МОР ТОМАС - английский гу-ма-нист и государственный дея-тель.

Сын юри-ста, впо-след-ст-вии су-дьи ко-ро-лев-ской ска-мьи Дж. Мо-ра (около 1450-1453 годов - 1530 год). На-чаль-ное об-ра-зо-ва-ние по-лу-чил в грам-ма-тической шко-ле при гос-пи-та-ле Св. Ан-то-ния. В 13 лет при-нят па-жом в дом ар-хи-епископа Кен-тер-бе-рий-ско-го Дж. Мор-то-на, где при-влёк вни-ма-ние сво-и-ми ин-тел-лек-ту-аль-ны-ми спо-соб-но-стя-ми. В 1492-1494 годы в Окс-форд-ском университете изу-чал грам-ма-ти-ку, ри-то-ри-ку и ло-ги-ку, древне-греческий и французские язы-ки, ма-те-ма-ти-ку, ис-то-рию, при-об-рёл на-вы-ки иг-ры на скрип-ке и флей-те, за-тем про-хо-дил обу-че-ние в лон-дон-ских шко-лах пра-во-ве-де-ния Нью-Инн и Лин-кольнс-Инн (с 1496 года). Ак-тив-но изу-чал про-из-ве-де-ния ан-тич-ных и ран-не-хри-сти-ан-ских мыс-ли-те-лей, в т. ч. Пла-то-на, Ари-сто-те-ля , Лу-киа-на, Ав-гу-сти-на.

Зна-чительное влия-ние на Т. Мора ока-за-ло сбли-же-ние с круж-ком окс-форд-ских гу-ма-ни-стов - Дж. Ко-ле-том (1467-1519 годы), Т. Ли-нак-ром (около 1460-1524 годы), У. Гро-си-ном (1446-1519 годы), У. Ли-ли (1468-1522 годы). В 1499 году Т. Мор по-зна-ко-мил-ся с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским.

Около 1502 года Т. Мор за-нял-ся ад-во-кат-ской прак-ти-кой, в 1502-1504 годы так-же пре-по-да-вал пра-во в шко-ле Фер-ни-валс-Инн. В 1504 году из-бран в пар-ла-мент, в сте-нах ко-то-ро-го под-верг кри-ти-ке фи-нан-со-вую по-ли-ти-ку Ген-ри-ха VII . Опа-са-ясь ре-прес-сий, на вре-мя ос-та-вил по-ли-ти-ку и вер-нул-ся к ад-во-кат-ской дея-тель-но-сти. В 1506 году в Па-риже опуб-ли-ко-вал под-го-тов-лен-ный им совместно с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским пе-ре-вод на латинский язяк кни-ги диа-ло-гов Лу-киа-на (со-труд-ни-че-ст-во Т. Мора и Эраз-ма Рот-тер-дам-ско-го про-дол-жа-лось и в по-сле-дую-щие го-ды; Эразм Рот-тер-дам-ский по-свя-тил Т.Мору книгу «По-хва-ла глу-по-сти», на-пи-сан-ную в 1509 году, ко-гда он гос-тил в до-ме Т. Мора). В 1508 году Т. Мор по-се-тил Лё-вен-ский и Па-риж-ский университеты, где по-зна-ко-мил-ся с прак-ти-ко-вав-шей-ся в них сис-те-мой пре-по-да-ва-ния. В 1509 году всту-пил в Ком-па-нию тор-гов-цев тка-ня-ми (Mercer’s Company), от име-ни ко-то-рой в сен-тяб-ре то-го же го-да вёл пе-ре-го-во-ры о за-клю-че-нии кон-трак-тов с ан-твер-пен-ски-ми тор-гов-ца-ми.

В 1510 года как де-пу-тат от Лон-до-на Т. Мор вновь во-шёл в пар-ла-мент, со-зван-ный но-вым ко-ро-лём Ген-ри-хом VIII; то-гда же на-зна-чен по-мощ-ни-ком городского ше-ри-фа (за-ни-мал этот пост до 1518 года, вы-пол-няя функ-ции су-дьи и юри-дического со-вет-ни-ка). В 1515 году по ре-ко-мен-да-ции лон-дон-ских тор-гов-цев вклю-чён в со-став английского по-соль-ст-ва, на-прав-лен-но-го во Флан-д-рию для пе-ре-го-во-ров о про-дле-нии сро-ка дей-ст-вия со-гла-ше-ний о тор-гов-ле шер-стью. На-хо-дясь во Флан-д-рии, Т. Мор вновь встре-тил-ся с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским и по-зна-ко-мил-ся с другими вид-ны-ми ни-дерландскими гу-ма-ни-ста-ми П. Эги-ди-ем и И. Бус-ли-ди-ем.

Во вре-мя тор-го-вых пе-ре-го-во-ров, про-хо-див-ших со зна-чительными пе-ре-ры-ва-ми, Т. Мор при-сту-пил к на-пи-са-нию 1-й кни-ги со-чи-не-ния «Уто-пия», ко-то-рую за-вер-шил по воз-вра-ще-нии на ро-ди-ну в 1516 году; 2-я кни-га (соб-ст-вен-но по-ве-ст-во-ва-ние о яко-бы не-дав-но от-кры-том го-су-дар-ст-ве уто-пий-цев) бы-ла им в основном на-пи-са-на го-раз-до рань-ше. Пред-ва-рив про-из-ве-де-ние всту-пительное пись-ма-ми еди-но-мыш-лен-ни-ков-гу-ма-ни-стов, Т. Мор из-дал его в декабре 1516 года в Лё-ве-не под названием «Весь-ма по-лез-ная, а так-же за-ни-ма-тель-ная, по-ис-ти-не зо-ло-тая кни-жеч-ка о наи-луч-шем уст-рой-ст-ве го-су-дар-ст-ва и о но-вом ост-ро-ве Уто-пия» («Libellus vere aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reip. statu deque nova Insula Utopia»). 3-е, ба-зель-ское из-да-ние «Уто-пии» 1518 году Т. Мор до-пол-нил «Эпи-грам-ма-ми» («Epigram-mata») - со-б-ра-ни-ем по-этическое про-из-ве-де-ний различного жан-ра (сти-хо-тво-ре-ния-ми, по-эма-ми и соб-ст-вен-но эпи-грам-ма-ми, на-прав-лен-ны-ми в т. ч. про-тив французского гу-ма-ни-ста Ж. де Бри, сек-ре-та-ря французской ко-ро-ле-вы, вос-хва-ляв-ше-го в сво-ей по-эме «Chordigera» по-то-п-ле-ние английского ко-раб-ля французским суд-ном). «Уто-пия» бы-ла пе-ре-ве-де-на на немецкий (1524 год), итальянский (1548 год), французский (1550 год), английский (1551 год), ни-дерландский (1553 год) язы-ки. Она за-ло-жи-ла ос-но-ву жан-ра фи-лосовской уто-пий, по-лу-чив-ше-го раз-ви-тие в XVII-XIX веках (ра-бо-ты Ф. Бэ-ко-на, Т. Кам-па-нел-лы, С. Джон-со-на, Э.Г. Мо-рел-ли, Г. Ба-бё-фа, К.А. де Рув-руа Сен-Си-мо-на, Ш. Фу-рье, Э. Ка-бе и др.).

Влия-ние на «Уто-пию» Т. Мора ока-за-ли диа-ло-ги Пла-то-на о го-су-дар-ст-ве, «За-пис-ки о Галль-ской вой-не» Юлия Це-за-ря, со-чи-не-ния Ци-це-ро-на «О пре-де-лах до-б-ра и зла», Дио-ге-на Ла-эр-тия «Жиз-ни и мнения про-слав-лен-ных фи-ло-со-фов...», трак-тат Ав-гу-сти-на «О гра-де Бо-жи-ем», ра-бо-ты Эраз-ма Рот-тер-дам-ско-го, пись-ма А. Вес-пуч-чи и др. 1-я и 2-я кни-ги «Уто-пии» те-ма-ти-че-ски и кон-цеп-ту-аль-но впол-не са-мо-стоя-тель-ны. В 1-й - да-ёт-ся ана-лиз со-ци-аль-но-эко-но-мич. по-ло-же-ния Анг-лии, под-вер-га-ют-ся ост-рой кри-ти-ке ого-ра-жи-ва-ние и хо-зяйств. мо-но-по-лизм, ри-су-ет-ся кар-ти-на раз-ло-же-ния английской де-рев-ни, упад-ка ре-мес-ла, нравственной пор-чи об-ще-ст-ва. Во 2-й - опи-са-но иде-аль-ное го-су-дар-ст-во Уто-пия, по-коя-щее-ся на эко-но-ми-ко-по-ли-тических и нрав-ст-вен-но-пра-во-вых ос-но-ва-ни-ях, аде-к-ват-ных пред-став-ле-нию о че-ло-ве-ке, сло-жив-ше-му-ся в ре-нес-санс-ной куль-ту-ре. В нём сча-стье ин-ди-ви-дуу-ма не при-но-сит-ся в жерт-ву бла-го-по-лу-чию гражданского кол-лек-ти-ва, а рег-ла-мен-та-ция ма-те-ри-аль-ных по-треб-но-стей не толь-ко не ве-дёт к за-кре-по-ще-нию лич-но-сти, но, на-про-тив, при-зва-на соз-дать оп-ти-маль-ные ус-ло-вия для «ду-хов-ной сво-бо-ды и про-све-ще-ния».

В Уто-пии раз-ли-чия в склон-но-стях и взгля-дах ка-ж-до-го чле-на об-ще-ст-ва при-ни-ма-ют-ся в рас-чёт: об этом сви-де-тель-ст-ву-ет сво-бод-ный вы-бор уто-пий-ца-ми ро-да за-ня-тий, раз-но-мыс-лие при ис-тол-ко-ва-нии на-блю-де-ний при-ро-ды, не-сход-ст-во то-чек зре-ния на мо-раль, раз-ли-чие ре-лиг. ве-ро-ва-ний и их тер-пи-мое от-но-ше-ние друг к дру-гу. «Ас-ке-ти-че-ская про-сто-та» уто-пий-ско-го бы-та со-че-та-ет-ся с утон-чён-ны-ми ду-хов-ны-ми на-сла-ж-де-ния-ми (coluptas), свя-зан-ны-ми с уп-раж-не-ни-ем в доб-ро-де-те-ли и соз-на-ни-ем бес-по-роч-ной жиз-ни, ко-то-рые яв-ля-ют-ся «выс-шим бла-гом» (sum-mum bonum). Сам об-раз уто-пий-ско-го об-ще-жи-тия, в ко-то-ром уп-разд-не-ны ча-ст-ная соб-ст-вен-ность, де-неж-ное об-ра-ще-ние, при-ви-ле-гии, по-лу-чае-мые по про-ис-хо-ж-де-нию, про-из-во рос-ко-ши на по-тре-бу иму-щим, стал сво-его ро-да куль-ми-на-ци-ей гу-ма-ни-стич. меч-та-ний о строе, воз-вы-шаю-щем лю-дей об-ра-зо-ван-ных и доб-ро-де-тель-ных. Имен-но ли-ца об-ра-зо-ван-ные и доб-ро-де-тель-ные за-ни-ма-ют пер-вен-ст-вую-щее ме-сто в Уто-пии: из их чис-ла изби-ра-ют-ся выс-шие долж-но-ст-ные ли-ца го-су-дар-ст-ва (тра-ни-бо-ры или про-то-фи-лар-хи), чле-ны гл. по-ли-тич. ор-га-на (Се-на-та), а так-же пра-ви-те-ли ка-ж-до-го из 54 го-ро-дов (прин-цеп-сы). В уто-пий-ском го-су-дар-ст-ве лю-ди, про-явив-шие спо-соб-но-сти к нау-ке, ос-во-бо-ж-да-лись от по-все-днев-но-го тру-да, в то вре-мя как ос-таль-ные жи-те-ли долж-ны бы-ли изу-чить ре-мёс-ла и ра-бо-тать еже-днев-но по 6 час, а так-же тру-дить-ся в те-че-ние 2 лет в ка-че-ст-ве зем-ле-дель-цев. По-сле еже-днев-но-го тру-да в сво-бод-ное вре-мя уто-пий-цы за-ни-ма-лись «бла-го-род-ны-ми нау-ка-ми», разл. ви-да-ми иск-ва и фи-зич. уп-раж-не-ния-ми. Наи-бо-лее тя-жё-лую ра-бо-ту в Уто-пии вы-пол-ня-ли ра-бы. Ими ста-но-ви-лись гра-ж-да-не, со-вер-шив-шие тяж-кие уго-лов-ные пре-сту-п-ле-ния, плен-ни-ки, за-хва-чен-ные во вре-мя вой-ны, и вы-ку-п-лен-ные уто-пий-ца-ми ино-стран-цы, ко-то-рым на их ро-ди-не гро-зи-ла смерт-ная казнь.

По-ви-ди-мо-му, в од-но вре-мя с «Уто-пи-ей» Т. Мора ра-бо-тал и над «Ис-то-ри-ей Ри-чар-да III» («History of King Richard III»), ис-то-рическим со-чи-не-ни-ем, ко-то-рое так и ос-та-лось не-за-вер-шён-ным. По-свя-щён-ное крат-ко-му пе-рио-ду - от смер-ти Эду-ар-да IV до всту-п-ле-ния на пре-стол Ри-чар-да III (1483 год) - это про-из-ве-де-ние со-дер-жит не толь-ко из-ло-же-ние со-бы-тий из ис-то-рии Анг-лии, но и ана-лиз сис-те-мы вла-сти, ос-но-вы-ваю-щей-ся на про-из-во-ле и на-си-лии. Пер-во-на-чаль-но оно бы-ло из-да-но ано-ним-но в 1543 году в со-ста-ве хро-ни-ки Дж. Гар-дин-га, за-тем в 1548 и 1550 годы в хро-ни-ке Э. Хол-ла с ука-за-ни-ем на при-над-леж-ность его Т. Мора. В 1557 годы отдельным из-да-ни-ем «Ис-то-рию Ри-чар-да III» опуб-ли-ко-вал У. Рас-телл. Вер-сия это-го про-из-ве-де-ния на латинский язык, имею-щая рас-хо-ж-де-ния с анг-лоя-зыч-ной, вы-шла в свет в 1566 году. В 1587 году «Ис-то-рию Ри-чар-да III» в сво-ей хро-ни-ке пе-ре-пе-ча-тал Р. Хо-лин-шед, из ко-то-рой её за-им-ст-во-вал У. Шек-спир, ра-бо-тая над тра-ге-ди-ей «Ри-чард III».

Ко-роль Ген-рих VIII, обес-по-ко-ен-ный ра-зо-ре-ни-ем кре-сть-ян-ст-ва в ре-зуль-та-те ого-ра-жи-ва-ний, одоб-рил кри-тический па-фос «Уто-пии» и на-зна-чил Т. Мора в 1517 году сво-им со-вет-ни-ком. В том же го-ду Т. Мор в со-ста-ве английской де-ле-га-ции уча-ст-во-вал в пе-ре-го-во-рах с Фран-ци-ей, про-хо-див-ших в го-ро-дах Ка-ле и Бу-лонь. В 1518 году Т. Мор стал ко-ро-лев-ским сек-ре-та-рём, в 1520 и 1521 годы при-ни-мал уча-стие в пе-ре-го-во-рах с им-пе-ра-то-ром Свя-щен-ной Римской им-пе-рии Кар-лом V и тор-гов-ца-ми Ган-зы. В 1521 году стал за-се-дать в «Звёзд-ной па-ла-те», то-гда же на-зна-чен по-мощ-ни-ком ка-зна-чея ко-ро-лев-ст-ва и воз-ве-дён в ры-цар-ское дос-то-ин-ст-во.

Ген-рих VIII це-нил Т. Мора за об-шир-ные по-зна-ния и ост-рый ум, лю-бил бе-се-до-вать с ним о по-ли-ти-ке, нау-ках и искусстве, до-ве-рял ему де-ли-кат-ные по-ру-че-ния ди-пло-ма-тического и литературного ха-рак-те-ра. При этом сам Т. Мор не пе-ре-оце-ни-вал сте-пень до-ве-рия Ген-ри-ха VIII. В 1521 году от име-ни ко-ро-ля вы-шел в свет трак-тат «За-щи-та се-ми та-инств про-тив Мар-ти-на Лю-те-ра» («Assertio septem sacra-men-tum aduersus Martinum Luthe-rum»), ре-дак-то-ром, а так-же, воз-мож-но, со-ав-то-ром ко-то-ро-го был Т. Мор. На от-вет-ный пам-флет М. Лю-те-ра, со-дер-жав-ший ос-корб-ле-ния в ад-рес ко-ро-ля, Т. Мор в 1523 году опуб-ли-ко-вал (сна-ча-ла под псевдонимом Фер-ди-нанд Ба-ра-вел-лий, за-тем Уиль-ям Росс) «От-вет Лю-те-ру» («Responsio ad Luthe-rum»), в ко-то-ром об-ви-нил немецкого ре-фор-ма-то-ра в под-стре-ка-тель-ст-ве на-ро-да к бун-ту про-тив за-кон-ных вла-стей. В по-ле-ми-ке с Лю-те-ром М. вы-дви-нул 4 по-сту-ла-та, от-ра-жав-шие его собств. от-но-ше-ние к цер-ков-ной тра-ди-ции: 1) о без-ус-лов-ном ав-то-ри-те-те Биб-лии; 2) о том, что Пи-са-ние не со-дер-жит все-го, что бы-ло со-вер-ше-но и ска-за-но Бо-гом; 3) о спо-соб-но-сти ка-толич. церк-ви (бла-го-да-ря при-сут-ст-вию в ней Св. Ду-ха) без-оши-боч-но от-ли-чать бо-же-ст-вен-ную тра-ди-цию от че-ло-ве-че-ской; 4) идея о том, что для пра-виль-ной ин-тер-пре-та-ции Пи-са-ния не-об-хо-ди-мо ру-ко-во-дство-вать-ся мне-ни-ем от-цов Церк-ви и ве-рой всех хри-сти-ан.

В сво-их ра-бо-тах Т. Мор вёл по-ле-ми-ку не толь-ко с Лю-те-ром, но и с его английскими по-сле-до-ва-те-ля-ми, в т. ч. У. Тин-де-лом (1494-1536 годы). В ря-де со-чи-не-ний («Диа-лог о ере-сях», 1529 год; «Оп-ро-вер-же-ние от-ве-та Тин-де-ла», 1532-1533 годы) Т. Мор вы-сту-пил не толь-ко про-тив основных лю-те-ран-ских те-зи-сов, под-дер-жи-вае-мых Тин-де-лом (спа-се-ние ис-клю-чи-тель-но че-рез ве-ру, Пи-са-ние как един-ст-вен-ный её ис-точ-ник, не-сво-бо-да че-ло-ве-че-ской во-ли и др.), но и об-ви-нил его в тен-ден-ци-оз-ном пе-ре-во-де Биб-лии на английский язык, в ко-то-ром, по мне-нию Т. Мора, Тин-дел пу-тём ис-ка-же-ния смыс-ла слов соз-на-тель-но про-дви-гал лю-те-ран-скую док-три-ну. При этом са-му идею пе-ре-во-да Пи-са-ния на английский язык Т. Мор оце-ни-вал по-ло-жи-тель-но.

В апреле 1523 года Т. Мор при под-держ-ке лорд-канц-ле-ра Т. Уол-си из-бран спи-ке-ром Па-ла-ты об-щин, в 1524 году - вы-со-ким рас-по-ряди-те-лем Окс-форд-ско-го, в 1525 году Кем-бридж-ско-го университетов. В ию-ле 1525 года ему по-жа-ло-ван пост канц-ле-ра гер-цог-ст-ва Лан-ка-стер-ско-го. В 1527 году Т. Мор уча-ст-во-вал в пе-ре-го-во-рах с пред-ста-ви-те-ля-ми французского ко-ро-ля в г. Амь-ен, в 1529 году - в за-клю-че-нии до-го-во-ра о ми-ре ме-ж-ду Анг-ли-ей, Фран-ци-ей и Свя-щен-ной Римской им-пе-ри-ей. По-сле сме-ще-ния Уол-си в октябре 1529 года Т. Мора бы-ла вру-че-на боль-шая пе-чать лорд-канц-ле-ра Анг-лии. В но-яб-ре то-го же го-да он от-крыл ра-бо-ту ре-фор-мационного пар-ла-мен-та, пре-тен-зии ко-то-ро-го к английскому ду-хо-вен-ст-ву на-шли по-ни-ма-ние у ко-ро-ля.

Уже в 1530 году воз-ник-ли раз-но-гла-сия ме-ж-ду Ген-ри-хом VIII и Т. Мором, ко-то-рый стал про-тив-ни-ком раз-во-да ко-ро-ля с его суп-ру-гой Ека-те-ри-ной Ара-гон-ской и так-же не при-нял ре-лигиозную по-ли-ти-ку ко-ро-ля. Т. Мор, в ча-ст-но-сти, от-ка-зал-ся под-пи-сать пись-мо, со-став-лен-ное английской зна-тью и ду-хо-вен-ст-вом (в т. ч. Т. Уол-си) в 1530 году, в ко-то-ром со-дер-жал-ся при-зыв, об-ра-щён-ный к па-пе Рим-ско-му, ан-ну-ли-ро-вать брак ко-ро-ля. Т. Мор так-же не под-дер-жал по-пыт-ки пар-ла-мен-та за-пре-тить кон-во-ка-ции (со-бо-ры ду-хо-вен-ст-ва) без раз-ре-ше-ния ко-ро-ля и объ-я-вить их ре-ше-ния не-дей-ст-ви-тель-ны-ми. Рез-кая кри-ти-ка Т. Мора пар-ла-мент-ско-го бил-ля о пре-кра-ще-нии вы-пла-ты т. н. пер-вых пло-дов Ри-му при-ве-ла к его от-став-ке в мае 1532 году.

На-пря-жён-ность в от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду ко-ро-лём и Т. Мором воз-рос-ла по-сле от-ка-за по-след-не-го в 1533 году при-сут-ст-во-вать на ко-ро-на-ции А. Бо-лейн, на ко-то-рой Ген-рих VIII же-нил-ся по-сле раз-во-да с Ека-те-ри-ной Ара-гон-ской. На-ча-лись пре-сле-до-ва-ния бывшего канц-ле-ра, от-ка-зы-вав-ше-го-ся при-зна-вать ко-ро-ля гла-вой английской церк-ви. 13 апреля 1534 года Т. Мор пред-стал пе-ред ко-ро-лев-ской ко-мис-си-ей, по-тре-бо-вав-шей от не-го при-ся-ги по Ак-ту о пре-сто-ло-нас-ле-дии, при-зна-вав-ше-му за-кон-ны-ми на-след-ни-ков но-вой ко-ро-ле-вы. Т. Мор вы-ра-зил го-тов-ность при-знать ле-ги-тим-ность прав Бо-лейн, но от-ка-зал-ся от при-сяги, т. к. она не при-зна-ва-ла пап-ской су-пре-ма-тии.

17 апреля 1534 года Т. Мор был за-клю-чён в Тау-эр. В тюрь-ме Т. Мор, поль-зо-вав-ший-ся бла-го-да-ря ры-цар-ско-му ти-ту-лу не-ко-то-ры-ми при-ви-ле-гия-ми по срав-не-нию с другими за-клю-чён-ны-ми, на-пи-сал тео-ло-гическую ра-бо-ту «Диа-лог об уте-ше-нии в не-взго-дах» («A dialogue of comfort against tribula-tion»). В ию-ле 1535 году по об-ви-не-нию в государственной из-ме-не Т. Мор осу-ж-дён на смерть и каз-нён. Тра-диционная казнь для об-ви-нён-ных в государственной из-ме-не (по-ве-ше-ние, по-тро-ше-ние и чет-вер-то-ва-ние) бы-ла за-ме-не-на по ре-ше-нию Ген-ри-ха VIII на от-се-че-ние го-ло-вы. Те-ло Т. Мора бы-ло за-хо-ро-не-но в церкви Св. Пет-ра в Тау-эре, по не-ко-то-рым вер-си-ям, в даль-ней-шем оно бы-ло пе-ре-не-се-но в цер-ковь в Чел-си, в строи-тель-ст-ве од-ной из ка-пелл ко-то-рой Т. Мор при-ни-мал уча-стие. Его го-ло-ва, вы-став-лен-ная по-сле каз-ни на лон-дон-ском мос-ту, бы-ла, по пре-да-нию, вы-куп-ле-на близ-ки-ми род-ст-вен-ни-ка-ми или вы-да-на им. Впо-след-ст-вии, как ут-верж-да-ют био-гра-фы Т. Мора, го-ло-ва бы-ла по-хо-ро-не-на вме-сте с те-лом до-че-ри Т. Мора - Мар-га-рет в це-рк-ви в Чел-си.

Ги-бель Т. Мора бы-ла бо-лез-нен-но вос-при-ня-та со-вре-мен-ни-ка-ми. Па-па Па-вел III обе-щал от-лу-чить Ген-ри-ха VIII от Церк-ви, Эразм Рот-тер-дам-ский под-чёр-ки-вал, что та-ко-го анг-ли-ча-ни-на не бы-ло и боль-ше не бу-дет в ис-то-рии, Карл V зая-вил о том, что был бы го-тов по-те-рять луч-ший го-род, чем со-вет-ни-ка, по-доб-но-го Мо-ру.

В 1886 году Т. Мор был объ-яв-лен Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью блаженным му-че-ни-ком, в 1935 году ка-но-ни-зи-ро-ван. День па-мя-ти св. То-ма-са Мора, ус-та-нов-лен-ный Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью 14 февраля 1966 года, при-хо-дит-ся на 22 ию-ня.

Сочинения:

Уто-пия / Пер. и ком-мен-та-рии А. И. Ма-леи-на, Ф. А. Пет-ров-ско-го. 2-е изд. М., 1953;

The complete works. New Haven; L., 1963-1997. Vol. 1-21;

Эпи-грам-мы. Ис-то-рия Ри-чар-да III / Изд. под-гот. М. Л. Гас-па-ров, Е. В. Куз-не-цов, И. Н. Оси-нов-ский, Ю. Ф. Шульц. М., 1973;

Уто-пия / Пер. Ю. М. Ка-ган. М., 1978.

Дополнительная литература :

Surtz E.L. The praise of wisdom: a commentary on the religious and moral problems and backgrounds of St. T. More’s Utopia. Chi., 1957;

Surtz E.L. The praise of pleasure: philosophy, education and communism in More’s Utopia. Camb. (Mass.), 1957;

Hogrefe P. The sir T. Mo-re circle: a program of ideas and their impact on secular drama. Urbana, 1959;

Reynolds E.E. The field is won: the life and death of St. T. More. L., 1968;

Johnson R.S. More’s Utopia: ideal and illusion. New Haven; L., 1969;

Hexter J. H. More’s Utopia: the biography of an idea. Westport, 1976;

Оси-нов-ский И.Н. Т. Мор: уто-пи-че-ский ком-му-низм, гу-ма-низм, ре-фор-ма-ция. М., 1978;

Оси-нов-ский И.Н. Т. Мор. М., 1985;

Т. Мор, 1478-1978: ком-му-ни-сти-че-ские идеа-лы и ис-то-рия куль-ту-ры / Под ред. В. И. Ру-тен-бур-га. М., 1981;

Logan G.M. The mea-ning of More’s Utopia. Princeton, 1983;

Куд-ряв-цев О.Ф. Ре-нес-санс-ный гу-ма-низм и «Уто-пия». М., 1991.

Томас Мор - английский писатель-гуманист, государственный деятель - родился в Лондоне 7 февраля 1478 г. Его отцом был известный юрист, прославившийся своей неподкупностью. Местом, где Мор получал первоначальное образование, стала грамматическая школа св. Антония. В 13-летнем возрасте его направили в дом архиепископа Кентерберийского в качестве пажа. Получив в течение 1490-1494 гг. образование в Оксфорде, продолжил обучение: отец настоял, чтобы сын углубился в изучение юридических наук в лондонских правоведческих школах. В этот же период Мор занимался изучением классических языков, сочинений античных авторов, сблизился с оксфордскими гуманистами, в частности, с Эразмом Роттердамским . Именно Мору была посвящена знаменитая «Похвала Глупости» этого выдающегося гуманиста эпохи Возрождения.

Вероятнее всего, карьера юриста не слишком интересовала Томаса Мора. Еще изучая право, он принял решение поселиться вблизи монастыря и принять монашеский постриг. Однако в итоге Мор вознамерился служить своей стране другим образом, хотя до самой кончины вел очень воздержанный образ жизни , соблюдал посты, постоянно молился.

Примерно в 1502 г. Мор начинает работать адвокатом и преподавать право, а в 1504 г. его избирают в парламент. Выступив за уменьшение сборов для Генриха VII, он попал в опалу и должен был самоустраниться от общественной деятельности. К политике Мор вернулся в 1509 г., когда Генрих VII скончался. В 1510 г. Мор опять избирается в парламент, который созывает уже Генрих VIII. В этом же году его назначают на должность младшего шерифа столицы, помощника городского судьи столицы.

Десятые годы ознаменованы в биографии Мора привлечением к себе благосклонного внимания короля. В 1515 г. его отправляют во Фландрию, куда он едет вместе с посольством. Находясь на чужбине, Мор начинает работу над первой книгой выдающегося произведения, ставшего фундаментом для утопического социализма. Ее он закончил, когда вернулся на родину, а вторая книга «Утопии» создавалась намного раньше. Появившееся на свет в 1516 г. цельное произведение было оценено монархом.

«Утопия» была не первым литературным опытом Мора: в 1510 г. он осуществил перевод на английский язык биографии ученого Пико делла Мирандолы. Параллельно с «Утопией», вероятнее всего, Мор работал над «Историей Ричарда III», которую не удалось завершить, что не помешало ей считаться одним из лучших произведений национальной литературы эпохи Возрождения.

После опубликования «Утопии» карьера государственного деятеля пошла в гору еще более быстрыми темпами. В 1518 г. Т. Мор входит в число членов тайного королевского совета, начиная с 1521 г. - членом высшего судебного учреждения, т.н. Звездной палаты. В этом же году он становится сэром, получая рыцарское звание вместе с большими земельными наделами. На протяжении 1525-1527 гг. Мор - канцлер герцогства Ланкастерского, а с 1529 г. - лорд-канцлер. Его назначение было беспрецедентным, т.к. Мор не принадлежал по происхождению к высшим кругам.

В 1532 г. Мор по официально озвученной причине слабого здоровья вышел в отставку, но на самом деле его уход был вызван несогласием с позицией Генриха VIII в отношении католической Церкви, созданием им англиканской Церкви. Провозглашавший ее главой короля «Акт о верховенстве» Томас Мор не признал, чем подписал себе приговор. В 1534 г. его посадили в Тауэр, а 6 июля 1535 г. казнили в Лондоне.

В XIX в. католическая Церковь причислила его клику блаженных, в XX в. - к лику святых. Однако Томас Мор вошел в национальную и мировую историю, в первую очередь, как гуманист, мыслитель и выдающийся писатель.

Родоначальником утопического социализма нового времени считается великий английский гуманист Томас Мор. Он происхо-дил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. Отец Т. Мора был известным юристом, королевским судьей, удостоившимся дворян-ского титула. Первоначальное образование Мор получил в грам-матической школе Св. Антония. Затем последовало около двух лет учебы в Оксфордском университете, откуда по воле отца Т. Мор перешел в одну из юридических школ Лондона и по ее окончании стал адвокатом. Он пользовался исключительным авторитетом как юрист. Томас Мор выполнял важные дипломатические поручения короля. Он избирался членом парламента и спикером палаты общин. В 1525-1532 гг. он занимал высокий пост лорда-канцлера Англии, смело выступая против чрезмерных требований короля об утверждении новых налогов.

20-30-е годы XVI в. были временем наступления Реформации в Англии. Мор отказался поддержать Генриха VIII , стремившего-ся возглавить реформационное движение и таким образом упро-чить абсолютистские порядки. Он отчетливо сознавал социальные последствия королевской реформации. Секуляризация церковных земель означала новые огораживания, рост нищеты крестьянства и обогащение хищных представителей буржуазии и нового дво-рянства. Чувство социальной справедливости руководило Мором, ставшим в оппозицию к монарху. И он поплатился за это жизнью. 6 июля 1535 г. Томас Мор был казнен по обвинению в «госу-дарственной измене».

Гуманистическое мировоззрение Томаса Мора формировалось уже в студенческие годы в кружке видных оксфордских ученых. Знание древнегреческого языка дало возможность Мору познакомиться с произведениями античных философов, историков, писателей — Платона , Аристоте-ля , Плутарха, Лукиана. Среди довольно обширного творческого наследия Т. Мора главным творением, обессмертившим своего создателя, стала его «Весьма по-лезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Название «Утопия» (в переводе с греческого - несуществующее место) вошло в определение самостоятельного течения социали-стической мысли.

Книга родилась из наблюдений и осмысления Мором окружав-шей его действительности, полной глубоких социальных конфлик-тов. По мнению И.Н. Осиновского, именно английская действительность XVI в. определила формирование взглядов Мора, что дает основание рассматривать «Утопию» в самой тесной связи с его практической и писательской деятельностью. В то же время как произведение общественной мысли «Уто-пия» создавалась не на пустом месте. В ней прослеживается влияние «Государства» Платона и в особенности идеи уничтоже-ния частной собственности и общности имущества.


Талантливый юрист, хорошо разбиравшийся в хитросплетени-ях имущественных отношений феодального общества, искусный дипломат, Т. Мор благодаря гуманистическим убеждениям не стал правоверным защитником феодального строя. Он обличал наибо-лее кричащие пороки европейских монархий. Контраст между богатством немногих и массовой нищетой, вскрытый Мором, не соответствовал, по его убеждению, разумным законам человече-ской природы. Он указывал на конкретные причины, порождав-шие социальную несправедливость. При этом Мор обнаруживал глубокое для своего времени понимание материальных основ общественных противоречий.

Мор восстал не только против «произвола богачей», но и про-тив «чрезмерной власти королей», которые за мзду раздавали должности. Он обвинял их в разорительных для народа последствиях феодальных усобиц и внешних завоеватель-ных войн.

Он не ограничивался анализом отдельных причин, порож-давших социальные бедствия, Он указал па главную и общую причину — господство частной собственности. Размышляя над платоновскими идеями о равенстве во всем как гарантии общес-твенного благополучия, Мор высказывал сомнения в осуществимо-сти такого равенства «…там, где у каждого своя собственность»: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо». Английский гуманист отказывался признавать «удачным» порядок, при котором «все распределяется между совсем немногими», в то время как остальные «вовсе несчастны». В итоге Мор решительно высказался за уничтожение частной собственности. Это и состави-ло существенную черту его утопического идеала коммунистическо-го общества.

Денежное обращение в силу сложившейся ситуации станет ненужным. Мор предсказывал, что в будущем «из золота и серебра не только в общих дворцах, но и в частных домах будут делать ночные горшки и всякие сосуды для нечистот». Основная хозяйственная единица Утопии — семья. Однако семья утопийцев необычная: она формируется как по принципу родства, так и в соответствии с профессиональной принадлежно-стью ее членов. «По большей части каждого выучивают ремеслу старших, ибо к этому чаще влекутся они от природы. Если же кого-либо привлекает к себе иное занятие, то его принимает другое семейство.

Принципам равенства и справедливости, провозглашенным Мором, противоречит существование в Утопии рабства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от тяжелого и грязно-го труда. К таким видам труда относятся обслуживание при общественных трапезах, убой и свежевание скота, ремонт дорог, очистка рвов, рубка деревьев, перевозка дров и т.д. Наряду с рабами в Утопии имеются свободные граждане, которые берут на себя неприятные работы из религиозных мотивов, как особый вид служения обществу. Удельный вес рабов в общественном производстве Утопии незначителен. Основными производителями являются полноправ-ные граждане. Рабство, по утопическому плану Мора, должно решить проблему «неприятного труда». Оно служит также мерой наказания за уголовные преступления и средством трудового перевоспитания».

Опираясь на идеи Аристотеля, Т. Мор предло-жил оригинальную модель политической системы общества. Уто-пия представляет собой федерацию пятидесяти четырех городов. Во главе каждого города стоят правитель и сенат. Федеральный сенат находится в столице — Амауроте. Граждане ежегодно изби-рают и присылают в амауротский сенат по три представителя. Это старые и умудренные опытом граждане, призванные обсуждать общие дела острова.

Принцип централизма сочетается в утопийском государстве с демократическими началами. Все важные вопросы предвари-тельно обсуждаются в каждой семье. Затем особые должностные лица — сифогранцы, ежегодно избираемые по одному от 30 се-мейств (хозяйств), обсудив дело с гражданами, совещаются друг с другом и объявляют свое решение сенату. Таким образом народ через своих представителей контролирует деятельность сената.

Народ сам выдвигает кандидатов в правители городов, а сифогранты путем тайного голосования выбирают из них наиболее пригодного. Помимо сифогрантов, представляющих категорию низших должностных лиц, граждане избирают высших магистра-тов — траниборов. Они являются ближайшими советниками пра-вителя. Высшие должностные лица и сам прави-тель в Утопии избираются из числа ученых. Мор ссылается при этом на авторитет Платона, утверждавшего, что «государства только тогда будут счастливы, когда царствовать станут филосо-фы».

Утопийская демократия предполагает упрощение законода-тельства. Государством, указывает Мор, весьма успешно управля-ют с помощью малочисленных законов, отличающихся ясностью, простотой и справедливостью. Поэтому в Утопии в законах разби-рается каждый и нет нужды в особом сословии юристов.

Анализируя представления Т. Мора о политическом устройстве общества, исследователи подчеркивают, что утопийская демокра-тия резко контрастирует с системой правления феодальных абсо-лютистских государств, основанной на назначении чиновников сверху и засилье бюрократии .

Т. Мор считал строй Утопии наилучшим с точки зрения земных интересов людей. Он стремился дать рационалистическое обосно-вание своего общественного идеала. Религия, сохраняющаяся в Утопии, очищена от всего, что противоречит разуму: от суеве-рий, вымыслов и «басен». Мор бросил вызов господствовавшей католической церкви, введя в утопийском госу-дарстве систему выборности священников.

В рационализме английского гуманиста проявляется идеалистический характер. Мор считал, что уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости возможны посредством разумных реформ, проводимых просвещенными пра-вителями. Так, объясняя происхождение Утопии, Мор поведал о легендарном основателе государства, мудром правителе Утопе, который привел грубый и дикий народ к просвещению.

Противоречия в социально-политическом учении Т. Мора в ко-нечном счете были обусловлены своеобразием исторических усло-вий, в которых жил и творил английский мыслитель. В его время отсутствовали предпосылки для тех кардинальных общественных преобразований, которые вели бы к устранению эксплуатации и социального неравенства.

При всем том «Утопия» сразу же стала выдающим-ся явлением общественно-политической мысли. Многие гуманисты придерживались мнения, что Т. Мор превзошел античных мыслителей, на которых они равнялись.

Имя: Томас Мор (Thomas More)

Возраст: 57 лет

Деятельность: юрист, философ, писатель-гуманист

Семейное положение: был женат

Томас Мор: биография

Томас Мор – это известный писатель-гуманист, философ и юрист из Англии, также занимавший пост лорд-канцлера страны. Наиболее известен Томас Мор произведением под названием «Утопия». В этой книге он, взяв в качестве примера выдуманный остров, изложил свое видение идеальной общественно-политической системы.


Философ также был активным общественным деятелем: ему была чужда эпоха Реформации, и он чинил препятствия распространению протестантской веры на английские земли. Отказавшись признать за Генрихом VIII статус главы английской церкви, он был казнен по Акту об измене. В XX веке Томаса Мора причислили к лику католических святых.

Детство и юность

Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.

В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».


В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.

Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права. Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом. При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и ), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.


«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».

Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.

Политика

В начале 1500-ых годов Томас Мор преподавал право параллельно с ведением адвокатской практики, а в 1504 году он стал членом Парламента от купечества Лондона. Работая в Парламенте, он не раз позволял себе открыто высказываться против налогового произвола, который чинил жителям Англии король Генрих VII. Из-за этого юрист впал в немилость в высших эшелонах власти и был вынужден на некоторое время отказаться от политической карьеры, вернувшись исключительно к адвокатской работе.


Одновременно с ведением судейских дел, в это время Томас все более уверенно пробует свои силы в литературе. Когда в 1510 году новый правитель Англии – Генрих VIII – созвал новый Парламент, литератору и юристу вновь нашлось место в высшем законодательном органе страны. В то же время Мор получил должность помощника городского шерифа Лондона, а через пять лет (в 1515 году) он стал членом делегации английского посольства, направленной во Фландрию для ведения переговоров.

Тогда Томас и начал работать над своей «Утопией»:

  • Первую книгу этого произведения автор написал во Фландрии и завершил вскоре после того, как вернулся домой.
  • Вторую книгу, основное содержание которой – повествование о выдуманном острове в океане, который якобы был недавно открыт исследователями – Мор, преимущественно, написал раньше, и по завершении первой части произведения лишь слегка подправил и систематизировал материал.
  • Третья книга была издана в 1518 году и включала в себя, помимо написанного ранее материала, «Эпиграммы» автора – обширное собрание его поэтических произведений, выполненных в жанре поэм, стихотворений и непосредственно эпиграмм.

«Утопия» была рассчитана на просвещенных монархов и ученых-гуманистов. Она оказала большое влияние на развитие идеологии утопистов и упоминала о ликвидации частной собственности, равенстве потребления, обобществленном производстве и т.д. Одновременно с написанием этого произведения Томас Мор работал и над другой книгой – «Историей Ричарда III».


Страна Утопия, описанная Томасом Мором

Король Генрих VIII высоко оценил «Утопию» одаренного адвоката и в 1517 году решил назначить его своим личным советником. Так знаменитый утопист вступил в Королевский совет, получил статус королевского секретаря и возможность работать над дипломатическими поручениями. В 1521 году он начал заседать в высшем английском судебном учреждении – «Звездной палате».

В то же время он получил рыцарский титул, земельные пожалования и стал помощником казначея. Несмотря на успешную политическую карьеру, он оставался скромным и честным человеком, о стремлении которого к справедливости знала вся Англия. В 1529 году король Генрих VIII пожаловал верному советнику высший государственный пост – должность лорд-канцлера. Томас Мор стал первым выходцем из буржуазии, которому удалось занять этот пост.

Произведения

Наибольшую ценность среди трудов Томаса Мора имеет произведение «Утопия», в состав которого входят две книги.

Первая часть работы представляет собой литературно-политический памфлет (произведение художественно-публицистического характера). В нем автор выражает свои взгляды на то, насколько несовершенна социальная и политическая система. Мор критикует смертную казнь, иронически высмеивает разврат и тунеядство духовенства, жестко выступает против огораживания общинных людей, выражает несогласие с «кровавыми» законами о рабочих. В этой же части Томас предлагает и программу реформ, призванных исправить положение вещей.


Во второй части представлено гуманистическое учение Мора. Основные идеи этого учения сводятся к следующему: главой государства должен быть «мудрый монарх», частная собственность и эксплуатация должны быть заменены обобществленным производством, труд обязателен для всех и не должен быть изнурительным, деньги могут быть использованы только для торговли с другими странами (монополия на которую принадлежит государственному руководству), распределение продуктов должно осуществляться по потребностям. Философия Мора предполагала полную демократию и равноправие, несмотря на наличие короля.


«Утопия» стала основой для последующего развития утопических учений. В том числе, она сыграла немалую роль в становлении гуманистической позиции такого известного философа, как Томмазо Кампанелла. Другим значимым произведением Томаса Мора стала «История Ричарда III», по поводу правдоподобности которой до сих пор ведутся дебаты: одни исследователи считают книгу историческим произведением, другие – скорее художественным. Утопист также написал немало переводов и стихотворных трудов.

Личная жизнь

Еще до того, как эпоха Возрождения пополнилась знаменитым произведением Томаса Мора и до того, как он начал занимать высокие посты в государстве, гуманист женился на семнадцатилетней Джейн Кольт из Эссекса. Это произошло в 1505 году. Она была тихой и доброй девушкой и вскоре родила мужу четырех детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет.


В 1511 году Джейн скончалась из-за лихорадки. Томас Мор, не желая оставлять детей без матери, в скором времени женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой счастливо прожил до самой смерти. У нее также был ребенок от первого брака.

Смерть

Для Томаса Мора цитаты из его произведений были не просто художественным вымыслом – он глубоко верил во все положения своего учения и оставался религиозным человеком. Поэтому, когда Генрих VIII захотел расторгнуть брак со своей супругой, Мор настаивал, что сделать это может только Папа Римский. В роли последнего на тот момент выступал Климент VII, и он был против бракоразводного процесса.


В результате Генрих VIII разорвал связи с Римом и встал на путь создания англиканской церкви в родной стране. Вскоре была коронована , новая супруга короля. Все это вызвало настолько сильное возмущение у Томаса Мора, что он не только оставил пост лорда-канцлера, но и помог монахине Элизабет Бартон публично осудить поведение короля.

Вскоре Парламент принял «Акт о престолонаследии»: все английские рыцари должны были принести присягу, признавая детей Генриха VIII и Анны Болейн законными и отказываясь признавать какую-либо власть над Англией за исключением власти представителей династии Тюдоров. Томас Мор отказался произнести присягу и был заключен в Тауэр. В 1535 году его казнили за государственную измену.

В 1935 году он был причислен к лику католических святых.

МОР Томас (More ) (7 февраля 1478, Лондон - 6 июля 1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; один из основоположников утопизма. Канцлер Англии в 1529-1532 годах. Будучи преданным католиком, Томас Мор отказался дать присягу королю как "верховному главе" англиканской церкви, был обвинен в государственной измене и казнен. Канонизирован католической церковью (1935). В сочинении "Утопия" (1516), содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия, Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт; труд - обязанность всех, распределение происходит по потребности.

Сын богатого лондонского судейского чиновника, Томас Мор первоначальное образование получил в грамматической школе Святого Антония. Тринадцати лет он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-1494 годах Томас Мор учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком оксфордских гуманистов - Джоном Колетом, Томасом Линакром, Уильямом Гросином, Уильямом Лили. В 1596-1501 годах Томас по настоянию отца изучал английское обычное право при лондонской юридической корпорации Lincoln"s Inn. Одновременно Мор изучал классические языки (латинский и греческий), произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей (Платона, Аристотеля, Августина). В 1499 году он познакомился с Эразмом Роттердамским, с которым его связывали отношения самой тесной дружбы (в доме Мора Эразм написал и ему посвятил свою "Похвалу Глупости").

Около 1502 года Мор стал вести адвокатскую практику и преподавать право. В 1504 году он был избран в парламент от лондонского купечества. В стенах парламента он выступал против налогового произвола короля Генриха VII, за что впал в немилость. Опасаясь репрессий, Томас Мор на время оставил политику и вернулся к адвокатской практике. Наряду с судейскими делами, Мор пробует себя на литературном поприще. В эти годы он перевел с латинского на английский язык биографию Джованни Пико делла Мирандолы (1510), личность и трагическую судьбу которого он считал поучительной для реформаторов церкви. В 1510 году Мор снова был избран в парламент, созванный новым королем Генрихом VIII. Тогда же Мор был назначен помощником городского шерифа. В 1515 году в составе английского посольства он был направлен для переговоров во Фландрию.

Во Фландрии Мор приступил к работе над первой книгой "Утопии", которую завершил по возвращении домой; вторая книга "Утопии" (собственно повествование о якобы недавно открытом острове в океане) была в основном написана гораздо раньше. Эта книга обессмертила имя Томаса Мора. "Утопия" была издана в конце 1516 года в Лувене. В первой ее части содержится анализ социально-экономического положения Англии, острая критика огораживаний, хозяйственного монополизма, разложения английской деревни, нравственного упадка общества; во второй описывается идеальный общественный строй фантастического острова Утопия (в переводе с греческого буквально "Нигдения", место, которого нет; это придуманное Мором слово стало нарицательным). Впервые в истории человечества Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность, обобществлены производство и быт, введено равенство потребления, а привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день сокращен до шести часов, а наиболее тяжелые работы возложены на плечи преступников. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Какой-либо революционный путь достижения своего идеала Томас Мор отрицал - он был противником народных движений, видя в них разрушительное начало и анархию.

Третье, базельское издание "Утопии" 1518 года было дополнено "Эпиграммами" Мора - собранием поэтических произведений разного жанра (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм). Написанная на латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов, "Утопия" в середине 16 века была переведена на современные европейские языки и оказала большое влияние на утопистов последующих столетий, в частности Морелли, Бабефа, Сен-Симона, Фурье, Кабе. На русский язык "Утопия" была переведена в 1789 году.

По-видимому, одновременно с "Утопией" писалась "История Ричарда III ", датируемая 1531 годом, но оставшаяся незавершенной (издана анонимно в 1543 в составе хроники Джона Гардинга, затем в 1548 и 1550 в хронике Эдуарда Холла с указанием на принадлежность ее Мору). "История Ричарда III" признается одним из лучших произведений английской прозы, она послужила позднее косвенным источником драмы Уильяма Шекспира.

Король Генрих VIII, оценив критический пафос "Утопии", назначил ее автора в 1517 году своим советником. В 1518 году Мор стал королевским секретарем и членом Королевского совета, он выполнял дипломатические поручения, с 1521 года заседал в "Звездной палате" - высшем судебном учреждении Англии. Тогда же он был назначен помощником казначея королевства, удостоен рыцарского звания, вскоре получил значительные земельные пожалования.

Гуманистические взгляды сочетались у Томаса Мора с искренней преданностью католицизму. К лютеранской реформации он относился отрицательно, считая ее угрозой христианскому единству Западной Европы. В 1521 году от имени Генриха VIII был напечатан трактат "Защита семи таинств против Мартина Лютера ", редактором которого, а возможно, и соавтором был Мор. Лютер послал резкий ответ королю, на что Мор в 1523 году отозвался "Отповедью Лютеру", обвиняя его в подстрекательстве простого народа к бунту против законных правителей. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации Томаса Мора на религиозные темы ("Четыре насущных предмета", "Моление душ", "Апология", "Диалог об утешении и невзгодах") оказали влияние на искусство английской риторики, а также на формирование стиля Джонатана Свифта. В 1523 году с одобрения короля Мор избран спикером палаты общин, в 1525-1529 годах он сонимал пост канцлера герцогства Ланкастерского, а в октябре 1529 года, после смещения кардинала Уолси, Мор становится лордом-канцлером Англии.

В мае 1532 года король Генрих VIII, принявший после конфликта с папой сторону Реформации, заставил английское духовенство подчиниться контролю королевской власти. Преданный католик и убежденный сторонник верховной власти папы, Мор активно защищал права римско-католической церкви и должен был уйти в отставку. Отказавшись признать "Акт о верховенстве", провозглашавший короля главой английской церкви, Мор в апреле 1534 года был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. В 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 году - к лику святых (память 22 июня и 6 июля).