Ярмарка в XVII – первой половине XIX века.

- 38.78 Кб

Введение…………………………………………………….… …………………..2

Макарьевская ярмарка……………………………………………...……… …….3

Ирбитская ярмарка……………………………………………………….. ………5

Верхнеудинская ярмарка....................... .............................. .............................. .....8

Кяхтинская ярмарка……………………………………………………..… ……11

Заключение…………………………………………………… ………………….15

Список использованной литературы…………………………………..………. 17

Введение

Германские корни слова «ярмарка» очевидны - jahr-markt - ежегодный рынок. Именно так с Х века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров.

Такие «места съездов» существовали в Германии, Испании, Италии, во Франции, в Англии. Ярмарки были связаны между собой, следовали одна за другой - и во времени, и в пространстве. Уже к XI-XII вв. они стали не только местом оптового торга, но и главным каналом международной торговли. Эту роль они сохраняли до конца XVIII века.

Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., но, скорее всего, они существовали и раньше. По В.И.Далю, «ярмарка - большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями».

Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих «Записках о московских делах» он назвал этот торг привычным для себя словом «jahrmarkt» - «ярмарка».

Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую и Ирбитская.

Первая из них ведет свое начало с XVI в. и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород.

Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.

Цель данной работы – проследить историю ярмарок в мире и России.

Макарьевская ярмарка

Начало большого периодического торга на средней Волге восходит к очень отдаленным временам. В первой половине XIII века он происходит на Арском поле, около Казани. В 1524 г. Василий Иоаннович, воспользовавшись тем, что татары разграбили русских купцов, запретил им ездить в Казань и учредил русскую ярмарку в Васильсурске. Место было выбрано неудачно, так как Васильсурск, как пограничный город, служил исходным пунктом военных действий против Казани.

После покорения Казанского ханства в 1552 году складываются благоприятные условия для торговли. Видимо, вскоре после этого образуется ярмарка у обители св. Макария, однако официальной даты основания ярмарки не установлено. Благодаря выгодному расположению, на средине волжского пути, ярмарка развивалась все более и более. В 1641 г. царь Михаил Фёдорович дал монастырю право собирать с торговцев за один день торговли (25 июля - св. Макария) таможенную пошлину. В 1648 г. Алексей Михайлович разрешил торговать беспошлинно пять дней, а затем велел платить особый налог. В 1666 г. на ярмарку приезжали уже купцы не только из всей России, но и из-за границы, и она продолжалась 2 недели.

В конце XVII в. привоз товаров достигал 80 тыс., в половине XVIII в. - 49 0 тыс., а к концу его - 30 млн. руб. В это время в Макарьеве казенных ярмарочных помещений было 1400; кроме того, купечеством было построено 1800 лавок. Казна получила от найма лавок в 1790 г. 15 тыс. руб., а в 1810 г. - до 120 тыс. руб.

Сильно разросшись, часть ярмарки захватила даже противоположный берег Волги у села Лысково. Строения ярмарки носили временный характер, представляя деревянные балаганы, лавки и трактиры. К середине XVIII века многие строения пришли в негодность, и 18 июня 1751 года вышел царский указ о постройке каменного гостиного двора на месте старого деревянного. Сохранились многочисленные проекты по перепланировке ярмарки конца XVIII - начала XIX веков. К концу 1809 года перестройка ярмарочного комплекса была завершена.

16 августа 1816 г. произошёл пожар, который уничтожил гостиный двор (за исключением каменного корпуса), со всеми временными принадлежавшими к нему балаганами. Пожар произошел уже после окончания торгов (концом торга считался праздник Первого Спаса, т.е. 1 августа), когда на ярмарке уже не было ни одного человека и ни одного тюка с товарами. Убыток был свыше 2 млн руб. Этот пожар выдвинул вопрос о перенесении ярмарки, так как у монастыря было мало места для ярмарки, и кроме того, течением Волги ежегодно отмывало макарьевский берег.

Ирбитская ярмарка

Ирбит - один из старейших уральских городов, почти три столетия служивший местом ежегодного торга Европейской России с Сибирью, Средней Азией и Китаем. В торговле на Ирбитской ярмарке участвовали наиболее крупные купцы. Отправка и провоз товара на Ирбитскую ярмарку занимали не только много времени и требовали значительных расходов, но и встречали много трудностей. Ирбит находился в 1674 верстах от Барнаула, в 1700 верстах от Бийска и 2200 верстах от Чуи, в стороне от ведущего сухопутного тракта - Московского и судоходных рек. Доставка товаров осуществлялась водно-сухопутным (летом) или санным путем (в зимнее время). В случае сухопутной доставки товар шел с Алтая через Бийск, Барнаул, Сузун до Московского тракта, по нему до Тюмени и от Тюмени по тракту Тюмень-Ирбит, находясь в пути от 30 до 40 суток. Стоимость доставки товара в разные годы составляла из Бийска 1 руб.-1 руб. 50 коп., из Барнаула - 70 коп.-1 руб. 20 коп. и всецело зависела от монополии ямщиков, подряжавшихся на провоз товара. Отрезки прогона на ямщицком языке назывались "веревочки". Каждая "веревочка" имела своих монополистов. Сопровождали товары приказчики. Сами купцы редко следовали за торговым караваном, обгоняли его в пути, прибывая в Ирбит раньше. При передаче с одной "веревочки" на другую товар часто терялся, разбавлялся худшим по качеству, раскрадывался, и случай, описанный в "Ирбитском ярмарочном листке" /№ 11, 1870 г./, являлся типичным: "Один бийский купец принял от ямщиков орехи и воск далеко не в полном количестве: те ямщики, которые приняли кладь на месте, заехали домой, убавили орехов около пуда в каждом мешке, подогнувши мешки, зашили их так, что мешки представлялись туго набитыми. Эти ямщики сами не поехали с кладью, а передали ее другим ямщикам без весу. Часто товар принимают не перевешивая, а по наличию".

С развитием частного пароходства купцы стали отправлять товары водным путем. Доставка водой была в 3-5 раз дешевле. Стоимость доставки одного пуда составляла в среднем 20 коп. (1896 г.). Купцы стремились до замерзания рек доставить товар в Тюмень (крайний западный пункт) по рекам Обь, Тобол, Тура, а из Тюмени - санным путем до Ирбита, который находился в 500 верстах. Так, в 1884 г. в тюменском порту для отправки в Ирбит находились 400 пуд. барнаульского золота на 12000 руб., 20000 шт. скотских кож, 30000 пуд. сузунской меди на 300000 руб., 30000 пуд. сливочного масла на 210000 руб. Дешевизна водных перевозок побуждала купцов продлить водный путь до самого Ирбита, но река Ница, на которой стоял Ирбит, была мелководной, и пробные рейсы по половодью (в частности, в 1862 г.) положили конец попыткам купцов использовать водный путь от Тюмени до Ирбита. Торговля на Ирбитской ярмарке по степени участия купцов в торговле и объему торговых операций была многоступенчатой. Умозрительно можно выделить три рода торговли. Первая ступень: продажа мелкооптовых партий поставщиками с мест, концентрация товаров в руках оптовиков. На этой ступени мелким и средним торговцам важно было быстро сориентироваться, выгодно продать и закупить товары для перепродажи. Вторая ступень: конкуренция между оптовиками и торговые операции с крупными партиями, розничная торговля на время сделок. На этой ступени торговый успех зависел от умения "переиграть ценой" немногочисленных конкурентов. Третья ступень: отправка оптовых партий для дальнейшей перепродажи в местах спроса - Москву, Петербург, Нижний Новгород, Польшу, Америку....

На протяжении XIX в. Ирбитская ярмарка являлась важным звеном торговой сети Российской империи и занимала второе место по торговым оборотам, уступая лишь Нижегородской, а по темпам роста опережая ее (за 1817-1861 г. ее обороты выросли в 16 раз, в то время как обороты Нижегородской в четыре раза). Значение Ирбитской ярмарки определялось сложившимся в XIX в. географическим разделением труда: Сибирь являлась развитым районом сельскохозяйственного и кустарного производства, Центральная Россия - производителем промышленных товаров. В условиях огромных расстояний, отсутствия железных дорог, несовершенства существующих путей сообщения Ирбитская ярмарка для Сибири была основным пунктом сбыта продукции сельского хозяйства и промыслов и закупки промышленных товаров для местных рынков.

Верхнеудинская ярмарка

Ярмарки начали проводится в Верхнеудинске с 1780 года. Верхнеудинск находился на пересечении важных торговых путей из Кяхты в Европейскую часть России и из Иркутска на Амур.

В 1810-е годы торговля также проходила в декабре у села Онинское (ныне Хоринский район Бурятии). Обороты ярмарки были незначительными. В 1820-е годы купцы Селенгинска начали открывать временную торговлю в Вернеудинске, а затем перенесли туда всю свою деятельность.

С 1786 года в Верхнеудинске проводилось две ярмарки в год: Январская – с 18 января по 1 февраля и Крестовоздвиженская с 15 по 28 сентября. В 1817 году купечество Верхнеудинска добилось проведения всего одной ярмарки в году. Начало ярмарки зависело от времени замерзания Байкала – перевозка товаров по льду была дешевле и быстрее. В 1868 году время начала ярмарки перенесли на срок с 25 января по 10 февраля. Но торговля зачастую начиналась до официальной даты - товары на Амур должны были быть доставлены до начала весенней распутицы.

В середине 1870-х годов привоз товаров увеличивается до 3 миллионов рублей, из них на долю тканей (в основном, российского производства) приходится до 2 миллионов рублей. Около 75% товаров продаётся в кредит. Основной оборот приходится на долю Иркутских купцов. Первое место по оборотам на ярмарке занимает торговый дом Бутина – до миллиона рублей. Глава торгового дома братьев Бутиных - Бутин Михаил Дмитриевич (1836 – 1907). В 1870-е годы А. Ф. Второв открыл торговлю текстильными товарами на Верхнеудинской и Нижегородской ярмарках.

В дальнейшем роль Верхнеудинской ярмарки снижалась. Торговые операции проводились в Иркутске, а Верхнеудинск использовался как складочное место товаров.

В 1878 году на ярмарке начали продаваться книги.

Верхнеудинская ярмарка играла основную роль в снабжении хлебом Читинской области и Нерчинского края, так как Верхнеудинский округ был наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении. Обороты Верхнеудинской ярмарки значительно увеличились после присоединения Амурского края и развития золотопромышленности. Наибольшего расцвета ярмарка достигла в 1860-е годы, когда привоз товаров вырос до 1,5 миллионов рублей. Большая часть товаров продавалась за наличные деньги, на кредитные операции приходилось всего около 30% оборота. Тогда же начали снижаться объёмы торговли пушниной на Верхнеудинской ярмарке. Пушнину начали направлять напрямую в Иркутск, Ирбит, на Нижегородскую ярмарку. Кроме этого Нерчинские купцы научились самостоятельно закупать товары в Европейской части России, на Амуре появились пароходы, чай из Китая начинает ввозиться по Амуру.

С середины XVIII века до 1850 года через Верхнеудинск переправляется свинец Нерчинских заводов на Алтайские заводы. Всего с 1747 года по 1850 год с Нерчинских заводов на Алтай было доставлено более 1,6 млн. пудов свинца.

Основные товары Верхнеудинской ярмарки:

Хлеб – в Читинский округ, Нерчинск и золотые прииски Амурского края;

Мясо – в Иркутск;

Мануфактура;

Кожи и шкуры – в Кяхту

Чай – в Европейскую часть России;

Пушнина;

Подрядные контракты по доставке чая, хлеба, мяса и других товаров.

Первое деревянное здание Гостиного двора было построено в 1791 году. Возле гостиного двора образуется Базарная площадь (с 1924 года площадь Революции). Вокруг площади строятся купеческие дома с лавками. Бывшая базарная площадь до сих пор остаётся центром Улан-Удэ. Торговля шла также на Калининской площади - теперь на этом месте располагается колхозный рынок.

3 июня 1803 года на собрании купцов и богатых мещан Верхнеудинска было принято решение построить каменные гостиные дворы. Строительство началось в 1804 году. Гостиный двор построен по проекту иркутского губернского архитектора Антона Ивановича Лосева (1765 - 1829). Строительство продолжалось с большими перерывами, и в конце 1825 года была построена южная и западная часть. И только в 1856 году был сделан наружный карниз и крыша.

В 1834 году мещанство Верхнеудинска захотело построить свои торговые ряды. Мещанам разрешили достроить северную часть гостиного двора. Через 30 лет были построены Малые торговые ряды. Около 40% арендаторов общественных рядов составляли еврейские торговцы. В 1887 году купец Иосиф Розенштейн стал акционером Большого Гостиного Двора. В 1908 году в лавки в Большом гостином дворе арендует уже 11 евреев.

В 1955 году на месте Малых торговых рядов началось строительство 3-х этажного универмага. Гостиный двор имеет статус памятника истории и архитектуры федерального значения.

В 1820-е годы купец Митрофан Кузьмич Курбатов построил торговые ряды. До 1950-х годов торговые ряды Курбатова использовались для торговли. В настоящее время в них располагается медицинское учреждение.

Кяхтинская ярмарка

Приграничная торговля с Китаем и Монголией способствовала развитию различных отраслей сибирской экономики: торговли, пушного промысла, транспорта, скотоводства, земледелия, кожевенной промышленности и т. д. Капиталы, вырученные от торговли в Кяхте, вкладывались в добычу золота, пароходства, промышленность, и благотворительность. Приграничная торговля с Китаем началась после заключения Нерчинского договора 1689 года. В 1689 - 1706 годах торговля идёт в Нерчинске, а позже в Селенгинске и Кяхте. В 1693 году по указанию главы Сибирского приказа Репнина специально для Сибири был разработан первый таможенный устав. Торговля в Нерчинске не приобрела желаемого масштаба, и в 1719 году в Пекин было отправлено посольство во главе с ка­питаном гвардии Львом Измайловым. Его сопровождал секретарь Лоренц Ланг, который в поездке собрал материалы по истории русско-китайских отношений и Сибири, а также написал труд «Описание государства Китайского».

МАКАРЬЕВСКАЯ ЯРМАРКА - круп-ней-шая яр-мар-ка в Рос-сии в XVII - начала XIX веков.

Воз-ник-ла в 1620-е годы у стен Свя-то-Тро-иц-ко-го Ма-ка-рие-во-Жел-то-вод-ско-го монастыря (ны-не в поселок Ма-карь-е-во), на се-ре-ди-не тор-го-во-го пу-ти по реке Вол-га, по ко-то-ро-му из-древ-ле про-хо-дил тор-го-вый об-мен ме-ж-ду Ази-ей и Ев-ро-пой. Впер-вые Макарьевская ярмарка упо-ми-на-ет-ся в ус-тав-ной гра-мо-те ца-ря Ми-хаи-ла Фё-до-ро-ви-ча игу-ме-ну Ма-ка-рие-во-Жел-то-вод-ско-го монастыря Ав-раа-мию от 19(29) сентября 1627 года. Офи-ци-аль-но уч-ре-ж-де-на ука-зом Ми-хаи-ла Фё-до-ро-ви-ча от 10(20) июня 1641 года.

Яр-ма-роч-ная тор-гов-ля про-во-ди-лась один раз в го-ду, торг пер-во-на-чаль-но вёл-ся один день - 25 ию-ля старый стиль, в день па-мя-ти ос-но-ва-те-ля Ма-ка-ри-ево-Жел-то-вод-ско-го монастыря Препододного Ма-ка-рия Жел-то-вод-ско-го и Ун-жен-ско-го, в 1667 году срок про-ве-де-ния яр-мар-ки уве-ли-чен до двух, в 1681 году - до че-ты-рёх не-дель и про-дол-жал ме-нять-ся в даль-ней-шем.

Во 2-й половине XVII века яр-ма-роч-ная тор-гов-ля час-тич-но пе-ре-не-се-на на пра-вый бе-рег Вол-ги, к селу Лыс-ко-во. В конце XVII - начале XVIII веков Макарьевская ярмарка при-об-ре-ла ши-ро-кую из-вест-ность не толь-ко в Рос-сии, но и за ру-бе-жом, на ней тор-го-ва-ли еже-год-но до 60 тысяч человек. Макарьевская ярмарка бы-ла тес-ным об-ра-зом свя-за-на со все-ми круп-ны-ми тор-го-вы-ми цен-тра-ми стра-ны. Западноев-ропейские то-ва-ры по-сту-па-ли на Макарьевскую ярмарку пер-во-на-чаль-но из Ар-хан-гель-ска, в XVIII - начале XIX веков - из Санкт-Пе-тер-бур-га. В конце XVIII - начале XIX веков Макарьевская ярмарка ста-ла вы-пол-нять роль «ме-но-во-го дво-ра Ев-ро-пы с Ази-ей».

Основными отечественными то-ва-ра-ми, про-да-вав-ши-ми-ся на яр-мар-ке, бы-ли соль, ры-ба, хлеб, мёд, лён и до-мо-тка-ные тка-ни, же-ле-зо, си-бир-ские ме-ха, ло-ша-ди и скот, ко-ло-ко-ла, из-де-лия кус-тар-ных про-мы-слов. Из Ев-ро-пы на яр-мар-ку по-сту-па-ли голландская сталь и медь, английское сук-но, шведское ору-жие, немецкие из-де-лия из зо-ло-та, бу-ма-га, по-су-да, с Вос-то-ка - индийский жем-чуг и дра-го-цен-ные кам-ни, китайский фа-янс, шёлк, бар-хат, среднеази-атские хлоп-ча-то-бу-маж-ные тка-ни и ков-ры, восточные пря-но-сти.

В го-ды Кон-ти-нен-таль-ной бло-ка-ды Ве-ли-ко-бри-та-нии и Отечественной вой-ны 1812 года бо-лее по-ло-ви-ны при-ве-зён-ных на Макарьевскую ярмарку то-ва-ров ос-та-ва-лись не про-дан-ны-ми.

Яр-ма-роч-ный то-ва-ро-обо-рот в конце XVII века со-ста-вил 80 тысяч рублей, в середине XVIII века - 490 тысяч рублей, в конце XVIII века - 30 миллионов рублей ас-сиг-на-ция-ми, в 1814 году - 44 миллиона рублей ас-сиг-на-ция-ми. По сво-им обо-ро-там Макарьевская ярмарка в концу XVIII - начале XIX веков яв-ля-лась круп-ней-шей в Рос-сии (её обо-ро-ты пре-вы-ша-ли обо-ро-ты Ир-бит-ской яр-мар-ки на 20-25%) и в Ев-ро-пе, тор-гов-ля на ней при-об-ре-ла бир-же-вой ха-рак-тер (на Макарьевской ярмарке дей-ст-во-ва-ли «бир-же-вая за-ла», а так-же «спра-воч-ный стол» для со-вер-ше-ния сде-лок су-до-вла-дель-цев и тор-гов-цев хле-бом). Ве-ду-щая роль на Макарьевской ярмарке при-над-ле-жа-ла куп-цам Мо-ск-вы, Ка-за-ни, Яро-слав-ля, Ниж-не-го Нов-го-ро-да, Ас-т-ра-ха-ни, Санкт-Пе-тер-бур-га.

В начале XIX века Макарьевскую ярмарку еже-год-но по-се-ща-ли до 170 тысяч человек.

До-хо-ды от ор-га-ни-за-ции яр-ма-роч-ной тор-гов-ли пер-во-на-чаль-но по-сту-па-ли в поль-зу Свя-то-Тро-иц-ко-го Ма-ка-ри-ево-Жел-то-вод-ско-го монастыря. С 1667 года пра-ви-тель-ст-во пы-та-лось на-пра-вить та-мо-жен-ные сбо-ры от дос-тав-лен-ных на яр-мар-ку то-ва-ров в государственную каз-ну, од-на-ко из-за со-про-тив-ле-ния мо-на-стыр-ских вла-стей этот про-цесс за-вер-шил-ся лишь в 1700 году ука-зом ца-ря Пет-ра I от 19(30) ию-ля. Яр-мар-ка на-хо-ди-лась в ве-де-нии при-ка-зов Боль-шой каз-ны и Ка-зан-ско-го, с 1718 года - Ком-мерц-кол-ле-гии, с 1804 года - яр-ма-роч-ной кон-то-ры при гу-бер-на-то-ре Ни-же-го-род-ской губернии. С 1804 года дей-ст-во-ва-ло Общество ма-карь-ев-ских тор-го-вых гос-тей (со-стоя-ло из трёх вы-бор-ных тор-гов-цев от ка-ж-до-го ря-да), пред-став-ляв-шее ин-те-ре-сы тор-гов-цев яр-мар-ки пе-ред пра-ви-тель-ст-вом.

Пер-во-на-чаль-но яр-ма-роч-ные по-ме-ще-ния бы-ли вре-мен-ны-ми. Еже-год-но на сред-ст-ва мо-на-сты-ря на де-ревянных на-сти-лах воз-во-ди-лись ря-ды де-ревянных раз-бор-ных ба-ла-га-нов, со-став-ляв-ших Гос-ти-ный двор (впер-вые упо-мя-нут в 1683 году), ко-то-рый ок-ру-жали де-ревянные кре-по-ст-ные сте-ны с че-тырь-мя про-ез-жи-ми баш-ня-ми и од-ной глу-хой. За пре-де-ла-ми Гос-ти-но-го дво-ра хао-тич-но раз-ме-ща-лись отдельные лав-ки, хар-чев-ни, ка-ба-ки и ба-ла-га-ны.

В 1755 году раз-бор-ный Гос-ти-ный двор на сред-ст-ва каз-ны за-ме-нён по-сто-ян-ным; он со-сто-ял из 8 тор-го-вых ря-дов и 830 боль-ших ба-ла-га-нов, что су-щест-вен-но по-вы-си-ло по-ла-воч-ный до-ход от яр-мар-ки.

В 1805-1809 годы каз-ной по-стро-ен но-вый ог-ром-ный Гос-ти-ный двор (архитектор А.Д. За-ха-ров), ко-то-рый со-сто-ял из 32 тор-го-вых кор-пу-сов, вклю-чав-ших до 2 тысяч двух-этаж-ных ла-вок. В цен-тре Гос-ти-но-го дво-ра на-хо-ди-лось един-ст-вен-ное ка-мен-ное со-ору-же-ние яр-мар-ки - пер-вый в Рос-сии тор-го-вый пас-саж площадью 5,5 тысяч м2. Близ Гос-ти-но-го дво-ра располага-лись то-вар-ные скла-ды, ме-четь, армянская цер-ковь, те-атр, ба-ла-га-ны, трак-ти-ры, ба-ни. Со всех сто-рон тор-го-вых ря-дов был про-рыт глу-бо-кий ров ши-ри-ной 19 м, от-де-ляв-ший основную тор-го-вую зо-ну от склад-ской тер-ри-то-рии.

Гос-ти-ный двор яр-мар-ки был унич-то-жен по-жа-ром 18(30) августа 1816 года. В свя-зи с не-воз-мож-но-стью рас-ши-рить яр-ма-роч-ную тер-ри-то-рию и от-сут-ст-ви-ем удоб-ной пе-ре-пра-вы че-рез Вол-гу близ Лыс-ко-во яр-мар-ку на преж-нем мес-те ре-ше-но не во-зоб-нов-лять, она бы-ла пе-ре-ве-де-на в Ниж-ний Нов-го-род [вы-со-чай-ше ут-вер-ждён-ное 15(27) февраля 1817 года По-ло-же-ние Комитета ми-ни-ст-ров], где воз-ник-ла Ни-же-го-род-ская яр-мар-ка.

Публикации раздела Традиции

История ярмарок в России

С егодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения - от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, - в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr - год, markt - рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря - после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур - автор Московского манежа . Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев - веселый Петрушка - стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет» .

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» - там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты..

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин . Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища» .

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского . Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной» , - писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.

Предположим, вы случайно оказались в Москве XVII века. Что делать в такой ситуации? “Конечно, идти в магазин!” – ответят девушки. И они правы. В любой непонятной ситуации надо идти на шопинг.
Тем более, в XVII веке Москва переживала торговый бум. Это объяснялось выгодным положением между Востоком и Западом и уровнем развития ремесла. События Смутного времени привлекли внимание европейцев к Московии, которая тогда казалась страной загадочной и малоизученной. Путешественники из Европы с интересом ездили сюда и составляли увлекательные, подробные, часто восторженные описания таинственной Московии.

Вот изображение Москвы XVII века. Правда, красота?

В Москву стекались товары с Востока и из Европы, здесь продавались изделия московских ремесленников, сюда приезжали торговать жители множества российских городов. Торговля шла в каменных Гостиных дворах, возле ворот Белого города (это территория в пределах Садового кольца), в Китай-городе.

Как купить то, что вам нужно? Как не заблудиться среди этих лавок, торговых шалашей и рядов? Мы расскажем вам о самых важных и интересных торговых местах того времени.

Торговые центры

Крупнейшим центром торговли в Москве был Торг, находящийся на территории современной Красной Площади. Активная торговля здесь шла с середины XV века. Деревянные, хаотично построенные лавки и шалаши часто горели. Поэтому в XVI веке по периметру Торга были построены каменные здания для торговли и хранения товаров: Верхние, Средние и Нижние ряды. В них располагались лавки, построенные по единому образцу. Лавки с одинаковыми товарами объединялись в торговые ряды, которые были разделены на кварталы. По структуре это напоминало современные торговые центры.

Что купить?

Найти в торговых рядах можно было все, что угодно. Если вы – женщина, то первым делом вы, конечно, пойдете в Белильный ряд, за косметикой. Здесь продаются белила и румяна в нарядных, обшитых золотом и серебром коробочках, украшенных жемчугом, финифтью (эмалью) и драгоценными камнями. Швейные принадлежности можно купить в Щепетильном ряду, а бытовую химию (лаки, краски, олифу) в Москательном.
Шкатулка из финифти XVII века.

Если вы духовное лицо, чиновник или просто любите читать – рекомендуем вам посетить Книжный ряд. Здесь в сундуках, шкафчиках и на полках хранятся рукописные и печатные книги. Развлекательной литературы вы здесь не найдете. В XVII веке книги служили исключительно серьезным, просветительским целям. Большой популярностью пользовалась “Азбука”, много покупалась Библия, пользовались спросом нравоучительные книги.

Первая иллюстрированная азбука – Букварь Кариона Истомина, конец XVII века. Конечно, такую азбуку в Книжном ряду вы не купите – эта роскошная рукопись была изготовлена для царской семьи.

Москвичи любили лечиться. Они охотно раскупали Травники – сборники рецептов. Вот, как Травники рекомендовали бороться с глистами: «Ежели учинится глиста, тою глисту надобно лекарствами утомити и обессилити, чтобы она в клубок вместилася, а и от кишок бы отстала, и как она от кишок отстанет и в те поры мочно её на низ согнати, для чего дай рябины дикой невежинской в молоке коровьем, либо полыни цитварной в молоке козьем».

Для покупки необходимых лекарственных трав в Москве существовал целый Зелейный ряд. Растения для продажи в Зелейных лавках свозились в Москву со всей страны. Существовала специализация по районам: рябину, например, полагалось привозить из суздальского села Невежино. Как раз эта невежинская рябина упомянута выше, в рецепте от глистов.

При Зелейных лавках были и “лечьцы” – “зубодеры”, “глазники”, “костоправы”, “кровопуски” и “бабичьих дел мастера”.

Первая аптека в России открылась еще при Иване Грозном, но в ней лечились лишь люди царской фамилии.

А аптека для простых людей открылась лишь в 1672 году. Лекарства для нее привозились из Англии, Голландии и Германии, а лечебные травы выращивались в специально созданном Аптекарском огороде. При аптеке продавались спирт и вино. Считалось, что “без вина и пива лекарство хотя и давать и в том пользы мало бывает, лекарству только трата”.

Торговые сети

Их не было. Торговля стояла на довольно низком уровне развития, и позволить себе разветвленную сеть лавок не мог никто. У некоторых купцов было три-четыре лавки, но не больше.

Оптовая торговля

Если вы хотите купить оптом воз красной икры, вам нужно пойти на Ильинку, в Гостиные дворы. Их два: Старый и Новый. Они предназначаются для купцов, ведущих оптовую и международную торговлю. Купцы держали здесь лавки, хранили товар. Приезжие из других городов жили здесь же. Старый Гостиный двор построен в начале XVI века, новый – в середине XVII. Здесь продавали оптом меха, рыбу, хрусталь, икру, соль и т.д. Все, кто пишут о Гостиных дворах, цитируют шведского дворянина Кильбульгера, оставившего в XVII веке описание Нового Гостиного двора: “Внутри он имеет двор в 180 шагов в квадрате; там находятся большие городские весы, а кругом два ряда сводчатых мелочных лавок одна над другой, из которых многие принадлежат по найму немцам. Зимою весь двор так заполнен санями, всякими товарами и народом, что нельзя пройти, но нужно беспрестанно пролезать… На другом гостином дворе находятся также кругом два ряда сводчатых одна над другой лавок” . Также швед называет Новый двор “Лучшим зданием в Москве”.

Лубяной торг

Лубяных торгов в Москве было довольно много. Их старались размещать в пустынных местах, около воды. На таких торгах продавали бревна, доски и прочий лесной материал. Здесь же москвичи покупали себе дома. Покупатель выбирал сруб, потом он разбирался, бревна перевозились в нужное место, и сруб собирался заново. Покупатель сам решал, что ему удобнее – “самовывоз” или “доставка”.

Можно было собрать дом самому – конструкция сруба довольно проста. Чаще всего дома в то время ставили “в обло” – бревна вставлялись в специально вырубленные пазы. Этакий средневековый конструктор. Сруб “в лапу” сложнее и применялся редко. Как это выглядело, видно на картинке (позаимствованной со страницы http://hyperionbook.livejournal.com)

В общем, собрать сруб не сложно – гораздо труднее поставить крышу. При покупке дома можно было сразу заказать у продавца услуги по доставке и сборке. Согласитесь, похоже на покупку какого-нибудь шкафа из IKEA.

Аполлинарий Васнецов изобразил один из таких торгов на картине “Лубяной торг на Трубе в XVII веке”. Картина изображает торг, расположенный “на Трубе” – в районе Белого города. Здесь вы можете увидеть продающиеся дома в разной степени готовности, а также процесс перевозки бревен.

Ярмарочная торговля в России имеет древние исторические корни. Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., однако ряд исследователей определяет появление ярмарок еще ко временам Киевской Руси.

В России ярмарки обычно приурочивались к церковным праздникам. Наиболее древняя считается ярмарка - Арская (близ Казани) известна с середины 13 века. В связи с грабежами русских купцов татарами Василий III запретил поездки на эту ярмарку и основал в Васильсурске в 1524 новую, которая позднее была переведена к Желтоводскому (Макарьеву) монастырю (Макарьевская ярмарка).

На северо-западе территории Древней Руси (XI-XII век) местом торговли служили погосты (в то время так назывались центры сельской общины), а также торжки, особенно монастырские, на которые стекались помимо жителей соседних деревень купцы из дальних городов и сел. Однако ни погосты, ни торжки, ни базары, привлекавшие к себе окрестное население возможностью покупок и продаж, не обладали еще в то время характерными особенностями ярмарочного торга. Ведь ярмарка, как более высокая по сравнению с перечисленными организационная форма периодической торговли, предполагала втягивание в свою орбиту уже не только близлежащих территорий, но и отдаленных областей.

На погостах же и торжках торговля носила, как правило, местный, локальный характер. И только позже, с развитием более широких рыночных отношений, с вовлечением в торговый оборот продуктов сельского хозяйства и изделий городских ремесленников, расширяется зона действия и местных торжков, радиус их влияния. Значение их как торговых центров начинает простираться далеко за пределы данной местности.

Оказав большое влияние на дальнейшее развитие русской торговли, торжки подготовили переход к формам более сложным - стационарной рыночной и периодической базарной. Были созданы необходимые предпосылки для возникновения уже и ярмарочной торговли, которую отличали от предшествующих форм не только крупные размеры торговых оборотов, но и присущие ей две тенденции - центробежная и центростремительная.

Ярмарка аккумулировала огромную массу всевозможных товаров, привозившихся из разных концов страны. И являясь, с одной стороны, центром притяжения этих товаров, она, с другой стороны, рассеивала их в различных направлениях по местным рынкам внутри страны и за ее пределами. Эти две тенденции определяли активную роль ярмарки и ее значение в развитии русской торговли на протяжении нескольких столетий.

Первые русские ярмарки как организационная форма периодической оптовой и розничной торговли возникли в XIV-XV веках, в начальный период ликвидации феодальной раздробленности и образования единого национального русского государства. С развитием торговых связей и образованием русского централизованного государства число ярмарки и их обороты увеличиваются. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка. Продолжительность их была различной (от 1 дня до нескольких месяцев). Главные предметы торговли -- сельскохозяйственные продукты, скот, лошади, кустарные и промышленные изделия, пушнина, кожи и т. д.

К началу XVII века процесс территориальной и политической централизации в России закончился слиянием областей, земель и княжеств в одно целое. Это слияние было вызвано усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрацией небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы.

Купцы - первоначально любые люди, покупавшие или продававшие товар, посредники между производителем и покупателем - постепенно становятся «купечеством». Это слово означает уже не отдельных, порой случайных людей, а среднее сословие в русском средневековом обществе, начинающее играть роль торгово-промышленного движителя. Купечество как профессионально обособившийся общественный класс своим происхождением обязано целиком развитию торговли. Сосредоточившие в своих руках крупную внутреннюю и частично внешнюю торговлю, русские купцы были активными участниками ярмарочного торга. Они совершали на больших ярмарках крупные торговые сделки, скупали товары, продажа которых на внешний рынок не составляла царской монополии и поэтому не была запрещена правительством.

Особенно широкое распространение в нашей стране ярмарки получили в XVII и XVIII веках. К этому времени относится возникновение в России мануфактурного производства, оказавшего значительное влияние на расширение внутренней, в том числе и ярмарочной, торговли. Петр.I, придавая ей большое значение, всячески содействовал развитию ярмарок. Он, например, считал, что эта форма не только способствует развитию внутреннего товарооборота, но и является также одним из способов развития торговых связей с иностранными государствами.

В регламенте Главному магистрату в 1721 году говорилось о том, что магистрат обязан «стараться об умножении ярмарок и торгов в городах и уездах, в пристойных местах, а больше в таких, к которым водяной ход есть свободный, потому что через эти ярмарки и торги умножаются казенные сборы, развиваются торговля и промысла и происходит через то довольство в народе». В 1755 году, с установлением особого процентного сбора с гильдейских капиталов, купцы первых двух гильдий получили право беспошлинной торговли на всех ярмарках страны, чего не имели купцы третьей гильдии.

Рост мануфактурного производства в первой половине XIX века оказал большое влияние на развитие не только внутренней, но и внешней торговли России. Именно в этот период особенно большое значение, помимо Москвы и Петербурга, приобретают такие крупные субъекты внутренней и внешней торговли, как, например, Рига, Одесса, Николаев, Новороссийск, Нижний Новгород и некоторые другие.

В этот же период наблюдается быстрый рост числа ярмарок в России и значительное увеличение торговых ярмарочных оборотов. Ярмарки становятся крупнейшими оптовыми центрами. К концу первой половины XIX века в России их насчитывалось свыше 5,5 тысяч, и действовали они почти во всех районах страны. Подавляющее их большинство (около 5,2 тыс.) приходилось на уезды и сельские местности. Обороты крупных ярмарок исчислялись десятками миллионов рублей, а удельный вес ярмарочной торговли во внутреннем товарообороте страны с каждым годом возрастал.

Большую роль играли они и во внешней торговле. Уже первые русские ярмарки XIV, XV и XVI веков привлекали множество иностранных купцов, доставлявших сюда восточно- и западноевропейские товары в обмен на русские. Так, например, в XIV и XV веках на крупную русскую ярмарку в Холопьем городке, на месте слияния Мологи с Волгой, съезжались немцы, поляки, литовцы, греки, итальянцы и персы. Иностранные купцы обменивали сшитые одежды, ткани, кожи, топоры и посуду на изделия русских ремесленников, а также на сырье, мед и т.д.

Во второй половине XVIII и в первой половине XIX века роль ярмарок во внешней торговле особенно возросла. Они способствовали продвижению русских товаров на внешние рынки, а импортных - на внутренние рынки России.

Мы признательны добротной российской статистике, сохранившей информацию о состоянии ярмарочного дела в стране к концу прошлого столетия.

В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Я., из них 35 с оборотом свыше 1 млн. руб. Сложились 2 группы крупнейших ярмарок -- уральская (Ирбит, Мензелинск и др.) и украинская (Харьков, Полтава, Ровно и др.). В 1894 г. в России было проведено более 18 тыс. ярмарок с оборотом 1100 млн. руб. Среди них однодневные ярмарки составили более 64%, длившиеся 2-7 дней - 32,6%, остальные продолжались более недели. Ярмарки были весьма различны по размаху. При этом именно на мелкие розничные (привоз товаров до 10 тыс. руб.) приходилась основная масса (70%) всего ярмарочного товарооборота. Средние, оптово-розничные, давали еще 25%. Немногочисленные крупные оптовые ярмарки, привлекавшие особое внимание, не имели большого значения в этом смысле.

С началом широкого ж/д строительства во 2-й половине 19 века значение ярмарки во внутренней торговле России начинает падать, их товарообороты уменьшаются. Коренная ярмарка в Курске с товарооборотом свыше 22 млн. руб. в 1834, в 1911 годах имела оборот только 800 тыс. руб. Но в целом по России число ярмарок росло. В 1911 действовало 16 тыс. ярмарок с общим оборотом 1 млрд. руб. Около 87% их составляли мелкие ярмарки, устраиваемые в сёлах в дни церковных праздников. Крупных ярмарок с оборотом свыше 1 млн. руб. было 23.

На первом месте по величине оборота стояла Нижегородская ярмарка, 2-й была Ирбитская, 3-й - Меновническая близ Оренбурга. Большое значение особенно в 19 в. имели украинские ярмарки, среди которых выделялись харьковские - Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, продолжавшиеся 3-4 недели. В 1834 их общий оборот достигал более 22 млн. руб., в 1913 - около 36 млн. руб. На Севере крупной ярмаркой была Маргаритинская в Архангельске с оборотом около 2 млн. руб. в 1911 году.

Существовали также специальные конные, скотские, лесные ярмарки. Особый характер имела киевская Контрактовая ярмарка, возникшая в начале 19 в. На ней заключались сделки (контракты) на оптовую куплю и продажу сахара, хлеба, металлов, угля и т.п. Существовало специальное ярмарочное законодательство, для руководства торговлей на крупных ярмарок создавались ярмарочные комитеты.

К началу XIX в. в России сложилась разветвленная ярмарочная сеть. Ярмарки способствовали развитию страны как единого хозяйственного организма. Наибольшее значение в этом отношении имела Нижегородская ярмарка, которая уже в 20-х годах XIX века по своим оборотам являлась крупнейшей в мире. Она была учреждена по Высочайшему повелению 15 февраля 1817 года. В то время в Нижний Новгород приезжали со своими товарами купцы из многих стран Востока и Запада, поэтому здешнюю ярмарку называли «меновым двором Европы с Азией», к которому стекались «до пятидесяти племен» для сбыта своих товаров. Одновременно Нижегородская ярмарка именовалась и «всероссийским торжищем», куда прибывали купцы со всех концов России, Сибири, Средней Азии, Персии, Кавказа.

Европейские купцы поставляли на ярмарку сукна, бумажные и шелковые ткани, льняные и пеньковые изделия, краски, москательные товары, кофе, красное и сандаловое дерево, разные напитки, кораллы, часы, серебряные и галантерейные изделия, косметические товары, стальные изделия, различные инструменты, модные уборы. Приобретали они здесь также широкий спектр товаров. Особенным спросом пользовались хлеб и сельскохозяйственное техническое сырье - лен, пенька, конопля, кожи, щетина. Таким образом, Нижегородская ярмарка в первой половине XIX века являлась основным поставщиком сельскохозяйственного сырья для западноевропейских и отечественных текстильных фабрик.

Привлекали европейцев и товары, доставляемые на ярмарку с Востока. Купцы азиатских стран привозили преимущественно колониальные товары и изделия восточных мастеров. Из Китая поставляли чай, из Бухары - хлопчатобумажную пряжу, ковры и различные ткани. Из Персии везли в большом количестве шелк, жемчуг, сушеные фрукты. Турецкие купцы продавали на ярмарке шали, драгоценные камни, табак.

Большая часть экспортируемых на азиатские рынки товаров проходила также через Нижегородскую ярмарку. Особый интерес азиаты проявляли к русским хлопчатобумажным тканям, составлявшим в 30-е годы XIX века главный предмет русского экспорта в страны Среднего Востока. Наиболее активную роль играли в этом бухарские купцы, занимавшие первое место среди среднеазиатских купцов, торговавших с Россией.

Первая и особенно вторая четверть XIX века характеризуются быстрым ростом в России числа крупных предприятий. Увеличение в связи с этим выпуска продукции почти во всех отраслях как тяжелой, так и легкой промышленности отразилось и на ярмарочной торговле, особенно на торговле Нижегородской ярмарки, считавшейся барометром экономической жизни страны. Она становится одним из крупных центров оптовой торговли.

Среди прочих ярмарок, на которых происходили крупные торговые сделки с иностранными купцами, известностью пользовалась также Ирбитская ярмарка в Пермской губернии, учрежденная в 1643 году. По своему экономическому значению и размеру оборота она по праву занимала второе место в России. Основное значение этой ярмарки состояло в том, что она служила главным центром торговли Урала и Сибири. Здесь купцы запасались тканями, галантерейными и бакалейными товарами на целый год.

В свою очередь, они доставляли на ярмарку сибирские товары - меха, кожи, рыбу, щетину, мед, воск, коровье масло, конопляное и льняное семя. Имели здесь сбыт также товары из Китая и Средней Азии, а через Архангельск и Москву сюда поступали сахар, кофе, сукна, виноградные вина. Здесь осуществлялся сбыт купцами для перепродажи промышлявшему охотой населению предметов личного потребления и промысловых принадлежностей - оружия, пороха, зверобойных и рыболовных снастей и т.п.

В XVIII и особенно в XIX веке Ирбитская ярмарка приобретает большое значение как крупный центр по торговле пушниной. Отсюда шел в Северную Америку, европейские и азиатские страны значительными партиями мех горностая, соболя, бобра, чернобурой лисицы, песца и белки. Оборот Ирбитской ярмарки в 30-х годах XIX века исчислялся 10 млн руб., а к концу второй половины XIX века он достиг 85-90 млн руб. По мере общего роста оборота в Ирбите происходило увеличение закупок пушнины для вывоза за границу.

В числе других крупных ярмарок, действовавших на территории Сибири в XIX и начале XX века, следует назвать Крестовско-Ивановскую (Пермская губерния), Меновническую (близ Оренбурга), Мензелинскую (Уфимская губерния) и Кяхтинскую (Бурятия). В частности, Меновническая ярмарка специализировалась на торговле рогатым скотом, лошадьми, верблюдами, а также ходкими азиатскими товарами. Мензелинская считалась наиболее крупной в России конной ярмаркой.Существовали и другие специализированные ярмарки.. лесные (на Волге, Лене, других реках), сырьевые, ярмарки скота (в Харьковской и Воронежской губерниях, области войска Донского).

Крупной ярмаркой севера России стала Маргаритинская ярмарка в Архангельске, на которой торговали в основном рыбой, мануфактурой, предметами промыслов и хозяйственного обихода. Популярность приобрела Курская ярмарка, куда купцы привозили украинское стекло, сало и деготь, овчину и мерлушку, пригоняли рогатый скот и лошадей с уральских и подмосковных заводов. Следует отметить, что по закону 1862 года все российские ярмарки были разделены на пять классов относительно уплаты особого торгового обложения. Причем последний класс был освобожден от этого сбора. А по закону о промысловом налоге 1898 года из него были исключены мелочной торг и приказчичий промысел на всех ярмарках, продолжающихся менее 14 дней. Для прочей торговли оставлялись налоги прежних размеров.

В период своего действия ярмарки становились центрами не только торговли, но и общественной и культурной жизни. На их территории устраивались парадные гулянья, театральные и другие зрелищные представления, в том числе медвежьи потехи. Существовало специальное ярмарочное законодательство, а также традиции и ритуал их открытия и закрытия. Для руководства торговлей, установления правил и порядка на крупных ярмарках создавались специальные комитеты. Высшее наблюдение, например за Нижегородской ярмаркой, поручалось губернатору, получавшему на время ее работы чрезвычайные права. Для поддержания общественного порядка на ярмарках туда направлялись большие наряды полиции и подразделения казачьих войск.

История ярмарок в России закончилась с революцией. С началом 1-й мировой войны 1914-18 число ярмарок сократилось, уменьшился их товарооборот. В годы Гражданской войны 1918-20 в условиях «военного коммунизма» ярмарки в Советской России не проводились. С переходом к новой экономической политике ярмарки начинают возрождаться. К 1927 в РСФСР было около 7,5 тыс. ярмарок, в УССР - 15,2 тыс., в БССР - 417. Они делились на всесоюзные, республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская и Бакинская ярмарки. Основной оборот Нижегородской ярмарки составляли продажа по образцам и контрактовые сделки. Бакинская ярмарка играла большую роль в торговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих ярмарках не превышала 1/3 оборота.

В начале 1930-х годов ярмарки в СССР были упразднены, как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппарата обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры сбыта и закупки товаров».

И лишь в послевоенное время они были восстановлены как одна из форм государственной и кооперативной торговли. С 1958 периодически устраиваются межрайонные и межреспубликанские ярмарки с оптовой продажей и заключением торговых сделок по образцам. СССР широко участвует в работе международных ярмарок. Но, кроме названия, они имели мало общего с традиционными российскими, поскольку являлись, по существу, местом заключения сделок между государственными предприятиями, производящими товары, и государственными же торговыми организациями.

Традиционные российские ярмарки -- торги и торжища с непременным народным весельем, казалось, канули в Лету. С ними люди не просто лишились привычных способов удовлетворения своих хозяйственных нужд.

Одновременно для них исчезли среда приобщения к народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. В результате был нанесен непоправимый урон национальным традициям.

Таким образом, ярмарки, с одной стороны, представляли собой четко организованное и структурированное в соответствии с законодательством мероприятие, призванное обеспечить условия товарообмена. Однако другой стороной ярмарки была ее стихийность: ярмарка жила собственной жизнью, в соответствии с традиционными представлениями населения, и заключала в себе механизм удовлетворения всех основных его потребностей.

Ярмарка являлась моделью, «микромиром» российской действительности, включавшим экономический, социальный, культурный и религиозный элементы, и стала универсальным средством для целостного и многостороннего развития не только отдельных регионов, но и всей страны.

Результаты исследования свидетельствуют, что ярмарки России несли на себе печать всех происходивших в стране политических и социально-экономических изменений. Однако ярмарки не только отражали историческую действительность, но и формировали ее. Зародившись вследствие исторической необходимости, ярмарки стали прогрессивным явлением, выполнявшим функцию по объединению отдельных регионов и целой страны в единое экономическое и информационно-культурное пространство.