Политология и политическая социология сравнение. Лекционный курс социология и политология

Название: Основы социологии и политологии. Учебник.

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Кроме необходимого теоретического материала, который может быть использован для подготовки к экзаменам, семинарским занятиям и при выполнении контрольных работ, учебник содержит таблицы, схемы, словарь специальных терминов и понятий, а также список рекомендованной литературы.
Для студентов средних специальных учебных заведений, студентов ВУЗов, в которых социология и политология не являются профильными предметами и изучаются в ограниченных объемах, а также преподавателей.

В предлагаемом вниманию читателей учебнике изложен систематический курс основ социологии и политологии. Одной из отличительных особенностей данного издания является простота и общедоступность изложения. В четких, лаконичных формулировках и определениях описываются подчас сложные для понимания социально-политические процессы и явления. Кроме того, особенностью книги является то, что все темы курса так или иначе связаны с нашей повседневной жизнью, с состоянием и развитием российского общества, политической системой России. Особое внимание уделяется месту России в системе международных отношений. Все это значительно облегчает усвоение теоретического материала и помогает студентам лучше ориентироваться в сложных социально-политических процессах, происходящих в нашей стране и в мировом сообществе.
Для проверки и закрепления приобретенных знаний в конце каждой главы приведены контрольные вопросы, в конце соответствующих разделов - список рекомендуемой литературы, а в конце работы - словарь основных терминов и понятий.
Материалы учебника могут быть использованы студентами для подготовки к экзаменам, семинарским занятиям и для самостоятельного изучения курса «Основы социологии и политологии». Книга также может оказаться полезной и преподавателям для подготовки и проведения занятий по социологии и политологии.

Содержание
От автора 3
Часть I ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
Глава 1. Социология как наука 4

§ 1. Понятие социального 4
§ 2. Объект и предмет социологии 6
§ 3. Особенности социологических методов исследования 7
§ 4. Структура и уровни социологических знаний 9
§ 5. Функции социологии 10
Глава 2. История развития социологической мысли 12
§ 1. Возникновение социологии как науки 12
§ 2. Классическая социология конца XIX - начала XX в. 14
§ 3. Социология в России 15
§ 4. Основные направления современной социологической науки 16
Глава 3. Общество как целостная социокультурная система 19
§ 1. Определение понятия «общество». Основные признаки общества 19
§ 2. Типология общества 22
§ 3. Гражданское общество 24
§ 4. Социальные институты 26
Глава 4. Социально-классовая структура общества 28
§ 1. Социальная структура и социальное неравенство 28
§ 2. Социально-классовая структура и социальная стратификация 32
§ 3. Средний класс и его роль в обществе 36
§ 4. Социальная мобильность и маргиналы 38
§ 5. Социально-классовая структура российского общества 40
Глава 5. Социальные общности 41
§ 1. Понятие «социальная общность» 41
§ 2. Большие социальные общности 42
§ 3. Этнические общности 43
§ 4. Малые социальные группы 45
Глава 6. Личность - основной элемент общества 49
§ 1. Социологическое понятие личности 49
§ 2. Структура личности 51
§ 3. Социальные статусы и социальные роли личности 52
§ 3. Социализация личности 54
§ 4. Самореализация личности 57
Глава 7. Социальное действие, взаимодействие и поведение 59
§ 1. Социальное действие: понятие и сущность 59
§ 2. Социальное взаимодействие 61
§ 3. Социальное поведение 64
§ 4. Социальный контроль 66
§ 5. Девиантное поведение 69
Глава 8. Социология культуры 72
§ 1. Определение понятия «культура» 72
§ 2. Культура и цивилизация 74
§ 3. Структура культуры 76
§ 4. Социальные функции культуры и социокультурный процесс 77
§ 5. Типология культуры 80
Глава 9. Социальные процессы 83
§ 1. Понятие социального процесса 83
§ 2. Формы социальных процессов 84
§ 3. Виды социальных изменений 86
Глава 10. Социальные конфликты 89
§ 1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни 89
§ 2. Субъекты и участники конфликта 90
§ 3. Объект конфликта 92
§ 4. Основные виды социальных конфликтов 93
§ 5. Основные стадии развития конфликта 95
Литература 101
Часть II ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Глава 11. Политика как общественное явление 102

§ 1. Причины возникновения политики 102
§ 2. Понятие и сущность политики 104
§ 4. Политика и мораль 106
§ 5. Цели и средства в политике 109
Глава 12. Политология как наука и учебная дисциплина 111
§ 1. Понятие политологии 111
§ 2. Объект и предмет исследования 112
§ 3. Возникновение и становление политической науки 113
§ 4. Функции политологии 115
Глава 13. Политическая власть и властные отношения 117
§ 1. Понятие, структура и сущность власти 117
§ 2. Особенности политической власти 118
§ 3. Легитимность политической власти 119
§ 4. Соотношение законности и легитимности власти 120
§ 5. Политическая власть и политическое господство 122
§ 6. Принципы разделения власти 123
§ 7. Структуры политической власти в России 124
Глава 14. Политические режимы 126
§ 1. Понятие политического режима 126
§ 2. Тоталитарный политический режим 127
§ 3. Авторитарный политический режим 129
§ 4. Демократический политический режим 130
§ 5. Современные концепции демократии 131
§ 6. Необходимые условия демократизации общества 133
Глава 15. Политическая система общества 135
§ 1. Понятие и структура политической системы 135
§ 2. Функции политической системы 137
§ 3. Типология политических систем 138
§ 4. Политическая система России 139
Глава 16. Государство 141
§ 1. Понятие государства 141
§ 2. Основные признаки государства 142
§ 3. Устройство государства и формы правления 143
§ 4. Структуры и формы территориального устройства государства 144
§ 5. Структура федеративного устройства России 146
Глава 17. Государство и общество 147
§ 1. Проблемы взаимодействия между обществом и государством 147
§ 2. Правовое государство 149
§ 3. Гражданское общество 150
§ 4. Социальное государство 151
Глава 18. Политические партии и партийные системы 152
§ 1. Политическая партия: понятие, сущность 152
§ 2. История возникновения партий 154
§ 3. Функции политической партии 155
§ 4. Партийные системы 156
§ 5. Российская партийная система 159
Глава 19. Политические элиты 162
§ 1. Политическая элита: понятие и сущность 16(2
§ 2. Современные теории элит 164
§ 3. Роль и значение политической элиты 165
Глава 20. Политическое лидерство 167
§ 1. Понятие и сущность лидерства 167
§ 2. Типология политических лидеров 168
§ 3. Теории лидерства (или как становятся лидером) 170
§ 4. Функции политического лидера 171
§ 5. Лидер или вождь 172
§ 6. Политическое лидерство в России 173
Глава 21. Политическое сознание и политическая идеология 175
§ 1. Политическое сознание и его структура 175
§ 2. Политическая идеология: понятие и сущность 177
§ 3. Основные идеологические течения в современном мире 179
§ 4. Роль идеологии в политике 184
Глава 22. Политическая культура 186
§ 1. Понятие политической культуры 186
§ 2. Структура политической культуры 187
§ 3. Функции политической культуры 188
§ 4. Типы политической культуры 189
§ 5. Политическая социализация 190
Глава 23. Политическая жизнь 193
§ 1. Политический процесс: сущность и структура 193
§ 2. Субъекты и участники политического процесса 196
§ 3. Политические отношения 198
§ 4. Политическое участие 199
§ 5. Политическое поведение 202
§ 6. Политическое манипулирование 204
Глава 24. Международные политические отношения 206
§ 1. Понятие международных политических отношений 206
§ 2. Структура международных политических отношений 207
§ 3. Виды субъектов международных политических отношений 207
§ 4. Объекты международных политических отношений 210
§ 5. Нормативная правовая база международных политических отношений 211
§ 6. Россия в структуре международных отношений 211
Глава 25. Социально-экономические процессы в России 215
§ 1. Попытка модернизации социалистической системы 215
§ 2. Либерально-демократические реформы и их результаты 216
Литература 219
Словарь основных терминов и понятий 221

Греческое “политейя» и «логос» обозначает науку, занимающуюся изучением государственных дел. Предметом изучения политологии являются принципы политической организации общества, а также изучение роли политической системы и соотношение в ней ее составляющих: государства, общественных организаций и политических партий. Кроме этого, политология и другие занимаются изучением регулирования а также представляют весь комплекс вопросов и проблем, составляющих понятие демократии. Также политология изучает внешнюю политику государства и соотношение политических сил, представленных на международной арене и международные отношения.

Методами исследования в политологии является наблюдение событий; опрос участников событий; контент-анализ; моделирование ситуации или имитация одного из вариантов развития процесса; когнитивные карты (анализ реакций политических лидеров на разные кризисные ситуации).

Социология и политология исследуют разные сферы деятельности человеческого общества, и их функции различаются по сути, но объединены общностью направлений.

Так, социология и политология выполняют познавательную функцию: социология обеспечивает аккумулирование новых знаний о разных аспектах социальной жизни, обнаруживает закономерности и анализирует перспективы развития общества в социальном плане, а политология - обеспечивает познание политической действительности окружающего мира.

Социология и политология в их прикладной функции выражается в практическом решении проблем, которые являются предметами социологических исследований, а также осуществляет критику текущих политических процессов.

Информационная функция социологии дает возможность контроля над социальными процессами.

Идеологическая функция политологии состоит в выборе политических идеалов и его обосновании, пропаганде целей и ценностей, реализация которых соответствует конкретным интересам различных социальных общностей.

Социологии состоит в выработке обоснованных прогнозов относительно развития и роста социальных процессов в ближайшем будущем.

Теорико-методологическая функция политологии является базой для исследований, осуществляемых в прочих гуманитарных и общественных науках.

Политология в системе общественных наук может рассматриваться в комплексном изучении вместе с экономикой и идеологией, а также с социологией.

Социология неотделима от социальной психологии.

Предметом политической философии является политика в своей целостности взаимоотношений индивидуума, общества и власти.

Политическая история оценивает и изучает теорию политики, институты, взгляды, а также события в хронологической последовательности и взаимосвязи.

Политическая психология рассматривает и изучает механизмы субъективного поведения в политике, а также анализирует влияние подсознания и эмоций человека на его поведение.

Наука о том, какое влияние оказывает на процесс распределения власти в нем, называется политической социологией.

Выявляет взаимосвязь и закономерность определенных политических процессов с географическими, природными и территориальными факторами, влияющими на эти процессы.

Таким образом, социология и политология могут существовать как самостоятельные науки, а также в тесной взаимосвязи друг с другом и с другими современными науками. В этом случае область изучения предметов этих наук смещается в сторону смежной науки, и охватывает еще более широкий спектр изучаемых предметов, явлений, событий в жизни общества.


Издательство "Манн, Иванов и Фербер" представляет в России серию рабочих тетрадей KUMON (Япония) для дошкольников на русском языке.

Где-то в самой глубокой чаще затерялась сказочная страна - Лисий лес. Там живут самые милые и забавные герои на свете.

В серии «Золотое наследие» издательства «Эксмо» выходят книги, с которыми неразрывно связано детство старшего поколения.

Странник, лишь раз очутившись в сказочном Муми-доле, будет возвращаться туда вновь и вновь...

Всё для школы и для жизни - учебники и тетради, ранцы и школьная форма, оформление интерьера и подарки учителям!

Социология. Политология

Социоло́гия - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин "социология" был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году. По мнению д.с.н. Павла Кутуева, О. Конт не был первым, кто изобрел и применил этот термин - известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше (1780 г.) О. Конта придумал и использовал его, вкладывая в термин "социология" (по-французски - "sociologie") несколько иной смысл.

По определению Энтони Гидденса, социология - это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. По определению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Политоло́гия , или политическая наука , - это наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Традиция преподавания политических наук в России существует с 1755 года, когда по предложению М. В. Ломоносова в структуре Московского университета была учреждена кафедра политики.

  • Империи социальных медиа рушатся? Что будет потом?

    Напряженные политические баталии за Facebook и других гигантов социальных медиа в последнее время дают повод задуматься о том, что приходит конец истории этих компаний.

    Теперь они, как европейские державы середины 20-го века, мучительно борются из-за неизбежной потери "колоний" и пытаются заглушить мятежи. Больше не находя новых границ и рынков для управления, они вместо этого выясняют, где должны быть границы их империй, и строят высокие стены на этих границах.

  • Виктор Пелевин: Лампа Мафусаила, новая книга Пелевина 2016 года

    "Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами" - это новая книга Виктора Пелевина, событие осени 2016 года!

    Эта книга - в лучших пелевинских традициях, если вы знакомы с его стилем, книгу вы оцените в полной мере. Она не такая умозрительно-отвлечённая, как Смотритель, она - в характерном стиле автора, злободневная, задорно-циничная (чисто пелевинское сочетание), с выворачивающимися сюжетными ходами, которые держат вас в напряжении от первой до последней страницы!

  • Статистика у социологов и экономистов действительно считается скучной наукой, изучать её трудно, увлечься ею очень непросто. Потому что её преподают так, что увидеть красоту за формулами и теориями становится невозможно. При этом ощущение красоты статистики, больших чисел, есть у многих. Эта книга поможет вам развить в себе понимание данной науки, глубокое, настоящее, которое позволит вам научиться делать точные выводы и рассуждать в рамках этой увлекательной (именно так!) науки.

    Каталог: 15

  • Tom Clancy"s The Division

    Современный мир развивается с невероятной скоростью, однако в то же время становится все более хрупким. Представьте себе карточный домик: достаточно убрать один элемент - и конструкция рухнет.

    Встречайте долгожданный новый шутер Tom Clancy"s The Division.

  • Ицхак Адизес: Размышления о политике

    Самые мудрые размышления о политике. Советы от бизнес-мыслителя номер 1. Объективный и мудрый взгляд на современность, на мир в целом и отдельные его страны.

    В этой книге собраны лучшие статьи Ицхака Адизеса о политике. Ценные - они будут полезны как изучающим политологию и социологию, экономику, так и политикам, бизнесменам.

    Эта книга - третья из серии "Размышлений" - читайте статьи, посвященные государственной политике, внутренней и международной.

    Каталог: 19

  • Из космоса границ не видно

    Из космоса границ не видно - книга опытного американского астронавта о том, что с орбиты не видно границ, а Земля выглядит как общий дом всего человечества. Эта книга - не только о космосе, хотя о тонкостях "космической кухни" здесь много любопытных сведений (в основном касающихся сотрудничества США, России, и других стран при строительстве МКС); однако взгляд автора - шире. Он вводит новое понятие - орбитальное сознание. Которое поднимает человека с уровня "червя" (заботящегося исключительно о себе) до космической перспективы - сотрудничества людей всего мира для достижения наших общих целей. Опыт строительства МКС показывает, что мы можем объединиться и вместе сделать то, что не под силу ни одной стране мира. Ни одной. В книге представлено много таких примеров - общего сотрудничества, которое дало невероятный результат. Спасение шахтеров под завалом, помощь бедным странам, и другое.

    Каталог: 18

  • Пневматическое оружие и патроны

    Пневматическое, газовое оружие - в современном мире часто является необходимостью, но главное - это развлечение. Такие виды оружия разрешены, они есть в продаже, также как и патроны к ним.

    Уважаемые покупатели, при использовании пневматики соблюдайте технику безопасности : храните в разряженном состоянии в местах недоступных для детей, не направляйте на людей и животных, при стрельбе следите, чтобы в районе мишени не было людей, всегда используйте защитные очки и экипировку, перевозите пневматику в чехлах и сумках, не носите открыто в общественных местах!

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ СПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Краткий курс лекций по дисциплине

«Основы социологии и политологии»

Преподаватель: Тихонова И. А.

введение 4

Глава 1. Социология в системе социальных наук 4

Глава 2.Теоретическое и эмпирическое в социологии 5

Глава 3. Методология и методы социологического исследования 7

Глава 4. История социологии 10

Глава 5. социальная структура 26

глава 6. Социальное взаимодействие 27

глава 7. Социальные общности и социальные институты 29

глава 8. Социальные группы 32

глава 9. Личность, группа, общность 38

глава 10. Социальный статус личности 41

Введение 51

Глава 1. История политической мысли. Западная традиция 52

Глава 2. Политика как общественное явление 61

Глава 3. Государство как политический институт 68

Глава 4. Политические партии и партийные системы 73

Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 85

Глава 6. Политический режим. Основные тенденции развития 90

Глава 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 104

Список ЛИТЕРАТУРы 113

введение

Социология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться сравнительно недавно. Основы ее заложили во второй трети XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Сам термин "социология" (франц. sociologie) впервые был употреблен французским философом и социологом Контом и буквально означал науку об обществе, социальной жизни. Впоследствии развитие и оформление предмета социологии шло через появление все новых социологических концепций, каждая из которых разрабатывала свой аспект социальных отношений и, тем самым, давала свою интерпретацию социального в широком смысле слова. Зачастую эти теории по своим теоретико-методологическим установкам противоречили и взаимно отрицали друг друга, однако говорить об историческом формировании социологии как науки можно только подразумевая под социологией всю совокупность этих конкурирующих между собой теорий. Поэтому изучение истории социологических учений необходимо для понимания структуры и предмета современной социологии.

В самом общем виде социологию можно определить как науку о законах развития и функционирования общества в целом, социальных общностей, отношений, структур, систем и организаций. Однако единого, строго установленного определения социологии не существует, что дает возможность различным авторам предлагать свои подходы к этому вопросу. При всем многообразии взглядов на специфику социологического подхода все же можно утверждать, что социология изучает общество в целом, человеческое поведение, деятельность в нем и общественные условия. Социолог всегда смотрит на изучаемые им проблемы политики, образования, демографии, психологии и т.д. сквозь призму интересов людей как общественных существ, их мотивов и ожиданий и стремится обнаружить смысл, контекст, порожденный общественной природой существования человека.

Глава 1. Социология в системе социальных наук

Современное обществознание представляет собой сложную, широко разветвленную систему знаний. Для всех общественных наук характерно достаточно конкретное (не философское) осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Чем же отличается социология от родственных социальных наук?

Прежде всего, в отличие, например, от политической экономии, юридической науки и т.д., изучающих соответственно экономику, область права, социология изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм.

Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-либо специфические, присущие лишь конкретной сфере общественной жизни явления. Для социологического познания характерно стремление постичь природу социальных связей между людьми по поводу чего бы они не возникали, законов взаимного приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях социальной жизни, возникающих как спонтанно, так и преднамеренно, своеобразных "первокирпичиков", из которых выстраиваются затем отдельные общественные строения, каждое со своей специфической конфигурацией, функцией.

Если сравнивать соотношение отдельных разделов, направлений социологии (социологии семьи, социологии образования, социологии политики и т.д. - на сегодня таких социологий насчитывают несколько десятков) с соответствующими частными социологическими науками, то можно выделить следующие свойства, достоинства и особенности социологии как науки.

1. Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это проявляется:

Непосредственно, когда общество изучается как система ;

В том, что в социологии все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого;

В том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, институты и общности ("первокирпичики"), независимо от сферы социальной жизни, тем самым раскрывая их человеческое содержание. Иначе говоря, выходя из недр социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук.

Вместе с тем, эта всеобщность не носит умозрительного характера, что связано со следующими свойствами, отличающими социологию от социальной философии.

2. Анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретным содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы.

3. Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены, возможно благодаря широкому использованию, наряду с теоретическими, эмпирических методов, конкретно-социологических исследований, нацеленных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами.

Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность анализа реальности, доказательность, аргументированность и стремление познать реальные социальные явления глубоко, доходя до первоосновы.

Глава 2.Теоретическое и эмпирическое в социологии

Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку. В качестве составных частей она включает социальную философию, теоретическую макросоциологию, социологические теории среднего уровня и микросоциологию (эмпирическую социологию)

Социологические исследования в зависимости от уровня знания делят на теоретические и эмпирические . Кроме этого, существует деление социологии на "фундаментальную" и "прикладную" в зависимости от того, решает ли она собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель - построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если его цель - выработка практических ориентаций, то оно относится к прикладной социологии.

Разделение социологии на теоретический и эмпирический уровень знания отразилось в ее разделении на макросоциологические и микросоциологические теории. И та и другая группа теорий пытаются дать целостное описание и объяснение общественной жизни, но делают это с принципиально разных позиций.

Макросоциологические теории исходят из того, что, лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень социальной жизни выступает в этих теориях как решающий, определяющий. Они изучают крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и др.). В современной западной социологии к макросоциологии относятся преимущественно теоретические концепции, такие, как структурный функционализм, неоэволюционизм, неомарксизм, структурализм, теория конфликта, функционализм и др.

Микросоциологические теории (символический интеракционизм, этнометодология, теории обмена, анализ социальных сетей и др.) сосредоточены на сфере непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, сфере повседневной реальности, социального поведения и его мотивации, социализации личности и т.д.)

С момента становления буржуазной социологии на всем протяжении
XIX века и вплоть до 20-х годов XX века в ней господствовала макросоциологическая ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х годов Этот процесс в значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х годов. Оно было вызвано в первую очередь неспособностью господствовавшего прежде структурного функционализма интегрировать теории различного уровня общности. Реакцией на кризис структурного функционализма и явилось возникновение альтернативных концепций, многие из которых стремились переместить фокус исследования на непосредственно наблюдаемые явления общественной жизни.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют социологические теории "среднего уровня " или специальные социологические теории, которые связаны с теоретическим осмыслением той или иной социальной подсистемы, пониманием ее внутренних и внешних связей и зависимостей. Их можно определить как социологические теории о локальных сферах социальной действительности, их проблемах и процессах. К этому типу теорий относятся, например, социология труда, досуга, молодежи, семьи, массовых коммуникаций, медицины и т.д. Эти теории опираются на широкую эмпирическую базу и занимаются теоретическим описанием изучаемой социальной области или подсистемы на основе обобщения этих эмпирических данных. Теории "среднего уровня", идею которых предложил американский социолог Р. Мертон в 1947 г., играют роль посредников в структуре социологического знания: с одной стороны, они всегда существуют в рамках той или иной более общей теории общества, откуда они черпают свои методологические установки для интерпретации эмпирических фактов и другие подходы, а с другой стороны, они сами выступают в качестве теоретической базы более конкретных социологических исследований.

В последние годы эта схема модифицируется. Особенно большому сомнению ее существование подвергается в российской социологии, где на роль общей социологической теории претендовал исторический материализм, отрицая при этом за социологией какой-либо статус самостоятельной науки и отводя ей лишь область конкретных эмпирических исследований. В этих условиях принятие тезиса о теориях "среднего уровня" было компромиссом с официальной идеологией. Однако, поскольку другой общепринятой модели структуры социологического знания еще не существует, эта прежняя модель уровней социологического знания продолжает достаточно плодотворно функционировать и в отечественной социологической науке.

Особняком стоит вопрос о соотношении социологии с социальной философией. Исторически социология сформировалась в недрах социальной философии. Теоретический ее уровень, теоретические модели и схемы имеют предшественниками социально-философские теории. Соединившись с методами и данными частных наук, социология к середине XIX века оформилась как самостоятельная наука и давно уже существует автономно, т.е. как самостоятельная дисциплина. Однако эта генетическая связь с общефилософским уровнем скрыто проявляется в форме противоречия между ее теоретическим и эмпирическим уровнями. Кроме того, бывают и исторические рецидивы "давления" социальной философии на социологию, например, взаимоотношения исторического материализма и социологии в СССР.

На самом же высоком своем уровне, уровне теоретических разработок, социология имеет выход к социально-философским теориям, но уже как самостоятельная научная дисциплина.

Глава 3. Методология и методы социологического исследования

Существует еще один критерий разделения социологии: методологические знания (знания о знании) и неметодологические (знание о предмете). К методологическим знаниям относятся знания о средствах социологического исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методология является общей стратегией исследования, а его тактикой является методика.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы (методы) сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие специализированные процедуры вплоть до техники отдельных конкретных ситуаций.

Одним из видов конкретного социологического исследования является пилотажное социологическое исследование , т.е. разведывательное или пробное исследование, целью которого является проверка инструмента для сбора первичной социологической информации, а именно, процедур и методов более массового исследования. Соответственно, оно, как правило, проводится на небольших группах людей и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. В процессе пилотажного исследования вырабатывается макет методики, который затем начинает проверяться, уточняться и совершенствоваться. При этом необходимая дополнительная информация получается в ходе новых разведывательных исследований, во время которых выясняется мера искажений информации из-за разного рода обстоятельств, не учтенных при первичной разработке программы исследования. Для получения необходимых оперативных данных используется такая разновидность разведывательного исследования, как экспресс-опрос - оперативное исследование, цель которого состоит в получении отдельных данных, особо интересующих исследователя в данный момент. Речь также может идти о выяснении мнения людей по поводу каких-либо актуальных событий.

В соответствии с целями и назначением пилотажных исследований в них используются достаточно доступные и оперативные методы сбора данных.

Таким образом, пилотажное исследование является первичным исследованием, проводимым с целью корректировки методики определения общей ситуации для дальнейших социологических исследований, уточнения их задачи и предмета.

Описательное социологическое исследование - более сложный вид социологического исследования, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Применяется это исследование обычно в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками (коллективы крупных предприятий, население города, области и т.д.). В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и составление каких-либо характеристик и выявить связи между ними.

Выбор методов сбора информации в этом исследовании диктуется его задачами и направленностью.

Аналитическое социологическое исследование является наиболее углубленным исследованием, позволяющим не только описать явление, но и дать причинное объяснение его функционирования, выраженное в системе количественно-качественных параметров.

В ходе аналитического исследования выявляются сущностные, причинные связи явления, изучается вся совокупность факторов, из которых затем выделяются основные и неосновные факторы. Как правило, программа и методы аналитического исследования тщательно подготавливаются. В нем комплексно, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения, что требует тщательной работы по их состыковке и анализу данных.

Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

Эксперимент предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.

Точечное (или разовое ) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация имеет статический характер и не дает представления о тенденциях развития объекта исследования. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени по единой программе и теми же методами. Эти исследования будут называться повторными . Интервалы времени, через которые устраивается исследование, зависят от его целей и условий.

Особым видом повторного исследования является панельное , которое предусматривает неоднократное исследование одних и тех же объектов через определенные интервалы времени (например, периодические сплошные или выборочные переписи населения или неоднократные опросы выпускников средних школ с целью выяснения тенденций в осуществлении их жизненных планов через определенные промежутки времени).

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов социологического исследования: анализ документов, опрос, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Анализ документов . Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социальной информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль здесь выполняет информация социальной статистики.

Одним из примеров плодотворного в научном отношении использования этого метода является социологическое исследование У. Томаса и
Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке".

Особым случаем анализа документов является контент -анализ , который активно применяется к исследованию средств массовой информации (например, газетных материалов) и заключается в количественном подсчете смысловых единиц, содержащихся в объекте изучения.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению, например, межличностные отношения. Результаты опросов легко поддаются дальнейшей обработке, при этом опрос - самый массовый метод сбора информации. Одной из главных проблем здесь является обеспечение достаточной репрезентативности (представительности) выборки, т.е. состав опрашиваемых должен воспроизводить все показатели и категории того более широкого состава людей, к которому принадлежит выбранная группа опрашиваемых. При интерпретации результатов опроса могут применяться математико-статистические методы обработки информации.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование .

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным или заочным (опрос через газету и т.д.)

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится "лицом к лицу", и опосредованным, например, по телефону.

Кроме этого, опросы могут быть массовыми (опрос представителей различных социальных групп) и специализированными (опрос экспертов, т.е. лиц, компетентных в предмете опроса).

Следующим методом является наблюдение (внешнее или включенное). Недостаток этого метода заключается в возможном субъективизме исследователя, который поневоле "вживается" в предмет наблюдения и начинает определенным образом бессознательно фильтровать события. Большую известность получило включенное наблюдение, когда исследователь-социолог непосредственно или живет, или работает среди тех, чью культуру, нравы изучает. Таким образом, наблюдение нельзя назвать безусловно научным социологическим методом.

Тестирование (или тест ) - метод, техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению. Тест конструируется как "батарея" относительно простых показателей (индикаторов), отражающих разные элементы, аспекты изучаемого свойства, на основе которых строится итоговая шкала. Тестирование как социологический метод дает весьма достоверные результаты при массовых измерениях. Метод тестирования пришел в социологию из психологии и должен быть всегда адаптирован к социологической реальности. С помощью тестирования изучаются установки, интересы, мотивация личности.

Эксперимент также не является специфическо-социологическим методом и требует учета особенностей социологической реальности. Как научный метод эксперимент был разработан Дж. Ст. Миллем. В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами. Обычно в социологии он используется при изучении малых групп людей и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. При этом всегда должна соблюдаться моральная норма "не повреди" объекту.

Социометрия (от лат. socius - общий и греч. metron - мера) - метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной общности. На основании полученных данных могут быть построены социограммы

Составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям среднего профессионального образования

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ»

Раздел I . СОЦИОЛОГИЯ

Цель науки социологии -

счастье людей

Л. Толстой

Социология - это понимание человека, это цивилизованный подход к обществу, это изучение реальных жизненных ситуаций, с которыми сталкивает­ся каждый, не всегда задумываясь об их социальном смысле и причинах.

Яркие всплески социологической мысли уходят вглубь веков, но лишь в XIX столетии социология стала самостоятельной наукой, осмысливающей и систематизирующей объективные данные о действительности. В XX веке инте­рес к социологии резко возрастает; своеобразный социологический бум наблю­дался в 20-30-х, 50-60-х, 80-90-х годах. В современных условиях социология изучается и разрабатывается во всех цивилизованных странах.

Тема 1. Социология как наука

Вопросы: 1. Объект и предмет социологии.

2. Место социологии в системе научного знания. Структура науки.

3. Роль социологии в обществе и ее функции.

Объект и предмет социологии

Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Чело­веческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно яв­ляется объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общест­ва, т. е. свой предмет.

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т. е. комплекс со­циальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Поня­тие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процес­се их взаимоотношений . Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение обще­ства, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам обще­ственных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального уст­ройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей. По мнению американ­ского исследователя Нейла Смелзера, социологи хотят знать, почему люди ве­дут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т. е. все, что происходит, когда они взаимодействуют друг с другом.

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социоло­гии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках име­ют содержательную тождественность или близость. Социология определяется з разнообразных вариантах:

Как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

Как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

Как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из это­го взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);

Как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функциони­рования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

Место социологии в системе научного знания. Структура науки

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно ис­пользует методы философских и социально-исторических обобщений и специ­фические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. На вооруже­нии у социологии - новейший аппарат научного мышления, в частности, элек­тронно-вычислительная техника.

Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, стати­стикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкос­новения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общест­ва через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - соци­ально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психоло­гия, социобиология, социальная экология и пр.

Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т. е. комплекса социоло­гических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - сово­купности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы разви­тия социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социоло­гического знания.

Второй подход (целевой) делит социологию на фундаментальную и при­кладную. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирова­на на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она ре­шает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социаль­ного развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро - и микросоциоло­гию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государ­ства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, тео­рии,

Роль социологии в обществе и ее функции

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микро­уровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на ко­ординацию их развития.

Социология может и должна играть в обществе роль социального контро­лера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризис­ных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего раз­вития.

Социология непосредственно связана с производством через проблемати­ку его социального развития , совершенствования кадрового состава, .улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.

Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами. Под крышей этой плюралистической науки рождаются новые от­расли знания об обществе и человеке.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Глав­ные из них таковы:

теоретико-познавательные функции", а) информационная (получение пер­вичных данных об индивидах и общностях); б) теоретическая (выявление тенденций, обогащение социологической теории); в) методологическая (ее выполняет фундаментальная социология по отношению к другим социаль­ным;наукам и эмпирическим исследованиям);

практические функции", а) прогнозирование; б) социальный контроль; в) оп­тимизация деятельности социальных общностей и людей, внесение коррек­тив в эту деятельность; г) социальная помощь ;

мировоззренчески-идеологические функции", а) целевая; б) дискуссионная; в) пропагандистская; г) функция подготовки кадров;

критическая функция (предупреждение социальной политики об отклонени­ях в движении);

прикладная функция (совершенствование управленческих отношений);

гуманистическая функция (разработка социальных идеалов, программ науч­но-технического, социально-экономического и социально-культурного раз­вития общества).

Успех реализации этих функций зависит от уровня развития общества, социальных условий, профессиональной подготовки социологических кадров и качества организации социологической деятельности.

Тема 2. Социология в прошлом и настоящем

Вопросы: 1. Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х-конец XX вв.)

2. Исследовательские подходы к изучению общества и основные на­правления социологической мысли

Возникновение и развитие социологии (начало XIX - конец XX вв.)

С древнейших времен людей волновали не только природные, но и соци­альные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и чело­веке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.

Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Опоста Конта (1Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах XIX века О. Конт создает свой основной научный труд «Курс пози­тивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе - социо­логия. В учении О. Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ.

Отцами социологии, ее классиками кроме О. Конта можно по праву на­звать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1и германского ученого публициста Карла Маркса (1Спенсер (главный труд - «Основание социологии») был автором органической теории, в основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и тео­рии социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естест­венного отбора. К. Маркс (основной труд - «Капитал») - выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены фор­маций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).

XIX век именуют „золотым" веком классической социологии: шло форми­рование новых подходов к изучению общества - позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и да­тируют его 40-80-ми годами XIX столетия.

Эволюция социологии с 90--х годов XIX века до 20-х годов XX века на так называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологи­ческого мышления и становлением категориального аппарата. Профессионали­зация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и все более приоб­ретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О. Конта и Г. Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества - гуманитаризма. Сложи­лась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1, явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса класси­ческой науки и поиска нового миросозерцания.

Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы XX века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпириче­ской социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований . На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической кон­цепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1, позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические раз­работки Конта - Спенсера - Дюркгейма. Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1создал «новую социологию», положившую на­чало критической социологии и социологии действия в Штатах.

Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 60-х годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал во­прос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологиче­ского знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической кон­цепции. Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р. Мертон - «среднего значения теории», Дж. Хоманс - теория соци­ального обмена, Г. Гарфинкель - этнометодология, Г. Мид и Г. Блумер - теория символического интеракционизма, Кодер - теория конфликта и др. Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охва­тывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества.

Исследовательские подходы к изучению общества и основные направления социологической мысли

Теоретическая социология состоит из множества научных школ, но все они базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общест­ва - позитивизме и гуманитаризме.

Позитивизм возник и стал господствовать в социологии XIX века в про­тивовес умозрительным рассуждениям об обществе. Это рациональный подход, основанный нз наблюдении, сравнении, эксперименте. Его исходные позиции сводятся к следующему: а) природа и общество едины и развиваются по одним законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество должно изучаться теми же методами, что и природа.

Позитивизм XX века - это неопозитивизм. Его исходные принципы зна­чительно усложнены: это натурализм (общность законов развития природы и общества), сциентизм (точность, строгость и объективность методов социаль­ных исследований), бихевиоризм (изучение человека только через открытое по­ведение), верификация (обязательное наличие эмпирической основы у научного знания), квантификация (количественное выражение социальных фактов) и объективизм (свобода социологии как науки от ценностных суждений и связи с идеологией).

На основе позитивизма и его второй волны - неопозитивизма родились, функционировали и существуют следующие направления социологической мысли: натурализм (биологизм и механицизм), классический марксизм структурный функционализм. Позитивисты и кх последователи XX века рассматри­вают мир как объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбро­сив свои ценности. Они признают лишь две формы знания: эмпирическое и ло­гическое - только через опыт и возможность проверки и считают необходимым лишь изучение фактов, а не идей.

Гуманитаризм - это подход к изучению общества через понимание. Его исходные позиции таковы: а) общество не является аналогом природы, оно раз­вивается по своим законам; б) общество - не объективная структура, стоящая над людьми и независимая от них, а сумма взаимоотношений двух и более ин­дивидов; в) главное поэтому - это расшифровка, истолкование смысла, содер­жание этого взаимодействия; г) основные методы данного подхода: идеографи­ческий метод (исследование индивидуальных лиц, событий или предметов), ме­тод качественного анализа
(понимание явления, а не его подсчет), методы фе-номенологизма, т. е. познание причин и сущности социальных явлений, напри­мер, лингвистический метод (изучение того, что доступно языку), метод пони­мания (познание общества через самопознание), метод герменевтики (интерпретация осмысленных человеческих действий) и др.

Большинство представителей гуманитаризма настроены субъективистски, отвергая «свободу от ценностей» как невозможную в социологии - науке, затра­гивающей интересы людей.

Основное направление гуманитаризма - понимающая социология (классический гуманитаризм - В. Дильтей, Макс Вебер, П. Сорокин и др.). Среди современных версий понимающей социологии выделяются:

феноменология, главная цель которой - анализ и описание повседневной жизни и связанных с ней состояний сознания;

символический интеракционизм, определяющий поведение людей по отношению друг к другу общепринятыми значениями-символами (словами, мимикой и др.);

этнометодология, объясняющая поведение правилами, принятыми на веру и регулирующими столкновения.

Представляют также интерес теория обмена, где характер взаимодейст­вия выводится из анализа прошлого опыта и потенциальных вознаграждений и наказаний; теория социальных ролей, используемых для передачи своих впе­чатлений и др.

Своеобразное положение занимает социология действия. Гуманитаристская по сути, поливариантная по методам изучения общества, она исходит из представления об обществе как универсуме деятельности, ее наборе, в котором и осуществляется движение людей.

Основными ориентациями в современной социологии являются эволю­ционистская и конфликтологическая.

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

Вопросы: 1. Своеобразие формирования социологической мысли России.

2. Периодизация развития отечественной социологии.

Своеобразие формирования социологической мысли России

Социология - интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. По специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской, французской, немецкой и других социологических школах (или условно - социологиях);

Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникально­стью ее географического положения между Западом и Востоком, территориаль­ной масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр.

Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к приме­ру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в сужде­ниях общественных деятелей) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей - философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным движением и революци­онной традицией России, вторые - непосредственно с наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий, близких прогнозу сужде­ний о будущем общества и человека. До XIX столетия социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в XIX - начале XX вв. с утопиями выступили как представители демократической тенденции в революционной традиции России (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, М. Бакунин, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин и др.), так и носители автократической тенденции (П. Пестель, С. Нечаев, И. Сталин). Утопия освобождения от рабства прозвучала в оде «Вольность» А. Радищева. Им был воспет российский идеал - простор и воля. А. Герцен и Н. Чернышевский провозгласили утопию русского общинного со­циализма, которая имела значительное число приверженцев, в их числе К. Маркс, Н. Бердяев, М. Калинин и др. Сторонники этой утопии дали блестящие социальные прогнозы: А. Герцен предначертал образ диктатора из народа (Сталина); Н. Чернышевский, вопреки сложившемуся о нем мнению, предосте­регал о гибельных последствиях революции в России и ратовал за постепенный и последовательный процесс внедрения демократии в российскую жизнь. Г. Плеханов предсказал народные бедствия от осуществления на практике ле­нинской утопии социалистической революции в России. С утопией об общест­ве, развивающемся по закону солидарности (без насилия), выступил М. Бакуяин.

Несомненную ценность представляет утопия В. Ленина о экономическая политика (нэп)" href="/text/category/novaya_yekonomicheskaya_politika__nyep_/" rel="bookmark">новой экономической политике, особенно в свете событий в стране на рубеже 80-90-х годов XX века. Представители отечественной научной мысли понимали значимость социаль­ных утопий: посвященные им спецкурсы читали в российских университетах философы Н. Бердяев и С. Булгаков.

Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социоло­гической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентации на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию.

Российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.

Периодизация развития отечественной социологии

Социология как наука прошла свое становление в России во второй поло­вине XIX столетия. Ее последующее развитие не было непрерывным процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, го­нений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюци­онный и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие XX века имело свои особенности.

Первый этап характеризовался богатством социологической мысли, раз­нообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека. Наибольшую известность получили: теория публициста и социолога Н. Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях), развиваю­щихся, по его мнению, .подобно биологическим организмам; субъективист­ская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса со­циолога и литературного критика Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория Мечникова, объяс­нявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М. Ковалевского - историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П. Сорокина; позитивистские воззрения последователя О. Конта, русского со­циолога Е. Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам мировую извест­ность. Практические дела российских социологов, например, составление зем­ской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной социологии со­существовали пять основных направлений: политически ориентированная со­циология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX века испы­тала на себе влияние идей К. Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социо­логия в России развивалась как наука и как учебная дисциплина . По своему уровню в это время она не уступала западной.

Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.

Первое его десятилетие (1было периодом признания социоло­гии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализа-ция науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском уни­верситетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России фа­культет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала изда­ваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная), Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторите­те немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского на­правления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социоло­гии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, прово­дятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запре­щена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до на­чала 60-х годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое по­давление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мне­ний внутри партии остановили развитие науки об обществе.

Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после XX съезда КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования полу­чили право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материа­лы о позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осужда­лись. Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды со­ветских социологов; предпринимались первые шаги по участию в международ­ных сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация.

В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было противоре­чивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой - всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Социо­логические исследования носили мировоззренчески направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был соз­дан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН). Появи­лись отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 го­да стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода. административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.

Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть са­мыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социоло­гия была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее разви­тии решался на государственном уровне - была поставлена задача развертыва­ния фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология со­временной России укрепляется содержательно и организационно, она возроди­лась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социоло­гия сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогно­зирует дальнейшее развитие.

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

Вопросы: 1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки.

2. Основные проблемы мегасоциологии.

3. Общество как социальная система. Его структура.

Понятие «общество» и его исследовательские трактовки

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Пла­тона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства от­личны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конст­рукция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.

В Средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и госу­дарства. Только в Новое время в XY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний обще­ства. В XYII веке английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом со­блюдения договора; XYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же эконо­мисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновый союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант - как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало XIX века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обще­ством сферу частных интересов, отличных от государственных.

Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как при­родный феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и диффе­ренциации частей и функций. Социологи-профессионалы XIX века наполнили понятие «общество» новым содержанием с большим отражением социальности. В их представлениях общество было совокупностью верований и чувств, сис­темой различных социальных функций, соединенных определенными. отноше­ниями, всеохватывающей реальностью, обладающей самоценностью и пр. В со­циологии XX века это понятие толкуется разновариантно, но преимуществом пользуются определения общества как функционально-интегрированной соци­альной системы, как системы, охваченной конфликтами.

«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть мате­риального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокуп­ность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Основные проблемы мегасоциологии

Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучаю­щая крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом. является объектом изучения общей социологической теории. Оно рас­сматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логи­ческой последовательности: Что такое общество? - Изменяется ли оно? « Как оно изменяется? - Каковы источники изменений? - Кто определяет эти изме­нения? - Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами, ме­гасоциология посвящена объяснению социальных изменений.

Проблемный блок - Что такое общество? - включает в себя комплекс во­просов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое освеще­ние в многочисленных версиях ученых: в теориях (Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей) социально-демографического и социально-классового устройства общества, социальной стратификации, этни­ческой структуры и др. Проблема изменений в обществе подразумевает два во­проса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? От­вет на них делит существующие общесоциологические концепции на два клас­са: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабаты­вались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые прони­заны идеей цикличности, т. е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и по­следующими циклами возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов» Н. Данилевского, в теории «морфологии культур» О. Шпенглера, в версии А. Тойнби о замкнутых цивилизациях, в соци­альной философии П. Сорокина и т. д.

Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общест­ва постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек, отно­шения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный про­цесс, т. е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Со­держание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса (пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории техно­логического детерминизма , социал-дарвинизм, ко вторым - ряд теорий бюро­кратии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма, час­тично концепция Л. Гумилева, Ж. Гобино и др. Проблема механизма прогресса, его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в мегасо­циологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции и революции.

Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до ка­кой-либо одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм, органицизм, социал-дарвинизм),идеальный фактор (теории Вебера).

Многофакторные теории, выделяя одну детерминанту , стремятся учесть воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.). С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм, ле­вацкий псевдомарксизм, этнонационализм), Либо выделяют приоритет лично­сти перед любыми общностями (позитивизм, социализм Маркса, неомарксизм). Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их аб­солютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). По во­просу о периодизации развития общества наибольшее распространение полу­чили в мегасоциологии два подхода: формационный (Маркс) и цивилизацион-ный (Морган, Энгельс, Теннис, Арон, Белл и многие другие).

Общество как социальная система. Его структура

Общество - это система/так как это совокупность элементов, находящих­ся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это сис­тема социальная, т. е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоот­ношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т. е. свою струк­туру. Она сложна и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. По форме жизнепроявления людей обще­ство подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявля­ются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, про­фессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты, система социального контроля и социальные организации.