Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби. Акриловые краски для ткани: сколько сохнут и как рисовать

Искусство краcить ткань известно человечеству с древнейших времен. Само слово «батик» (batik) пришло к нам из Индонезии. Словом «ba» индонезийцы называли хлопчатобумажную ткань. Слово «tik» переводится как «капля» или «точка».Батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый мастер может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою методику.


Украшать художественной росписью можно любую одежду и аксесуары (платья, платки, шарфы, рубашки, сумочки и т.д.)

а также предметы интерьера (шторы, подушки, покрывала, скатерти) или создавать отдельные панно.


Вы вдохновились идеей росписи по ткани?! Не упустите важные моменты:

Ваше рабочее место

Идеально Ваше рабочее место должно быть хорошо освещено и обеспечено водой, иметь достаточное пространство, чтобы Вы могли передвигаться вокруг подрамника и рисовать с любой стороны. Важно, чтобы перед глазами была вся палитра имеющихся в распоряжении красок. Так Вы сможете подбирать нужные Вам цвета.

Подготовка ткани

Предварительно ткань постирайте, чтобы удалить крахмал. При необходимости прогладьте утюгом. Сначала закрепите ткань на двух углах. Затем, с помощью кнопок или натяжных крючков, расположенных на расстоянии от 5 до 8 см друг от друга, закрепите одну сторону, затем- остальные. При этом следите, чтобы кнопки не располагались друг напротив друга. Таким образом можно избежать образования ложбинок. В конце растяжки ткань должна быть натянута как кожа барабана.

Нанесение резервного контура на ткань

Мягким карандашом наносится на ткани контур рисунка с заранее приготовленного шаблона. Резервирующий состав необходим для того, чтобы не допустить затекания и смешения красок. Касаясь концом насадки, нанесите резерв по карандашному следу. Обязательным условием является замкнутость контура. Линия должна вестись плавно, без остановок, чтобы состав мог пройти сквозь ткань. Если Вы работаете на плотных тканях (бязь, лен), нанесите резерв с двух сторон. После нанесения резерва следует просушить ткань на воздухе до полного высыхания, а затем проверить целостность и надежность контура. При необходимости контур можно поправить, зафиксировав места пропуска. После работы насадку промойте водой. Храните резерв в плотно закрытой тубе.

Роспись методом резервирования («Холодный батик»)

Натяните ткань на раму, переведите рисунок и нанесите резерв. Следите, чтобы линия контура была замкнута. Сушите резервирующую линию не менее 3 часов. Смочите ткань внутри контура водой. Краски перед употреблением хорошо перемешайте. При помощи мягкой кисти сначала закрашивайте светлые элементы рисунка, а затем более темные его части.Краску наносите на ткань, не доводя до края резервирующего контура. При окрашивании больших поверхностей ткань смачивайте водой, тогда краска будет ложиться ровно, не оставляя сильно заметной разницы. Завершив работу, необходимо выждать 24 часа, после чего прогладить роспись горячим утюгом без пара 5 минут через х/б ткань при температуре, соответсвующей х/б ткани.

Свободная роспись

Стандартная техника росписи по ткани включает 4 простых действия:

Действие 1 — Подготовка ткани Постирайте ткань в теплой мыльной воде. Высушите и прогладьте, если необходимо. 2. При необходимости растяните на деревянной раме и аккуратно закрепите. 3. Слегка наметьте на ткани рисунок карандашом.

Действие 2 - Нанесение контура Deco Fabric Guta

Для тканей, которые можно стирать: Зафиксируйте краску, прогладив ткань утюгом (указатель температуры «хлопок», без пара) С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ НАНЕСЕННОГО РИСУНКА в течении 5 минут. Под воздействием температуры краска закрепляется на ткани и приобретает объемную текстуру.

Для тканей, которые нельзя стирать: Зафиксируйте краску феном, сушите в течении 5 минут до проявления объемной текстуры на ткани.

Уход: Первая стирка возможна через 48 часов после фиксирования краски на ткани. Для лучшего сохранения яркости цветов рекомендуется стирать в стиральной машине в режиме «для деликатных тканей» при температуре 30 С°. Хлопковые ткани можно стирать в машине при температуре 60 С°. Для тканей с красками Deco Textil необходим режим «для деликатных тканей», температура — 30 С°.

Способ 2: Смешайте 1 часть медиума Anti-fusing с 1 частью неразбавленной краски

Тут народ спрашивал об особенностях акриловой краски, и где ее купить. Я подумал, что не помешало бы тогда еще и рассказать подробнее о технологии ее нанесения на ткань, и решил вынести рассказ в отдельный топик.

Акриловые краски - это такие краски на водной основе, которые состоят из трех ключевых компонентов - собственно, воды, красителя и акриловой эмульсии. Этот вид красок характеризуется яркостью цветов, а главное (при нанесении рисунка на одежду это важно в первую очередь) - устойчивостью к агрессивным условиям. То есть, должным образом сделав рисунок на ткани, за него можно почти не беспокоиться. Он не отслоится, не раскрошится, не сморщится и вообще долгое время будет оставаться как новенький, потому как акрил хорошо переносит перепады температур, механические воздействия и маловосприимчив к влаге.

Закрепление краски на ткани и приобретение вышеописанных свойств происходит следующим образом: после попадания на воздух водная основа постепенно начинает испаряться, оставляя на поверхности только пигмент и удерживающий его эластичный акриловый полимер. Естественно, чем тоньше слой нанесенной краски, тем быстрее он сохнет, поэтому быстрее и качественнее будет сделать несколько «легких» проходов по одной области, чем нанести один толстый слой и томиться долгие часы в ожидании.

Теперь непосредственно о технике нанесения и необходимом минимуме. Коль скоро в последние несколько дней была поднята тема футболок, ее и продолжим. Для начала нужно выбрать себе однотонную футболку, на которую будет наноситься рисунок, а затем определиться с видом краски: если вы собираетесь наносить изображение через трафарет, удобнее использовать аэрозольные баллончики, так как с их помощью выйдет более равномерный слой. А в случае, если кто-то вознамерится живописать прямо по ткани, тут лучше обратить внимание на кисточки разного размера, акриловые краски в тубах или банках, а также на разбавитель, без которого не обойтись, так как густая краска не сможет обеспечить достаточно тонких и ровных линий.

Ну а после того, как рисунок окончательно высохнет (тонкий слой обычно схватывается примерно за то же время, что и акрварель), его необходимо закрепить утюгом (по температуре мне сказать сложно… нужен не слишком горячий, но и не просто теплый:), положив между рисунком и подошвой лист плотной бумаги или ткани, чтобы нечаянно не испортить свои труды.

Вот, в общем-то, и все, что я об этом знаю, надеюсь, кому-нибудь поможет;). А насчет «где купить», москвичам я бы посоветовал магазин «Передвижник» (peredvignik.ru), где работают вроде бы достаточно компетентные консультанты, которые всегда ответят на вопрос. Остальным, увы, ничем помочь не смогу, потому как просто не знаю.

Роспись по ткани предполагает огромное количество разных технологий. Это во-первых зависит от исходной краски.

Я Вам предлагаю рассмотреть краски для батика и акриловые краски по ткани.

Батик, подразделяется на холодный (техника гутта) и горячий, есть так же свободная роспись по сухому и по сырому текстилю, узелковая техника, техника шибори и кокэти (использование трафаретов).
Качественная роспись по ткани непременно делается вручную и является вполне самодостаточным видом искусства.

ХОЛОДНЫЙ БАТИК

В холодном батике при росписи ткани используют специальное вещество, которое не пропускает краску. Этот способ называется резервирование. Сперва рисунок делается именно этим веществом, а те участки ткани, которые не были обработаны, закрашиваются краской. Потом раствор удаляется, и таким образом получается узорчатая ткань.

ГОРЯЧИЙ БАТИК

В горячем батике в качестве резерва обычно используют расплавленный воск. Как правило, он применяется на хлопчатобумажных тканях. В этой технике используют «чантинг» – оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском. Это маленький медный сосудик с одним или несколькими изогнутыми носиками и бамбуковой или деревянной ручкой.

СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ

В свободной росписи особенно проявляется талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.
Иногда перед тем как преступить к свободной росписи по сухой ткани, её предварительно вымачивают в крепком солевом растворе для того, чтобы краска не растекалась. Можно ставить различные эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.
Роспись по сырому тоже разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности. Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.

УЗЕЛКОВАЯ ТЕХНИКА

Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. Кстати, начинающим художникам можно порекомендовать начинать именно с этой техники батика.
Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити. Некоторые батичисты любят формировать неожиданные рисунки при помощи подручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.
Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

ТЕХНИКА ШИБОРИ

Технику «шибори» часто называют узелковым батиком. Все же в этой технике есть несколько отличий.
Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техникой оригами.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, солевой эффект, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ

Также популярным видом окрашивания ткани является свободная роспись акриловыми красками для ткани. Эти краски как правило используют для плотных тканей, кожи, замши и текстиля тёмных и ярких цветов. Краска наносится кисточкой, аэрографом, валиком через трафарет или при помощи штампов.

А ТЕПЕРЬ О ТКАНЯХ

Для батика подходят многие ткани. Выбор зависит от назначения (для одежды или для украшения интерьера) и от техники батика (холодный или горячий, узелковый, свободная роспись). Очень важное правило – для батика нужно использовать натуральные ткани однородного состава, так как красители для батика, как правило, предназначаются для определённой группы волокон. В смесовых тканях окрашиваются только натуральные волокна. Это влияет на цвет – рисунок получается блёклым..
Для горячего батика лучше использовать текстиль из растительных волокон или вискозы, так как горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани. Хлопок, лён, вискоза, шерсть – это подходящие материалы для работы с воском, а качество ткани выбираем в зависимости от назначения.

Для холодного батика лучший выбор – натуральный шёлк или тонкая шерстяная ткань, типа кашемира, без синтетических примесей. Для декоративных панно очень хорош вискозный атлас. Тонкий шёлковый или вискозный атлас хорош и для вечерних платьев, незаменим он и для мужской одежды.
Если говорить о плотности и толщине, то для росписи ткани в стиле холодного батика подходит любая ткань, способная пропустить насквозь резервирующий состав.
Для росписи акрилом подходят самые разнообразные ткани, кожа и замша. Нужно лишь подбирать для тёмных тканей специальную акриловую краску для тёмного текстиля.

Стирайте одежду, расписанную акрилом при температуре не выше 40 градусов и при бережном режиме, лучше вручную, отжимать тоже лучше вручную. Кроме того, не используйте отбеливатель и щётки.
Роспись батиком менее привередлива и выбирать режим стирки нужно исходя из самой ткани.
При соблюдении этих простых правил, изделия будут долго радовать Вас своим блеском и новизной!

Роспись по ткани - это древнейшее искусство, позволяющее создавать уникальные произведения. Своими корнями этот вид художественной обработки тканей уходит в страны Юго-Восточной Азии - Японию, Китай, Индонезию. Старинные мастера чаще всего расписывали шелк, на котором оживали диковинные птицы и цветы. Привезенные в Европу ткани с ручной росписью ценились очень высоко, их могли позволить себе только представители аристократии. Техника росписи по ткани стала развиваться в Европе лишь в 20-х годах прошлого столетия. Все виды ручной работы по окрашиванию тканей называются "батик". Это слово пришло из Индонезии, оно означает дословно «капля на ткани». Существуют различные техники создания рисунков на тканях.

Горячий батик

Это самый сложный способ росписи и один из самых древних. Чтобы создать многоцветный рисунок, нужные участки обрабатывают воском и опускают в горячий краситель. Под восковыми каплями ткань не меняет свой цвет, поэтому, окрасив часть рисунка в один тон, снова наносят восковые линии и красят в следующий цвет. И так многократно, пока не получится сложный узор. Такая кропотливая работа над одним полотном может продолжаться неделями. Готовую ткань натягивают для просушивания и окончательно удаляют воск.

Холодный батик

В этой технике специальным составом (резервом) наносится внутри которого ткань раскрашивается в разные цвета. Только после нанесения всех цветов удаляют фиксирующий состав и прорисовывают контур. Чтобы получилась качественная роспись по ткани, ее обычно прокрашивают с обеих сторон.

Узелковый батик

Этот способ доступен для всех. Он очень прост - перед окрашиванием на ткани завязываются узелки. Можно это делать в хаотичном порядке, а можно продумать особенный рисунок. Подготовленную таким образом ткань подвергают кипячению в красящем растворе. Подходит этот способ только для тканей, выдерживающих высокие температуры.

Роспись по ткани аэрографом или акриловыми красками

Это современная техника, для ее выполнения нужны специальные для тканей. Их можно наносить обычной кистью или с помощью аэрографа. При выполнении рисунков таким способом можно использовать различные трафареты или

штампы, можно вместо них прикладывать растения и мелкие предметы. Работа с аэрографом требует определенных навыков. Он позволяет получить очень нежный, полупрозрачный слой краски и его поэтому часто используют профессионалы для создания оригинальных работ. Закончив роспись по красками, наносят закрепитель и как следует высушивают полотно. Эти краски лучше использовать для плотных тканей, а также для кожи и замши.

Роспись по мокрой ткани

Подобные работы очень необычны - краски плавно перетекают из одного тона в другой, получается эффект воздушности картинки. Полотно можно сначала выдержать в солевом растворе, чтобы не допустить некрасивых подтеков.

Современные дизайнеры для создания уникальных моделей одежды обращаются к новым технологиям, позволяющим создать печатным способом роспись по ткани. Фото, перенесенное на шелковое полотно, стало модным приемом у ведущих кутюрье.