Предмет, структура и функции социологии. Общая социология: Учебное пособие

Социологическая наука как часть современного обществоведения.

Объект и предмет социологии. Роль системного подхода в выявлении объекта и предмета социологии. "Социальное" как интегральное системное качество общественных явлений и объект исследования социологии. Проблема предмета социологии. Специфика предмета социологии. Роль понятийно-категориального аппарата социологии в определении ее предмета. Развитие предмета социологии в основных социологических парадигмах.

Законы и категории социологии. Специфика социологических законов. Концепции, отрицающие наличие социальных и исторических законов. Система социологических категорий.

Методология социологии. Роль общенаучных средств и методов в формировании социологического знания. Специфические методы социологии.

Структура социологического знания. Теоретическая и эмпирическая социология. Фундаментальная и прикладная социология. Макросоциология и микросоциология. Социологические и социальные исследования. Проблемы отраслевых социологий (экономическая социология, социология труда, социология права и т.д.)

Функции социологии. Полифункциональность социологии. Основные функции: познавательная, прогностическая, управленческая, регулятивно-практическая и др.

Социология в системе общественных наук. Социология и социальная философия. Социология и история. Социология и политология. Социология и социальная психология. Социология и экономические науки. Необходимость использования социологического знания в общественных науках.

  • Тема: История развития социологической мысли >>

    Своеобразие развития социологического знания и проблемы его периодизации. Социальные и теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии.

    Основоположники социологии. Шарль Луи Монтескье - предвестник социологии. Огюст Конт как основатель науки социологии, основоположник позитивизма в социологии.

    Карл Маркс - основоположник материалистической теории общества. Политический и научно-социологический аспекты в теории марксизма, их связь и противоречия.

    Н.Г. Спенсер - основоположник натурализма в социологии. Натуралистические школы в социологии: социал-дарвинистская (Л. Гумплович) и расово-антропологическая (Гобино).

    Психологическое направление в социологии: Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Ч. Кули.

    Вклад Ф. Тенниса и Г. Зиммеля в институционализацию социологии.

    Социология "на стыке веков". Эмиль Дюркгейм и его принципы создания социологии на позитивистской основе.

    Макс Вебер. Критика экономического детерминизма Маркса. Эволюция веберовской концепции социологии и "веберовский ренессанс" в современной социологии.

    Неопозитивизм в социологии. Индустриализм 20-30-х гг. ХХ в.

    "Технологизация" и "индустриализация" социологического знания. Элтон Мейо - основоположник американской индустриальной социологии. Теории А. Маслоу, Д. Макгрегора, Р. Парка.

    Школы в социологии, противоречащие неопозитивизму: экзистенциализм, феноменология, теологическая концепция общества.

    Важнейшие проблемы социологии и ее специализация: социология социальной структуры и социальной мобильности, урбанистическая социология, политическая социология и др.

    Структурный функционализм в социологии: Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Парсоновская концепция социальной системы. Программа создания теорий среднего уровня Р. Мертона. Развитие функционалистской теории в работах К. Дэвиса и Д. Мура. Кризис методологии структурного функционализма. Постфункциональный подход.

    Попытки переосмысления классической социологической парадигмы. Франкфуртская школа. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

    Теория конфликта (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф).

    Теория социального обмена (Ж. Хоманс, П. Блоу, Р. Эмерсон).

    Символический интеракционизм (Г. Мид) и этнометодология (Г. Гарфинкель).

    Проблемы и перспективы развития мировой социологической науки.

    Социальные предпосылки и теоретический источник возникновения социологической мысли в России. Особенности развития русской социологии.

    Социологические концепции М. Ковалевского и П. Сорокина, их роль в формировании русской и мировой социологической мысли.

    Институционализация социологии в России.

    Значение политических и идеологических факторов в противоречивости отношения к социологии.

    Развитие социологии в период перестройки. Гражданское значение социологии. Новые направления социологических исследований. Задачи социологии в современной России и ее место в системе общественных наук.

  • Тема: Методология и методика социологических исследований >>

    Понятие программы социологического исследования. Программа социологического исследования - реализация общетеоретических и методологических принципов теории познания, общесоциологической и специальных теорий. Структура программы: методологический и методический разделы.

    Определение цели и задач в социологическом исследовании.

    Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта. Гипотеза в социологическом исследовании. Взаимосвязь гипотез и задач исследования.

    Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.

    Измерение в социологии. Виды шкал.

    Понятие выборочной совокупности в социологическом исследовании. Формирование выборки, ее репрезентативность. Способы построения выборочной совокупности.

    Понятие метода в социологии. Классификация социологических методов.

    Анализ документов в социологическом исследовании. Классический анализ и контент-анализ. Наблюдение в социологии, его особенности и сфера применения. Виды наблюдения. Программа наблюдения, методы обработки результатов наблюдения. Опрос в социологическом исследовании. Виды опроса, их достоинства, недостатки, специфика применения. Виды вопросов, их особенности. Социометрический опрос, его особенности. Обработка результатов социометрического опроса.

    Эксперимент в социологии. Классификация социологических экспериментов и основные требования к их организации.

    Количественные и качественные методы в социологии. Кейс-стади (case-study) или этнографический метод как один из наиболее распространенных качественных методов.

    Верификация эмпирических фактов в социологическом исследовании. Обработка социологической информации. Расчет удельных весов и построение таблицы сопряженности признаков.

  • Тема: Социальные общности >>

    Понятие социальной общности как субъекта самостоятельного действия. Многообразие конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм общностей. Массовые общности и социальные группы. Квазигруппы: толпа, социальные круги, аудитории.

    Социальные группы - основная форма социальных общностей. Различие между понятиями "социальная группа", "группа", "социальная общность". Виды социальных групп. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов: ингруппа и аутгруппа, референтные группы (нормативные и сравнительные). Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами: первичные и вторичные группы, малые и большие группы. Статистические и реальные группы.

    Групповая динамика: руководство и лидерство, сплоченность группы, групповое давление, особенности групповых эффектов и др.

    Понятие социально-территориальной общности. Закономерности и факторы формирования и развития социально-территориальных общностей. Город и село как основные формы расселения и виды социально-территориальных общностей. Социальная структура территориальных общностей, современные тенденции ее развития. Образ жизни городского населения. Современные проблемы города и пути их решения.

    Этнические общности. Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации.

    Молодежь как особая социально-демографическая группа: специфика ее сознания и поведения. Потребности и интересы молодежи, пути и формы их удовлетворения.

  • Тема: Личность как активный субъект общественной жизни >>

    Многозначность и дискуссионность понимания личности. Отличие понятия "личность" от смежных понятий: человек, индивид, индивидуальность. Специфика социологического подхода к изучению личности, его отличия от социально-философского и социально-психологического. Личность как источник социальной жизни, как ее элемент, как субъект социальных взаимодействий и социальных институтов.

    Два понимания личности в социологии. Личность как нормативный тип ("модальная личность"). Личность как индивид, включенный в различные виды социальных взаимодействий посредством своей деятельности.

    Ролевая теория личности. Функции личности, их обусловленность включением в разнообразные социальные взаимодействия и отношения. Социальный статус личности как совокупность ее функций, ее права и обязанности, место человека в общественной иерархии. Множественность статусов. Генеральные (всеобщие) статусы. Предписанные и приобретенные статусы. Формализованные и неформализованные статусы. Иерархия статусов.

    Социальная роль как динамичный аспект социального статуса.

    Ролевой набор. Ролевое ожидание и ролевое исполнение (поведение). Ролевая напряженность и ролевой конфликт.

    Социализация личности. Этапы социализации: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. Первичная социализация и ресоциализация (вторичная социализация). Агенты социализации, их функции. Факторы социализации: система ролей и статусов в обществе, система социальных организаций и институтов, система ценностей и социальных норм, конкретные события социальной реальности. Фазы социализации: социальная адаптация и интериоризация.

    Социальные установки личности. Понятие аттитюда. Функции аттитюда. Структура аттитюда. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности (В.А. Ядов). Уровни диспозиции и виды социальных установок (элементарные установки, социальные фиксированные установки, базовые социальные установки, ценностные ориентации личности).

    Теории развития личности (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон,Ж. Пиаже).

  • Тема: Социальные связи и социальное поведение >>

    Социальные контакты как тип кратковременных социальных связей. Виды социальных контактов: пространственные, заинтересованные, обмена.

    Понятие социального действия. Теория социального действия М.Вебера. Типы социального действия и социального поведения: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное (эмоциональное), традиционное. Механизм совершения социального действия: потребности и мотивация. Структура социального действия. Концепция Т. Парсонса, П. Сорокина.

    Социальное взаимодействие (интеракция) как обмен действиями: микроуровень и макроуровень. Теории межличностного взаимодействия и социального поведения: теория обмена (Дж. Хоуманс), символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер), этнометодология (Г. Гарфинкель),психоаналитическая теория (З. Фрейд).

    Взаимопонимание как важнейшая характеристика социально взаимодействия. Социальные роли как совокупность ожиданий, определяющих поведение личности. Формальные и неформальные социальные роли.

    Понятие социальной нормы как условия упорядочения социального взаимодействия. Взаимосвязь социальных ролей и социальных норм. Функции социальных норм. Формальные и неформальные социальные нормы.

  • Тема: Девиация и социальный контроль >>

    Понятие девиации. Девиация и социализация. Ассоциация и диссоциация.

    Социальные ожидания и девиантное поведение. Делинквентное поведение. Нормы и ценности. Норма и патология: социологический аспект. Типы отклоняющегося поведения: культурное и психическое; индивидуальное и групповое; первичное и вторичное; культурно одобряемое и культурно осуждаемое. Типология девиации Р. Мертона. Девиация как процесс, включающий: создание норм, совершение девиантного поступка, признание поступка девиантным, признание человека девиантом, стигматизацию, следствия стигматизации, коллективные формы девиации.

    Причины девиации.

    Теории происхождения девиантного поведения. Теории физических типов (биологические) Ч. Ломброзо, Э. Кречмера, В. Шелдона. Психоаналитические теории. Социологические (культурные) теории социальных отклонений(Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Спрей, Дж. Рубек и др.).

    Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. Функции социального контроля. Формальный и неформальный методы социального контроля, самоконтроль. Социальный контроль и позиции социальных институтов (политики, образования, культуры, морали и др.). Способы реализации социального контроля: через социализацию, через групповое давление, через принуждение. Социальные санкции и их классификация. Динамическая модель социального контроля.

    Проблемы демократизации и гуманизации социального контроля.

    Кризис общества и проблемы девиантного поведения. Рост преступности: причины, пути и способы снижения. Анализ криминогенной мотивации. Проблемы карательных и исправительных учреждений в современных условиях российского общества.

  • Тема: Социальная структура и социальная стратификация >>

    Основные методологические подходы к проблеме классовой стратификации в зарубежной и отечественной литературе. Теории Г.Спенсера, К.Маркса, М.Вебера, А.Гоулднера, Э.Райто. многокритериальные теории стратификации. Особенности современных теорий стратификации.

    Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Социальная стратификация и социальная дифференциация.

    Понятия «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа», «страта». Значение понятий «статус», «социальная позиция», «социальная роль».

    Основные формы социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная, образовательная и др. понятия о количественных и качественных различиях форм стратификации.

    Социальная мобильность: понятие, классификация. Основные факторы мобильности. Позитивные и негативные последствия индивидуальной и групповой мобильности. Взаимосвязь социальной мобильности и социальной стратификации.Особенности и последствия социальной мобильности в переходный период.

    Теоретические подходы к анализу социальной структуры постсоветского общества.

    Методы изучения социальной структуры и стратификации: самоидентификация, метод объективных критериев, репутационный метод. Методы измерения неравенства.

    Теоретические подходы к измерению бедности (социал-дарвинизм, эгалитаризм). Абсолютная и относительная бедность (депривация). Субкультура бедности.

    Понятие среднего класса. Подходы к изучению и измерению среднего класса.

  • Тема: Социальные организации и социальные институты >>

    Организация как социальный феномен и как специфическая социальная система. Признаки организации. Соотношение понятий "организация" и "управление". Основные концепции организации: "организация-машина", "бюрократическая модель", "организация-община", "естественная организация". Типология организаций.

    Понятие социального института как одной из базовых социальных дефиниций. Социальные потребности как основа появления институтов.

    Процесс институционализации и развитие институтов. Индивидуальные роли в институциональном поведении. Институциональные признаки: установки и образцы поведения, символические культурные признаки, утилитарные культурные черты, кодекс устный и письменный, идеология.

    Классификация институтов по следующим критериям: сферы и функциональное содержание деятельности, характер организации, формальные и неформальные основания и др.

    Условия функционирования институтов. Институциональные функции: явные и латентные. Дисфункции социальных институтов.

    Институт семьи. Понятия "брак" и "семья". Структура семьи. Исторические формы и типы брачно-семейных отношений. Функции семьи: сексуального регулирования, репродуктивная, социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая.

    Образование как социальный институт. Содержание и роль образования в жизни общества. Социальные функции и цели образования. Взаимозависимость образования и общества: общественный строй и образование, образование и идеология.

    Специфика религии как социального института. Определение религии, ее элементов. Типы религий и формы религиозных организаций. Культура, мораль, религия: их взаимоотношение и взаимосвязь. Социальное значение и функции религии: функционализм и теория конфликта.

    Специфика политики и политической деятельности. Политическая система как социальный институт и ее функции. Типы политических систем и режимов. Соотношение гражданского общества и государства. Воспитание политической и правовой культуры граждан как условие их социальной активности.

    Экономика как социальный институт. Типы и виды экономических систем. Структура экономики в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе, взаимосвязь экономических и социальных проблем.

  • Тема: Социальные изменения в современном мире >>

    Социальные изменения как переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модернизация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.

    Взаимодействия структурных элементов общества и социальные изменения.

    Сущность, факторы, формы социальных изменений.

    Виды социальных изменений: открытие, изобретение, диффузия, сопротивление социальным изменениям.

    Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие. Теория Т. Парсонса о социальных изменениях с позиции системно-функционального анализа: "изменения равновесия" и "изменения структуры".

    Социальные изменения в аспекте теории социальной эволюции (дарвинизма).

    Вклад Э. Дюркгейма в развитие идей социального эволюционизма. Теория индустриального общества: французский социолог Р. Арон и американский экономист и политолог У. Ростоу. Теория К. Маркса и Ф. Энгельса о революционном преобразовании общества.

    Социологические взгляды О. Конта и Г. Спенсера о социальных изменениях. Конфликтологическое направление в социологии о природе социальных изменений.

    В. Огбер о трех основных формах социальных эффектов инноваций: дисперсия или множественные эффекты; последующие или производные эффекты; конвергенция или соединение нескольких влияний различных изобретений.

    Социальная эволюция и социальная революция как объективное выражение социальных изменений.

    О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгеймо классическом эволюционизме.

    Г. Парсонс о четырех основных механизмах социальной эволюции: дифференциации, возрастании адаптивности, механизме включения, ценностной генерации. Неоэволюционистская концепция Парсонса.

    Концепция социальных изменений П. Сорокина и его теорема флуктуации.

    Концепция структурации А. Гидденса. Три источника социальных изменений современного общества.

    Интерпретация социальных изменений П. Штомпка.

    Теория модернизации. Сущность процесса модернизации и его проявления. Теория конвергенции.

    Концепция прогресса и регресса. Сущность социального прогресса. Критерии определения уровня прогрессивности общества в социологии: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Феномен «бегства от свободы» Э. Фромма. Зарождение третьего критерия прогресса: уровень нравственности в обществе. Переход индустриальной и техногенной цивилизации в информационную.

    Источники социальных изменений: рост населения, изменения в окружающей среде, перемены в области технологии и культуры.

    Демографические основы общественной жизни и влияние демографических процессов на социальное развитие. Социально-демографические параметры общества: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, миграционный обмен, процентное соотношение половозрастных групп в составе населения.

    Тенденции в развитии народонаселения. Факторы, влияющие на изменение народонаселения и его последствия. Народонаселение и социальные изменения.

  • Тема: Экономическая социология >>

    Взаимодействие экономической и социальной сфер общества как объектная область экономической социологии. Особенности методологии экономической социологии. Категориальный аппарат экономической социологии.

    Этапы становления экономической социологии за рубежом. Первый этап - "классическая экономическая социология" (К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен). Второй этап - развитие эмпирических исследований (Э. Мейо,Д. Макгрегор, У. Уайт). Третий этап - институционализация экономической социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). Четвертый этап - кризис. Современная западная экономическая социология как сравнительная макросоциология.

    Социальные предпосылки и этапы развития экономической социологии в нашей стране. Задачи развития экономической социологии в России в переходный период.

    Социальные механизмы как регуляторы социальных процессов. Социальный механизм развития экономики: структура, элементы и связи. Частные социальные механизмы.

    Социально-экономическая активность субъектов экономической жизни и ее виды: деятельность, поведение и взаимодействие. Особенности деятельности и поведения. Виды социально-экономического поведения. Трудовое поведение работников и его основные характеристики. Управленческое поведение и предпринимательская активность

    Экономико-социологический подход к изучению социальной структуры общества. Платформы экономических отношений как основа дифференциации социальных субъектов. Типы субъектов экономических отношений. Типы частных экономико-социологических подструктур.

    Экономическая культура как регулятор социально-экономического развития. Функции экономической культуры общества. Место экономической культуры в социальном механизме развития экономики. Интегральные характеристики экономической культуры. Историческое развитие экономической культуры в России. Необходимость формирования новой экономической культуры.

  • Тема: Социология труда >>

    Предметная область социологии труда. Социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда.

    Становление и развитие социологии труда как отрасли социологического знания. История зарубежной социологии труда. Социология труда в России: история развития и характеристика современного состояния.

    Труд как базовый социально-экономический процесс. Трансформации в сфере труда и их всеобъемлющий характер. Изменения в области организации трудовых процессов. Понятие "занятость" и трансформация его содержания. "Гибкость" занятости и форм трудовой деятельности. Изменения в содержании и характере труда под воздействием научно-технического прогресса: гуманизация и дегуманизация труда, деквалификация трудовой деятельности.

    Рынок труда и безработица. Механизм функционирования рынка труда. Сегментация рынка труда. Стратегия эффективной занятости. Роль государства в условиях рыночного регулирования занятости. Система социальной защиты занятости населения.

    Трудовые группы и их функции. Типология трудовых групп. Социальная структура трудовой группы, ее определение в российской и западной социологии. Формальные и неформальные отношения в процессе труда. Социально-психологические аспекты функционирования трудовых групп. Трудовой конфликт: его определение, признаки, методы урегулирования. Современные проблемы и тенденции функционирования трудовых групп: атомизация, деструктуризация функций.

  • Cтраница 1


    Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура, если вспомним, отражает общий замысел строения социологической науки, высказанный Контом, то есть можно наблюдать преемственность подходов, которая сохранялась длительное время во французской социологии.  

    Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.  

    Общая социология, таким образом, является наукой, которая находится на более высоком уровне абстракции, чем история. Она оперирует понятиями, а история занимается описанием фактов и событий, которые служат социологии для дальнейших абстракций и обобщений. Отношение же, сложившееся между ними, есть отношение взаимной связи и выгоды. Ибо если социология использует описание и объяснение конкретных общественных явлений, которые предоставляет ей история, для создания общих понятий, то история при исследовании конкретных общественных явлений исходит из знания, которое дает социология, т.е. из общих понятий, которые она вырабатывает. Кроме того, необходимо иметь в виду, что наряду с такой связью общей социологии и истории существует и тесная связь между социологией и экономической историей, которая специально изучает экономическую активность людей в истории человеческого общества.  

    В общей социологии это определяется как различие между идиографическим и номотетическим методами, раскрытое в работах В.  

    Так формируются общая социология, изучающая общество в его тотальности, и частные социологические дисциплины, которые изучают отдельные общественные явления. С появлением и конституированием отдельных отраслей социологии возникает и вопрос об определении их предметов и их отношении к общей социологии. На эти вопросы давались различные ответы в зависимости от того, как определялись предмет общей социологии и ее отношение к отдельным социологическим дисциплинам, а также в зависимости от того, как понималась общая социология: как исключительно теоретическая или же как теоретическая и эмпирическая наука.  

    С развитием общей социологии связано возникновение социологических учений о праве. По мнению С.А. Муромцева, правовые явления следует изучать не только догматически (обращая внимание лишь на писаное право, на предписания, содержащиеся в нормативных актах), но прежде всего социологически, изучая действие права в обществе, юридическую практику, правопорядок.  

    Отказ от общей социологии актуализирует вопрос понятийного аппарата, которым мы оперируем на эмпирическом уровне. В самой социологической теории возникает проблема соотношения реализма и номинализма, которая, конечно же, не может быть разрешена только на уровне эмпирического познания.  

    Относительно предмета общей социологии существовали и существуют различные мнения.  

    Определение предмета общей социологии не только показывает, чем она как наука отличается от остальных общественных наук, но и дает возможность более точно определить ее место в системе общественных наук, а также выяснить, насколько тесно она связана с отдельными из них.  

    Тогда как общую социологию мы определили как науку о наиболее общих закономерностях возникновения и развития человеческого общества как целостности общественных отношений, предметом политэкономии является только один вид общественных отношений, т.е. одна область общественной жизни. Энгельса, в самом широком смысле слова, есть наука о законах, которые господствуют в сфере производства и обмена материальных средств жизни в человеческом обществе. Многие экономисты определяют предмет политической экономии сходным образом. Согласно их пониманию, политэкономия - это наука, предметом которой является экономический базис общества как целостность, т.е. процесс воспроизводства, производство, распределение, обмен и потребление. Она исследует законы, которые управляют этой целостностью и определяют ее развитие. Предметом ее изучения являются структура экономической целостности и функциональная и каузальная связь между отдельными ее частями. Политическая экономия как наука, предмет которой можно определить подобным образом, возникла прежде социологии и стремилась установить закономерности, которым подчиняется хозяйственная жизнь.  

    Автор в учебнике Общая социология обобщает и сиссте-матизирует теоретический материал по проблемам курса, содержащийся в мировой литературе.  

    Таким образом, общая социология изучает общество, устанавливая при этом, чем является общество как совокупность общественных отношений в смысле его понятийного отличия от природы, каковы закономерности возникновения общества и человека, закономерности структуры и движения человеческого общества. Проще говоря, предметом изучения общей социологии является общество, его возникновение, структура и его движение.  

    Специализируется в области общей социологии и методологии науки; на формирование его мировоззрения оказали влияние инструментализм Дьюи и идей Манхейма. Между тем каждый из методов применим лишь на определ. Востоком и Западом чревата атомной войной. Для устранения этого конфликта необходимо прежде всего исследовать его с науч. Обнаружив противоположность этих позиций (вост.  

    Приведенные дефиниции предмета общей социологии позволяют четко очертить границы, в которых нам предстоит двигаться, стремясь дать более точное определение этого предмета. В то же время они указывают и на необходимость отметить, с каких позиций мы будем походить к такому определению. Именно поэтому, приступая к определению предмета общей социологии, подчеркнем, что мы исходим из трех моментов.  

    Обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

    В структуре социологической науки можно выделить три уровня :

    • фундаментальных исследований , задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
    • прикладных исследований , в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
    • социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

    Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии : социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

    Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования . Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

    Функции социологии

    Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная . Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

    Характерная черта социологии — единство теории и практики . Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии.

    Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.

    Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция . Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

    Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

    Взаимосвязь социологии и других общественных наук

    Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальных общностях и индивидах. И здесь прежде всего необходимо сопоставить социологию и социальную философию, у которых очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. решает общественные проблемы умозрительно , руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.Социология заявила, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки.

    Как соотносятся общественные науки: и социология? Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального “Я”.Сфера социологии- это проблемы межличностного взаимодействия “Мы”. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

    Социология — наука о жизни общества, и она тесно взаимосвязана с другими общественными науками, отражающими его сложную многогранную жизнедеятельность.

    Структура социологии и ее функции

    Логика развития мировой социологической мысли объективно выделила в социологии своеобразные ступени ее развития, каждая из которых имеет определенный уровень целостности и конкретности и может рассматриваться в качестве элемента ее структуры.

    Исторически первой социология сформировалась как социальная философия. Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии, третий — как научно-практической деятельности. Отсюда в дальнейшем сложилось представление о специфической трехуровневой структуре социологии:

    • высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)
    • средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня)
    • низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).

    Названные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают друг друга, причем в такой степени, что любое отраслевое направление, например, немыслимо без наличия в нем глубоких теоретических предпосылок, а также эмпирического базиса исследования, равно как фундаментальные исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений.

    Составной и неотъемлемой частью современной социологии является ее история. Социология как социальная философия в структуре социологического знания имеет основополагающее значение. Как социальная наука, вырастающая из философии и развивающаяся первоначально на ее основе, она объективно несет в себе печать философского образа мышления. А это значит, что социология в данной ипостаси всегда была, есть и еще долго, очевидно, будет оставаться не только наукой, стремящейся постичь сущность общественных процессов, их подлинные причины и закономерности и отразить их в научных, теоретических понятиях и категориях, но и мировоззрением, то есть формой отражения социальной действительности в адекватных мировоззрению идеологических образах.

    Проблема соединения рационального (научного) и идеологического (ценностного) подходов в исследовании глубоко исторична. Она сопровождает все этапы развития мировой мысли, где в области познания природы по мере того, как изживается синдром «цеховой учености», «мышление в понятиях» и «мышление в образах» не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

    Однако сказанное относительно взаимной обусловленности и взаимной дополняемости научных и идеологических методов в области естествознания не означает, тем не менее, что физика, химия или математика имеют по своему конечному результату какой-либо иной статус, кроме статуса науки. Социология же всем ходом своего исторического развития, совокупностью и качеством тех социальных проектов, которые она выработала, доказала, что она имеет иной, отличный от естествознания статус. Формы социологического познания, в которых отражается реальность, помимо логических законов и категорий включают в себя различные формы репродуктивного воображения, основанные на интересе (центральной категории мировоззрения). Именно поэтому большинство научных результатов социологии носит характер научных гипотез, идеологических моделей, то есть мировоззрения, которое может быть пересмотрено в любое время, ибо интерес, как подчеркивал французский мыслитель Ламетри, является тем могучим волшебником, который в глазах разных людей меняет образ одного и того же предмета.

    Социологическая истина по природе своей обладает свойством дуализма. На это обстоятельство впервые с определенностью указал Лавров, введя в научный оборот понятия «правда-истина» (су- шее) и «правда-справедливость» (должное). Данное обстоятельство объективно должно ставить общественное сознание в условия критического восприятия любых социальных концепций и идей, кто бы их ни выдвигал, и выбора их в качестве средств решения практических и жизненно важных задач.

    Разумеется, такой подход не означает отрицания связи общественной мысли с жизненной практикой. Задачи практического, сознательного и планируемого подхода ко многим сторонам общественной жизни все активнее пробивают себе дорогу, а следовательно, социально-инженерная функция социологии приобретает все большее значение. Социология как социальная инженерия начала складываться уже с первых своих шагов, хотя подобной терминологии в науке древних мы еще не обнаруживаем. Достаточно вспомнить известные проекты «идеального государства» Платона и Аристотеля, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Общественный договор» Ж. Руссо и др.

    Однако особенно интенсивно и научно содержательно социаль- но-инженерный подход в социологии начал развиваться в рамках американской социологии в начале XX в., затем в 1920-х гг. в России. Наиболее интересные исследования в этом направлении были предприняты пионерами американской социальной инженерии — Г. Эмерсоном, Ф. Тейлором, Э. Мэйо и др. Их разработки были связаны прежде всего с задачами научной организации труда в промышленности. Подобными вопросами в России в этот же период активно занимались А.К. Гастсв, А.В. Нечаев, П.М. Керженцев и др.

    В СССР социоинженерный подход осуществлялся во многих направлениях, и прежде всего в теории и практике социального планирования, разработке целевых комплексных программ как республиканского, так и регионального, отраслевого направлений.

    Сфера социокультурного проектирования, то есть применения социальных технологий к обстоятельствам реальной жизни, так называемых теорий среднего уровня, стала предельно широкой и охватывает по существу весь спектр общественных отношений. Продуктом социального проектирования все чаще выступают такие области деятельности, которые до недавнего времени являлись по существу невостребованными: это внутренняя и внешняя политика, военное дело, разведка, коммерческая и иная, связанная с новыми экономическими условиями хозяйственного управления деятельность.

    Третий уровень социологии — научно-практическая деятельность — это прикладные исследования и непосредственное осуществление социальных программ, реализация выводов исследований, непосредственное участие исследователя в объективации результатов. На этом уровне социология выступает как «работающая корпорация».

    Таким образом, социальная философия (общая социология), социальная инженерия (отраслевая социология) и научно-практи- ческая деятельность (прикладная, эмпирическая социология) не отделены друг от друга. Они, в сущности, являются сторонами одного и того же процесса познания и преобразования социальной действительности независимо от ее уровня и масштаба — глобального, общегосударственного, отраслевого, регионального, уровня отдельного производственного объединения, предприятия, малой или большой группы, а также личности.

    Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями , которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняет теоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.

    Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.

    Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.

    Особое значение имеет преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.

    ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, объект и метод социологии

    1. Предмет, объект социологии

    Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХГХ в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие и непревзойденные работы в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество – особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.

    Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

    Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

    Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

    Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

    Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования – это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

    2. Определение социологии как науки

    Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

    1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

    2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

    3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);

    4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

    3. Понятие общества как основной категории социологии

    Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты – группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж – индивидуальный мир человека.

    Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи – этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).

    4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу

    Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

    Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

    Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

    Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

    В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

    Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

    Основные подходы к социологическому анализу. При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро– и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, – философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).

    Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) подразумевает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.

    ЛЕКЦИЯ № 2. Функции, задачи социологии, ее связь с другими науками

    1. Задачи и функции социологии

    Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.

    Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы.

    Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе.

    Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.

    Задачи, которые стоят перед социологической наукой, определяют ее функции.

    Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

    1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

    2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

    3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;

    4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

    2. Социология в системе гуманитарных наук

    В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

    1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

    2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

    3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

    4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

    5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

    Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.

    Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

    Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

    Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. В системе социогума-нитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

    Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

    ЛЕКЦИЯ № 3. Структура и уровни социологического знания

    1. Подходы к определению структуры социологии

    В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

    1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

    2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

    3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

    Третий подход – масштабный – делит науку на макро– и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

    В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

    2. Понятие общей социологической теории

    Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме. Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.

    В своем социологическом использовании это понятие впервые упомянуто в работе Т.С. Куна о природе научного изменения. По Т. Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие способы осмысления мира и диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. В социологии это понятие имеет неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории.

    3. Понятие эмпирической социологии

    Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

    4. Понятие «теории среднего уровня»

    Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон. Краткое определение «теорий среднего уровня» Р. Мертон формулирует следующим образом: это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений.

    К числу теорий среднего уровня относятся:

    1) те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.);

    2) различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.);

    3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.).

    5. Понятие микро– и макросоциологии

    Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теория конфликта, неоэволюционизм. К микросоциологии принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Так, к микросоциологическим относят теории обмена и символического интерак-ционизма. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее формирование как самостоятельной области исследования связывают с энергичным развитием техники прикладных социологических исследований экспериментальных процедур в 20-30-х гг. XX в. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений, каждое из них по-своему обогащает социологическую теорию.