Теория локальных цивилизаций а.Тойнби. Концепция Арнольда Тойнби: цивилизация - это общество, преодолевшее внешний вызов

Арнольд Джозеф Тойнби (англ.Arnold Joseph Toynbee ; 14 апреля 1889— 22 октября 1975)— британский историк, культуролог, автор «Постижения истории»— двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций. Удостоен Ордена Кавалеров

Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1913 женился на Розалинде Мёррей, дочери Гилберта Мёррея, оксфордского профессора-классика. Их сын Филип стал известным романистом. Они развелись в 1946, и в том же году Тойнби женился на своей давней помощнице Веронике Марджори Боултер. В 1919-1924 был профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории Лондонского университета, с 1925 до своей отставки в 1955 - научным руководителем Королевского института международных отношений и научным сотрудником Лондонского университета. В 1920-1946 - редактор «Обзора международных отношений». Во время Второй мировой войны Тойнби - директор научного отдела министерства иностранных дел Великобритании. В 1956 стал кавалером ордена Кавалеров почета. Умер Тойнби в Йорке 22 октября 1975.

Многочисленные публикации Тойнби включают научные монографии, в том числе Западный вопрос в Греции и Турции (The Western Question in Greece and Turkey , 1922), Греческая историческая мысль (Greek Historical Thought , 1924), Исследование истории (A Study of History , 12 vols., 1934-1961), а также несколько томов очерков и лекций, опубликованных после того, как под руководством Д.Сомервелла было выпущено ставшее бестселлером сокращенное (в одном томе) изложение первых шести томов Исследования истории . Наиболее интересна публикация Гиффордовских лекций - Подход историка к религии (An Historian"s Approach to Religion , 1956). Из поздних работ Тойнби отметим следующие: Америка и мировая революция (America and the World Revolution , 1962); Между Нигером и Нилом (Between Niger and Nile , 1965); Изменяющиеся города (Cities on the Move , 1970) и Константин Багрянородный и его эпоха (Constantine Porphyrogenitus and His World , 1973).

Тойнби последовал за О.Шпенглером и его Закатом Европы в отрицании традиционной концепции единства мировой истории, предложив взамен сравнительное исследование культур, обнаруживающих поразительное сходство в жизненном цикле - возникновении, развитии и упадке. Однако он отвергал шпенглеровскую теорию культур как организмов, имеющих продолжительность жизни в 1000 лет, и в качестве причин их упадка называл нравственное вырождение и утрату творческого подхода к возникающим проблемам. По сравнительным таблицам Тойнби выходило, что в Западной Европе во времена Наполеоновских войн и в Габсбургской монархии в 1526-1918, несмотря на Тридцатилетнюю войну, Первую мировую войну и т.п., царил мир. Однако и сам Тойнби, и многие его поклонники были склонны отмахиваться от указаний на неточности, считая эти поправки заурядными общими местами; по их мнению, имело значение только то, что более или менее явно следовало из томов 1-6, а именно что возвращение к католицизму в той или иной его форме могло бы остановить закат западной цивилизации, начавшийся вместе с эпохой Реформации.

Тома 7-10, опубликованные в 1954 после 15-летнего перерыва, уже не содержали ни этой концепции, ни многих других прежних идей. Показав в «Приложении» к 6-му тому, что множество высказываний и эпизодов жизни Иисуса Христа можно найти в дохристианском эллинистическом фольклоре и что само христианство возникло из религиозного синкретизма, Тойнби отвергал претензии христианства на исключительность. Наша цивилизация, считал он, погибнет; но она, подобно эллинизму, сослужит свою историческую роль, если, умирая, породит новую синкретическую религию.

Необыкновенная эрудиция Тойнби несомненна, однако его концепция и методы были подвергнуты уничтожающей критике. Популярность Тойнби - в значительной мере феномен американской культуры, в Англии у него больше критиков, чем поклонников. Тем не менее его идеи об историческом значении религии и плодотворности надматериальных ориентиров, разумеется, были вполне здравыми, и даже его критики признавали, что ему удалось их популяризировать.

Британский историк и культуролог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) является последним среди известных представителей теории локальных культур, наряду с Н. Я. Данилевским и О. Шпенглером, однако, при всей внешней схожести его концепции с идеями этих учёных, она всё же существенно отличается от них. Свою концепцию Тойнби изложил в фундаментальном труде «Исследование истории», 12 томов которого вышли в период с 1933 по 1961 год. Его труд является весомым достижением в мировой науке хотя бы потому, что Тойнби написал обобщающую работу в эпоху моды на узкоспециальные труды в гуманитарной сфере и уже этим резко контрастирует со своими коллегами «по цеху».

Основу концепции Тойнби составляет принцип существования в мировой истории отдельных цивилизаций. И уже здесь Тойнби отличается от Шпенглера тем, что он не разделяет культуру и цивилизацию. Если у Шпенглера эти понятия были антонимами, то у Тойнби они - синонимы. Более того, понятию цивилизации Тойнби отдаёт предпочтение перед понятием культуры. Если Шпенглера не интересовали никакие другие культуры, кроме выделенных им восьми, то Тойнби стремится охватить все ему известные цивилизации. В начале своего труда он насчитывает 21 цивилизацию, затем в процессе исследования доводит их число до 37, однако к концу своего труда говорит лишь о семи доживших до нашего времени цивилизаций. Это западная; православная; индуистская; китайская; дальневосточная; иранская и арабская цивилизации. Остальные признаны Тойнби «мёртвыми» обществами.

Цивилизации отличаются друг от друга не только своей обособленностью, но и способностью передать своё наследие последующим культурным образованиям. Одни цивилизации никак не связаны ни с предшествующими, ни с последующими им во времени (египетская, китайская), другие образуют цепочки родственных цивилизаций (критская (минойская) - эллинская - западная). Однако в таких цепочках может быть не более трёх звеньев. Географические области, занимаемые какой-либо цивилизацией, подвержены изменениям, но нет ни одной цивилизации, которая бы охватила всё человечество и распространилась на всю обитаемую землю. По Тойнби, всемирная история и есть история различных цивилизаций, сосуществующих друг с другом. «Длительность существования отдельной цивилизации больше, чем срок жизни любой отдельной нации, но в тоже время меньше срока, отпущенного человечеству в целом» .

Однако сам Тойнби не претендует на новый подход в исследовании цивилизации, он лишь оставляет за собой новизну в исследовании зарождения цивилизации и смены одной цивилизации другой.


Согласно его концепции перед любым социумом стоит ряд жизненных трудностей: природных, социальных, политических, военных, совокупность которых составляет так называемый «Вызов». Если общество избегает вызова и ищет выгодных для себя условий проживания, то оно остаётся на примитивном, первобытном уровне, и цивилизация не возникает. Если же общество принимает «Вызов» и пытается на него реагировать, то внутри этого общества возникает разделение на две неравные части: творческого меньшинства и большинства. Творческое меньшинство генерирует идеи по наиболее эффективной реакции на «Вызов» и предлагает их большинству, которое в свою очередь подражает меньшинству и принимает эти идеи. Из совокупности идей и подражания возникает адекватный «Вызову» «Ответ» и зарождается высокий культурный организм - цивилизация. Она проходит фазу «Возникновения» и вступает в период «Роста», который питается «Жизненным порывом», возникающим из-за существования «Вызова».

Но каким образом одна цивилизация сменяет другую? Тойнби считает, что на границах цивилизации живут примитивные общества, которые являются частью «Вызова». Тойнби называет их Внешним пролетариатом. Он отличается от обычных примитивных обществ длительностью жизни на границах цивилизации и, как следствие, желанием жить и быть её частью. Пока цивилизация сильна и в состоянии давать «Ответ» на «Вызов», эти народы остаются на её границах. После ослабления цивилизации Внешний пролетариат вторгается в её организм и соединяется с внутренним пролетариатом. Вместе они ликвидируют господствующее меньшинство. Из этого соединения возникает новое творческое меньшинство, которое начинает разрабатывать и генерировать новые идеи, а вновь образованное большинство начинает их воспринимать и подражать. Это приводит к возникновению нового адекватного «Ответа» на «Вызов» и возникает новая цивилизация.



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 А. Дж. Тойнби о войне
  • 3 Теория локальных цивилизаций Тойнби
    • 3.1 Тойнби о России
  • Примечания
  • 5 Основные работы

Введение

Арнольд Джозеф Тойнби (англ. Arnold Joseph Toynbee ; 14 апреля 1889 - 22 октября 1975) - британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.


1. Биография

Родился в Лондоне. Учился в колледже Винчестер и Бэллиоль в Оксфорде, где начал преподавательскую деятельность в 1912г., затем в Кингс-колледж, где преподавал историю Средних веков и Византии. В 1913 г. женился на дочери Гилберта Мюррея Розалинде Мюррей (†1967). С 1919 по 1924 преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений (англ. RIIA) в Чэтэм-Хаус, директором которого был с 1929 по 1955 гг. Был автором множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение ученого-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления. Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда "Постижение истории" (т. 1-12, 1934-1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге "Изменения и привычки" (1966 г.). Разработал теорию цивилизации.


2. А. Дж. Тойнби о войне

Оглядываясь назад, на историю последних пяти тысяч лет, я больше не считаю, что у какого бы то ни было правительства существовало когда-либо моральное оправдание, чтобы начать войну – даже с самыми чистыми целями. Я по-прежнему нахожу оправданным, а в некоторых случаях отношу даже в ранг моральных обязательств сопротивление агрессии (примером может служить сопротивление агрессии Германии, Японии и Италии во Второй мировой войне), но отныне я расцениваю даже «справедливую» войну в защиту своей собственной страны или какой-то другой страны как трагическую необходимость. А теперь я к тому же с опаской отношусь к подобным оценкам, потому что убедился на практике, что справедливость редко оказывается безусловной; что существуют войны (например, война во Вьетнаме), в которых обе страны заявляют - и более или менее верят в это, - что сопротивляются агрессору, а на деле оказывается так что либо одна из воюющих сторон, либо обе они фактически совершают агрессию, а не противостоят ей.


3. Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви "единого дерева истории". Цивилизация, по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, православная христианская (в России), дальневосточная (в Корее и Японии), православная христианская (основная), дальневосточная (основная), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская, вавилонская. Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники, османы, спартанцы). В некоторых случаях сменяющие друг друга цивилизации образуют последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает трёх. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации. Таковы последовательности: минойская - эллинская - западная цивилизации, минойская - эллинская - православная цивилизация, минойская - сирийская - исламская цивилизации, шумерская - индская - индуистская цивилизации. Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоствавимые единицы (монады) истории проходят сходные этипы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шусмерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю. Каждая цивилизация даёт сформулированный её "творческим меньшинством" Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат. Правящая элита создаёт универсальное государство, внутренний пролетариат - вселенскую церковь, внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.


3.1. Тойнби о России

Например, коммунизм Тойнби рассматривал как "контрудар", отбивающий назад то, что Запад навязал в 18 в. в России. Экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие "между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами". Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что "на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик". Тойнби предсказывал, что в 21 в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои обьятия), исламский мир и Китай.


Примечания

  1. Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / пер. с англ. - М., Айрис-пресс, 2003, - 672 c + вклейка 8 c. - (Библиотека истории и культуры), ISBN 5-8112-0076-5, тир. 5000 экз., Часть вторая. Людские дела на протяжении моей жизни. 3. Война: изменения в её характере и в отношении к ней людей, с. 191
  2. 1 2 Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. - 640 с., ISBN 5-7836-0413-5, т. I. Введение. Сравнительное исследование цивилизаций, Предварительная классификация обществ данного вида, с. 82-85.
  3. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. - 640 с., ISBN 5-7836-0413-5, т. III. Рост цивилизаций. Задержанные цивилизации, с. 188-216.
  4. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. - 640 с., ISBN 5-7836-0413-5, т. II. Генезис цивилизаций.Вызов-и-Ответ.
  5. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. - 640 с., ISBN 5-7836-0413-5, т. V. Распады цивилизаций. с. 346-369.

5. Основные работы

  • Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001-640 с., ISBN 5-7836-0413-5, тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - М.: Рольф, 2002-592 с., ISBN 5-7836-0465-8, тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / Пер. с англ. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 672 с., ISBN 5-8112-0076-5, тир. 5000 экз.

Список работ Арнольда Тойнби

  • «Зверства в Армении: Убийство нации» (The Armenian Atrocities: The Murder of a Nation, 1915).
  • «Национальность и война» (Nationality and the War, 1915).
  • «Новая Европа: Эссе о восстановлении» (The New Europe: Some Essays in Reconstruction, 1915).
  • «Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (A History of Bulgaria, Serbia, Greece, Rumania, Turkey, 1915).
  • «Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).
  • «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in Belgium: An Historical Record, 1917).
  • «Немецкий террор во Франции»(The German Terror in France: An Historical Record, 1917).
  • «Турция: Прошлое и будущее» (Turkey: A Past and a Future,1917).
  • «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (The Western Question in Greece and Turkey: A Study in the Contact of Civilizations, 1922).
  • «Греческая цивилизация и характер» (Greek Civilization and Character: The Self-Revelation of Ancient Greek Society, 1924).
  • «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (Greek Historical Thought from Homer to the Age of Heraclius, 1924).
  • «Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (Non-Arab Territories of the Ottoman Empire since the Armistice of the 30th October 1918, 1924).
  • «Турция» (Turkey, в соавторстве, 1926).
  • «Введение во внешнюю политку Британской империи в послевоенное время» (The Conduct of British Empire Foreign Relations since the Peace Settlement, 1928).
  • «Путешествие в Китай, или Заметные детали» (A Journey to China, or Things Which Are Seen, 1931)
  • «Постижение истории» (Сокращенная версия Д. С. Сомервелла, 1946, 1957, окончательная сокращенная версия 10 томов 1960).
  • «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948).
  • «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949).
  • «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).
  • «Двенадцать действующих лиц греко-римской истории» (по Фукидиду, Ксенофону, Плутарху и Полибию) (Twelve Men of Action in Greco-Roman History, 1952).
  • «Мир и Запад» (The World and the West, 1953).
  • «Историческое исследование религии» (An Historian’s Approach to Religion, 1956).
  • «Христианство в среде мировых религий» (Christianity among the Religions of the World, 1957).
  • «Демократия атомного века» (Democracy in the Atomic Age, 1957).
  • «От Востока до Запада: Кругосветное путешествие» (East to West: A Journey round the World, 1958).
  • «Эллинизм: История цивилизации» (Hellenism: The History of a Civilization, 1959).
  • «Между Оксом и Джумной» (Between Oxus and Jumna, 1961).
  • «Америка и мировая революция» (America and the World Revolution, 1962).
  • «Современный эксперимент западной цивилизации» (The Present-Day Experiment in Western Civilization, 1962).
  • «Между Нигером и Нилом» (Between Niger and Nile, 1965).
  • «Наследие Ганнибала: Вляние Пунических войн на жизнь Рима» (Hannibal’s Legacy: The Hannibalic War’s Effects on Roman Life, 1965):
  • Т. I. «Рим и его соседи накануне вторжения Ганнибала» (Rome and Her Neighbours before Hannibal’s Entry).
  • Т. II. «Рим и его соседи после ухода Ганнибала» (Rome and Her Neighbours after Hannibal’s Exit).
  • «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (Change and Habit: The Challenge of Our Time, 1966).
  • «Мои встречи» (Acquaintances, 1967).
  • «Города и судьбы» (Cities of Destiny, 1967).
  • «Между Мауле и Амазонкой» (Between Maule and Amazon, 1967).
  • «Испытания Христианства: Иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences, 1969).
  • «Христианская вера» (Christian Faith, 1969).
  • «Некоторые проблемы греческой истории» (Some Problems of Greek History, 1969).
  • «Города в развитии» (Cities on the Move, 1970).
  • «Спасая будущее» (Surviving the Future, диалог между А. Тойнби и проф. Кей Вакайзуми, 1971).
  • «Постижение истории.» Иллюстрированный однотомник (в соавторстве с Джейн Каплан)
  • «Половина мира: История и культура Китая и Япониии» (Half the World: The History and Culture of China and Japan, 1973).
  • «Константин Багрянородный и его мир» (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973)
  • «Человечество и Мать-Земля: Очерки по истории мира» (Mankind and Mother Earth: A Narrative History of the World, 1976, посмертно).
  • «Греки и их наследие» (The Greeks and Their Heritages, 1981, посмертно).

Арнольд Тойнби (1889 - 1975 гг.): английский историк и социолог, его работа - 12 томный труд «Постижение истории». Основные идеи концепции:

1. Тойнби рассмотрел цивилизации как основные единицы исторического процесса. Цивилизации – это различные типы общества, выступающиекак относительно самостоятельные культурные миры.

2. Разработал концепцию круговорота локальных цивилизаций.

Локальная цивилизация - это устойчивое единство людей, возникающее в отдельных регионах и базирующееся на определенных архетипах, общих духовных ценностях и традициях. Всемирная история - это мозаичное панно, сотканное из различных суверенных культур, расположенных параллельно во времени и существующих рядом.

Западнохристианская цивилизация;

Восточнохристианские цивилизации – две православные (византийская и русская);

Исламская (арабская) цивилизация;

Индийская цивилизация;

Китайская цивилизация.

Остальные цивилизации были отнесены к цивилизациям-спутникам.

3. В развитии каждой цивилизации Тойнби выделил 4 основных цикла развития:

- возникновение - общество находится в постоянном движении, развитии, что приводит культуру к становлению цивилизации (окружающая среда бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство отвечает);

- рост - это процесс ее внутреннего самоопределения, самовыражения и определения ее ценностей. (Например, Индийская цивилизация делает акцент на религиозные ценности, Западная цивилизация делает акцент на научно-механические ценности, античная цивилизация акцентирует внимание на эстетические ценности);

- надлом и разложение цивилизации. Из 30 цивилизаций – 4 (5) мертворожденные, 16 цивилизаций - прекратили свое существование, 7 остаются под угрозой ассимиляции с западной цивилизацией. Разложение цивилизации начинается на стадии надлома. Надлом характеризуется тремя моментами:

· недостатком созидательной силы у творческого меньшинства;

· отказ большинства от подражания меньшинству;

· утрата обществом социального единства.

Пример. Римская империя в I в н.э.- кризис цивилизации. Создается новый духовный стержень - христианство – основа для новой цивилизации;

- гибель и упадок, старая цивилизация уступает место другой. После надлома происходит гибель цивилизации, а между надломом и гибелью проходят столетия, а иногда тысячелетия. Например, Египетская цивилизация (надлом в XVI в. до н.э., а гибель в V в. н.э. (21 столетие)).

Таким о., по А. Тойнби, все народы проходили идентичные циклы или этапы развития цивилизации, движущей силой которых являлась творческая элита, которая имеет творческий потенциал и ведет за собой пассивную массу. Цивилизации погибают не вследствие убийства, а вследствие самоубийства.



Консолидация всех элементов общественной жизни в цивилизованное объединение происходит на основе религии. В этом смысле появление мировых религий является лучшим условием консолидации человечества. Прогресс человечества заключается в духовном самосовершенствовании и создании единой мировой религии, на статус которой сегодня претендует Вера Бахаи.

Сторонником Арнольда Тойнби был Самюэль Хантингтон, который рассматривал цивилизацию как культурную целостность, высокий уровень культурной идентичности людей, явно выраженную культуру.

Все рассмотренные научные концепции о происхождении и сущности цивилизации, разработанные в философии в конце ХVШ - ХХ ст., позволяют нам в зависимости от содержательной сущности цивилизации и критериев ее оценки определить тип цивилизации (тип – объединение в единое целое по общности признаков). Тип цивилизации – это утверждение сходства, общности, которая обнаруживается в некотором ряде социокультурных образований. Сходство облика цивилизаций объединяет их в некоторую смысловую целостность, но это же качество отделяет эту целостность от других цивилизаций, имеющих иные опорные принципы существования.

Существует несколько вариантов типологии цивилизации:

- по масштабам рассмотрения (цивилизацию связывают с конкретным географическим местом): мировая или глобальная цивилизация, континентальная (европейская, африканская), региональная (славянская, североафриканская), национальная (французская, английская). По масштабам рассмотрения мировую цивилизацию делят на два типа: цивилизация Запада и цивилизация Востока или цивилизация Севера и цивилизация Юга. Они рассматриваются и как два типа культуры, и как два типа цивилизации;

- по типу хозяйственной деятельности: приморские и континентальные цивилизации;

- по типу природно-географической среды: закрытые и открытые цивилизации и т.д.

Вывод. Цивилизация, с одной стороны, выступает как социокультурное образование, своего рода пересечение культуры и общества, основу которого составляет уникальная однородная культура. С другой стороны, цивилизация отражает степень прогрессивного развития общества и его культуры на определенном историческом этапе развития. Прогресс культуры идет от варварства к цивилизации, которая отражает степень очеловечивания народов.

3.3. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация"

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в культурологии можно свести к двум основным традициям:

1. Англо-американская традиция: понятия "культура" и "цивилизация" выступают как синонимы, и между ними отсутствуютсколько-нибудь существенные различия.Ее сторонниками являются английский историк Арнольд Тойнби(1889 - 1975)и Самюэль Хантингтон.

В англо-американской традиции общие черты культуры и цивилизации фиксируют:

Явления одной сферы действительности – процессы общественной жизни;

- в эти понятия мы вкладываем позитивный содержательный смысл (человек культурный и человек цивилизованный);

- эти термины указывают на группы ценностей: социальные и культурные;

- уровень и культурности, и цивилизованности связан с историческим прогрессом общества.

2. Немецкая традиция: "культура" и "цивилизация" рассматриваются как две противоположности. Первым разграничил эти два понятия немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804), позже, в начале XX в., его поддержали немецкие философы Освальд Шпенглер (1889 - 1936), Гюстав Зиммель, Герберт Маркузе (1898 - 1979). Сторонниками данной традиции являются философы России (Николай Данилевский, Николай Бердяев), Польши (М. Вебер), Испании.

Наиболее яркими примерами противопоставления культуры и цивилизации служат теория Освальда Шпенглера (1889 - 1936) и теория Н.Я. Данилевского.

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

Культура 1. Первична, имеет природное происхождение: человек. 2. Характеризует состояние духовной жизни общества и определяет внутренний стержень исторического развития человечества – его духовность. 3. Создает средства и способы для развития духовности (книги, знания, идеи). 4. Выражает аспект общественной жизни (уровень общественного развития в целом). 5. Выражает отношение к типу общества и миру в целом. 6. Культура вырабатывает ценностные ориентиры: образцы, коренные установки мышления и поведения. В культуре важны творчество, самоценность, стремление к возвышенному идеалу. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. В ней все материальное служит духовному. 7. Стремление к новизне, самобытности, оригинальности, изменчивости, неповторимости и уникальности. 8. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки мышления и поведения личности. Культура – это мозг общества, она облагораживает и возвышает душу. Культура – это духовные ценности: · Образование · Наука · Философия · Искусство Для освоения человеком культурных достижений необходимо стремление понять их смысл, самостоятельные усилия мысли и духовного самосовершенствования Цивилизация 1. Вторична, имеет социальное происхождение: общество. 2. Характеризует технологическое совершенство общества и определяет материальную оболочку культуру - ее техногенность. 3. Снабжает людей средствами существования (одежда, техника, жилище). 4. Выражает прогрессивность общественного развития (степень социально-политического развития общества). 5. Реализует определенный тип общества к конкретным историческим условиям. 6. Цивилизация предполагает усвоенность образцов, соблюдение норм и правил, инерционность, порядок и дисциплину. В цивилизации важен стереотип. Цивилизация - явление общее и повсюду повторяющееся В ней все духовное служит материальному. 7. Стремление к всеобщности, универсальности, прагматизму, утилитаризму 8. Цивилизованный человек обладает лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. В цивилизованном человеке может скрываться дикарь, зверь, варвар, способный при случае преступить все законы общества. Феномен современности – «цивилизованное бескультурье» Цивилизация – это тело обществ, она обеспечивает комфорт для тела. Цивилизация – это материальные ценности: компьютер, мобильный телефон, машина, плеер, видеокамера и т.д. - это степень технологического и социально-политического развития общества. Для получения доставляемых цивилизацией благ не всегда обязательно понимать их смысл, пользоваться ими можно механически, не понимая принципов их устройства (бытовая техника, электроосвещение)

Вывод. Культура и цивилизация – это объективные явления. Культура выступает как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизация - как совокупность условий для их реализации. Духовная элита общества через достижения современной цивилизации способна контролировать дальнейший прогресс человечества.

Литература

Основная литература

1. Культурологія: теорія та історія культури / За ред. І.І. Тюрменко, О.Д. Горбула. – К.: Центр навч. літ-ри, 2004. - 368 с.

2. Петрушенко В.Л. Культурологія. – 2-е вид. / В.Л. Петрушенко, Є.А. Подольска, С.М. Повторева та ін. За заг. ред. В.М. Пічі. – Львів: Магнолія плюс, 2005. – 360 с.

3. Подольска Є.А. Кредитно-модульний курс культурології / Є.А. Подольска, В.Д. Лихвар, Д.Є. Погорілий. – К.: Центр навч. літ-ри, 2006. - 368 с.

4. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры / А.С. Кармин. – СПБ.: Лань, 1997. – 512 с.

5. Кравченко А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во „Проспект”, 2004. – 268 с.

Дополнительная литература

1. Бобахо В.А. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – 400 с.

2. Бокань В. Культурологія / В. Бокань. – К.: МАУП, 2000. – 136 с.

3. Викторов В.В. Культурология. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Викторов. – М.: Экзамен, 2004. - 560 с.

4. Греченко В. История Культуры: очерки по истории украинской и зарубежной культуры / В. Греченко. - 120 с.

5. Гуревич П.С. Культурология. – 3-е изд. / П.С. Гуревич. – М.: Гардарика, 2001. – 280 с.

6. Золкин А.Л. Культурология / А.Л. Золкин. Под ред. Н. Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 335 с.

7. История и философия культуры. / Под ред. Г. Пондопуло. – М.: ВГИК, 1996. – 250 с.

8. Історія української та зарубіжної культури / За ред. С. Клапчука. – К.: Вища школа, Знання, 1999.

9. Касьянов В.В. Культурология: экзаменационные ответы. Сер. «Сдаем экзамен» / В.В. Касьянов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320 с.

10. Культурология / Под ред. В. Багдасарьяна. - М.: Знание, 1999.

11. Культурология / Под ред. Г. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 572 с.

12. Культурология / Под ред. А. Радугина. – М.: Центр, 1998. – 304 с.

13. Культурология / Под ред. А.С. Неверова. – 3-е изд., испр. - Минск: Высш. шк., 2007. – 368 с.

14. Полищук В.И. Культурология / В.И. Полищук. – М.: Гардарика, 1998. – 446 с.

15. Українська культура: історія і сучасність / За ред. С. Черепанової. – Л.: Світ, 1994.

16. Українська та зарубіжна культура / За ред. М. Заковича. – К.: Знання, 2002.

17. Шевнюк О.Л. Українська та зарубіжна культура / О.Л. Шевнюк. – К.: Знання-Пресс, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Культурологический словарь

Адаптация культурная (от лат. adaptation – приспосабливать) – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания поведения, норм и ценностей, образа жизни, способов жизнеобеспечения, направлений и технологий деятельности.

Аллегория (от греч. allehoria - иносказание) – 1) принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных художественных образах и формах; 2) скрытый смысл, намек на что-либо, иносказание.

Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек, centrum - центр, середина) - представление о мироустройстве, которое организуется вокруг человека как центра Вселенной.

Артефакт (от лат. artifactum – искусственно сделанный) - любой искусственно созданный человеком, обществом продукт культуры, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда; любые феномены духовной жизни общества - научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклора.

Архетипы культурные (от греч. arthe - начало и tupos – образ) - архаические культурные первообразы, идеи; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей, прошедшие через многовековые пласты истории, культурно трансформировавшиеся и сохранившие свое значение и смысл в современной культуре.

Ассимиляция культурная (от лат. assimilation – уподобление, сходство, сопоставление) – полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного народа, другой культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителе.

Вандализм (от лат. vandali название древнегерманских племен, завоевавших часть Римской империи и подвергших Рим разгрому и разграблению) – дикое, беспощадное разрушение культурных и материальных ценностей.

Варварство (от греч. barbaroiиностранцы, которые говорили на непонятном языке) – 1) невежественное отношение к культурным ценностям; 2) в периодизации истории человеческого общества (по А. Фергюсону) – второй период после дикости, перед цивилизацией.

Глобализация (от лат. globusшар)- процесс усиления взаимосвязанности мира, характеризующийся расширением взаимовлияния различных стран и народов на основе современных информационных технологий; процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, культурных связей и зависимостей между сообществами, что приводит к униформации мира во всех областях и отражается в появлении идентичности в наднациональном масштабе.

Глобальные проблемы - современные проблемы цивилизации, от решения которых зависит выживание человечества в целом (например, предотвращение мировой термоядерной войны, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах, прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и др.). Впервые сформулированы и проанализированы в рамках деятельности Римского клуба.

Дегуманизация (от лат. de - приставка, обозначающая отделение, удаление и humanus - человечный) - утрата обществом духовных и нравственных ценностей; отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании, уважении к личности, индивидуальным качествам человека.

Диалог культур (от греч. dialogos – диалог между двумя или несколькими лицами) – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура обретает свою индивидуальную самобытность.

Динамика культуры (от греч. dinamikos - относящийся к силе, сильный) - изменение культуры, описание культуры в движении; те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение.

Дифференциация культурная (от лат. differentia – различие) – качественные изменения в культуре, связанные с вычленением, разделением отделением частей от целого.

Доминанта культурная (от лат. dominans – господствующий)главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть культуры.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая духовную жизнь человека и общества; совокупность духовных ценностей.

Знак - материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний); овеществленный носитель образа предмета.

Изобразительные искусства – искусства, связанные со зрительным восприятием, создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура).

Интеграция культурная (от лат. integratio восстановление, восполнение)- процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными группами, историко-культурными областями.

Искусство - совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном эстетическом освоении мира в процессе художественного творчества; отображение действительности в художественных конкретно-чувствительных образах, творчество по законам красоты. Различными формами искусства являются литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В основе искусства лежит способность человека к формированию образов.

Канон (от греч. капоп - правило, предписание, мерило) - нормативный образец; в изобразительном искусстве совокупность художественных приемов и правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху (нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения).

Катарсис (от греч. catharsis - очищение) - духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии; внутреннее освобождение, которое испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. Термин был введен Аристотелем в работе «Поэтика» для обозначения возвышенного удовлетворения и просветления, которые испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него.

Код культуры (от франц. code) - совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.

Конвергенция культуры (от лат. convergere – приближаться, сходиться) – процесс сближения, схождения культур.

Консерватизм культурный (от лат. conservo – сохраняю, предохраняю) - приверженность к сформулированным духовным ценностям, нормам, правилам поведения, неприятие всего нового в науке, литературе, искусстве и т.д.

Контекст (от лат. contextus - соединение, согласование, связь) - общий смысл, социально-исторические и культурные условия, дающие возможность уточнить смысловое значение результатов творческой деятельности человека.

Контркультура (от греч. contra - против) - направление развития современной культуры, противостоящее традиционной, «официальной» культуре; форма протеста против культуры «отцов», получившая распространение среди части американской молодежи в 60-х - начале 70-х гг. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образ жизни, в основе которого лежат установки на респектабельное поведение, социальный престиж, материальное благополучие.

Культ (от лат. cultus - уход, почитание) - совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Культ возникает в традиционной культуре; один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Центр отправления культа- храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и др.). Кроме того, культ - это преклонение перед кем-либо или чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание; первоначально – обработка земли) - открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнедеятельности людей, «представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения».

Культура организации - специфическая, присущая лишь данной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходимых для ее функционирования.

Культура личности - уровень (степень) осознания культурных ценностей, которые проявляются в мышлении, духовно-практической (чувства, общение) и практической (поведение) деятельности человека; синтез индивидуальных качеств личности, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой.

Культурно-историческая эпоха - исторический отрезок времени, в течение которого людей объединяет определенная культурная общность, например, античность, средневековье, Возрождение и т.п.

Культурно-исторические типы - целостные совокупности характерных элементов жизни этноса, проявляющиеся в религиозном, социально-экономическом, политическом и других отношениях. Концепцию культурно-исторических типов впервые сформулировал Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа». Согласно его концепции, результатом положительной деятельности того или иного народа выступает создание своеобразного, обособленного, локального культурно-исторического типа. Данилевский выделяет в хронологическом порядке десять культурно-исторических типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития.

Культурные универсалии (от лат. universalis - общий, всеобщий) - нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода. Культурные универсалии не зависят от географического места, исторического устройства общества.

Культурный образец – устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, которая обуславливается определенными типами ситуаций, предписанным поведением в них человека и его связи с окружающим миром.

Культурный организм - восприятие культуры как живого биологического организма, который в своем развитии проходит стадии зарождения, роста, расцвета, старения и умирания. Данной точки зрения придерживались многие авторы, в том числе Г. Спенсер, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, большинство эволюционистов.

Культурные ценности - система жизненно важных (положительных) для человека и общества объектов, потребностей, целей, на основании которых осуществляется регуляция человеческой деятельности; положительно-значимые для человека вещи и идеи.

Культурный слой – слой земли, содержащий остатки деятельности человека, древних сооружений, строительный и хозяйственный мусор.

Культурологический подход к понятию «цивилизация» - подход, в рамках которого цивилизация рассматривается как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. В большинстве случаев основу этого феномена составляет религия (М. Вебер, А. Тойнби). Некоторые ученые указывают на четко выраженные параметры технологического развития (А. Тойнби).

Культурология - (от лат. cultura и греч. logos - знание, учение, слово) - научная дисциплина, изучающая культуру как естественную целостность через призму культурного становления общества и человека; «объяснение культуры». Культурология – это система знаний о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.

Локальные типы культур - замкнутые, самодостаточные, не поддерживающие диалога с другими типы культур.

Маргинальность культурная (от позднелат. marginalis - находящийся на краю; прилагательное, берущее начало от margo - край, граница) - понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, а соответственно и типами культуры. Культурная маргинальность возникает в результате изменения нормативно-ценностных систем под воздействием межкультурных контактов, социальных сдвигов и технологических факторов, когда человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему социальные роли, образ жизни, культурные ценности.

Массовая культура (от лат. massa - ком, кусок) - совокупность явлений культуры XX - XXI вв., характерных для современного общества, порожденных научно-технической революцией, урбанизацией, разрушением локальных общностей и размыванием территориальных и социальных границ. Массовое распространение культурных явлений связано с развитием систем информации, коммуникации, радио, телевидения, кино и т.д., которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей культурной продукции. Массовую культуру характеризуют особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление (массовое производство при этом понимается по аналогии с конвейерной технологией в промышленном производстве). Первоначально массовая культура возникла как рынок сбыта для бизнеса, специализирующегося в области развлечений. Массовая культура, неглубокая, стандартная, является культурой повседневной жизни и проявляется в нивелировании творческих индивидуальностей, в тиражировании и доступности (в смысле понятности всем и каждому) культурных ценностей, приоритетах мегаполисных форм существования. Она рассчитана на «среднего» человека, формируется под воздействием восприятия массовым сознанием социокультурных стереотипов, генерируемых средствами массовой информации. Авторство термина принадлежит М. Хоркхаймеру (впервые применил в работе «Искусство и массовая культура», 1941).

Материальная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая материальную жизнь человека и общества; физические объекты, созданные руками человека; совокупность материальных ценностей. В материальную культуру включаются:

1) культура труда и материального производства;

2) культура быта;

3) культура топоса, т.е. места жительства (жилища, деревни, города);

4) культура отношения к собственному телу и т.п.

Менталитет (ментальность) (от лат. mentalis - умственный, духовный) - мироощущение, мировосприятие; склад ума, умственный настрой, образ, способ мышления личности или общественной группы; глубокий психологический уровень коллективного и индивидуального сознания. Менталитет представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, которая формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека. Целостный образ жизни человека определяется менталитетом, объединяющим ценностные формы сознания (мораль, религия, философия и др.) с миром бессознательных психических состояний.

Миф (от греч. Mythos - предание, сказание) - архаическое повествование о деяниях богов и героев, об управляющих миром богах и духах. Миф - это попытка человека объяснить самому себе всю структуру, смысл того мироздания, космоса, частью которого он является, в котором живет. Миф - это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе, поэтому в мифе всегда присутствует обобщающее начало. Мифологическое сознание свойственно человеку на протяжении всей истории, а не только на ранних ее стадиях. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Модернизация (от франц. modernizahion, от moderne – современный) - концепция перехода от доиндустриального к индустриальному обществу путем комплексных реформ, занимающих большой промежуток времени, в результате чего кардинально меняются социальные институты общества и образ жизни людей; совокупность технологических, экономических, культурных, политических изменений, которые направлены на усовершенствование общественной системы в целом.

Модернизм (от франц. modernizahion, от moderne – современный) - направление в изобразительном искусстве, прикладном искусстве и архитектуре конца XIX - начала XX в., противопоставляющее себя искусству прошлого.

Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. В этом случае от удовлетворенности досугом зависит удовлетворение жизнью в целом. Молодежная субкультура выступает как альтернативная существующему образу жизни и культуре. Она характеризуется попытками сформировать собственное мировоззрение, собственные манеры поведения, стиль одежды и причесок, формы проведения, досуга и т.д.

Моральная культура - исторически сложившаяся устоявшаяся система нормативных отношений между людьми, образующая область культурной практики. В основе моральной культуры лежат освященные традицией фиксированные нормы отношений.

Народная культура - непрофессиональная, анонимная, коллективная культура, которая включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

Наука - специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построение рациональных прогнозов; управление исследуемыми процессами на основе эксперимента.

Нравственная культура - характеристика состояния общества с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил. Составными элементами нравственной культуры являются обычаи, моральные нормы поведения, нравы данной культуры, нравственные отношения.

Онтология культуры (от греч. ontos - сущее и ...lогия - учение) - концепция бытия культуры; учение о ее сущности, фундаментальных принципах.

«Осевое время» или «ось мировой истории» - термин, введенный в научный оборот Карлом Ясперсом («Истоки истории и ее цель»). Под «осевым временем» понимается эпоха духовного основоположения всех тех культур, которые ныне составляют дихотомию Восток - Запад. Ось мировой истории относится ко времени 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории, появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это духовное основоположение человечества проходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Согласно Ясперсу, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур.

Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Политическая культура - часть культуры в целом, совокупность характера и уровня политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержания и качества социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих как внешние, так и внутренние политические отношения в обществе.

Постмодернизм (буквально - то, что следует после модернизма, за модернизмом) - обобщенное обозначение тенденций в культуре и общественной жизни постиндустриального, информационного общества, сформировавшихся в 60 - 80-е гг. XX в. Именно в это время была осознана ограниченность рационализма и того, что результаты культурного прогресса поставили под угрозу уничтожение времени и пространства самой культуры. Э. Гидденс обосновал появление постмодернизма «усталостью от прогресса». В результате постмодернизм выражает попытки установления пределов вмешательства человека в естественные изменения природы, общества и культуры. Постмодернизм базируется на осознании разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры, а также признании этого разнообразия как естественного и позитивного состояния.

Правовая культура - совокупность различных видов правовой деятельности человека (права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, законотворческой, правоприменительной и др.) в сфере функционирования права в обществе; система формализованных нормативных взаимоотношений, регулируемых обязательными для исполнения и охраняемыми государством законами, нормами.

Прогресс культурный (от лат. progressus - движение вперед) - поступательное движение социокультурной системы вперед от менее к более сложному строению, от менее к более адаптированному состоянию, от менее к более совершенной форме.

религиозная культура (от лат. religio – благочестие, святыня)- составная часть общей культурной системы, порожденная религиозными запросами людей и призванная удовлетворять эти запросы. Элементами религиозной культуры являются мораль (религиозные нравственные поучения), религиозная философия, политика, культовое искусство (живопись, зодчество, ваяние, музыка, литература и проч.), научно-просветительская деятельность (религиозные учебные заведения - семинарии, воскресные школы и т.п.; библиотеки; издательства и проч.) и ряд других.

Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый) - сложившиеся в процессе исторического развития формы символического поведения людей, строго установленного порядка обрядовых действий. В ходе длительного процесса ритуализации определенные модели поведения превращались в независимые символы, которые становились общепринятыми в культуре.

Сакральный (от лат. sacer (sacri) - священный) - относящийся к вере, религиозному культу; культурный процесс объединения верующих в системе церковь – государство; монополия религиозной идеологии церкви в государстве и ее влияние на социальные институты общества - экономику, политику, образование и др.

Секуляризация (от лат. saecularis - светский) - процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии; ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение ее влияния на другие социальные институты - экономику, политику, образование и др. Исторически процесс секуляризации науки, искусства, морали, образования и т.д. начался с эпохи Реформации.

Семиотика (от греч. semeiotike - учение о знаках) - наука о знаках и знаковых системах, изучающая различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем (языков), а также особенности различных знаковых систем и сообщений.

Символ (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета; этимологически связан с греч. глаголом, означающим «соединяю, сравниваю, сталкиваю») - неразвернутый знак, обобщение; такой образ, который является представителем других (весьма многообразных) образов, содержаний, отношений.

Символ - всегда конкретный, доступный нашему воображению образ, означающий нечто само по себе нашему воображению недоступное (например, сова - символ мудрости, голубь - символ мира и т.п.). Язык символов свойствен как научному, так и художественному мышлению.

Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение, объединение) - 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (так, к примеру, синкретизм первобытного искусства характеризует нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре); 2) сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и согласования.

Сленг (от англ. slang ) - жаргон, жаргонная лексика. Слэнг подвержен частым изменениям. Широкое распространение получил в молодежных субкультурах.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом определенных систем норм, знаний, навыков, правил жизни, которые позволяют ему стать членом общества, жить в нем, быть полноправным его членом, правильно действовать и взаимодействовать со своим культурным окружением.

Субкультура (от лат. sub - под и cultura - возделывание) - это целостная культура определенной социальной группы внутри доминирующей культуры, отличающаяся собственными обычаями и нормами. Так, говоря о субкультуре, мы имеем дело с подчиненной, не основной, не главной культурой. Это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Тип (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - своеобразная идеальная, теоретическая модель, шаблон, трафарет для группы предметов, явлений, объектов, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования. Выделение типов связано с системообразующими принципами, лежащими в основе процесса обобщения.

Типология культур (от греч. typos - форма, образец и cultura - возделывание) - научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различение культур по определенным существенным основаниям.

Толерантность (от лат. tolerania – терпение) - терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим вкусам и позициям, обеспечивающее право и свободу каждого человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире.

Традиционная культура (от лат. traditio - передача, повествование и cultura – возделывание) - нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что изменения, происходящие в ней, идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием носителей данной культуры. Традиционная культура передается из поколения в поколение посредством бесписьменной и невербальной коммуникации.

Традиция (от лат. traditio - передача, повествование) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п., обнаруживаемые в элементах социально-культурного наследия. Культурные традиции осуществляют связь времен.

Утилитаристская культура - культура Нового времени, в которой доминировали и определяли логику осмысления любого культурного явления полезность, деловитость, применимость.

Элитарная культура (от фр. elihe - лучшее, отборное, избранное) - совокупность культурных ценностей, которые создаются и потребляются культурной элитой (критиками, литературоведами, театралами, художниками, писателями, учеными, музыкантами). Формула элитарной культуры «искусство ради искусства». Элитарная культура, по мнению ее создателей, сориентирована на лучшую, высшую часть общества, обладающую особой художественной восприимчивостью. Элитарная культура включает в себя изящные искусства, интеллектуальную литературу, классическую музыку.

Феномен (от греч. phainomeпоп - являющееся) - 1) явление, в котором выражается, обнаруживается сущность чего-либо; 2) любое проявление чего-либо.

Феномены культуры - различные формы проявления сущности культуры, такие как мораль, право, религия, искусство, экономика, политика, наука, техника и др.

Этническая культура - культура людей, связанных между собой общностью происхождения и территории, т.е. единством «крови и почвы».

Язык культуры - формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве и времени культуры. Языки культуры представляют собой пласт коммуникативной области культуры, формирование которого происходит в процессе взаимодействия совместно проживающих людей, когда общие для них представления обретают общепринятое выражение и статус разделяемых знаковых единиц, использование которых подчиняется определенным, установленным, обязательным правилам.

Сегодня мы продолжаем рассказ об известных концептуалистах, чьи теории так или иначе изменили мир. На повестке дня у нас краткая биография, основные идеи и библиография известного британского историка Арнольда Джозефа Тойнби.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975 гг) - британский историк, философ, культуролог и социолог. При его непосредственно участии была разработана теория цивилизаций, исследовал проблемы глобализации.


Биография
Родился Тойнби в Лондоне. Из известных родственников имел дядю Арнольда Тойнби-старшего (умер в 1925) - социалиста-реформатора, борца за права рабочего класса в Викторианской Англии. Тойнби учился, а затем преподавал в оксфордском колледже Бейлиол. Так же работал в колледже Винчестер и Кингс-колледже. Позже (с 1919 по 1924) работал в Лондонском университете, школе экономики, институте международных отношений. В 1913 году женился на Розалинде Мюррей. Во время Первой Мировой вместе с Джеймсом Брайсом собирали материалы по преступлениям немцев в Бельгии и геноциде турками армян.
Первой работой Тойнби в 1913 году стал труд, посвящённый древней Спарте.
На протяжении всей жизни вёл работы и последовательно выпускал главную работу - "Постижение истории" - где изложил собственную теорию цивилизации.

Основные мысли и идеи
Главной идеей Тойнби считается теория локальных цивилизаций. Сут ьеё в том, что в мире существовало два десятка отдельны друг от друга цивилизаций, связанных тонкими военно-торговыми отношениями. Все цивилизации последовательно проходили один и тот же путь от рождения до гибели. Отличительной особенностью цивилизации является своя религия и регион обитания. Так православная Россия, например, по Тойнби, является отдельной цивилизацией.
Главными характеристикам ицивилизации Тойнби назвал устойчивость во времени и пространстве в условиях Вызова и при контакте с другими цивилизациями. Тема Вызова и преодоления Вызова сильно будоражат социологов и философов наших дней. Вызовы можно классифицировать на: климатический, географический, внезапный военный, постоянный военный и так называемый вызов ущемления, когда цивилизация теряет что-то жизнеорганизующее и пытается его восстановить.
Характерно, что ответ на Вызов, по Тойнби, даёт социальное интеллектуальное меньшинство цивилизации, организуя и воодушевляя большинство. При этом, далеко не обязательно, что ответ даст правящее интеллектуальное меньшинство. Это вполне может оказаться другое меньшинство - новый наротив - вокруг которого соберётся большинство. И так происходят революции, обновление и рост цивилизации.
При этом надо упомянуть, что категорию общественно-экономической формации Тойнби принципиально отвергал. Толком не понимаю, почему.

Библиография (на русском)


  • Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. — М.: Рольф, 2001—640 с., ISBN 5-7836-0413-5 , тир. 5000 экз.

  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. — М.: Рольф, 2002—592 с., ISBN 5-7836-0465-8 , тир. 5000 экз.

  • Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / Пер. с англ. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 672 с., ISBN 5-8112-0076-5 , тир. 5000 экз.

  • Тойнби А. Дж. Роль личности в истории. / Пер. с англ. — М.: Астрель, 2012. — 222 с.,