Законы моисея общая характеристика. Частное право по законам Моисея

Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Законодательство Моисея, его смысл и основные принципы

Взаимоотношения Моисея и израильтян не укладываются в схему взаимоотношений просвещенного, мудрого вождя и косной, своевольной массы. Моисей не просто лучше других выражает волю и интересы народа, он в известном смысле создает сам народ. Для того чтобы племена переплавились в народ, из дикого этно-природного состояния перешли в историческое, они должны осознать себя в качестве духовной общности. Связь по рождению и обстоятельствам жизни должна перерасти в связь, опосредованную общей верой, идеалами праведности и справедливости. В жизни людей должно появиться что-то более значимое, чем кровь или чем египетские котлы с мясом и хлеб досыта, которыми в одну из трудных минут скитаний по пустыне израильтяне укоряли Моисея с Аароном. Моисей привносит идею единого бога, общих нравственных принципов, задавая тем самым духовное пространство, в рамках которого различные, хотя и родственные, племена конституируются в единый народ, поднимаются до осознания своего особого назначения в мире. Деятельность Моисея предоставляет нам редкую возможность на конкретном примере наблюдать, как племена трансформируются в народ (нацию), входят в историю и культуру. Замечательно, что при этом с наивной простотой показана противоречивость этого процесса, в ходе которого консолидация одного народа (в рассматриваемом случае еврейского) происходит за счет его противостояния другим народам, доходящим в отдельных случаях до войны и истребления.

В этническом смысле евреи - дети Израиля. Но их духовным отцом, отцом нации является Моисей. Он заложил религиозные, нравственные и законодательные основы их исторического существования. Провозглашенная им религиозность покоится на единобожии, нравственность - на любви к своему народу, законодательство - на принципе равного возмездия. Бог, народ, справедливость - так кратко можно было бы обозначить суть учения Моисея. При этом все три понятия образуют единый нерасчленимый комплекс.

За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятью заповедями. Когда говорят «кодекс Моисея», то обычно имеют в виду именно десять заповедей, хотя на самом деле нормотворческая деятельность Моисея ими не исчерпывается. Десять заповедей являются общей основой, своего рода введением к детализированному своду законов, охватывающему все общественно значимые аспекты поведения человека и включающему сотни разнообразных норм от правил гигиены до форм благочестия. Это - общие религиозно-нравственноюридические принципы, своего рода философия Моисеева законотворчества. Особое место Десяти заповедей в законодательной части Пятикнижия подчеркнуто тем, что Яхве возвестил их израильтянам сам, в отличие от других законов, которые он предписал через Моисея, а также тем, что они записаны на скрижалях.

Осмысление Десяти заповедей Моисея показывает: в историческом процессе, в ходе которого на смену природе приходит культура, естественно сложившиеся родственные племена сливаются в единый народ и организуют свою жизнь в форме государства, словом, говоря более обобщенно, происходит переход от первобытности к цивилизации, исключительно важная, в известном смысле первостепенная, роль принадлежит нравственности. Весь этот космический по масштабу и последствиям переход от природы к истории произошёл в рамках новых, гуманистически ориентированных нравственных запретов, осознанных в качестве исходного и безусловного базиса человеческого общежития.

Обычно принято подразделять заповеди Десятисловия на две группы: первые четыре, относящиеся к сфере сакрального права, и последующие шесть, относящиеся к сфере мирского права. Соответственно первые считаются религиозными предписаниями, последующие - моральными. Такое членение очевидно. Но оно недостаточно и может создать ложное впечатление, будто Десятисловие является механическим соединением разнородных норм. В действительности это - внутренне цельная система, в которой нормы взаимоотношений между людьми прямо вытекают и зависят от норм взаимоотношений людей с богом. Чтобы раскрыть нормативное единство Десятисловия, структурируем его заповеди следующим образом: а) первые три, б) четвертая, в) пятая, г) последние пять.

Первые три заповеди предписывают почитать одного лишь бога Яхве, запрещают создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям бога («не произноси имени Яхве, твоего Бога, напрасно» - Исх. 20:7). Почему единый бог? Почему Яхве?

Прежде всего потому, что, будучи единым богом, и в качестве единого бога, он является также богом справедливым и ревнивым. Он воплощает в себе правду и силу одновременно. Он задает единые для всех требования и обладает мощью, чтобы заставить людей следовать им. Там, где молятся многим богам, там нет единой правды. Иное дело Яхве, он - один, он помнит всех. «Он Бог богов и Господь господов, Бог великий, могучий и страшный, который не взирает на лицо и не берет взятку, творящий правосудие сироте и вдове и любящий жильца, чтобы дать ему хлеб и одежду» (Втор. 10:17–18). Предостерегая от практикуемого другими народами многобожия, Моисей подчеркивает, что они приносят в жертву богам своих сыновей и дочерей, наносят себе порезы, едят всякую мерзость, что они колдуют, ворожат, вызывают духов, вопрошают мертвых. Именно против этого варварства восстает Яхве, как бы визитной карточкой которого является то, что он вывел евреев из египетского рабства. Высвобождение из дома рабства - свидетельство и справедливости бога, и его силы. Оба этих качества бога теснейшим образом связаны между собой. Могущество Яхве, его гнев и беспощадность - гарантия его справедливости, залог того, что он устоит против любых соблазнов, способен судить, невзирая на лица, никого не боясь, и что он покарает любое отступление и отступление любого человека от предписанной нормы. Без справедливости кара становится слепой силой. А без кары справедливость деградирует в корысть. Только в соотнесенности друг с другом они становятся тем, что они есть, - справедливость справедливостью, а кара карой.

Что же является содержанием и критерием справедливости, отступление от которой карается железной и безжалостной рукой Яхве? Воля самого Яхве, его предписания. Суммируя перед смертью законы для заключения второго договора Израиля с Яхве, Моисей говорит: «Смотри, я даю вам нынче благословение и проклятие, благословение за то, что вы послушаете веления Яхве, вашего Бога, которые я повелеваю вам нынче, и проклятие, если не послушаете веления Яхве» (Втор. 11:26–28). И далее: «Храни и слушай все эти речения, которые я повелеваю тебе… ибо ты сделаешь доброе и праведное в глазах Яхве, твоего Бога» (Втор. 12:28). Еще более резко эта мысль выражена в тридцатой главе «Второзакония»: «Смотри, я кладу перед тобой сегодня жизнь и добро, и смерть и зло» (Втор. 30:15). Жизнь и добро в том случае, если слушать речения Яхве, идти его путями, смерть и зло в том случае, если поклоняться другим богам.

Рассуждения Моисея о Яхве на первый взгляд выглядят как простая тавтология: необходимость следования божественным заветам обосновывается их справедливостью, а сама справедливость усматривается в следовании божественным заветам. Но эта тавтология приобретает вполне конкретный содержательный смысл, если учесть, что Яхве - бог Израиля, определенного народа. И обращается он не к отдельным индивидам, а ко всему народу, как если бы сам народ был одним человеком. Он имеет дело с народом как с целым, заботится о его благе. Говоря по-другому, Израиль становится Израилем, единым народом, через единого бога, и этим, наличием единого бога, он отличается от других народов. Тем самым требования справедливости и требования послушания богу приобретают вполне конкретный смысл, который состоит в благе Израиля, возвышении святого народа. Единство народа, братство всех индивидов в его пределах, а также мысль о том, что единство народа обеспечивается едиными законами - вот что составляет содержание ветхозаветной справедливости, которую так ревниво оберегает Яхве. Словом, один бог, одна справедливость, один народ.

Четвертая заповедь: «Помни день отдохновения» (Исх. 20:8) является исключительно важной как раз с точки зрения связи бога и народа. В ней отношение к богу и отношение к ближним оказывается одним и тем же отношением. Суббота - время духовного сосредоточения, размышлений о боге, очень важных для того, чтобы за повседневной суетой, за всякими частными делами не потерять из виду общих целей. Это день, который отдается богу. И в то же время это день, в который перед лицом бога уравниваются все в пределах Израиля, независимо от их социального статуса. Отдохновение (подчеркнем еще раз: отдохновение ради Яхве) предписано и рабам, и чужеплеменникам, находящимся в доме, и даже домашнему скоту. В субботнем отдохновении духовное единство Израиля перед богом находит свое предметное воплощение. С этой точки зрения многозначительный характер приобретает различие в формулировке, если быть еще более точным, в обосновании этой заповеди, которое мы находим в «Исходе» и «Второзаконии». В «Исходе» святость субботнего отдыха аргументируется тем, что бог шесть дней создавал мир, а в седьмой отдыхал; в более позднем «Второзаконии» основание заповеди иное - прямое повеление Яхве в знак освобождения из египетского рабства. Если в первом случае бог выступает в его всеобщем качестве создателя мира, то во втором - в особом качестве покровителя Израиля. Во «Второзаконии» сильнее подчеркнут тот момент, что суббота, будучи символом связи с богом и свободы, является в то же время символом национального сплочения.

Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери. Ее необходимость объясняется не только фактами преступного попрания детьми воли родителей (так, в Пятикнижии мы находим норму, предусматривающую смертную казнь детям, побившим или проклявшим отца и мать). В контексте Десятисловия эта заповедь приобретает особый смысл - она призвана подчеркнуть, что новый религиознонациональный горизонт общественного поведения не отменяет вековечный закон почитания родителей. Отказ от кровнородственной формы организации общественной жизни не означал ценностной дискредитации самого типа кровнородственных связей. Последние сузились до границ индивидуальной моногамной семьи и в этом качестве сохранили исключительно высокий нравственный статус. Обязанности, налагаемые кровным родством и вытекающие из семейных связей, были и остаются вплоть до настоящего времени сильнейшими побудительными силами и мотивами общественного поведения. Требование чтить родителей выражает преемственную связь цивилизации (истории) с первобытным обществом и является составной частью её нравственного базиса.

Последующие заповеди (с шестой по десятую) можно охарактеризовать как нормы отношения человека к ближним, понимая под ближними всех представителей своего народа и только их. «Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби своего ближнего, как себя» (Лев. 19:18), - говорит Моисей. Без этого отождествления ближнего с сыном своего народа нельзя понять своеобразие этики Моисея. Мы уже подчеркивали, что единство народа и его сплочение вокруг единого бога, помимо прямого поклонения богу в установленных и для всех обязательных формах, обеспечивается едиными законами. Справедливость - таков основной предмет, по поводу которого разворачиваются противоречивые отношения народа и бога. Отсюда - и основные их характеристики. Народ предстает в Пятикнижии Моисея необузданным; «народ с твердым затылком» (Втор. 9:13), - не единожды характеризует его Яхве. Богу же свойственны прежде всего гнев и жестокость. Их отношения упорядочиваются на основе законов, призванных сдержать необузданные страсти и гарантированных беспощадным всесилием бога.

Пять заповедей, образующих вторую часть Декалога - не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему, - как раз задают основную меру справедливости. Именно их признание в качестве основы общественной жизни является главным признаком богоугодности народа, а их соблюдение - критерием нравственно достойного поведения. «И кто <тот> великий народ, у которого законы и приговоры праведны так, как все это Учение, которое я даю вам нынче?» (Втор. 4:8), - говорит Моисей. Именно Учение, праведные законы возвышают народ, делают его великим. Следует отметить, что богоизбранность еврейского народа обосновывается не его добродетельностью, а отрицательными качествами враждебных ему народов, не поднявшихся до правды единобожия: «Не за твою праведность и не за добродетельность твоего сердца ты войдешь овладеть их Страной, но за злодейство этих народов Яхве, твой Бог, прогоняет их от тебя, и чтобы исполнить слово, которым поклялся Яхве твоим отцам, Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор. 9:5). Еще одно замечание по этому исключительно острому вопросу. Хотя израильтяне считаются избранным, святым народом, тем не менее в Пятикнижии они предстают не в самом лучшем виде. Их история - это скорее история неразумных действий и страданий. Самоизображение народа, которое дают Моисей и другие возможные авторы Торы, больше напоминает саморазоблачение, самокритику. Во всяком случае, оно очень далеко от самолюбования. И Моисей вполне последователен, когда, оставляя Израилю перед смертью свою «Книгу Учения», предлагает поставить ее сбоку от Ковчега Договора с Яхве и добавляет: «Пусть она будет там против тебя свидетельством» (Втор. 31:26). Его любовь к народу- недовольство тем, что народ не соответствует идеалу справедливости. При таком понимании (а оно, разумеется, не единственное) избранность народа скорее напоминает нравственный императив, чем эгоизм круговой поруки.

В содержательном плане справедливость, задаваемая принципами Десятисловия, является равным возмездием. Речь идет об уходящем корнями в родоплеменные отношения принципе талиона или воздаяния равным за равное. Это хорошо видно на примере принципа «не убивай». Заметим, что по духу и букве Пятикнижия сфера действия требования «не убивай» ограничена Израилем. Во взаимоотношениях с другими народами законы Моисея предписывают или их подчинение, или, когда речь идет о народах, населяющих обетованную землю, полное уничтожение: «…только из городов этих народов, которых Яхве, твой Бог, дает тебе в наследие, не оставляй в живых ни души» (Втор. 20:16). Что касается наказаний за отступление от требования «не убивай», то они заключаются в том, чтобы отвечать убийством на убийство (если нет очевидных доказательств того, что оно было совершено непредумышленно), увечьем на увечье по принципу: жизнь за жизнь, око за око. Такой же принцип кары действует и в других случаях. По отношению к лжесвидетелю, например, Моисей предписывает: «Сделайте ему так, как он злоумышлял сделать своему брату. И истреби зло из своей среды. И остальные услышат и испугаются, и не станут больше делать подобное этому злодейству среди тебя. И пусть не пощадит твой глаз: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, ногу за ногу» (Втор. 19:19–21).

Из книги Современные буддийские мастера автора Корнфилд Джек

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Основные принципы, которые должен усвоить последователь Жнани-йоги Жнани-йогу американский йог Аткинсон назвал «Йогой мудрости», привлекающей к себе философов, лиц с интеллектуальными запросами. Жнани-йога стремится удовлетворить запросы тех, кто находится на пути

Из книги Людены, или Великая Октябрьская Социалистическая Контрреволюция автора Эшер Эли

Из книги Основы органического мировоззрения автора Левицкий С. А.

Глава 4. Основные принципы органического мировоззрения 4.1. Целое и агрегат Согласно популярным взглядам, основную тему онтологии составляет спор между «материализмом» и «идеализмом». При этом, как известно, материалисты признают за основную реальность материю, считая

Из книги Саентология: Основы мысли автора Хаббард Рон Лафайет

2. Основные принципы Так же, как и в технике, в Саентологии есть определенные основные принципы. Они необходимы для полного понимания этого предмета. В Саентологии недостаточно знать, как проводить процессинг людям. Чтобы быть полезным, нужно также знать основные

Из книги Романтический манифест автора Рэнд Айн

5. Основные принципы литературы Самый важный принцип литературной эстетики сформулировал Аристотель, сказавший, что в философском плане литература важнее истории, потому что история показывает вещи такими, какие они есть, тогда как л итература показывает их такими,

Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Семь заповедей Ноаха (основные моральные принципы иудаизма для неевреев) 1. Не отрицать Бога (то есть запрещение язычества). 2. Не проклинать Бога. 3. Не убивать. 4. Не вступать в запрещенные сексуальные отношения (например инцест). 5. Не красть. 6. Не есть части живого

Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

ГЛАВА III ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ § 1. МЕСТО ЛОГИКИ В МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Чтобы описать эту функцию, нужно охарактеризовать понятие

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

ГЛАВА III ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ § 1. МЕСТО ЛОГИКИ В МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Чтобы описать эту функцию, нужно охарактеризовать понятие

Из книги автора

§ 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В качестве высшего методологического принципа выступает требование объективности рассмотрения. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т.е. из

Из книги автора

§ 3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ Как уже говорилось, формальная логика исследует связи между мыслями, зависящие от их логических форм, т.е. прежде всего от смысла логических терминов. Эти связи имеют место независимо от того, знаем ли мы о них или

Из книги автора

Глава третья Основные принципы онтопсихологии

Законы Моисея - один из наиболее древних памятников права. Под «Моисеевым законодательством» в строгом смысле понимают 10 заповедей (Декалог), которые Моисей получил от Господа на Синайской горе. Но работа над ним продолжалась до IV в.

До РХ. Поэтому в него включают также новеллы и кодификации декалога Моисея эпохи Саула, Давида, вплоть до Ездры, а под именем Моисей в науке принято понимать всех законодателей, чья правотворческая деятельность отразилась на содержании этого свода законов. Это второй по величине памятник права после Кодекса Хаммураби и первый - по влиянию на другие системы права, в значительной степени благодаря христианству.

Моисеевы Законы составлены в стихотворной форме, по структуре - нормы древнего права. В законах Моисея содержатся не только нормы религиозного характера (ius sacrum), но и много норм частного, публичного, уголовного права.

Источники (1) откровения (обычное право еврейских племен), (2) кодекс Хаммураби – самая древняя часть «Книга Завета» (35 статей) повторяет его слово в слово, а еще ½ статей – аналогичны; (3) последующие акты законодательствования иудейских (израильских) царей.

Структура: (1) Книга (Кодекс) Завета – Исход 21-22, (2) второзаконие или законодательство царя Иосии – нормы, зафиксированные в гл. 12-26 кн. Второзаконие и гл. 22-223 2-й книги Царств, (3) Кодекс Святости – кн. Левит, гл. 17-26, Чисел, гл. 10, 15-41 – связан с реформами пророка Иезекииля, когда евреев ждала участь вавилонского плена. + Реформа Ездры – после возвращения из вавилонского пленения для возрождения культа монотеистического почитания – в основном содержала нормы религиозного права (кн. Пророка Иезекииля, гл. 40-48). После возвращения из плена составился канонический текст первой половины Ветхого Завета, а вместе с ни и текст законов.

Еврейская нация, а впоследствии - еврейское государство появились в результате выхода из Египта. Еврейское государство было монархическим (царство Саула).

Особенности: монотеизм, меньшая разработанность норм, решающих бытовые споры (по сравнению с законами Хаммурапи). Не отличается кзуистичностью. Законы Моисея знают такое явление, как вечное закабаление. Обычно (например, право др. Вавилона) практиковалось т. н. “срочное” закабаление. Процедура вечного закабаления очень сложна и отличается в древнеиудейском праве формализмом. Еще одной характерной особенностью Моисеевых законов является прямой, формальный запрет на договор дарения. Но это не означает, что подобные сделки вообще не совершались.

Суд первоначально делился на религиозный и судебный - священный суд и суд царя и общины. Судьями священного суда были жрецы храма Соломона в Иерусалиме (левиты). В уголовном праве древнееврейского государства господствовал принцип талиона (размер наказания или штрафа равнялся размеру причиненного вреда.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 13. Моисеевы законы: общая характеристика.:

  1. 43. Основные интерпретации концепции устойчивого развития РФ
  2. Центр рода. Вид: диспозитивные грамматические антонимы, различающиеся как показатели конкретности и абстрактности

Какие части Закона Моисея отменены с появлением , а каким мы все еще должны следовать (если таковые имеются)? Я знаю, что в , в Послании к Евреям говорится, что первый завет устарел после заключения второго, и что новый заменил старый (8 и 10 главы Послания к Евреям). Но о чем тогда идет речь в следующем отрывке:

«…закон, который появился спустя четыреста тридцять лет, не мог отменить договор, ранее принятый Богом, и таким образом отменить обещание» (Послание к Галатам 3:17)

Хороший вопрос. Давайте озвучим два пункта:

  • во Христе мы, во-первых, не под законом;
  • во-вторых, мы не под Законом (Моисея).

Это, возможно, звучит одинаково, но это, определенно, разные вещи. В Послании к Колоссянам 2:13-15 говорится, что, когда мы крестились, мы были воскрешены Христом, и что благодаря Ему «Он уничтожил перечень всех обвинений, которые существовали против нас». Он отменил закон, который был против нас, прибив его к кресту.

Раньше я думал, что это учит нас тому, что мы больше не подчиняемся Закону Моисея (особенно потому, что слова, которые звучат в Послании к Колоссянам 2:16-17 взяты из Закона Моисея), но это неверно. Этот отрывок говорит нам, что мы не под законом в целом. Мы больше не обязаны подчиняться закону в самом общем смысле. Еврей и язычник в равной степени не попадают под действие закона. У нас есть благодать.

В Послании к Галатам 4:21 — 5:6 обширно описано отношение к этой идее. Мы — дети свободной женщины Сары. Мы — больше не рабы. Мы были освобождены (Послание к Галатам 5:1). Освобождены от чего? От обязательства. Мы были освобождены от «должен» и находимся в согласии с «хотим». Единственное, что имеет значение, это вера, выражающая себя в любви. Итак, мы не под законом, а под благодатью. Это первый пункт. Мы не под законом.

Христиане не подчинены Закону Моисея

Но также мы не подчинены Закону Моисея. Иисус исполнил закон, который включает в себя Закон Моисея. Иисус не отменил Закон Моисея (в контексте это особый закон), но Он выполнил все его требования, и Он также принял наказание за то, что Он не следовал ему совершенно. Закон не был отменен, но мы не находимся под его властью. Когда , занавес был разорван на две части. Кровь быков и козлов, которая никогда не удаляла , стала больше не нужна. Это больше не имеет значения. Как сказал один иудейский писатель, вся Моисеева система была старой и угасающей и скоро исчезнет (Послание к Евреям 8:13). Фактически, она исчезла, наконец, в 70 году н.э.

Мы не обязаны следовать ни одному из Законов Моисея. Все это отменено. Конечно, в Законе Моисеевом было заповедано то, что заповедано нам во Христе. Мы все равно должны любить Бога всем сердцем, душой и силой. Мы, по-прежнему не должны желать жены или мужа наших соседей или их вещей. Мы все равно не должны убивать. Однако, причина, по которой мы не должны делать этого, не в том, что это написано в Законе Моисея, а потому, что это является частью Закона Христа. Это вещи, которые Иисус обязал нас делать. Многие христиане повесили 10 заповедей к себе на стену. Это нормально, я полагаю, но в некотором смысле это немного странно. Мы не публикуем законы о ношении одежды из более чем двух материалов или обязанности соблюдать праздник кущей. 10 заповедей выражают сердце Бога, и мы можем утверждать, что как христианине мы обязаны следовать им, но это не потому, что это было написано на скрижалях, данных Моисею, а потому что мы следуем за Христом.

Послание к Галатам 3:17 применяется к двум различным заветам: с Авраамом и с Моисеем. Мы можем защитить идею о том, что завет с Авраамом все еще действует. 4 глава Послания к Римлянам — аргумент, что Божье обещание Аврааму все еще действует. Обетование Аврааму заключается в том, что праведники будут жить верою (Послание к Римлянам 1:17, 4:3), и все народы будут благословлены через семя Авраама-Иисуса Христа. Павел утверждает, что обетование Аврааму заменяет завет с Моисеем. Это то, что утверждается в Послании к Галатам 4:21-31. Закон Моисея привел к рабству, но обетование Аврааму и сегодня приводит к свободе.

Итак, если мы обязаны соблюдать законы, найденные в Левите, это «совпадение». Но мы можем многое узнать о Боге через них.

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Предмет и научные задачи истории государства и права
    • Предмет истории государства и права
    • Историческое в праве
    • Методология истории права
    • Системы права
    • Периодизация истории государства и права
  • Развитие историографии всеобщей истории государства и права
    • Зарождение историко-юридических знаний
    • Начало научной истории права и государства
    • Историческая школа права
    • Развитие научной истории государства и права в XIX в.
    • Социологическое направление историографии
    • Сравнительно-историческая школа
    • Изучение истории государства и права в России
    • Современное состояние историографии
  • Становление государственной организации и права
    • Проблема возникновения государства и права
    • Формирование политико-правового сообщества
    • Протогосударство – чифдом
    • Раннее государство
  • Образование древнейших государств на Ближнем Востоке
  • Общие сведения о государстве и праве Древнего Востока
  • Государственность в древней Месопотамии
  • Государство Древнего Египта
  • Ассирийская держава
    • Становление и эволюция Ассирийского государства
    • Организация власти
  • Образование древнейших государств в Восточной Азии
  • Государственность в Древней Индии
    • Древнейшие государственно-политические объединения
    • Государственная организация державы Маурьев
    • Социально-правовой строй
    • Принципы государственного правления
  • Государства Древнего Китая
    • Формирование китайской государственности
    • Власть и управление в империи Цинь
    • Доктрина легизма
  • Древневосточная монархия
    • Монархия и деспотизм
    • Особенности исторического происхождения
    • Религиозное содержание власти
    • Полномочия монарха
    • Образ идеального правителя
  • Право древнего Вавилона (законы царя Хаммурапи)
    • Древнейшее законодательство Месопотамии
    • Законы Хаммурапи: система и принципы
    • Социально-правовой строй
    • Брачно-семейное право
    • Торговое и обязательственное право
    • Преступления и наказания
  • Древнееврейское право
    • Древнееврейская государственность
    • Источники права
    • Законодательство Моисея
    • Семейно-брачное право
    • Имущество и обязательства в праве
    • Уголовное право и суд
  • Государство и право античного мира
  • Общие сведения о государстве и праве античного мира
  • Становление политического общества в Древней Греции
    • Протогосударства Крито-Микенского мира
    • Дорийское завоевание: начало нового строя
    • Становление полисной организации
  • Спартанское государство
    • Становление Спартанского государства
    • Реформы Ликурга
    • Организация власти и управления
  • Образование Афинского государства
    • Становление Афинского полиса
    • Реформы Солона
  • Демократическое государство Древних Афин
  • Правовая политика и законодательство Афинской демократии
    • Социально-правовой строй
    • Семейный уклад
    • Регулирование имущественных и торговых отношений
    • Развитие законодательства
    • Закон и право
  • Государство и право эллинистического мира
    • Образование Македонской державы
    • Государственный строй империи
    • Государства эллинистического мира. Распад империи
    • Греко-египетское право
  • Формирование государственности Древнего Рима
    • Становление римского полиса
    • Военно-родовой строй
    • Переход к военно-республиканскому строю
    • Борьба патрициев и плебеев
  • Государственный строй Римской республики
    • От полиса к империи
    • Народные собрания
    • Сенат
    • Система магистратур
    • Римская армия
    • Идеал смешанного правления
  • Государственный строй Римской Империи
    • Кризис республики и становление монархии
    • Государственная организация принципата
    • Переход к новым формам монархии
    • Система управления при доминате
    • Провинциальная организация империи
    • Военная организация империи
  • Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
    • Римское гражданство
    • Гражданство и сословия
    • Неполноправные категории жителей
    • Несвободное население
  • Древнейшее римское право
    • Священное право и царские законы
    • Законы XII Таблиц: создание и общие начала
    • Основы общественно-юридического быта
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
    • Ранние институты. Легисакционное судопроизводство
    • Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство
    • Римская юриспруденция
    • Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство
  • Развитие частного права в Древнем Риме
    • Система римского права
    • Брачно-семейное право
    • Имущественные (вещные) права
    • Обязательственное право
  • Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
    • Становление уголовного права
    • Формирование специальных уголовных судов
    • Процесс в суде присяжных
    • Уголовная юстиция в империи
  • Кодификация римского права
    • Начало систематизации права
    • Разработка Свода Юстиниана
    • Corpus juris civilis
    • Право и Закон в римской юриспруденции
  • Государство и право средних веков
  • Государство и право средних веков
    • Общие характеристики государства и права средних веков
    • Предгосударственный строй германских племен
  • Варварские королевства
    • Вестготское королевство
    • Остготское королевство
    • Франкское государство Меровингов
  • Франкская империя Каролингов
    • Формирование нового государства
    • Государственная организация империи
    • Законодательство империи
    • Распад Франкской империи
    • Раннефеодальная государственность
  • Варварские правды
    • Оформление писаного права германских народов
    • Общественно-юридический быт
    • Судебное право
    • Преступления и наказания
  • Формирование правовых институтов феодального строя
    • Социальная сущность феодализма
    • Вотчинный уклад и новые виды зависимости
    • Коммендация. Ранние формы пожалований
    • Феодальный иммунитет
    • Вассалитет
  • Раннефеодальная государственность в Британии
    • Образование варварских королевств
    • Начало феодализации общества
    • Ранняя государственная организация
    • Англосаксонские законы
    • Датское завоевание

Законодательство Моисея

Древние правила, приписанные в Библии пророку Моисею, устанавливали организацию древнееврейского общества на строго и узконациональном начале. Еврейская община формировалась как замкнутый социальный организм, связанный общими традициями, религиозными правилами и, главное, особыми отношениями с Богом, недоступными другим народам. Согласно завету, еврейский народ заключил своего рода политический договор с Богом, по которому народ обязывался хранить переданные через Моисея правила и законы, но и Господь должен был соблюдать свое особое благоволение к народу: «Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их – и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить».

Такой условный договор внес в политическую организацию и основы правовой жизни древних иудеев весомый теократический элемент: правящий слой составляли так называемые левиты, исполнявшие одновременно священные и судебно-административные обязанности. Религиозный характер сохранял и высший орган народа – собрание 70 старейшин (по 6 от каждого племени – клана).

Основой – и исторической, и принципиальной – всего древнееврейского права стали так называемые Десять заповедей, согласно Библии, переданные через Моисея еврейскому народу откровением. Заповеди стали принципиально новым словом в истории права: впервые оформились не казусные, но общие правила правового поведения, хотя и в значительной степени религиозные по содержанию. Заповеди содержали три, условно, группы предписаний. Первая – главные требования древнееврейской религии: единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идолопоклонство.

Вторая – постановления религиозно-житейского характера, требования к образу жизни: соблюдение субботнего, выходного от всех дел дня, почитание родителей. Третья непосредственно касалась общих правовых отношений и запретов такого поведения, которое, завету, теперь преступно не только в человеческом, но и в религиозном смысле: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй на ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни рабы его, ни вола его, ни всего, что есть у него.

И Второзаконие . Пятикнижие образует первую часть еврейского Танаха - Тору . Слово «Пятикнижие» представляет буквальный перевод с греческого - πεντάτευχος от πεντε - «пять» (ивр. - «хамиша» חמשה) и τευχος - «том книги».

Структура Пятикнижия

Невозможно установить, существовала ли когда либо Тора как единый текст, разделенный на пять книг. Исходя из библейской критики и споров об авторстве Библии все имеющиеся данные научных исследований говорят о том, что она была составлена из текстов, написанных разными авторами в разное время. Первое традиционное упоминание деления Торы на пять книг относится к Иерусалимскому Талмуду (около III века н. э.). Во всяком случае, помимо чисто технических соображений (например, уменьшение размеров свитков, для более удобного чтения), подобное деление обусловлено структурой самого текста.

Книги Пятикнижия

Иврит Транскрипция Перевод Русский Ц.-слав. Латынь Древнегреческий
בְּרֵאשִׁית Бе-решит В начале Бытие Бытїѐ Genesis Γένεσις
שְׁמוֹת Шемот Имена Исход Исхо́дъ Exodus Ἔξοδος
וַיִּקְרָא Ва-икра И воззвал Левит Левíтъ Leviticus Λευιτικόν
בְּמִדְבַּר Бе-мидбар В пустыне Числа Чи́сла Numeri Ἀριθμοί
דְּבָרִים Дварим Слова Второзаконие Второзако́нїе Deuteronomium Δευτερονόμιον

Названия книг Пятикнижия

Русские названия книг Пятикнижия происходят от греческих названий, в то время как в оригинале книги названы по первым значимым словам, соответственно: Бе-решит («В начале»), Шемот («Имена»), Ва-икра («И воззвал»), Бе-мидбар («В пустыне»), Дварим («Слова»). Такой способ называния практикуется с древнейших времён, и потому можно предположить, что это - изначальные названия книг Пятикнижия. Однако существовали и другие названия.

Деление книг Пятикнижия

  • Нумерация стихов и деление книг на главы имеет нееврейское происхождение. Их источник - средневековая рукописная традиция Вульгаты . Деление книг Пятикнижия на главы ввёл в XIII веке архиепископ Кентерберийский Стефан Лэнгтон . Древнейшая рукопись, содержащая деление Лэнгтона, - Парижская рукопись Вульгаты XIII века. Из Вульгаты такое деление перешло в рукописи и издания Танаха . Деление Септуагинты , которому следует русский синодальный перевод , имеет ряд отличий от Вульгаты в делении текста на главы и нумерации стихов.

Происхождение Пятикнижия

Согласно традиционному взгляду, Пятикнижие, то есть собственно Тора в узком смысле, представляет собой единый документ Божественного откровения, с начала и до конца записанного самим Моисеем. Исключением являются последние восемь стихов Второзакония (где рассказывается о смерти Моисея), относительно которых существуют два мнения: первое - и эти стихи также были продиктованы Богом и записаны Моисеем; второе - они были дописаны Иисусом Навином (Иехошуа бин Нуном) .

По мнению исследователей (в основном такая точка зрения восходит к немецким библеистам девятнадцатого столетия), Второзаконие отождествляется с «Книгой Торы», найденной в Иерусалимском храме в 622 году до н. э. в царствование Иосии (Иошияху), что описано в 4Цар. ; четыре другие книги Пятикнижия были канонизированы во времена Ездры (Эзры) и Неемии (Нехемии). «Книга Торы (Моисеевой)», введённая Эзрой в дополнение к Второзаконию , по-видимому, включала также тексты, известные нам из книги Левит и книги Чисел . В то же время многие исследователи не разделяют эту точку зрения.

Традиционный иудаизм отвергает историко-критический подход к Пятикнижию и научно-филологический анализ текста. Масоретский текст принимается как единственная авторитетная и авторизованная версия Пятикнижия (хотя и допускается, что в этот текст могли вкрасться незначительные описки). Об установлении законоучителями господствующего чтения рассказывает мидраш : «в Храме были найдены три свитка; в одном из них было написано так: […], а в двух других - так: […]; законоучители отвергли чтение первого свитка и приняли чтение двух других, и, в конце концов, единый согласный текст был передан в храмовые архивы » . Особая коллегия, состоявшая на храмовом содержании, периодически проверяла текст. С великим прилежанием и любовью к своему делу последующие поколения переписчиков заботились о точном воспроизведении оригинала. Во избежание возможных ошибок при копировании текста были разработаны подробные правила для переписчика (Софрим). Исследование библейских текстов, обнаруженных среди свитков Мёртвого моря, которые на тысячу лет старше стандартного масоретского текста, установленного в X веке Аароном Бен-Ашером, подтвердило его аккуратность и показало неправомерность многочисленных «поправок», предложенных за последние два века.

Другие признаки составной структуры Пятикнижия с точки зрения библейской критики включают в себя следующие.

  • Повторения. В рассказах Пятикнижия имеется около 25 случаев, когда история рассказывается в двух и более версиях, например, Быт. , 20:1-18, также 26:6-11. Часто различные версии рассказа противоречат друг другу в деталях. Примерно в 50 случаях закон даётся в двух и более версиях, причём одна из версий расширяет или пересматривает другую, например, Лев. и Втор. .
  • Терминология. В различных частях Пятикнижия последовательно используются разные термины для некоторых названий, имён и общих понятий, причём если история повторяется дважды, то в первом варианте используется один набор терминов, а во втором варианте - другой набор.
  • Связность повествования. Части текста, выделенные по повторениям и терминологии, часто представляют собой более связное повествование, чем в исходном тексте Пятикнижия.
  • Теологическая концепция. Части Пятикнижия, выделенные с помощью повторений и различной терминологии, также обладают различными теологическими концепциями. Эти различия касаются концепции Бога, отношений между Богом и людьми, а также свободы воли и этических идеалов.

Наиболее известной теорией происхождения Пятикнижия является документальная гипотеза , выдвинутая немецкими учёными в XIX веке и предполагающая 4 источника-документа, объединённых в результате трёх редакций. Древние эпические источники Яхвист и Элохист , записанные в период Царств, были объединены после падения Северного царства . Впоследствии к полученному документу был добавлен третий документ - книга Второзаконие. Последним был добавлен Священнический (Жреческий) кодекс, в результате этого добавления текст Пятикнижия приобрёл современную форму. Последнюю редакцию относят к периоду после Вавилонского плена .

Существуют и более радикальные гипотезы происхождения Пятикнижия. Например, представители так называемой школы библейского минимализма (англ. Biblical minimalism ) утверждают, что тексты Библии написаны в эллинистический период . Одним из их аргументов является тот факт, что археологические раскопки не подтверждают фактов, изложенных в книгах Ездры и Неемии, на которых базируются многие выводы Документальной теории. Например, согласно Библии, Неемия восстановил Иерусалим и отстроил городскую стену, что произошло приблизительно в V в. до н. э. Однако по данным раскопок, Иерусалим в персидский период представлял собой крошечную деревушку размером 150*250 метров с населением не больше 400 человек, без всяких укреплений, а городская стена, приписываемая Неемии, построена только во II в. до н. э. Кроме того, нет никаких внебиблейских упоминаний о Ездре и Неемии. На этом основании минималисты делают вывод, что Ездра и Неемия являются вымышленными персонажами, а книги, названные их именами, написаны столетиями позже.

Самаритянское Пятикнижие

Началась дискуссия исследователей Библии о сравнительных достоинствах самаритянского и масоретских текстов Пятикнижия. Наиболее полный сравнительный анализ осуществил Г. Ф. В. Гезениус в труде «О происхождении самаритянского Пятикнижия» (на латинском языке; 1815 г.). Гезениус доказал, что масоретский текст ближе к оригиналу, чем самаритянский. Последний всегда предпочитает более простые слова там, где первый даёт архаическую или сложную форму. Традиционное произношение, сохраняемое при чтении самаритянами Пятикнижия, обнаруживает близость к языку свитков Мёртвого моря. Наиболее значительное текстуальное отличие самаритянского Пятикнижия от масоретского - вставка после Исх. 20:14 (и Втор. 5:18) длинного отрывка, представляющего собой главным образом стихи (Втор. ) и 11:30. Это, безусловно, сознательное видоизменение текста, которое вместе с рядом других, менее значительных изменений призвано «подтвердить» утверждение самаритян, что гора Гризим близ Шхема - «избранное место», то есть место центрального Храма.

Пятикнижие в христианстве

В христианстве велись дискуссии о том, насколько заповеди Моисея, данные в Пятикнижии, могут быть применимы к христианам. В англоязычной литературе выражение Biblical Law in Christian Context также может относиться к установлениям и этическим правилам, содержащимся в Пятикнижии, в их применении к христианам, в особенности в контексте суперсессионизма (богословской теории, согласно которой отношения между Богом и христианами могут быть описаны как «замещение» или «исполнение» заветов с еврейским народом). В различных христианских конфессиях высказываются различные точки зрения - от полного отрицания какого-либо применения закона Моисея христианами, до частичного их приятия и (в различных протестантских деноминациях, например, у адвентистов седьмого дня и представителей некоторых других направлений христианства, которые утверждают, что христиане должны отмечать в качестве дня отдыха субботу, а не воскресенье - в соответствии с Пятикнижием Моисея) до учения о полном соблюдении христианами постановлений Пятикнижия.

См. также

  • Шестая и седьмая книги Моисея (англ.) русск.

Примечания

  1. Спиноза Б, Богословско-политический трактат.
  2. Friedman R. E. Who Wrote the Bible? (Harper San Francisco) (1987, new preface 1997) ISBN 978-0060630355
  3. Иерусалимский Талмуд, Санхедрин 10:1
  4. 1:1-7; 40:36-38
  5. Талмуд , Авода зара 25а
  6. «Галахот гдолот», «Мишна Брура»
  7. Мишна , Меггила 3:5, Мидраш Шир а-Ширим Раба 5:20
  8. Мишна , Иома 7:1 и др.
  9. Сифрей , Втор. 160; ср. Втор. 17:18; Талмуд , Авода зара 25а
  10. Берейшис > Берейшис >
  11. Втор.
  12. Шмойс > Шмойс > Тора с комментарием Раши (inline) | Еврейская библиотека (неопр.) (недоступная ссылка) Архивировано 26 июня 2007 года.
  13. Исх. 1-18
  14. Исх. 19-24
  15. Исх. 25-31; 35-40
  16. Вайикро > Вайикро > Тора с комментарием Раши (inline) | Еврейская библиотека (неопр.) (недоступная ссылка) Архивировано 4 августа 2007 года.
  17. Лев. 1-10
  18. Лев. 11-15
  19. Лев. 16
  20. Бемидбар > Бемидбар > Тора с комментарием Раши (inline) | Еврейская библиотека (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 12 октября 2007. Архивировано 6 августа 2007 года.
  21. Чис. 1-24
  22. Чис. 22-24; 31:8, 15-16
  23. Чис. 21
  24. Дворим > Дворим > Тора с комментарием Раши (inline) | Еврейская библиотека (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 11 октября 2007. Архивировано 8 августа 2007 года.