§2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации

Адвокатура РФ — институт оказания правовой помощи гражданам, юридическим лицам, основанный на профессионализме и компетенции. Статус адвоката предполагает наличие профильного образования и знаний, необходимых для защиты прав, свобод и интересов доверителей.

Адвокатская деятельность в России

Деятельность адвокатов и их организаций в стране регулируется законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее — закон № 63-ФЗ). Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности включает в себя предоставление гражданам квалифицированной правовой помощи, которая должна оказываться профессионально и только лицами, получившими статус адвоката.

Клиентами адвоката могут быть:

  • физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);
  • компании.

Цель оказания помощи — защита прав, свобод и интересов клиентов. Эта деятельность не имеет характера предпринимательской. Адвокатура с точки зрения ст. 3 закона № 63-ФЗ представляет собой профессиональное сообщество, являясь одним из институтов гражданского общества. Организация адвокатуры основывается на приоритете общественного и корпоративного контроля за деятельностью профессиональных защитников, использовании возможностей для предоставления, в том числе бесплатной, правовой помощи.

Функции адвокатуры согласно нормам закона № 63-ФЗ включают в себя участие в судебных процессах в судах всех уровней, в том числе Конституционном суде, в качестве представителя доверителя на платной или бесплатной основе.

Организация адвокатской деятельности

Юрист со статусом адвоката самостоятельно и при наличии стажа минимум в 5 лет может открыть адвокатский кабинет, вместе с коллегами — создать бюро (в нем должны обязательно состоять хотя бы 2 адвоката со стажем минимум в 5 лет). Закон № 63-ФЗ в ст. 20, 24 пока предполагает 4 формы организации адвокатской деятельности:

  • кабинет;
  • бюро;
  • коллегия;
  • юридическая консультация.

Консультация согласно нормам ст. 24 закона № 63-ФЗ создается в случае, если в одном судебном районе количество профессиональных защитников менее 2 на одного судью.

Профессиональные защитники заключают с клиентами соглашения о порядке оказания помощи, что регулируется ст. 25 закона № 63-ФЗ. Особенностью оплаты услуг по нормам данной статьи является обязательное внесение средств в кассу адвокатского образования, а не перечисление непосредственно защитнику.

Нарушение этого правила может привести к непризнанию такой оплаты судебными издержками (см. постановление 10 ААС от 26.06.2017 по делу № А41-20283/2016). Деятельность защитников постоянно контролируется ревизионной комиссией (см. ст. 32 закона № 63-ФЗ) и комиссией по этике (ст. 37.1 закона № 63-ФЗ).

Требования к адвокатам

Получить статус профессионального защитника непросто. Для этого нужно соответствовать критериям, установленным ст. 9 закона № 63-ФЗ и касающимся образования и стажа. Такое лицо вправе согласно ст. 10 закона № 63-ФЗ просить о допуске к квалификационному экзамену и в случае успешной его сдачи получить статус, после чего оно приносит присягу, текст которой приводится в ст. 13 закона № 63-ФЗ. Только после этого его фамилия будет включена в региональный реестр.

Статус может приобрести и иностранный гражданин согласно п. 6 ст. 9 закона № 63-ФЗ. О регулировании его работы можно прочитать в статье «Новый закон для мигрантов с 2018 года ».

При работе к профессиональным защитникам предъявляются следующие дополнительные требования адвокатуры:

  • участие в судебных процессах в качестве бесплатного защитника в предусмотренных законом ситуациях (п. 3 ст. 3, ст. 7, 26 закона № 63-ФЗ);
  • постоянное повышение профессионального уровня (подп. 3 п. 1 ст. 7 закона № 63-ФЗ);
  • этичное поведение в соответствии с требованиями кодекса профессиональной этики (подп. 4 п. 1 ст. 7 закона № 63-ФЗ);
  • ежемесячная уплата взносов (подп. 5 п. 1 ст. 7 закона № 63-ФЗ);
  • сохранение адвокатской тайны (ст. 8 закона № 63-ФЗ);
  • обязательное страхование профессиональной ответственности (ст. 19 закона № 63-ФЗ), при этом закон от 03.12.2007 № 320-ФЗ позволяет не выполнять эту обязанность до принятия соответствующего нормативного акта, регулирующего данный тип страхования;
  • отказ от любой предпринимательской деятельности (ст. 1 закона № 63-ФЗ).

Концепция Минюста — монополия для адвокатов на оказание юридических услуг

В ст. 1 закона № 63-ФЗ особо отмечается, что оказание правовой помощи не является адвокатской деятельностью. Была сделана попытка введения единого формата оказания услуг в области права. Минюст анонсировал Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи, основанную на положениях государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 312. Она должна быть введена в действие на уровне распоряжения Правительства, пока отсутствующего, несмотря на то, что его принятие планировалось в конце 2017 года.

Ведомство планирует поэтапный ввод Концепции в действие — до 2023 года. Документ предполагает:

  • предоставление адвокатам монополии на представительство в судах всех уровней (эта норма не относится к корпоративным юристам);
  • запрет на оказание платных юридических услуг кем-либо, кроме адвокатов (это также не относится к лицам, работающим в качестве юрисконсультов по трудовым договорам);
  • разрешение адвокатам работать по трудовым контрактам с адвокатскими образованиями — компаниями различных организационно-правовых форм, пока не предусмотренных действующим законом № 63-ФЗ (планируется разрешить адвокатам создание АО и ООО, а также наем на работу адвоката адвокатом).

После ее введения в действие и разработки пакета законопроектов, предусмотренных Концепцией Минюста об адвокатской монополии, будет применяться упрощенный порядок получения статуса адвоката лицами, соответствующими требованиям к образованию и стажу. Концепция пока носит предварительный характер.

Нормативно-правовое регулирование адвокатской деятельности в России основывается на концепции профессионализма защитников и организации доступа к их услугам всех заинтересованных лиц. Это позволяет поддерживать качество оказания правовых услуг на высоком уровне.

  • Принцип осуществления правосудия только судом
  • Принцип независимости судей
  • Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
  • Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту
  • Принцип презумпции невиновности
  • Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
  • Принцип состязательности и равноправия сторон
  • Принцип гласности судопроизводства
  • Принцип национального языка судопроизводства
  • Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
  • Принцип охраны чести и достоинства личности
  • Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства
  • Тема 2.4. Судебная система и статус судей в российской федерации §2.4.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
  • §2.4.2. Правовой статус судей
  • Тема 2.5. Конституционный суд российской федерации
  • §2.5.1. Полномочия Конституционного суда рф
  • §2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф
  • Тема 2.6. Деятельность судов общей юрисдикции в российской федерации
  • §2.6.1. Правовой статус и система судов общей юрисдикции
  • §2.6.2. Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации
  • Структура Верховного Суда рф
  • Судебная Коллегия по гражданским делам, Судебная Коллегия по уголовным делам, Военная Коллегия, Кассационная коллегия
  • Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
  • Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
  • Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
  • Районные суды
  • Мировые судьи
  • Военные суды
  • Тема 2.7. Арбитражные суды в российской федерации
  • §2.7.1. Понятие, задачи и подведомственность арбитражных судов
  • §2.7.2. Структура и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • Судебные коллегии
  • §2.7.3. Структура и полномочия Федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов рф
  • Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
  • Тема 2.8. Организация прокуратуры в российской федерации
  • Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран.
  • Б.Паскаль
  • §2.8.1. Функции и полномочия прокуратуры в современных условиях
  • §2.8.2. Организация и основные направления деятельности военной прокуратуры
  • Тема 2.9. Органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений §2.9.1. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации
  • §2.9.2. Функции и компетенция органов предварительного следствия
  • §2.9.3. Задачи и полномочия органов дознания
  • Тема 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации §2.10.1. Министерство внутренних дел: современный государственный статус, структура и функции
  • §2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при мвд рф Милиция
  • Следственный комитет при мвд рф
  • Тема 2.11. Органы обеспечения безопасности Российской федерации
  • §2.11.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности
  • §2.11.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета Безопасности рф, Федеральной службы безопасности рф, органов внешней разведки рф, Федеральных органов государственной охраны
  • Совет Безопасности Российской Федерации
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • Органы внешней разведки Российской Федерации
  • Федеральные органы государственной охраны
  • Тема 2.12. Органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции
  • §2.12.1. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия
  • §2.12.2. Федеральная служба судебных приставов
  • §2.12.3. Органы уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний
  • Тема 2.13. Оказание юридической помощи населению. Организация и деятельность нотариата и адвокатуры в рф
  • §2.13.1. Современная система нотариата в Российской Федерации, организационные основы ее деятельности
  • §2.13.2. Нотариальные действия и правила их совершения
  • §2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации
  • §2.13.4. Правовой статус адвокатов и их профессиональные объединения
  • Адвокатский кабинет
  • Коллегия адвокатов
  • Адвокатское бюро
  • Юридическая консультация
  • Тема 2.14. Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны
  • §2.14.1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности
  • §2.14.2. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации
  • §2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации

    Адвокатской деятельностьюявляется квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

    Деятельность адвокатуры осуществляют в соответствии с –

    В соответствии с Конституцией РФ основной задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям, на которую они имеют гарантированное право. Помимо адвокатуры такую помощь могут оказывать –

    которые функционируют на предприятиях, в учреждениях, организациях. При этом необходимо иметь ввиду, что оказание юридической помощи указанными структурами не является адвокатской деятельностью.

    В Конституционном Суде РФ интересы сторон могут защищать лица, имеющие ученые степени и звания, хотя и не состоящие в адвокатуре.

    В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом наряду с адвокатом защиту и представительство по уголовным делам, представительство по гражданским делам могут осуществлять близкие родственники обвиняемого, и другие лица, предусмотренные законом.

    В соответствии с действующим законодательством государство признает адвокатуру институтом гражданского общества. Вместе с тем, адвокатура является правоохранительным органом, притом не менее значимым, чем прокуратура и

    суды. Во всех случаях, когда органы государства выдвинули против гражданина обвинение, когда лицо задержано или арестовано, когда в суде ведется гражданско-правовой спор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвоката и обеспечивает реализацию этого права.

    Так, например, в уголовном процессе законом предусматриваются ситуации, когда помощь адвоката является обязательной по делам:

      о несовершеннолетних;

      лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство;

      лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту;

      лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

      лиц, которые заявили ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей;

      лиц, которые заявили ходатайство о рассмотрении дела с применением особого порядка принятия судебного решения (гл.40 УПК РФ).

    Адвокатура – некоммерческая организация, она не преследует цель извлечения прибыли. Гонорары адвокатов – это не прибыль, а оплата их труда. Законом предусмотрены случаи оказания бесплатной юридической помощи в судах общей юрисдикции первой инстанции по делам:

      о взыскании алиментов (истцам), возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью (истцам);

      Надежда на нечестную прибыль

      есть источник убытка.

      Демокрит

      ветеранам Великой Отечественной войны – по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

      гражданам РФ - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

      гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

    Юридическая помощь гражданам Российской Федерации по перечисленным категориям дел оказывается бесплатно в случае, если среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Также бесплатно юридическая помощь оказывается во всех случаях несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Вопрос об оказании бесплатной юридической помощи решается в каждом конкретном случае руководителем адвокатского образования, а также может решаться органами предварительного следствия, прокурором или судом. Исходя из имущественного положения гражданина, последний может быть освобожден от оплаты полностью или частично. В этих случаях порядок оплаты труда адвоката определяется в соответствии с «Положением о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства», утвержденным Министром юстиции в 1994 году.

    Функциями адвокатуры в соответствии с законодательством РФ являются:

      консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

      составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

      представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

      Величайшее из достоинств оратора – не

      сказать то, что нужно, но и не

      сказать того, что не нужно.

      участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;

      участие в качестве представителей сторон в Конституционном Суде РФ;

      защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

      иная не запрещенная помощь (разработка уставов и подготовка к регистрации юридических лиц, заключение контрактов, правовой контроль за учетом и отчетностью, правовое обслуживание коммерческих операций и др.).

      участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

      представительство интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

      представительство интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

      участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

      участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

    В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы :

      законность;

      самоуправление;

      независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела;

      корпоративность;

      тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»);

      равноправие адвокатов.

    Законность как требование, обращенное к адвокату, означает его обязанность:

      вести защиту или представительство только законными средствами;

      отстаивать законные интересы клиента;

      немедленно реагировать на нарушения закона судом, прокурором, другими участниками процесса, если эти нарушения ущемляют права и свободы обвиняемого (подозреваемого) или представляемого;

      обжаловать в интересах и по поручению (или с согласия) клиента незаконные и необоснованные решения суда и других правоприменительных органов.

    Самоуправление адвокатуры состоит в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) коллегии, предоставляя определенные полномочия ее выборным органам.

    Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства, в том числе:

      Министерства юстиции;

      прокуратуры;

      общественных организаций;

      отдельных лиц.

    Устранение государственного руководства адвокатурой и контроля над ней опирается на статью 30 Конституции РФ, которая гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

    Некоторые полномочия в отношении адвокатских объединений сохраняют Министерство юстиции РФ и его органы на местах. Министерство юстиции РФ:

    Ведет реестр адвокатов субъектов РФ

    Направляет представление в адвокатскую палату о прекращении статуса адвоката в случаях, когда располагает сведениями об обстоятельствах являющихся основанием для прекращения статуса адвоката.

    Адвокатская тайна – необходимое условие существования адвокатуры. В статье 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» установлено, что адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. Это положение распространяется на деятельность адвоката по всем делам.

      сам факт обращения гражданина за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению;

      сведения о преступлении, его участниках, последствиях, личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде;

      те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью;

      сведения о личной жизни граждан, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним;

      сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском или административном процессах;сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

    Адвокат обязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смерти лица, доверившего эти сведения, за исключением случаев, когда они служат его реабилитации. Для предания огласке такого рода информации необходимо согласие правопреемников.

    Адвокат не вправе оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

    Человеку нужно два года, чтобы

    научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.

    Л. Фейхтвангер

    Досье адвокатов, журналы учета посетителей и учетно-регистрационные карточки должны храниться в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними лиц, не имеющих отношения к адвокатуре.

    Равенство адвокатов подразумевает отсутствие приоритета какой-либо организационно-правовой формы адвокатского образования. Законом предусмотрены 4 формы адвокатских образований:

      адвокатский кабинет;

      адвокатское бюро;

      коллегия адвокатов;

      юридическая консультация.

    Все 4 формы обладают равным правовым статусом, наделяются одинаковыми полномочиями.

    Контроль за действиями адвокатов осуществляют адвокатские палаты субъектов РФ и суды. Жалобы на действия адвокатов, не соответствующие закону, поступают в адвокатскую палату соответствующего субъекта РФ и рассматриваются Советом адвокатской палаты с учетом заключения квалификационной комиссии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарное взыскание.

    В соответствии с Законом о прокуратуре нарушения законности в деятельности адвокатуры могут быть предметом прокурорского надзора .

    Цели и задачи изучения темы.

    Резюме по теме

    Вопросы для повторения

    1. Раскрыть систему законодательства об адвокатуре в РФ.

    2. Какие принципиально новые положения характеризуют ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 26.04 2002г.?

    3. В каких целях создается адвокатская палата?

    4. Что является высшим органом адвокатской палаты?

    5. Каков порядок образования адвокатских палат субъектов Федерации?

    6. Роль адвокатской палаты в защите прав и законных интересов адвокатов?

    7. Полномочия органов адвокатской палаты.

    8. Адвокатские образования, особенности создания, их взаимоотношения с адвокатской палатой субъекта Федерации?

    9. Какие формы адвокатских образований Вы знаете?

    10. В чем заключается отличие адвокатского бюро от коллегии адвокатов?

    В основе правового регулирования адвокатуры и адвокатской в Российской Федерации положены не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе.

    Адвокатура в Российской Федерации действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

    Многообразие организационно-правовых форм адвокатской деятельности в РФ направлено на реализацию конституционного права граждан на равный доступ к квалифицированной юридической помощи.

    Тема №4 Статус адвоката в Российской Федерации.

    Цель изучения темы: изучение и анализ правовых норм, определяющих статус адвоката в РФ;

    Изучение требований к лицу, вступающему в адвокатуру;

    Уяснение правил приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката;

    Изучение прав и обязанностей адвоката;

    Выявление видов ответственности адвоката;

    Определениевидов юридической помощи, оказываемой адвокатом.

    Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

    Оказывая юридическую помощь, адвокат выполняет следующие функции:

    1) даёт консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

    2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

    3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

    4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

    5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;



    6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органов разрешения конфликтов;

    7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

    8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, не государственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

    9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

    10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

    Характер, задачи, организация и порядок деятельности адвокатуры определен действующим законодательством, а также правилами оказания адвокатской юридической помощи обществу. 1. ХАРАКТЕР, ЗАДАЧИ И ПОЛОЖЕНИЕ 1). Характер адвокатуры Ст. 2 принятого 15 мая 1996 года Закона КНР об адвокатуре (далее – Закон) определяет, что адвокатами являются лица, которые после получения законной лицензии на адвокатскую деятельность оказывают юридическую помощь обществу. Адвокатура Китая –незаменимая важная сила в формировании в нашей стране социалистической правовой системы. Ст. 3 Закона определяет, что адвокат должен соблюдать Конституцию и законы, строго придерживаться адвокатской этики и служебной дисциплины. Адвокат должен основываться на фактах, ставить закон в качестве критерия своей деятельности. 2). Задачи адвокатуры Задачи адвокатуры - это цели, четко определенные законами государства и достигаемые в ходе адвокатской деятельности. Ст. 1 Закона определяет задачи адвокатуры – охрана законных прав и интересов стороны и отстаивание правильного осуществления правосудия. Эти две задачи адвокатуры взаимно дополняют друг друга, между ними существуют тесная связь и диалектическое единство. Это детерминированное единство охраны законных прав и интересов стороны с отстаиванием правильного осуществления правосудия. 3). Положение адвокатуры Статус адвокатуры определяет ее права, а также соответствующую роль адвокатуры в общественной жизни и в ходе судебного процесса. В Китае адвокат во время судебного процесса занимает независимое процессуальное положение. Адвокат не принадлежит народному суду и народной прокуратуре, и отнюдь не принадлежит стороне процесса. Адвокат участвует в процессе охраны законных прав и интересов стороны, занимая независимое положение участника процесса. Адвокату обеспечены не только процессуальные права обычного участника процесса, но и соответствующие процессуальные права для выполнения адвокатского долга. 2. УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для ведения адвокатской деятельности адвокат обязан в первую очередь получить ценз адвоката, а также в ходе практики руководствоваться лицензией на деятельность. После получения ценза адвоката, в соответствии с условиями закона и процесса, необходимо получить лицензию на адвокатскую деятельность, только в этом случае возможны персональная деятельность адвоката и законное обеспечение прав адвоката и несения адвокатских обязанностей. Лицо, имеющее ценз адвоката, может временно не вести адвокатские дела и посвятить себя другой деятельности. В Китае допускается такое отделение друг от друга ценза адвоката и адвокатской деятельности. 1). Ценз адвоката Обязательные условия адвокатской деятельности: Положения ст. 5 Закона определяют, что для адвокатской деятельности необходимо получить ценз адвоката и лицензию на деятельность. Положения ст. 6 Закона определяют два способа получения ценза адвоката: на основе единых государственных экзаменов и на основе аттестации и утверждения административно-правовых органов. (1). Положения ст. 6 Закона определяют, что государство проводит систему единых общегосударственных экзаменов для получения ценза адвоката. Имеющий высшее юридическое образование и выше или соответствующий уровень специальных знаний, а также имеющий высшее образование по другим специальностям основного курса и выше в соответствии с экзаменом на ценз адвоката удостаивается административно-правовым органом ценза адвоката. (2). Положения ст. 7 Закона определяют, что имеющий высшее юридическое образование по основному курсу и выше, занимающийся исследованиями в области права, преподаванием и другой специальной деятельностью, а также имеющий высокие звания или имеющий тот же уровень специальных знаний, при подаче заявления на ведение адвокатской деятельности в соответствии с условиями положений аттестуется административно-правовыми органами Госсовета и удостаивается ценза адвоката. 2). Лицензия на адвокатскую деятельность. (1). Условия подачи заявления на получение лицензии на адвокатскую деятельность. Положения ст. 8 Закона определяют, что лицо, придерживающееся Конституции КНР и соответствующих законов, может подать заявление на получение лицензии на адвокатскую деятельность при следующих условиях: ①. если оно имеет ценз адвоката; ②. имеет стаж практической работы в адвокатской конторе не менее 1 года; ③. имеет безупречное поведение. (2). Отказ в выдаче лицензии на адвокатскую деятельность. Ст. 9 Закона определяет следующие обстоятельства, при которых соискателю отказывается в выдаче лицензии на адвокатскую деятельность: ①. при полном или частичном отсутствии способности вести гражданские дела; ②. после отбытия уголовного наказания, однако за исключением наказания за неумышленное преступление; ③. при исключении с государственной службы или при имевшем ранее место аннулировании лицензии на адвокатскую деятельность. (3). Процедура подачи заявления на получение лицензии на адвокатскую деятельность Прежде всего лицо, подающее заявление на получение лицензии на адвокатскую деятельность, вместе с ходатайством местной адвокатской конторы или адвокатской конторы, где адвокат будет работать в будущем, подает следующие материалы в административно-правовой орган по месту жительства. Эти материалы, согласно ст. 10 Закона, включают: ①. Заявление; ②. свидетельство о цензе адвоката; ③. заключение адвокатской конторы о прохождении практики; ④. копию удостоверения личности. Административный орган по месту жительства на основании полученных материалов заявления в течение 15 дней представляет мнение о рассмотрении и докладывает в вышестоящее управление юстиции уровня провинции, автономного района или города центрального подчинения. Затем после рассмотрения материалов заявления административными органами правительства уровня провинции, административного района или города центрального подчинения и выше, в соответствии с условиями положений Закона, соответствующие административные органы обязаны в течение 30 дней после подачи заявления выдать лицензию на адвокатскую деятельность. При несоответствии положениям закона лицу отказывают в выдаче лицензии на адвокатскую деятельность, о чем соискатель письменно уведомляется в 30-дневный срок. (4). Система регистрации лицензии на адвокатскую деятельность Лицензия должна регистрироваться раз в год. Адвокатская деятельность недействительна при лицензии, не прошедшей регистрацию. Работа по регистрации является обязанностью административно-правовых органов управления юстиции уровня провинции, автономного района и города центрального подчинения и выше. В соответствии с производственной необходимостью управление юстиции уровня провинции, автономного района или города центрального подчинения может поручить управлению юстиции местного уровня – уровня города или автономного округа осуществлять обязанности по регистрации лицензий на адвокатскую деятельность в данной местности. 3). Ограничения адвокатской деятельности (1). Ст. 12 Закона определяет, что адвокат обязан работать в одной адвокатской конторе, нельзя одновременно работать в двух и более адвокатских конторах. Адвокатская деятельность не ограничена территориально. (2). Ст. 13 Закона определяет, что лицо, работающее в государственном органе, не может по совместительству заниматься адвокатской деятельностью. Адвокат на время выполнения обязанностей члена ПК СНП различных ступеней не занимается адвокатской деятельностью. (3). Ст. 14 Закона определяет, что лицо, не получившее лицензию на адвокатскую деятельность, не может работать адвокатом. Осуществление функций представителя или защитника из корыстных соображений и без лицензии не допускается. (4). Преподаватели или исследователи в области права не могут быть компаньонами или сотрудниками акционерных адвокатских контор или кооперативных адвокатских контор. 3. АДВОКАТСКИЕ КОНТОРЫ Ст. 15 Закона определяет, что адвокатская контора – организационная форма осуществления адвокатской деятельности, это учреждение, направляющее деятельность адвоката, осуществляемую от имени конторы. 1). Виды адвокатских контор Закон определяет три формы адвокатской конторы: адвокатская контора, основанная на государственном финансировании, кооперативная адвокатская контора и акционерная адвокатская контора. Различные адвокатские конторы используют разные способы деятельности, точно так же они несут различные обязанности. Ст. 16 Закона определяет, что адвокатская контора, созданная на государственные средства, в соответствии с законом сама развивает адвокатское дело, эта адвокатская контора несет ответственность по своим долгам всем имуществом. Ст. 17 Закона определяет, что адвокаты могут создавать кооперативные адвокатские конторы, эти адвокатские конторы несут ответственность по своим долгам всем имуществом. Ст. 18 определяет, что адвокаты могут создавать акционерные адвокатские конторы, акционеры в отношении долга этой акционерной компании несут ответственность по специальным правилам. 2). Создание адвокатской конторы (1). Ст. 15 Закона определяет, что адвокатская контора обязана соответствовать следующим условиям: ①. иметь свое название, место и устав; ②. иметь капитал в размере более 100 тысяч юаней; ③. иметь адвокатов в соответствии с положениями закона. (2). Процедура создания адвокатской конторы. Ст. 19 Закона определяет, что заявление на создание адвокатской конторы рассматривает административный орган народного правительства уровня провинции, автономного района или города центрального подчинения и выше. В соответствии с Законом, он обязан в течение 30 дней после подачи заявления выдать лицензию на деятельность адвокатской конторы, при несоответствии условиям Закона он отказывает в выдаче лицензии на деятельность адвокатской конторы, о чем письменно уведомляет заявителя в 30-дневный срок. (3). Создание филиала адвокатской конторы Положения ст. 20 Закона определяют, что адвокатская контора может создавать филиал. Вопрос о создании филиала рассматривается административным органом правительства уровня провинции, автономного района или города центрального подчинения. Адвокатская контора несет ответственность по делам созданного филиала. (4). Изменение и прекращение деятельности адвокатской конторы. Ст. 21 Закона определяет, что при изменении названия, адреса, устава, состава акционеров, при других важных делах или при роспуске соответствующие лица обязаны сообщить в административные органы. 3).Внутреннее управление в адвокатской конторе Ст. 23 Закона определяет, что адвокат берет на себя дела, в едином порядке принимает поручения адвокатской конторы, подписывает с поручителем контракт-поручение (ордер), в соответствии с государственными положениями единообразно взимает плату со стороны, со всей правдивостью заносит ее в счета /книгу/. Ст. 24 Закона определяет, что адвокатская контора и адвокат не вправе распространять не соответствующие действительности сведения о других адвокатах или выплачивать посредническую плату, допускать другие несправедливые методы хозяйственной конкуренции. 4). Реорганизация адвокатской конторы Объектами осуществляемой реорганизации в форме выделения, в соответствии с существующим положением Госсовета КНР и Министерства юстиции, являются: (1). самоокупаемые и самодостаточные адвокатские конторы, созданные на государственные средства; (2). адвокатские конторы, созданные предприятиями и организациями; (3). органы по предоставлению консультационных юридических услуг обществу, созданные по утверждению министерства юстиции. После выделения соответствующие подразделения обязаны преобразоваться в кооперативные адвокатские конторы или акционерные адвокатские конторы. Адвокатские конторы, созданные на средства государства и в случае, если они не являются самоокупаемыми и самодостаточными, не могут быть реорганизованы в форме выделения. Работа по реорганизации в форме выделения завершена к 31 октября 2000 года. 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЛНОМОЧИЯ И ОБЯЗАННОСТИ АДВОКАТА 1). Деятельность адвоката Ст. 25 Закона определяет, что адвокат вправе заниматься следующими видами деятельности: ①. Принимать приглашения граждан, юридических лиц и других организаций, посещать их с визитами по правовым вопросам. ②. Принимать поручения стороны по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, работать агентом, участвовать в процессе. ③. Принимать приглашения подозреваемых в совершении уголовного преступления для предоставления правовых консультационных услуг, по договоренности с ожидающим судебного разбирательства подавать жалобу, заявлять протест, подавать заявление о поручительстве, выполнять поручения подозреваемого, поручителя обвиняемого или народного суда, принимать на себя обязанности защитника, выполнять поручения жалобщиков по делам о частных жалобах, принимать поручения обвиняемых по делам обвинения или поручения по другим близким по исполнению делам, принимать на себя обязанности доверенного лица, участвовать в процессе. ④. По договоренности подавать жалобы по различным процессуальным делам. ⑤. Выполнять поручения стороны, участвовать в примирении, арбитражной деятельности. ⑥. Выполнять поручения стороны по правовым вопросам непроцессуального характера, предоставлять юридические услуги. ⑦. Давать разъяснения по соответствующим юридическим вопросам, по поручению составлять процессуальные документы и другие документы по соответствующим юридическим делам. 2). Полномочия и обязанности адвоката Законодательство КНР, а именно Закон КНР об адвокатуре, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Административный процессуальный кодекс и акты судебного толкования действующего законодательства устанавливают полномочия и обязанности адвокатов. (1). Полномочия адвокатов: ①. Право на расследование. Ст. 31 Закона устанавливает, что адвокат, принимая юридические дела, с согласия учреждения или отдельного лица может расследовать их обстоятельства. ②. Право на знакомство с материалами дела. Положения уголовно-процессуального права определяют, что защитник, адвокат при рассмотрении дела по предъявлению обвинения народной прокуратурой может знакомиться, делать выписки и снимать копии с процессуальных документов и материалов экспертизы по этому делу. По делам, принятым судом на рассмотрение, может знакомиться, делать выписки и снимать копии с материалов о фактах обвинения в преступлении. Ст. 30 Закона устанавливает, что адвокат участвует в процессуальной деятельности, в соответствии с положениями процессуального права может рассматривать соответствующие материалы, связанные с данным делом. ③. Право на свидания и переписку с лицами, ограниченными в личных правах и свободах. ④. Присутствовать в суде и участвовать в процессе. ⑤. Право на отказ от защиты и представление чьих-то интересов. ⑥. Личные права адвоката не подвергаются нарушению. (2). Обязанности адвоката: ①. Соблюдать Конституцию и законы, придерживаться профессиональной этики адвоката и производственной дисциплины. ②. Без уважительной причины не отказывать в защите и представлении чьих-то интересов. ③. Предоставлять юридическую помощь. ④. Хранить тайну. Ст. 33 Закона определяет, что адвокат обязан хранить ставшие ему известными в ходе его деятельности сведения, государственную тайну, производственные и коммерческие секреты, не разглашать сведения личного характера. ⑤. Не принимать дела особо оговоренных категорий. Ст. 34 Закона определяет, что адвокат в одном и том же деле не может представлять интересы двух сторон. Ст. 36 Закона определяет, что адвокат, работавший судьей или прокурором и оставивший службу в народном суде или народной прокуратуре, в течение 2-х лет не берет на себя обязанности представлять или защищать интересы стороны на процессе. ⑥. Не допускать самовольного принятия поручений. ⑦. Не вправе использовать преимущества, связанные с предоставлением юридических услуг, чтобы преследовать спорные права и интересы стороны или принимать от противоположной стороны ценности. ⑧. Не нарушать заперт на частные встречи с судьей, прокурором. ⑨. Не вправе угощать, дарить подарки или подкупать судью, прокурора, арбитра и других соответствующих работников или же подстрекать или домогаться получения взятки. ⑩. Не наносить вред своими свидетельствами. П. 5 ст. 35 Закона определяет, что адвокат не должен предоставлять ложные доказательства, скрывать факты или угрожать их сокрытием, соблазнять материальными выгодами других, чтобы они представили ложные доказательства или скрыли факты, а также препятствовать стороне предоставлять доказательства в соответствии с законом. ⑾.Не должен нарушать порядок суда и арбитража. 5. АССОЦИАЦИИ АДВОКАТОВ 1). Характер ассоциаций адвокатов Пар. 1 ст. 37 Закона устанавливает, что ассоциации адвокатов – это общественные организации, имеющие права юридического лица, представляющие собой самостоятельные законные организации адвокатов Положение ассоциаций адвокатов: отношения административно-правовых органов и ассоциаций адвокатов – это отношения руководителя и подчиненного, надзирающего и поднадзорного. 2). Создание ассоциации адвокатов Пар. 2 ст. 37 Закона устанавливает, что в масштабе страны создается Всекитайская ассоциация адвокатов. Провинции, автономные районы и города центрального подчинения на своем уровне создают ассоциации адвокатов, в городских районах в соответствии с необходимостью можно создавать местные ассоциации адвокатов. 3). Отношения ассоциаций адвокатов с адвокатами Ст. 39 Закона устанавливает, что адвокат должен входить в существующую местную ассоциацию адвокатов. Адвокат, входящий в местную ассоциацию адвокатов, одновременно является членом Всекитайской ассоциации адвокатов. Члену ассоциации адвокатов в соответствии с уставом ассоциации гарантируются права, предоставляемые уставом, он выполняет уставные обязанности. 4). Обязанности ассоциаций адвокатов Ст. 40 Закона определяет, что ассоциации адвокатов несут следующие обязанности: ①. Обеспечивают законную деятельность адвоката. ②. Обобщают и распространяют опыт адвокатской работы. ③. Организуют профессиональную подготовку адвокатов. ④. Воспитывают, проверяют и надзирают за профессиональной этикой и производственной дисциплиной адвоката. ⑤. Развивают внешние связи с соответствующими зарубежными организациями. ⑥. Регулируют споры, возникающие в ходе адвокатской деятельности. ⑦. Выполняют другие обязанности, определенные положениями закона. Ассоциации адвокатов в соответствии с уставом представляют адвокатов к поощрению и привлекают к дисциплинарным взысканиям. 6. Профессиональная этика и производственная дисциплина адвокатов, дисциплинарные взыскания 1) Профессиональная этика адвоката В соответствии с положениями принятых 6 октября 1996 года Всекитайской ассоциацией адвокатов Норм профессиональной этики и производственной дисциплины: ①. Адвокат в ходе деятельности должен неизменно отстаивать интересы по оказанию юридической помощи. ②. Адвокат должен быть преданным службе, поддерживать государственную правовую систему и социальную справедливость. ③. Адвокат должен быть честным, пользоваться доверием, добросовестно предоставлять стороне правовую помощь. ④. Между адвокатами должны поддерживаться отношения взаимного уважения и справедливой конкуренции. ⑤. Адвокат в ходе деятельности должен быть неподкупно-честным с точки зрения закона, обращать внимание на самовоспитание. ⑥. Адвокат должен быть преданным адвокатскому долгу, сознательно беречь честь адвоката. 2). Производственная дисциплина адвокатов Нормы профессиональной этики и производственной дисциплины адвокатов, принятые в 1996 году, содержат следующие положения о производственной дисциплине: ①. Поддержание адвокатом производственной дисциплины и важность ее соблюдения в вопросах принятия дела на рассмотрение и оплаты услуг адвоката. ②. Дисциплина адвоката в ходе процесса и в третейской деятельности. ③. Дисциплина во взаимоотношениях адвоката с поручителем и противоположной стороной. ④. Дисциплина во взаимоотношениях адвокатов. 3). Дисциплинарные взыскания Министерство юстиции КНР 22 октября 1992 года приняло Правила о наложении дисциплинарных взысканий на адвокатов. Важные положения: (1). Меры дисциплинарных взысканий: выговор, приостановление деятельности, аннулирование ценза адвоката. (2). Органы и процедура дисциплинарных взысканий Органами привлечения к дисциплинарной ответственности являются административные органы различных ступеней уровня местных, городских, автономных округов и выше. Административные органы на местах, на уровне городов и автономных округов создают адвокатские дисциплинарные комитеты, выполняющие дисциплинарные функции. Адвокатские дисциплинарные комитеты формируются в составе адвокатов и членов ассоциаций адвокатов и административно-правовых органов. Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности: ①. Постановка вопроса и рассмотрение дисциплинарного взыскания. ②. Обсуждение дела о дисциплинарном взыскании. ③. Процедура вторичной проверки. ④. Исполнение дисциплинарного взыскания.

    Введение…………………………………………………………………….………3

    ГЛАВА 1. АДВОКАТУРА РФ…………….….……………………….……………5

    1.1.Понятие и функции адвокатуры

    1.2. История развития адвокатуры в России

    1.2.1. Адвокатура второй половины XIX - начала XX веков…….….9

    1.2.2. Адвокатура советского времени………………………………..12

    1.2.3. Адвокатура России после 1991 г. ………………………………16

    ГЛАВА 2. АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………..…....…..18

    2.1. Формы адвокатской деятельности

    2.2. Принципы деятельности адвокатуры ……………..…………………..24

    2.3. Адвокат и его функции ………………………………….……………26

    2.3.1. Статус адвоката (приобретение, прекращение и приостановление статуса)

    2.3.2. Полномочия адвоката……………………………………………29

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…..………………………………………….......35

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность выбранной темы состоит в том, что институт адвокатуры является основным звеном конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, и от успешного его функционирования во многом зависит процесс формирования в России гражданского общества. Социально - правовые изменения, происходящие в нашей стране, создают предпосылки формирования качественно нового общества. Российская Федерация вступает на путь формирования демократического, правового государства. Гражданское общество через свои институты призвано защищать себя, контролируя государственную власть. Защита прав и свобод человека и гражданина занимает весьма важное место в жизни современного общества. В этой связи особую значимость приобретает конституционное право на квалифицированную юридическую помощь, так как ни одно из закрепленных в Конституции России прав не может эффективно реализовываться без права на получение квалифицированной юридической помощи. Одним из важнейших институтов гражданского общества, официально закрепленным в действующем законодательстве является институт адвокатуры, отличительной особенностью функционирования которого являются его профессиональные основы.

    Цель данной работы – выявить конституционно-правую основу адвокатуры и определить её роль в правозащитной системе России.

    В соответствии с целью данного исследования были поставлены и решались следующие задачи :

    1. дать определение понятию и функциям адвокатуры в РФ;

    2. проследить историю развития адвокатуры в правозащитной системе;

    3. определить формы и принципы адвокатской деятельности;

    4. дать представление о статусе и полномочиях адвоката.

    Основное исследование вопросов связанных с ролью адвокатуры в правозащитной системе были рассмотрены в трудах таких авторов как: Смоленский М.Б., Тарло Е.Г., Демидова Л.А., Сергеев В.И., Воробьев А.В., Буробин В.Н., Власов А.А., Исаенкова О.В. и др. Данная работа состоит из двух глав, в первой из которых исследуется понятие адвокатуры РФ как таковой и её историческое развитие, а вторая глава посвящена адвокатской деятельности её формам и роли в правозащитной системе.

    Курсовая работа завершается заключением, в котором обобщаются результаты проведенного анализа и сформулированы основные выводы.

    Процесс становления адвокатуры требует глубокого изучения и освоения, поскольку без этого невозможно человеческое осмысление всех процессов, происходящих внутри общества и в современном мире в целом.

    Глава 1. АДВОКАТУРА РФ

    1.1. Понятие и функции адвокатуры

    Адвокатура - это общественная самоуправляемая организация, призванная на основе закона оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам.

    Адвокат (лат. advocatus, от advoco - приглашаю) - юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь физическим и юридическим лицам (посредством консультаций, представительства их интересов в суде), защиту обвиняемого.)

    В русском разговорном языке термин «адвокатура» стал означать с середины XIX в. Профессию адвокатов, отличающихся от оказывающих юридическую помощь поверенных, которые могут и не быть юристами, а также термином «адвокатура» обозначилось объединение адвокатов в какую-либо структуру.

    Как правило, под понятием "адвокатура" понимается объединение юристов-профессионалов. Основной задачей этого объединения является предоставление своей помощи в области юриспруденции всем желающим. В настоящее время эта организация выполняет такие функции, как содействие охране прав и интересов граждан, воспитание граждан в соответствии с законами, соблюдение законов и их укрепление, а также уважение по отношению к другим гражданам, правам, свободе и чести.

    Таким образом, основная деятельность адвокатуры строиться по нескольким направлениям:

    1. подробные консультации, которые касаются юриспруденции, а также различных справок (устных или письменных) по законодательству;

    2. помощь при составлении жалоб, заявлений, а также других документов, которые носят правовой характер;

    1.Малько А.В. Большой юридический словарь. Проспект, Москва 2010 с.45

    2. Смоленский М.Б. Адвокатура в РФ: учебное пособие. М. «МартТ» 2010, с. 5

    3. представительство по административным или гражданским делам в различных государственных органах;

    4. правовая помощь в борьбе с правонарушителями различным органам;

    5. активное участие в разъяснениях законов РФ населению и в правовой пропаганде;

    6. привлечение адвокатов к дознанию и предварительному следствию для защиты подозреваемых, а также обвиняемых и подсудимых;

    7. привлечение адвокатов к дознанию и предварительному следствию в качестве представителей потерпевшей стороны, истцов, а также ответчиков.

    Одним из самых важных направлений деятельности адвокатуры являются консультации в области применения законов РФ. Как правило, эти консультации проводятся по различным кодексам РФ: гражданскому, семейному, трудовому, административному и уголовному. Особую роль играют консультации по судебным делам.

    Следующим направлением является предоставление юридических услуг предприятиям, организациям и различным учреждением, которые не имеют юрисконсультов. Эти услуги осуществляются строго по договору, в котором они прописаны. Основными задачами таких юристов является проверка законности приказов, договоров и так далее. Также в их обязанности входят консультации по управлению персоналом в рамках правового законодательства, ведение дел в судах и так далее.

    Еще одним направлением адвокатуры является уголовное судопроизводство. Это направление является очень важным, т.к. государству важно, чтобы как можно меньше людей были осуждены без веских оснований. По закону каждый подозреваемый или обвиняемый имеет право на защиту. Это защита осуществляется с помощью адвокатов. Адвокат, который выступает в качестве защитника обладает большими возможностями, которые предусматриваются уголовно-процессуальным законодательством РФ. Дело в том, что по многим случаям, которые указаны в уголовно-процессуальном кодексе, лицо, которое привлекают к уголовной ответственности должно быть с защитником. Если же привлекаемое к уголовной ответственности лицо или его родственники не позаботились о присутствии адвоката, то адвокат-защитник назначается следователем, прокурором или судьей. В этом случае адвокат будет иметь тот же широкий круг прав. Но оплата за услуги адвоката берется из государственного бюджета. При этом на этого адвоката налагаются обязанности, в соответствии с которыми он должен воспользоваться всеми законными способами, чтобы выяснить обстоятельства дела и защитить подсудимого.

    Адвокат может участвовать в судебном процессе уголовного дела не только в качестве защитника, но и в качестве представителя интересов потерпевшего, истца или ответчика. Что касается гражданских дел, то здесь адвокат может быть в качестве представителя истца, ответчика или третьих лиц.

    Т.е. к функциям адвокатуры помимо юридической помощи относятся также представительство по гражданским делам и защита в уголовном судопроизводстве. Представительство и защита, осуществляемые адвокатом, отличаются от юридической помощи тем, что они включают в себя формы активной деятельности (участие в собирании, проверке и оценке доказательств, выдвижении и аргументировании соответствующих тезисов).

    Итак, будучи публичным институтом, адвокатура выполняет жизненно важные для общества функции. Адвокатура выступает, как форма оглашения негласного общественного договора, как вид социальной взаимопомощи, как независимый гражданский надзор за надлежащим отправлением правосудия, как фактор общественного влияния на государственную политику в сфере юстиции и на законотворчество, как сила, сдерживающая произвол властей.

    1. Тарло Е.Г., дис. на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь (российская действительность и мировой опыт). М. - 2001. - с.;

    Адвокатура выполняет патерналистскую функцию, опекая попавших в беду, слабых и сирых, социально-психологическую функцию, стабилизируя общественное сознание, медиаторную функцию, гармонизируя отношения между обществом и государством, социально-критическую функцию, побуждая общество к совершенствованию, и социально-педагогическую функцию, распространяя правовое просвещение и приучая людей решать свои проблемы в рамках закона и посредством закона.

    Адвокатура - это институт не государственной власти, а гражданского общества, пользующийся автономией, независимостью, самоуправлением. В числе органов, призванных оказывать юридическую помощь без использования властных полномочий, адвокатура занимает центральное место. Адвокатура представляет собой объединение граждан, построенное на основе профессиональной общности его членов и единства решаемых задач (защита прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления).

    Как институт гражданского общества адвокатура призвана содействовать установлению в обществе баланса различных сил, упрочению самосознания всех членов этого общества, установлению контроля со стороны населения страны за деятельностью органов государственной власти, иных государственных органов и организаций. Невхождение адвокатуры в систему органов государственной власти и местного самоуправления подтверждается тем, что в организационном отношении адвокатура не подчиняется никаким органам власти, финансирование ее деятельности осуществляется не из федерального или местного бюджетов, а за счет средств, зарабатываемых самими адвокатами, адвокаты по своему статусу являются не чиновниками, государственными служащими, а самозанятыми гражданами.

    Отличие адвокатуры от общественного объединения согласно ст. 13, 30 Конституции РФ состоит в том, что адвокатура - не политическая организация

    1. Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В.: Теория адвокатуры. М. «Грантъ» 2002 г. С.81

    с определенной идеологией, что доступ в адвокатуру открыт не каждому, а лишь юристам-профессионалам, и что адвокатура привлекается к участию в осуществлении государственных функций (предварительного расследования, правосудия и т. д.). В частности, адвокаты могут посещать следственные изоляторы, тюрьмы и беседовать с арестованными, знакомиться с уголовными делами, выступать в судах и выполнять другие правомочия, которыми не наделены члены обычных общественных организаций.