До вторжения дорийев Спарта была скромной деревушкой крестьян и пастухов. Дорийцы одержали над ними победу, несмотря на упорное сопротивление, подчинили их себе и разделили все население на классы, в результате чего местные племена оказались на самой низкой ступени – они составили класс илотов, самых настоящих рабов, лишенных каких-либо прав и жестоко угнетаемых. На вершине социальной лестницы стояли спартиаты, класс, состоявший из победителей – дорийцев и их потомков. Им одним были предоставлены все права, так что только спартиаты были истинными гражданами Спарты, то есть только они могли выбирать и быть избранными на разные должности в государстве. Только спартиаты имели право носить оружие; таким образом, побежденный народ никогда не мог вооружиться и угрожать их господству. Средним классом были периэки; его составляли жители окрестностей Спарты, которые без борьбы подчинились дорийцам, получив взамен некоторую свободу, но и они были лишены права принимать участие в формировании правительства. Периэки представляли собой класс производителей: ремесленников, торговцев, земледельцев, вольнонаемных.

Голова Спартанского воина

Каждый член спартанского общества был навсегда связан с каким-либо из трех классов, и изменить свое положение он не мог; поэтому были запрещены браки между людьми, принадлежащими разным социальным группам: те, кто преступал этот закон, карались крайне жестоко.

Способности греческих ремесленников проявлялись во всех сферах, в том числе и в очень развитом тогда искусстве моды.

Впрочем, жестокий и суровой была вся жизнь Спарты. Жестокой она была для илотов, находившихся в самом низу общественной лестницы; жестокой для периэков, облагавшихся большими, а зачастую просто грабительскими налогами, особенно в случае войны, для ведения которой требовалось много денег. Жестокой была, наконец, жизнь и для самих спартиатов, которые подчинялись суровому режиму, готовясь стать воинами, способными вынести самые тяжкие испытания. Печальной и суровой, таким образом, была вся жизнь этого города, постоянно стремившегося доказать свое превосходство над другими полисами, чего, однако, ему так никогда и не удалось; города, закрытого для остального мира из страха растерять и растратить свой идеал силы, оказавшейся в конце концов роковой слабостью.

Учителя пользовались в Афинах большим уважением: они обучали детей греческому языку, поэзии, гимнастике.

Для того чтобы составить представление о давлении правящих кругов общества на представителей низших классов, можно назвать лишь несколько цифр: на 10 тысяч спартиатов приходилось около 100 тысяч периэков и 200 тысяч илотов. А для того чтобы понять, насколько суровы были спартиаты даже по отношению к своим детям, достаточно вспомнить, что они убивали младенцев, родившихся с каким-либо физическим недостатком, который помешал бы им стать сильными и храбрыми воинами. Кроме того, с шести лет ребенка забирали из семьи, для того чтобы воспитать из него будущего защитника-воина. Справедливо было замечено, что Спарта была не чем иным, как одной большой казармой. Молодых людей подвергали всякого рода испытаниям: их заставляли терпеть голод и жажду, холод и зной, они выполняли физические упражнения с оружием до полного изнеможения; за малейший проступок их жестоко били палками. Только так, полагали спартиаты, тело станет неуязвимым, а душа подготовится к суровым военным будням.

С двадцати до шестидесяти лет спартанский гражданин был воином в каждый момент своей жизни: пища была общей, одежда – одинаковой, одни и те же для всех часы подъема, военных упражнений и отдыха. Молодые спартанские воины знакомились лишь с самыми азами образования: немного чтения, немного письма, несколько военных песен; некоторым счастливчикам позволялось играть на простейших музыкальных инструментах. Превыше всего для спартиатов было благо родного города, но никак не культура, искусство или наука, а единственным стремлением – сражаться и умереть за родину.

Великий афинский полководец и политик Фемистокл (слева). Перикл (справа), век Перикла - золотой век в истории Греции

Спартанцы никогда не упускали случая доставить военную славу своему городу: они подчинили Мессению, часть Арголиды, долго не уступали Аркадии ее собственную территорию; спартанцы были известны как самая могущественная сила среди всех членов союза, объединявшего города Пелопоннеса, так называемого Пелопонесского союза.

Политическое устройство Спарты традиция приписывает спартиату Ликургу, жившему около IX века до н.э. Власть в государстве была в руках одновременно двух царей, которые могли, таким образом, править по очереди. Главным образом цари ведали военными вопросами; для управления гражданскими делами был учрежден специальный совет, которому были подотчетны даже цари. Это была так называемая герусия, ассамблея из 28 членов – геронтов, каждый из которых должен был быть, во-первых, старше 61 года (geros означает старик, пожилой человек), во-вторых – главой семьи. Герусия предоставляла законы на рассмотрение народному собранию – апелле, к участию в котором допускались, разумеется, только спартиаты. Народное собрание могло одобрить или отвергнуть закон, но не обсуждать его; лишь апелла могла каждый год избирать пять экспертов – эфоров, наблюдавших за деятельностью правительства и ведавших благоустройством города.

Город Спарта расположен в долине реки Еврот между горными хребтами Тайгет (на западе) и Парнон (на востоке). Это был один из городов древнего греческого государства, называвшегося Лакедемон. Хотя ранний период истории Спарты известен нам пока недостаточно хорошо, можно с уверенностью сказать, что к концу VIII в. большая часть остальных городов Лакедемона оказалась под властью Спарты. Их жители стали именоваться периэками {periolkol), что значит «живущие вокруг». Несмотря на то что их общины сохраняли самоуправление, они не имели права проводить самостоятельную внешнюю политику. Это была привилегия жителей Спарты - спартиатов. И хотя обитатели государства официально именовались «лакедемонянами», только спартиаты занимали государственные посты и принимали решения.

Статуя спартанца, найденная в Спарте, ранее считалась портретом Леонида, однако она относится к тому периоду, когда в Греции еще не было искусства портрета. Оно приобрело популярность начиная с 475-450 гг. до н.э. Любые изображения людей, живших до этого времени, можно называть портретами лишь условно, поскольку они созданы в более поздние времена. Бюсты, которые ранее трактовались как портреты Леонида или Павсания, ныне считаются портретами поэта Пиндара.

Слово «Лаконика» означает географическую область, в которой расположен Лакедемон. Прилагательное «лаконский» употребляется для обозначения местного диалекта, одежды и т.д. Другие общины утратили свою независимость, и их жители превратились в илотов - рабов спартиатов. Спартанское общество превратилось в рабовладельческое: илоты производили материальные блага, на которые жили сиартиаты, посвящавшие свое время военным занятиям. Угроза илотского восстания, способного поставить под вопрос само существование государства, существовала постоянно.

Согласно преданию, законы Лакедемона были созданы Ликургом. На протяжении многих лет ему приписывалось авторство всех законов. Однако очевидно, что законодательство формировалось постепенно. Ликург, если только он был реальным лицом, был автором лишь самых ранних законов.

Спартой управляли два царя, происходившие из двух царских ролов - Агиадов и Эврипонтидов. Первоначально во время войны оба царя командовали войсками. Но с конца VI в. до н.э. установилось правило, согласно которому один из царей командовал армией в походе, в то время как другой оставался дома. За царями закреплялись места в совете старейшин - герусии (gerousia). Остальные 28 членов совета были старше 60 лет и занимали свой пост пожизненно. Герусия предлагала законопроекты собранию граждан, а оно, в свою очередь, могло принять их или отвергнуть. Собрание решало вопросы войны и мира и ратифицировало мирные договоры. Оно также имело право принимать решение по вопросу наследования царской власти, утверждало военных командиров и выбирало членов герусии и пять эфоров (ephoros - наблюдатель). Эфоры осуществляли общий контроль над деятельностью царей. Они могли призвать царя к ответу и организовать его судебное преследование через герусию. Эфоры председательствовали в герусии и в народном собрании. Они также отдавали приказы о мобилизации армии. Два эфора сопровождали царя в походе.

После того как контроль был установлен над всем Лакедемоном, спартанцы завоевали соседнюю Мессению. Это произошло во время 1-й Мессенской войны 735-715 гг. В руки спартанцев попала большая часть территории Мессении, и большинство ее обитателей было превращено в илотов. Главным врагом Спарты отныне стал Аргос, С ним и развернулась продолжительная борьба за гегемонию в Пелопоннесе. Тяжелое поражение, понесенное от аргосцев под Гисиями в 669 г, спровоцировало самое крупное восстание мессенцев. Это восстание, ставшее известным как 2-я Мессенская война, было подавлено с огромными трудностями.

Боевые песни, написанные во время этой войны поэтом Тиртеем, были призваны вселить боевой дух в сердца спартанцев и глубоко вошли в милитаризированную спартанскую культуру. Экспансия продолжалась и в начале VI в., на сей раз в Южную Аркадию, куда войска повели цари Леон и Агасикл. Противником были города Орхомен и Тегея, Со временем лакедемоняне изменили свою политику. В середине века был заключен союз, а со временем большая часть государств Пелопоннеса оказалась в составе союза во главе с Лакедемоном. Главенство в Пелопоннесском союзе давало Лакедемону законное и моральное право возглавить силы греков во время греко-персидских войн. Лакедемоняне, которых возглавляли эфор Хилой и цари Аристон и Анаксандрид, участвовали в военных операциях по свержению тиранов по всему греческому миру. Это также добавляло престижа их власти.

Тиранами в Греции называли незаконных единоличных правителей. Они зачастую отличались жестокостью и неуважением к законам. Клеомен, сын Анаксандрида, продолжил дело своего отца. В 517 г. до н.э. от власти тиранов был освобожден Наксос, в 510 г. до н.э. - Афины. Клеомен нанес сокрушительное поражение Аргосу при Сепее, предотвратив те.м самым его помощь персам. Лакедемон играл ключевую роль во время греко-персидских войн. Однако командующий греческим войском Павсаний, разгромивший персов при Платеях, организовал заговор, целью которого было установление в Греции персидского владычества. После этого Лакедемон утратил немытую часть своего престижа. Кроме того, афинский лидер Фемистокл развернул борьбу против гегемонии Спарты и значительно укрепил положение Афин. Тем не менее самым тяжелым ударом по лакедемонскому влиянию стало землетрясение 464г., разрушившее Спарту. За ним последовала 3-я Мессенская война (465-460) и Малая Пелопоннесская война против Афин (460-446). В этих войнах Лакедемон устоял, но вышел из них с тяжелыми людскими потерями. В 431 г. до н.э. Лакедемон вновь оказался втянутым в войну с Афинами (Пелопоннесская война 431-404 гг.), поскольку союзники Спарты угрожали покинуть ее, если та не сможет защитить их ОТ афинской экспансии. И в этой войне победу одержали лакедемоняне.

Победа над Афинами была одержана благодаря помощи, полученной Лисандром от персов. Лисандр устанавливал спартанскую гегемонию в тех городах, которые были освобождены от власти Афин, заменяя демократию на «правительства десяти», размещал в них лакедемонские гарнизоны и спартанских гармостов (hamostes - устроитель, наместник). В последний период Пелопоннесской войны спартанцы захватили господство на море. Это произошло благодаря Лисандру, который разгромил афинский флот в битве при Эгоспотомах. Вскоре после этого афиняне признали свое поражение, и Лисандр развернул свою деятельность в греческих государствах на восточном побережье Эгейского моря. В 400 г. до н.э. вспыхнула война с персидским сатрапом Тиссаферном.

Царь Спарты Агесилай, посланный в Азию в 396 г., достиг в войне с персами значительных успехов. Однако он был отозван, чтобы организовать защиту Спарты от войск новой антилакедемонской коалиции греческих городов. Постройка пepcaми мощного флота сделала возвращение в Азию невозможным, и лакедемоняне были вынуждены заключить мирный договор, согласно которому персам возвращался контроль над Азией. Коринфская война была Спартой выиграна, но на проведение гегемонистской политики у нее уже не было сил. Слабость Лакедемона во всей своей полноте проявилась во время битвы с фиванцами при Левктрах (371), в которой армия Спарты, считавшаяся до этого непобедимой, потерпела поражение.

И если бы фиванский военачальник Эпаминонд не погиб в 362 г. до н.э. под Мантинеей, едва ли Лакедемон смог сохранить в целости все свои владения.


Древняя Спарта сегодня очень популярна. Спартанцев считают великими воинами, которые могли поставить на колени даже самого могущественного врага. При этом они были умны и подарили Греции большое количество философов и ученых. Но, были ли они столь суровы и стоичны, как нам навязывают мифы о Спарте? Сегодня мы во всем разберемся и знаем, что же представляла собой Древняя Спарта .

Древняя Спарта «без купюр»

Вообще, название Спарта не является оригинальным. Его придумали и распространили древние римляне. Сами же спартанцы называли себя лакедемонянами, а свою страну Лакедемоном. Но, так вышло, что оригинальное название не прижилось в исторических документах, а вот название Древняя Спарта дошло до наших дней.

Древняя Спарта , как и большинство государств своего времени, отличалась довольно сложной социальной структурой. Все жители Спарты делились на три группы:

  • Полноправные граждане;
  • Неполноправные граждане;
  • Зависимые.

В то же время, каждая из групп делилась на подгруппы. Так, к примеру, илоты были рабами, но в уникальном понимании спартанцев. Они имели свои семьи, свои селения и даже получали денежное вознаграждение за свой труд. Но, они всегда были привязаны к своему земельному участку, обязались воевать на стороне Древней Спарты и принадлежали, что интересно, не кому-нибудь одному, а всем полноправным гражданам Спарты сразу. Кроме илотов в спартанском государстве были гипомейоны – неполноценные дети полноправных граждан Спарты. Их считали неполноправными гражданами государства, но при этом они были значительно выше по социальной лестнице всех других слоев населения, таких как илоты или зависимые.

Отметим, что наличие в социальной структуре Древней Спарты такого сословия, как гипомейоны, довольно сильно бьет по самой известной легенде о спартанцах, согласно которой, всех неполноценных детей они скидывали в пропасть сразу же после рождения.

Миф о сброшенных детях впервые упоминался Плутархом. Он писал, что слабые дети по велению правительства Древней Спарты сбрасывались в одно из ущелий Тайгетовых гор. На данный момент ученые все больше склоняются к тому, что это просто легенда, которая играла у современников роль «страшилки», но под собой серьезной обоснованной почвы не имела. Кроме прочего, сами спартанцы, любившие обособленный способ жизни, могли распространять такого рода мифы о своем народе.

Древняя Спарта и армия

Популярная легенда гласит, что армия спартанцев была практически непобедимой. Нельзя не отметить, что на то время Древняя Спарта действительно могла выставить на поле боя лучших воинов Греции, но, как мы все прекрасно знаем, и они часто терпели поражения. Более того, из-за изоляционной политики, спартанская армия во многом уступала армиям других государств. Спартанцы считались великолепными пехотинцами, способными с помощью жесткой дисциплины, выучки и плотной фаланги сразить любого врага в поле или степи, а также горных ущельях. С другой стороны, Древняя Спарта практически не интересовалась инженерным делом, а потому просто не способна была вести эффективные завоевательные войны, так как не было возможности осаждать крупные города противников. Беда к спартанцам пришла вместе с римлянами. Хоть древние римляне и восхищались во многом армией Спарты, мобильные и гибкие в строю манипулы довольно быстро расправлялись с линейной фалангой Спарты, что в итоге привело к полному покорению греческого государства римлянами.

Каждый спартанский мужчина считал своей обязанностью быть дисциплинированным в бою, мужественным и проявлять свою доблесть. Очень ценилась скромность, однако пиры и оргии, в том числе гомосексуальные, спартанцы тоже очень любили. В поздний период на закате государства Древняя Спарта ассоциировалась уже совсем с другими качествами – коварством и вероломством.

Древняя Спарта и общество

Древняя Спарта имела тот же государственный строй, что и большинство полисов Древней Греции – демократию. Конечно же, демократия Спарты отличалась от Афинской. К примеру, если большинство решений все же решались общим собранием граждан, то вот особо важные вопросы обсуждал и рассматривал ареопаг – верховный орган власти, состоящий из старейшин.

Домашний быт спартанцев был таким же, как и у всех остальных. Выращивались традиционные для древних греков продукты, а разводили спартанцы овец. Сельскохозяйственные работы возлагались на илотов, зависимых и неполноправных граждан Древней Спарты .

Особо напрягать мозги в Спарте не любили, но мыслители и поэты все же были. Особо выдающимися стали Терпандр и Алкман, которые, впрочем, были еще и великолепными атлетами. Предсказывающий будущее Тисамен Элейский среди современников тоже славился как метатель диска, а не как жрец-прорицатель. Так что, больше ценились физические данные спартанского мужчины, чем умственные способности.

Завтракали и ужинали в Древней Спарте только на коллективных собраниях. Бытует мнение, что несмотря на высокое положение, даже ареопаг был вынужден кушать вместе с остальными. Это уравнивало граждан и не давало влиятельным спартанцам забывать, что они тоже часть народа.

Спарта

Спартанский образ жизни хорошо описал Ксенофонт в своем произведении: «Лакедемонская политика». Он писал, что в большинстве государств каждый обогащается, как только может, не брезгуя никакими средствами. В Спарте, напротив, законодатель с присущей ему мудростью лишил богатство всякой привлекательности. Все спартариаты – бедные и богатые ведут совершенно одинаковый образ жизни, одинаково питаются за общим столом, носят одинаково скромную одежду, их дети без всяких различий и поблажек военной муштре. Так что приобретательство лишено в Спарте всякого смысла. Деньги Ликург (спартанский царь) превратил в посмешище: настолько они неудобны. От сюда и выражение «спартанский образ жизни», означает - простой, без всяких излишеств, сдержанный, строгий и суровый.

Случайные фото природы
Все древние классики от Геродота и Аристотеля и до Плутарха сходились на том, что до прихода Ликурга к управлению Спартой существующие там порядки были безобразными. И что худших законов не было ни в одном из тогдашних греческих городов-государств. Ситуация усугублялась тем, что спартанцы должны были постоянно удерживать в повиновении массы коренного греческого населения некогда покоренных земель, превращенного в рабов или полузависимых данников. Само собой разумеется, что внутриполитические конфликты создавали угрозу самому существованию государства.

В древней Спарте существовала причудливая смесь тоталитаризма и демократии. Основоположник «спартанского образа жизни» легендарный реформатор древности Ликург создал, по мнению многих исследователей, прототип как социал-коммунистических, так и фашистских политических систем ХХ в. Ликург не только преобразовал политическую и хозяйственно-экономическую систему Спарты, но и полностью регламентировал личную жизнь сограждан. Суровые меры по «исправлению нравов» предполагали, в частности, решительное искоренение «частнособственнических» пороков - алчности и корыстолюбия, для чего были почти полностью обесценены деньги.

Ликурговы помыслы, таким образом, не просто преследовали цель навести порядок, но были также призваны решить проблему национальной безопасности Спартанской державы.

История возникновения Спарты
Спарта, главный город области Лакония, находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония (Лаконика) - сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемон, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что равнозначно словам "спартанец" или "спартиат".

С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседей - других греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов.

Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными греческими городами-государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать ок. 550 до н.э., оформился ок. 510-500 до н.э.) Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.

Конфликт между двумя величайшими государствами Греции, Спартой и Афинами, сухопутной и морской державой, был неизбежен, и в 431 до н.э. разразилась Пелопоннесская война. В конечном счете, в 404 до н.э. Спарта взяла верх.

Недовольство спартанским засильем в Греции привело к новой войне. Фиванцы и их союзники во главе с Эпаминондом нанесли спартанцам тяжелое поражение и Спарта стала терять былое могущество.

Спарта обладала особым политическим и социальным устройством. Во главе спартанского государства издавна стояли два наследственных царя. Они проводили заседания вместе с герусией - советом старейшин, в который пожизненно избирались 28 человек старше 60 лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет и имевшие достаточно средств для того, чтобы исполнять то, что считалось необходимым для гражданина, в частности, вносить свою долю на участие в совместных трапезах (фидитиях). Позднее возник институт эфоров, пяти чиновников, которых избирало собрание, по одному от каждой области Спарты. Пять эфоров имели власть, превосходившую власть царей.

Тип цивилизации, который именуется теперь "спартанским", не характерен для ранней Спарты. До 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия спартанских поэтов Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни приписывается Ликургу – наследственному царю Спарты.

Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки ("живущие рядом") - выходцы из союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты – рабы спартанцев.

Голосовать и входить в органы управления могли исключительно спартиаты. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей. Спартанцы-хозяева не имели права освобождать или продавать прикрепленных к ним илотов; илоты давались спартанцам как бы во временное пользование и являлись собственностью спартанского государства. В отличие от обыкновенного раба, который не мог иметь никакой собственности, илоты имели право на ту часть произведенных на своем участке продуктов, которая оставалась после уплаты фиксированой доли урожая спартанцам. Для предотвращения восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (криптии) с целью убийства илотов.

Торговлей и производством занимались периэки. Они не участвовали в политической жизни Спарты, но обладали некоторыми правами, а также привилегией служить в армии.

Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать все свое время физическим упражнениям и военному делу. К 600 до н.э. насчитывалось около 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже в 15 раз.

Войны и экономические невзгоды сокращали численность спартиатов. Во время греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов, но столетием позднее в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только 2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось лишь 700 граждан.

Спартанское воспитание
Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении всех детей подвергали осмотру старейшин, которые решали здоровы ли они, сильны и не увечны ли. В последнем случае дети, как не могущие стать способными орудием государства, обрекались на гибель, для чего сбрасывались в пропасть с Тайгетской скалы. Если же они были здоровы, то возвращались родителям на воспитание, которое длилось до 6 лет.

Воспитание было крайне суровым. С 7 лет ребенок полностью принадлежал власти государства, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям, в ходе которых допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. Все городские мальчики разделялись на разряды и классы и жили вместе под наблюдением назначенных государством надзирателей. Надзиратели, в свою очередь, со всеми подчиненными находились под начальством главного надзирателя – педонома. Эту должность обычно занимал один из знатнейших и почетнейших граждан. Этим совместным воспитанием достигалось то, что все дети были проникнуты одним общим духом и направлением. Кроме гимнастики спартанцев учили в школе играть на флейте и петь религиозные воинственные гимны. Скромность и уважение к старшим были первым долгом молодых людей.

Детей воспитывали в величайшей простоте и умеренности, подвергали всякого рода лишениям. Пища их была дурна и настолько недостаточна, что они должны были сами добывать себе недостающее пропитание. Для этого а также для развития в молодых спартиатах находчивости и ловкости, им позволялось безнаказанно красть что-либо из съестного, но если вор попадался, то его больно наказывали. Одежда детей состояла из простого плаща, и они всегда ходили босиком. Спали на сене, соломе или тростнике, собираемом ими самими из реки Эврот. Ежегодно в праздник Артемиды мальчиков секли до крови, и некоторые из них падали мертвыми, не произнеся ни одного звука, не издав ни одного жалобного стона. Этим думали достигнуть того, что вышедшие из таких мальчиков мужчины не будут бояться в сражении ни ран, ни смерти.

По истечении испытательного срока, в 15 лет подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пятиборье (пенатлон) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели и взрослые. Спартанские юноши обыкновенно ходили по улицам тихим, ровным шагом, с опущенным взором и, держа руки под плащом (последнее считалось в Греции признаком скромности). Они с детства приучались не плодить речей, а отвечать коротко и сильно. Отсюда подобные ответы и теперь называются «лаконичными».

В двадцать лет спартиат оканчивал свое воспитание и поступал в войско. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком.

В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином, мог законно жениться и участвовать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии. Брак заключался между молодыми людьми свободно, по склонности. Обыкновенно спартиат похищал свою подругу (впрочем, с ведома родителей) и несколько времени виделся с ней тайком, а потом уже открыто объявлял ее своей женой и вводил в дом. Положение жены в Спарте было довольно почетное: она была госпожою в доме, не вела такой затворнической жизни, как на Востоке и отчасти у других греческих племен, и в лучшие времена Спарты обнаруживала высокий патриотический дух.

Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Ликург ввел такое обучение для девочек для того, чтобы они вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей. Спартанки были известны своей красотой во всей Греции; спартанские кормилицы вошли в такую славу, что везде богатые люди старались поручать им своих детей.

Обычаи и быт спартанцев
Законы, касавшиеся частного образа жизни полностью были направлены на уничтожение неравенства.

Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни. Например, мужчины не могли обедать дома, они собирались за общие столы, где обедали группами, или товариществами. Этот обычай общественных столов назывался сиссития. Каждый член товарищества доставлял к столу определенное количество муки, вина, плодов и денег. Обедали они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли. На покрытие издержек такого общего стола каждый спартанский гражданин обязан был ежемесячно доставлять какое-то количество съестных припасов: ячменной муки, вина, сыра и фиг. Приправы приобретались на незначительные денежные взносы. Самые бедные люди, которые были не в состоянии платить эти взносы, освобождались от них. Но от сисситии мог быть освобожден только тот, кто был занят жертвоприношением или чувствовал усталость после охоты. В этом случае, чтобы оправдать свое отсутствие, он должен был послать в сисситию часть принесенной жертвы или убитого им животного.

В частных жилищах Ликургом был изгнан всякий признак роскоши, для чего им было предписано не употреблять при постройке домов никаких других инструментов, кроме топора и пилы.

Естественным следствием простоты таких отношений и потребностей было то, что деньги в государстве не обращались в большом количестве, и при ограниченности торговли с другими государствами, в особенности в первые времена, легко обходились без золота и серебра.

В одежде и жилищах соблюдалась также величайшая простота. Только перед битвой спартанцы наряжались как на праздник: они надевали тогда багряные плащи, украшали венками свои длинные волосы и шли с песнями под звуки флейт.

При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, приспособленной к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучение к грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву.

Такая самобытность в нравах и образовании, которую поддержали законы Ликурга, еще больше усиливала противоположность между спартанцами и всеми остальными эллинами, вела к еще большей отчужденности природного характера спартанско-дорийского племени. Поэтому, хотя и указывают на Ликургов закон, по которому ни один иностранец не мог оставаться в Спарте дольше необходимого времени и не имел права долго жить вне отечества, очевидно, что это был просто обычай, вытекавший из самой сущности вещей.

Природная суровость Спарты уже сама по себе удаляла от нее чужеземца, и если что и могло привлекать его туда, так это только одна любознательность. Для спартанца же любая сторона не могла иметь никакой заманчивости, так как там он встречал чуждые ему обычаи и условия жизни, к которым он приучался с самого детства относиться не иначе, как с презрением.

Кроме изложенных законов, устанавливающих умеренность, сохранность телесного здоровья, презрение ко всякого рода опасностям, существовали еще и другие постановления, непосредственно стремившиеся образовать из спартанцев воинов и храбрых мужей.

Пребывание в военном лагере считалось праздником. Здесь строгость домашней жизни получала некоторое облегчение и жилось несколько свободнее. Багряная одежда, носимая спартанцами на войне, венки, которыми они украшались, вступая в сражение, звуки флейт и песен, сопровождавших их при наступлении на врага, - все это придавало страшной прежде войне веселый торжественный характер.

Храбрые воины, павшие на поле битвы, погребались увенчанные лавровыми венками. Еще почетнее было погребение в багряной одежде; имена указывались только на могилках убитых в сражении. Трус же наказывался оскорбительным позором. Кто бежал с поля битвы или уходил из строя, тот лишался права участвовать в гимнастических играх, в сисситиях, не смел ни покупать, ни продавать, одним словом, во всем выставлялся на всеобщее презрение и поношение.

Поэтому матери перед битвой напутствовали своим сыновьям: «Со щитом или на щите». «Со щитом» - значит, ожидаю твоего возвращения с победой. «На щите» - значит, путь лучше тебя принесут мертвого, нежели ты побежишь с поля боя и вернешься в бесславии.

Заключение
Спартиаты намеренно ввели у себя деспотию, которая лишала индивидуума свободы и инициативы и уничтожала влияние семьи. Однако спартанский образ жизни весьма импонировал Платону, который включил в свое идеальное государство многие из ее милитаристских, тоталитарных и коммунистических черт.

Воспитание подрастающего поколения считалось в Спарте делом государственной важности и прямой задачей государства.

В сущности, Спарта была довольно отсталое аграрное государство, которое не только не заботилось развитием своих производительных сил, но, как это ни парадоксально, больше того, видело своей целью всяческое воспрепятствование ему. Торговля и ремесло считались здесь занятиями, позорящими гражданина, этим могли заниматься лишь пришлые (периэки), да и то в сравнительно ограниченных масштабах.

Однако отсталость Спарты состоит не только в структуре ее экономики. В сущности, здесь еще очень сильны пережитки родовой организации общества, полисное начало проявляется слабо, и не в последнюю очередь именно это обстоятельство мешает ей объединить Грецию. Впрочем, пережитки родовой организации, и слабость полисного начала накладываются на строгие идеологические ограничения. Античный полис жестко увязывает свои представления о свободе, кроме всего прочего, еще и с полной хозяйственной независимостью. Просто в Спарте, как, может быть, ни в каком другом греческом государстве, и общая отсталость и стремление к абсолютной экономической самодостаточности проявились в наиболее резкой и контрастной форме.

Спарту не зря считают самым странным государством Древней Эллады: эта репутация прочно закрепилась за ней еще у древних греков. Одни смотрели на спартанское государство с нескрываемым восхищением, другие же клеймили царившие в нем порядки, считая их дурными и даже аморальными. И, тем не менее, именно Спарта, военизированная, закрытая и законопослушная, стала образцом идеального государства, придуманного Платоном, уроженцем вечного соперника Спарты - демократических Афин.

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

Во II тыс. до н. э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис ). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент среди многочисленных полисов важную роль стали играть Спарта и Афины. Поэтому в дисциплине «История государства и права зарубежных стран» изучается Спарта как пример греческой монархии и Афины как пример демократии.

Государство Спарта

Возникновение государства в Спарте

На Пелопонесском полуострове самым ранним полисным государством стала Спарта. По сравнению с другими греческими полисами, становление здесь государства имело значительные особенности.В IХв. до н. э. дорийские племена вторгаются в Лаконию и вытесняют или порабощают местное население – ахейцев, что приводит впоследствии к объединению родоплеменной верхушки завоевателей и покоренных.

Завоеватели разделялись на три клановых племени, каждое из которых подразделялось на девять фратрий («братств»), представляющих религиозно-правовые объединения с внутренним самоуправлением.

Дорийцы селились в независимых деревнях (их насчитывалось около ста), организованных в шесть царств. Они делились на три родовые филы , дополнительно разделяясь на пять групп (деревень), получивших топографические названия. Затем происходит объединение пяти деревень в Спартанское государство. Территория Лаконии распределялась по округам (обам ), число которых и их организация неизвестны. Пять «царей» составили Совет полиса. В период 800-730 г. до н. э. спартиаты покорили все остальные деревни, и их жители стали вассалами – периэками (бук. «живущие вокруг»).

Потом последовало завоевание Мессении (740-720 г. до н. э.) и аннексия страны, которая была распределена на доли для спартиатов, а в горную местность были оттеснены периэки. Благодаря этим завоеваниям Спарта превратилась в потенциально богатейшее и самое могущественное государство в Греции VIII в. до н. э.

В условиях завоевательных войн государственное устройство Спарты подверглось некоторым изменениям. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством.

Поддержание порядка и господства над порабощенным населением обусловило военный строй всей жизни спартиатов. Законодателю Ликургу (VIII в. до н. э.) приписывают установление общественного порядка и государственного строя посредством издания договора (Ретры ). Он создает Совет старейшин Герусию («старее», «старейшина»). Затем он взялся за передел земли , что имело социально-политическое значение, и, по словам древнегреческого писателя Плутарха (вторая половина I в. до н. э.), реформатор это сделал, «дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность». С этой целью он уговорил спартанцев объединить все земли, а затем разделить их заново. Земли, относящиеся к городу Спарте, он разделил на 9 тысяч участков по числу спартанцев, а лаконские земли – на 30 тыс. участков между периэками. Каждый надел должен был приносить по 70 медимнов (один медимн – около 52 литров сыпучих тел) ячменя.

Третьей его реформой стало разделение движимого имущества, чтобы уничтожить всяческое неравенство. С этой целью он выводит из употребления золотые и серебряные монеты, заменив их на железные (огромного размера и веса). По свидетельству Плутарха, «для хранения суммы, равной десяти минам (одна мина – в среднем от 440 до 600 грамм), требовался большой склад, а для перевозки – парная запряжка». К тому же, это железо нельзя было использовать для других целей, т. к. оно было закалено посредством окунания в уксусе, и это лишило метал крепости, он становился хрупким. У спартиатов пропала охота к воровству и брать взятки, ибо нечисто нажитое нельзя было спрятать, поэтому в Лаконии исчезли многие виды преступлений. Ликург изгнал из страны бесполезные и лишние ремесла, что также было направлено против роскоши, и потому дома были сделаны только при помощи топора и пилы. И постепенно, по словам Плутарха, роскошь «увяла и исчезла».

С целью уничтожить у спартиатов страсть к богатству, реформатор учреждает общие трапезы (сисситии ), на которых совершеннолетние граждане по 15 человек собирались вместе и вкушали одинаковую простую пищу. Каждый сотрапезник вносил ежемесячные взносы продовольствием и деньгами. Запрещалось обедать дома. Во время трапезы спартиаты зорко следили друг за другом, и если видели, что человек не ест и не пьет, порицали его, называя «разнузданным и изнеженным». Трапезы не только боролись с богатством, но и способствовали сплочению воинов, т. к. сотрапезники не разъединялись друг с другом и на поле битвы, входя в одно воинское подразделение.

В быту спартанцы сохранили много обычаев, восходивших к глубокой древности. Например, союзы по возрастным группам, представлявшие, видимо, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи ), где проходили не только общие трапезы, но устраивались и развлечения, на которых молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью.

Для борьбы с богатством и установлением равенства предписывалось богатым жениться на бедных, а состоятельным женщинам – выходить замуж за бедных.

Ликург учреждает обязательное единообразное воспитание и обучение спартанцев. Это распространялось и на девушек. Реформатор отрегулировал и брачно-семейную сферу, и женщины во многом были уравнены с мужчинами, занимаясь спортом и военным делом.

Общественный строй

Господствующим классом были спартанцы, пользующиеся всеми политическими правами. Они обеспечивались земельными наделами, передаваемыми им вместе с рабами (илотами ), которые обрабатывали их и фактически содержали спартанцев. Последние жили в городе Спарте, представляющем из себя военный лагерь. Плутарх писал, что «никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено».

Государство брало заботу о воспитании детей: с 7 лет мальчиков отрывали от семьи и они проходили выучку под руководством особых лиц (педономов ) и в особых школах – агелах (бук. «скот»). При этом особое внимание обращалось на физическое воспитание, на выработку качеств стойкого и выносливого воина, на дисциплину, привычку повиноваться старшим и властям. Даже говорить они должны были кратко, лаконично. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя обойтись», – замечал Плутарх.

С возрастом требования становились жестче: дети ходили босиком, с 12 и до 16 лет их приучали ходить нагими (в том числе и девушек), получая на год всего лишь по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Спали они вместе на постелях из тростника. С 16 лет юноша (эфеб) вносился в списки полноправных граждан. Обучение заканчивалось в 20 лет, и до 60 лет спартанцы оставались военнообязанными. Жениться им разрешалось только с 30 лет, когда спартанец считался совершеннолетним и приобретал политические права. Число спартанцев было невелико, к V в. до н. э. их насчитывалось не более 8 тысяч, а позднее – значительно меньше – около 1 000 человек.

В процессе завоевания часть покоренного населения была превращена в рабов (илотов ). Они были прикреплены к клерам, на территории которых им надлежало под контролем специально уполномоченных государством лиц вести хозяйство. Они считались государственной собственностью и передавались в распоряжение спартанцев, которые могли их убить, передать другому согражданину или продать за границу. С разрешения властей господин мог отпустить илота на волю и в этом случае отпущенный именовался неодамодом. Своей земли илоты не имели, а обрабатывали земельные участки спартанцев, платя им половину урожая. Илотов призывали в войско в качестве легковооруженных воинов.

Свое господство над илотами спартанцы поддерживали террором: ежегодно им объявлялась война (криптии ), во время которой сильных и смелых илотов убивали. Господин, укрывший сильного илота, наказывался. Кроме этого, илоты ежегодно получали определенное количество ударов без всякой вины для того, чтобы они не разучились чувствовать себя рабами. Древнегреческий историк Ксенофонт писал, что они готовы были съесть своих господ с кожей и волосами. Поэтому спартанские воины всегда ходили вооруженными. Число илотов в несколько раз превышало число спартанцев.

Покоренные жители горных районов Спарты – периэки также не пользовались политическими правами, но были свободными, занимая промежуточное положение между илотами и спартиатами. Они могли приобретать собственность и совершать сделки. Главными их занятиями являлись торговля и ремесло. Они несли воинскую повинность в качестве тяжеловооруженных воинов. Периэки находились под надзором гармостов . Высшим должностным лицам Спарты – эфорам – предоставлялось право предавать периэков смертной казни без суда.

Государственный строй

Он был монархическим и являлся образцом рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло большой роли и собиралось один раз в месяц. В нем участвовали граждане, достигшие 30 лет и сохранившие свои земельные наделы и связанные с их обладанием политические права. Созывалось собрание царями, а потом эфорами, которые и председательствовали. Помимо очередных собраний созывались и чрезвычайные, в которых принимали участие лишь граждане, находившиеся в данный момент в городе. Такие собрания назывались малыми собраниями (микра апелл). Выступать в собрании с речами и предложениями могли лишь должностные лица и послы иностранных держав.

К компетенции народного собрания относилось законотворчество; избрание должностных лиц и послов; вопросы союза с другими государствами; вопросы войны и мира (во время войны оно решало, кому из двух царей идти в поход); вопросы Пелопонесского союза; производило прием новых граждан или лишало отдельных спартанцев прав гражданства. Собрание также выступало и судебным органом, когда дело шло о низложении должностного лица за его преступления. В случае возникновения спора о наследовании престола оно выносило свое решение. Голосование производилось криком или расхождением участников собрания по сторонам. Аристотель называл такой способ ведения народного собрания «детским».

Царская власть осуществлялась двумя царями (архагетами или базилевсами ) и была наследственной. Двойная царская власть, по всей видимости, возникла в результате объединения верхушки племен дорийцев и ахейцев. Однако царская власть была в основном реальной только в военное время, когда базилевсы могли издавать все распоряжения, и им докладывали обо всех делах; они приобретали право жизни и смерти над воинами. Каждые восемь лет коллегия высших должностных лиц в Спарте (эфоры ) проводила гадание по звездам, в результате которого цари могли быть преданы суду или отстранению от должности. Эфоры сопровождали царя в военном походе и наблюдали за ним. Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву: базилевсы клялись, что будут царствовать по законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царями своей клятвы государство будет незыблемо блюсти их власть.

Кроме военной власти, цари обладали жреческой и судебной, входили в состав герусии – совета старейшин. Цари также наблюдали за правильностью распределения и использования земельных наделов. В позднейшее время они распоряжались и выдачей замуж девушек, ставших наследницами родовых клеров. Цари были окружены почетом, в их пользу устанавливались различные сборы, все должны были вставать перед ними.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 членов и двух царей. Свое начало она ведет от родоплеменной организации, от совета старейшин. Члены герусии (геронты ) были, как правило, из представителей знатных родов и с 60-летнего возраста, т. к. уже были освобождены от военной службы. Их избрание происходило в народном собрании криком, и избранным считался тот, которому кричали сильнее, чем другим кандидатам. Они занимали должность пожизненно. Герусия первоначально созывалась царями, а потом – эфорами. Ее компетенция была следующей: предварительное обсуждение дел, которые должны были рассматриваться в народном собрании; переговоры с другими государствами; судебные дела (государственные и уголовные преступления), а также против царей; военные вопросы. Однако совет старейшин не располагал законодательной инициативой. Дела по имущественным спорам были подсудны эфорам. Роль герусии уменьшалась с увеличением роли эфоров.

Эфоры («наблюдатели») – коллегия высших должностных лиц, которая занимала совершенно исключительное положение в государстве. Первоначально они являлись заместителями царей в гражданском суде, впоследствии их власть настолько расширилась, что перед ней склонялись и цари. Эфоры ежегодно избирались народным собранием криком в количестве пяти человек. Во главе коллегии стоял первый эфор, именем которого обозначался год. Полномочия эфоров: созыв герусии и народного собрания, руководство ими; внутреннее управление; контроль за должностными лицами и проверка их отчетов, а также отстранение от должности за проступки и передача суду; надзор за нравами и за соблюдением дисциплины; внешние сношения; гражданская юрисдикция. Во время войны руководили мобилизацией войск, отдавали приказ о выступлении в поход, а двое эфоров сопровождали царя в военном походе. Они также объявляли криптии против илотов и периэков. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Отчитывались они перед своими преемниками по истечении годичного срока.

Такой государственно-политический строй у спартанцев оставался почти неизменным в течение многих веков. Спартанцы осуществляли военное лидерство среди греческих полисов, с этой целью в VI в. до н. э. они возглавили Пелопонесский союз для борьбы за главенство в Элладе. После победы в Пелопонесской войне над Афинами и ее союзниками, другими греческими полисами, спартанское общество, разбогатев, стало расслаиваться. В результате этого сокращается число полноправных граждан, которых в конце IV в. до н. э. стало насчитываться около 1 000 человек. В следующем веке в результате очередного политического кризиса в Спарте почти ликвидируются старые институты власти, и цари становятся диктаторами. Во II в. до н. э. восставшие илоты захватывают власть, а в середине этого века государство Спарта становится частью провинции Римской империи.