Сущность экологической функции государства. Внутренняя экологическая функция государства Основные экологические функции государства

Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение.

Функции государства - это выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом, основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами.

Функции государства - это основные направления государственной деятельности, без которых существова­ние государства практически невозможно. В функциях государства выражается его назначение, сущность в решении основных вопросов общественного развития.

Экологическая функция нашего государства на современном историческом этапе состоит из четырех основных элементов:

1) использование природных ресурсов (природопользование);

2) охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность);

3) обеспечение экологической безопасности;

4) обеспечение экологического правопорядка.

Под использованием природных ресурсов (природопользованием ) понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств компонентов природной среды и вовлечением их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности

Следует отметить, что в ст. 1 принятого 10.01.2002 г. Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» понятие использования природных ресурсов трактуется как «эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности». Разработчики данного закона, на наш взгляд, не совсем правильно дали определение «использование» как «эксплуатация», поскольку одним из значений слова эксплуатация и является, собственно, использование .

Регулируя использование природных ресурсов, государство стремится придать ему рациональный характер, что означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность ) как самостоятельный элемент экологической функции предполагает деятельность государства, направленную на сохранение и восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов.

Обеспечение экологической безопасности состоит в осуществлении комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий .

Обеспечение экологического правопорядка является самостоятельным элементом экологической функции государства и обеспечения экологической безопасности. Обеспечение экологического правопорядка - это комплекс правовых, организационных, экономических, политических, социальных, культурно-воспитательных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений, осуществляемых государственными органами и общественными организациями.

Экологический правопорядок - это состояние урегулированности как природоохранительных, так и природноресурсных общественных отношений правом. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечением и реализацией субъективных прав, соблюдением юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями в области охраны окружающей природной среды, рациональным использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности.

О процессе появления указанных элементов экологической функции можно сказать следующее.

Первоначально понятие «охрана окружающей природной среды» означало консервативную охрану редких достопримечательных природных территорий и объектов: заповедников, национальных и природных парков, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, естественных экологических систем.

По мере увеличения эксплуатации природных богатств в процессе развития промышленности и сельского хозяйства появилась необходимость создания нового вида природоохранной деятельности - рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны окружающей среды включаются в сам процесс хозяйственной деятельности.

Дальнейший рост масштабов производственной деятельности привел к усилению негативного антропогенного воздействия на естественную природу как среду обитания, а это в свою очередь поставило под угрозу жизнь и здоровье каждого человека. Следовательно, существует и действует не только зависимость человека от природы, но и человека от окружающей его естественной среды обитания. На рубеже 1960-х гг. двадцатого столетия получает развитие еще одна форма охраны - защита окружающей природной среды, в центре внимания которой становится человек, его жизнь, здоровье, его право на здоровую и благоприятную для бытия окружающую среду, и, соответственно, обеспечение экологической безопасности человека, его существования.

В условиях формирующегося правового государства соблюдение экологического правопорядка предполагает неукоснительное исполнение всеми субъектами отношений своих обязанностей и строгое соблюдение их прав. Предупреждение экологических правонарушений направлено на сокращение их масштабов, уменьшение негативных воздействий на окружающую среду и здоровье человека. Содержание этой профилактики в наибольшей мере определяется деятельностью государственных органов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных организаций, граждан, направленной на укрепление экологического правопорядка.

Понятие экологической функции России можно сформулировать как основное направление ее внутренней и внешней деятельности, осуществляемое в области охраны окружающей природной среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и экологического правопорядка с целью обеспечения благоприятных условий существования населения (людей) и сохранения окружающей природной среды в масштабе всей планеты.

Главное назначение экологической функции государства, сформулированное В.В. Петровым , и с которым полностью можно согласиться, состоит в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни природную среду, провозглашенные Конституцией Российской Федерации .

4) ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Экологическая система – понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн), где процедуры обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрее, чем в естественных экосистемах.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования.

Следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них.

При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экоциклах.

1. Замкнутость, самостоятельное функционирование экологической системы . Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Наличие экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, требует разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Разобраться и взять контроль на себя. Здесь неизбежно встает вопрос, который экологи считают важнейшим: искусственно формировать устойчивые, нужные человеку, продуктивные экосистемы. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий.

2. Взаимосвязь экологических систем , которая приводит к созданию природных комплексов.

При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике экологопользования получил название ландшафтного. Ландшафтный подход в использовании природных объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание свойств ландшафта в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции.

3. Биопродуктивность . Способствует самовоспроизводству экосистемы, выполнению той или иной ее функции, что определяет и различный правовой статус земель. Дифференциация земель в зависимости от цели их использования является естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами.

Самовоспроизводство экосистемы – это способность ее к саморегуляции, самовозрождению. В начальный период развития промышленности в России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т. п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах.

Данные признаки, характеризующие экосистему, позволяют определить понятие экосистемы, выступающей в качестве объекта правового регулирования. Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, обладающая замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосистемами и имеющая определенную биологическую продуктивность.


Похожая информация.


Экологическая функция - это сравнительно новое направлениё в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. Один из ведущих тезисов международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, - или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация - является отнюдь не преувеличением. Глобальные и необратимые изменения природной среды сегодня очевидны и бесспорны. Два из них (разрушение озонового слоя планеты и «парниковый эффект») ставят человечество на грань экологической катастрофы.

Осознавая реальность угрозы для жизни человека, все развитые демократические государства принимают согласованные меры по охране окружающей природной среды. Большую роль в международном сотрудничестве государств по вопросам охраны природной среды играют ООН, а также Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии, Межправительственная океанографическая комиссия и другие международные специализированные учреждения.

В нашей стране наблюдается бурный всплеск строительной деятельности. В сельской местности уничтожаются леса, пахотные угодья, на их месте возводятся роскошные коттеджи так называемых «новых русских». Чиновники органов местного самоуправления раздают под строительство особняков, автозаправочных станций, офисов участки на землях общественного назначения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), используемых для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, и т.д. При этом нередко нарушаются экологические права и законные интересы большинства жителей. Их мнение игнорируется, они либо не ставятся в известность о намечаемом строительстве, либо им предоставляются недостоверные сведения. Чуть ли не ежедневно СМИ сообщают о многочисленных экологических нарушениях, попирающих конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

Среди причин этого явления можно назвать экологическое невежество, эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны чиновников. Они нередко ссылаются на государственные или общественные интересы, которые якобы стоят выше интересов отдельных граждан.

Статья 42 Конституции гласит: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду представляет собой нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; это субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Право, закрепленное в статье 42 Конституции, распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на некоторые территориальные общины граждан.

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Отсюда неблагоприятной будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами: приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды: осуществляет реализацию государственной экологической политики; обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, межгосударственных и региональных экологических программ; координирует деятельность министерств, ведомств, других учреждений и организаций на территории Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды; устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды; устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации; организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан; принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства; обеспечивает население необходимой экологической информацией; руководит внешними связями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относятся: комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в Российской Федерации, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области; государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, природных ресурсов, континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, а также за соблюдением норм экологической безопасности; организация мониторинга окружающей природной среды, создание и обеспечение работы государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды; утверждение нормативов, правил, участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий; осуществление государственной экологической экспертизы; получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций экологической информации; обеспечение экологической информацией населения; выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ; предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства; разработка государственных, межгосударственных и региональных экологических программ; составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов; учет и оценка природных ресурсов, ведение федеральных кадастров природных ресурсов; управление природно-заповедным фондом Российской Федерации, ведение Красной книги Российской Федерации, организация природно-заповедного дела; участие в организации системы всеобщего, непрерывного экологического воспитания и образования; координация работ других специально уполномоченных на то органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды; осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, изучение, обобщение и распространение международного опыта, обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации в соответствии с международными соглашениями в области окружающей природной среды.

Решения специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке.

К ведению субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды относятся: определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение экологических программ; учет и оценка состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение кадастров природных ресурсов; планирование охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ; координация природоохранительной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, содействие добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды; выдача разрешений на право пользования землей, недрами, водами, лесами и иной растительностью, животным миром, на размещение, переработку, захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов; установление дифференцированных ставок платы за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы вредных веществ; руководство экологической службой, проведение государственной экологической экспертизы; государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, вредно воздействующих на окружающую природную среду; организация природно-заповедного дела; экологическое воспитание, образование, просвещение; обеспечение населения необходимой экологической информацией; рассмотрение других вопросов, не относящихся к компетенции Российской Федерации.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»; указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г. № 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24); планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994–1995 годы и 1996–1997 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155).

Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые Отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом.

В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993. г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

— обеспечение рационального и устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;

— обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения.

Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:

— устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

— справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;

— приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

— упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;

— предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

— платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

— приоритетность ресурсосбережения и рационального использования природных ресурсов при развитии производства;

— открытость экологической информации;

— участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Реализация экологической политики – главная задача системы государственных природоохранных органов. Госкомэкология России выполняет координирующие функции в сфере государственной экологической политики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды». Помимо Госкомэкологии России, природоохранные функции осуществляют другие министерства и ведомства в соответствующих сферах управления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. № 1292 установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и осуществляет свою деятельность в этой области совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важнейшим инструментом осуществления экологической политики в краткосрочной перспективе является Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 годы (НПДООС). В этом документе подробно изложена Концепция совершенствования политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (раздел II).

Главной целью Концепции совершенствования государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Достижение этой цели потребует решения следующих важнейших задач:

а) в сфере природопользования:

– обоснование и проведение внешней и внутренней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России;

– совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления природопользованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

– развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами;

– реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем лимитов и лицензирования природопользования;

– проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджетов при снижении ставок по другим видам налогов;

– совершенствование экономических, финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов, развитие рынка работ и услуг в области природопользования;

– развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

– проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

б) в сфере охраны окружающей среды:

– формирование более эффективной структуры государственного управления охраной окружающей среды и осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления охраной окружающей среды между федеральными органами управления, органами управления субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления;

– совершенствование экономических, финансовых механизмов охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды;

– стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с международными стандартами серии ИСО 14000;

– повышение эффективности государственной экологической экспертизы, введение в практику процедур ОВОС, развитие систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создание Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ);

– формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения;

– обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе – потенциально) видов деятельности;

– последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

– широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды, по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, средств массовой информации;

– поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга.

Сформулированные выше цели и задачи осуществления государственной экологической политики требуют совершенствования государственного регулирования природоохранной деятельности и природопользования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.93. М.: Юрид. лит., 1993.

    Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1. С последующими изменениями// ВСНД. 1992. № 10. Ст. 457; Закон РФ от 21.02.92 № 2397-1// ВСНД. 1992. №10. Ст. 459; Закон РФ от 02.06.93 № 5076-1//ВСДН. 1992. № 29. Ст. 1111.

    Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ Российской Федерации// Российская газета. 12 февраля. 2002 г.

    О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1. С последующими дополнениями// ВСДН. 1993. № 26. Ст. 966 // РГ от 25.06.93 (в п. 1 ст. 6 внесены дополнения – см. Федеральный Закон от 27.12.95 № 211-ФЗ// СЗ РФ. 1996. Ст. 4).

Вопрос о функциях российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии. Взаимоотношения человека, общества и государства достаточно четко определены в Конституции РФ 1993 г., согласно которой высшей ценностью в российском демократическом федеративном правовом государстве является человек, его права и свободы. Государство призвано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Единственным источником власти и носителем суверенитета, т.е. верховной власти в России является ее многонациональный народ. Подчеркнем положение о том, что не государство, а народ - источник и носитель верховной власти в России. Об этом следует помнить в процессе изучения всего курса права окружающей среды.

Для понимания природы, сущности и содержания экологической функции российского государства, развития и реализации права окружающей среды в плане соотношения общества и государства важно иметь в виду также некоторые экологически значимые положения Преамбулы Конституции России. В ней говорится:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем Конституцию Российской Федерации».

Таким образом, народ, проявив посредством референдума свою верховную власть, установил основы конституционного строя России, сам определил права и свободы человека и гражданина, основы федеративного устройства государства, утвердил правовой статус Президента России как главы государства, статус высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления.

Все это дает основание рассматривать государство в лице Президента РФ как его главы, органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также органы местного самоуправления в качестве инструментов общества в решении общих для него задач, в том числе связанных с природной средой, - иными словами, в реализации функций государства. Из Конституции РФ вытекает, что российское государство, как и органы местного самоуправления, решают «общие задачи» в процессе осуществления своих функций от имени народа, ради народа и в интересах народа. Важно подчеркнуть это.

Что же понимается под функциями государства?

Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, определяемые потребностями решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для российского государства в прошлом было традиционным.

Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного российского государства. В литературе по теории государства и права она называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды)*. Думается, однако, что содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. По степени эффективности реализации этой функции можно судить об истинном отношении государства к обеспечению рационального природопользования, к охране окружающей среды, к человеку. человек экологический функция государство

Изучение развития правового регулирования природопользования и охраны природы в историческом аспекте показывает, что экологическая функция не является функцией лишь современного государства. Функции государства - категория объективная как по содержанию, так и по методам осуществления. Чтобы существовать и эффективно развиваться в соответствии с целями и задачами этого развития, государство должно осуществлять общественно значимую деятельность в конкретных направлениях. Потребность в осуществлении экологической функции государства появляется тогда, когда возникает общественная потребность или потребность классов, отдельных социальных групп в решении задач природопользования и охраны окружающей среды. При этом важно иметь в виду динамику ее содержания, правовых и организационных форм и методов осуществления. Содержание функции определяется практическими интересами и задачами государства на разных этапах его развития. Вплоть до XX в. функция охраны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Она была второстепенной и не самостоятельной функцией.

Осуществление функции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенных общих задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могут решаться эффективно и менее эффективно либо не решаться вовсе. Хотя природоохранительная функция российского государства характеризуется как основная и постоянная, но, судя по состоянию окружающей среды в стране, она чрезвычайно мало эффективна. Поэтому, наряду с выделением экологической функции в качестве самостоятельной и основной, для ее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использовать соответствующие критерии. Наиболее приемлемым представляется критерий обеспечения государством соблюдения, охраны и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовым методам относится принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления экологической функции государства относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. Хотя организационные методы не являются правовыми, важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важных общественных отношений по поводу природы регулируется правом окружающей среды или экологическим правом. Следовательно, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от загрязнения, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли права окружающей среды в системе российского права.

Чтобы та или иная совокупность правовых норм была признана отраслью права, она должна отвечать определенным требованиям, критериям. В качестве таковых в российской правовой науке называют наличие круга однородных общественных отношений, регулируемых правом, особую заинтересованность государства в их регулировании, наличие метода правового регулирования соответствующих отношений и достаточно развитой нормативной правовой базы, т.е. источников права. Обратимся к рассмотрению этих критериев.


Назначение экологической функции государства состоит в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации защиты прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Экологическая функция государства выступает как внутренняя и как внешняя его функция. Внешняя экологическая функция предусматривает участие государства в международной охране окружающей среды. Республик Беларусь является участницей основных международных соглашений в области охраны окружающей среды (Венская конвенция об охране озонового слоя Земли; Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция об изменении климата и др.).
Внутренняя экологическая функция государства представляет собой деятельность государства по обеспечению благоприятного для человека состояния окружающей среды. Она реализуется системой государственных органов, уполномоченных осуществлять в государственных интересах управление в сфере охраны окружающей среды.
Необходимость усиления экологической функции государства приводит к расширению роли права в регулировании экологических отношений и в конечном итоге к формированию новой функции права - экологической. Она состоит в правовом регулировании общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью обеспечения качества окружающей человека среды.
Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды одобрена Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь (1995 г.).
Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды в соответствии с Концепцией является осуществление конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.
Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды являются:
государственная собственность на природные ресурсы (исключением является земля, которая может находиться в государственной и частной собственности);
охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета система государственного контроля за состоянием окружающей среды, законодательно обеспеченная система государственной экологической экспертизы;
участие общественности в охране окружающей среды; применение экономического механизма охраны окружающей среды, применение мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя;
совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов:
участие Республики Беларусь в решении глобальных экологических проблем.
Источниками экологического права являются нормативные правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.
Указанные нормативно-правовые акты в совокупности составляют экологическое законодательство. Система экологического законодательства объединяет нормативные правовые акты, устанавливающие охраны окружающей среды и режим рационального использования и охраны природных объектов. Таким образом, экологическое законодательство может быть подразделено на природоохранительное и природноресурсное законодательство.
Природоохранительное законодательство устанавливает отдельные эколого-правовые институты, такие как экологическая экспертиза, налоги за пользование природными ресурсами, обращение с отходами, правовой режим зон чрезвычайных экологических ситуаций, правовой режим особо охраняемых природных территорий, а также включает нормы об охране окружающей среды в населенных пунктах; в промышленности, строительстве, на транспорте; в сельском хозяйстве и т.д.
Природоресурсное законодательство включает несколько самостоятельных подотраслей экологического законодательства; земельное, водное, лесное, о недрах, атмосферном воздухе и животном мире, каждая из которых представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия использования и охраны соответствующих природных объектов и комплексов.
Ведущим законом в системе экологического законодательства, систематизировавшим основные эколого-правовые нормы, является Закон «Об охране окружающей среды».
Механизм охраны окружающей природной среды урегулирован целым рядом иных законов, например «Об особо охраняемых природных территориях», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» и др.
Отраслевое природоресурсное законодательство включает кодексы - о земле, о недрах, Водный. Лесной, Законы - «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха».
В экологическом праве в качестве источников присутствуют нормативные правовые акты других отраслей права - гражданского. уголовного, административного и др.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным.
Впервые в истории право на благоприятную окружающую среду было закреплено в международных документах, например, в Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.).
Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды составляют самостоятельный институт экологического права. Этот институт включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую сред}", на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране окружающей среды С целью реализации права на благоприятную окружающую среду граждане и общественные объединения наделены целым рядом прав и обязанностей.
Так, граждане имеют право:
создавать в соответствии с законодательством общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;
обращаться в порядке, установленном законодательством, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством;
оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды:
осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;
обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду.
Обязанности граждан в области охраны окружающей среды в самом широком смысле сформулированы в Конституции как долг охранять природную среду. В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» граждане обязаны.
соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;
повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;
беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;
выполнять требования в области обращения с отходами; выполнять требования пожарной безопасности; соблюдать правила охоты и рыболовства; выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;
выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;
возмещать в порядке, установленном законодательством, вред, причиненный их действиями окружающей среде.
Законодательством могут быть определены иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
Свои экологические права гражданам доступнее реализовать в составе общественных экологических объединений, которые также наделены широкими правами.
Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, проводят работу по пропаганде и воспитанию у граждан бережного отношения к природе, повышению экологической культуры граждан, сообщают в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, местные исполнительные и распорядительные органы о выявленных случаях нерационального использования природных ресурсов, нарушениях законодательства об охране окружающей среды, а также об авариях и иных чрезвычайных ситуациях, нарушениях технологических процессов, в результате которых произошло или может произойти загрязнение окружающей среды либо иное вредное воздействие на окружающую среду.
При осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды общественные объединения обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
Для реальной защиты права граждан на благоприятную окружающую среду разработана система гарантий, или правовых механизмов", при помощи которых субъективное право как определенный законом объем прав и обязанностей, предоставленных человеку государством, может быть реализовано.
Гарантиями экологических прав граждан являются: планирование и нормирование качества окружающей среды, меры по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду; предоставление полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране: обжалование решений и действий государственных органов, организаций и должностных лиц; судебная защита, самозащита и получение квалифицированной юридической помощи, деятельность общественных объединений; контроль в области охраны окружающей среды и иные меры, предусмотренные экологическим законодательством.

Ключевые слова

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ECOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE / ECOLOGICAL SAFETY / ENVIRONMENT / RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES / ECOLOGICAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Кнац Юлия Алексеевна

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. Между тем в научной юридической литературе встречаются различные точки зрения в отношении содержания данной функции и ее значения. Во многом это обусловлено спецификой развития экологической функции. При этом важно заметить, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция, необходимость развития которой вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции и глобализационных процессов. Исследовано содержание и значение экологический функции российского государства. В рамках исследования раскрываются составляющие элементы экологической функции, дается их оценка, анализируется значение экологической функции. Сформулированы выводы о том, что экологическая функция современного российского государства включает направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей среды , рациональному использованию природных ресурсов , обеспечению экологической безопасности , охране и защите экологических прав и др.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Кнац Юлия Алексеевна

  • Основные этапы становления экологической функции российского государства

    2017 / Попов Александр Геннадьевич
  • Внешняя экологическая функция государства в условиях глобализации

    2015 / Кнац Юлия Алексеевна
  • Понятие экологоправовой политики в сфере автотранспортных отношений (природоохранный аспект)

    2014 / Ярославцев С. Ф.
  • Государственная политика в сфере обеспечения рационального природопользования

    2018 / Лунева Е.В.
  • Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству

    2012 / Захаров Александр Вячеславович
  • Обеспечение устойчивого развития как направление экологической функции государства

    2018 / Захаров Александр Вячеславович, Попов Александр Геннадьевич
  • Концепция устойчивого развития (международно-правовые аспекты)

    2017 / Кукушкина Анна Викторовна
  • К вопросу о понятии и содержании экологической функ- ции государства

    2007 / Миронов В. С.
  • Эволюция экологического предпринимательства в контексте социально-ориентированной экономики государства

    2017 / Михайлова Елена Владимировна
  • Особенности понятийного аппарата охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран

    2018 / Агафонов В.Б., Игнатьев Д.А.

One of the main functions of modern Russian state is Ecological function and moreover, it’s recognized as an independent function. Meanwhile, in the scientific legal literature there are various views on the contents of this function and its value. This is largely due to the specific development of ecological function. It is important to note that that the ecological function of the state is a relatively new feature, the necessity of development is caused by negative consequences of economic activity of the person on the nature, including consequences of scientific and technical revolution and globalization processes. It is devoted to research the content and the value of ecological function of the Russian state. Within research, the making elements of ecological function reveal, their assessment is given, the value of ecological function is analyzed. Сonclusion is made that the environmental function of the modern Russian state comprises activity state of conservation, reproduction and improvement of the environment , natural resources management, environmental safety, environmental protection and protection of human rights and etc.

Текст научной работы на тему «Содержание и значение экологической функции государства»

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 9 (149), 2015

УДК 340+504.06

© Юлия Алексеевна КНАЦ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и истории государства и права, e-mail: [email protected]

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. Между тем в научной юридической литературе встречаются различные точки зрения в отношении содержания данной функции и ее значения. Во многом это обусловлено спецификой развития экологической функции. При этом важно заметить, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция, необходимость развития которой вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции и глобализационных процессов. Исследовано содержание и значение экологический функции российского государства. В рамках исследования раскрываются составляющие элементы экологической функции, дается их оценка, анализируется значение экологической функции. Сформулированы выводы о том, что экологическая функция современного российского государства включает направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав и др.

Ключевые слова: экологическая функция государства; экологическая безопасность; окружающая среда; рациональное использование природных ресурсов; экологические права.

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. При этом справедливым видится мнение Н.Д. Вершило о том, что «экологическая функция должна быть не только одной из приоритетных функций, но и основополагающей, т. к. она призвана оказывать влияние на другие функции государства и в конечном итоге сохранить окружающую природную среду для настоящих и будущих поколений» .

Но заметим, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция. Ее становление и развитие обусловлено негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции, а также глобализационных процессов.

По справедливому замечанию А.В. Захарова: «создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах, ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации,

создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека» . Безусловно, в указанных условиях экологическая функция государства не просто развивается, но и выходит на первый план как в пределах страны, так и в международном масштабе - на уровне межгосударственного взаимодействия.

Изучение историко-правовых аспектов рационального природопользования и охраны природы позволяет рассмотреть процесс становления экологической функции как самостоятельной. Функции государства - это объективная категория как по своему содержанию, так и по методам осуществления. По справедливому замечанию Н.Д. Вершило, для своего эффективного развития государство должно осуществлять общественно значимую деятельность в конкретных направлениях . Потребность в реализации экологической функции государства возникает тогда, когда появляется общественная потребность в решении задач, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием. При этом содержание функции на разных этапах развития государства имеет существенное отличие. Оно определяется конкретными интересами государства на том или ином этапе. Вплоть до XX в. функция охра-

ны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, налоговых, военных интересов государства. Она не имела выраженных индивидуальных черт и особенностей и была второстепенной функцией.

Примерно с 70-х гг. прошлого столетия представители науки стали задумываться о выделении функции охраны природы в качестве самостоятельной функции. В ряде научных работ делались выводы, что «охрана окружающей природной среды в СССР представляет собой постоянную и основную самостоятельную функцию развитого общенародного социалистического государства» . Первоначально рассматриваемая функция имела название «охрана природы» или «охрана окружающей природной среды» . Но были и исключения. Так, Ю.И. Тютекин предлагал именовать данную функцию государства функцией по руководству рациональным природопользованием: «Было бы правильнее, на наш взгляд, именовать природоохранительную функцию функцией советского государства по руководству рациональным природопользованием». При этом важно отметить, что в своей работе он обращал внимание на то, что «рациональное использование природных ресурсов и охрана природы - неразрывно связанные стороны единого понятия «рациональное природопользование» .

Начиная с 1980-х гг., когда интерес к данному направлению государственной деятельности резко возрос, в российской научной среде начинает употребляться термин «экологическая функция государства».

Сегодня самостоятельность и значимость экологической функции государства не оспаривается. Более того, в юридической литературе все чаще обсуждается вопрос об особом правовом режиме природного достояния, что, разумеется, предполагает создание действенного механизма государственного регулирования в указанной сфере .

При этом экологическая функция государства имеет сложный, комплексный характер. Остановимся детальнее на содержании экологической функции государства, которое и обусловливает наличие столь противоречивых мнений в терминологическом ее понимании. Одна из позиций, главенствовавших на протяжении последних десятилетий и на

сегодняшний имеющая актуальность, заключается в том, что содержание экологической функции составляют два элемента: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В частности, А.И. Денисов и С.А. Раджабов выделяли функцию охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов . Так как эта позиция преобладала на протяжении многих лет, у нее и сейчас есть немало приверженцев .

Природоохранительный аспект, который является исторически первым, в настоящее время является актуальным. Он предполагает сохранение и восстановление окружающей природной среды. Еще один немаловажный аспект экологической функции государства -природоресурсный. Он выражается в рациональном использовании природных ресурсов, предполагает деятельность государства по удовлетворению потребностей общества природными богатствами с учетом их количественных и качественных характеристик. Учитывая, что большинство природных ресурсов являются исчерпаемыми, от их грамотного использования, сохранения и воспроизводства зависит благополучие государства. Поэтому нельзя допустить их потребление разрушительными, нерациональными методами. Полагаем, что для Российской Федерации природоресурсный аспект экологической функции особенно актуален, т. к. наша страна обладает внушительными природными богатствами, и в то же время не имеет большого опыта их рационального использования.

Как уже было отмечено выше, сегодня содержание экологической функции государства нельзя сводить лишь к охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Государство и общество заинтересованы в комплексном решении ряда важных задач, касающихся природы и ее ресурсов. В современных условиях само государство не будет развиваться, если не сможет выполнять все первостепенные экологические задачи, стоящие пред самим государством, участвовать в решении проблем, стоящих перед мировым сообществом, обеспечивать уровень такого экологического состояния в государстве, который соответствует международным стандартам.

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 9 (149), 2015

Так, М.М. Бринчук справедливо отмечает, что «экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц» . Обратим внимание, что в содержание функции М.М. Бринчук включает еще один крайне важный элемент - охрана и защита экологических прав. Ввиду того, что этот институт закреплен в Конституции Российской Федерации и других фундаментальных законах (в частности, в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), не возникает сомнений, что его необходимо выделять среди элементов содержания экологической функции.

Под экологическими правами граждан понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права физических лиц, обеспечивающие удовлетворение потребностей человека при взаимодействии с природой (право на благоприятную окружающую среду; на достоверную информацию о ее состоянии; на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия; на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением и др.).

Несколько аспектов экологической функции государства также выделяет А.О. Миняев: «Закрепляемые в законодательстве направления экологической деятельности государства по охране окружающей среды, рациональному использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека, общества и государства» . Такого же мнения в отношении элемента «обеспечения экологической безопасности» придерживается И.С. Уханов и другие исследователи .

Таким образом, еще одним элементом содержания экологической функции государства является обеспечение экологической безопасности. При этом важно понимать, что

экологическая безопасность является составной частью безопасности в целом.

Синтезируя имеющиеся знания науки государства, права и экологического права, можно утверждать, что экологическая функция государства должна включать все указанные выше аспекты. В этой связи, объективным представляется определение, предлагаемое В.С. Мироновым. В своей работе он отмечает, что экологическая функция государства - это «направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, находящихся в собственности государства, субъектов федерации, юридических и физических лиц, обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц» .

Резюмируя, отметим, что признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от загрязнения, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц необходимо рассматривать в качестве одной из основных функций современного государства.

При этом значение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное, эффективное и оптимальное соотношение экологических и экономических интересов общества для обеспечения устойчивого развития государства, что предполагает создание необходимых гарантий для реализации и защиты экологических прав граждан и юридических лиц, обеспечение должного уровня охраны окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и т. д.

1. Вершило Н.Д. Экологическая функция российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. 2005. № 4.

2. Захаров А.В. Экологическая функция российского государства // Экологизация современного российского государства и права: монография / под ред. А.В. Захарова. М., 2015.

3. Колбасов О.С. Проблемы охраны окружающей среды в новой Конституции СССР // Советское государство и право. 1978. № 5. С. 21-29.

4. Миронов В.С. К вопросу о понятии и содержании экологической функции государства // ЮРИСТЪ - ПРАВОВЕДЪ. 2007. № 1. С. 120123.

5. Тютекин Ю.И. Природа. Общество. Закон. Руководство рациональным природопользованием как функция советского государства. Кишинев, 1976.

6. Бибаров-Государев А.П. Природные объекты как объекты национального достояния // Экологизация современного российского государства и права: монография / под ред. А.В. Захарова. М., 2015.

7. Денисов А.И., Раджабов С.А. Теория советского государства. Душанбе, 1978.

8. Казаков В.Н. Теория государства и права. Екатеринбург, 2002.

9. БринчукМ.М. Экологическое право. М., 2003.

10. Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М., 2004.

11. Уханов И.С. Экологическая функция современного российского государства (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

1. Vershilo N.D. Ekologicheskaya funktsiya rossiyskogo gosudarstva v kontekste ustoychivogo razvitiya // Ekologicheskoe pravo. 2005. № 4.

2. Zakharov A.V. Ekologicheskaya funktsiya rossiyskogo gosudarstva // Ekologizatsiya

sovremennogo rossiyskogo gosudarstva i prava: monografiya / pod red. A.V. Zakharova. M., 2015.

3. Kolbasov O.S. Problemy okhrany okruzhayu-shchey sredy v novoy Konstitutsii SSSR // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1978. № 5. S. 21-29.

4. Mironov V.S. K voprosu o ponyatii i soderzhanii ekologicheskoy funktsii gosudarstva // YuRIST"" - PRAVOVED"". 2007. № 1. S. 120123.

5. Tyutekin Yu.I. Priroda. Obshchestvo. Zakon. Rukovodstvo ratsional"nym prirodopol"zovaniem kak funktsiya sovetskogo gosudarstva. Kishinev, 1976.

6. Bibarov-Gosudarev A.P. Prirodnye ob"ekty kak ob"ekty natsional"nogo dostoyaniya // Ekologizatsiya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva i prava: monografiya / pod red. A.V. Zakharova. M., 2015.

7. Denisov A.I., Radzhabov S.A. Teoriya sovet-skogo gosudarstva. Dushanbe, 1978.

8. Kazakov V.N. Teoriya gosudarstva i prava. Ekaterinburg, 2002.

9. BrinchukM.M. Ekologicheskoe pravo. M., 2003.

10. Minyaev A.O. Ekologicheskoe pravo: konstitutsionnye osnovy. M., 2004.

11. Ukhanov I.S. Ekologicheskaya funktsiya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva (teoretiko-pravovoy aspekt): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2000.

Поступила в редакцию 4.06.2015 г.

CONTENT AND MEANING OF ECOLOGICAL FUNCTION OF STATE

Yuliya Alekseevna KNATS, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and History of State and Law Department, e-mail: [email protected]

One of the main functions of modern Russian state is Ecological function and moreover, it"s recognized as an independent function. Meanwhile, in the scientific legal literature there are various views on the contents of this function and its value. This is largely due to the specific development of ecological function. It is important to note that that the ecological function of the state is a relatively new feature, the necessity of development is caused by negative consequences of economic activity of the person on the nature, including consequences of scientific and technical revolution and globalization processes. It is devoted to research the content and the value of ecological function of the Russian state. Within research, the making elements of ecological function reveal, their assessment is given, the value of ecological function is analyzed. Conclusion is made that the environmental function of the modern Russian state comprises activity state of conservation, reproduction and improvement of the environment, natural resources management, environmental safety, environmental protection and protection of human rights and etc.

Key words: ecological function of the state; ecological safety; environment; rational use of natural resources; ecological rights.