Куда обжаловать постановление судебного пристава. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Каждому гражданину предоставлена возможность защитить свои интересы. Это можно сделать подачей искового заявления в суд или обжалованием решений, постановлений, поведения должностных лиц. Распространяется эта возможность и на период применения мер принуждения. Рассмотрим далее, как составляется жалоба на службу судебных приставов.

Когда возникает необходимость оспаривания?

Образцы жалоб на судебных приставов указывают на самые разнообразные причины, по которым у граждан появляется желание подать заявление. В качестве одной из основных выступает неисполнение должностным лицом требований законодательства. К примеру, кредитор может убедить недобросовестного пристава на вынесение постановления по исполнительному листу с истекшим сроком или начать принудительное производство, не определив для должника период для добровольного исполнения обязательств. Нередки случаи, когда арестовывается имущество ответчика, стоимость которого в несколько раз выше суммы долга, вмененной решением. Подать жалобу на судебных приставов можно и в случае, если они отказывают в возможности ознакомления с материалами производства.

Нормативная база

Жалоба на судебного пристава-исполнителя составляется в порядке, установленном в гл. 18 ФЗ №229. Правила сформулированы и в Законе №4866-1. Согласно его положениям, также может быть составлена жалоба на действия судебного пристава и решения должностного лица, которыми нарушаются свободы и интересы граждан.

В какие сроки можно направить обращение?

Рассмотрение претензий осуществляется уполномоченной инстанцией согласно правилам, которые предусмотрены в гл. 25 ГПК. Жалоба на постановление судебного пристава может быть направлена в течение 10-ти дней с даты его вынесения. в практике имеют место случаи, когда должник вовремя не извещен о начале производства. В этом случае составляется жалоба на бездействие судебного пристава. Она направляется в десятидневный срок, исчисление которого начинается с момента, когда гражданину стало или должно было стать известно о начале производства. В случае пропуска установленного периода гражданин вправе написать ходатайство о его восстановлении. В заявлении необходимо изложить уважительные причины и привести доказательства. Если суд посчитает основания пропуска срока недостаточными, ходатайство не будет удовлетворено.

Порядок подчиненности

Обжалование действий пристава и принятых им актов осуществляется в городском (районном) суде. Заявление направляется в ту инстанцию, где должностное лицо исполняет свои обязанности. В ходе рассмотрения претензии должностное лицо обязано будет доказать соответствие своего поведения нормам закона. Жалоба старшему судебному приставу направляется на акты, принятые подчиненным ему лицом, кроме тех, которые утверждены им. Претензия вышестоящему лицу адресуется и в случае оспаривания поведения представителя ФССП. Жалоба на судебного пристава, его поведение и утвержденные акты направляется руководителю подразделения субъекта РФ. Это правило распространяется и на заявления об оспаривании поведения руководителей подразделений, их заместителей. Жалоба на судебного пристава (его поведение и принятые им акты) может направляться как непосредственно вышестоящим должностным лицам ССП, так и через сотрудника, в отношении которого предъявляются претензии.

Порядок рассмотрения

Жалоба на судебного пристава направляется руководству сотрудников, чьи акты и поведение оспариваются, в течение трех дней с момента ее поступления. В случае если должностное лицо, которое получило заявление, не имеет полномочий на ее рассмотрение, оно обязано передать обращение уполномоченному специалисту, отправив письменное уведомление об этом заявителю. Последний может отозвать претензию до принятия решения по ней.

Требования к составлению

Жалоба на судебного пристава (его поведение либо принятые им акты) оформляется письменно. Обращение должно быть заверено подписью заявителя либо его представителя. В последнем случае к претензии должен прилагаться документ, подтверждающий полномочия лица.

В содержании обращения должно указываться:

  1. Ф.И.О., должность того пристава, поведение, отказ либо принятый акт которого оспаривается.
  2. Ф.И.О. гражданина либо название организации, место пребывания (жительства, нахождения) заявителя.
  3. Основания, в соответствии с которыми предъявляется претензия на поведение, принятый акт или отказ должностного лица.
  4. Непосредственно требования заявителя.

Важный момент

Заявитель при направлении претензии может не прилагать документы, подтверждающие приведенные в ней обстоятельства. В случае если наличие этих доказательств будет иметь значение при рассмотрении жалобы, должностное лицо, уполномоченное на ее рассмотрение, может их запросить. В таком случае период, в течение которого проводится разбирательство претензии, будет приостановлен до получения необходимых документов, но не больше, чем на десять дней.

Сроки рассмотрения

Жалоба, которая подана в порядке подчиненности, должна быть проверена на протяжении 10-ти дней с даты поступления. Рассмотрение осуществляется только уполномоченным на это лицом. В случае принятия жалобы на поведение пристава или принятый им акт судом, проверка претензии, поданной в порядке подчиненности, приостанавливается.

Случаи оспаривания

Постановления пристава, его поведение по обеспечению реализации установленных в решении уполномоченной инстанции обязательств могут обжаловаться в органе общей юрисдикции или арбитраже. Инстанция должна находиться на территории, где осуществляет свою работу указанное должностное лицо. Претензия может направляться в ходе исполнения:

  1. Требований, которые содержатся в документах, принятых относительно граждан либо организаций, занимающихся предпринимательством без образования юрлица.
  2. Исполнительного листа, который выдан в арбитражном суде.
  3. Постановления пристава, вынесенного на основании ч. 6 ст. 30, указанного выше ФЗ, в случае, если в качестве должника выступает гражданин либо организация, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица, и производство начато в связи с его коммерческой деятельностью.
  4. Прочих случаях, предусмотренных в АПК.

В ситуациях, не приведенных в ч. 2 указанной статьи, претензия направляется в инстанцию общей юрисдикции. Уполномоченный орган осуществляет рассмотрение поступившего заявления в течение 10-ти дней в порядке, который установлен в процессуальном законодательстве РФ и с учетом особенностей, предусмотренных в ФЗ.

Нюансы заполнения претензии

В той части, где должны быть реквизиты сторон, следует точно указать наименование органа, в который адресуется жалоба. В заявлении в обязательном порядке приводится должность и Ф.И.О. лица, чье поведение или принятый акт оспаривается. Эта информация приводится после слова "жалоба". В содержании претензии события следует излагать в том порядке, как они произошли. Если, к примеру, гражданин не был поставлен в известность о том, что начато исполнительное производство, необходимо привести обстоятельства, которые имели место в то время. Если он отсутствовал и поэтому не получил уведомление, следует указать причину и место нахождения, приложить документы, подтверждающие, что причины были уважительными. Если гражданин обращался к приставу с просьбой ознакомиться с материалами производства, но получил отказ, нужно четко изложить слова и действия должностного лица. Непосредственно при самом обращении можно попросить написать объяснение своего поведения. Если пристав и это сделать откажется, то это также следует указать в претензии. Как выше было сказано, необязательно прикладывать документы, доказывающие неправомерность поведения должностного лица. Однако специалисты рекомендуют все же подавать жалобу вместе с ними.

Это предотвратит затягивание процесса рассмотрения претензии. Описывая обстоятельства, неплохо было бы привести ссылки на законодательные акты. В этом может помочь квалифицированный юрист. Свои требования необходимо излагать четко, так, чтобы их нельзя было истолковать двояко. В конце заявления нужно перечислить прилагаемые к нему бумаги. В самом конце следует обязательно расписаться и поставить число. Если претензия составлена верно, она будет рассмотрена. В случае несоблюдения порядка оформления жалоба будет возвращена.

Альтернативный вариант

Вести борьбу с недобросовестными должностными лицами, кроме подачи жалобы на их поведение или принятые акты, можно и другим способом. Он состоит в придании огласки происходящему произволу в региональных и городских СМИ. Как показывает практика, должностных лиц совершенно не радует перспектива быть отрицательными героями телевизионных сюжетов или газетных либо журнальных заметок. Такие радикальные действия должников, как правило, влекут за собой проверку правомочности всей деятельности сотрудника, а в ряде случаев и всего подразделения. В результате дело ставится на контроль вышестоящих руководителей.
Выявленные нарушения законодательных норм влекут за собой привлечение к административной, дисциплинарной ответственности, наложение взысканий, занесение случаев в личные дела, отстранение от службы и многие другие неприятные последствия. Общественный резонанс не позволяет оставить дело без рассмотрения, "отписаться" от претензии. Придание огласки таким случаям негативным образом сказывается на репутации ФССП. В некоторых случаях обращение в СМИ может быть даже более результативным, чем обжалование постановлений или поведения приставов в установленном порядке.

В заключение

Каким методом будет осуществляться защита прав, выбирать каждому самостоятельно. Однако в любом случае необходимо помнить, что действия не должны противоречить закону. Для тех, кто выберет обжалование в установленном ФЗ порядке, следует внимательно изучить требования норм, соблюсти срок, в течение которого может быть направлена претензия. В случае необходимости можно обратиться за консультацией к квалифицированному юристу.

Жалоба на бездействие судебных приставов: образец. Жалоба на судебного пристава позволяет человеку, пострадавшему от действий исполнителя, восстановить права. Документ можно направить сразу в несколько государственных органов. Представленный образец позволит не ошибиться в написании жалобы.

Служба судебных приставов создана для того, чтобы осуществлять контроль за исполнением принятых судебных решений. Работники организации обладают обширными полномочиями, позволяющими помочь пострадавшей стороне добиться справедливости. Но иногда исполнители халатно относятся к своей работе. В этой ситуации человек должен четко понимать, куда жаловаться на судебных приставов. Документ можно направить сразу в несколько государственных органов. Своевременное обращение в соответствующие структуры позволит человеку добиться соблюдения своих прав.

(кликните, чтобы открыть)

В каких случаях возможно обжалование действий судебного пристава исполнителя

Куда жаловаться на судебных приставов

Чтобы разобраться, куда писать жалобу на судебных приставов, нужно ознакомиться с положениями ФЗ №229 (ред. от 26.07.2017). Нормативно-правовой акт закрепляет перечень лиц, которые способы помочь в решении проблемы. Жалоба на бездействие судебного пристава может быть написана должностному лицу, отвечающему за действия исполнителя.

Существуют и другие государственные органы, способные предотвратить бездействие судебных приставов и оказать благотворное влияние на исполнение судебного решения. Если человек столкнулся с фактом ненадлежащей работы со стороны госслужащего, он может обратиться в:

  • Управление РФ;
  • суд, находящийся по месту осуществления деятельности исполнителя,
  • в администрацию Президента РФ,
  • в прокуратуру.

Эксперты советуют начинать разбирательство с обращения к старшему должностному лицу. Если оно не поспособствует благотворным изменениям, можно отравляться в другие инстанции.

Процедура написания жалобы

Способы подачи заявления

Жалоба на бездействие судебного пристава исполнителя может быть передана в соответствующий орган несколькими способами:

  • лично,
  • через интернет,
  • по почте,
  • через представителя.

Если человек принял решение самостоятельно передать жалобу, ему потребуется составить ее в письменной форме.

Важно

Документ должен быть составлен в 2 экземплярах. 1 вариант остается в государственном органе, а другой возвращается заявителю. Человек должен добиться, чтобы на его экземпляр поставили штамп с отметкой о принятии.

Если человек направляет бумагу по почте, ее нужно в обязательном порядке передавать заказным письмом. Когда заявление будет получено, заявителю придет уведомление об этом. Если с жалобой направляются дополнительные документы, нужно выполнить опись-вложение. Узнать все нюансы процедуры можно, обратившись на почту.

Факт

Если на действия судебного пристава исполнителя направляется через интернет, нужно использовать стандартный образец. Удаленное обращение позволит сэкономить время. Однако гарантия получения ответа на жалобу в этой ситуации ниже. По этой причине эксперты советуют выбрать для передачи заявления другие способы.

Обжалование действий судебного пристава исполнителя можно осуществить и через представителя. Манипуляция осуществляется по нотариальной доверенности. Ее потребуется приложить к общему пакету документации.

Сроки подачи и рассмотрения

Жалобу на пристава необходимо направлять в соответствующий государственный орган в 10-дневный срок. Началом периода считается момент получения информации о нарушении прав. После завершения срока, жалоба принята не будет. Однако предоставляемый период может быть увеличен, если человек не смог своевременно передать заявление по уважительной причине. К подобным основаниям относятся:

  • нахождение в командировке,
  • заболевание,
  • несвоевременное получение письма, если пристав дал ответ в письменном виде.

Юридическая неграмотность в перечень уважительных причин не входит.

Период рассмотрения жалобы на судебного пристава не может превышать 3 дня. После завершения срока, государственный орган обязан представить принятое решение в письменном виде. Должностное лицо, получившее жалобу на судебного пристава, может посчитать, что она обоснована, и прекратить неправомерные действия исполнителя, или отказаться от выполнения требований заявителя.

Порядок действий судебного пристава исполнителя может меняться в зависимости от того, в какой государственный орган человек направил заявление.

В судебном порядке

Восстановить нарушенные права способен помочь суд. Если человек задумался, как обжаловать постановление судебного пристава исполнителя, он может использовать готовый образец документа для составления иска.

Важно

Формы заявления не установлено. Составлять документ нужно, руководствуясь вышеуказанными советами.

Получив жалобу, суд назначает заседание. Во время него стороны высказывают свое мнение. На основании полученных данных государственный орган принимает решение.

Органами ССП

Если человек уверен, что исполнитель решения суда нарушил его права, начинать восстановление справедливости нужно с обращения к вышестоящему руководству. Для этого потребуется посетить отделение СПП. Там же можно получить образец жалобы на бездействие судебного пристава исполнителя.

Если составляется жалоба в прокуратуру на судебных приставов, образец можно получить, посетив отделение государственного органа. Процедура изучения обстоятельств произошедшего длится 30 дней. За это время внимательно изучает все нюансы дела. Государственный орган может:

  • объявить предостережение,
  • внести в разбирательство свои требования,
  • отменить принятое исполнителем решение.

Если должностное лицо выяснит, что заявление в прокуратуру на судебных приставов, образец которого можно скачать в интернете, было составлено обосновано, будет принято решение о восстановлении прав пострадавшего. Все последствия недобросовестных действий судебного исполнителя будут устранены в течение 30 дней.

Подпишитесь на свежие новости

Иногда чрезмерная загруженность судебных приставов по ключевым делам приводит к пренебрежению интересами других участников исполнительных производств. Халатность может проявляться в откровенном нарушении законодательных норм или вовсе в бездействии. Сегодня я расскажу о том, как пожаловаться на пристава, как составить жалобу и куда ее следует подавать.

Какие НПА регламентируют деятельность приставов?

Существует 2 основных нормативно-правовых акта:

  1. Закон № 118 «О судебных приставах». В нем содержатся общие требования к кандидатуре пристава, перечислены его права и обязанности, условия применения силы, оружия, спецсредств, а также прописывается возможность обжалования постановлений, действий и бездействий исполнителя.
  2. Закон № 229 «Об исполнительном производстве». Определяет порядок действий должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей. В Главе 17 документа содержатся гарантии защиты прав участников исполнительного производства – прописано куда жаловаться на пристава и в какой срок.

Как составляется жалоба на пристава?

Это должен быть документ, составленный по правилам официально-делового стиля. Подписывается он пострадавшим лицом или его представителем.

Какие данные должны быть отражены?

В жалобе необходимо указать (ст. 124 Закона № 229-ФЗ):

  • Ф.И.О. лица, интересы которого нарушены, его адрес и контактные данные.
  • Должность и Ф.И.О. пристава, деятельность которого подлежит обжалованию.
  • Основания обжалования – почему гражданин считает, что его права нарушены. Указать следует номер и дату незаконно принятого документа или действие (бездействие), которое противоречит порядку исполнительного производства.
  • Требования жалобщика.

Без указанных данных жалоба не будет принята и рассмотрена, но кроме этого, следует также написать куда подается документ, в рамках какого производства, поставить дату и подпись. Разрешено прилагать доказательства виновности пристава, но это не обязательно.

Образец жалобы.

(Источник: http://www.delo-press.ru)

Куда жаловаться?

Законодательством предусмотрено несколько способов обжалования деятельности пристава. Причем, подав документ в одну структуру, можно единовременно обратиться и в другую (ст. 19 Закона № 118-ФЗ).

Жалоба старшему приставу.

Старший пристав является начальником отдела ФССП, в котором находится ваше исполнительное производства. Жалоба на его имя подается, если обжалуемое решение не было им утверждено ранее, то есть если ваш исполнитель самостоятельно совершил незаконное действие без ведома руководства.

В шапке документа пишется Ф.И.О. и должность адресата (посмотреть эту информацию можно на сайте ФССП).

Подать жалобу разрешено в электронной форме через официальный интернет-ресурс ФССП или лично через канцелярию этого органа, а если у вас сложная ситуация, требующая дополнительных разъяснений, можно записаться к старшему приставу на личный прием.

Пример см. выше.

Обращение в прокуратуру.

Зачастую работники прокуратуры помогают заявителю оформить правильно документ. Записаться на прием или подать жалобу можно по интернету. Чтобы ваше обращение было рассмотрено быстрее, рекомендуется приложить к нему копии обжалуемого акта пристава, постановления о возбуждении производства и другие документы по делу.

Жалоба в суд.

Действия исполнителя разрешено обжаловать в районном суде. Рассмотрение дела будет происходить согласно правилам административного производства.

Составляется заявление в суд по правилам Главы 22 КАС РФ. В иске необходимо максимально подробно описать суть нарушения и изложить четко свои требования. К заявлению следует приложить документы по исполнительному производству и жалобы, отправленные вами ранее.

Сроки в течение которых нужно подать жалобу.

Согласно ст. 122 Закона № 229-ФЗ подать жалобу следует на протяжении 10 дней со дня, когда вам стало известно о нарушениях. Период исчисляется с момента:

  • Когда вы узнали о неправомерных действиях, совершенных исполнителем.
  • Когда вы получили на руки незаконное решение пристава.
  • Установления факта бездействия.
  • Отказа в отводе.

Как доказать бездействие?

Бездействие – непринятие приставом необходимых актов и действий в сроки, установленные Законом № 229-ФЗ.

Самые частые причины обжалования:

  • Ненаправление необходимых запросов в государственные структуры.
  • Непроведение проверок.
  • Непринятие мер для истребования имущества (неналожение ареста на собственность должника, неполучение информации о его банковских счетах).

Что делать, если пристав бездействует? Если вы не знаете, как доказать факт бездействия, вам достаточно подать лишь саму жалобу. Должностное лицо определит порядок доказывания факта бездействия и истребует необходимые документы (ч. 3 ст. 124 Закона № 229-ФЗ).

Можно ли обжаловать действия судебного пристава?

Да. Процедура обжалования аналогична обжалованию бездействий.

Куда обратиться?

Жалоба на действия приставов подается в порядке их подчиненности. На действия пристава – старшему приставу. На действия старшего пристава – главному приставу субъекта РФ. Акты последнего также подлежат обжалованию, но уже на государственном уровне – сперва заместителю главного пристава РФ, далее – главному приставу страны.

Кроме того, пожаловаться на должностных лиц можно в суд и в прокуратуру.

Что указать?

В жалобе указывается суть нарушений, номер и дата обжалуемого документа. Копию незаконного постановления пристава нужно приложить к заявлению.

Жалоба на судебного пристава-исполнителя является распространенным явлением в юридической практике. Несмотря на достаточно узкую направленность деятельности организации, на её чиновников их пишут немало. Бумаги проходят все инстанции, службы и судебные уровни.

Что служит причиной жалоб?

Жалоба на судебного пристава-исполнителя гражданами и организациями отправляется по разным причинам. Они заключаются или в бездействии, или в неправильных действиях оного. Причин может быть несколько:

  • Пристав незаконно пытается закрыть производство.
  • Не использует свои полномочия для достижения результата.
  • Мероприятия по исполнению проведены с нарушением процедурных правил.
  • Не выполняются сроки исполнительного производства.

Оценить правильность действий чиновника вы сможете, ознакомившись с двумя законами: «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». Второй акт очень интересен. Он содержит, например, положения о том, каким образом пристав вправе проникать в жилье должника. Если вы недовольны действиями этого сотрудника, можете написать соответствующую бумагу. Чтобы жалоба на судебного пристава-исполнителя оказалась действенной, ознакомьтесь с действующим законодательством, так как периодически в него вносят корректировки.

Помощь оказывают юристы, которые раньше или работали в службе, или имеют опыт составления соответствующей документации. Каждая ситуация уникальна. Нельзя подогнать её под один шаблон, иначе тогда все было бы намного проще. Поэтому, не имея уверенности в правильности собственных действий, желательно обратиться к юристу, хотя бы за консультацией.

Какие возможности у стороны производства?

Документ должен готовиться на основе материалов производства. В противном случае заявление не будет иметь желаемого эффекта. представляет собой продолжение судебного процесса. У каждой из сторон есть возможность знакомиться с материалами дела. Так получиться проверить, что и когда сделал исполнитель в том или ином конкретном случае.

Жалоба на бездействие судебного пристава часто показывает, что чиновник обманывает граждан, говоря о проделанной работе, которую он не сделал. Стоит заглянуть в папку с материалами, а там пусто. Взыскатель или должник могут:

  1. Знакомиться с материалами дела.
  2. Делать выписки, копии с помощью фотоаппаратов или телефонов. Сейчас такая возможность есть практически у каждого человека.
  3. Подать жалобу на судебных приставов.
  4. Попросить предпринимать те или иные действия. Например, наложить ограничения на вождение транспортных средств.

Заявления о бездействии или незаконных действиях отправляются по выбору жалобщика или вышестоящему начальству, или в суд. Более выгодным считается отправлять бумаги сразу в последнюю инстанцию. Там не имеют заинтересованности в статистике. Начальник приставов может отреагировать быстрее и отменить абсурдные решения своего подчиненного. Проигрыш в суде намного хуже, чем решение внутри службы. Многое еще определяется взаимоотношениями между органами власти в регионе.

Как подготовить материал для жалобы

В первую очередь надо ознакомиться с производством. Просьба об этом подается в канцелярию службы. Заявителю желательно оставить себе копию с отметкой, что документ принят. В папке с документами необходимо найти следующую информацию:

  • Направления запросов в банки, ГИБДД, Росреестр.
  • Имелись ли попытки ограничить должника в правах на вождение транспорта.
  • Принимались ли меры проникнуть в жилье должника.
  • Использовал ли пристав информацию, которую предоставлял ему взыскатель.

В банках или иных финансовых организациях могут храниться сбережения, деньги на счетах. Что может рассказать взыскатель? Он может указать на ценное имущество (драгоценности, недвижимость, автомобили), принадлежащие ему. При этом землю, жилье необязательно регистрировать.

Жалоба на бездействие судебного пристава обосновывается на том, что чиновник не используется полномочия по регистрации прав должника с дальнейшей целью его реализации. Доказать, что исполнитель знает об имуществе должника, можно копиями заявлений. Их подают или в канцелярию, или отправляют почтой.

По какой схеме жалуются начальнику?

Жалоба на судебного пристава-исполнителя пишется по одной схеме. Причины, заставившие человека это сделать, не имеют особенного значения. Бумага составляется согласно нормам закона «Об исполнительном производстве» или процессуального законодательства. Бумаги в суд также составляют по единой схеме, но о ней расскажем позже. В государственных структурах практикуется принятие жалоб через интернет, но пока систему действенной назвать сложно.

Стоит ли жаловаться в прокуратуру

Написать жалобу на судебных приставов можно и прокурорам. Они обязаны проверять законность их действий по заявлениям граждан. Они могут также обращаться в суд, защищая их права или государственные интересы. Существует официальное письмо, касающееся вопросов исполнительного производства. Фактически же прокуроры будут пересылать граждан к начальникам соответствующего уровня или в суд.

К ним имеет смысл идти, когда пройдены этапы службы приставов, или есть подозрение о коррупции или преступлении. В то же время, отстаивая свои права, нельзя упускать все возможности - вдруг система сработает. Бездействие еще никому не помогало. В то же время свои жалобы надо аргументировать и не позволять чрезмерно эмоционального поведения.

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.