Способы обеспечения законности в овд. Способы обеспечения законности в административной деятельности органов внутренних дел

Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел РФ на органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:

  • · разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
  • · организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Свою деятельность органы внутренних дел строят в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными организациями, гражданами, средствами массовой информации.

Среди принципов Уголовного кодекса Российской Федерации, которые воспроизводят международные стандарты и имеют особое значение для нашей правоприменительной практики, следует выделить принцип гуманизма (статья 7 УК РФ). Гуманизм проявляется в объединении двух начал: обеспечении безопасности человека от преступных посягательств на его жизнь, здоровье, достоинство, права и свободы, собственность (часть 1 статьи 7 УК РФ), а также обеспечении наказания и иных мер уголовно-правового характера, не имеющих своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (часть 2 статьи 7 УК РФ). Так, в части 2 статьи 7 УК РФ запрещаются жестокие, мучительные и позорящие наказания.

Принцип гуманизма получил конкретизацию в ряде статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в новой редакции (№117-ФЗ) содержит принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Среди этих принципов названы законность, равенство всех граждан перед законом, гуманизм, уважение человеческого достоинства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. В данной статье говорится также о том, что содержание под стражей "не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей".

31 марта 1999 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"". В частности, в части 2 статьи 5 Закона "О милиции" было закреплено следующее положение: "Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению".

При рассмотрении вопросов уголовного преследования должностных лиц (в том числе и сотрудников правоохранительных и судебных органов) необходимо учитывать, что статья 286 УК РФ предусматривает ответственность за превышение должностных полномочий. Квалифицирующими признаками этого состава преступления являются применение насилия или угроза его применения либо причинение тяжких последствий. При наличии данных признаков это преступление в соответствии с российским уголовным законодательством квалифицируется как тяжкое и предусматривает наказание в виде лишения свободы от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Контроль за соблюдением законности деятельности сотрудников в системе МВД России осуществляют непосредственно руководители органов внутренних дел, подразделения собственной безопасности и инспекции по личному составу.

Основными направлениями деятельности службы собственной безопасности являются: выявление, предупреждение и пресечение правонарушений, замышляемых, подготавливаемых или совершаемых сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации; разработка мер по обеспечению собственной безопасности, укреплению законности в органах и подразделениях внутренних дел; организация государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей; проведение служебных проверок по тяжким преступлениям и преступлениям, получившим большой общественный резонанс, совершенным сотрудниками органов внутренних дел, а также должностным проступкам, связанным с нарушением законности.

Одной из форм реагирования на нарушение прав граждан сотрудниками является рассмотрение поступающих жалоб и заявлений.

За 1998-2000гг. в подразделения собственной безопасности поступило 78219 жалоб и заявлений граждан на действия сотрудников органов внутренних дел, по которым проведено 44839 служебных проверок. По их результатам привлечено к различным видам ответственности 17193 сотрудника органов внутренних дел, в том числе 4598 уволено из органов и 1134 понижено в должности. В прокуратуру направлено 10374 материала, по которым возбуждено 5093 уголовных дела.

Параллельно в МВД России осуществляется разработка программы многоуровневого изучения личного состава на пригодность к службе в органах внутренних дел.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами внутренних дел возложен на прокуратуру. Она осуществляет надзор за всеми видами правоохранительной деятельности этих органов: административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной. Прокуратура также осуществляет надзор и за исполнением законов внутренними войсками, за законностью содержания задержанных и арестованных в изоляторах временного содержания, помещения в приемник-распределитель. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.

Государственный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президент и Правительство РФ.


Содержание

Введение
Раздел 1. Законность в административной деятельности ОВД………........…..4
1.1. Понятие законности в административной деятельности милиции…...…..4
1.2. Принципы и требования законности в административной деятельности милиции…………………………………………………………… ……………....7
Раздел 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД…………………………………………………………….…11
2.1. Значение законности в административной деятельности и способы ее обеспечения………………………………………………… …………………....11
2.2. Осуществление ведомственного контроля над законностью в административной деятельности………………………………………….… …14
2.3. Прокурорский надзор…………………………………………………….... .17
2.4. Судебный контроль………………………………………………….…… ...22
Заключение…………………………………………………… …………….........25
Приложение №1…………………………………………….………………..…. .26
Приложение №2………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………... 32

Введение

Я считаю, что происходящие в настоящее время коренные преобразования в обществе требуют улучшения работы органов внутренних дел, повышения культуры и профессиональной грамотности работников, строжайшего соблюдения ими законности, укрепления связей с трудовыми коллективами и населения.
Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция, законодательные акты, в которых принцип соблюдения законности выдвинут на первый план. Значение законности в административной деятельности органов внутренних дел следует рассматривать в двух аспектах.
С одной стороны, осуществляя административную деятельность по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, органы внутренних дел обеспечивают законность в стране, с другой - административная деятельность самих органов внутренних дел должна основываться на строжайшем соблюдении законности. Любые нарушения законности, откуда бы они ни исходили, наносят ущерб интересам народа, но они еще опасны, если исходят от органов, которые обязаны вести борьбу за соблюдение законов.
Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, потому что это - центральная категория правового государства. В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.
Соблюдение законности в деятельности милиции особенно важно, так как на нее возложена обязанность предупреждать и пресекать правонарушения. Полиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Милиция наделена широкими правами по применению мер принуждения. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободы передвижения на территории Российской Федерации.

Раздел 1. Законность в административной деятельности ОВД
1.1. Понятие законности в административной деятельности милиции

Понятие законности было разработано Н. Г. Александровым, который под таковой понимает неуклонное и точное соблюдение исполнение норм права всеми субъектами общественных отношений.
Законность - важнейший принцип деятельности милиции. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности милиции, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных нормативных актов. 1
Обеспечивая безопасность граждан, охрану общественного порядка и общественную безопасность, осуществляя надзор за соблюдением гражданами и должностными лицами правил общественного порядка и общественной безопасности, предупреждая и пресекая правонарушения и привлекая виновных к ответственности за совершение противоправных действий, милиция тем самым укрепляет законность и правопорядок. Вместе с тем решительно пресекая преступления и административные правонарушения, милиция должна действовать строго в соответствии с законом и подзаконными актами в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке.
Соблюдение законности в деятельности милиции особенно важно, так как на нее возложена обязанность принимать, регистрировать и проверять заявления и сообщения о правонарушениях, выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления. Кроме того, они обеспечивают общественный порядок, безопасность граждан и дорожного движения, противодействуют коррупции, терроризму и экстремизму. Также в перечень вошли производство дознания, осуществление ОРД, оперативно-поисковых и спецтехмероприятий, экспертно-криминалистической деятельности, госзащита участников уголовного судопроизводства, содержание, охрана и конвоирование задержанных, контроль за освобожденными из мест лишения свободы. Милиция наделена широкими правами по применению мер принуждения. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободы передвижения на территории Российской Федерации и др.
Кроме того, неправомерные действия сотрудников милиции подрывают их авторитет, по отдельным нарушениям законности граждане могут неправильно оценивать деятельность милиции в целом.
Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. 2
Законность пронизывает собой всю правоприменительную деятельность милиции. Многие авторы отмечают, что основополагающим свойством системы и процесса правоприменения является законность, которая выступает как принцип, метод и режим его осуществления и обеспечивает единство законодательства и правоприменительной практики.
Важным условием соблюдения законности являются, его гарантии. 3 Гарантиями обеспечения принципов законности в правоприменительной деятельности милиции являются демократическая сущность обновленного общественного строя, основные принципы государственного устройства и система государственного и общественного контроля над соблюдением законности, уровень правосознания, степень активности личности в правоприменительной деятельности милиции, состояние ее правовой дисциплины и самодисциплины. К сожалению, уровень правосознания населения, профессионального правосознания и профессиональной культуры, дисциплины и самодисциплины граждан в настоящее время в обеих республиках невысокий. Сказывается отсутствие правового воспитания населения. Без этого формирование не только правового государства, но даже цивилизованных общественных отношений невозможно.
Гарантии законности могут быть разделены на нормативные и организационно- правовые. Под нормативными понимаются средства, установленные законом. Нормативные гарантии могут быть в свою очередь прямыми и косвенными. Способом выражения прямых гарантий является прямое указание в законе на необходимость соблюдать законность при осуществлении применения права. Примером косвенной нормативной гарантии может служить наличие в законе норм, предусматривающих уголовную ответственность свидетеля за дачу ложного показания или отказ от дачи показания. Эти нормы уголовного законодательства являются гарантиями получения от свидетеля правдивых показаний и обеспечения тем самым быстрого раскрытия преступления и изобличения виновного.
Важная гарантия соблюдения законности - внутриуправленческая деятельность ОВД. Действенным средством служит контроль. Так, например, утверждение начальником органа милиции или ОВД постановления о возбуждении уголовного дела является гарантией его законности и обеспечения принципа неотвратимости наказания. 4

1.2. Принципы и требования законности в административной деятельности милиции

Большое значение для уяснения сущности законности в административной деятельности милиции имеет вопрос о принципах и требованиях законности. Принципы законности - это основные идеи, положения, выражающие содержание законности, а требования - то, чего требует законность, т.е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе административной деятельности делает поведение сотрудника милиции законным. 5
К принципам законности относятся:
а) верховенство закона;
б) единство законности;
в) целесообразность законности;
г) реальность законности.
Верховенство закона заключается в главенстве закона в системе нормативных правовых актов, в том, что нормотворческая и правореализационная деятельность милиции осуществляется в соответствии с законами.
Законность должна основываться, прежде всего, на законодательных актах как основных источниках права. Все важные вопросы в обществе, государстве, а в особенности вопросы охраны общественного порядка и обеспечения прав и свобод граждан от противоправных посягательств должны наиболее полно регулироваться законодательством. Сфера действия «инструктивного права» должна быть сведена к минимуму. Акты толкования норм права, устанавливающие способы наиболее точной и полной реализации законов, не противоречат требованиям верховенства закона.
Под единством законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации на всей территории действия соответствующего нормативного правового акта. Понимание и реализация нормативных актов должны быть одинаковыми на всей территории, на которую распространяется действие этих актов. Вместе с тем применение законов должно осуществляться с учетом специфики территориальных различий и особенностей складывающихся условий обеспечения правопорядка. Это отнюдь не разрушает принцип единства законности. Гибкость в реализации законов позволяет эффективнее достигать целей, содержащихся в этих законах.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает возможность выбора в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам административной деятельности милиции по обеспечению правопорядка вариантов осуществления правореализующей деятельности. Целесообразность означает, что при реализации нормы важно максимально учитывать конкретную обстановку, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения и т.п. Соотношение между законностью и целесообразностью есть соотношение между требованием точного исполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъекта административной деятельности, регулируемой нормами права. Целесообразность тесно связана с административным усмотрением, под которым подразумевается определенная рамками законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного управленческого дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу.
Целесообразность тесно связана с административным усмотрением, под которым подразумевается определенная рамками законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного управленческого дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу.
Административное усмотрение может выражаться в предоставлении сотруднику милиции возможности по его усмотрению оценивать юридический факт. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения сотрудник милиции, уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Здесь «малозначительность» определяется по усмотрению сотрудника.
Разновидностью административного усмотрения можно считать также предоставление сотруднику милиции права по его усмотрению издавать акт (принимать решение) на основе свободного выбора одного из нескольких равнозначных, с точки зрения законности, вариантов решения дела, предусмотренных нормой права. Например, начальник органа внутренних дел может подвергнуть лицо, совершившее мелкое хулиганство, штрафу или направить дело на рассмотрение в суд.
Следующая разновидность административного усмотрения выражается в принятии сотрудником милиции решения (в совершении действия) на основе «гибких» правовых норм, содержащих «растяжимые» формулировки: «принимает неотложные меры», «если имеются достаточные основания», «вправе использовать любые подручные средства» и т.п. Сотрудник милиции сам уясняет смысл и назначение таких понятий. При этом вовсе не значит, что он абсолютно свободен в своих действиях. От него требуется такое понимание этих формулировок правовых норм, которое имеет наиболее широкое распространение в данный момент в той или иной сфере жизнедеятельности.
Предоставление сотруднику милиции возможности дифференцирование подходить к решению индивидуальных дел позволяет ему наиболее оптимально претворять правила нормы права в жизнь. Однако гибкость нормы права имеет свои границы, выходить за пределы которых сотрудник милиции не должен. Следовательно, сотрудник милиции не действуют абсолютно свободно. Административное усмотрение всегда носит правовой характер, является правовым усмотрением. Применение усмотрения возможно при условии соблюдения определенных требований: оно всегда должно осуществляться в рамках закона; административное усмотрение может быть использовано в целях наиболее эффективного, целесообразного, оптимального осуществления административной и иной деятельности милиции; акт, принятый на основе усмотрения, должен преследовать ту цель, для достижения которой законодатель дал сотруднику милиции правомочие действовать по своему усмотрению; акт, принятый на основе административного усмотрения, должен содержать в себе мотивы, побудившие сотрудника воспользоваться правом усмотрения.
Таким образом, административное усмотрение в деятельности милиции ничего общего не имеет со «свободным» усмотрением, которое осуществляется в рамках закона. Реальность законности как принцип означает достижение фактического исполнения предписаний правовых норм в деятельности милиции и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Требование законности отражает ее направленность, которая обусловлена содержанием правовых норм. В отличие от принципов, выражающих содержание и сущность законности, требования связаны с определенными, конкретными видами деятельности милиции, скажем, требования зашиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности от противоправных посягательств, применения мер административного и иного принуждения в установленном порядке и т.п. В требованиях находят свое выражение принципы законности. 6

Раздел 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД
2.1. Значение законности в административной деятельности и способы ее
обеспечения

Содержание и значение законности в административной деятельности органов внутренних дел определяются характером и назначением этой деятельности. Административная ОВД широка и многообразна. Поэтому большая часть личного состава занята преимущественно осуществлением административных функций: предупреждением правонарушений, проведением в жизнь законов, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, административно-правовой охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств. 7
Сущность законности в административной деятельности органов внутренних дел заключается в следующем:
- осуществлении контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами и гражданами законов и основанных на них других нормативных актов, регламентирующих административно-правовую охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, собственности, интересов предприятий, организаций и учреждений от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечении безопасности дорожного движения и пожарной безопасности в стране;
- точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении всеми работниками законодательства об административных правонарушениях, других нормативных актов, регулирующих применение мер административного воздействия, с тем, чтобы никто не был подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством;
- строгом соблюдении работниками административных служб дисциплины, регламентированной законодательством, требованиями приказов МВД Российской Федерации.
Законность в административной деятельности органов внутренних дел обеспечивает социальную защищенность граждан, уверенность в том, что их достоинство, права, свободы, законные интересы надежно охраняются государством. Основополагающее значение для осуществления принципа законности в этой деятельности имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Съездом народных депутатов РФ, которая определяет, что все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности. 8
Важную роль в обеспечении законности играют нормы права:
- содержащиеся в Конституции РФ, конституциях республик в ее составе, которые закрепляют верховенство законов в системе других правовых актов, устанавливают подотчетность и ответственность всех исполнительных и распорядительных органов, включая органы внутренних дел, перед органами государственной власти, гарантируют неприкосновенность личности граждан и охрану их прав;
- содержащиеся в действующем законодательстве, определяющие обязанность органов внутренних дел действовать строго на основании и во исполнение законов;
- регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, порядок применения мер административного воздействия, конкретные обязанности работников органов внутренних дел, формы контроля над фактическим исполнением правовых актов;
- определяющие порядок обжалования, отмены или приостановления незаконных правовых актов органов внутренних дел, обжалования неправомерных действий их работников;
- устанавливающие дисциплинарную и другие виды ответственности работников за нарушение законности.
Для всесторонней и полной реализации принципа законности, наряду с совершенствованием правового регулирования, проводится работа по воспитанию кадров органов внутренних дел, повышению их культуры, юридической и профессиональной подготовки, применяются различные формы контроля и надзора за точным и неуклонным исполнением законов.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов и общественных организаций рассматривается в науке административного права как система способов обеспечения законности. Основными из них являются:
- контроль органов государственной власти и управления;
- прокурорский надзор;
- судебный контроль;
- обжалование незаконных действий работников органов внутренних дел.
Наличие различных способов обеспечения законности обусловлено разносторонним характером административной деятельности, необходимостью своевременного и полного выявления нарушений законности, принятия мер по их устранению.
Все названные способы обеспечения законности преследуют единую цель - выявление, устранение и предупреждение нарушений законности. В то же время они различаются между собой непосредственными задачами, объектами контроля и надзора, структурой и правовым положением контрольно-надзорных органов, а также средствами, применяемыми для достижения стоящей цели. Сочетание ряда способов обеспечения законности позволяет, с одной стороны, осуществлять контроль и надзор за всеми направлениями административной деятельности ОВД, с другой - четко разграничивать компетенцию контрольных и надзорных органов, с тем, чтобы не допускать дублирования в работе. Названные способы дополняют, а не подменяют друг друга. Поэтому совершенствование системы и форм деятельности контрольно-надзорных органов имеет большое практическое значение. 9

2.2. Осуществление ведомственного контроля над законностью в административной деятельности

Контроль в обществе выступает как социальная функция, без которой немыслима организаторская деятельность государства. В смысловом толковании контроль означает наблюдение за чем-либо, например, за соблюдением и исполнением законов, постановлений, решений.
В теории и практике контрольную деятельность часто именуют контролем и проверкой исполнения. Постоянный контроль, систематическая проверка исполнения позволяют своевременно вскрывать и устранять нарушения законов, допускаемые отдельными работниками, и выступают, таким образом, в качестве одного из основных способов обеспечения законности в деятельности государственного аппарата, и в частности органов внутренних дел как его составной части.
Рассматривая вопрос об осуществлении ведомственного контроля, отметим, что органы внутренних дел подотчетны и подконтрольны Советам народных депутатов. Полномочия органов власти по контролю над законностью деятельности милиции основаны на их конституционной обязанности по руководству работой подчиненных органов управления, обеспечению общественного порядка, соблюдению законов и охране прав граждан. Советы народных депутатов осуществляют контрольные полномочия как непосредственно, так и через создаваемые ими постоянные комиссии.
К ведомственному относится контроль как вышестоящих органов внутренних дел за деятельностью нижестоящих, так и начальника органа внутренних дел за действиями подчиненных подразделений. Руководители органов внутренних дел несут ответственность за работу всех служб, контролируют действия подчиненных. 10
В процессе ведомственного контроля проверяется исполнение законодательных актов, служебных приказов и указаний; изучаются деловые качества работников, их передовой опыт; совершенствуется структурное построение органа, улучшаются формы и методы его деятельности; оказывается практическая помощь, вскрываются и устраняются недостатки в работе. Постоянный контроль один из основных способов обеспечения законности позволяет своевременно выявить и предупредить нарушения законов. Формы ведомственного контроля постоянно совершенствуются, отражая задачи, стоящие перед системой.
МВД России является центральным отраслевым органом управления в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Его контрольные функции направлены на организационное обеспечение исполнения требований республиканского законодательства и охватывают преимущественно проведение согласованных с МВД республик в составе РФ, с краевыми и областными управлениями внутренних дел мероприятий по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Основной объем контрольных функций, включая контроль над соблюдением требований законодательства по делам об административных правонарушениях, приходится на МВД республик в составе РФ, краевые и областные управления внутренних дел (МВД, УВД). Главным в их контрольной деятельности является постоянное совершенствование организации работы на местах, проверка исполнения требований законодательства, служебных приказов, инструкций и уставов, оказание конкретной практической помощи.
Для контрольной деятельности аппаратов МВД, УВД характерны следующие формы: личный повседневный контроль руководства за работой отделов и подчиненных работников; проверка деятельности отделов; заслушивание на служебных совещаниях докладов начальников отделов и конкретных работников о состоянии дела на порученном участке; участие в инспектировании нижестоящих органов; целевые проверки выполнения важнейших нормативных актов; изучение отчетов и другой поступающей документации; рассмотрение жалоб и заявлений граждан на действия работников отделов нижестоящих органов.
Ведомственный контроль в городских и районных органах внутренних дел направлен на проверку конкретной деятельности по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, собственности, интересов предприятий, организаций и учреждений от преступных и иных противоправных посягательств. Здесь типичными формами контроля являются: непосредственный контроль руководителей за деятельностью подчиненных работников и вызовы их для доклада о состоянии дел на порученных участках; систематическое проведение служебных совещаний по рассмотрению итогов работы и другим вопросам; изучение состояния дел непосредственно на участке, маршрутах патрулирования и другой обслуживаемой территории; проведение смотра дежурных частей, паспортных отделений; разрешение жалоб и заявлений граждан на действия подчиненных.
Ведомственный контроль деятельности подчиненных сочетается с работой по подбору, расстановке и воспитанию кадров. Поэтому хорошо поставленный контроль - непременное условие правильного воспитания кадров. Совершенствование постановки ведомственного контроля способствует успешному выполнению функций, обеспечению строгого соблюдения законности в их деятельности.
2.3. Прокурорский надзор

В соответствии с Конституцией РФ 11 высший (общий) надзор за точным исполнением Закона всеми министерствами, центральными органами, подведомственными им учреждениями и организациями, местными органами управления, а также всеми общественными и кооперативными организациями, равно как и должностными лицами и гражданами, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Они же обеспечивают реализацию принципа единообразного и правильного применения законов на всей территории страны, независимо от местных и ведомственных особенностей.
Предмет общего надзора - это точное соответствие закону актов, издаваемых указанными выше органами и организациями, а также точное исполнение законов должностными лицами и гражданами. Общий надзор прокуратуры имеет большое значение для обеспечения законности в деятельности милиции.
Осуществляя общий надзор за законностью в административной деятельности, прокурор в пределах своей компетенции вправе: 12
- требовать приказы, инструкции и другие ведомственные правовые акты, издаваемые по вопросам административной деятельности органов внутренних дел; представление необходимых документов и сведений; проведение служебных проверок в связи с имеющимися данными о нарушении закона; личные объяснения работников по поводу нарушений законов;
- проверять на месте исполнение законов по заявлениям, жалобам и иным сигналам.
Для устранения нарушений закона в административной деятельности, причин и условий, их порождающих, прокурору предоставлены такие полномочия: опротестование незаконных ведомственных правовых актов, изданных по вопросам административной деятельности органов внутренних дел; внесение представлений об устранении нарушений законов и причин, им способствующих; принятие мер к привлечению работников органов внутренних дел, виновных в нарушении законности, к юридической ответственности.
и т.д.................

Выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения личным составом при выполнении должностных обязанностей требований законности и служебной дисциплины, которые обеспечивают надлежащую организованность и готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям по охране правопорядка, общественной безопасности, борьбе с преступностью, являются залогом повышения авторитета и престижа МВД России среди населения. Законность является основным принципом деятельности полиции .

Законность применительно к службе в органах внутренних дел – это точное и неуклонное соблюдение сотрудниками ОВД норм закона и подзаконных нормативных актов, устанавливающих основания и порядок реализации предоставленных им властных полномочий, при осуществлении внешневластной и внутриорганизационной служебной деятельности .

Причинами высокой значимости законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) являются следующие обстоятельства:

1) Органы внутренних дел (полиция) представляют собой самую многочисленную по количеству сотрудников и органов систему охраны прав. Граждане контактируют с ними значительно чаще, чем с прокуратурой, судом и иными правоохранительными органами. В связи с этим объективно существенная часть нарушений прав и свобод граждан имеет место именно в деятельности органов внутренних дел.

2) По отношению граждан к полиции определяется отношение граждан в целом к государственной власти, что требует постоянной оценки деятельности сотрудников полиции с позиций законности.

3) Органы внутренних дел (полиция) обладают внушительными властными полномочиями, в том числе и по применению мер административного принуждения и административной ответственности, издают в ходе административной деятельности большое количество актов управления, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, законность которых должна быть предметом постоянного внимания.

4) Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел и полиции не могут быть полностью урегулированы законодательно. Поэтому сотрудники наделены широкими дискретными полномочиями, свободой административного усмотрения, которая позволяет исполнять служебные полномочия наиболее эффективно, но в то же время ставит сложные задачи обеспечения законности и дисциплины.

5) Сотрудники органов внутренних дел обязаны соблюдать режим законности в условиях противодействия со стороны правонарушителей и граждан, нигилистически настроенных в отношении собственных обязанностей в сфере управления, что приводит к конфликтным ситуациям – источникам нарушения законности со стороны сотрудников органов внутренних дел.



Законность, как основной принцип деятельности органов внутренних дел и полиции, реализуется через следующие виды правовых действий сотрудников: а) правильное и точное выполнение законов и ведомственных нормативных актов; б) служебную деятельность, соответствующую интересам граждан, общества и государства; г) активное овладение и использование в службе правовых знаний и новейшей правовой информации; д) устранение противоправных проявлений в своем поведении; е) участие в предупреждении и пресечении противоправных действий со стороны граждан; ж) наиболее целесообразное поведение в рамках реализуемой нормы права.

Основными способами обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел являются контроль со стороны уполномоченных на то государственных органов представительной и исполнительной власти, ведомственный контроль, судебный контроль, общественный контроль, прокурорский надзор, обжалование действий органов внутренних дел и их сотрудников, ответственность сотрудников за нарушение законности и дисциплины.

Глава 26. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия органов, осуществляющих государственное управление, и их должностных лиц

Контрольные функции за деятельностью милиции, в том числе и за административной деятельностью, осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации (правительства республик в составе России, администрация края, области, автономного образования).

Указанные органы исполнительной власти осуществляют контроль за состоянием законности в милиции путем изучения материалов, характеризующих законность в органе внутренних дел (милиции), истребования от органов внутренних дел письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе милиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям о нарушениях прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Контрольные функции осуществляются также посредством заслушивания руководителей органов внутренних дел о состоянии законности в их работе. Заслушивание в органе исполнительной власти может производиться как коллективно (на совещаниях, коллегиях и т.п.), так и индивидуально, путем вызова руководителя органа внутренних дел в орган исполнительной власти.

Осуществляя контроль за работой милиции, вышеуказанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в утоловно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и в производство по делам об административных правонарушениях.

Контроль за соблюдением законности в административной деятельности милиции общественной безопасности (местной милиции) осуществляют в пределах своих полномочий органы местного самоуправления. Их формы контроля аналогичны формам контроля за законностью в деятельности милиции, используемым органами исполнительной власти.

К внешнему контролю за законностью в административной деятельности милиции относится также судебный контроль. Этот вид контроля осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает, в частности, дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. В процессе рассмотрения Конституционный Суд Российской Федерации вправе требовать от органов, организаций и лиц предоставления текстов правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведения проверок, экспертиз; дачу консультаций и т.п. Эти требования обязательны для тех, кому они адресованы.

Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод. Конституционный Суд признает не соответствующим Конституции Российской Федерации применяемый закон, то это является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.

Разрешая дела в пределах своей компетенции. Конституционный Суд Российской Федерации тем самым обеспечивает законность в Российской Федерации.

Суды общей компетенции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам. При рассмотрении названных и других дел суд, решая дело по существу, рассматривает с позиций закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляет контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд усмотрит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, в том числе и органа внутренних дел, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушение законности. В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных к ответственности.

Важные функции по обеспечению законности в административной деятельности милиции суд выполняет при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления органов внутренних дел о наложении административных взысканий. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое постановление о наложении взыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяет примененную к нему меру ответственности.

В процессе рассмотрения жалоб граждан и принятия по ним решений суд осуществляет контроль за деятельностью милиции и ее должностных лиц в сфере производства по делам об административных правонарушениях, за законностью совершаемых сотрудниками милиции действий и издаваемых ими актов. Таким образом суд обеспечивает законность в административной деятельности милиции.

Судебный контроль в управлении осуществляют арбитражные суды. Они осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Разрешая споры, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите прав и законных интересов граждан-предпринимателей и организаций по укреплению законности. Однако роль арбитражного суда в деле укрепления законности в административной деятельности милиции в силу ее специфики не столь значительна.

Внутренний (внутриведомственный) контроль за законностью в административной деятельности милиции осуществляют министр внутренних дел Российской Федерации, министры внутренних дел республик в составе России, вышестоящие органы милиции и их руководители. Контроль за законностью осуществляется в трех наиболее распространенных формах: непосредственная проверка показала соблюдение законности исполнителями на местах; изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности милиции; заслушивание руководителей административных служб милиции о соблюдении законности.

Непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями производится начальником подразделения (соблюдение законности при несении милиционерами патрульно-постовой службы, при применении мер административного предупреждения, при задержании и доставлении граждан и др.).

Изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности милиции, включает в себя: систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в административной деятельности подчиненных подразделений, служб и сотрудников; изучение дел об административных правонарушениях, характеризующих работу сотрудников; изучение жалоб и заявлений граждан о нарушении их прав и законных интересов сотрудниками административных служб милиции; заслушивание начальников о состоянии законности в руководимых ими административных службах и подразделениях милиции на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях вышестоящих органов внутренних дел (милиции).

Рассматривая различные формы контроля за законностью, следует иметь в виду, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Важно умело сочетать различные формы контроля с учетом реальных возможностей.

Методами ведомственного контроля являются: оперативный контроль, комплексные и контрольные по результатам комплексных проверки, а также контроль за деятельностью органов внутренних дел (милиции) при рассмотрении жалоб на действия сотрудников милиции.

Оперативный (повседневный) контроль - составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, службами, сотрудниками милиции.

Комплексные проверки - это контроль, охватывающий все направления работы проверяемого органа, как правило, за определенный период.

Инспекторские проверки проводятся обычно через год после комплексных с целью контроля за устранением недостатков, выявленных в процессе комплексных проверок, а также реализацией внесенных проверяющим органом предложений по совершенствованию работы.

При разбирательстве с жалобами на действия сотрудников милиции следует соблюдать требования о недопустимости передачи жалобы на рассмотрение тому органу (должностному лицу), действия которого обжалуются.

Контроль осуществляется не только с целью выявления нарушений законности, но и содействия восстановлению нормального режима работы, устранению выявленных недостатков, а также с целью стимулирования деятельности подчиненных органов (должностных лиц). Поэтому по результатам контрольной деятельности применяются либо поощрительные меры, либо меры дисциплинарной и иной ответственности. Контролирующий орган (должностное лицо) может в соответствии со своей компетенцией применять поощрение или налагать дисциплинарное взыскание либо ходатайствовать об этом, а также отменять или ходатайствовать об отмене незаконных актов.

Прокурорский надзор. Согласно Федеральному закону от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Из этого следует, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов милицией. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов внутренних дел (милиции), иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.