Проблемы функционирования общественных инициатив. Проблемы реализации общественных инициатив с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183
"О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"

С изменениями и дополнениями от:

В целях обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

2. Установить, что рассмотрению в соответствии с Правилами , утвержденными настоящим Указом, подлежат направленные гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива":

б) общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, - с 1 ноября 2013 г.

2.1. Установить, что общественные инициативы, предусмотренные пунктом 2 настоящего Указа, могут быть направлены только гражданами Российской Федерации, лично предъявившими при регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

Не допускается голосование по таким общественным инициативам граждан Российской Федерации, не предъявивших при регистрации в указанной информационной системе основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

2.2. Установить, что ответственность за проверку основного документа и удостоверение личности гражданина Российской Федерации, регистрируемого в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", несут уполномоченные лица органов и организаций, осуществляющие регистрацию в указанной информационной системе.

3. Установить, что некоммерческой организацией, уполномоченной на осуществление функций, предусмотренных Правилами , утвержденными настоящим Указом, является Фонд развития информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной демократии".

4. Правительству Российской Федерации включить в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, интернет-ресурс "Российская общественная инициатива".

5. Правительству Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Правила
рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"
(утв. Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183)

1. Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации (далее - граждане) по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (далее - интернет-ресурс) и отвечающие установленным настоящими Правилами требованиям.

2. Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

3. Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать два месяца.

4. Функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная некоммерческая организация.

5. Для реализации своих функций уполномоченная некоммерческая организация вправе запрашивать и получать сведения, необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

6. Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе.

7. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Общественная инициатива, в тексте которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью граждан, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, снимается уполномоченной некоммерческой организацией с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы, о чем гражданин, направивший такую инициативу, уведомляется в электронном виде.

8. Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива.

9. Уполномоченная некоммерческая организация вправе принять решение о снятии общественной инициативы с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы в случаях, если гражданином повторно направлена общественная инициатива, по которой было принято решение об отказе в ее размещении на интернет-ресурсе или которая не получила в ходе голосования необходимой поддержки, и при этом в общественной инициативе не приводятся новые доводы или не указываются новые обстоятельства, либо если аналогичная общественная инициатива уже размещена на интернет-ресурсе и получила необходимую поддержку в ходе голосования либо голосование по ней не завершено.

О данном решении гражданин, направивший общественную инициативу, уведомляется в электронном виде.

10. В ходе предварительной экспертизы устанавливаются соответствие общественной инициативы Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.

11. По результатам предварительной экспертизы уполномоченная некоммерческая организация принимает решение:

а) о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и начале процедуры голосования;

б) об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе;

в) об изменении уровня реализации общественной инициативы.

12. О принятом по результатам предварительной экспертизы решении уполномоченная некоммерческая организация уведомляет гражданина, направившего общественную инициативу, в электронном виде. При этом уведомление об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об изменении уровня ее реализации должно быть мотивированным.

13. Уполномоченная некоммерческая организация принимает решение об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если:

а) общественная инициатива противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан;

б) общественная инициатива противоречит статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

в) общественная инициатива не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы.

14. Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

17. Уполномоченная некоммерческая организация обеспечивает:

а) возможность свободного использования гражданами интернет-ресурса для ознакомления с размещаемыми на нем общественными инициативами, итогами голосования, принятыми решениями, а также для получения информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы;

18. Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения. Информация об этом размещается на интернет-ресурсе.

19. Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Информация о направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу соответствующего уровня и принятых ею решениях размещается на интернет-ресурсе.

20. При направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу уполномоченная некоммерческая организация указывает следующую информацию:

22. Состав экспертной рабочей группы регионального уровня определяется высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает представителей органов государственной власти Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов общественных палат субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей государственных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

23. Состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

24. По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы, о чем уведомляет уполномоченную некоммерческую организацию в электронном виде.

Информация о рассмотрении общественной инициативы и мерах по ее реализации направляется уполномоченной некоммерческой организации для размещения на интернет-ресурсе.

1. Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации (далее - граждане) по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (далее - интернет-ресурс) и отвечающие установленным настоящими Правилами требованиям.

2. Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

3. Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать два месяца.

4. Функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная некоммерческая организация.

5. Для реализации своих функций уполномоченная некоммерческая организация вправе запрашивать и получать сведения, необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

6. Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе.

7. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Общественная инициатива, в тексте которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью граждан, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, снимается уполномоченной некоммерческой организацией с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы, о чем гражданин, направивший такую инициативу, уведомляется в электронном виде.

8. Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива.

9. Уполномоченная некоммерческая организация вправе принять решение о снятии общественной инициативы с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы в случаях, если гражданином повторно направлена общественная инициатива, по которой было принято решение об отказе в ее размещении на интернет-ресурсе или которая не получила в ходе голосования необходимой поддержки, и при этом в общественной инициативе не приводятся новые доводы или не указываются новые обстоятельства, либо если аналогичная общественная инициатива уже размещена на интернет-ресурсе и получила необходимую поддержку в ходе голосования либо голосование по ней не завершено.

О данном решении гражданин, направивший общественную инициативу, уведомляется в электронном виде.

10. В ходе предварительной экспертизы устанавливаются соответствие общественной инициативы Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.

11. По результатам предварительной экспертизы уполномоченная некоммерческая организация принимает решение:

а) о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и начале процедуры голосования;

б) об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе;

в) об изменении уровня реализации общественной инициативы.

12. О принятом по результатам предварительной экспертизы решении уполномоченная некоммерческая организация уведомляет гражданина, направившего общественную инициативу, в электронном виде. При этом уведомление об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об изменении уровня ее реализации должно быть мотивированным.

13. Уполномоченная некоммерческая организация принимает решение об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если:

а) общественная инициатива противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан;

б) общественная инициатива противоречит статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

в) общественная инициатива не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы.

14. Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

15. Голосование по общественной инициативе с использованием интернет-ресурса начинается в день размещения этой инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и проводится в течение одного года.

17. Уполномоченная некоммерческая организация обеспечивает:

а) возможность свободного использования гражданами интернет-ресурса для ознакомления с размещаемыми на нем общественными инициативами, итогами голосования, принятыми решениями, а также для получения информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы;

18. Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения. Информация об этом размещается на интернет-ресурсе.

19. Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Информация о направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу соответствующего уровня и принятых ею решениях размещается на интернет-ресурсе.

20. При направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу уполномоченная некоммерческая организация указывает следующую информацию:

22. Состав экспертной рабочей группы регионального уровня определяется высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает представителей органов государственной власти Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов общественных палат субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей государственных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

23. Состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

Волошинская А. А.
«Российская общественная инициатива»: парадоксы отечественной электронной демократии

Полный текст

Ссылка при цитировании:

Волошинская А. А. «Российская общественная инициатива»: парадоксы отечественной электронной демократии // Власть. 2016. Том. 24. № 1. С. 47-51.

Рубрика:

КОММУНИКАЦИИ И ОБЩЕСТВО

Аннотация:

Итоги работы «Российской общественной инициативы» парадоксальны: из 9 петиций федерального уровня, преодолевших 100-тысячный порог голосов, реализована только одна; в то же время удовлетворены 11 петиций, которые не набрали необходимого числа голосов. Обсуждаются причины сложившейся ситуации.

Ключевые слова:

«Российская общественная инициатива»; РОИ; электронная демократия; эффективность; власть; государство; гражданское общество

Литература:

  1. Казьмина Е.А. 2013. Электронная демократия в России: отдельные аспекты становления и развития. – Вестник Казанского юридического института МВД России. № 4(14). С. 17-21.
  2. Казьмина Е.А. 2015. К вопросу о развитии института общественной инициативы в России. – Гражданское общество и правовое государство. Т. 1. С. 46-48.
  3. Кутейников Д.Л. 2013. Гражданская (общественная) законодательная инициатива в Российской Федерации. – Проблемы права. № 1(39). С. 60-68.
  4. Примакова Т.О. 2014. Российская общественная инициатива: проблемы формирования и функционирования новой формы непосредственной демократии. – Конституционное и муниципальное право. № 7. С. 69-74.
  5. Тамаев А.М. 2015. Российская общественная инициатива в механизме открытого правительства. – Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 3(58). С. 48-53.
  6. Фельдман П.Я. 2014. Политический краудсорсинг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития. – Власть. № 6. С. 21-26.
  7. Фролова Н.А. 2015. Отдельные проблемы реализации института общественной инициативы. – Гражданское общество и правовое государство. Т. 1. С. 44-46.
  8. Chernova I. ?2013. E-participation in Democracy and non-Democracy: Comparative Analysis of the United Kingdom and the Russian Federation: dissertation submitted to Central European University for a degree of Master of Arts. Budapest, Hungary. 63 p.
  9. Katchanovski I., La Porte T. 2005. Cyberdemocracy or Potemkin E-Villages: Electronic Governments in OECD and Post-Communist Countries. – International Journal of Public Administration. Vol. 28. No. 7-8. P. 665–681.

Иванова К. А.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье исследуется вопрос возникновения и развития института общественных инициатив граждан, проводится сравнение с нормами зарубежного законодательства, автором предлагаются пути совершенствования данного института.

Ключевые слова: общественные инициативы граждан, права человека, народовластие, управление государственными делами.

PUBLIC INITIATIVES OF CITIZENS: CONCEPT AND FORMS OF REALIZATION

The article explores the emergence and development of the institute of public initiatives of citizens, provides a comparison with the rules of the foreign law, the author suggests the ways to improve this institution.

Keywords: public initiatives of citizens, human rights, democracy, management of state affairs.

Иванова К. A.

Проблема взаимоотношений и взаимосвязи гражданина с властью всегда была чрезвычайно актуальна.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации1 граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

По мнению ученых А. А. Безуглова и С. А. Солдатова2, суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Право участвовать в управлении делами государства, в том числе посредством общественных инициатив, юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Следовательно, гражданская (общественная) инициатива является обязательным элементом, обеспечивающим эффективное развитие общества и демократического государства. Мировая практика показывает, что в странах, стоящих на пути динамичного развития демократических процессов, активный экономический рост, как правило, происходит в тех регионах, где есть устойчивые традиции участия гражданских объеди-

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4.- Ст. 445.

2 Безуглов А. А. Конституционное право России / А. А. Безуглов,

С. А. Солдатов. - М: Профобразование, 2008. - С. 263.

нений в государственном управлении, где аккумулируется социальный капитал.

В современных российских реалиях институт общественной инициативы только начинает формироваться. Общественные инициативы в настоящее время стали важным регулятором жизни людей во всем мире, тогда как в России взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти носит эпизодический характер и касается в основном принятия отдельных решений. Вместе с тем обнаруживаются новые закономерности развития института гражданского общества и института политической системы, в частности образование «ситуационных объединений» (например, групповые образования в социальных сетях).

Впервые термин «общественная инициатива граждан» был законодательно закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива"»3, которым были утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

В данном указе термин «общественная инициатива граждан» включает в себя лишь некоторые из возможностей проявления активной гражданской позиции - предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

Между тем закрепленные в современном российском законодательстве формы общественных инициатив граждан существенно шире.

В самом общем виде инициативу можно определить как побуждение к началу какого-нибудь дела; руководящую роль в каких-либо действиях; предприимчивость; способность к самостоятельным активным действиям, воплотившуюся в конкретный общезначимый поведенческий акт, поступок. Общественная инициатива - деятельность, обусловленная выполнением работ и/или оказанием услуг и направленная

3 Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

Евразийский юридический журнал

№ 11 (78) 2014

на достижение общественных благ, осуществление одной или нескольких общественно значимых целей.

При этом понятие «общественная инициатива» не подразумевает какую-либо одну конкретную форму, это собирательный термин, означающий любой вид инициативы, исходящей от граждан (институтов гражданского общества) в связи с участием общества в принятии общественно значимых решений. Общественная инициатива является ответом на потребности общественного развития, она выражает необходимость разрешения противоречий, без преодоления которых тормозится развитие общества.

На основании действующего законодательства можно выделить довольно много форм общественных инициатив. Прежде всего это правотворческая инициатива, «законодательный почин», петиции, обращения граждан. Наряду с формами общественных инициатив можно выделить механизмы реализации форм общественных инициатив, такие как участие населения в митингах, шествиях, пикетированиях, официальных обсуждениях проектов решений в СМИ, Интернете, собрания и конференции граждан и т. д. Конечно, к формам общественных инициатив можно отнести только формы конструктивного участия, т.е. выдвижение альтернатив, аргументированную критику предлагаемых властью решений4.

Таким образом, общественная инициатива - самостоятельное активное общезначимое деяние, направленное на достижение социальных, политических, экономических целей, реализуемое гражданином, группой или объединением граждан в не запрещенных правом формах, таких как гражданская законодательная и правотворческая инициативы, обращения граждан, инициация процедуры отзыва глав субъектов и депутатов представительного органа муниципального образования.

Механизм реализации форм общественных инициатив - способ реализации форм общественных инициатив путем самостоятельного, активного деяния, реализуемого гражданином, группой или объединением граждан, направленного на организацию законных публичных мероприятий, таких как митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, собрания граждан, конференции граждан и других, целью которых является выдвижение общественных инициатив.

В юридической литературе формы реализации права зачастую рассматриваются через призму использования, исполнения, соблюдения, применения правовых норм. Форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права, именуется «использованием норм права». В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. В этом смысле можно предположить, что право граждан на участие в общественных инициативах выражается в добровольных, активных действиях гражданина по осуществлению закрепленных в юридических нормах правомочиях, входящих в состав анализируемого комплексного субъективного права.

Следовательно, правовая система демократического правового государства должна не только предусматривать или даже обеспечивать, но и стимулировать реализацию права граждан на инициативу. Общими недостатками регулирования общественных отношений, связанных с реализацией общественных инициатив в Российской Федерации, являются:

1) разброс норм, регулирующих гражданские инициативы, по различным законодательным актам, что затрудняет реализацию таких инициатив и приводит к негативным последстви-

4 Едкова Т. А., Чертков А. Н., Зырянов С. М. Государственные и общественные институты. Гражданские инициативы // Журнал российского права. - 2013.- № 11.- С. 111-122.

ям. В частности, в муниципальные правовые акты включаются положения, ограничивающие круг инициаторов публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, исключительно главами местных администраций;

2) отсутствие или недостаточность необходимого регулирования. Гражданская законотворческая инициатива слабо урегулирована в федеральном законодательстве. Лишь муниципальный уровень инициатив получил регламентацию на всех уровнях осуществления публичной власти;

3) отсутствие обязанности органов публичной власти информировать граждан о происходящих процессах. Требуется принятие правовых решений, направленных на информирование граждан о территориальных преобразованиях, в частности на установление обязанности освещать работу по подготовке территориальных преобразований до принятия решения органами публичной власти. При этом необходимо использовать такие инструменты, как проведение публичных слуш

  • РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Г.Е. БЫСТРОВА «КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ И ГОСУДАРСТВ ЕС»

    ЕРШОВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА, КРАСНОВА ИРИНА ОЛЕГОВНА - 2013 г.

  • Г.Е. БЫСТРОВ. КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ И ГОСУДАРСТВ ЕС

    ЕРШОВА И.В., КРАСНОВА И.О. - 2013 г.

  • АННОТАЦИЯ

    В рамках демократии на современном этапе выделяются некоторые проблемы, негативно влияющие на развитие гражданского общества. Электронная демократия призвана повысить уровень участия, прозрачности, подотчетности и представительства мнения населения.

    Ключевые слова: гражданское общество; электронная демократия; избиратель; выборы; электронное голосование.

    Развитие в нашей стране демократии привело к важности реализации более широкого круга общественных инициатив, к обеспечению легитимности принимаемых государственных решений, к развитию системы совещательной демократии. С целью общественного обсуждения актуальных проблемных вопросов избиратель должен обладать определенной компетентностью, правовой культурой, некоторыми навыками ведения политической дискуссии, должен быть способен делать обоснованные выводы.

    Рассмотрим юридические основания для возникновения и функционирования институтов гражданского общества. Во-первых, первичным основанием служат конституционные нормы о правах и свободах граждан и другие конституционные положения. Во-вторых, в законодательстве есть нормы о гражданских институтах, например, ст. 68 Федерального закона «Об общественном контроле», Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи федеральных законов об образовании и здравоохранении, об общественных советах при социальных учреждениях.

    Особое значение для определения правового статуса гражданских институтов имеют федеральные законы о выборах, о референдуме, о местном самоуправлении, о политических партиях, об общественных объединениях, об объединениях работодателей, о порядке рассмотрения обращений граждан, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании и др.; положения об общественных образованиях, утверждаемые Правительством, исполнительными и муниципальными органами.

    И все же состояние правовой регламентации в данной сфере нельзя признать удовлетворительным. Есть очевидные пробелы, "скупые" нормы, не позволяющие институту реализовать в полном объеме свой потенциал. Отсутствуют или почти не применяются санкции за наруше­ние прав гражданских институтов, что порождает неуверенность людей в реализации их предложений и публичных требований.

    В-третьих, основанием возникновения институтов гражданского общества служит непосредственная инициатива граждан для решения тех или иных актуальных задач. И здесь добровольность и свобода самоорганизации должны реализовываться в соответствии с конститу­ционными принципами и порядком легализации, если он установлен. Но издание положений не всегда является conditio sine que non.

    Рассматривая пробелы законодательного регулирования в области электронной демократии, нельзя обойти вопрос отсутствия в законо­дательстве дефиниции электронной демократии.

    Помимо термина "электронная демократия", существуют понятия интернет-демократии, открытой демократии, информационной демократии, прямой демократии. Опираясь на проведенные исследования по данному вопросу, можно с уверенностью утверждать, что принци­пиальных разграничений между данными понятиями (терминами) не существует. Более того, наблюдается правовая неопределенность в реализации государственной политики России в сфере электронной демократии. Это подтверждают следующие факты:

    • существует и функционирует открытое правительство, внедряющее стандарты открытости информации;
    • существует и функционирует электронное правительство - как портал по оказанию государственных услуг, которые также оказываются на открытой основе;
    • единственный, по сути действительный, проект электронной демократии, позволяющий выражать гражданам свою позицию в форме инициатив и голосовать за них, - Российская общественная инициатива, - реализован Фондом информационной демократии;
    • в структуре Администрации Президента России создано и функционирует Управление Президента по применению информацион­ных технологий и развитию электронной демократии.

    Впрочем, проблемы внедрения электронной демократии на этом не исчерпываются.

    В рамках демократии на современном этапе выделяются три основные проблемы, негативно влияющие на развитие гражданского общества.

    1. Проблема участия. В настоящее время существует явный дефицит реальных возможностей для участия граждан в политической жизни общества. Фактически участие обычно ограничивается выборами.

    2. Проблема представительства. Существующие "демократические издержки", избирательные "пороги" в избирательной системе ограничи­вают уровень представительства. К тому же избиратель на выборах голосует единовременно, как правило, раз в пять лет, что не учитывает динамику мнения населения.

    3. Проблема подотчетности. Отсутствие реальных возможностей влиять на исполнение предвыборных программ избранными полити­ческими партиями и кандидатами.

    Электронная демократия призвана повысить уровень участия, прозрачности, подотчетности и представительства мнения населения.

    Демократия не может быть ограничена дискуссией и общест­венным обсуждением. С учетом того, что демократия, в своем исходном понимании, является властью народа, сама власть реализуется при помощи выбора определенного варианта поведения, которое одобрено большинством населения, то есть не в ходе общественного обсуждения, а в результате совершенного выбора .

    Думается, что в общем, в пределах системы электронной демократии, необходимо определить несколько фундаментальных концепций, которые определяют степень и уровень нормативно-правового регулирования, включая определение и трансформацию конституционных обязанностей, и в некоторых случаях полномочий должностных лиц.

    1. Электронным демократическим информированием является совокупность общественных отношений, которые складываются в отношении образования и распространения определенной информации о демократических процессах между государственными органами с одной стороны и гражданским обществом в отношении поиска и получения указанной информации - с другой.

    В России к таким проектам можно отнести сайты органов государственной власти, предоставляющие информацию в свободном доступе, систему электронного правосудия.

    2. Электронным демократическим консультированием является общность общественных отношений, которые складываются по поводу взаимодействия между государственными органами с одной стороны и гражданским обществом - с другой, для выявления и учета мнения данных субъектов, результат которого не несет юридически значимых последствий.

    В России к таким проектам можно отнести вышеупомянутый интернет-портал "Российская общественная инициатива", позволяющий гражданам выдвигать свои инициативы, предложения, законопроекты на федеральном, региональном и местном уровнях.

    3. Электронным демократическим сотрудничеством является общность общественных отношений, которые складываются по поводу взаимодействия между государственными органами с одной стороны и гражданским обществом - с другой, для обнаружения и учета общественного мнения, итоговый результат которого несет правовые последствия и, обычно, является обязательным для участников.

    Следует отметить, что в настоящее время в России нет проектов электронной демократии, позволяющих гражданам выдвигать инициативы, юридически обязательные для исполнения органами публичной власти .

    Можно выделить следующие основные направления, в рамках которых может рассматриваться система электронного голосования:

    1. Повышение инициативности и участия граждан в национальной, региональной и местной общественной жизни, внедрение подлинного общественного участия, в том числе в рамках прямых форм демократии, способствуя становлению более динамичной системы взаимо­отношений личности, общества и государства.

    2. Повышение прозрачности демократического процесса принятия решений и подотчетность демократических институтов.

    3. Повышение оперативности, эффективности, включая экономи­ческую эффективность, в деятельности органов государственной власти, в том числе на выборах, повышение доступности в общении с государ­ственными органами и выборными представителями (электронные инициативы и петиции), а также в целях улучшения взаимосвязи между государственными органами на выборах.

    4. Осуществление стимулирования общественного обсуждения и контроля в ходе принятия решений.

    5. Права на участие в политической жизни всех граждан необходимо расширить. К примеру, внимание необходимо уделить введению компонентов прямой демократии, в виде референдума или законодательной инициативы граждан. Они должны тщательно разраба­тываться для того, чтобы сделать демократию более представительной и повышения социальной интеграции и реализации потенциала государства и гражданского общества.

    Необходимо также обозначить проблемы реализации общест­венных инициатив с помощью внедрения информационно-коммуника­ционных технологий.

    Разница поколений и социального статуса. Не все граждане могут в равной степени воспользоваться электронными государственными услугами. Некоторые просто из-за отсутствия доступа к Интернету, некоторые из-за неумения работать в сети (пожилые люди). Конечно, распространение Интернета и обучение людей это вопрос времени. Однако в предоставлении государственных электронных услуг необходимо учитывать данный фактор и искать альтернативы для таких групп населения.

    Недостаточное информирование граждан о возможности получения электронных государственных услуг.

    Консервативность государственных служащих. Во многом процессы развития электронных государственных услуг тормозят сами государственные служащие, привыкшие работать определенным образом: с бумагами и с оригиналами.

    Таким образом, распространение и развитие информационных технологий в сфере государственного управления, в области реализации общественных инициатив, в настоящее время играет значительную роль, оно способно снизить издержки, сделать взаимодействие между государством и обществом более удобным, улучшить межведомственное взаимодействие. Поэтому, несомненно, положительным моментом является то, что указанные инновации внедряются и совершенствуются.

    Список литературы:

    1. Овчинников В.А., Антонов Я.В. Влияние международных правовых механизмов электронной демократии на развитие гражданского общества // Юридический мир. 2015. № 11.
    2. Антонов Я.В. Конституционно-правовые основы свободы слова в контексте развития системы электронного демократического управления в современной России //СПС «КонсультантПлюс». 2016.