Кому посвящено произведение 19 октября. Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина

36 219 0

В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности.

Стоит отметить, что эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. В 1825 году , сосланный за неуважение к царю и вольнодумство в родовое поместье Михайловское, не смог присутствовать на встрече выпускников, однако прислал своим друзьям стихотворное письмо, которое было торжественно зачитано присутствующим. К этому моменту Александр Пушкин уже снискал славу одного из самых талантливых и дерзких поэтов современности. Тем не менее, это не помешало ему с глубоким уважением относится к друзьям, которые хоть и не стали выдающимися поэтами, но, несомненно, обладали блестящими литературными способностями. Вспоминая тех, с кем на протяжении шести лет пришлось делить все радости и горести, поэт в стихотворении с сожалением отмечает, что многих верных товарищей уже нет в живых. Другие же по различным причинам не смогли присоединиться к тем, кто в этот день пирует «на берегах Невы». Но этому есть веские оправдания, так как судьба нередко преподносит своим баловням сюрпризы, которые нужно воспринимать если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.

Поэт отмечает, что в этот вечер он пьет один, отдавая дань уважения своим друзьям, которых по-прежнему любит и помнит, и которые платят ему взаимностью. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», - восклицает автор, утверждая, что никакие повороты судьбы не способны разрушить ту душевную близость, которая возникла когда-то между лицеистами и сохранилась на долгие годы. При этом Пушкин благодарит своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в изгнании. «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь», - пишет поэт. Именно эти встречи с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом заставили поэта более философски воспринимать удары судьбы и не отказываться от своего призвания. И бесконечные беседы с друзьями натолкнули Пушкина на мысль о том, что «служенье муз не терпит суеты». Поэтому к своему вынужденному заточению поэт стал относиться с определенной долей иронии и благодарности, так как получил великолепную возможность посвятить все свое время творчеству и переосмыслению жизни. Именно в Михайловском Пушкиным было создано множество великолепных произведений, которые сегодня по праву считаются классикой русской литературы.

Обращаясь к друзьям-лицеистам, поэт предсказывает, что ровно через год он вновь поднимет вместе с ними бокал с вином, чтобы отметить столь памятную дату. Это пророчество действительно сбывается. Равно как фразы о том, что в следующий раз за одним столом соберется гораздо меньше выпускников, становятся вещими. Буквально через два месяца после написания стихотворения «19 октября 1825» произойдет восстание декабристов, которое круто изменить жизнь многих друзей поэта. Словно бы предчувствуя это, Пушкин обращается к тем, кому суждено отправиться в ссылку и на каторгу, с напутствием вспомнить «нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой». По мнению поэта, эта «печальная отрада» позволит тем, кого не будет рядом, мысленно поднять бокалы и провозгласить традиционный тост за непоколебимую мужскую дружбу. И хотя бы один день провести в ладу и гармонии с этим жестоким миром «как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».

День 19 октября 1811 года - несомненно, важная дата в истории русской литературы, В этот день был открыт Царскосельский лицей, и Александр Пушкин стал одним из его первых воспитанников. В 1817 году поэт окончил учебу и вместе с друзьями-лицеистами договорился встречаться каждый год 19 октября. В 1825 году Пушкин был в ссылке и не смог приехать на встречу, прислав лишь стихотворение, посвященное событию.

Главная тема стихотворения

Тема содружества и верности в дружбе - основная в произведении. Поэт обращается к друзьям, вспоминает дни, проведенные вместе и тех, кого уже нет с ними. Он жалеет о том, что не может быть вместе в этот день. Поэт соединяет в стихотворении два мотива: одиночества, грусти, скорби и неразделимости «вечного» союза, братства. Еще одной темой, которой дышит произведение - поиск своего пути в жизни. Призвание человека, напоминает поэт, часто можно увидеть уже с юных его лет. И куда бы не забросила судьба лицеиста, каких бы высот в карьере он не достиг, поэт призывает не забывать лицейский союз и годы учебы, проведенные вместе.

Стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа, подчеркивающего печальное настроение поэта. Как мы помним, в это время он был в ссылке, в Михайловском. Одиночество стало его спутником на два долгих года, что для поэта было тяжким испытанием. Поэтому с особой теплотой в стихотворении описаны моменты приезда, а иногда и случайных встреч в сельской глуши с тремя друзьями из лицейского братства: Дельвигом, Пущиным и Горчаковым. Грусть поэта разрастается от воспоминаний о товарищах, которых уже нет, и размышлениях о неискренности новых дружеских связей. Настроение меняется, когда поэт ободряется мечтой о том, что в следующем году он точно будет вместе с друзьями и призывает радоваться, «пока ещё мы тут».

Стихотворение заканчивается эмоциональным напутствием сохранения верности лицейскому братству. Полноту чувств и эмоций подчеркивают риторические восклицания и вопросы. Стихотворение наполнено многочисленными образами: огня жизни» и холода смерти, лицемерия многих нынешних «друзей» и настоящего братства царскосельского, образа лицея как «Отечества», которому он посвящает гимн.

Структурный анализ стихотворения

Пушкинские стихи богаты изобразительными средствами: метафорами, олицетворениями и, конечно же, эпитетами. С помощью их автор передает свои чувства: грусть, тревогу, гордость, признательность и братскую любовь. Читатель хочет сопереживать поэту и радоваться вместе с ним.

Размер стихотворения - пяти- и шестистопный ямб. Пушкин в стихотворении использует два типа рифм - опоясывающую и перекрестную. Стихотворение содержит девятнадцать строф. Каждая строфа состоит из восьми строк. Жанр стихотворения «19 октября» - дружеское послание. На это указывают и многочисленные обращения, встречающиеся в тексте. Как и во многих других произведениях Пушкина чувства и эмоции поэта тесно связаны, вплетены в описания природы.

Для поэта друзья играли огромную роль в жизни. Его открытая натура и горячее сердце требовали дружеского общения всечасно. И с годами Пушкин не потерял эту особенность своей личности. Вспомним: даже умирая, он хотел быть в кругу друзей.

В этой статье мы рассмотрим произведение "19 октября 1825" (Пушкин). Анализ стихотворения поможет вам понять его основные особенности.

Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о значении даты в его названии. Что же это за дата - 19 октября 1825? которого мы проведем, в 1817 г. завершил обучение в

Его друзья-лицеисты на прощальном балу решили, что каждый год 19 октября они будут собираться вместе и вспоминать о годах юности в годовщину основания учебного заведения, выпускниками которого они стали. Таким образом, эта дата была очень важна для поэта. Ведь ровно 14 лет назад, 19 октября 1811 года, состоялось открытие Царскосельского лицея.

Где находился 19 октября 1825 Пушкин

Продолжим рассказом о том, где находился А.С. Пушкин в очередную годовщину основания лицея. Нужно отметить, что долгие годы традиция встреч соблюдалась неукоснительно, несмотря на то, что собираться вместе было непросто, ведь жизнь разбросала по всему миру бывших лицеистов. В 1825 г. Александр Сергеевич, сосланный в родовое поместье Михайловское за вольнодумство и неуважение к царю, не смог принять участие во встрече выпускников. Тем не менее он прислал стихотворное письмо своим товарищам. Это письмо торжественно зачитали всем присутствующим на встрече. Пушкин к этому времени уже был известен как один из наиболее дерзких и талантливых поэтов современности. Однако это не помешало Александру Сергеевичу относиться с глубоким уважением к своим друзьям, хоть и не ставшим выдающимися художниками слова, но, безусловно, обладавшими большими литературными способностями.

Воспоминания о товарищах из лицея

В стихотворении под названием "19 октября 1825" А. Пушкин вспомнил всех тех, с кем ему пришлось делить все горести и радости на протяжении 6-ти лет обучения в лицее. Поэт с сожалением отметил, что уже нет в живых многих его верных товарищей. Другие же не смогли присоединиться ко встрече по различным причинам, и их не оказалось в числе тех, кто пирует в этот день "на как отметил в произведении "19 октября 1825" Пушкин. Анализ стихотворения показывает, что Александр Сергеевич находит им оправдание. Он отмечает, что судьба часто преподносит сюрпризы своим баловням. Эти сюрпризы необходимо воспринимать с пониманием, если не с благодарностью.

Душевная близость лицеистов

Александр Сергеевич отмечает, что он пьет один в этот день, отдавая своим друзьям дань уважения. Он по-прежнему помнит и любит их, и его товарищи платят взаимностью поэту. Автор восклицает: "Друзья мои, прекрасен наш союз!". Так он утверждает, что душевную близость, возникшую однажды между лицеистами и сохранившуюся до сих пор, не способны разрушить никакие повороты судьбы. При этом Александр Сергеевич выражает благодарность своим друзьям за то, что они в ущерб своей репутации и вопреки здравому смыслу навестили поэта, пренебрегая общественным мнением. Находившийся в изгнании поэт пишет, что он "обнял здесь" трех своих товарищей. Именно эти встречи Александра Сергеевича с Дельвигом, Горчаковым и Пущиным заставили его относиться к ударам судьбы более философски. Их поддержка была очень важна для Пушкина, который не отказался от того, что считал своим призванием. Поэт продолжил творить.

Положительные стороны ссылки

Долгие беседы с лицейскими товарищами натолкнули Александра Сергеевича на мысль о том, что творчество "не терпит суеты". Именно поэтому Пушкин начал относиться к вынужденному заключению с некоторой долей благодарности и иронии. Ведь поэт получил прекрасную возможность посвятить все свободное время переосмыслению жизни и творчеству. Пушкин в Михайловском создал множество прекрасных произведений, которые вошли в золотой фонд русской литературы.

Предсказания Пушкина

Поэт, обращаясь к своим друзьям из лицея, предсказывает, что через год ему удастся поднять бокал с вином вместе с ними, чтобы отметить 19 октября. И действительно, это пророчество сбылось. А фразы о том, что через год за столом будет намного меньше выпускников, также стали вещими.

Через 2 месяца после создания стихотворения Пушкина "19 октября 1825" случилось Оно коренным образом изменило жизнь множества лицейских товарищей Александра Сергеевича. Как будто предчувствуя обращается к тем из них, кому суждена ссылка и каторга. Он призывает их вспомнить "нас и дни соединений". Александр Сергеевич считает, что эта "печальная отрада", которую они найдут в воспоминаниях, позволит им мысленно поднять бокалы для того, чтобы провозгласить тост за мужскую дружбу. Так они смогут провести хоть один день в гармонии и ладу с жестоким миром, как и Пушкин провел его "без горя и забот".

Средства выразительности в стихотворении

Интересующее нас произведение написано ямбом. Главная особенность в его построении состоит в использовании автором сложных предложений. В тексте имеется множество восклицательных знаков. Это свидетельствует об эмоциональном состоянии Александра Сергеевича. Кроме того, в нем можно найти риторические вопросы, связанные с размышлениями автора о судьбе его товарищей. В этом стихотворении, как и во всем остальном творчестве Пушкина, присутствуют метафоры, эпитеты и олицетворения.

В заключение

Завершая 1825" (Пушкин), отметим, что воспоминания о лицее навсегда остались в памяти Александра Сергеевича. Он считал его колыбелью свободомыслия, "лицейской республикой", которая сплотила в "святое братство" его товарищей. Стихотворение Пушкина согрето большой нежностью, искренней любовью к друзьям. Когда поэт говорит о своем одиночестве в ссылке, когда он вспоминает Корсакова, умершего в Италии, в его стихах звучит мужественная грусть. Все произведение представляет собой гимн дружбе.

Конечно, мы провели лишь краткий анализ стихотворения "19 октября 1825". Пушкин - великий поэт, выдающийся мастер слова. В каждом его произведении можно найти интересные художественные особенности. Предлагаем вам самостоятельно провести анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября 1825". Наверняка вы сможете дополнить разбор этого произведения, представленный в нашей статье. Анализ стихотворения Пушкина "19 октября 1825 года" позволяет лучше понять жизненный путь и внутренний мир поэта.

Пребывая в Михайловском, поэт остро ощущал свою оторванность от "жизни", от друзей, в том числе и лицейских. Из всех стихотворений, посвященных "лицейской годовщине", "19 октября 1825 года" - самое "развернутое" с точки зрения обращения автора к прошлому. В нем образы автора и лирического героя неотделимы, можно сказать, что лирическим героем его является сам Пушкин, обращающийся к друзьям для того, чтобы избавиться от горького одиночества: "Печален я: со мною друга нет...". Мысленно он находится "на брегах Невы", где друзья сегодня празднуют годовщину и где "Меня друзья сегодня именуют", однако от этого одиночества становится только горше.

Пушкин обращается к друзьям, вспоминая тех из них, кто сегодня не сможет присоединиться к общему веселью, скорбит о навсегда ушедшем Корсакове, гордится отважным моряком Матюшкиным... Имена не называются, но разве могут друзья не узнать их в любовно выписанных поэтом образах? Заключает же поэт свое обращение к друзьям поистине крылатой фразой-утверждением: "Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен...".

Говоря о собственной судьбе, поэт, "преследуем судьбой, Запутанный в сетях судьбы суровой", благодарит друзей, которые в это трудное для него время не оставили его одного, поддержали и ободрили: и Пущина, своим посещением превратившего "поэта дом опальный" в "день лицея"; и Горчакова, с которым они, несмотря на то, что им "разный путь судьбой назначен строгой", "встретились и братски обнялись"; и Дельвига, благодаря "голосу" которого "бодро я судьбу благословил"; и Кюхельбекера, которого он называет "мой брат родной по музе, по судьбам...". Здесь же, поскольку друзья его - поэты, Пушкин говорит о своем понимании природы поэтического творчества: "Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво...".

Воспевая Лицей, Пушкин в стихотворении "19 октября 1825 года" проводит интересную параллель: он просит друзей выпить за... царя, сославшего его в Михайловское, ставя ему в заслугу две вещи: "Он взял Париж, он основал лицей"... Кто его знает, может быть, для русской культуры, для России это и в самом деле самые великие "деяния" Александра I?..

Заканчивается стихотворение "19 октября 1825 года" грустными размышлениями поэта о том из лицеистов, кому "под старость день лицея Торжествовать придётся одному...". Пушкин жалеет этого "несчастного друга", который, "средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой", останется один на один с воспоминаниями о прошлом, когда все его друзья были с ним и когда им было так хорошо... Что может быть трагичнее, чем остаться одному? Но до этого, по уверению поэта, еще далеко, и сегодня он, "затворник опальный", благодаря незримому присутствию в его жизни верных друзей, счастлив...

1)К какому жанру можно отнести этот текст (лиро-эпическое повествование, описание, монолог и т.п.)?
2)На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? С какой интонацией следует читать каждую часть? Аргументируйте свою точку зрения.
3)Как изменяется настроение от части к части? Почему это важно для его понимания? (Каково настроение первой части (1-8-й стихи)? Каково настроение второй части (9-16-й стихи)? Как изменилось настроение в третьей части (17-24-стихи)? Докажите, что заключительная часть стихотворения самая динамичная. Каково её настроение)?
4)Какими изображены в стихотворении сосны и ели? Как их сниженная оценка подтверждается значением ключевых слов?
5)Какие слова и выражения характерны для "образа" листьев? Какую роль в создании образа играет глагольная лексика?
6)Какое настроение и смысл придаёт тексту короткая длина стиха (двустопный амфибрахий)? Подтвердите своё мнение примерами.
7)Найдите в каждой части стихотворения аллитерации и попытайтесь объяснить их роль в тексте.
8)Проанализируйте глагольную лексику стихотворения. Как она меняется от строфы к строфе? Какой смысл выявляется при определении времени, наклонения и лица глаголов?
9)Подумайте о скрытом смысле стихотворения. Можно ли его соотнести с человеческим существованием, с состоянием прекрасной и быстро ушедшей молодости, с вечным обновлением природы и быстротечностью человеческой жизни? Обоснуйте своё мнение.