Водительские права 11 категории. Возраст получения водительского удостоверения

Благосостояние граждан постоянно растет, потому и количество автомашин на дорогах увеличивается. Для того, чтобы управлять ТС на законных основаниях и беспрепятственно колесить по городам и весям, нужно получить водительское удостоверение, подтверждающее право это делать. Существуют различные категории, что обозначают группу транспортных средств, управлять которыми может тот или иной водитель.

Водительское удостоверение: категории и внешний вид

Управление автомашиной, либо иным средством передвижения, не имея на то права, карается по закону. Наложенный штраф может колебаться в пределах от пяти, до пятнадцати тысяч рублей. Это весьма существенное взыскание, потому стоит выяснить, что к чему и какие нормы нужно соблюсти, чтобы остаться законопослушным гражданином. Для этого сегодня мы рассмотрим, какая информация должна содержаться в ВУ и представим материал по категориям водительских прав с расшифровкой, чтобы исключить любые недоразумения.

Каждому, кто получал права на управление ТС до 2015 года или собирается сделать это сейчас, пригодится расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца, так как кое-что было серьезно изменено. На данное время существует всего пять основных, а также несколько вспомогательных категорий, о которых не помешает знать заранее, разбираясь что же нужно выбрать в каждом конкретном случае.

Категории ТС должны быть всегда подходящими, тот есть, человеку, который готовился ездить на мотоцикле, нельзя садиться за руль автобуса, а трактористу лучше отказаться от идеи водить легковой или грузовой автомобиль.

Особенности нового ВУ

Прежде, чем разбираться, какие автомобильные категории прав вообще существуют, а мы дадим их подробную расшифровку с описанием, следует уяснить, что сегодня права можно использовать в качестве полноценного удостоверения личности. Этот документ содержит множество персональных данных о водителе, да еще имеет актуальную фотографию, которую придется менять каждые десять лет, ввиду потребности в смене ВУ из-за истечения срока действия.

  • Имя, фамилия, а также отчество водителя.
  • Фотоснимок. При проблемах со зрением разрешено фотографироваться в очках, но при условии, что стекла их не будут тонированными (затемненными). Также разрешены головные уборы для тех, кто придерживается особых культов и религиозных убеждений, к примеру, клобуки и митры.
  • Личная подпись владельца ВУ.
  • Дата рождения, а также дата выдачи прав и срок их действия.
  • Указание на подразделение РЭО ГИБДД, что выдало ВУ, его номер и серия.
  • Регион проживания владельца.
  • Категория прав, которая позволяет управлять определенной группой ТС.

Категория в правах может быть не одна, а несколько, а бывает и так, что у водителя открыты все, что говорит о его универсальности. Тогда можно кататься и на мотоциклах, грузовиках-тяжеловозах, автобусах и легковушках, совершенно не опасаясь никаких взысканий.

Оборотная сторона прав нового образца занята краткой расшифровкой всех категорий. Актуальные поля будут отмечены специальной отметкой. Тут же имеется штрих-код, который содержит информацию о владельце, срок действия той или иной категории и дополнительная информация, к примеру, водительский стаж держателя.

Расшифровка категорий водительского удостоверения

Прежде, чем вам будет предоставлена полная расшифровка категорий водительских прав, не помешает узнать, что многие из них требуют отдельного обучения, но далеко не все. К примеру, всего один раз сдав экзамен и получив документ на любую из представленных ниже вариантов, водитель уже автоматически будет иметь право управлять квадроциклом, мотороллером или мопедом малой мощности. Именно категорией будет определяться основная классификация ТС, в полном соответствии с их эксплуатационными качествами и характеристиками, а также габаритными показателями. Но давайте все по порядку, чтобы не запутаться окончательно.

А (А1)

Разбираясь, что это такое, категория А водительских прав, следует знать, что она позволит управлять всеми, без исключения мотоциклами, включая ТС с колясками. Ранее на дорогах часто можно было встретить еще и мотоколяски, для которых данная категория тоже является актуальной, но сегодня это большая редкость. Согласно ПДД к мотоциклам можно отнести любое ТС, двухколесное или трехколесное, оборудованное боковым прицепом (коляска) или в отсутствии такового. Также сюда можно включить и четырехколесные средства передвижения, что в полной экипировке имеют вес не более четырех сотен килограммов.

Подкатегория А1 включает в себя все мототранспортные средства, имеющие объем двигателя внутреннего сгорания не больше ста двадцати пяти кубических сантиметров. Максимальная мощность таких устройств не должна превышать одиннадцати киловатт. Понятно, что классификация А позволит управлять мотоциклами, но не наоборот. Основным привлекательным фактором, стимулирующим водителей получать А1, является возможность сдать экзамены не в восемнадцать, а в шестнадцать лет. Более подробно о том, уже есть стать на нашем сайте.

В (ВЕ, В1)

Это категория прав на легковой автомобиль, совокупная масса которого при полной комплектации не превышает трех с половиной тысяч килограммов. Число сидячих мест в таких ТС не должно быть больше восьми, то есть все легковые автомашины можно сразу же причислять к данной классификации. Имеется несколько нюансов, которые не помешало бы узнать.

  • Категория В дает возможность водить авто с прицепом, который весит 750 килограммов и больше, но только при условии, что общая масса составляет не более 3 500 килограммов.
  • К данной классификации можно отнести все легковые и легкие грузовые автомашины.
  • Сюда также относятся джипы и небольшие микроавтобусы, количество сидячих мест в которых не более восьми.

Для того, чтобы присоединить к автомашине более тяжелый прицеп, придется получать новую категорию – ВЕ. Это требует специального, отдельного обучения, потому, имея ВУ с классификацией В управлять авто с прицепом больше 750 килограммов запрещено.

Еще одна подкатегория В1 обозначает квадрициклы и трициклы. Это абсолютное нововведение, потому многие еще только даже не разобрались, что речь идет вовсе не о квадроциклах, представляющих собой мотоцикл на четырех колесах. Квадрицикл имеет корпус, как у автомобиля, но мощность его мотора не более 15 киловатт (20 лошадиных сил). При этом такое ТС может развивать скорость не более 25-50 километров в час. Так что, вопреки ожиданиям, права на мотоцикл (А, А1) тут окажутся совершенно бесполезными.

С (СЕ, С1, С1Е)

К данной категории относятся все автомобили, общей массой превышающие 3.5 тонны, за исключением тех, которые принадлежат к подкатегории D, речь о чем пойдет позже. По сути, сюда можно включить все грузовики, массой от 3.5 до 7.5 тонн, а также более крупные, в том числе, оборудованные прицепами не более 750 килограммов. Зато для легковых авто и легких грузовиков до трех с половинной тонн, такие права окажутся бесполезными, а любой инспектор ГИБДД будет квалифицировать езду в таком случае, как вождение без ВУ.

Под этой категорией подразумевается управление грузовыми автомашинами с прицепом, вес которого больше 750 килограммов. В отсутствии подобного допуска управлять машиной с большим прицепом строго запрещено.

К подкатегории С1 имеют отношения средние грузовики, масса которых колеблется в интервале от 3.5 до 7.5 тонн, даже при условии наличия легкого прицепа (до 750 килограммов). Управлять машиной такого типа допустимо, даже имея просто права категории С.

При условии, что нужно ездить на легких и средних грузовиках с тяжелым прицепом, потребуются права С1Е. Однако тут придется строго следить, чтобы общая масса конструкции (авто с прицепом) не превышала двенадцати тонн. С обычными правами на грузовик тут делать нечего, а вот старшая категория СЕ для управления такими машинами подойдет.

D (DE, D1, D1E)

Водительское удостоверение этой категории подойдет для того, чтобы управлять разнообразными автобусами, количество пассажирских мест в которых превышает стандартных восемь, как для В (без учета водителя). Она будет действительна как для крохотных маршруток с двенадцатью сиденьями, так и для огромных туристических «монстров» в два этажа. Однако управлять автобусми с «гармошкой» или сочлененные меж собой, с такой квалификацией запрещено.

Такая категория выдается тем, кто будет перевозить людей в автобусах с численностью мест больше восьми, но меньше семнадцати. Допустимо применять легкий прицеп (до 750 килограммов). Дли иллюстрации, о чем речь, можно назвать модель ГАЗель-3221 или же РАФ-2203, что ранее повсеместно использовались для маршрутных такси. Сейчас они несколько утратили актуальность, но на их место пришли импортные микроавтобусы с теми же показателями.

Это специальная квалификация для небольших автобусов, оборудованных тяжелыми прицепами, масса которых не минимальна (от 750 килограммов), но и не превышает веса самой машины. Общий вес такой конструкции не должен превышать 12 тонн.

Обратите внимание на то, что прицеп в данном случае не может предназначаться для перевозки пассажиров, а только для грузов, к примеру, багажа. Не помешает узнать, что, имея права D, можно ездить на ТС, относящиеся к D1, а наличие DE, позволит водить автобусы D1E.

Е

Расшифровка категорий водительских прав нового образца позволяет говорить о том, что классификация Е полностью упразднена и исчезла из данного документа. Как вы можете увидеть сами, все ТС просто были распределены по иным разделам, к примеру, СЕ или ВЕ, D1E или DE.

М

Категория для мопедов и легких квадроциклов была введена только в ноябре 2013 года. Управлять такими ТС можно, при наличии любых иных прав, а не только с данной открытой классификацией. Зато ни машинист, ни тракторист управлять мопедами или мотороллерами не сможет, ему нужно будет открывать любую иную, из вышеперечисленных.

Tb и Tm

Ранее, до 2017 года право управлять трамваями и троллейбусами, а эта категория касается именно их, можно было просто обнаружить в качестве особой отметки, а отдельной категории для этого не существовало. Сейчас они имеются, потому придется получить их, собираясь управлять таким транспортом.

Для того, чтобы никто не попал в неприятную ситуацию, нужно четко помнить и знать, какие транспортные средства можно водить конкретно вам, а за руль которых лучше вовсе не садиться, даже если вы прекрасно умеете на них ездить. Для открытия любой новой категории и некоторых подкатегорий, придется проходить дополнительное обучение в автошколе и сдавать экзамены, как в первый раз. Никаких преимуществ, ранее имеющиеся права иной квалификации, при этом не дают.

Видео-расшифровка категорий водительских прав нового образца

Тем, кто давно за рулем, не составит большого труда разобраться с деталями и нюансами данного вопроса, так как больших изменений новые правила не принесли. Но если у вас есть дополнительные вопросы, стоит посмотреть видеоролик, размещенный ниже, где все доступно и понятно расписано и разложено по полочкам.

Понятием «водительская категория» обозначаются транспортные средства, которыми дозволено управлять шоферу. Каждое авто относится к определенной категории. Водитель с прописанной категорией B (легковые авто) не может водить автобус, причисляемый к категории D. Разберемся, какие категории водительских прав существуют в 2016 году.

  1. А – мотоциклы (А1 – легковесные мотоциклы).
  2. В – «легкие» машины (В1 – трициклы, ВЕ – легковесные авто с прикрепленным прицепом).
  3. С – грузовики (С1 – легкие грузовики, СЕ – «тяжеловесы» с прицепом, С1Е – маловесные грузовики с «повозкой»).
  4. D – автобусные транспортные средства (D1 – небольшие автобусы, DE – автобусные средства с «повозкой», D1E – миниавтобусы с прицепом).
  5. М – мопеды.
  6. Tm – трамваи.
  7. Tb – троллейбусы.

Водителю дозволено управлять исключительно тем транспортом, который обозначен у него в документах необходимой категорией. В противном случае грозит штрафное взыскание 5-15 тыс. рублей за отсутствие нужной категории.

Права категории А: со скольки лет и как получить

Водительский документ с данной отметкой дает право управления любым мотоциклом даже с коляской. Также разрешает сидеть за рулем такого редкого вида транспорта в современном автомобильном потоке, как мотоколяска.

По определению ПДД, мотоцикл – это двухколесный транспорт, который может иметь или нет «люльку» сбоку. Права категории А также выдаются водителям трехколесных и четырехколесных мотоциклов весом не больше 400 кг (в снаряженном состоянии).

  • Подкатегория А1. К данному виду относятся мотоциклы с определенными параметрами – объм движка (до 125 см³) и мощность (до 11 кВт). Шофер с категорией А, автоматически получает право водить мотоцикл подкатегории А1.

Права категории B: авто, квадро- и трициклы

К ней причисляются транспортные средства со следующими характеристиками:

  • масса транспорта – до 3,5 тонн;
  • количество мест для пассажиров – до 8 (водительское сиденье не считается);
  • авто с прицепом, дозволенная масса которого – до 750 кг (и не превосходит массу самой машины без груза), а общая разрешенная масса всей «конструкции» – не выше 3,5 тонн.

Указанным требованиям помимо легковых машин также отвечают некоторые автобусы, маленькие грузовики, джипы и мотоколяски.

Подкатегория В1

Эти права предназначены для лиц, желающих «гонять» на трициклах и квадрициклах. «Квадрицикл» не надо путать с «квадроциклом». Поэтому и водительские документы нужны другие.

Квадрицикл – это мотоцикл с 4 колесами и обладающий следующими конструктивными особенностями:

  • развивающий минимальную скорость до 25 км/ч;
  • самая большая мощность движка – 15 кВт;
  • масса с поклажей – до 400 кг (для моделей, предназначенных для перевозки клади – до 500 кг).

Трицикл – транспортное средство на трех колесах (трайки, авто, велосипеды).

Подкатегория ВЕ

Если у автомобиля имеется тяжелый прицеп, то потребуются водительский документ подкатегории ВЕ. Он относится к машине со следующими параметрами:

  • авто с тяжелой «повозкой», масса которой легче 750 кг и превосходит массу самой машины без нагрузки;
  • авто с прицепом, масса которого меньше 750 кг, а дозволенная итоговая масса всей конструкции – более 3,5 тонн.

Обучают вождению автомобиля с тяжелым «вагончиком» с 18 лет. Длится процесс 1,5 месяца.

Категория С: грузовики всех видов

Это грузовики разной тяжести (исключая средства категории D). К ним относятся:

  • авто с дозволенной массой, превышающей рубеж 3,5 тонны;
  • грузовики с прицепленной конструкцией, разрешенная масса которой легче 750 кг.

Подкатегория СЕ

Если прицеп у грузовика тяжеловеснее 750 кг, то понадобятся права подкатегории СЕ. Они дозволяют водить транспортное средство с «повозкой» тяжелее указанной отметки.

Подкатегория С1

К данной касте относятся грузовики в диапазоне по массе 3,5-7,5 тонн, плюс средства с прицепом (С1) не тяжелее 750 кг.

Подкатегория С1Е

Она разрешает управлять грузовиком категории С1, но с увесистым «вагончиком» (больше 750 кг). В данном случае общая масса такого «паровозика» не должна заходить за отметку 12 тонн.

Если имеются права СЕ, то они разрешают садиться за руль средств С1Е.

Категория D: автобусы

Это авто, конструктивно предназначенные для транспортировки людей со следующими параметрами:

  • автобусы, имеющие больше «людских» 8 мест (исключая водительское место);
  • автобусы с тем же количеством сидений и с прицепом, который легче 750 кг.
  • Документ разрешает управление автобусами независимо от его массы. Получить их можно после 7 месяцев обучения уже в 21 год.

Подкатегория DЕ

Если автобус имеет более тяжелый прицеп, то придется получить категорию DE. Опять же речь идет о позволительной массе свыше 750 кг.

Подкатегория D1

Это миниавтобусы с сидячими местами в количестве от 9 до 16 (включая водительское кресло), а также средства D1 с прицепом легче 750 кг.

Подкатегория D1E

Если средства D1 имеют тяжелую «повозку» (более 750 кг), которая никак не годится для перевозки попутчиков, то понадобится категория D1E. При этом общая дозволенная масса такого автобуса с «вагончиком» – до 12 тонн.

Категория М

К ней относятся различные мопеды и квадрициклы (нетяжелые). Данная категория была введена лишь в 2013 году. Ее хитрость в том, что управлять этими средствами могут лица и не имеющие категорию М, но обладающие другими правами.

Получить права М можно уже в 16 лет.

Категория Tm и Tb

Ранее троллейбусы и трамваи не представляли собой отдельную касту. Они обозначались особыми отметками в документе. Сейчас им определили отдельные категории.

Выучиться на водителя такого общественного транспорта можно за полгода, если исполнилось 21.

Как получить водительские права в 2016 году

Чтобы получить права любой категории в нашей стране можно только после обучающего курса в автошколе и успешной сдачи экзаменационной части. Алгоритм такой:

  1. Подать документы на курсы вождения.
  2. Пройти обучения, соблюдая внутренние правила учебного заведения.
  3. Сдать экзамен, разделенный теоретическую часть и практику. Доказывать свою водительскую состоятельность придется экзаменатору из ГИБДД в условиях учебного полигона и на улицах города.
  4. Если экзаменационные испытания преодолены успешно, нужно оплатить госпошлину и сфотографироваться на права в ГИБДД.
  5. Полученный водительский документ действителен 10 лет.

Итог

Прежде чем записаться на обучение конкретной категории, следует определиться, какая из них вам необходимо и сразу выбрать подходящий вариант, руководствуясь своими планами на будущее (будет ли у вас большой семейный автомобиль или прицеп). Это сэкономит деньги, время и нервные клетки.

Каждая категория водительского удостоверения дает право на управление конкретным видом транспорта. Перед началом управления автомобилем, водителю необходимо пройти обучение и по итогам сдачи экзамена получить соответствующее разрешение.

Законодательством об административных правонарушениях, а именно санкцией статьи 12.7 предусмотрено наказание за езду без соответствующей категории в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.

Зимний период 2017 года для участников движения на российских дорогах принёс изменения в соответствующих правилах. Введённые новшества затронули не только изменения в категории водительских прав, но и включили в этот перечень ряд новых групп, о которых пойдёт речь ниже.

Водительское удостоверение

Нормативным актом, регулирующим вопросы формы и содержания, категории водительских прав, порядка выдачи главного водительского документа является принятый в 2009 году Приказ Министра внутренних дел №365.

Водительское удостоверение нового образца – документ, который позволяет водить конкретную модификацию автотранспорта. Новшеством 2017 года является возможность сдавать экзамен на авто с различными передачами на усмотрение экзаменуемого (механика либо автомат).

Водители, прошедшие обучение на автомобиле с механическим принципом работы передач, получают право на управление машинами с различными видами трансмиссии. Водители, сдавшие экзамен на машине с автоматической коробкой, могут управлять только аналогичным транспортом.

Права на управление включают следующую информацию:

  1. Ф.И.О.
  2. Фотография размером 3 на 4 см.
  3. Личная подпись, идентичная подписи в паспорте.
  4. Данные о месте и дате рождения и регистрации.
  5. Год выдачи и период действия прав.
  6. Номер выдачи.
  7. Наименование и штамп органа, выдавшего документ.
  8. Категории транспортных средств (например, категория В).
  9. Иные сведения (например, вождение в очках).

С целью исключения подделки документа на нём имеются различные защитные знаки. Удостоверение образца 2017 года предоставляет возможность его владельцу пересекать границу и передвигаться по территории многих стран на своём транспорте. Утверждённая форма российских прав является подходящей по всем международным нормам.

Отсутствие данного документа в момент управления считается нарушением и позволяет сотруднику ГИБДД оформить штраф.

Категории

В результате внесённых изменений в законодательство, регулирующее вопросы безопасности дорожного движения, а именно в статью 25, существовавшие ранее категории были расширены. Стало действовать 10 основных категорий водительских прав и появилось 6 подкатегорий транспорта.

Цель таких изменений – появление на российских дорогах новых модификаций ТС, улучшенных по своим функциональным характеристикам.

«А» ‑ даёт возможность управлять мотоциклом с прицепным устройством либо без него. Общий вес техники не может быть более четырёхсот килограмм. Количество колёс не имеет значения.

Категория B – вес управляемой машины не должен быть более 3,5 тонн, а число мест для пассажиров – не более 8. Техника категории В может комплектоваться прицепной конструкцией, не превышающей 750 кг. К данной группе относится и категория М1, то есть легковушки, предназначенные для перевозки не более 8 человек.

Гражданин, который имеет в правах отметку категории D, может перевозить людей в автобусе, оснащённом более чем 8 пассажирскими сидениями. При этом автобус категории Д может скрепляться с прицепным устройством, имеющим вес не более 750 кг.

Мопеды и квадроциклы должны управляться тем гражданином, у которого в правах присутствует отметка М.

Группа автотранспорта «Tb» троллейбусы и «Tm» трамваи, по новым правилам выделены в отдельную.

Дополнительное обозначение ВE позволяет сесть за руль машины гражданам, которые имеют право на управление транспортом категории B, сопряжённого прицепом.

Водители автобусов, перевозящие более восьми человек, могут воспользоваться прицепом весом до 3 500 кг (категория DE).

Подкатегории

Категория B1 указана в документах тех граждан, которые садятся за руль транспорта с объёмом двигателя пятьдесят кубических сантиметров, имеющего вес не более 5 500 кг и двигающегося с небольшой (до 50 км/час) скоростью.

Виды такого транспорта:

  • трицикл – ТС нового поколения, сконструированное на трёх колёсах, два из которых расположены сзади, что придаёт устройству устойчивость. Имеет руль автомобильного типа.
  • квадроцикл – техника на четырёх колёсах, созданная для бездорожья, имеющая мотоциклетный вид руля, на котором сосредоточены все клавиши управления.

С1 – автомобили весом не превышающем 7500 кг.

С1Е – тяжелые авто от 7 500 кг. Разрешен прицеп массой до 0,75 тонн. При этом общий вес всей техники ‑ не более 12 000 кг.

D1 ‑ позволяет водить машину с прицепом до 0,75 тонн и числом мест для посадки не более 16.

D1E – разрешает садиться за руль автотранспорта с отметкой Д с прицепной конструкцией и общим весом не выше двенадцати тонн.

Важно! Прицеп не должен использоваться для перевозки людей.

Возраст водителей:

Водительские права соответствующей категории влияют на тип управляемого автомобиля. Многие водители при получении штрафа по причине управления ТС без соответствующего разрешения, могут не понимать причины применённого к ним наказания.

Рассмотрим важные нюансы. Так, имея в правах отметку категории «М» в правах, гражданин управляет мотоциклом, но он не выполнил правило об объёме двигателя, соответственно и оштрафован. Указанный тип предоставляет право на доступ к вождению мопеда с двигателем 50 кубических сантиметров и не более.

Так, водитель машины (права категории B), решивший перевести груз в прицепе, будет оштрафован, так как имеющееся у него обозначение даёт право на передвижение без такого устройства. У автовладельца должна быть отметка ВЕ. При этом установлены правила, чётко регулирующие размер и вес прицепных конструкций.

Водитель микроавтобуса, оборудованного десятью пассажирскими местами и имеющий категорию В, будет наказан, так как в данном случае нужно иметь категорию Д.

В настоящее время многие автолюбители даже не догадываются о существовании специальных подкатегорий, дающих право на управление особенными транспортными средствами. Одна из таких - В1. Что означает категория В1, для чего она нужна? Об этом и будет рассказано в данной статье.

Что представляет собой категория В1

Для получения возможности осуществлять управление квадрициклами и трициклами должна быть получена специальная водительская категория В1. Что это такое, как именно ее можно получить и для чего она нужна? Давайте разберемся.

Вес транспортного средства, управление которым можно осуществлять согласно категории В1, не должен превышать 550 килограммов. Объем двигателя у машины должен составлять максимум 50 см³. Стоит отметить и максимальную скорость, которая не должна быть выше 50 км/ч.

Какие транспортные средства подходят под упомянутые параметры? Сюда можно отнести, например, колясочные мотоциклы, одноместные или двуместные мини-автомобили и, как самый распространенный вид, - трициклы и квадрициклы (не стоит путать с квадроциклами, управлять ими с категорией В1 нельзя).

Здесь стоит выделить один особенно важный момент: В1 - категория прав, считающаяся "городской". Именно поэтому, если человек захочет управлять соответствующим транспортным средством не в пределах города, а где-нибудь на природе (а именно там и любят кататься любители квадрициклов), то придется получить специальные тракторные права.

Обучение на категорию В1 в автошколе

Сразу стоит отметить, что с 2016 года получение прав категории В не означает автоматическое получение прав рассматриваемой категории - отныне дополнительная категория присваивается отдельно.

Для записи в автошколу необходимо подготовить соответствующий пакет документов:

  • паспорт и его ксерокопии;
  • прописку или вид на жительство;
  • копию ИНН;
  • фотографии;
  • справки от врачей.

В автошколе обязательно расскажут, что представляет собой категория В1, что это за форма и для чего она нужна. Само же обучение продлится один, максимум - три месяца. Ученики должны будут пройти специальные лекционные занятия по правилам ПДД, основам психологии вождения и медицинские курсы. После прохождения обучения ученики сдают внутренний экзамен, а затем направляются в ГАИ.

Экзамен в ГИБДД на категорию В1

В1 встречается в водительских правах довольно часто. Но получить эту категорию может только тот, кому уже присвоена категория В. То есть не представляется возможным получение только одной отдельной категории В1.

Что это такое - экзамен в ГИБДД, благодаря которому можно стать обладателем названного допуска к вождению? Он представляет собой заключительный этап получения прав, полностью повторяющий порядок внутреннего экзамена, и также включающий в себя теоретическую и практическую части. Кандидат в водители должен решить специальный тест, именуемый билетом, и выполнить ряд упражнений на автодроме. Стоит упомянуть и езду в городских условиях как основной элемент экзамена.

Пересдача экзамена проходит по истечении нескольких недель после предыдущей попытки. Повторимся, что категория в В1 в правах сегодня не может быть получена отдельно. Обязательно придется осваивать общие навыки вождения автомобилем.

Взаимосвязь категорий В и В1

Как уже было сказано выше, отличия в получении категории В и В1 практически отсутствуют. Более того, замена водительского удостоверения В подразумевает и замену подкатегории В1.

Стоит рассказать об одном очень важном приказе МВД 2016 года. Так, согласно ему, все лица, сдающие на права категории В, должны сдавать экзамены на подкатегории отдельно. Сюда же относится и категория В1.

Что это за приказ и почему он был введен? Он связан с медицинскими показателями водителя. Так, кандидат на получение формы В1 должен обладать здоровьем, не противоречащим требованиям, прописанным в документе. О том, что именно сюда относится и какие критерии здоровья кандидатов в водители выделяются особо, мы расскажем далее.

О здоровье кандидата в водители

Получить водительскую категорию В1 можно только в том случае, если кандидат в водители обладает соответствующим здоровьем и не имеет противопоказаний к управлению транспортными средствами. Что значит категория В1 во врачебных документах и каким здоровьем нужно обладать, чтобы ее получить? Вот следующие основные моменты:

  • отсутствие хронических заболеваний оболочек глаз или слезного мешка;
  • отсутствие косоглазия, независимо от степени;
  • отсутствие слепоты на одном из глаз;
  • отсутствие глухоты на одно ухо;
  • наличие всех фаланг и пальцев;
  • длина нижних конечностей должна быть не более чем на 6 см короче стандартной или равна ей;
  • рост выше 150 см;
  • отсутствие проблем с цветовосприятием;
  • отсутствие диабета;
  • отсутствие проблем с сердечно-сосудистой системой (данный вопрос решается, однако, не всегда однозначно; необходим комплексный врачебный осмотр).

Стоит также отметить, что возможны небольшие отхождения от прописанного выше. Во всяком случае определяться допуск к получению прав будет строго в индивидуальном порядке.

Медицинская справка кандидата в водители

Кстати, без специальной медицинской справки не может быть получена никакая категория прав, в том числе и водительская категория В1. Что это за справка и как ее можно получить, будущему водителю объяснят в ГИБДД. Прежде всего необходимо пройти специальную комиссию, которая включает следующих врачей:

  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • окулиста;
  • нарколога;
  • хирурга;
  • невропатолога.

Справку же выписывает только терапевт - после того, как кандидат в водители пройдет осмотр у всех врачей.

Главной особенностью описываемой справки является длительность ее действия. Она действительна ровно 2 года. А после того как срок истечет, медицинскую комиссию придется пройти заново. Лица же, имеющие какие-то проблемы со здоровьем, обязаны проходить осмотр каждый год.

Таким образом, получение соответствующего медицинского документа для категории В1 может быть реализовано довольно легко - стоит только обратиться в поликлинику по месту жительства.

О правах

После того как человек сдал все необходимые экзамены в автошколе и в ГИБДД, успешно прошел медицинскую комиссию и оплатил все государственные пошлины, он может получить готовое удостоверение.

Что представляет собой категория В1 транспортного средства, мы уже говорили. Теперь расскажем о выдаваемом документе. Сегодня права выдаются в унифицированном формате, то есть в единственном экземпляре и без дубликатов. Они представляют собой специальную пластиковую карту, на обратной стороне которой и указаны все те подкатегории, которыми обладает водитель.

Права рассматриваемой категории ничем не отличаются от всех остальных. К тому же, как уже было сказано выше, категория В1 не может быть получена отдельно - без полной категории В.

О стоимости прав

На какую сумму стоит рассчитывать, чтобы получить форму В1? Если брать в расчет плату за обучение в автошколе, которая, кстати, может значительно отличаться в зависимости от региона, то в среднем выйдет порядка 15 тыс. рублей. Плата за получение прав включает в себя определенные расходы.

Как уже было сказано, это в первую очередь стоимость обучения в автошколе, где будут даны все необходимые теоретические и практические навыки. Затем стоимость самого удостоверения, которая составляет, как правило, 2500 рублей. И налог, который необходимо оплатить через сайт "Госуслуги", его размер составляет примерно такую же сумму.

Некоторые ученики платят и за дополнительное обучение. Так, стандартные 28 часов практики у частного инструктора (а для овладения транспортными средствами категории В1 без этого, скорее всего, не обойтись) выльются в 5-6 тыс. рублей.

Стоит также отметить, что многие автошколы предлагают следующую услугу: обучение сразу на несколько видов категорий. В этом случае общая стоимость одного только обучения будет значительно дороже.

О процессе получения прав

На самом деле проходить обучение сразу на несколько видов категорий значительно выгоднее, чем получать только одну форму. Особенно это касается рассматриваемого случая - в пакетном варианте гораздо легче достанется и категория В1 водительских прав.

Что это за вариант и почему он выгоднее, можно понять из того, что, во-первых, в этом случае значительно экономится время обучения. Так, человек, не обладающий ни одной категорией, за достаточно короткий период времени сможет овладеть всеми необходимыми формами водительских прав. Во-вторых, зачастую автошколы позволяют сэкономить и денежные средства. Так, получение какой-либо подкатегории в дальнейшем чревато лишней передачей суммы в 10-15 тыс. рублей.

Несмотря на то что проходить обучение на квадрициклах и трициклах довольно просто - всем маневрам, заездам и поворотам можно научиться в скором времени, все же стоит обратить внимание на пакетный вариант (он включает в себя, как правило, категории B, B1, BE и M).

Транспортные средства категории В1

Итак, нами почти дан ответ на вопрос о том, что же представляет собой водительская категория В1 в правах, что обозначает и что дает данная пометка. Однако стоит еще раз подробно рассказать и про те транспортные средства, которыми способен управлять человек с соответствующей подкатегорией.

Сюда относят квадрициклы - электрические транспортные средства с четырьмя колесами, используемые на дорогах общего пользования. Управление ими осуществляется за счет работы специальных батарей. Их, в принципе, можно именовать мини-автомобилями и мотоколясками (как всем памятная советская "инвалидка"). Их особенностью является малогабаритность (вес не более 500 кг) и невысокая скорость (25 км/ч). Трехколесный вариант такого транспортного средства именуется трициклом.

Чтобы водитель имел возможность управлять машиной с тяжелым прицепом , ему нужна категория BЕ в водительских правах. Если ее нет, лицо, управляющее таким транспортным средством, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной Правилами дорожного движения РФ и КоАП. В связи с этим, нужно знать, на какой транспорт распространяется данная категория прав и как ее получить, чтобы не нарушать закон во время вождения ТС на дорогах РФ.

Что значит категория ВЕ в правах

Закон един для всех, и если у водителя нет необходимой категории в водительском удостоверении, позволяющей ему управлять тем ТС, за рулем которого он находится, придется заплатить штраф. Его размер может варьироваться в пределах 5 -15 тыс. руб. Также водитель отстраняется от управления ТС, а машину эвакуируют на штрафплощадку.

Если эта категория отмечена в водительском удостоверении, что это значит для водителей и транспортной полиции? Это свидетельствует о том, что их собственник имеет право водить автомобиль с тяжелым прицепом, к которому выдвигаются определенные требования.

Во время вождения такого транспортного средства необходимо иметь соответствующие навыки, позволяющие эксплуатировать автотранспортное средство в безаварийном режиме. Управление автомобилем в сцепке с прицепом относится к сложному виду вождения, требует пройти специальную подготовку и открыть категорию, подтверждающую право водителя на управление таким ТС.

ВАЖНО! Чтобы получить категорию ВЕ, нужно иметь права, в которых категория В открыта не позже, чем 1 год назад.

Требования к данной категории прав

  1. Относящиеся к категории В, имеющие сцепление с прицепом. При этом максимальной разрешенной массой прицепа считается вес более 750 кг, и превышение веса машины без какой-либо нагрузки – не важно, какой вес будет иметь тягач.
  2. Также к категории ВЕ относятся машины категории В в сцепке с прицепом, имеющим максимальный разрешенный вес более 750 кг. При этом должно соблюдаться условие, что максимальный разрешенный вес этого транспортного состава больше, чем 3500 кг.

Если подпадающие под первое требование автомобили с прицепами не вызывают у инспекторов ГИБДД никаких вопросов, то по второму пункту периодически водители попадают в неприятные ситуации и споры с гаишниками, которые «забывают» о существовании такого определения. Поэтому обязательно нужно открыть категорию ВЕ, если приходится заниматься караванингом или ездить на отдых с прицепным домиком.

Как получить категорию ВЕ

Как открыть эту категорию:

  • обратиться в одну из автошкол, которые проводят обучение на получения водительского удостоверения;
  • оплатить обучение;
  • изучить теорию и практику вождения;
  • сдать соответствующие экзамены;
  • получить ВУ с категорией ВЕ в ГИБДД.

Сделать это совершенно не сложно, особых трудностей возникнуть не должно, если уже открыта категория В. Времени этот процесс занимает мало, и стоит не дорого. В автошколах, предлагающих пройти обучение на подкатегорию ВЕ, стоимость курса может варьироваться в пределах 7-15 тысяч рублей. Все зависит от расценок конкретной школы.

Кроме того, нужно будет заплатить 1 тыс. рублей за получение медицинской справки или пройтись самостоятельно по всем очередям в поликлинике по месту жительства.

Особенности обучения на категорию ВЕ

Теоретическое обучение будет проходить на протяжении двух недель. Ходить или не ходить на занятия, каждый решает сам. Обычно после прохождения курса нужно сдать экзамен в автошколе и забрать документы о прохождении этого обучения. Их выдают всем, кто на этот курс оформился, и заплатил за обучение.

Как только документы будут получены, можно отправляться в МРЭО, к которому прикреплена автошкола, выдавшая документы об обучении. Здесь нужно узнать, когда можно сдать экзамен.

Есть еще один вариант – с документами от автошколы отправиться в любое МРЭО в своем городе, и сдать там экзамен самостоятельно.

ВАЖНО! Тем, кто торопится с получением категории ВЕ нужно знать, что экзамены на ее получение проходят не часто (также, как и на категорию СЕ), так как иметь ее желает небольшое количество людей. Приходят они в разных МРЭО в разное время. Обычно перерыв между очередным экзаменом составляет 1-2 месяца.

Чтобы ускорить процесс, необходимо:

  • Попытаться найти одно из МРЭО, в котором будет проходить ближайший очередной экзамен, и присоединиться к группе водителей, желающих его сдавать. Это позволит избежать ожидания с двух месяцев до одной недели.
  • Записаться на сдачу экзамена. Чтобы это сделать, нужно открепиться от МРЭО, к которому прикреплена автошкола.
  • С этой целью необходимо обратиться к специалистам этого МРЭО, отвечающим за проведение экзаменов, поставить печать на обратной стороне карточки, выданной ученику автошколы.
  • Подать документы о прохождении курса обучения, водительские права, паспорт в выбранное МРЭО и подождать даты экзамена.

Сдача экзамена

Экзамен состоит из двух этапов. На площадке выполняется 2 упражнения:

  1. Движение по прямой: автопоезд движется по прямой задним ходом и въезд в гараж задним ходом. Гараж располагается перпендикулярно к стартовой территории, по которой движется автопоезд экзаменуемого («залом прицепа на 90 0 »).
  1. По городу: в этом упражнении все выполняется так же, как и при получении кат. В, но в этом случае маршрут короче в 2 раза.

У большинства водителей проблемы возникают на площадке на втором упражнении, хотя и первое некоторым дается не с первого раза.

ВАЖНО! Прежде чем отправляться на экзамен, желательно попрактиковаться на платных тренировках, чтобы с уверенностью и с первого раза получить нужную категорию. Такие услуги предлагают во многих автошколах.

На видео о получение категории ВЕ

После успешной сдачи экзамена права с открытой категорией ВЕ будут выданы на следующий рабочий день предъявителю паспорта и с предъявлением квитанции об уплате госпошлины.