

Ваше Высокопреосвященство! Прошу прощения за вопрос. Мы с супругой венчались по православному обряду. Она поклялась слушаться меня во всем. В последний год я являюсь пенсионером, левая рука онемела, не все могу делать, в связи с чем не соглашаюсь с ее отсутствием более чем на 1 день, она, зная о моем несогласии, взяла билеты в паломническую поездку на несколько дней и сегодня собирается уехать. Посоветуйте, что мне делать. (Василий, г. Москва)

Здравствуйте, Василий!

Вопросы частного порядка, связанные, в том числе, с неурядицами в семейной жизни, правильно решать со своим духовником или тем священником, у которого вы постоянно духовно окормляетесь.

В любом случае, все вопросы в семье должны решаться совместно.

Владыка, каков, по Вашей оценке, уровень воцерковленности, духовно-нравственного просвещения современных казаков, казачьих атаманов? Какая здесь динамика? Накладывает ли причастность к казачьему «сословию» некую дополнительную ответственность на человека — в плане необходимости более глубокого приобщения к вере, к Церкви, к православным традициям? Насколько актуальна для казачества сейчас такая проблема, как «погоня» только за внешностью — отличительной формой, прочей атрибутикой, выделяющей казаков? (Сергей, г. Москва)

Сергей, по опросам общественного мнения сложно понять степень воцерковленности и отношения к православной вере, исполнения Таинств и посещения храмов. Невозможно посчитать людей, которые приходят в наши храмы. Постоянные прихожане составляют лишь небольшой процент, а в целом воцерковленность людей сложно описать. А вот казаки практически все заявляют, что они православные люди. Это та платформа, то основание, на котором мы сегодня в Церкви строим свои отношения с казаками. Они не могут без священника провести свой круг, не могут принять присягу без креста, священника, Евангелия, присяга всегда совершается в храме. Все это уже является отличительной чертой казачества от всего другого населения нашей страны. Если есть заявление об их принадлежности к Православию, значит, безусловно, это говорит о том, что есть все основания для работы с казачеством, и оно постепенно воцерковляется. Сегодня более тысячи священников окормляют казаков и кадетские корпуса, и мы, безусловно, ведем мониторинг, просим, объясняем, приглашаем казаков к участию в Таинствах, и сегодня, хоть этот процент не очень высокий, но казаки участвуют в исповеди, причащении, в таинстве венчания. Мы проводили мониторинг участия казаков в таинствах, и пока цифра может кого-то разочаровать, но сегодня всего 40 % казачьих браков венчанные. Много это или мало? Конечно, мало! Но, наверняка, в других семьях, не казачьих, еще меньше венчанных браков. Дорогу осилит идущий. Я очень надеюсь на то, что казачество будет меняться в лучшую сторону и постепенно все больше воцерковляться.

С праздником, владыка! Благословите! Хочу спросить вот о чем. Вы являетесь председателем Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Такая работа требует от пастыря глубокого понимания истории и психологии казачества, в особенности южнорусского. Насколько хорошо Вы с ним знакомы? Что связывало Вас с казачеством в мирской жизни? Насколько тяжело или легко для Вас это послушание? Заранее благодарна. (Ирина, г. Краснодар)

Здравствуйте, Ирина! Бог благословит!

Ирина, я не имел никакого отношения к казачеству до назначения меня на должность председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Родился я на Урале, там тоже есть казаки, они входят в Оренбургское войско. Но в советское время, когда я рос, конечно, разговора о казачестве не было. По отцовской линии в семье у меня все предки были священнослужителями, по линии матери — простые крестьяне. Когда я стал священником, то также священствовал в Дивеево, в Нижегородской епархии. Это центральные губернии России, в которых казаков мало. Поэтому я никак не контактировал с казаками и многого не знал о них.

Насколько я сегодня проникся духом казачества? Мне кажется, что сегодня я знаю казачество достаточно хорошо по одной причине: все послушания в Церкви я стараюсь выполнять с полной самоотдачей. Сложно это или нет? Все послушания сложны. К примеру, есть отдел Церкви по работе с заключенными, отдел Церкви по работе с верующими военнослужащими, отдел Церкви по образованию и катехизации. Каждое послушание, если человек ответственно выполняет его, несет в себе огромную силу и огромную нагрузку. Эта нагрузка лежит и на мне. Может быть, она отличается тем, что с казачеством связана еще некая политика?.. Есть такие горячие головы, которые начинают сепаратистские выпады, — это, конечно, отличительная черта работы с казачеством. Но я прямо и четко таких людей называю не казаками, а предателями. Отщепенцами, которые не признают Православную Церковь, которые являются язычниками или, например, сепаратистами. Я называю их просто: преступниками, которые хотят разрушить наше Отечество.

Казачество мне близко своим духом и самоотдачей, потому что я воспитывался в семье, в которой на первом месте всегда были слова из Евангелия: ищите прежде Царствия Небесного, и все остальное приложится вам. И это искание Царствия Небесного, самополагание себя для достижения его, для духовного совершенствования, для помощи другим людям, исполнение Евангелия — вот это в казачестве всегда было сильно. Когда они жизни свои отдавали, даже не раздумывая; когда никто не отказывался, ибо это было бы позором, его бы изгнали, и никто никогда больше не вспомнил бы о нем в казачьей станице. Вот это близко мне по своему внутреннему духу.

Я сегодня бываю и на больших международных конгрессах, где собираются казаки со всего мира, бываю на отдельных кругах казачьих войск, скажем, Донского, Кубанского, Терского. И, конечно, везде разные казаки. На мой взгляд, за эти годы я о казачестве узнал многое и успел его полюбить.

Благодарю еще раз всех, приславших вопросы.