Социальный механизм действия права. Социальный и психологический механизмы действия права

Действие права может рассматриваться и оцениваться с различных научно-практических позиций. Каждый из подходов делает акцент на какой-либо одной стороне, аспекте его реализации.

Важнейшим механизмом действия права является процедурный. Природа права тесно связана с процедурами, это его особенность и специфика. Так, появление юридической нормы невозможно вне правотворческого процесса, который представляет собой достаточно длительную во времени процедуру, например таковым является законотворчество как разновидность правотворчества, его стадии. Они достаточно жестко регламентированы законодательством как на федеральном, так и региональном уровнях. Внесение законодательной инициативы, обсуждение концепции законопроекта, принятие законопроекта в первом, втором и третьем чтениях и т.д. Деятельность парламента, его комитетов и комиссий также строго регламентируется положениями или регламентами о каждом из этих органов и другими нормативными правовыми актами.

Другая деталь: возникновение, изменение и прекращение субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей также сопряжено с юридическими процедурами. Действующее законодательство, Гражданский процессуальный кодекс , Арбитражный процессуальный кодекс , Уголовный процессуальный кодекс , Гражданский кодекс и др. документы устанавливают и регламентируют юридические процедуры (порядок подачи искового заявления, процедура судебного разбирательства и т.д.). Гражданское право устанавливает процедуры заключения договоров, проведения торгов, регистрацию юридических лиц и т.д.

Реализация права также невозможна вне юридических процедур, и это не только связано с вынесением правоприменительных решений, но и их исполнением. Особенно тщательно в законодательстве прописаны процедуры привлечения к юридической ответственности, отбывания наказания и т.д.

Таким образом, действие права, его элементов сопровождается процедурными механизмами; вне процедур, как последовательной системы юридической деятельности и юридических операций, правовое регулирование невозможно.

Информационный механизм действия права. С позиции теории информации правовое регулирование представляет собой строго направленное движение информационных потоков. Один из важнейших циклов движения правовой информации - это нормативный. Производителем, поставщиком информации выступает парламент (в Российской Федерации - Федеральное Собрание, в ее субъектах - законодательные (представительные) органы государственной власти), который обращен к рецепторам (индивидам, организациям). Однако существует, как правильно, не только прямая, но и обратная связь. Изучение правоприменительной практики (в том числе ее важнейшей судебной составляющей), выработки нормотворческих предложений - есть обратное движение правовой информации. Суд также может выступать генератором правовой информации, когда речь идет об официальном толковании юридических норм (Пленумы ВС РФ, ВАС РФ)*(135) .

Основой информационного механизма является опубликование нормативных правовых актов в официальных изданиях. Презумпция знания законов обеспечивается их опубликованием. Конституция РФ (ч. 3 ст. 15 ) гласит: законы подлежат официальному опубликованию . Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Социально-психологический механизм действия права это взятая в единстве система социальных и психологических фактов, способствующих либо противостоящих реализации права. Социальные, социально-экономические и политические условия (например, уровень жизни, обеспеченность достойным жильем, безработица, отмена льгот и др.) по-разному влияют на оценку права, его одобрение или неприятие. Отсюда и эффективность его действия. Психологические установки - также немаловажный фактор обеспечения действенности права (уровень правосознания и правовой культуры; степень политической и правовой активности граждан и др.). В совокупности обстоятельства и факторы образуют так называемый социально-психологичекий механизм действия права.

Под социальным механизмом действия права понимается механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

Выделяются следующие формы социального воздействия права:

психологическая;

этическая;

информационная Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009..

Психологическое воздействие связано с формированием определенного отношения личности к действующему законодательству. Это отношение может быть позитивным и в данном случае можно говорить о потенциальной психологической направленности личности на правомерное поведение. Но оно может быть и отрицательным и здесь в лучшем случае следует говорить о потенциальной психологической направленности личности на конформное поведение, а в худшем - на неправомерное.

Результатом психологического воздействия права становится формирование образа права, т.е. «обобщенной, эмоционально окрашенной формы отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах, методах их проведения в жизнь».

Этическая форма действия права проявляется через соответствие требований, содержащихся в нормах права, требованиям социальной справедливости. Только те нормы права будут эффективно работать в конкретных правоотношениях, которые адекватно, а не гипертрофированно искаженно отражают реальные социальные взаимосвязи.

Суть информационной формы социального действия права составляет то, что норма права - это источник сведений о субъективных и объективных правах участников правоотношений, их обязанностях, о характере правовых связей в обществе и т.д.

Кроме форм социально-правового воздействия права выделяют также и его стадии. К основным стадиям социального действия права относят:

доведение правовых принципов и норм до всеобщего сведения;

направление правового поведения путем формирования в правовых актах социально полезных целей - целеполагание;

формирование с помощью правовых предписаний социально полезного правомерного поведения;

социально правовой контроль Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

Данным стадиям присущи следующие элементы социальной действительности:

правовая образованность и воспитанность всего населения, профессионально-юридическая культура должностных лиц, в том числе работников правоохранительных органов;

устойчиво положительные правовые установки и ценностные ориентации населения, должностных лиц и особенно работников правоохранительных органов, которые должны к тому же отличаться умением применять право, привычкой соблюдать закон и правовой активностью;

прочная законность и правопорядок;

правосудие и другие способы защиты и охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

Доведение правовых принципов и норм до всеобщего сведения является некоторой проблемой, т.к. до недавнего времени в юридической науке не уделялось должного внимания изучению правовой информированности населения. Эта проблема, исходя из различных оснований, признавалась второстепенной. В системе общественных социально-правовых ориентиров приоритет принадлежал законности, то есть неукоснительному и строгому исполнению норм законодательства, всеми субъектами правоотношений.

Под правовой информированностью понимается обусловленная интересом личности степень восприятия и осознания правовой информации, выраженной в понятиях, суждениях, представлениях и взглядах о праве, его институтах и учреждениях Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: 2-е изд. Магистр-Пресс, 2008..

В рамках стадии направления правового поведения путем формирования в правовых актах социально полезных целей законодатель выдвигает перед субъектами социальных связей определенные цели, которые в конечном итоге во многом определяют выбор того или иного варианта поведения.

Выделяются два вида целеуказания: общее и нормативное. Общее или описательное целеуказание содержится в призывах, декларациях, преамбулах нормативных актов и направлено на разъяснение целей принятия этих актов, их социальной значимости и необходимости. Нормативное целеуказание указывает на способы достижения обозначенных целей и сосредоточена в конкретных прямо воздействующих на личность правовых средствах: правах и обязанностях, поощрениях и наказаниях и т.п.

Существует ряд оснований того, что участники социальных связей придерживаются правовых предписаний - это и страх перед юридической ответственностью, и соглашательская, приспособленческая позиция, и осознание значительным числом человечества того факта, что право это необходимый, универсальный регулятор поведения людей, позволяющий человеку уйти от ситуации «война всех против всех» и обеспечивший возможность строить свои взаимоотношения на принципах равенства, справедливости, уважения прав и свобод личности.

Рассматривая социальный механизм действия права, необходимо отметить, что его существенным элементом является социально-правовой контроль.

Социально-правовой контроль представляет собой исторически сложившуюся систему воздействия на субъекта (социальную группу, личность) с целью организации его деятельности в рамках принятых в обществе норм и социальных ценностей, выражающих общественный интерес Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

Выделяются две основные функции социального контроля:

оценивающе - констатирующая;

опережающе - диагностическая Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009..

Первая фиксирует соответствие или несоответствие поведения личности установленным нормам. Вторая же заранее выражает оцененные в нормах варианты будущего поведения и определяет его последствия.

Основным субъектом, осуществляющим социальный контроль в правовой сфере, является государство в лице правоохранительных органов.

Социальный контроль осуществляется через систему разработанных действий и санкций, стимулов и наград, имеющих целью обеспечение такого поведения личности, которое соответствует принятым обществом нормам поведения и системе ценностей.

Психологический аспект механизма государственно-правового регулирования общественных отношений характеризует происходящие в результате правового регулирования процессы формирования и функционирования потребностей, интересов и мотивов (мотивации) участников общественных отношений Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

При исследовании психологического аспекта механизма государственно-правового регулирования принципиальное методологическое значение имеют разрабатываемые в психологии положения о единстве сознания и деятельности, о действии внешних факторов через внутренние личностные условия, о социальной детерминации психологического склада личности.

Анализ сознания и деятельности личности, дает возможность понять, что представляет собой личность в качестве активной стороны социального взаимодействия, порождающего правовое поведение, какой «вклад» она вносит в детерминацию поведения, помогает уяснить сложный механизм этой детерминации.

Правосознание и нравственное сознание в механизме регуляции социального поведения взаимодополняют друг друга, а не взаимозаменяют. Там, где нравственное сознание оказывает нужное влияние на мотивацию, правосознание это влияние усиливает. В ситуациях, где уровень нравственного сознания не удерживает конкретное лицо от готовности совершить правонарушение, правосознание иногда оказывается достаточно прочным фундаментом обеспечения правомерного поведения.

Главенствующее место в иерархии субъективных факторов, образующих психологический аспект механизма принадлежит правосознанию индивида. Именно оно является тем ведущим элементом механизма внутренней регуляции человеческого поведения в правовой сфере, который позволяет субъекту осознавать, окружающие социально-правовые явления, соотносить их с правовыми предписаниями и требованиями и в конечном итоге принимать правильные, правомерные или противоправные решения в тех или иных юридических ситуациях, а соответственно и вести себя, т.е. действовать.

Таким образом, социальный аспект механизма правового регулирования - это система социальных и иных факторов, влияющих на перевод требований правовых принципов и норм в правовое поведение субъектов права, а психологический аспект механизма правового регулирования характеризует происходящее в результате правового регулирования процесса формирования и функционирования потребностей, интересов и мотивов (мотивации) поведения участников общественных отношений Механизм правового регулирования. Фондовая лекция. А.А. Бондарев - Орел. Орловский Юридический институт МВД России, 2012..

Страница 1 из 3

Лекция 20. Механизм правового регулирования

1. Действие права, правовое воздействие, правовое регулирование
2. Предмет, методы и виды правового регулирования
3. Понятие, элементы и стадии механизма правового регулирования
Некоторые ключевые понятия темы
Контрольные вопросы

1. Действие права, правовое воздействие, правовое регулирование

Действие права (правовое воздействие) - это все влияние, которое оказывает право на сознание людей и общественные отношения в целом.
Действие права - это содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.
Действие права является достаточно сложным механизмом. При этом можно выделить социальный, психологический и ценностно-ориентационный механизмы действия права.
Социальный механизм действия права - это все условия, определяющие особенности проявления права в реальной жизни (условия и образ жизни людей, доминирующие в определенном социуме нрав и обычаи, традиции и др.).
Психологическая сторона действия права основана на учете психологических механизмов поведения человека, его восприятии тех или иных закономерностей правового регулирования, воздействия.
Ценностно-ориентационный механизмы действия права выражается в законодательном закреплении, обеспечении реализации и охране наиболее важных для человека и общества ценностей.
В зависимости от тех или иных функций права выделяются определенные сферы его действия. Такими сферами выступают: сферы регулятивного и охранительного действия права; сферы публичного и частного права.
Правовое воздействие - это результативное, нормативно- организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения норм права), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).
Регулирование в собственном смысле этого слова - это форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Правовое регулирование заключается в целенаправленной правовом воздействии на определенные сферы общественных отношений.
Различают два вида правового регулирования:
- общее (нормативное) правовое регулирование (деятельность компетентных субъектов в пределах своей компетенции, направленная на упорядочение общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, а равно определения сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц). По сути это и есть правотворческая деятельность;
- индивидуально-правовое регулирование (деятельность компетентных субъектов, заключающаяся в упорядочении на основе действующего законодательства общественных отношений путем конкретизации масштаба поведения их персональных участников и установления требуемых для этого фактов).

1. Механизм социального действия права.

2. Социальная эффективность права.

3. Прогресс и инновации в праве.

Вопрос 1: Механизм социального действия права

С точки зрения социологии права , механизм социального действия права можно вос-принимать как:

1)механизм правового регулирования в социальном контексте;

2)единство правовой структуры и ее функционирования;

3)механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.

В юриспруденции аналогом механизма социального действия чаще всего выступает механизм правового регулирования. Механизм включает в себя только правовые средства юридического воздействия: 1)правовые нормы;2)акты правоприменения;3)правоотношения;4)акты правореализации.

Юридический механизм правового регулирования рассматривается В.М. Сырых как сложная система, состоящая из: 1)правовых средств;2)субъектов, осуществляющих правовое регулирование и правовую деятельность;3)юридически значимой деятельности;4)результатов их деятельности.

При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям этого регули-рования подразделяется на три компонента: 1)механизм правотворчества;2)механизм реализации норм права;

3)механизм государственного принуждения.

Социальный механизм правового регулиро-вания состоит из:

1)норм права; 2)иных правовых явлений; 3)воздействующих на них позитивно или негативно социальных факторов.

Функциональная структура социального механизма правового регулирования включает в себя:

1)механизм формирования права;

2)социальный механизм правотворчества;

3)механизм правового информирования;

4)социальный механизм реализации права;

5)социально-правовой контроль

Элементами механизма социального действия права в идеале являются:

1)управляющая система, например, механизм государственного и социального управ-ления, нормы права;

2)социальные факторы, сопутствующие действию права в обществе;

3)передающие системы (информационные, нормативно-ценностные, социально-пси-хологические);

4)регулируемые системы (личность, социальная группа, общество);

5)собственно правомерное активное поведение.

В механизме социального действия права выделяют две стадии:

1)формирование социальных предпосылок социального действия права;

2)собственно социальное действие права.

Действие права осуществляется в формах:

Правового регулирования общественных отношений;

В этической форме;

В информационной форме;

В форме психологического воздействии права; в оценочно-поведенческом воздейст-вии права.

Вопрос 2: Социальная эффективность права

Достижение высокого уровня эффективности права является самой сложной пробле-мой правовой науки. Она включает комплекс вопросов, начиная от правотворчества, социальных функций прав, до реализации права. В этом смысле верны слова К. Кульчара: «Эффективность права – это эффективность не какой-то отдельной нормы, а всей право-вой системы»

Эффективность права может рассматриваться:

1)как показатель частоты применения уголовных норм;

2)соотношение частоты проявления отклонений к правомерному поведению;

3)соотношение между целями, содержащимися в законе, и результатом их действий, т.е. достижение социальных целей, поставленных изданием нормативного акта;

4)вклад закона в укрепление правовых начал и свободы в правовом государстве;

5)способность правовой системы быстро решать назревающие конфликты в социаль-ных отношениях (оптимизировать уровень конфликтности) или степень соответ-ствия реального уровня конфликтности в урегулированных законом общественных отношениях оптимальному для них уровню конфликтности

Современные социологи и правоведы выделяют два основных подхода к классифи-кации факторов, влияющих на эффективность действия правовых норм .

Первый подход связан с выделением во внешней среде действия права основных объективных и субъективных свойств, явлений и процессов, во взаимодействии с которы-ми правовая норма воздействует на поведение индивида и социальной группы. Сюда относятся:

1)макросоциальные условия (реальные возможности общества, состояние общественного сознания);

2)условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;

3)микросоциальные условия (малые группы, трудовые коллективы);

4)личностные условия субъекта, реализующего право.

Второй подход связан с анализом элементов механизма действия права в контексте их влияния на эффективность действия правовой нормы. В рамках данного подхода условия эффективности действия норм права соотносятся с самой нормой, деятельностью право-применительных органов и их должностных лиц и, наконец, с особенностями право-сознания и правого поведения граждан, соблюдающих или нарушающих требования правовой нормы

Согласно второму подходу, основными факторами эффективности права выступают:

1)социально-правовое качество самой правовой нормы (законодательства);

2)эффективность правоприменительной деятельности;

3)уровень правосознания правоприменителей и населения.

Качество закона по социальному содержанию определяется:

1)соответствием потребностям развития общества;

3)способностью закона быть инструментом согласования различных интересов;

4)способностью закона оптимизировать уровень социальных конфликтов.

1)хорошее качество исходной нормы;

2)наличие материальных, кадровых, организационных ресурсов для ее применения;

3)оптимальный механизм применения нормы;

4)высокий уровень правовой информированности, знаний и правовой культуры исполнителей;

5)их заинтересованность в реализации нормы;

6)наличие и эффективность санкций за неисполнение нормы.

Основными дефектами правоприменительного процесса являются:

Недостаточность звеньев правоприменительной цепочки;

Избыток таких звеньев;

Несовершенство звеньев цепочки правоприменительных действий;

Недостаток правовых связей между звеньями;

Избыток таких связей;

Их несовершенство;

Деформирующее влияние внешних социальных факторов;

Общее несовершенство функционирования механизма правоприменения.

Социальный механизм действия права состоит из норм права, иных правовых явлений и воздействующих на них позитивно или негативно социальных факторов. Социальный механизм действия права – это та цепочка взаимодействия социальных факторов, с помощью которой конкретное содержание правовой нормы воплощается в соответствующее ей содержание правового поведения людей.

Социальный механизм правового регулирования основывается на более широкой нормативной базе, чем механизм правового регулирования и помимо правовых норм включает в себя всю систему социальных норм. Так, в механизме социального регулирования права существенное значение имеют такие социальные нормы как нормы морали, обычаи, традиции, деловые обыкновения, корпоративные и религиозные нормы. Одновременно мораль, обычаи и традиции составляют конкуренцию правовым нормам. Даже в современном обществе распространены такие случаи, когда какие-либо граждане руководствуются не норами права, а нормами морали и традициями.

Субъектами социального механизма правового регулирования выступают:

1) Лица, которые действующим законодательством признаются участниками правоотношений и выступают субъектами юридического механизма правового регулирования, а именно, это граждане, юридические лица, государственные органы, их должностные лица, органы МСУ, народ страны и т.д.

2) Политические партии, общественные и религиозные объединения, которые создаются с целью удовлетворения интересов граждан;

4) Преступные организации и общества, которые создаются с целью посягательства на права и свободы отдельны граждан;

Прежде чем действовать в соответствии с законом человек должен его знать, поэтому исходным пунктом действия правовой нормы является доведение данной нормы до всеобщего сведения путем официального опубликования, а отправным пунктом изучения права является проблема его знания и познания.

В настоящее время правовое регулирование осуществляется в условиях очевидного несоответствия между обязанностью знания права и тем объемом правовых знаний, который требуется человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире.

Признание закона и готовность отдельных социальных групп следовать данному закону совсем не исключает возможности нарушать данный закон отдельными лицами, входящими в данную группу. Для того, чтобы понять механизм реализации права на уровне конкретного индивида необходимо знать как работает психологический механизм действия права.



Под психологическим механизмом действия права понимают механизм воздействия на мотивы поведения людей. К мотивам относят все то, что побуждает деятельность людей – это потребности, интересы, эмоции, влечение и т.д.

Обычно выделяют 2 вида мотивов, которые воздействуют на поведение людей с точки зрения права:

1) Сдерживающие мотивы – они формируются путем установления запретов

2) Побудительные мотивы – формируются путем введения обязанностей и дозволений.

Они образуют режим правового регулирования в той или ной сфере общественных отношений.

Социология правосознания

В своем развитии сознание прошло несколько этапов:

1) Психика, но пока не сознание животных

2) Стадное сознание

3) Сознание разумного человека

4) Сознание человека родового общества

5) Самосознание

Различают несколько форм сознания:

1) Индивидуальное

2) Групповое. Проявляется в общественном настроении, панике и т.д.

3) Общественное правосознание. Оно проявляется в таких формах сознания ка религиозное, нравственное, правовое, политическое и т.д.

Правовое сознание как форма общественного сознания не изолировано от других форм. Существует в единстве и взаимодействии с ними.

Правосознание – это совокупность представлений о праве различных социальных групп, а также отдельных индивидов, которые по-своему понимают сущность права, свои и чужие права и обязанности.

Правосознание – это объективно существующий набор взаимосвязанных идей и эмоций, выражающих отношение общества, группы, индивидов к праву в целом, а также отдельным законам и отдельным характеристикам правовой системы.

Т.о., правосознание –это совокупность знаний, представлений и оценок индивидов и групп по поводу права, его применения и выражения.

Правосознание формируется под влиянием исторического опыта общества, а также собственного опыта отдельных индивидов и групп.



Правосознание имеет структуру, состоящую из 2 уровней:

1) Обыденное правосознание. Присуще большинству людей. Зачастую это неверное представление, отягощенное предрассудками.

2) Теоретическое правосознание. Представляет собой научное знание о праве, о его сущности, о законности, правопорядке, юридической ответственности и правовом государстве. На этом уровне правосознание представляет собой целостную систему знаний. Такое правосознание присуще специалистам в данной области.

Больше всего в вопросах права осведомлены представители т.н. «высших слоев общества» - чиновники, предприниматели. Они обладают достаточными знаниями в силу того, что достаточно часто сталкиваются с правовыми вопросами в своей профессиональной деятельности и обладают высоким уровнем образования.

Правосознание существует в следующих формах:

1) Индивидуальное правосознание. Это совокупность индивидуальных знаний, оценок, чувств, эмоций, которые присущи отдельному индивиду. Оно уникально и неповторимо.

2) Общественное правосознание. Это совокупность правовых представлений, взглядов, теорий, принципов, которые разделяются либо обществом в целом, либо отдельными социальными слоями. Общественное правосознание складывается из различных индивидуальных правосознаний.

3) Правосознание в границах всего общества, которое касается вопросов интересующих всех членов общества.

Правосознание тесно связано с политическим сознанием, которое оказывает влияние на борьбу за власть. Политическое сознание формируется как часть сознания, когда возникает политика как сфера общественной жизни.

Политическое сознание отражает политические отношения в обществе. Профессиональное правосознание или правосознание юриста включает те же структурные элементы, что и правосознание любых индивидов, хотя в то же время специфика решаемых ими профессиональных задач, соответствующие права и обязанности накладывают на профессиональное правосознание свой отпечаток. Особенности такого правосознания закладываются в период обучения, когда происходит первичная подготовка.

1) Система теоретических правовых взглядов, выраженных в юридических принципах, нормах, категориях

2) Убежденность социальной полезности права, его ценности как меры свободы и справедливости

3) Умение и навыки правильного применения права.

4) Убежденность в необходимости соблюдать законность при исполнении служебных обязанностей.

Для формирования правовой культуры юриста важное значение имеет правовое мышление, т.е. процесс отражения и последующей оценки социальной действительности с позиции действующего или желаемого права, связанный с реализацией правовых норм, правотворчеством и правоприменением.

Общественное мнение

Общественное мнение – это способ формирования и проявления массового сознания, выражающий отношение людей к общественно значимым событиям и фактам, к деятельности общественных организаций, а также групп и отдельных людей.

Общественное мнение в демократическом обществе является одним из элементов принятия решений на всех уровнях управления, а также выражением политической воли народа.

Общественное мнение – это совокупность отношений определенной группы людей к событиям и явлениям общественной жизни. Считается, что общественное мнение появилось еще в античные времена.

Общественное мнение существует также и в тоталитарных государствах. Однако оно имеет некоторую специфику, потому что является в корне несвободным, потому что подвергается систематическому воздействию со стороны идеологизированных органов власти, а также общественных организаций. Поэтому в тоталитарных государствах общественное мнение – это своего рода послушное орудие власти.

Общественное мнение как единое целое существует благодаря такому явлению как СМИ. Благодаря им каждый человек может сформировать свое собственное мнение по поводу отдельных явлений и процессов общественной жизни, а также найти себя единомышленников, с которыми он будет чувствовать себя солидарным.

Особенностью общественного мнения является то, что оно держится на внутреннем убеждении людей. Оно существует без принуждения и поэтому является приемлемым для каждого отдельного человека. Ведущим элементом общественного мнения являются оценки, которые опираются на чувства и эмоции.

Чем больше в обществе людей, которые обладают собственными взглядами и активной жизненной позицией, тем сильнее и эффективнее общественное мнение.

Измерить общественное мнение можно следующими параметрами:

1) Направленность общественного мнения – это преобладающая оценка того или иного социального явления.

2) Интенсивность, т.е. показатель твердости, неуклонности и определенности выражения общественного мнения

3) Степень интеграции, т.е. показатель единства общественного мнения.

Функции общественного мнения:

1) Оценочная функция, т.е. общественное мнение выражает отношение к тем или иным явлениям общественной жизни.

2) Познавательная. Благодаря данной функции общественное мнение выступает как способ познания

3) Адаптационная. Данная функция связана с социализацией, с осознанием определенных правил и норм.

4) Функция культуронаследия. Через общественное мнение осуществляется передача определенных культурных норм и ценностей.

5) Целеполагающая. Сводится к тому, что посредством общественного мнения могут ставиться определенные цели и задачи государственного управления

6) Консультативная. Органы власти консультируются с общественным мнением о принятии каких-либо решений.

7) Управленческая. Общественное мнение оказывает определенное воздействие на отдельные субъекты и процессы.