Закон о иностранных водительских прав обсуждение. Как заменить иностранные водительские удостоверения на российские

Для многих водителей путешествие на собственном автомобиле является наиболее комфортным .

Ведь только так нет привязки к транспорту общего пользования, можно самостоятельно планировать свой маршрут и остановки на пути.

Арендовать автомобиль за границей тоже не составляет особых сложностей.

Поэтому не теряет актуальности вопрос, действуют ли российские водительские права в Европе.

В соответствии с законодательством выделяют такие виды водительских документов:

  1. Национальные — дают возможность управлять автомобилем на территории своего государства.
  2. Международные — выдаются для применения на территории иностранных держав.

Дать ответ на вопрос, какие водительские права нужны в Европе для россиян, можно только опираясь на официальные документы, которые это регламентируют. В данном случае это Женевская и Венская конвенции.

Все существующие страны можно разделить на три группы:

  • государства, подписавшие Венскую конвенцию;
  • государства, подписавшие Женевскую конвенцию;
  • страны, которые не подписали ни один из этих документов.

На основании того, к какому из документов присоединилась страна, куда планируется поездка, зависит, какое водительское удостоверение будет действовать на ее территории.

Государства третей группы, которые не поддержали ни одну конвенцию, признают исключительно свои права на вождение . Таким образом, водить машину на их просторах можно будет только после сдачи водителем соответствующих экзаменов и получения документа местного образца.

Некоторые из этих государств допускают исключения. На их территории возможно использование национального документа, с прикрепленным к нему переводом. Но перед тем, как туда отправляться стоит все детально выяснить.

Страны, подписавшие Женевскую конвенцию от 1949 года, договорились о том, что на своих территориях они признают водительское удостоверение международного образца . В таком случае можно спокойно брать права для выезда за границу и не волноваться о возможном непонимании и штрафах.

Таким образом, с международными правами можно ехать в такие страны:

  • Австралия;
  • Албания;
  • Алжир;
  • Андорра;
  • Аргентина;
  • Бангладеш;
  • Белиз;
  • Бенин;
  • Ботсвана;
  • Гаити;
  • Гамбия;
  • Гватемала;
  • Гибралтар;
  • Гонконг;
  • Гренада;
  • Доминиканская Республика;
  • Египет;
  • Западное Самоа;
  • Индия;
  • Иордания;
  • Ирландия;
  • Исландия;
  • Камбоджа;
  • Канада;
  • Кипр;
  • Китай;
  • Конго;
  • Лаос;
  • Лесото;
  • Ливан;
  • Мавритания;
  • Мадагаскар;
  • Малави;
  • Малайзия;
  • Мали;
  • Мальта;
  • Намибия;
  • Нидерланды;
  • Новая Зеландия;
  • Новая Каледония;
  • Папуа-Новая Гвинея;
  • Парагвай;
  • Перу;
  • Руанда;
  • Сан-Люция;
  • Свазиленд;
  • Сент-Винсент и Гренадины;
  • Сингапур;
  • Сирия;
  • Сьерра-Леоне;
  • Тайвань;
  • Танзания;
  • Того;
  • Тринидад и Тобаго;
  • Тунис;
  • Турция;
  • Уганда;
  • Фиджи;
  • Французская Полинезия;
  • Ямайка;
  • Япония.

Наиболее удобная и приятная для россиян та группа государств, в которую вошли участники Венской конвенции. Именно в таких странах действуют российские водительские права и другие национальные права. Главным условием является их соответствие установленным стандартам.

Так как данную конвенцию поддержали практически все европейские страны — российские права в Европе действуют. В списке этих государств следующие :

  • Австрия;
  • Багамы;
  • Бахрейн;
  • Беларусь;
  • Бельгия;
  • Болгария;
  • Босния и Герцеговина;
  • Бразилия;
  • Великобритания;
  • Венгрия;
  • Венесуэла;
  • Гайана;
  • Гана;
  • Германия;
  • Греция;
  • Грузия;
  • Дания;
  • Заир;
  • Зимбабве;
  • Израиль;
  • Индонезия;
  • Иран;
  • Испания;
  • Италия;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Коста-Рика;
  • Кот-д’Ивуар;
  • Куба;
  • Кувейт;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Люксембург;
  • Македония;
  • Марокко;
  • Мексика;
  • Монако;
  • Нигер;
  • Норвегия;
  • Пакистан;
  • Польша;
  • Португалия;
  • Республика Корея;
  • Республика Молдавия;
  • Румыния;
  • Сан-Марино;
  • Сейшелы;
  • Сенегал;
  • Словакия;
  • Словения;
  • Таджикистан;
  • Таиланд;
  • Туркменистан;
  • Узбекистан;
  • Украина;
  • Уругвай;
  • Филиппины;
  • Финляндия;
  • Франция;
  • Хорватия;
  • Чехия;
  • Чили;
  • Швейцария;
  • Швеция;
  • Эквадор;
  • Эстония;
  • Югославия.

В 2006 году изменился формат международного водительского удостоверения . Нумерация всех строк данного документа стала обязательным условием.

После введения изменений странам, которые подписали Венский договор, было отведено 5 лет на то, чтоб привести все водительские документы в соответствие.

Таким образом, международные водительские права нужны в тех странах, которые являются участниками Женевской конвенции. Но здесь тоже существуют исключения.

Например в США, которые подписали Женевскую конвенцию, и должны признавать только водительские документы международного образца, не возникает вопросов и к российским правам, ни в прокатной конторе, ни у полицейских.

В некоторых европейских странах российские права нового образца вызывают недоверие. Это связано с тем, что на документе отсутствуют надписи на латинице.

Какие права действуют в Европе — довольно актуальный вопрос . Ведь водительское удостоверение россиян полностью соответствует требованиям международной Венской конвенции о дорожном движении, принятой в 1968 году.

Она устанавливает единые стандарты дорожных знаков и правил дорожного движения для всех участников. Данная конвенция утверждена почти во всех европейских странах.

Довольно часто водители, которые уже обзавелись новыми пластиковыми правами, сталкиваются с определенными проблемами за рубежом. Основные среды них — это непонимание со стороны полицейских.

Оно вызвано отсутствием перевода словосочетания «Водительское удостоверение». На старом документе такой перевод был на французском языке.

Некоторые компании, что предоставляют машины в аренду, требуют предъявить им права международного образца. Случается такое довольно редко.

Международное удостоверение является обязательным только в том случае, когда водитель планирует посетить страну, не подписавшую Венскую конвенцию.

Если полицейский отказывается признавать российские права, рекомендуется иметь с собой распечатанную Венскую конвенцию на английском языке или на языке той страны, которую планируется посетить.

Если кто-то очень опасается, что с национальными правами могут возникнуть проблемы за границей, то можно получить международный документ.

Но все инспекторы полиции должны знать, нужно ли в Европе международное водительское удостоверение. Поэтому они не могут предъявлять необоснованные претензии к российским водителям.

Страны, что поддержали только Женевскую конвенцию о дорожном движении, на своей территории признают водительское удостоверение международного образца.

Для тех, кто планирует посетить их, следует учитывать, что национальные права тоже должны быть, так как без них международный документ не является действительным.

Это не очень удобно для российских водителей, которые обладают только национальными правами. Но, как доказала практика, довольно часто случаются расхождения.

Некоторые страны, хоть и подписали Венскую конвенцию, продолжают требовать международный документ или признают только те права, которые выданы на их территории.

В соответствии с международным законодательством 2019 года, вышеупомянутые требования не являются законными. В судебном разбирательстве они обречены на провал.

Но подобные ситуации случаются, и чаще всего в странах Европы. Проблему не обязательно сразу решать в суде, иногда она решается на дороге или в отделении полиции, ссылаясь на международное законодательство.

По закону в международные права в Европе требуются только в странах, которые являются членами Женевской конвенции.

Кроме полиции, недоразумения могут возникнуть и с конторами, что предоставляют машины в аренду. Они могут отказать в своих услугах, если водитель не имеет документа международного образца.

Поэтому перед поездкой в другую страну следует внимательно изучить всю необходимую информацию о ней в интернете. А чтоб не портить себе настроение переживаниями на отдыхе и разборками с полицией, можно получить удостоверение международного образца. Данная процедура занимает немного времени.

Для оформления понадобятся следующие документы:

  1. Российское водительское удостоверение.
  2. Удостоверение личности гражданина РФ.
  3. Заграничный паспорт.
  4. Медицинская справка о годности к управлению автомобильным средством.
  5. Фото водителя.
  6. Квитанция об оплате пошлины.

С пакетом вышеперечисленных документов следует отправиться в центральное отделение ГИБДД своего города, так как выдать документ могут не в каждом отделении. После этого, приблизительно через полчаса, водитель получит воительские права международного образца.

Очень комфортно путешествовать на собственном автомобиле по разным странам. Но прежде всего, стоит разобраться, в каких странах действуют российские водительские права. А также, требуется ли в Европе международное водительское удостоверение.

Первое, что необходимо сделать — определить к какой группе относится страна, которую планируется посетить . В соответствии с законодательством, в Европе действуют российские водительские права, так как европейские страны подписали Венскую конвенцию.

Водительское удостоверение международного образца признают государства, подписавшие Женевскую конвенцию. На практике случаются разнообразные нюансы, но можно всегда отстоять свои интересы, если действовать по международному законодательству.

Всем привет!

В свете последних поправок в законодательстве многим мигрантам приходится менять свои удостоверения на российские. Так как вопросов по поводу процедуры получения нового документа возникает достаточно много, предлагаю разобраться с законами о замене водительских прав иностранным гражданам. Поехали!

Когда возникает необходимость замены иностранного удостоверения на российское?

С иностранными водительскими правами (ВП) управлять автомобилем в России не запрещается за исключением таких случаев:

  • При осуществлении предпринимательской или трудовой деятельности. С 2017 года работать в сфере извоза можно только с .
  • Если иностранные ВП не соответствуют требованиям международных соглашений. В России признаются лишь новые образцы удостоверений, выданные согласно Приложению 6 Венской конвенции 1968 г. или старые образцы, полученные до введения современных прав. В последнем случае ВП действуют в совокупности с или .
  • Если гражданин РФ возвращается в Россию на постоянное место проживания. Хотя в этом случае обмен ВП и не обязателен, в судебной практике есть прецеденты, когда гражданам РФ выписывали штраф за отсутствие удостоверения, выданного в родной стране, мотивируя своё решение п. 6 ст. 41 Венской конвенции.

Кроме того, заменить ВП, полученные в другой стране, на российские может любой приезжий. Достаточно лишь желания и немного денег.

Внимание! На данный момент с иностранным удостоверением в Российской Федерации разрешается ездить без ограничений во времени. Тем не менее Госдума планирует ограничить срок действия ВП, выданных в другой стране, до шести месяцев с даты въезда в Россию. После истечения этого периода управлять транспортом по иностранному документу будет запрещено.

Законодательство о возможности и необходимости замены иностранных удостоверений на российские

Ключевые положения о замене иностранных ВП содержатся в Законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 (далее – ЗоБДД). И хотя этот нормативный акт принят более двадцати лет назад, нормы касательно необходимости замены ВП в него были включены относительно недавно.

Примечание. Впервые положения о действии удостоверений, выданных за границей, на территории РФ были включены в ЗоБДД только в 2013 году с принятием Закона № 92-ФЗ. Летом 2017 года в силу вступил ряд поправок в ЗоБДД, конкретизирующий статус иностранных водителей.

Давайте рассмотрим, какие же нормы регламентируют необходимость замены ВП для иностранных гостей.

Необходимость замены ВП для работы на транспорте

В июне 2017 года вступил в силу п. 13 ст. 25 ЗоБДД, обязавший всех, чья работа связана с управлением транспортных средств (ТС) на территории РФ, получить российские ВП.

Позднее Госдума приняла решение смягчить это требование, вследствие чего с начала августа 2017 года необходимость в замене ВП отпала для граждан Киргизской Республики и представителей стран, где русский язык считается официальным (поправки внесённые Законом № 204-ФЗ от 26.07.2017).

Возможность замены ВП для иностранца

В п. 12 ст. 25 ЗоБДД сказано, что временно и постоянно пребывающие в России граждане могут управлять ТС с удостоверениями, выданными в их государстве. Но предпочтение всё-таки отдаётся российским ВП, которые гость Российской Федерации может получить в обмен на иностранные после прохождения определённой процедуры замены ВП.

Возможность замены иностранного удостоверения для гражданина РФ

Как я уже говорил, при переезде в Россию на постоянное место жительства из другой страны, у наших соотечественников иногда возникают проблемы.

Хотя в законодательстве нигде не указано, что гражданин России может управлять ТС у себя в родной стране только по российским ВП, всё же обмен иностранного документа на наш желателен.

Законодательство о замене водительских документов, выданных в другой стране, на российские

Регламентируют процедуру получения новых ВП несколько нормативных актов.

Закон о безопасности дорожного движения

В 2013 году с принятием Закона № 92-ФЗ в ст. 25 ЗоБДД появился п. 18, в котором сказано о том, что порядок обмена ВП, выданных другими государствами, на российские устанавливается Правительством РФ.

Правила обмена иностранных ВП на российские

После введения п. 18 ст. 25 ЗоБДД в силу появились и сами правила обмена ВП, которые содержатся в Разделе IV "Правил проведения экзаменов…», утверждённых Постановлением Правительства № 1097 от 24.10.2014.

Согласно положениям Раздела IV обмен иностранных ВП осуществляется после проверки знаний ПДД и проведения практических экзаменов на управление ТС. Учиться в автошколе для получения российского удостоверения ненужно.

В раздел IV Постановления № 1097 не раз вносились поправки, конкретизирующие процедуру переноса отметок из иностранных ВП в российские (Закон № 65 от 04 февраля 2016 г. и Закон № 326 от 23 марта 2017 г.).

С положительных изменений следует упомянуть о том, что иностранцам теперь ненужно сдавать практическое вождение, чтобы подтвердить право вождения на все категории, достаточно сдать экзамен только на высшую категорию. Другие отметки переносятся в новые ВП автоматически.

Одним из отрицательных нововведений, появившихся с принятием Закона № 326, стало положение о том, что при выявлении у водителя медицинских противопоказаний для вождения, в новые ВП переносятся отметки, подтверждающие возможность управления только теми категориями ТС, водить которые разрешили врачи на основании .

Административный регламент МВД № 995, регулирующий порядок выдачи ВП

Этот регламент от 20 октября 2015 г. подробно рассказывает о процедуре выдачи и обмена ВП иностранцам, временно или постоянно проживающим на территории России.

В регламенте даны ответы на основные вопросы, интересующие мигрантов, желающих получить документ на вождение:

  • О сроках выдачи ВП.
  • О порядке регистрации заявления.
  • О перечне необходимых документов.
  • Об основаниях отказа в выдаче ВП.
  • Об основаниях приостановления выдачи ВП.
  • О стоимости услуги.
  • О порядке проведения экзаменов на получение удостоверения.

Подробно о процедуре замены ВП на российские я писал в статье:

Что будет если не менять иностранное удостоверение?

Процедура получения новых ВП по прибытии в РФ обязательна, если ваш иностранный документ на вождение не соответствует положениям Венской конвенции, или вы желаете связать свою деятельность на территории России с перевозками. Если это требование будет проигнорировано, то к водителю-мигранту будут применены следующие меры:

  • Отстранение от управления . При выявлении иностранца за рулём с недействительными ВП, ему запрещают дальнейшее следование в качестве водителя.
  • Задержание ТС . Если управление некому передать, авто отправляется на штрафную стоянку.
  • Оформление административного нарушения . Виновному выписывают штраф в размере 5-15 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Если управление ТС было сопряжено с выполнением трудовой функции, и водитель при этом не является гражданином Киргизии, Беларуси или Казахстана, то наказан будет не только он, но и его начальство, допустившее работника к вождению по недействительному удостоверению. Штраф за несоблюдение п. 13 ст. 25 ЗоБДД составляет 50 тыс. руб. согласно ст. 12.32.1 КоАП РФ.

Когда замена прав не производится?

Понятие замены и получения ВП следует различать.

Замена ВП – это обмен своего иностранного удостоверения на новое с подтверждением навыков вождения и знаний ПДД. Замена ВП не требует обучения в автошколе и сдачи практики на каждую из категорий.

Получение ВП предполагает процедуру прохождения обучения в автомобильной школе с нуля и открытие каждой из категорий по отдельности. То есть, этот процесс дороже и замены документа.

Зачастую иностранцам предлагают пройти сокращённую процедуру оформления российского удостоверения, то есть попросту заменить старый водительский документ на новый после сдачи экзаменов.

Тем не менее в некоторых случаях мигрантам необходимо отучиться в автошколе. Речь идёт о следующих ситуациях:

  • Если иностранные ВП были утеряны или украдены (п. 9 ст. 25 ЗоБДД). Замена документа возможна лишь в стране, где их выдали в первый раз. В России же потребуется пройти всю процедуру обучения и получения прав с самого начала.
  • Если ВП, выданные за рубежом, не соответствуют Венской конвенции (абз. 2 п. 18 ст. 25 ЗоБДД). В этом случае также обучение проходится с нуля.
  • По желанию самого водителя.

В автошколе мигрант имеет такой же статус ученика, как и граждане РФ.

Подведём итоги

  • ЗоБДД – основной закон, которым устанавливается обязанность для определённой категории приезжих получить российские ВП.
  • Работающим на транспорте мигрантам замену иностранных ВП на российские производить обязательно. Исключение предусмотрено для граждан тех стран, где русский язык является официальным.
  • Если ВП иностранца не соответствуют Венской конвенции, то гостю России нужно получить новое удостоверение.
  • Остальные граждане производят обмен ВП по своему желанию.
  • Процедура замены ВП прописана в Разделе IV Правил сдачи экзаменов, утверждённых Постановлением Правительства № 1097.
  • Административный регламент № 995 конкретизирует порядок выдачи ВП приезжим.
  • Если мигрант не заменил ВП вопреки требованиям ст. 25 ЗоБДД, то управлять ТС на территории России ему запрещается. В качестве наказания введён штраф в размере 5-15 тыс. руб.

Заключение

Советую вам отнестись серьёзно к замене ВП, ведь при управлении ТС с удостоверением, выданным в другом государстве, вы подвергаете не только себя риску быть оштрафованным, но и своего работодателя.

А на сегодня всё! Если у вас остались вопросы по поводу необходимости замены иностранных прав, обязательно задавайте их в комментариях.

Также не забывайте подписываться на блог и делиться статьёй с друзьями.

С вами был Кулик Илья. Всего хорошего!

Изображения для статьи взял здесь: https://www.drive2.ru/r/acura/1170302/

К примеру вы приехали из-за рубежа и намереваетесь управлять транспортным средством в России.Иностранцы,прибывшие из СНГ, должны поменять свое национальное удостоверение на права российского образца.Как правило у жителей СНГ в наличии имеются права со знаком “SU”,которые обычно выдавались лицам проживающим в республиках бывшего СССР.Эти граждане,в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 №1396,могут рассчитывать на получение прав в отделении ГИБДД РФ.

Кто может обратиться за заменой водительского удостоверения на российское:

  • граждане Российской Федерации(в случае возвращения на родину из-за рубежа)
  • лица,постоянно проживающие и временно пребывающие на территории Р.Ф.

(Кроме того, лица, не являющиеся гражданами РФ, могут получить российские права в общем порядке с гражданами РФ. Им нужно будет пройти обучение в автошколе и сдать экзамены. Соответственно, отличие обмена иностранного в.у. на российское в.у. от процедуры получения российского в.у. в общем порядке заключается в том, что при обмене нет необходимости проходить обучение и предоставлять в ГАИ документ, который подтверждает этот факт.)

Когда нужно обращаться за обменом иностранных водительских прав:

  • Если вы имеете гражданство РФ или же вид на жительство в РФ(в любом подразделении ГАИ)
  • Во всех остальных случаях(в подразделении ГАИ,в которым вы временно проживаете или пребываете).

Есть так же важное ограничение на использование иностранных прав, действующее с 1 июня 2017 года:

“Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.”

То есть работать водителем автомобиля не имея российских национальных водительских прав с 1 июня 2017 года невозможно.

Список документов,необходимых для смены водительского удостоверения.

  • Заявление написанное от руки либо напечатанное
  • Паспорт или иной документ,удостоверяющий личность
  • Медицинская справка
  • Иностранное водительское удостоверение(при наличии)
  • Квитанция об оплате сдачи экзаменов(это не обязательный документ,но рекомендованный)

Внимание!Согласно п43.Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 №1097, вам обязаны вернуть ваше иностранное водительское удостоверение.

Так же не забудьте о том,что обмену на российское водительское удостоверение подлежат только иностранные и международные водительские удостоверения отвечающие требованиям международных договоров в РФ.В частности положениям Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1986г.Прежде чем обращаться с заявлением на обмен водительского удостоверения ознакомьтесь с Приложением 6 и 7 данной конвенции.

Для обмена иностранных прав на российские так же необходимо сдать экзамены:практику и теорию.

Отмечу, что при замене иностранного водительского удостоверения на российское нужно учитывать важную особенность. Если в иностранном удостоверении открыты несколько категорий, то экзамены сдавать нужно только на высшую.

При этом используется следующая последовательность категорий:

В дорожной инспекции иностранному гражданину придется пройти компьютерное тестирование,которое нацелено на выяснение уровня его знаний ПДД.Затем вы отправитесь на автодром,На площадке необходимо выполнить несколько практических упражнений.

После выполнения маневров кандидат на получение российского водительского удостоверения проходит испытания по вождению в рамках городского маршрута, направление которого разрабатывается должностными лицами регистрационного органа.

Здесь основное внимание будет уделяться знаниям претендента о правилах соблюдения дорожных знаков и разметки, а также его способности ориентироваться на дорожной полосе в реальных условиях.
В каких случаях вам могут отказать:

  1. -Вы предоставили не полный комплект документов(см.Список документов,необходимых для смены водительского удостоверения)

Истек срок действия предоставляемых документов

Наличие пометок,замазок либо отсутствие необходимых сведений,подписей,печатей.

  1. -вы не достигли установленного законом возраста

Есть сведения о лишении вас права на управление ТС

Предоставление документов,не соответствующих законодательству РФ или содержащих недостоверную информацию

Предоставление поддельных или украденных документов

  1. -вы находитесь в розыске

Иностранные граждане имебщие медицинские противопоказания

Постоянное жительство в РФ

Иностранцы, переехавшие в РФ на постоянное место жительства, должны помнить о том, что их национальное водительское удостоверение будет действительно в России на протяжении 60 дней с момента:

  • получения в ОВД разрешения на постоянное проживание;
  • въезда на территорию России, если разрешение на постоянное проживание предварительно было получено в консульстве.

Именно поэтому такие граждане должны предпринять меры по замене своих национальных прав на российские. Следует провести данную операцию до истечения срока действия имеющегося удостоверения, чтобы избежать крупного административного штрафа за езду без прав.. Данное наказание прописано в ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Так, иностранцам, планирующим работать или постоянно проживать в РФ, следует позаботиться о соблюдении всех законных требований, касающихся водительских удостоверений. Лица, прибывшие из стран СНГ, должны со всей серьезностью отнестись к вопросу о замене водительских прав.

Выдача прав

Российские права выдаются иностранному гражданину успешно прошедшему все экзаменационные испытания.Срок выдачи водительского удостоверения не должен превышать 7 дней с момента сдачи экзамена.

Водительские права - единственный документ, наличие которого необходимо для вождения автомобиля. Данное правило действительно как России, так и на территории других государств. Случается, что у россиянина есть действующее водительское удостоверение, выданное в другом государстве. Что делать в такой ситуации: можно ли пользоваться им на территории РФ и как долго это может продолжаться? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

Существует несколько ситуаций, в которых у гражданина РФ могут оказаться водительские права, полученные за границей. И эти ситуации вполне законны и обоснованы. Итак, у россиянина может быть иностранное удостоверение, если гражданин РФ, находясь за границей, прошел курс обучения водительскому мастерству и там же получил права на управление автомобилем, а также если гражданин имеет два или более гражданства, в том числе - российское. Согласно Федеральному Закону (ФЗ) РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (ст. 25, ч. 12), управление автомобилем на территории РФ разрешено как по российским правам, так и по зарубежным.

Лица, постоянно или временно проживающие, либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

К данному разрешению есть ограничение, которое прописано в части 13 той же статьи ФЗ. Так, не разрешается управлять машиной, имея водительские права иностранного государства, если вождение авто связано с выполнением предпринимательской деятельности или работой по найму. 26 июля 2017 года к указанному ограничению была внесена поправка: ограничение не касается граждан Киргизской республики и государств, где русский язык принят в качестве государственного.

Получение российских прав при наличии иностранных

На настоящий момент нет периода, установленного на законодательном уровне, для получения водительского удостоверения российского образца. Водить автомобиль с правами иностранного государства можно сколь угодно долго. Ранее, до 04.11.2014 г., срок, в течение которого после въезда в РФ нужно было получить удостоверение российского образца, составлял 60 дней. Сейчас это правило недействительно. О правиле «60 дней» говорилось в Постановлении Правительства РФ № 1396 от 15.12.1999 г. (раздел 8, п. 48), которое утратило силу при принятии Постановления Правительства РФ № 1097 от 24.10.2014 г. Как говорится: «Что не запрещено, то разрешено». А закона, регламентирующего обязательность замены иностранных прав российскими, не существует.

Если гражданин, имеющий водительские права иностранного государства, не планирует заниматься предпринимательством или работать шофером по найму, то удостоверение ему менять не обязательно. Необходимо лишь, чтобы информация на правах была продублирована на латинице. Если же дубляжа нет, то нужно сделать перевод на русский язык и заверить его нотариально (ст. 25, ч. 15 ФЗ № 196).

Предельный срок замены иностранных водительских прав на российские для работы профессиональными водителями на территории России, скорее всего, будет в очередной раз продлен. Соответствующий законопроект был подготовлен главой комитета Госдумы по транспорту Евгением Москвичевым и первым зампредом комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеславом Лысаковым и внесен в парламент.

Документ предусматривает продление срока замены иностранных прав еще на год — до 1 июня 2018 года. С этого момента, если не случится очередного переноса, в силу вступит запрет на использование в качестве водителей иностранной рабочей силы с правами других государств.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что перенос обусловлен отсутствием технической возможности произвести замену прав до запланированного ранее срока — 1 июня этого года.

«В российских транспортных компаниях, осуществляющих международные перевозки, трудоустроено около 9,5 тыс. иностранных водителей, в основном граждане Республики Беларусь. Подавляющее большинство указанных транспортных компаний расположено в Смоленской (порядка 5 тыс. иностранных водителей) и Брянской областях и Московском регионе», — говорится в пояснениях к проекту закона.

Авторы заявляют, что многие транспортные компании приняли меры по замене иностранных прав своих водителей на российские, однако столкнулись с рядом проблем, которые, по их мнению, характерны для всех указанных регионов.

«Основным препятствием для сдачи экзаменов и служащим причиной отказов в приеме заявлений на сдачу экзаменов является отсутствие необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции

— требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)», — говорится в пояснительной записке.

По мнению главы «Гильдии автошкол» Сергея Лобарева, очередное перенесение сроков может быть опасным, поскольку по статистике именно иностранные водители чаще всего попадают в ДТП.

«В настоящее время количество ДТП с участием начинающих водителей составляет примерно 10-12%, водителей опасного пенсионного возраста — 7-8%, а вот с участием иностранных водителей — более 30%», — пояснил Лобарев.

По его словам, профессиональное сообщество в сфере автомобильного образования обеспокоено тем, что реформы по замене прав иностранных водителей длятся уже порядка четырех лет и до сих пор не привели ни к какому результату. При этом эксперт отмечает, что «Гильдия автошкол» со своей стороны готова оказывать всяческое содействие для скорейшей реализации инициативы.

«Мы готовы давать бесплатные консультация и проводить переподготовку водителей. В прошлом году московское отделение «Гильдии автошкол» уже начало заниматься этим вопросом», — сказал Лобарев.

Он также пояснил, что с момента появления требования по замене прав это сделали всего 3% иностранцев.

По мнению главы «Гильдии автошкол», перевозчики должны более активно заниматься этим вопросом, поскольку соответствующий законопроект рано или поздно все же будет принят, и водители с иностранными правами окажутся вне закона.

В то же время президент Российского транспортного союза Юрий Свешников в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что законодательство в отношении замены иностранных прав на российские содержит слишком строгие требования к водителям.

«Сейчас по закону получается так, что любой иностранный гражданин должен отучиться в российской автошколе, потом сдать три экзамена и только потом получить права. Фактически это не замена, а новое получение прав, это не совсем корректно, ведь многие водители учились в СССР по общим стандартам и имеют внушительный стаж вождения»,

— сказал Свешников, добавив, что адекватным требованием для таких водителей стало бы, например, обязательство сдать только теоретический экзамен.

Кроме того, по его мнению, существует и еще одна проблема, связанная с тем, что по нынешним правилам иностранные водители не смогут сразу получить права категории D. При этом большая часть работающих в России шоферов нуждается именно в таком водительском удостоверении.

Свешников также пояснил, что предложение о продлении предельного срока замены прав, скорее всего, примут, поскольку в противном случае это вызовет ряд проблем, о которых власти знают.

«А какие еще варианты — выстроить систему замены прав за оставшиеся два месяца? Ну, получим масштабный транспортный коллапс в таком случае. В России сегодня порядка 40% водителей — иностранцы», — подытожил эксперт.

Напомним, впервые о необходимости замены иностранных прав на российские власти заговорили в 2013 году. Тогда были внесены кардинальные поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В частности, они запрещали выпускать на линии иностранных работников без российского водительского удостоверения. За нарушение данной нормы законодательством был предусмотрен штраф в 50 тыс. руб. для организации-перевозчика.

Авторы идеи отмечали большое количество ДТП, происходивших по вине водителей-иностранцев, а финальным толчком к реализации идеи стала крупная авария с «КамАЗом», которую в июле 2013 года на МКАД спровоцировал водитель-нелегал из Армении Грачью Артунян. В результате ДТП тогда погибли 18 человек.

Несмотря на то что фактически запрет на работу с иностранными правами должен был вступить в силу только в мае 2014 года, уже в ноябре 2013 года во многих городах России возникли серьезные транспортные проблемы: большинство водителей, испугавшись ответственности, просто не вышло на трассы.

После этого власти несколько раз откладывали предельный срок замены прав, а правила получения российского водительского удостоверения для иностранцев так и не были детально регламентированы.