Дидактические игры для развитие ориентировки на листе бумаги. Тема «Ориентировка в пространстве и на листе бумаги

Приёмы обучения ориентировке на листе бумаги.

В дошкольном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей как в окружающем пространстве, так и на плоскости. От того как ребёнок будет ориентироваться в тетради и клетке, будет зависеть правильность и красота цифр, букв, выполнение графических заданий и т.д. Поэтому очень важно давать детям такие задания, которые будут развивать зрительно-пространственную ориентацию.

Чтобы научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги следует начать с ознакомления с самим листом.

Что это? (Лист бумаги)
-Какой он формы? (Прямоугольной)
-Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
-Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
-Эта сторона находится справа и называется – правая.
-Эта сторона находится слева и называется – левая.
-Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
-Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.

Для закрепления этих понятий можно предложить ребёнку поиграть в такие игры:

«Падают снежинки»

Цель:развитие умения различать верх и низ листа.

Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами: «сверху вниз».

«Бабочки летят»

Цель: развитие умения различать верх и низ листа.

Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».

«Самолет», «Машина»

Цель: развитие умения различать правую и левую стороны листа.

Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

«Полет в космосе»

По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

Нарисуй квадрат в середине листа.

Справа от него нарисуй треугольник.

Нарисуй круг ниже треугольника.

Слева от треугольника поставь точку.

Еще один вариант усложнения работы с данными играми – это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.

Можно использовать и другой вариант диктанта:

Дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Например, квадрат разместить в центре листа, круг – в верхней части, овал – в нижней, треугольник – по правому краю, многоугольник – по левому. Или: синий круг в центре листа, красный – в левом верхнем углу, зеленый – в левом нижнем, желтый – в правом верхнем, черный – в правом нижнем.

Следующая игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

Что изображено справа от него?
- Что нарисовано под ним?
- Что находится вверху справа от заданного предмета? и т.п.

Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

В правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

«Графический диктант». На листе бумаги в клетку дети в соответствии с инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться.

Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения. Сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности к результатам своей деятельности и самоанализа.

«Клеточка». Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка ; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик . Сначала дети действуют по подражанию взрослому, затем по устной инструкции.

Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах дети учатся определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

Ещё один вид задания: «Рисование в клетках»
Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.

«Повтори рисунок». После освоения ребенком ориентировки на листе можно предложить ему образец рисунка и попросить его повторить точно такой же рисунок.

«Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.

«Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца..

Вначале ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль

Эти игры способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.

Занятие полностью

Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них нарушено восприятие целостного образа предмета. Дети с общим недоразвитием речи мало используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. Дошкольники с ОНР рассматривают картинку преимущественно в направлении справа налево и снизу вверх. Данный факт свидетельствует о том, что у детей имеются тенденция к инверсии вектора восприятия и фрагментарность. У детей имеются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек, соблюдение полей, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Целью НОД является формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира (ФГОС ДО).

Согласно ФГОС ДО первичными задачами ДОУ является развитие и воспитание детей дошкольного возраста, что определило последовательность выдвижения задач для реализации поставленной цели НОД:

Коррекционно-развивающие:
- развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
- формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (увидел, потрогал - узнал);
- развитие восприятия и познавательных процессов, познания устойчивости своего тела, развитие двигательных умений.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание помогать детям младшего возраста;
Коррекционно-образовательная:
- учить ориентироваться на листе бумаги (справа  слева, вверху  внизу);
- закреплять представление о пространственном расположении правой и левой руки.

Данный конспект НОД основан на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Тема НОД определяется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, моделью года, моделью месяца. НОД по теме «Ориентировка на листе бумаги» используется в старшей группе компенсирующего вида для детей с ОНР III уровня в первом периоде обучения, октябре месяце.

Предварительная работа: в совместной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя и детей использовать браслеты для маркировки левой руки.

Педагогические технологии. Материал НОД отобран таким образом, чтобы реализация поставленной цели происходила с опорой на разные анализаторы детей:
- зрительный;
- двигательный;
- вестибулярный;
- кожный (тактильный).

А также, чтобы зрительные, тактильные, вестибулярные ощущения и представления у детей возникали в процессе движения.
В ходе НОД широко использовались активные методы обучения:
- проблемные вопросы;
- ситуации выбора;
- сопровождение движения речью;
- опора на прошлый опыт детей.

Цель: Формирование начальных математических знаний.

Задачи:

  • Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
  • Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  • Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.
  • Закреплять умение называть последовательно дни недели, времена и месяцы года.
  • Закреплять умение ставить знаки «больше», «меньше», «равно»;
  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Воспитывать интерес к математике, умение слушать указания взрослых.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Мяч, карточка с изображением квадрата, конверт, карточки с арифметическими знаками, картины для решения задач.

Раздаточный материал. Карточки со схемами пути от дома до школы, полоски картона (условные меры), карандаши, листочки в клетку.

Ход занятия

Воспитатель. - Ребята, у нас сегодня гость, это весёлый (выставляю на доску картинку Незнайки).

Мальвина задала домашнее задание Незнайке, а он не знает, как с ним справиться. Вот он и пришёл к вам за помощью. Вы поможете ему? (Да.)

Тогда начнем наше занятие, а Незнайка посмотрит и поучится у вас.

А за каждое выполненное задание Незнайка будет дарить вам по букве, чтобы мы смогли сложить из них слово.

1 задание «Подумай и ответь»

Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание. Ребенок отвечает и возвращает мяч.

Назовите 4 времени года?

Какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев? Назовите их.

Назови зимние месяцы.

Какой месяц идет после января?

Сколько дней в неделе?

Какой день недели сегодня?

Какой был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Назовите выходные дни.

Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 10?

Какое число меньше 5 на 1?

Назовите соседей числа 8; 4; 6

Какое число идет за числом 5; 1; 7.

Какое число стоит перед 8; 6; 4.

Воспитатель. Молодцы! Справились с первым заданием. И за это Незнайка дарит вам букву «С» (выставляю её на доске).

Садитесь за столы. Не забывайте, что спинка за столом должна быть прямая. Ну что вы готовы? (Да.)

2 задание. «Реши задачи»

А сейчас я предлагаю вам научить Незнайку решать задачи. Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача? (Условие, Вопрос, Решение, Ответ.)

Что такое условие? (это то, что нам известно).

Что такое вопрос к задаче? (это то, что нам нужно узнать).

Что такое решение задачи? (это то, что можно сложить или вычесть).

Что такое ответ? (это то, что получилось и известно нам).

1 задача.

Сколько утят купалось в заводи?

Сколько утят вышло на сушу?

Давайте составим про них задачу.

Что говорится об утятах?

(утята плавали в заводи)

Сколько их было сначала?

Сколько утят вышло на берег?

Утят меньше или больше стало плавать?

Если меньше, то что нужно сделать сложить или вычесть?

А какой вопрос в задаче? (сколько осталось плавать утят?)

Теперь давайте составим задачу.

Ребенок. 9 утят плавали в заводи. 1 вышел на берег. Задайте вопрос к задаче.

Ребенок. Сколько утят осталось плавать?

Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (вызванный ребенок выкладывает из цифр пример к задаче 9-1=8).

2 задача. Давайте решим еще задачу. Посмотрите, на доске 2 аквариума. Сколько рыбок в аквариуме слева? Сколько рыбок в аквариуме справа?

Какой в этой задаче можно задать вопрос? (сколько рыбок в 2 аквариумах?)

Кто попробует составить задачу?

Ребенок. В аквариуме слева плавают 4 рыбки, в аквариуме справа плавают 3 рыбки.

Кто задаст вопрос к задаче?

Ребенок. Сколько рыбок плавает в 2-х аквариумах?

А теперь нужно выложить решение цифрами и знаками на доске. А все ребята запишут решение на листочках. Молодцы. Незнайка вам дарит букву «П».

Физкультурная минутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну – ка. плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками за колени коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Отдохнули. Проходите на свои места и продолжим помогать Незнайке.

3 задание. Игровое упражнение «Измеряем дорогу до школы». Воспитатель уточняет: «Куда вы пойдете в первый день осени? Как называется первый месяц осени?»

У детей карточки со схемами пути от дома до школы.

Воспитатель предлагает детям узнать длину дороги от дома до школы: «Как узнать длину дороги до школы? (Измерить.) Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от дома до поворота, потом от поворота до школы.)

Чем можно измерить длину дороги? (Ответы детей.)

Сегодня мы будем измерять дорогу от дома до школы с помощью условной мерки. Сейчас я напомню вам способ измерения условной меркой. Нужно приложить мерку так, чтобы край мерки и начало дороги совпали. С помощью карандаша проводим линию по противоположному краю мерки. Далее прикладываем мерку уже к линии и снова отмечаем карандашом.

А теперь самостоятельно на своей картинке измерьте длину дороги. Сначала измерьте длину дороги до поворота и запишите, сколько раз мерка полностью уложилась на полоску. А затем измерьте длину дороги после поворота, и также запишите в квадрате, сколько раз уложилась мерка после поворота.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Чему равна длина дороги от дома до поворота? (Дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой.) Чему равна длина дороги от поворота до школы? Чему равна длина дороги от дома до школы? Как вы узнали длину дороги?» (Сложили количество мер и обозначали результат цифрой.)

Молодцы, справились и с этим заданием. Получаете от Незнайки букву «А».

4 задание. Игровое упражнение «Рисуем фигуры».

Воспитатель предлагает детям отгадать, какая фигура нарисована на листе бумаги, лежащем в конверте. Для этого дети должны правильно выполнить задание: От точки слева направо проведите линию длиной в три клетки, затем сверху вниз проведите еще одну линию длиной в три клетки, потом проведите справа налево 3 клетки и, наконец, снизу вверх 3 клетки».

Какая фигура получилась? (воспитатель показывает карточку с изображением квадрата). За это задание вы получаете от Незнайки букву «С».

5 задание. «Слуховой диктант».

Нарисуйте в прямоугольнике:

В правом верхнем углу – квадрат;

В левом нижнем углу – шарик;

В правом нижнем углу – треугольник;

В левом верхнем углу – круг;

В середине - овал.

Где нарисовали шарик? (в левом нижнем углу)

Где нарисовали квадрат? (в правом верхнем углу)

Где нарисовали овал? (в середине прямоугольника).

Все справились с диктантом? Молодцы. Вот вам в подарок буква «И».

6 задание. «Сравни числа и поставь знаки» (работа за столом)

Воспитатель показывает карточки со знаками «>», «<», «=»и уточняет, что они обозначают:

«Птичка клювик повернула

Там, где больше вкусного,

А где меньше – отвернулась,

Ничего не скушала.»

Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек – на меньшее число

Раздать детям карточки с цифрами: 3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8.

И с этим заданием почти все справились. Вот вам буква «Б»

7 задание. «Соедини точки по картинке» (дети по очереди выходят к доске). И последнее задание выполнили. Получаете в подарок букву «О».

Вот и помогли мы с вами Незнайке выполнить все задания. Давайте, прочитаем, что за слово у нас получилось? (Дети читают: «СПАСИБО».)

Воспитатель. Это Незнайка благодарит нас за помощь в выполнении домашнего задания. Я тоже говорю вам спасибо. Вы молодцы сегодня очень хорошо потрудились. И за это Незнайка дарит вам вот такие значки.

Нарисуйте солнышко с улыбкой, если вам понравилось сегодня на занятии и если не понравилось, то солнышко грустное – без улыбки.

Используемая литература:

Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений» (подготовительная группа).

Троян Наталья Анатольевна

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того, чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представлять себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.

1. «Снежинки падают» (развитие умения различать верх и низ листа.) Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами: «сверху вниз».

2. «Бабочки летят» (развитие умения различать верх и низ листа). Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх - вниз», «снизу вверх».

3. «Самолет», «Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны листа). Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

4. «Геометрический диктант».

Вариант 1. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

Положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.

Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.

Вариант 2 . Дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Например, квадрат разместить в центре листа, круг - в верхней части, овал - в нижней, треугольник - по правому краю, многоугольник - по левому. Или: синий круг в центре листа, красный - в левом верхнем углу, зеленый - в левом нижнем, желтый - в правом верхнем, черный - в правом нижнем.

Вариант 3. Взрослый говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией.

5. «Полет в космосе». По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

6. «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

Что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

В правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

7. «Лабиринт». Взрослый дает ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из лабиринта.

8. «Я еду на машине». Перед детьми лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции взрослого, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

9. «Укрась ёлку». На листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Необходимо раскрасить шарики по инструкции взрослого. «В центре - синий шар, справа от него - желтый, внизу - красный и т.п.»

10. «Клеточка». Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала дети действуют по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные - длиной в одну клетку). В сложных узорах дети учатся определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

11. «Графический диктант». На листе бумаги в клетку дети в соответствии с инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться. Диктанты можно выполнять как правой рукой (если она ведущая), так и левой, а затем двумя вместе.

Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения. Сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности к результатам своей деятельности и самоанализа.

Для более полного и глубоко усвоения материала во всех играх можно использовать такой интересный прием - передать «учительские» функции ребенку, поскольку в результате преподавания лучше всего обучается сам учитель.

Еще один вариант усложнения работы с данными играми - это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зегебарт Г.М. Не просто лабиринты. - М.: Генезис,2011

2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984

3. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

4. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. - М.: Эксмо, 2010

5. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXIвек», 1998

Методика ориентировки на листе бумаги – Волшебные листочки

Автор: Емельянова Сирина Раисовна Место работы воспитатель МБДОУ №10 "Созвездие" ЗМР РТ Республика Татарстан г. Зеленодольск
Цель: развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию, формировать элементарные математические представления.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу Вас познакомить с методикой ориентировки на листе бумаги , которая имеет важнейшее значение для развития у детей зрительно - пространственных представлений.
В своей работе я использую файловый прием, который назвала «Волшебные листочки». Здесь два вида листочков формата А4, которые пролинованы один по 1.5см, второй по 2 см. Особенность состоит в том, что Квадратики здесь большие и удобные для детей, а так же в многоразовом использовании - Листочки вставляются в папки-уголки, и сверху по квадратикам нужно рисовать фломастером.

Методика состоит из нескольких этапов .
1. Знакомство с листом.
Он начинается с ознакомления с простым белым листом, которое можно проводить начиная со средней группы.
-Что это? Лист бумаги
-Какой он формы? Прямоугольной
Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
Эта сторона находится справа и называется – правая.
Эта сторона находится слева и называется – левая.
Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.
На этом этапе я использую сказку – игру – путешествие по листу - «Волшебный лист». Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать. В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.


2. Знакомство с клеткой.
В начале используем клетку большего размера, а затем переходим, к маленьким. Чтобы ребенок научился видеть границы клетки, необходимо сначала, обводить клетки по одной, а затем можно усложнить задачу. Обводим клетки через одну до конца страницы – это строка. Обводим клеточки через одну вниз до конца страницы – это столбик.


3. Рисование в клетках.
На этом этапе детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там треугольник. Найди верхний правый и нарисуй там круг, найди нижний левый и нарисуй там квадрат, а в нижнем правом – звездочку. Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.


4. После освоения ребенком ориентировки на листе, начинается Рисование по клеточкам «Сделай так». Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз - вверх.


5. «Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.


6. Затем детям предлагают «Математический диктант». Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти. Целевые ориентиры в рамках ФГОС предполагают наличие у ребенка на выпуске к школе способности к волевым усилиям и умение слышать и выполнять последовательные инструкции, и диктанты прекрасно этому способствуют.


7. «Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца. В начале
ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль.


Эти игры обладают уникальным развивающим эффектом, которые способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.
Спасибо за внимание!!!