Составить 10 вопросов с хвостиком. Разделительные вопросы в английском языке

В разговорной речи нам иногда приходится переспрашивать собеседника, уточнять информацию или выражать сомнение. Когда мы знаем, о чем речь, но нам необходимо подтверждение, мы используем форму разделительного вопроса в английском языке (tags questions). Вопросы с хвостиком, или disjunctive questions, всегда связаны с предшествующим предложением, например:

(Главное предложение) He is going to the gym, (tag question) isn’t he? Он собирается пойти в спортзал, не так ли?

The students passed the biology exam, didn’t they? Студенты сдали экзамен по биологии, не так ли?

В русском языке разделительный вопрос звучит так:

Мы встречаемся завтра в кино, не так ли?

We are meeting at the cinema tomorrow, aren’t we?

«Не так ли» в английском языке - это «хвостик» aren’t we? . Другие примеры вопросов с хвостиком в английском языке:

You work in a bank, don’t you? Вы работаете в банке, не так ли?

Your sister can sing, can’t she? Твоя сестра умеет петь, не правда ли?

He wouldn’t go to Mexico if he didn’t speak Spanish, would he? Он не поехал бы в Мексику, если бы не говорил по-испански, не так ли?

Разделительные вопросы в английском языке превращают предложения в общие вопросы, на которые мы отвечаем «да» или «нет» (yes/no questions).

«Не так ли» в английском языке: правила образования

Tags questions состоят из одного из вспомогательных глаголов (be, do или have) или основного глагола be, а иногда из модального глагола (can, should). С глаголом обязательно употребляется подлежащее, которое чаще всего выражено местоимением.

Глагол в главной части предложения определяет, каким будет глагол в tag question.

Например:

Исключением являются предложения с конструкцией «I am». В данном случае мы употребляем «are», а не «am». Например:

I’m the tallest in the class, aren’t I? Я самый высокий в классе, не так ли?

Tag questions в английском языке - это короткая вопросительная часть, которая стоит в конце предложения. Данная конструкция используется, в основном, в разговорной речи.

Вопросы с хвостиком в английском языке можно разделить на несколько типов:

Первый тип вопроса состоит из утвердительного предложения и отрицательного tag question или отрицательного предложения с утвердительным tag question. Отрицательная часть вопроса чаще всего используются в сокращенной форме.

Например:

You work in a bank, don’t you? Ты работаешь в банке, не правда ли?

He’s a doctor, isn’t he? Он доктор, не так ли?

You haven’t met him, have you? Ты не встречал его, не правда ли?

She isn’t coming, is she? Она не придет, не так ли?

Обычно, мы используем данный тип вопроса для уточнения информации, когда нам нужно подтвердить уже известные факты.

Например:

You work with John, don’t you? Ты работаешь с Джоном, не так ли? (Я почти уверен, что ты работаешь с Джоном, но мне нужно это подтвердить, поэтому я уточняю).

Your mother is not very old, is she? Твоя мама не очень старая, не правда ли? (Я догадываюсь, что твоя мама не очень старая, но переспрашиваю, чтобы быть уверенным).

Утвердительные разделительные вопросы в английском языке (double positives)

Данный тип вопросов употребляется, в основном, когда говорящий только что услышал какие-то интересные, важные новости или хотел бы подчеркнуть свое утверждение, усилить эмоциональный эффект. Основное правило утвердительных вопросов: если основная часть стоит в утвердительной форме, то и tag question утвердительный.

Реакция собеседника на вопросы данного типа - согласиться, посочувствовать или как-то прокомментировать информацию. Утвердительные «хвостики» используются при неформальном общении. Например:

My English teacher was lovely. She was a great teacher, was she? Моя учительница по-английскому языку была очень хорошей. Она была отличной учительницей, правда?

You are getting married, are you? Неужели ты выходишь замуж?

Вопрос с хвостиком в повелительном наклонении

Повелительное наклонение не имеет времени, поэтому не сразу можно определить, как образовать tag question. Чаще всего мы используем форму «won’t you» или «will you», а также «would», «could», «can».

Употребление tag question с повелительным наклонением немного смягчает тон, характерный для приказа или настоятельной просьбы.

Open the window, won’t you? Не откроешь окно?

Turn the TV down, will you? Не выключишь телевизор?

Don’t shout, will you? I can hear you perfectly well. Прекрати кричать, ну же. Я прекрасно тебя слышу.

Come here immediately, can you? Не можешь сейчас же прийти сюда?

Уровень формальности фразы зависит от интонации и типа tag question, который мы выбираем.

Например, can’t you может выражать нетерпение и раздраженность, как в примере: Turn the TV down, can’t you? Ну выключи уже телевизор!

Интонация хвостика - нисходящая, мы не уточняем, а показываем раздражение.

Разделительные вопросы в предложениях, где спрашивается мнение собеседника

Такой тип предложений начинается с «let’s». После let’s мы используем shall в tag question:

Let’s have some lunch now, shall we? Давай сейчас пообедаем, как думаешь?

При этом не важно, является ли предложение положительным или отрицательным, мы в любом случае используем «shall we».

Let’s not go to the restaurant, shall we? Давай не пойдем в ресторан, как думаешь?

Использование «right» и «yeah» в разговорной речи вместо tag question

Очень часто в неформальной речи вместо вопроса с хвостиком в английском языке используются слова «right» и «yeah», когда мы хотим переспросить или уточнить какую-либо информацию.

Например:

So, you’re not going on holiday this year, right? Так ты не едешь в этом году отдыхать, правильно?

So, you’re not going on holiday this year, are you?

The film starts at about 8, yeah? Фильм начинается около 8, да?

Более формальное выражение с tag question: The film starts at about 8, doesn"t it?

Разделительные вопросы, которые начинаются с «I think»

В предложениях, которые начинаются с «I think », мы не используем в tag question «do I » . Tag question согласуется по смыслу с основной информацией в предложении:

I think she is a great doctor, isn’t she? Я думаю, что она прекрасный доктор, не так ли?

Когда же мы начинаем с «I don’t think » - хвостик будет положительным, а глагол также согласуется с глаголом в предложении, которое передает основную информацию.

I don’t think it’s a good idea, is it? Я не думаю, что это хорошая идея, не правда ли?

I don’t think we should meet her parents tonight, should we? Я не думаю, что нам нужно встречаться с ее родителями сегодня вечером, верно?

Данные правила распространяется на другие глаголы, которые выражают мнение: feel (чувствовать), believe (верить), suppose (полагать).

I suppose they are students, aren’t they? Я полагаю, они студенты, не так ли?

I can’t believe she really likes him, does she? Не могу поверить, что он ей действительно нравится, верно?

Употребление разделительных вопросов без подлежащего и вспомогательного глагола

Очень распространенным явлением в неформальной разговорной речи является пропуск подлежащего (обычно, оно выражено местоимением) и вспомогательного глагола.

Например:

Lovely day, isn’t it? (Вместо It is a lovely day, isn’t it?) Чудесный день, не правда ли?

Doing well, are you? (Вместо You are doing well, are you?) Хорошо поживаешь, правда?

Nobody in the office, is there? (Вместо There’s nobody in the office, is there?) В офисе никого нет, не правда ли?

Disjunctive questions: примеры вопросов с never, no one, nothing

Предложения с отрицательными наречиями never (никогда), hardly ever (почти никогда) могут вызвать трудности с выбором tag question, так как глагол в основной части стоит в утвердительной форме, но все предложение по смыслу отрицательное. В предложениях такого типа глагол в хвостике употребляется в положительной форме.

Например:

They never go on holiday in winter, do they? (не «don’t they » ). Они никогда не ездят в отпуск зимой, не правда ли?

Martha hardly ever sleeps at night, does she? Марта почти не спит по ночам, не так ли?

В предложениях с неопределенными существительными someone (кто-то), anyone (кто-либо), no one (никто), everyone (каждый) трудности могут возникнуть с выбором местоимения. В этом случаем мы используем «they (они) ».

Например:

Everyone left the room, didn’t they? Все вышли из комнаты, не так ли?

No one cares about this, do they? Никто об этом не беспокоится, не так ли?

Так как «no one » уже передает отрицательный смысл предложения, хвостик будет положительным.

С неопределенными существительными something (что-либо), nothing (ничто), everything (все) мы используем «it » .

Everything is fine, isn’t it? Все прекрасно, не правда ли?

Nothing matters, does it? Ничего не имеет значения, не так ли?

Слово «nothing » имеет отрицательное значение, поэтому tag question будет положительным.

Интонация

В разделительных вопросах в английском мы обычно не акцентируем внимание на той части, в которой стоит вопрос, не ставим tag question под ударение, если уверены, что информация верна. Но, если говорящий сомневается, то интонация возрастает и tag question попадает под ударение.

Tag question может употребляться в качестве вопроса, когда мы хотим услышать ответ «да» или «нет», и поэтому мы произносим его с вопросительной, восходящей интонацией. Но иногда вопрос с хвостиком нужен для того, чтобы выразить согласие с уже изложенной информацией. В этом случае интонация нисходящая.

Tag Questions или разделительные вопросы в английском языке являются разновидностью общих вопросов. Их задают, когда хотят уточнить информацию или получить поддержку собеседника.

Английский язык включает в себя тему разделительный вопрос, которая является одной из наиболее легких, понятных и интересных. QuestionsTag Questions называют именно так, поскольку он образуется из 2-х составляющих, которые разделяют запятой: основная часть вопроса и его дополнение. В переводе последняя часть будет звучать: «не так ли?» или «правда же?». В русском языке у нас тоже есть вопросы такого типа: «Прекрасная погода, не так ли?»

К примеру,

  • Anna hasn’t come yet, has she? – Анна еще не пришла, так?

Вопросительные части выражает сарказм, удивление говорящего или желание, чтобы его слова подтвердили.

Как задаются разделительные вопросы в английском языке?

Первая часть вопроса выглядит как обычное повествовательное предложение:

  • Отрицательное (Anna can’t swim fast – Анна не умеет плавать)
  • Положительное (You will cross the street at the green light – Тыперейдешьдорогуназеленыйсвет).

«Хвостик» выступает в роли короткого вопроса. Именно он и показывает сомнения говорящего.

Вторая составляющая может меняться. Она строится в соответствие с тем, как была сформулирована первая часть.

Если первая часть носила отрицательный характер, «хвостик» содержит положительное утверждение. И, наоборот, при положительной основной составляющей, вторая часть будет отрицательной.

  • Anna cannot knit, can she? – Анна не может вязать, так ведь?
  • Tom is leaving tomorrow, isn’t he? – Лора уезжает завтра, не так ли?

Вторая часть разделительного вопроса в британском языке имеет две составляющих:

  • Лицо, о котором идет речь, использующееся в первой части. Это может быть местоимение или имя собственное.
  • Модального глагола, глагола to be или вспомогательного глагола. Как уже было сказано выше, в данном случае ориентируются на первую часть.

Следует рассмотреть, как составляются такие конструкции.

Составление конструкции со вспомогательным глаголом

Вспомогательные глаголы не переводятся, их такое основное назначение – функция указателя. Благодаря модальным глаголам можно определить число действующих лиц и время, в котором происходят события.

Основная сложность при составлении рассматриваемых конструкций заключается в том, что необходимо знать времена, чтобы не ошибиться в построении второй части вопроса.

Для утвердительной конструкции правило имеет следующую схему:

Утверждение + вспомогательный глагол + not + действующее лицо?

К примеру,

  • Jack studies English. – Джек изучает английский язык.

Первое, с чего стоит начинать – определение времени. В данном примере говорится о постоянном непрерывном действии, значит, время Present Simple. Соответственно, вспомогательный глагол для 3-го лица единственного лица в Простом настоящем – does.

Поскольку в первой части примера стоит утверждение, следует к «хвостику» добавить not.

Лицо, о котором идет речь, никак не изменяется.

В итоге получаем, что разделительный вопрос в английском языке выглядит как:

  • Jack studies English, doesn’t he? – Джек изучает английский, не так ли?

Ниже в таблице рассмотрены примеры данных конструкций для простых времен.

Для закрепления материала необходимо составить по 5 вопросов с каждым временем.

Схема образования отрицательной конструкции:

Отрицание+ вспомогательный глагол + действующее лицо?

В данном случае все легко – убираем частицу not во второй части и используем тот же глагол, который был в первой части. Действующее лицо не изменяется.

К примеру:

  • She doesn’t drink coffee. Она не пьет кофе.

Во вторую часть конструкции следует брать только глагол does. В итоге получается составить:

  • She doesn’t drink coffee, does she? Она не пьет кофе, правда же?

Построение вопроса с модальным глаголом

Модальные глаголы показывают отношение к действию, о котором говорит собеседник (должен бежать, может понять). При наличии в конструкции модального глагола, вспомогательный не применяется.

Для утвердительных вопросов на английском языке схема выглядит следующим образом:

Утверждение + модальный глагол + not + действующее лицо?

«Хвостик» в данном случае содержит тот же модальный глагол, но с частицей not.

К примеру:

  • She can run fast. Она может бегать быстро.

Разделительный вопрос будет иметь вид:

  • She can run fast, can’t she? Она может бегать быстро, правда же?

Для отрицания:

Отрицание + модальный глагол + действующее лицо?

К примеру:

  • She should not go alone. Ей не следует ходить одной.

Используя схемы, получаем:

  • She should not go alone, should she? Ей не следует ходить одной, не так ли?

Формулировка вопроса с to be

Глагол to be имеет значение «быть, находиться». В отличие от остальных глаголов, существующих в английском языке, этот изменяется по числам и лицам:

I am я есть (существую)
He / She / It is он, она, оно есть (существует)
We are мы есть (существуем)
You are ты, вы есть (существуете)
Тhey are они есть (существуют)

Для утверждения:

Утверждение + глагол to be + not + действующее лицо?

В «хвостик» глагол to be ставится в том же времени, в котором существует в первой части, лишь с добавлением частицы not.

К примеру:

  • Samanta is a PR Manager. – Саманта – пиар-менеджер.

Воспользуясь схемой, получается:

  • Samanta is a PR Manager, isn’t she? – Саманта – пиар-менеджер, не так ли?

Для отрицательной конструкции схема имеет вид:

Отрицание + глагол to be + действующее лицо?

Вторая часть вопроса составляется при помощи глагола to be и действующего лица из первой части.

Например:

  • Miranda and Jeremy were not embarrassed? – Миранда и Джереми не были смущены.

Используя схему, получаем:

  • Miranda and Jeremy were not embarrassed, were they? – Миранда и Джереми не были смущены, не так ли?

Ловушки в английском языке при построении Question Tag

Если в первой части имеется притяжательное местоимение (например, его сын), в «хвостике» оно изменяется на короткое (используя вышеприведенный пример, получаем «он»).

После слов everyone (все), someone (кто-то), anyone (кто-нибудь) во второй части применяется they. Например, Someone can do it, can’t they? – Кто-то может это сделать, так ведь?

Если в первой части утвердительной конструкции встречается «I am», в «хвостике» изменяется am на are и добавляется частица not. Например, I am right, aren’t I? – Я прав, да?

Некоторые слова в английском языке несут в себе смысл отрицания (hardly – вряд ли, barely – едва, nothing – ничего, nobody – никто и т. д.). Используя их в первой части утвердительной конструкции, мы получаем отрицания, поэтому в данном случае во вторую часть частица not не добавляется. Например, They have nowhere to go, do they? – Им некуда идти, не так ли?

Чтобы правильно составлять разделительные вопросы с хвостиком следует запомнить, что если первая часть конструкции утвердительная, во вторую часть следует добавить отрицание и, наоборот – при отрицательной первой части вторая – положительная. В целом, тема разделительный вопрос в английском довольно проста и понятна для самостоятельного изучения.

Просмотры: 389

Разделительные вопросы имеют несколько названий. Вы можете встретить следующие варианты названия этого типа вопросов:

  • Разделительный вопрос – Disjunctive question;
  • Вопрос с хвостиком – Tag question или Tail question

Tag questions: правилa образования

Что представляют собой разделительные вопросы в английском языке ? Они состоят из 2-х частей. Первая – утвердительная или отрицательная, вторая – «хвостик» - краткий общий вопрос. Части разделительного вопроса отделяются запятой. На русский язык хвостик вопроса переводится не правда ли?, не так ли? , ведь так?, разве не так?

  • Greg knew that before, didn’t he? – Грег знал об этом и раньше, ведь так?
  • Lora hasn’t come yet, has she? – Лора еще не пришла, разве не так?

Если первая часть Disjunctive question утвердительная, то «хвостик» будет отрицательным:

  • Paulin visited her grandma, didn’t she? – Полин навестила свою бабушку, не так ли?

Если же основная часть отрицательная, то «хвостик» будет положительным:

  • Paulin didn’t visit her grandma, did she? – Полин не навестила свою бабушку, не так ли?

Если в утвердительной первой части предложения содержатся слова, придающие предложению отрицательный оттенок, то вся часть будет рассматриваться как отрицательная и, поэтому, «хвостик» будет положительным.

Вот список некоторых из подобных слов:

  • No, never, no one, nobody, scarcely, seldom, hardly, refuse и пр.
  • They never enjoy their holidays, do they? – Они никогда не наслаждаются своим отпуском, разве не так?
  • Nobody was there, were they? – Там никого не было, не так ли?
  • Местоимения, заканчивающиеся на one и body, будут меняться на местоимение they в хвостике вопроса.
  • Everybody is present, aren’t they? – Все присутствуют, разве не так?

Как построить «хвостик» разделительного вопроса?

Самое сложное в теории Tag Questions – это правильно построить этот самый tag – краткий вопрос, то есть хвостик.

В разделительном вопросе краткий вопрос состоит из:

  • вспомогательного глагола
  • частицы not, если нам нужен отрицательный хвостик при утвердительной основной части;
  • подлежащего, выраженного личным местоимением.

Здесь главное – подобрать правильный вспомогательный глагол. В этом Вам поможет следующая таблица.

Question tags таблица

Основная часть Краткий вопрос Примеры
am not am I am not tall, am I?
is isn’t Greg is here, isn’t he?
are aren’t Kids are at home, aren’t they?
is not /isn’t is Greg isn’t here, is he?
are not/aren’t are Kids aren’t at home, are they?
was wasn’t Greg was here, wasn’t he?
were weren’t Kids were at home, weren’t they?
was not /wasn’t was Greg wasn’t here, was he?
were not /weren’t were Kids weren’t at home, were they?
have haven’t I have played chess, haven’t I?
has hasn’t Paul has played chess, hasn’t he?
have not /haven’t have I haven’t played chess, have I?
has not /hasn’t has Paul hasn’t played chess, has he?
had hadn’t I had played chess, hadn’t I?
hadn’t had Paul hadn’t played chess, had he?
will won’t Molly will phone us, won’t she?
won’t will Greg won’t phone us, will he?
shall shan’t We shall arrive soon, shan’t we?
shall not / Shan’t shall We shan’t arrive soon, shall we?
would wouldn’t It would be possible, wouldn’t it?
would not /wouldn’t would He wouldn’t come, would he?
can can’t Molly can swim, can’t she?
can not /can’t can You cannot do this, can you?
could couldn’t Molly could swim, couldn’t she?
could nоt / couldn’t could You couldn’t do that, could you?
may mayn’t I may be free, mayn’t I?
may not / mayn’t may I mayn’t write here, may I?
might mightn’t It might be true, mightn’t it?
might not /mightn’t might It mightn’t be so late, might it?
must mustn’t You must keep calm, mustn’t you?
mustn’t must You mustn’t panic, must you?
should shouldn’t You should eat less, shouldn’t you?
should not /shouldn’t should You shouldn’t eat cakes, should you?
does not / doesn’t does Greg doesn’t like Jim, does he?
do not / don’t do We do not like Greg, do we?
did not / didn’t did Molly didn’t come, did she?

Так будут выглядеть Выши разделительные вопросы, если в них явно присутствует вспомогательный глагол. Надеюсь, эти многочисленные примеры вопросов с хвостиком будут полезными.

В двух случаях вы не сможете найти вспомогательный глагол в первой части. Что это за случаи?

Утвердительная часть в Present Simple.

Если ваша основная часть – утвердительная и стоит в Present Simple, то вы будете видеть либо просто смысловой глагол, либо смысловой глагол с окончанием –s/es. В таком случае, используйте don’t / doesn’t.

  • I roll the bones very well, don’t I? – Я хорошо играю в нарды, не так ли?
  • Greg rolls the bones well, doesn’t he? – Грег хорошо играет в нарды, не так ли?

Утвердительная часть в Past Simple.

Если основная часть вашего разделительного вопроса – утвердительная и стоит в Past Simple, то вы будете видеть смысловой глагол в форме прошедшего времени (неправильный глагол либо глагол с окончанием –ed). В таком случае, используйте didn’t.

  • Molly came late on Thursday, didn’t she? – Молли опоздала в четверг, не так ли?
  • Molly rolled the bones well in her childhood, didn’t she? - Молли хорошо играла в нарды в детстве, не так ли?

Особые случаи построения разделительных вопросов

Есть несколько особых случаев построения Tag questions, на которых я хочу сосредоточить внимание.

  • Если в главной части Вы видите I am, то в хвостике будет aren’t I?

I am 29 years old, aren’t I?

  • Если в главной части оборот there is – то его нужно будет использовать и в хвостике, согласно основным правилам:

Таблица разделительных вопросов с оборотом there is. Question tags таблица 2.

There are twenty chairs in the assembly hall, aren’t there?

  • Если в основной части Вы видите this is или that is, то в конце разделительного вопроса будет isn’t it?

This is Greg’s brother, isn’t it?

  • Если в основной части вы видите предложение, начинающееся с Let’s (Let us) – в кратком вопросе нужно использовать shall we? Хвостик в таких предложениях не переводится.

Let’s change the kitchen design, shall we? – Давайте сменим дизайн кухни? / Почему бы нам не сменить дизайн кухни?

  • Если же первая часть разделительного вопроса начинается с Let me, Let him, Let her, Let them, то хвостик будет will you? или won’t you?

Let Molly explain her position, will you?

  • Если первая часть разделительного вопроса представляет собой повелительное наклонение, то краткий вопрос будет will you? В утвердительной форме повелительного наклонения можно использовать и won’t you?

Lend me some money, will you?

Don’t shout at me, will you?

Интонационное оформление разделительных вопросов.

Обычно краткий вопрос в конце Tag question произносится с повышением тона. Однако, если говорящий ничуть не сомневается в ответе, и все предложение, скорее, носит характер утверждения, то тон в хвостике понижается.

Когда вы в чем-то не уверены и хотите что-то уточнить или получить подтверждение своих слов, вы задаете такие вопросы:
«Мы пойдем в кино, не так ли? Она студентка, не так ли? Ты не отправил документы, не так ли?»

Именно для таких случаев в английском языке существует особый вид вопросов — разделительные вопросы (на англ. tag questions) или вопрос «с хвостиком ».

Используя такие вопросы, вы придаете своей речи легкость и непринужденность, ведь с их помощью вы выражаете множество эмоций: вежливость, иронию, сомнение, удивление, недовольство. Кстати, наши студенты отрабатывают эти вопросы только на седьмом уровне на курсе для взрослых .

Я подготовила для вас статью, где по шагам объясняю , как их надо правильно задавать.

Каждое время в английском языке имеет свой вспомогательный глагол (do/does, have/has, did, had, will).

Сложность построения tag question (разделительного вопроса) состоит в том, что нужно хорошо разбираться в английских временах, чтобы правильно составить вторую часть вопроса.

Главное, запомнить: если в первой части предложение утвердительное, то во второй ставится отрицание.

Схема образования таких предложений будет следующей:

Утвердительное предложение + вспомогательный глагол + not + действующее лицо?

Первая часть — утвердительное предложение. Вторая содержит вспомогательный глагол с частицей not и действующее лицо. Давайте разберем пример.

Утвердительное предложение.

He studies English.
Он изучает английский.

Чтобы добавить правильный «хвостик», мы определяем время. В предложении идет речь о о регулярном действии, следовательно, тут используется время Present Simple (простое настоящее). В этом времени вспомогательным глаголом для he (он) является does .

Так как в первой части у нас утверждение, во второй нужно поставить отрицание. Для этого мы добавляем not к нашему вспомогательному глаголу does : does not (doesn’t).

Действующее лицо остается таким же, как в первой части.

He studies English, doesn"t he ?
Он изучает английский, не так ли?

Давайте рассмотрим примеры таких предложений для 3-х простых времен.

Время (вспомогательный глагол) Утвердительное предложение Разделительный вопрос
Present Simple (do/does)

They go to work.
Они ходят на работу.

She likes to dance.
Ей нравится танцевать.

They go to work, don’t they ?
Они ходят на работу, не так ли?

She likes to dance, doesn’t she ?
Ей нравится танцевать, не так ли?

Past Simple (did)

They married last year.
Они поженились в прошлом году.

He moved.
Он переехал.

They married last year, didn’t they ?
Они поженились в прошлом году, не так ли?

He moved, didn"t he ?
Он переехал, не так ли?

Future Simple (will)

He will call you back.
Он тебе перезвонит.

We will win.
Мы выиграем.

He will call you back, will not (won’t) he ?
Он тебе перезвонит, не так ли?

We will win, will not (won"t) we ?
Мы выиграем, не так ли?

Если предложение отрицательное, то во второй части ставится утверждение. В этом случае не нужно добавлять частицу not в нашем «хвостике».

Схема образования вопроса будет следующей:

Отрицательное предложение + вспомогательный глагол + действующее лицо?

На самом деле, когда в первой части отрицательное предложение, построить хвостик очень легко.

Ведь отрицание в первой части уже образовано с помощью вспомогательного глагола и частицы not. Следовательно, вам не нужно думать, какой вспомогательный глагол использовать в «хвостике», просто убираем частицу not и используем этот же вспомогательный глагол во 2-й части. Также мы берем действующее лицо из первой части.

Например, у нас есть отрицательное предложение.

They don’t like to read.
Они не любят читать.

В «хвостик» мы берем вспомогательный глагол do без частицы not и действующее лицо they :

They don’t like to read, do they ?
Они не любят читать, не так ли?

Отрицательное предложение Разделительный вопрос

She doesn’t drink coffee.
Она не пьет кофе.

She doesn’t drink coffee, does she ?
Она не пьет кофе, не так ли?

They didn’t work last summer.
Они не работали прошлым летом.

They didn’t work last summer, did they ?
Они не работали прошлым летом, не так ли?

We will not meet with you.
Мы не встретимся с тобой.

We will not meet with you, will we ?
Мы не встретимся с тобой, не так ли?

Как построить разделительный вопрос с модальными глаголами

Модальные глаголы не указывают действие (идти, читать, изучать), а показывают отношение к этим действиям (должен идти, могу читать, следует изучать).

Если в предложении есть модальный глагол, нам не нужно использовать вспомогательный.

Как построить «хвостик» для утвердительных предложений

Если первая часть утвердительная, схема построения разделительного вопроса будет следующей.

Утвердительное предложение + модальный глагол + not + действующее лицо?

Вторая часть такого предложения содержит тот же модальный глагол, который использовался в первой части, только к нему мы добавляем not. Давайте рассмотрим пример.

He can swim.
Он может плавать.

Для образования хвостика берем модальный глагол can, добавляем к нему отрицательную частицу not. Также берем действующее лицо he из первой части.

He can swim, can’t he ?
Он может плавать, не так ли?

Давайте рассмотрим еще несколько примеров.

Утвердительное предложение Разделительный вопрос

They should ask you.
Им следует спросить тебя.

They should ask you, shouldn’t they ?
Им следует спросить тебя, не так ли?

She can run fast.
Она может бегать быстро.

She can run fast, can’t she ?
Она может бегать быстро, не так ли?

We may take it.
Мы можем взять это.

We may take it, mayn"t we ?
Мы можем взять это, не так ли?

Как построить «хвостик» для отрицательных предложений

Если первая часть отрицательная, то схема образования разделительного вопроса с модальными глаголами будет следующей.

Отрицательное предложение + модальный глагол + действующее лицо?

В наш «хвостик» мы берем модальный глагол и действующее лицо из первой части.

Например

She can’t dance.
Она не может танцевать.

Во вторую часть берем модальный глагол can и действующее лицо she.

She can’t dance, can she ?
Она не может танцевать, не так ли?

Вот еще несколько примеров:

Отрицательное предложение Разделительный вопрос

She should not go alone.
Ей не следует ходить одной.

She should not go alone, should she ?
Ей не следует ходить одной, не так ли?

They couldn’t leave a lesson.
Они не могли уйти с урока.

They couldn’t leave a lesson, could they ?
Они не могли уйти с урока, не так ли?

He mightn"t agree.
Он может не согласиться.

He mightn"t agree, might he ?
Он может не согласиться, не так ли?

Как построить разделительный вопрос с глаголом to be


Также в английском языке есть особый вид глагола — глагол to be. Его мы используем, когда говорим, что кто-то:

  • находится где-то (он в парке);
  • является кем-то (она медсестра);
  • является каким-то (кот серый).

В зависимости от времени, в котором мы используем этот глагол, он меняет свою форму:

  • в настоящем времени — am, are, is;
  • в прошедшем времени — was, were;
  • в будущем времени — will be.

Как построить «хвостик» для утвердительных предложений

Схема образования разделительного вопроса с глаголом to be, если первая чаcть утвердительная, выглядит так:

Утвердительное предложение + глагол to be + not + действующее лицо?

Во второй части мы ставим глагол to be в том же времени, в котором он был в первой части, и добавляем к нему not. Также берем действующее лицо из первой части.

Например, у нас есть утвердительное предложение.

He is a doctor.
Он врач.

В «хвостик» мы берем наш to be — is и добавляем к нему not , также берем действующее лицо — he.

He is a doctor, isn"t he ?
Он врач, не так ли?

Давайте рассмотрим еще несколько примеров.

А сейчас давайте рассмотрим, как построить «хвостик», если первая часть отрицательная.

Как построить «хвостик» для отрицательных предложений

Схема образования разделительного вопроса, если в первой части отрицание:

Отрицательное предложение + глагол to be + действующее лицо?

Во второй части мы используем глагол to be и действующее лицо из первой части.

Например

You aren’t at school.
Ты не в школе.

Чтобы построить «хвостик» берем are и you из первой части:

You aren’t at school, are you ?
Ты не в школе, не так ли?

Вот еще несколько примеров.

Нюансы при построении разделительного вопроса

1. Обратите внимание. Даже если в первой части идет конкретное действующее лицо (мои друзья, его девушка, ее сын), то во второй части они меняются на короткие: они, она, он.

Неправильно

Her son went to school yesterday, didn’t her son ?

Правильно

Her son went to school yesterday, didn’t he ?
Ее сын ходил в школу вчера, не так ли?

2. После слов everyone, someone, anyone в хвостике используется they .

Everyone can do it, can’t they?
Каждый может сделать это, не так ли?

3. Если в первой части в утвердительном предложении стоит I am , то во второй части вместо am мы ставим are и прибавляем частицу not.

Неправильно

I am beautiful, am not I ?
Я красивая, не так ли?

Правильно

I am beautiful, aren"t I ?
Я красивая, не так ли?

4. В английском есть слова, значение которых отрицательное:

  • never — никогда;
  • rarely — редко;
  • seldom — редко;
  • hardly — вряд ли;
  • barely — едва;
  • nothing — ничего;
  • nobody — никто.

Такие слова из-за своего отрицательного значения меняют смысл утвердительного предложения в отрицательный (хотя у нас нет частицы not в предложении). Поэтому в хвостике мы не ставим частицу not.

Неправильно

They never go to the club, don"t they ?

Правильно

They never go to the club, do they ?
Они никогда не ходили в клуб, не так ли?

Вот и все. Обязательно пишите вопросы в комментариях под статьей, если вам что-то непонятно.

А теперь давайте перейдем к практике.

Задание на закрепление

Переведите следующие предложения на английский язык:

1. Она умная, не так ли?
2. Они не едят мясо, не так ли?
3. Ты смотрел этот фильм, не так ли?
4. Мы можем подождать здесь, не так ли?
5. Он будет покупать новую машину, не так ли?
6. Ее дочь не работает здесь, не так ли?
7. Она ничего не купила, не так ли?
8. Он может говорить по-английски, не так ли?

Свои ответы оставляйте в комментариях под статьей.

Разделительные вопросы в английском языке являются одним из самых интересных видов среди существующих вопросов.

Ведь, несмотря на то, что называют из «разделительными», на самом-то деле они абсолютно ничего не разделяют, а, скорее, подтверждают или опровергают слова говорящего.

It is a grey cat, isn’t it? – Это серый кот, не так ли?

Построение разделительного вопроса в английском

А сейчас мы расскажем вам о том, как правильно использовать разделительные вопросы в английском языке. Имейте ввиду, что в этом нет абсолютно ничего сложного! Ведь при построении таких вопросов сохраняется прямой порядок слов, а значит, построить вопросительное предложение неправильно практически невозможно!

Для того, чтобы задать разделительный вопрос, вам нужно будет попросту составить повествовательное предложение в его “первозданном” виде, а в конце добавить уточняющую частичку.

Единственное, что стоит знать при построении разделительных вопросов в английском языке – это то, какую именно частичку следует добавить в конце. Об этом мы расскажем вам в следующем абзаце.

В общих чертах

Чтобы построить разделительный вопрос в английском языке вам необходимо составить две части:

  1. основная часть, выраженная стандартным утвердительным (или даже отрицательным) предложением с прямым порядком слов: It is a very angry dog,
  2. краткий вопрос-хвостик, известный в узких кругах как “tag”: isn’t it?

Отсюда, кстати, и пошло название разделительных вопросов, которое звучит как “tag-questions/вопрос с хвостиком”.

Этот “хвостик” может переводиться на русский язык словами вроде: не так ли? не правда ли? верно? и так далее .

Это очень злая собака, не так ли?

Хвостик в разделительных вопросах английского языка

Вторая часть вопроса представляет собой краткий вопрос и состоит из вспомогательного или модального глагола (в зависимости от контекста) и местоимения, заменяющего подлежащее.

Важно помнить, что если первая часть выражается утверждением, то в вопросе будет отрицание, если же первая часть выражает отрицание, то в вопросе стоит утверждение.

В случае с модальными глаголами (can, should, must) и глаголом to be в первой части разделительного вопроса, в вопросе-хвостике также используется модальный глагол или глагол to be в соответствующей форме. В случае с обычными глаголами в вопросе-хвостике употребляется вспомогательный глагол (do, does, did).

Давайте рассмотрим несколько примеров.

1. Стандартная ситуация. Утверждение в первой части, отрицание во второй:

You play every day, don’t you? – Ты играешь каждый день, не так ли?
She talks a lot, doesn’t she? – Она много говорит, не правда ли?

И наоборот:

We don’t sing much, do we? – Мы не много поем, правда ведь?
He doesn’t go to school, does he? – Он не ходит в школу, не так ли?

2. В первой части употребляется утвердительная форма глагола to be (или модального глагола can, could, should), в хвостике будет используется этот же глагол в отрицательной форме.

He is rich, isn’t he? – Он богат, не так ли?
You can swim, can’t you? – Ты умеешь плавать, не правда ли?
You should tell her, shouldn’t you? – Тебе следует сказать ей, не так ли?

И наоборот:

We aren’t old, are we? – Мы не стары, верно ведь?
He couldn’t swim, could he? – Он не умел плавать, не так ли?
She shouldn’t come, should she? – Ей не следовало приходить, не правда ли?

Ну и куда без исключений?

Повсюду мы сталкиваемся с исключениями и примечаниями. Не обошлось без них и в разделительных вопросах .

1. I am в первой части предложения превращается в вопрос-хвостик aren’t I?
– I am kind, aren’t I? – Я добрый, не так ли?

2. С Let’s в первой части предложения образуется вопрос shall we ? (приглашение)
– Let’s go to the party, shall we? – Давайте пойдем на вечеринку, а?

3. С Let us в первой части употребляется will you ? (получение разрешения)
– Let us go to the party will you?- Разрешите нам пойти на вечеринку, а?

4. После everyone, someone, anyone, no one в хвостике используется they
– Someone should do that, shouldn’t they? – Кто-то должен это сделать, не так ли?

5. С наречиями never, rarely, seldom, hardly, barely и отрицательными местоимениями nothing, nowhere, none, nobody вопрос-хвостик всегда положительный:
– She could hardly go, could she? – Она едва может идти, не так ли?
– He found nobody, did he? – Он никого не нашел, не так ли?